Научная статья на тему 'Широкополосный доступ в Интернет как фактор социально-экономического развития'

Широкополосный доступ в Интернет как фактор социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2097
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / QUALITY OF PRODUCTS / РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЯ / ECONOMY / BROADBAND ACCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дронов Валерий Николаевич, Махрова Ольга Николаевна

Настоящее исследование направлено на изучение опыта развития широкополосной связи в развитых странах и оценке развития этого направления в Российской Федерации в целом и на примере Рязанской области. Цель. Изучение опыта и состояния дел по внедрению широкополосной связи в странах с различным уровнем развития экономики для получения сравнительной оценки, что позволит оптимизировать данный вид работ на территории РФ. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены вопросы развития широкополосной связи в ряде стран мира, выявлены тенденции ее применения в различных отраслях социально-экономического развития и определены основные направления. Результаты. Применение широкополосной связи позволяет преодолевать препятствия на пути социально-экономического развития стран и обеспечить доступ к перспективам в сферах образования, здравоохранения и занятости. Использование широкополосного доступа позволяет поднять производительность, повысить качество продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы, на новый уровень поставить работу по контролю за состоянием экологии и обеспечить выполнение целей устойчивого развития. Уровень развития Интернета в РФ позволяет в настоящее время перейти от развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к развитию цифровой экономики, и важная роль в этом процессе будет принадлежать развитию широкополосной связи. Выводы. ИКТ и в особенности широкополосная связь необходимы для решения трех задач устойчивого развития - экономического развития, социальной интеграции и охраны окружающей среды. Страны, внедряющие широкополосную связь на всей своей территории, не только обеспечивают более высокий уровень и качество жизни населения, но и получают конкурентное преимущество на мировом рынке ИКТ. В России развитие широкополосного доступа позволит не только развить сектор ИКТ, но и перейти к развитию цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дронов Валерий Николаевич, Махрова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Broadband Internet Access as a Factor of Socioeconomic Development

This study examines the development of broadband connections in developed countries and evaluates such advancements in the Russian Federation, in particular, the Ryazan region. Aim. Examining the experience and current state of implementation of broadband connections in countries with various levels of economic development allows for a comparative evaluation that can serve as a foundation for the future optimization of work in organizations in the Russian Federation. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the various issues of broadband connection development in a number of countries around the world, identifies trends in the application of broadband in various areas of socioeconomic development, and determines broadband’s major directions for future development. Results. Implementing broadband connections makes it possible for countries to overcome certain obstacles in their socioeconomic development and opens up new opportunities in the fields of education, healthcare, and employment. The use of broadband connections increases productivity and product quality, saves energy and material resources, takes environmental control to a new level, and ensures the fulfillment of the objectives of sustainable development. The level of Internet development in the Russian Federation leaves enough room for the transition from information and communications technology (ICT) development to the development of the digital economy, and broadband connections play a crucial role in this process. Conclusion. ICT and broadband connections, in particular, are vital for solving three problems of socioeconomic development: economic development, social integration, and environmental protection. The countries that implement broadband connections across their entire territory not only ensure a higher standard of living and quality of life but also gain a competitive edge in the global ICT market. The development of broadband access in Russia will contribute to the development of the entire ICT sector and provide a foundation for the future transition to a digital economy.

Текст научной работы на тему «Широкополосный доступ в Интернет как фактор социально-экономического развития»

Широкополосный доступ в Интернет как фактор социально-экономического развития*

Broadband Internet Access as a Factor of Socioeconomic Development

Дронов Валерий Николаевич

заместитель директора по науке Рязанского института экономики, кандидат экономических наук 390023, Рязань, Электрозаводская ул., д. 52

Valeriy N. Dronov

Ryazan Institute of Economy (Branch of st. Petersburg Academic University) elektrozavodskaya str. 52, ryazan, russian Federation, 390023

Махрова Ольга Николаевна

ученый секретарь Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Ol'ga N. Makhrova

Institute of socio-Economic studies of Population of the Russian Academy of science

Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, russian Federation, 117218

УДК 332.14:004.73

Настоящее исследование направлено на изучение опыта развития широкополосной связи в развитых странах и оценке развития этого направления в Российской Федерации в целом и на примере Рязанской области.

Цель. Изучение опыта и состояния дел по внедрению широкополосной связи в странах с различным уровнем развития экономики для получения сравнительной оценки, что позволит оптимизировать данный вид работ на территории РФ.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены вопросы развития широкополосной связи в ряде стран мира, выявлены тенденции ее применения в различных отраслях социально-экономического развития и определены основные направления. Результаты. Применение широкополосной связи позволяет преодолевать препятствия на пути социально-экономического развития стран и обеспечить доступ к перспективам в сферах образования, здравоохранения и занятости. Использование широкополосного доступа позволяет поднять производительность, повысить качество продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы, на новый уровень поставить работу по контролю за состоянием экологии и обеспечить выполнение целей устойчивого развития. Уровень развития Интернета в РФ позволяет в настоящее время перейти от развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к развитию цифровой экономики, и важная роль в этом процессе будет принадлежать развитию широкополосной связи. Выводы. ИКТ и в особенности широкополосная связь необходимы для решения трех задач устойчивого развития — экономического развития, социальной интеграции и охраны окружающей среды. Страны, внедряющие широкополосную связь на всей своей территории, не только обеспечивают более высокий уровень и качество жизни населения, но и получают конкурентное преимущество на мировом рынке ИКТ. В России развитие широкополосного доступа позволит не только развить сектор ИКТ, но и перейти к развитию цифровой экономики. Ключевые слова: информационные технологии, широкополосный доступ, экономическое развитие, качество жизни, качество продукции, регион, экономия

This study examines the development of broadband connections in developed countries and evaluates such

advancements in the Russian Federation, in particular, the Ryazan region.

Aim. Examining the experience and current state of implementation of broadband connections in countries with various levels of economic development allows for a comparative evaluation that can serve as a foundation for the future optimization of work in organizations in the Russian Federation.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the various issues of broadband connection development in a number of countries around the world, identifies trends in the application of broadband in various areas of socioeconomic development, and determines broadband's major directions for future development.

Results. Implementing broadband connections makes it possible for countries to overcome certain obstacles in their socioeconomic development and opens up new opportunities in the fields of education, healthcare, and employment. The use of broadband connections increases productivity and product quality, saves energy and material resources, takes environmental control to a new level, and ensures the fulfillment of the objectives of sustainable development.

The level of Internet development in the Russian Federation leaves enough room for the transition from information and communications technology (ICT) development to the development of the digital economy, and broadband connections play a crucial role in this process. Conclusion. ICT and broadband connections, in particular, are vital for solving three problems of socioeconomic development: economic development, social integration, and environmental protection. The countries that implement broadband connections across their entire territory not only ensure a higher standard of living and quality of life but also gain a competitive edge in the global ICT market. The development of broadband access in Russia will contribute to the development of the entire ICT sector and provide a foundation for the future transition to a digital economy.

Keywords: information technology, broadband access, economic development, quality of life, quality of products, region, economy

Построение новой экономики России не представляется возможным без ускоренного внедрения высоких технологий и инноваций. Важнейшая роль в этом инновационном развитии отводится сектору инфор-

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 16-12-62005 и при содействии правительства Рязанской области.

*

< мационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ре-ш зультаты международных исследований указывают | на существование тесной связи между развитием ^ ИКТ и экономическим развитием той или иной страза ны. Широкомасштабное развертывание технологий 2 высокоскоростной связи и интернет-доступа явля-х ется катализатором развития ИКТ-проектов, создает мультипликативный эффект для других отраслей

ш экономики, способствует ускорению прогресса и т обеспечивает рост ВВП. Кроме того, совершенство-£ вание телекоммуникационной инфраструктуры явля-> ется важным фактором повышения инвестиционной 2 привлекательности страны [1].

н Значимость широкополосного доступа для разви-

< тия экономики подтверждается научными исследо-1= ваниями, в которых анализируется вклад широкопо-х лосного доступа в рост ВВП [2-5]. Будем считать в х этой связи доказанной гипотезу о том, что широко-о полосный доступ оказывает позитивное влияние на н- рост ВВП. Согласно оценкам ряда эконометриче-

ских исследований, рост ВВП составляет 0,25-1,5% на каждые 10% увеличения уровня проникновения широкополосного доступа. Кроме того, как установил П. Кутрумпис, «благодаря позитивным внешним факторам, связанным с использованием сетей, чем выше уровень проникновения широкополосного доступа, тем значительнее его вклад в экономический рост» (цит. по: [6]).

Широкополосный доступ (ШПД) снижает трансак-ционные издержки, сокращает время на разработку и внедрение новых изделий и технологий, снижает время на поиск необходимых материалов и комплектующих. Он позволяет выстраивать эффективную логистику, упрощает поиск потребителей, открывает возможность осуществления непрерывного анализа рыночной ситуации и прогнозирования объемов производства. ШПД позволяет по-новому выстраивать работу по повышению качества и конкурентоспособности продукции, отслеживая и корректируя в реальном времени параметры технологических процессов на всем цикле изготовления и эксплуатации изделий. Благодаря ШПД до минимума снижается влияние субъективных факторов при выполнении технологических операций и принятии решений. Развитие ШПД стимулирует появление и развитие новых отраслей, материалов, профессий, способствует повышению квалификации работников.

Применение ШПД в управлении повышает его эффективность. Особое значение ШПД имеет для развития удаленных и труднодоступных районов страны. В сельской местности благодаря нему усиливается приток новых идей, новых приемов обработки и выращивания продукции, расширяются возможности по приобретению современного семенного и посадочного материалов. Одновременно интенсифицируется поиск партнеров, поставщиков и потребителей, кооперация при решении вопросов, требующих значительных капитальных затрат, поиск инвесторов для внедрения инноваций.

Применение технических решений с использованием ШПД в электроснабжении, отоплении, коммунальных услугах, транспорте, использование систем «умных» технологий во всех сферах жизни и быта человека позволяет получать экономию до 30% потребляемых ресурсов.

Таким образом, широкополосный доступ способствует росту ВВП, создает новые рабочие места, стимулирует инновации, повышает качество продукции и государственных услуг, качество жизни населения

и, как следствие, усиливает конкурентоспособность страны, что необходимо для непрерывного и устойчивого экономического роста.

По данным отчета Международного союза электросвязи, в ближайшем будущем опережающими темпами будет развиваться Интернет для вещей. «Влияние Интернета для вещей в значительной степени коснется практически каждого социально-экономического сектора, включая образование, здравоохранение, сельское хозяйство, перевозки и производство. Ценность Интернета для вещей в основном заключается в создании, обработке и анализе новых данных. В отчете показано, как при помощи Интернета для вещей и анализа больших объемов данных можно ответить на основные вызовы в области развития — например, связанные с функционированием мегагородов, изменением климата, продовольственной безопасностью и управлением ресурсами» [7]. Полноценное развитие Интернета для вещей зависит от доступности инфраструктуры ИКТ и средств обработки данных, что требует наличия инфраструктуры фиксированной широкополосной связи, более широкой полосы пропуска международного трафика Интернета, а также магистральной пропускной способности.

Развитие ШПД является одной из приоритетных задач, которые ставятся на правительственном уровне. В соответствие с программой Минкомсвязи России по устранению цифрового неравенства, к 2020 г. все населенные пункты с численностью от 250 до 500 человек будут обеспечены широкополосной волоконно-оптической связью со скоростью доступа в Интернет не менее 10 Мбит/c. Планируется ввести в эксплуатацию 200 000 км волоконно-оптических линий, которые обеспечат дополнительно 14 000 точек доступа и позволят охватить современной связью 37 млн человек. После окончания проекта 97% населения России будет иметь возможность доступа к широкополосной связи. Активно развивается мобильный доступ в Интернет с помощью технологии связи четвертого поколения LTE. Уже 60% населения России имеют возможность доступа к этой услуге.

По информации компании «Ростелеком», на начало 2016 г. точки высокоскоростного доступа в Интернет (Wi-Fi) построены в 1500 деревень, сел и поселков. По оценкам J'son & Partners Consulting, за 2015 г. количество пользователей фиксированного ШПД в России выросло на 2%, до 30,3 млн пользователей [8]. По состоянию на конец августа 2016 г., с момента начала строительства в рамках программы, в 66 субъектах РФ было проложено 27 300 км волоконно-оптических линий связи и создано 2980 точек доступа [9].

В России складывается тенденция к использованию разнообразных устройств для доступа в Интернет. В 2015 г., по данным Минкомсвязи, настольными компьютерами пользовались 52% семей, а ноутбуками — 63%. Растет количество пользователей мобильных устройств. Появилась возможность и необходимость одновременного входа в Сеть разных членов семьи, что значительно увеличивает нагрузку на нее. Без ШПД решение этой проблемы не возможно.

Агентство J'son & Partners Consulting выпустило исследование развития рынка фиксированного ШПД в Интернет в России в 2015 г. Несмотря на общее замедление темпов роста (на 2% по отношению к 2014 г.), некоторым игрокам удалось опередить ры-

нок. По мнению авторов отчета, ключевые тенденции заключаются в переводе сетей на оптику и все большем распространение тарифов со скоростью 100 Мбит/с и выше [10]. Российский рынок ШПД достаточно насыщен. По количеству пользователей фиксированного ШПД Россия занимает 1-е место в Европе и 4-е в мире, после Китая, США и Японии. По проникновению ШПД наша страна занимает 8-е место, опережая Китай и Бразилию. В ближайшее время темпы роста будут снижаться в результате насыщения и кризиса в экономике страны. В то же время необходимо отметить, что внедрение ШПД в Интернет в России носит неравномерный характер, что связано с различием уровня экономического развития регионов, географическим расположением, качеством человеческого потенциала и другими особенностями.

Компания «Яндекс» на основании данных сервисов «Яндекс.Метрика», «Яндекс.Новости» и «Справочник Яндекс.Карт», а также сведений, предоставленных фондом «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательской группой TNS и компанией GfK, провела исследование, в соответствии с результатами которого в 2014 г. аудитория и проникновение Интернета в России продолжили расти (темпы роста сохранялись на уровне 2013 г.) [11]. По данным ФОМ, осенью

2014 г. 72,3 млн россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались Интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 млн человек выходили в Сеть ежедневно. Уровень проникновения Интернета в России самый высокий в СНГ и БРИКС, но ниже, чем в государствах Большой восьмерки и прибалтийских странах.

Проникновение Интернета увеличилось во всех регионах и типах населенных пунктов. Высокие темпы роста показали села: уже каждый второй житель сельской местности выходит в Интернет хотя бы раз в месяц. Среди регионов сильнее всего выросло проникновение на Дальнем Востоке, который ранее был среди отстающих. По-прежнему больше половины пользователей Интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. Тем не менее доля пользователей старшей возрастной группы растет год от года.

ШПД в Интернет по фиксированным линиям связи обеспечивает высокую скорость и стабильное соединение. Этот способ доступа представлен почти во всех субъектах РФ и доступен большинству населения страны. По состоянию на февраль 2015 г. 59% организаций, зарегистрированных в «Справочнике Яндекс.Карт», указали, что у них есть свои сайты. Год назад таких организаций было 55%. Преобладают организации, имеющие сайты, в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе. При этом рост в регионах (кроме Крыма) продолжается, а в столицах замедлился. Цифры, представленные в исследовании, свидетельствуют о достаточно высоких темпах роста уровня проникновения Интернета (в том числе ШПД) в России. В то же время отмечается отставание от развитых государств и прибалтийских стран. Нельзя не отметить и снижение позиции России в рейтинге МСЭ по сравнению с другими странами. В рейтинге 2010 г. Россия занимала 46-е место, а в рейтинге

2015 г. — 45-е место, в то время как Белоруссия переместилась с 50-го на 36-е место.

Прирост аудитории Интернета в России и годовой прирост пользователей изменяются на протяжении последнего десятилетия с трендом, близ-

ким к линейному. Это не может не сказываться на < увеличении в ВВП доли так называемой цифровой ш экономики. В России она составляет 2,8%, или 75 | млрд долл. США. Большая ее часть (63 млрд долл.) ^ приходится на сферу потребления (интернет-тор- □= говля, услуги, поиск) [12]. Мировым лидером по 5 доле цифровой экономики является Великобрита- х ния. Сектор, включающий в себя информационные х технологии и телекоммуникации, онлайн-торговлю, ш расходы правительства, связанные с Интернетом, т занимает 2-е место в экономике страны вслед за 2 недвижимостью, обгоняя производство и торгов- > лю. Ожидается, что в 2016 г. интернет-экономика 2 принесет Великобритании 12,4% ВВП, в то время н как в странах Большой двадцатки этот показатель < составляет 5,3% (в 2010 г. — 4,1%). ¡=

Достигнутый в настоящее время уровень разви- х тия информационных технологий в России позво- х ляет ставить вопрос о переходе в государственном о управлении от обособленного развития отрасли ИКТ н-к развитию цифровой экономики страны. Министр связи и массовых коммуникаций России Н. А. Никифоров видит задачу не просто развития сектора ИКТ, а цифровизации экономики страны. В выступлении на панельной дискуссии «Цифровая трансформация России» на XX Петербургском международном экономическом форуме он заявил: «Нам нужно постепенно уходить от архаичной стратегии развития информационного общества, задача которой — обособленное развитие отрасли ИКТ, и переходить к развитию цифровой экономики страны, когда задачей отрасли ИКТ становится повышение эффективности экономики и государства в целом, и менять государственное регулирование, чтобы цифровая трансформация экономики стала возможной. Опираясь все больше в развитии нашей страны на информационные технологии, мы должны четко осознавать, что зачастую увеличиваем свою зависимость от зарубежных поставщиков, поэтому движение в сторону цифровой экономики необходимо осуществлять параллельно с импортозамеще-нием и поддержкой собственной ИТ-отрасли, чтобы в российскую экономику проникали отечественные технологии» [13].

По мере наращивания доли ИТ-отрасли в экономике России вопрос о ее ориентации на собственные оборудование, комплектацию, разработки программного продукта приобретает все большее значение, так как, закупая их за рубежом, мы оплачиваем высокую заработную плату иностранных работников, различные издержки, в том числе и связанные с научно-исследовательскими работами компаний-производителей, и, в конечном итоге, способствуем развитию зарубежной экономики. Все это происходит при наличии в нашей стране высококвалифицированных кадров в программировании, при наличии специалистов и мощностей по производству электроники. Видимо, необходимо усилить роль российского государства в развитии собственного ИТ-производства, так как речь идет об огромных затратах и касается конкурентоспособности страны. «В структуре мирового сектора ИКТ особую роль играет крупный транснациональный бизнес. На его долю приходится почти 90% мирового выпуска ИКТ. Лидеры отрасли — 250 компаний с выручкой свыше 5 млрд долл. США в год. В их числе всего две российские компании («ВымпелКом» и МТС). Для сравнения по странам БРИК: Китай (вместе с Гонконгом и Тайванем) — 27, Индия — 4, Бразилия — 3» [14].

< Приобретение «входного билета» в мировой рынок ш ИКТ потребует значительных финансовых ресурсов. | Политика государства в России должна заключаться ^ в поддержке компаний, которые инвестируют в инновации в сфере ИКТ и ориентированы на экспорт,

s что может привести к резкому увеличению эффек-х тивности развития отрасли ИКТ и экономики страны х в целом. Успех информатизации во многом зависит ш от устранения цифрового неравенства. Особенно m важно это для такой огромной страны, как Россия, £ с ее многообразием географических, ресурсных, > климатических условий и многообразием культурных 2 традиций населения.

В настоящее время в регионах созданы и выполня-

< ются территориальные программы информатизации. i= Минкомсвязь разрабатывает методику оценки уровня х информатизации регионов, на основании методики х рассчитывается интегральная оценка уровня развития о информационного общества в субъектах Российской н- Федерации и составляется рейтинг регионов. Оценка

и рейтингование позволяют администрации регионов и Минкомсвязи управлять информатизацией, используя финансовые и административные ресурсы, и концентрировать усилия на наиболее важных направлениях. В качестве примера рассмотрим состояние дел по информатизации Рязанской области, средней по показателям развития.

Регион обладает достаточно развитой инфраструктурой связи. Для оказания услуг связи на территории Рязанской области функционируют более 10 000 сооружений и сетей связи. Услуги междугородной и международной телефонной связи на территории области предоставляют 8 операторов связи, услуги местной телефонной связи — 32 оператора. Население региона обслуживают 542 станции местной телефонной сети общего пользования. Услугами фиксированной телефонной связи пользуются 265 000. абонентов. Обеспеченность телефонными аппаратами на 1000 человек населения в городской местности составляет 267 шт., в сельской — 71 шт.

Услуги мобильной связи на территории Рязанской области предоставляют 5 операторов связи («Мегафон», «МТС», «ВымпелКом», «Теле2» и «Yota»). На территории региона функционирует около 1900 базовых станций для голосовой мобильной связи с покрытием на 96%. Абонентская база составляет около 2 млн пользователей. В первом полугодии 2016 г. «Мегафон» значительно расширил зону покрытия сети 4G+ (LTE) (количество новых базовых станций увеличилось в 2,5 раза).

Эфирным телерадиовещанием обеспечено 99% населения области. Активно идет строительство сети эфирного цифрового телерадиовещания. В Рязани запущены 1-й и 2-й мультиплексы цифрового вещания, транслирующие 20 федеральных телеканалов, по области работает один мультиплекс (10 телеканалов).

Ситуация в отрасли связи в Рязанской области изменяется в соответствии с мировыми тенденциями: продолжится рост доли услуг документальной связи (включая передачу данных и оказание телематических услуг) при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи, что обусловлено изменением потребительских предпочтений.

В 2015 г. на территории Рязанской области началось осуществление федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» по прокладке новых волоконно-оптических линий связи в малые населен-

ные пункты региона для обеспечения жителей высокоскоростным доступом к сети Интернет (со скоростью не менее 10 Мбит/с). В Рязанской области проект охватывает 232 населенных пункта с населением от 250 до 500 человек. В каждом населенном пункте в непосредственной близости от таксофона будет установлена точка доступа (столб высотой 10 м, на котором разместится оборудование связи). Срок реализации проекта — 3 года [15].

Проект реализуется на основании федерального закона «О связи», и его единственным исполнителем является оператор связи ПАО «Ростелеком». 17 сентября 2015 г. «Ростелеком» открыл первую точку доступа в Рязанской области. К августу 2016 г. аналогичные точки доступа были открыты еще в 46 населенных пунктах [16]. В поселках, где фиксированная связь пока отсутствует, имеется возможность определить наиболее доступного оператора связи. На сайте Министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области представлен перечень всех населенных пунктов области с указанием характеристик доступа и численности населения. Любой житель области имеет возможность найти в таблице свой населенный пункт и выбрать оператора с наилучшими параметрами мобильной связи. Существующие технические решения позволяют усиливать сигнал и обеспечивать устойчивый прием на большей части территории области.

Таким образом, уровень информационной доступности уже сегодня позволяет внедрять ИКТ во все сферы жизни. Но темпы развития существенно отстают от уровня развития передовых стран. Для ускорения и наращивания уровня информатизации, перехода от развития ИКТ-сектора экономики к циф-ровизации всей экономики необходима разработка программы с конкретным перечнем внедрения «умных» технологий по всем отраслям и регионам страны. Программа должна предусматривать адресную поддержку, а при необходимости — целевое финансирование и государственное управление наиболее перспективными направлениями, ориентированными на экспорт.

Литература

1. Результаты исследования рынка широкополосных сетей в России и за рубежом: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article118232.htm. (Дата обращения: 05.09.2016).

2. Qiang C. Z., Rossotto C. M. Economic Impacts of Broadband. Washington, DC: World Bank, 2009. P. 35-50.

3. Katz R. Impact of Broadband on Economy: Research to Date and Policy Issues. Geneva: ITU. 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.itu.int/ITU-D/treg/ broadband/ITU-BB-Reports_Impact-of-Broadband-on-the-Economy.pdf.

4. Buttkereit S., Enriquez L., Grijpink F., Moraje S., Torfs W., Vaheri-Deimulle T. Mobile Broadband for the Masses: Regulatory Levers to Make it Happen / McKinsey & Company. February 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=w eb&cd=1&ved=0ahUKEwjrwszXu83PAhUE6CwKHW4IDIQQFg gfMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.mckinsey.com%2FClient_ Service%2FTelecommunications%2F%2520Latest_thinking %2F~%2Fmedia%2F77F2B3632BD64B49B84467D2E43C5 0A3.ashx&usg=AFQjCNEe3_pEB5pkIMjXuHQI80q5RjzxKw& bvm=bv.135258522,d.bGg&cad=rjt

5. CzernichN., FalckO., KretschmerT., WoessmanL. Broadband Infrastructure and Economic Growth. 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cesifo-group.de/pls/ guestci/download/CESifo%20Working%20Papers%202009/

CESifo%20Working%20Papers%20December%202009/ce-sifo1_wp2861.pdf.

6. Россотто К. М., Гелвановска Н., Мачуле В., Хохлов Ю., ШапошникС. Широкополосный доступ в России: Доклад. Washington: TheWorldBank, 2015. 54 с.

7. Измерение информационного общества: Отчет 2015 год / МСЭ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICT0I-2015-SUM-PDF-R.pdf.

8. Воронина Ю. Провода были сжаты. Россия лидирует по числу пользователей Интернета // Российская газета. Федеральный выпуск № 6893 (25). 08.02.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ 2016/02/08/rossiia-zaniala-pervoe-mesto-v-evrope-po-chislu-polzovatelej-interneta.html.

9. 2980 населенных пунктов России подключены к скоростному Интернету: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/35636/ (Дата обращения: 07.09.2016).

10. Российский рынок ШПД в 2015 году замедлил рост: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://telecomblog. ru/analitika-i-isledovaniya/rossijskij-rynok-shpd-v-2015-godu-zamedlil-rost. (Дата обращения: 06.09.2016).

11. Развитие Интернета в регионах России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/company/ researches/2015/ya_internet_regions_2015.

12. Что нужно знать о цифровой экономике и ее перспективах // Коммерсант.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3063024. (Дата обращения: 07.09.2016).

13. Глава Минкомсвязи предложил разработать стратегию развития цифровой экономики России // Минкомсвязь России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/35306/. (Дата обращения: 07.09.2016).

14. Бродский Н. Мировые тенденции развития ИКТ и опыт России // Connect! Мир Связи. № 9. 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.connect.ru/article. asp?id=9502.

15. Связь и информационные технологии // Министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minprom.ryazangov.ru/activities/ spheres/svayz/main/.

16. «Ростелеком» в Рязанской области открыл первую точку доступа в Интернет по проекту устранения цифрового неравенства // Ростелеком: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/press/news/d432453/. (Дата обращения: 07.09.2016).

References

1. Results of broadband market research in Russia and abroad. Available at: http://www.advertology.ru/article118232.htm. Accessed September 05, 2016. (in Russ.).

2. Qiang C. Z., Rossotto C. M. Economic impacts of broadband. 2009 Information and communications for development: Extending reach and increasing impact. Washington, DC, World Bank, 2009, pp. 35-50. Available at: http://sit-eresources.worldbank.org/EXTIC4D/Resources/IC4D_Bro-adband_35_50.pdf.

3. Katz R. Impact of broadband on the economy: Research to date and policy issues. Geneva, ITU. 2012. Available at:

https://www.itu.int/ITU-D/treg/broadband/ITU-BB-Reports_ < Impact-of-Broadband-on-the-Economy.pdf. ^

4. Buttkereit S., Enriquez L., Grijpink F., Moraje S., Torfs W., Vaheri- 5 Deimulle T. Mobile broadband for the masses: Regulatory * levers to make it happen. Louvain-la-neuve, McKinsey & Co., m February 2009. 16 p. Available at: https://www.google.ru/url ï ?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjr 2 wszXu83PAhUE6CwKHW4IDIQQFggfMAA&url=http%3A%2F% x 2Fwww.mckinsey.com%2FClient_Service%2FTelecommunicat x ions%2F%2520Latest_thinking%2F~%2Fmedia%2F77F2B363 J 2BD64B49B84467D2E43C50A3.ashx&usg=AFQjCNEe3_pEB5 ^ pkIMjXuHQI8Oq5RjzxKw&bvm=bv.135258522,d.bGg&cad=rjt <

5. Czernich N., Falck O., Kretschmer T., Woessman L. Broadband d

Infrastructure and Economic Growth. CESifo Working Paper, ^ 2009, no. 2861. Available at: http://www.cesifo-group.de/pls/ ^ guestci/download/CESifo%20Working%20Papers%202009/ h CESifo%20Working%20Papers%20December%202009/ce- < sifo1_wp2861.pdf. É=

6. Rossotto K. M., Gelvanovska N., Machule V., Khokhlov Yu., s Shaposhnik S. Broadband in Russia. Washington, DC, The ^ World Bank, 2015. 54 c. Available at: http://documents. cl worldbank.org/curated/en/108901468057559166/text/9494 ° 10WP0BR0AD00RUSSIAN0final4print.txt. (in Russ.). >-

7. Measuring the Information Society. Report 2015. Available at: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICTOI-2015-SUM-PDF-R.pdf. (in Russ/).

8. Voronina Yu. The wires were tightened. Russia leads in the number of Internet users. Rossiyskaya gazeta, February 08, 2016, no. 6893 (25). Available at: https://rg.ru/2016/02/08/ rossiia-zaniala-pervoe-mesto-v-evrope-po-chislu-polzovate-lej-interneta.html. (in Russ.).

9. 2980 settlements of Russia are connected to high-speed Internet. Russian Ministry of Communications, 2016. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/events/35636/. Accessed September 07, 2016. (in Russ.).

10. The Russian broadband market growth slowed in 2015. Available at: http://telecomblog.ru/analitika-i-isledovaniya/ rossijskij-rynok-shpd-v-2015-godu-zamedlil-rost. Accessed September 06, 2016. (in Russ.).

11. Internet development in Russian regions. 2015. Available at: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_inter-net_regions_2015. (in Russ.).

12. What you need to know about the digital economy and its prospects. Kommersant.ru, August 26, 2016. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/3063024. Accessed September 07, 2016. (in Russ.).

13. The head of the Ministry of Communications proposed to develop a strategy for the development of the digital economy in Russia. Russian Ministry of Communications. 2016. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/events/35306/. Accessed September 07, 2016. (in Russ.).

14. Brodskiy N. Mirovye tendentsii razvitiya IKT i opyt Rossii [Global trends in the development of ICT and the experience of Russia]. Connect! Mir svyazi, 2009, no. 9. Available at: http://www.connect.ru/article.asp?id=9502.

15. Communication and information technologies. Ministry of Industry, Innovation and Information Technologies of the Ryazan' region. Available at: http://minprom.ryazangov.ru/ activities/spheres/svayz/main/. (in Russ.).

16. "Rostelecom" in the Ryazan' region opened the first access point to the Internet for the project to eliminate digital inequality. Rostelecom, September 16, 2015. Available at: http://www.rostelecom.ru/press/news/d432453/. Accessed September 07, 2016. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.