УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 155, кн. 3, ч. 1
Гуманитарные науки
2013
УДК 069(470.41-25)"18"
ПЕРВЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ГУБЕРНСКОЙ КАЗАНИ
Г. Р. Назипова
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о времени создания первых музейных коллекций в Казани, заложивших основу для открытия здесь в начале XIX века университетских музеев. Сделан вывод о том, что анализ информации, имеющейся в литературе и привлечённых источниках, позволяет значительно расширить хронологические рамки истории музейного дела в городе, начало которого следует отнести ко второй половине XVIП века.
Ключевые слова: музейные коллекции, учебный музей, учебно-вспомогательные учреждения, основа музеев, комплектование коллекций.
Создание музеев стало объективно назревшей необходимостью в истории мировой культуры. Кунсткамера Петра I, основанная в начале XVIII в., считается первым российским общественным музеем. Не оставались в стороне от процесса организации музеев и губернские города страны, и первым региональным музеем стал основанный в 1782 г. музеум в Иркутске.
В Казани, крупном административном и культурном центре одного из важных российских регионов, первые общественные музеи были созданы в стенах Императорского университета, основанного в 1804 г. Они положили начало и для открытия в 1895 г. первого в городе общедоступного Казанского городского научно-промышленного музея, правопреемником которого в настоящее время является Национальный музей Республики Татарстан - крупнейший региональный музей России [1-4].
Однако имеющиеся источники позволяют расширить временные рамки истории музеев Казани, тем более что разнообразные коллекции древностей начали складываться здесь, как и по всей стране, гораздо раньше. Как известно, повсеместно существовали хранилища древностей и церковных реликвий при православных церквях и монастырях. Древние рукописи, старопечатные книги, шедевры иконописи, предметы декоративно-прикладного искусства - церковные утварь, предметы убранства, одеяния, различные мемориальные предметы, имеющие отношение как к церковной истории и культуре, так отчасти и к светской, собирались в них ещё со времён Средневековья.
Примеры наличия значительного количества уникальных предметов в православных церквях и монастырях Казани приводит Е. Малов [5]. Имеются свидетельства наличия подобных реликвий и в мусульманских культовых сооружениях, о чём пишет в своей книге Т.Ю. Юренева [6, с. 306]. В сельских и городских мечетях хранились древние мусульманские рукописи, книги на арабском, персидском
и турецком языках, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д. Такие коллекции были и в Казани.
Вместе с тем хранилища церквей и мечетей вряд ли можно назвать собственно музеями, их нужно рассматривать как предысторию российских музеев [7, с. 193].
Формировались в Казани, как и в других губернских центрах страны, и частные коллекции, прежде всего в дворянских домах и поместьях. Можно назвать фамильные коллекции местных помещиков Лихачёвых, Молоствовых и др.
Основателем семейной коллекции Лихачёвых по праву считается Александр Логинович Лихачёв. Собирал коллекционер самые разные книги: старопечатные - церковнославянской печати, книги по богословию, географии, юриспруденции, географии и истории, сельскому хозяйству, медицине и т. д. Художественная литература также была представлена в собрании Лихачёва -«обилие романов, повестей, трагедий, комедий и опер, речей и слов». Как один из основателей масонской ложи в Казани, А.Л. Лихачёв собирал и книги мистического содержания. «... Нельзя сказать, чтобы Александр Логинович был явлением исключительным, - считал Н.П. Лихачёв, - но во всяком случае он не был просто любителем. В нем жила страсть коллекционерства (надо сказать, что он между прочим, собирал, и монеты)» [8, с. 26].
Александр Логинович вёл активную общественную деятельность. В 17871803 гг. был депутатом в Казанском дворянском собрании, а в 1798-1804 гг. также бескорыстно, не получая жалования, служил директором Казанского главного народного училища. Вероятно, предметы его коллекционерских увлечений собирались не только в поместье, но и в Казани, где он жил, занимаясь служебными делами. Впоследствии коллекция его правнука А.Ф. Лихачёва легла в основу Казанского городского музея [8].
У Молоствовых в гостиной Никольской усадьбы находились портреты родственников, живописные и гравированные портреты членов императорской фамилии. Как отмечает С.А. Фролова, «произведения искусства в семье Молоствовых приобретались как с целью создания коллекции, так и для украшения жилья. Кроме того, картины, гравюры, эстампы, скульптура имели, вероятно, определённое воспитательное воздействие, и дети, вырастая, продолжали семейные традиции и пополняли художественное собрание своих отцов и дедов. Наряду с богатым собранием произведений искусства у Молоствовых имелась семейная библиотека» [9, с. 15-16].
Несмотря на значимость и богатство, назвать такие частные коллекции музеями вряд ли можно, поскольку, во-первых, они создавались лишь как результат коллекционерских увлечений разных поколений указанных семей, а во-вторых, они были доступны лишь узкому кругу родных и знакомых их владельцев.
В городе были и коллекции, принадлежащие учебным заведениям - гимназиям и народным училищам. Гимназия в Казани была основана в 1758 г. как подведомственное Московскому университету учебное заведение. Она стала первой провинциальной гимназией в России [10], но её история достаточно драматична. Просуществовав определённое время, она была расформирована в 1788 г. и воссоздана позже, в 1798 г. [11, с. 233].
1 Здесь и далее цитаты приводятся с сохранением орфографии и пунктуации источника.
Были ли кабинеты и музеи в учебных заведениях (цифирной, славяно-латинской, новокрещенской, батальонной школах и духовной семинарии), существовавших в городе в первой половине XVIII в., неизвестно. Сведений о кабинетах в самой Первой казанской гимназии также совсем немного. Гимназия находилась под патронажем Московского университета, где в 1755 г. появился первый университетский музей России - «Камора натуральных и курьёзных вещей» [12, с. 18]. Можно предположить, что по примеру университета и в казанской гимназии могли собираться первые учебные коллекции. Но процесс этот был нелёгким, поскольку само становление гимназии происходило непросто. Вначале новое учебное заведение испытывало крайнюю нужду во всём, в частности, как отмечал Н.П. Загоскин, «чувствовался недостаток в учебниках и других учебных пособиях» [13, с. 371], поэтому вряд ли учебные коллекции могли сразу появиться в гимназии.
Тем не менее известно, что ещё в 1761 г. профессор Московского университета И.И. Шувалов и директор гимназии М.И. Верёвкин отправили гимназиста Г.Р. Державина, будущего поэта и общественного деятеля, «описать развалины древнего татарского, или Золотой Орды города, называемого Болгары... и сыскать там каких только можно древностей, то есть монет, посуды и прочих вещей» (цит. по [14, с. 158]). Из Болгар молодой исследователь привёз: «описание, план и виды развалин некоторых строений, то есть ханского дворца, бани и каланчи. и списки с надписей гробниц, также монету медную, несколько серебряной и золотой, кольцы ушные и наручные, вымытые из земли дождями, урны глиняные или кувшины, вырытые из земли с углями» (цит. по [14, с. 158]). Вероятно, эти находки могли быть переданы им в коллекции Московского университета, но могли остаться и в Казани в гимназических кабинетах.
Относительно же коллекций воссозданной в 1798 г. гимназии имеются более определённые сведения. Известно, что важнейшую роль в их комплектовании сыграл император Павел I, который после посещения этого учебного заведения во время своего визита в Казань в 1799 г. распорядился передать ему коллекции князя Г. Потёмкина. Так в гимназии появилась коллекция металлов и минералов, а также ценнейшая библиотека, собранные знаменитым фаворитом императрицы Екатерины II для задуманного, но так и не открывшегося Екатеринославского университета [15, с. 99]. В гимназии была сформирована также небольшая, но интересная зоологическая коллекция - заспиртованные «редкие иностранные животные». Она была куплена в 1800 г. в Петербурге директором гимназии П.А. Соколовым. По мнению Н.П. Загоскина, эта коллекция, называемая ещё и «американской», по всей вероятности, была «вывезена в Россию кем-нибудь из агентов бывшей Российско-американской торговой компании» [15, с. 98]. Именно эти коллекции и положили начало первым учебным музеям Казанского университета при его основании в 1804 г.
Следующую страницу в истории создания музейных собраний Казани следует связывать с открытием народных училищ. Развитие производства, потребность в грамотных людях диктовали необходимость организации новых учебных заведений во внутренних губерниях страны. Историк Министерства народного просвещения России С.В. Рождественский отмечал, что «в апреле 1786 года последовало высочайшее повеление об открытии главных народных училищ
в 25 внутренних губерниях», полагая, что тем самым были заложены «основы всеобщего народного образования» [16, с. 18-19].
Замысел масштабной школьной реформы родился под воздействием идей Просвещения и стал воплощаться в рамках политики просвещённого абсолютизма [17, с. 105].
«Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование императрицы Екатерины II», предусматривал наличие в главных народных училищах, которые создавались в губернских центрах, «Собрания естественных вещей изо всех трех царств природы.», а также «Собрания геометрических тел, математических и физических орудий, чертежей и моделей, или образцов...» [18, с. 12]. Таким образом, в «Уставе» определено наличие физических кабинетов и кабинетов естественной истории в народных училищах, что диктовалось потребностями образовательного процесса. Наряду с книгохранилищами они стали называться «пособиями», поскольку носили прикладной характер - призваны были помогать в осуществлении учебного процесса.
В то же время создание таких кабинетов и музеумов преследовало и просветительские цели, поскольку их коллекции были доступны для осмотра не только воспитанникам училищ, но и сторонней публике. Важно подчеркнуть, что указанный Устав народных училищ определял также необходимость формирования краеведческих коллекций в «собраниях естественных вещей. потребных к изъяснению и очевидному познанию естественной истории, особливо же всех домашних естественных тоя Губернии произведений, в коей Главное народное училище находится» [18, с. 19].
Энциклопедизм научных познаний как одна из знаковых черт эпохи Просвещения определил во многом и характер организации первых музеев: они по составу своих коллекций были комплексными, хотя и назывались «кабинет естественных наук» или «физический кабинет». В их собраниях присутствовали, наряду с естественно-научными коллекциями и физическими приборами, коллекции палеонтологические, исторические, нумизматические, древних рукописей и т. п. При Казанском главном народном училище, открытом в 1786 году, были созданы физический и естественный кабинеты (НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 4. Л. 14 об.).
Таким образом, ещё до создания университетских музеев в Казани уже были учебные музеи в образовательных учреждениях среднего звена, причём коллекции Казанской первой гимназии впоследствии стали основой университетских собраний. Учебные или научные кабинеты гимназий и народных училищ служили решению прежде всего учебных задач, тогда как университетские кабинеты и музеи - ещё и научных, этим определялся и состав имевшихся в них коллекций. Последние собирались, с одной стороны, как наглядное пособие для иллюстрации учебного процесса, с другой, как сырье, инструменты и материалы для научных исследований. Но в кабинетах формировались и коллекции таких предметов, которые были мемориями (артефактами) или редкостями и собирались с целью простого их сохранения, то есть как памятники природы, культуры и истории.
Учебно-вспомогательные учреждения учебных заведений можно отнести к музеям именно с точки зрения выполнения ими наряду с непосредственными
научными и учебными задачами музейных функций, как просветительских, так и имеющих целью сохранение наследия.
В заключение отметим, что хотя историю музеев Казани и принято начинать с открытия университетских музеев, однако история музейного дела в городе берёт своё начало гораздо раньше и она ждёт дальнейших поисков и исследований, которые, несомненно, положат начало новым открытиям в истории культурной жизни города.
Summary
G.R. Nazipova. First Museum Collections in Gubernial Kazan.
This paper discusses the issue of the time of creation of the first museum collections in Kazan, which laid the foundation for the opening of university museums here at the beginning of the 19th century. A conclusion is made that the analysis of the information available in the literature and involved sources can significantly extend the chronological framework of the history of museums in the city, the beginning of which should be dated to the second half of the 19th century.
Keywords: museum collections, educational museum, educational support institutions, foundation of museums, acquisition of collections.
Источники
НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 92 (Попечитель Казанского учебного округа). Оп. 1. Д. 4 (Ведомость о состоянии народных училищ Казанского учебного округа. 1802-1804). 38 л.
Литература
1. Загоскин Н.П. Обозрение возникновения и организации Казанского городского музея // Отчёт Совета Казанского городского научно-промышленного музея за 1895-1900 года. - Казань: Тип. губерн. правл., 1901. - С. 1-13.
2. Худяков М. История Казанского губернского музея // Казанский губернский музей за 25 лет. - Казань: Тип. Комбината изд-ва и печати «Восток», 1923. - С. 5-27.
3. Синицына К.Р. Создание исторических музеев в Казани // Из истории Татарии: Краеведческий сб. - Казань: Изд-во Казан. пед. ин-та, 1965. - С. 231-252.
4. Назипова Г.Р. Университет и музей: исторический опыт губернской Казани. - Казань: Школа, 2004. - 395 с.
5. Малов Е. Историческое описание церквей г. Казани. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1884. - Вып. 1. - 192 с.; 1891. - Вып. 2. - 142 с.
6. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Рус. слово, 2003. - 532 с.
7. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала XVIII в. до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. - М.: Сов. Россия, 1963. - Вып. 5. - С. 189-275.
8. Лихачёв Н.П. Генеалогическая история одной помещичьей библиотеки // Рус. библиофил. - 1913. - № 5. - С. 5-101.
9. Фролова С.А. Дворянские усадьбы Казанской губернии (конец XVIII в. - первая половина XIX в.) // Краеведческие среды: Материалы заседаний, прошедших в Нац. музее РТ в 2001 г. - Казань: Школа, 2002. - Вып. 2. - С. 8-23.
10. Ермолаев И.П., Ермолаев А.И. Предшественница Казанского университета: к 250-летию Первой казанской гимназии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. - 310 с.
11. Хабриева О.А. «Для размножения наук в Империи.» Первая гимназия в российской провинции // Третья в России, первая в Казани: к 250-летию со дня основания Казанской первой гимназии / Науч. ред. М.Х. Салахов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. - С. 226-250.
12. Бурлыкина М.И. История становления и развития университетских музеев дореволюционной России: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1994. - 195 с.
13. Спутник по Казани: ил. указ. достопримечательностей и справ. книжка города / Под ред. Н.П. Загоскина. - Казань: Тип.-литогр. Имп. ун-та, 1895. - 689 с.
14. Третья в России, первая в Казани: к 250-летию со дня основания Казанской первой гимназии / Науч. ред. М.Х. Салахов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. - 374 с.
15. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904: в 4 т. - Казань: Тип.-литогр. Имп. ун-та, 1904. -Т. 3: Окончание части второй и часть третья (1814-1819 и 1819-1827). - 594 с.
16. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. - СПб.: М-во нар. просвещ., 1902. - 787 с.
17. Артамонова Л. Политика в сфере народного просвещения в Поволжье (XVIII -первая половина XIX в.) // Рос. история. - 2013. - № 2. - С. 101-113.
18. Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование имп. Екатерины II. - СПб.: Тип. Брейткопфа, 1786. - 128 с.
Поступила в редакцию 12.04.13
Назипова Гульчачак Рахимзяновна - доктор исторических наук, генеральный директор, Национальный музей Республики Татарстан, г. Казань, Россия. E-mail: Gulch10@mail.ru