Научная статья на тему '"широкий доступ для большой публики": университетские музеи в культурном ландшафте Казани (XIX начало ХХ В. )'

"широкий доступ для большой публики": университетские музеи в культурном ландшафте Казани (XIX начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назипова Г. Р.

Казанский университет с комплексом научно-вспомогательных учреждений рассматривается в ряду важнейших достопримечательностей дореволюционной Казани. С привлечением значительного количества источников анализируется одна из сторон просветительской деятельности университетских музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"WIDE ACCESS FOR GENERAL PUBLIC": UNIVERSITY MUSEUMS IN KAZAN CULTURAL LANDSCAPE (

Kazan University with its complex of scientific-auxiliary institutions is examined as one of pre-revolutionary Kazan major attractions. Some aspects of enlightenment activities of University museums are analyzed on the basis of numerous sources.

Текст научной работы на тему «"широкий доступ для большой публики": университетские музеи в культурном ландшафте Казани (XIX начало ХХ В. )»

УДК 947

"ШИРОКИЙ ДОСТУП ДЛЯ БОЛЬШОЙ ПУБЛИКИ": УНИВЕРСИТЕТСКИЕ МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ КАЗАНИ

(XIX - НАЧАЛО ХХ В.)

© 2008 Г.Р.Назипова

Национальный музей Республики Татарстан, Казань

Казанский университет с комплексом научно-вспомогательных учреждений рассматривается в ряду важнейших достопримечательностей дореволюционной Казани. С привлечением значительного количества источников анализируется одна из сторон просветительской деятельности университетских музеев.

Уже первые шаги Казанского университета, основанного в 1804 году, ознаменованы стремлением к вхождению в общественную жизнь Казани, чему в немалой степени способствовала открытость его местному сообществу. Университетские деятели изначально стремились к тому, чтобы сделать жизнь своей корпорации полезной обществу, и эта полезность виделась ими, прежде всего, в просвещении. Нельзя не согласиться с мнением исследователей, что "история Казанского университета в рассматриваемый период являет собой историю бытования европейской университетской идеи в культурной среде российского общества и, более того, пример прививки культурной европейской традиции к почве провинциальной российской культуры начала XIX века" [7, С. 11].

Разными способами осуществлялось это привитие европейской культуры в местное социокультурное пространство: публичными экзаменами, открытыми торжественными годичными собраниями в Актовом зале, когда произносились актовые речи. Впоследствии явлением культурной жизни Казани стали публичные лекции ученых. Немалое значение приобрели литературные вечера, организуемые университетом. Большой общественный резонанс имела его издательская деятельность. Все это в значительной степени способствовало большому влиянию Казанского университета на общественную и в том числе культурную жизнь региона. Оно распространялось постепенно, но целенаправленно. "...Влияние Университета на Казань было очень значительным, и казанская жизнь была намного выше жизни других провинциальных городов, прозябавших еще более сонно и прозаично", - писал о 1860-х годах студент С.Смоленский [25, С.16]. Од-

ним из проводников такого влияния на казанскую жизнь стал корпус университетских кабинетов и музеев, благодаря которым, наряду с огромным научным и образовательным потенциалом этой цитадели науки, во многом выстраивалась картина Казани как университетского города. Предусмотренная еще по Уставу 1804 года возможность для посторонней публики посещать университет, знакомиться с собранными в его кабинетах коллекциями стала одним из важных и действенных рычагов в просвещении широкой общественности.

Формирование коллекций в музеях университета шло в соответствии с принципами преподававшихся здесь дисциплин. И поскольку университет претендовал на глобальное универсальное знание, его музейные собрания охватывали широкий спектр культурных и научных явлений, поставлявшихся сюда из разных концов света. Вместе с тем, каждый европейский университет имел свою научную специфику, зачастую обусловленную местом его расположения. Казанский университет находился на восточной окраине европейского университетского пространства. Здесь собирались богатые краеведческие коллекции, позволявшие изучать и пропагандировать знания о местной природе, истории и культуре. Университетские музеи (натуральный и физический кабинеты, минц-кабинет, кабинет редкостей, зоологический, минералогический, технологический музеи, библиотека, обсерватории, анатомический театр и т.д.), будучи, прежде всего, учебно-вспомогательными, то есть помогающими учебному процессу учреждениями и научными лабораториями, изначально стали и центрами просветительства, поскольку их двери были широко открыты не только перед сту-

дентами и преподавателями университета, но и перед сторонней аудиторией. Об этом писал профессор Н.П.Загоскин, подчеркивая, что в течение "ряда десятилетий все университетские собрания и музеи пользовались широким доступом для большой публики..." [5, С. 138]. Такая традиция возникла уже в первые годы университетской истории. В "Обозрении преподаваний в Казанском университете на 1818 - 1819 учебный год" указывалось, что кабинет естественной истории и ботанический сад показывает всем желающим профессор К.Фукс, физический кабинет - магистр Кайсаров, астрономическую обсерваторию - профессор М.И.Симонов [4, С.100]. Желающими были, прежде всего, гости Казани: университет со дня своего основания стал одной из главных городских достопримечательностей, а его посещение - неотъемлемой частью всех визитов в город.

В ряду именитых гостей - представители императорской семьи, чиновники высокого ранга. Пребывание в университете членов императорской семьи традиционно начиналось со встречи знатного гостя ректором и профессорами на крыльце у главного входа, а затем проходило по обычному маршруту, который всегда включал в себя посещение университетской церкви; мероприятия в Актовом зале (встреча с профессорами, преподавателями и студентами); знакомство с кабинетами и музеями, библиотекой, анатомическим театром и т.д. Бывали случаи, когда высокие гости присутствовали на лекциях профессоров. Визиты бывали, чаще всего, однодневными, но иногда знакомство с университетом осуществлялось в течение нескольких дней. Два дня провел здесь наследник престола Николай Александрович, посетивший Казань в августе 1861 года: 17 августа он осматривал учебно-вспомогательные учреждения, а на следующий день изъявил желание присутствовать на лекциях [17, Л. 13 -13 об.]. Об этом посещении вспоминал позже студент Дмитрий Корсаков: "Помню прекрасно, как мы, студенты, стояли густой толпой в больших университетских сенях с парадного подъезда, когда его высочество подъехал к университету..." [14, С.166]. Корсаков запомнил и то, как студенты следовали за попечителем Казанского учебного округа князем П.П.Вяземским, встречавшим высокое начальство и показывавшим ему аудитории и кабинеты. Посетивший университет 4 сентября 1866

года министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой вначале был встречен в Актовом зале, где произошло его знакомство с профессорами. Он произнес речь о важности гимназического образования. Затем гость направился в университетскую церковь, осматривал кабинеты: зоологический, зоотомический, минералогический, геологический, кабинет редкостей, аудитории, химическую лабораторию, механическое заведение, фармакологический кабинет, анатомический театр, библиотеку. "Каждое учебно-вспомогательное заведение граф осматривал весьма тщательно", - отмечалось в университетском отчете [3, С. 64]. Высокопоставленные гости посещали не только университет - они бывали в губернаторском дворце, в Дворянском собрании, иногда в гимназиях и училищах. Их пребывание в университете не было обычным парадным мероприятием - оно часто становились центральным событием официальных визитов в Казань. Знакомство с университетом зачастую и для именитых гостей имело большое образовательное значение. Не случайно, многие из них весьма заинтересованно посещали лекции и осматривали музеи.

Университет посещали и рядовые гости, среди которых были путешественники, ученые, деятели культуры и т.д. Их визиты редко фиксировались в официальных университетских отчетах. Известный русский писатель и общественный деятель А.И.Герцен, посетивший университет в 1835 году, долго и внимательно осматривал его коллекции. Это позволило ему отметить важную особенность Казанского университета, поскольку здесь "... преподаются в обширном объеме восточные литературы и преподаются часто азиатцами, в его музеумах больше одежд, рукописей, древностей, монет китайских, маньчжурских, тибетских, нежели европейских" [7, С.71]. Французский писатель Александр Дюма во время своего пребывания в Казани осенью 1858 года познакомился с ректором и осмотрел университет, где ему больше всего запомнились кабинет естественной истории и библиотека [6, С.143].

Нередко визитерами университета были ученые, что является закономерным. Они, конечно, знакомились, прежде всего, с музеями. Отмечено посещение университета известным немецким ученым - путешественником Александром Гумбольдтом во время его поездки по

России в 1829 году. Помимо осмотра университетских коллекций Гумбольдт побывал в доме у профессора К.Фукса, где познакомился и с его великолепным собранием [1, 51 - 53]. Посещения университета учеными со всех концов России и из-за границы участились во второй половине XIX - начале ХХ в., когда здесь побывали: археолог Э.Ленц; член Туркестанского кружка любителей археологии, впоследствии известный ученый А.А.Диваев; один из ведущих и авторитетных русских археологов, востоковед, профессор Петербургского университета В.В.Бартольд; французский археолог барон Де Бай; немецкий ученый доктор М.В.Бенке; финский ученый-археолог профессор А.М.Тальгрен; доктор философии из Гель-сингфорского университета Ю.Аймю и т.д. [21, Л. 53; 16, С.173]. Список можно продолжить. Почти каждое посещение ученых отражалось в местной прессе, зачастую становясь событием и в научной жизни города. "В Казань приехали два молодых финских ученых Альберт Хеме-лейнен и Эдвиг Бекман", - сообщал корреспондент "Казанского телеграфа" 11 сентября 1907 года и добавлял для справки, что А.Хемелейнен - ученик известного ученого доктора Г.Вихманна, "занимавшегося изучением языков вотского, зырянского, пермяцкого и многих других и издавшего целую серию исследований по ним". Далее читатели уведомлялись, что ученые посетили музеи города, в том числе университетский музей отечествоведения, где знакомились со всеми материалами "касательно финских и угорских племен" [11].

Тому, что для многих гостей Казани университет стал обязательным пунктом посещения способствовало и то, что он входил во все справочные издания по городу. Уже в одном из первых путеводителей по Казани, вышедшем в 1841 году, университету уделено значительное внимание. Составителем его был чиновник Министерства внутренних дел И.Чернов. В разделе "Древности и достопримечательные здания в Казани" он особо выделил университет [27, С. 101]. Последующие путеводители и справочные книжки всегда отмечали университет и его музеи не только в разделах, посвященных учебным заведениям, но и среди музеев и достопримечательностей города [26, С. 264 - 319]. При характеристике же университетских музеев составителями акцентируются "достопримечательные" экспонаты. Зачастую

подчеркивается и общедоступность некоторых из этих учреждений. Так, указывается, что зоологический музей доступен "для обзора публикою по воскресениям и праздничным дням, по окончании в университетской церкви обедни", а ботанический сад и его оранжереи совершенно свободны для публики и "попасть в сад можно двояким путем: сухопутно - через Суконную слободу, и водою - на одном из пароходиков, рейсирующих по Кабану" [26, С. 311, 317, 319]. Университетские кабинеты указаны и в других справочниках, адресных книжках и путеводителях города. [28; 27; 12; 13; 2; 23].

Университет и для самих жителей Казани в течение всего изучаемого времени являлся излюбленным местом проведения досуга. Особенно ярко это выражалось в первой половине XIX века, когда среди горожан было даже "модно" заходить, например, в университетскую церковь. Посетив церковь, горожане обычно осматривали и кабинеты, которые были открыты для них, о чем вспоминает студент Н.И.Мамаев: "После обедни в воскресенье и праздничные дни посетителям были открыты для осмотра университетские кабинеты" [15, С. 71]. Всегда открытыми по воскресеньям и праздничным дням для посторонних посетителей в разное время оставалась лишь часть музеев, чаще всего физический и зоологический кабинеты и анатомический театр. Бывали отдельные случаи, когда вопрос о посещении публикой университетских учебно-вспомогательных учреждений рассматривался даже на уровне городского и губернского начальства, а иногда и министра народного просвещения России [18, Л.1 - 4 об.]. В дни работы выставок, проходивших в Казани особенно часто во второй половине XIX - начале ХХ в., факультеты подавали ректору университета специальные списки учебно-вспомогательных учреждений, которые могли принять посетителей, с указанием заведующих или других ответственных лиц, должных обеспечивать порядок и сохранность коллекций, а также давать объяснения. [22, С.20].

Посещение университетских музеев было бесплатным. Мы не встретили в источниках ни одного примера, чтобы в первой половине XIX века бралась плата при входе в университет. Впоследствии вход в университетские музеи оставался бесплатным, но в особых случаях начала взиматься определенная сумма. Так бы-

ло во время работы Казанской научно-промышленной выставки 1890 года, когда в кассе самой выставки ее посетители могли приобрести абонементы для посещения и университетских музеев. Такие случаи имели место при организации выставок в стенах самого университета. Ежегодные платные выставки в университете устраивало в 1880 - 1890 -х гг. ОА-ИЭ. Средства от продажи билетов шли на организацию экспедиций и приобретение музейных коллекций. Плата в пользу бедных шакир-дов казанских медресе была установлена во время работы выставки казанского коллекционера Л.О.Сиклера в Актовом зале университета в 1912 году. Случай установления платы для входа в музей имелся и в 1915 году, когда Комитет Красного Креста обратился в правление университета с просьбой специально открыть для публики кабинеты и музеи за плату в пользу лазарета для раненых воинов. Таким образом, оставляя вход в университетские музеи свободным, его руководство шло иногда на установление платы. При этом, выручка с продажи билетов шла на благотворительные нужды [19, Л.1 - 2].

Несомненно, были периоды, когда особенно в период общественного подъема кабинеты, музеи, библиотека и другие учреждения открывались для публики регулярно - по воскресным и праздничным дням, прежде всего в Пасху. В 1846 году "Казанские губернские ведомости" отмечали с гордостью: "Мы заметили, что здесь в Казани, ежегодно во время Пасхи и тотчас после нее, ремесленники и вообще средний класс народа любят посещать кабинеты университета, хотя они круглый год открываются для посетителей почти каждое воскресенье. Эти посетители с любопытством, весьма похвальным, осматривают предметы коллекций зоологических и этнографических, наблюдают, судят; заходят иногда в анатомический театр..." [8, С. 180] Для жителей города и его гостей такая регулярность была в первой половине XIX века и в 1860 - 80-е гг. привычной.

В 1840 - 1860-е гг. посещение университета посторонней публикой приняло такой размах, что потребовалось выработать особые "правила для руководства при посещении университетских зданий. Университет заранее готовился к этим дням: "стены обметались, каменный пол в коридорах чистился песком, чугунный пол натирался мастикою." [20, Л.1].

Народу собиралось так много, что возникла необходимость отрегулировать движение потока посетителей. В пасхальные дни университет и его двор превращались в место настоящего народного гулянья. Вот как его описывал экзекутор университета, озабоченный тем, что посетители нарушают порядок, пачкают полы и стены и т.д. Возмущенный блюститель чистоты и порядка писал, что "в первый день. Св. Пасхи с 10-ти часов утра народ начал осаждать все кабинеты. Признаюсь, болезненно смотрел, как вся эта толпа в грязных лаптях сотнями в какие-нибудь пять часов все наше старание, всю нашу чистоту привела" в ужасное состояние. Далее экзекутор темпераментно уведомлял, что "на дворах университета другая картина: там, у подножий памятника Державина продавали на привезенных ручных тележках разные лакомства разносчики с разными снадобьями, памятник облеплен народом....Без преувеличения можно сказать, что собиралось каждый день до полторы и больше тысячи народу." [20, Л.1об. - 2] Он красочно описал эту толпу, через которую, по его мнению, никому нельзя было пройти, а хранители кабинетов никак не могли отбиться от пришедших.

Среди посетителей были представители различных слоев населения, однако в такие дни отмечено преобладание "простой" публики [20, Л.1 об. - 2]. В начале ХХ века большинство среди посетителей университета составляли, учащиеся различных учебных заведений: училищ, гимназий Казани, Казанской губернии и других близлежащих губерний. В этот период в России, как и в странах Европы, постепенно начинает развиваться туризм. В Казань часто приезжали группы учителей и учащихся средних учебных заведений, другие туристские группы. Важнейшим местом притяжения для них, конечно, являлся Казанский университет и его музеи [10]. В годы Первой мировой войны среди посетителей выделяются военные -офицеры и солдаты формирующихся в Казанском военном округе воинских соединений, а также проходившие лечение раненые из казанских госпиталей.

Особой популярностью среди посетителей в разные годы пользовались минц-кабинет, музей редкостей, анатомический театр, астрономическая обсерватория. Одним из самых посещаемых был зоологический музей. "У здешнего простонародья даже обратилось в какой -

то обычай с третьего дня Пасхи и потом каждое воскресенье и каждый праздник до Троицы, ходить в этот кабинет, а отсюда в анатомический театр", - отмечал в 1849 году А.Артемьев [24, С. 112] Он образно описал, как еще до открытия музея перед его дверями собиралась многочисленная толпа посетителей, которые сквозь стеклянную дверь с напряженным любопытством всматривались в разнообразных зверей и птиц, выставленных в музейных витринах.

В конце XIX - начале ХХ века процесс демократизации вызвал к жизни в Казани новые музеи. Передовая интеллигенция страны стремилась удовлетворить эту тягу к знаниям широких слоев населения путем развития народного образования, просвещения, создания новых публичных библиотек, театров, народных университетов, организацией выставок, расширением издательской деятельности и т.д. Роль музеев как просветительских центров стала сильно возрастать. Ученые понимали, что для решения просветительских задач университетских музеев недостаточно: они не могли принимать посетителей ежедневно, помещения не были приспособлены для приема значительного их количества. Поэтому уже с 1870-х годов университетских деятелей охватила идея создания в Казани общедоступного музея. Казанский городской музей, открытый благодаря их усилиям в апреле 1895 года, активно включился в просветительскую деятельность, восполняя то, чего не могли дать университетские музеи. Однако университет не потерял своего значения одной из главных достопримечательностей города. Несмотря на тенденцию постепенного уменьшения открытости университетских музеев, их деятельность стала важнейшей в выполнении университетом своей просветительской миссии. Этот центр научной, интеллектуальной мысли представал перед жителями и гостями Казани не только в качестве престижного учебного заведения. Он сам стал музейным объектом, ярчайшей приметой многоликого города. В стенах одного из старейших учебных заведений России все желающие могли наглядно, посредством подлинных музейных предметов, получить новые знания, здесь происходило приобщение широких слоев населения к мировому историко-культурному наследию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бикбулатов Р. Казань. Знаменитые люди. Книга первая. - Казань: "Заман", 2003.

2. Вся Казань. Справочная книга. - Казань: 1910.

3. Годичный акт в Императорском Казанском университете 5 ноября 1866 года / Извлечения из отчета по Императорскому Казанскому университету за 1865 - 1866 академический год. Читано секретарем совета университета Н.Г.Фастрицким. - Казань: в ун. тип., 1866.

4. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. 1804 - 1904. - Т.2. Ч.2. (1814 - 1819). - Казань: 1902.

5. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. 1804 - 1904. - Т.4. Окончание части третьей (1819 - 1827). - Казань: 1906.

6. Знаменитые люди о Казани и Казанском крае // Составители, авторы биографий и комментариев А.В.Гарзавина, И.А.Новицкая. - Казань: "Жиен", 2005.

7. История Казанского университета. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.

8. Казанские губернские ведомости. Часть неоф. -1846. - № 18.

9. Казанский университет. Очерки истории. 1804 -1979. - Казань: 1979.

10. Казанский телеграф. - 1905. - № 3756.

11. Казанский телеграф. - 1907. - № 4364.

12. Казань прежде и теперь. Краткий исторический указатель достопримечательностей г. Казани и ее учреждений. - Казань:

13. Козьмин К.Г. Адресная книжка г. Казани. - Казань: 1895

14. Корсаков Д. Былое в жизни Казанского университета 1850 - 1860 гг. Из воспоминаний о прошлом / Выдержки из статьи "Былое из Казанской жизни 1856 - 1860 гг." - Казань: 1898.

15. Мамаев Н.И. Записки // Исторический вестник. -1901. - №1. - С. 71.

16. Назипова Г.Р. Университет и музей: исторический опыт губернской Казани. - Казань: РИЦ "Школа", 2004.

17. НА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 7952.

18. НА РТ, ф. 977, оп. физмат, д. 2341. - Л.л. 1 - 4 об.

19. НА РТ, ф. 977, оп. Физмат, д. 2483. - Л.1 - 2.

20. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 5004.

21. НА РТ, ф. 2021, оп. 1, д. 1. - Л. 53.

22. Отчет комиссии по устройству Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставки 1886 г. -Казань: 1886.

23. Полный путеводитель по Казани и окрестностям. -Казань: 1910.

24. Прогулки по Казани. Зоологический музей // Казанские губернские ведомости. Часть офиц. - 1849. - № 13.

25. Смоленский Ст. Из воспоминаний о Казани и о Казанском университете в 60-х и 70- годах. - СПб.: 1904.

26. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / Под ред. Н.П.Загоскина. - Казань: 1895.

27. Указатель города Казани, или памятная книжка для жителей Казанской губернии на 1841 год, составленная с разрешения и одобрения господина

управляющего Министерством Внутренних дел, коллежским асессором И.Черновым. - Казань: 1841.

28. Шпилевский С.М.Указатель исторических достопримечательностей г. Казани. - Казань: 1877

"WIDE ACCESS FOR GENERAL PUBLIC": UNIVERSITY MUSEUMS IN KAZAN CULTURAL LANDSCAPE (XIX - EARLY XX CENTURIES)

© 2008 G.R.Nazipova

Republic of Tatarstan National Museum, Kazan

Kazan University with its complex of scientific-auxiliary institutions is examined as one of pre-revolutionary Kazan major attractions. Some aspects of enlightenment activities of University museums are analyzed on the basis of numerous sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.