Научная статья на тему 'Музейные функции учебно-вспомогательных учреждений Казанского университета (XIX - начало ХХ В. )'

Музейные функции учебно-вспомогательных учреждений Казанского университета (XIX - начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРА / CAMERA / КАБИНЕТ РЕДКОСТЕЙ / CABINET OF CURIOSITY / КНИЖНЫЕ РАРИТЕТЫ / BOOK RARITY / DISSECTING ROOM / ОБСЕРВАТОРИЯ / OBSERVATORY / КЛАСС АРХИТЕКТУРЫ / CLASS OF ARCHITECTURE / КАБИНЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФОНЕТИКИ / ROOM OF EXPERIMENTAL PHONETIC / АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назипова Гульчачак Рахимовна

На основе множества литературных источников и документов автор впервые рассматривает комплекс учебно-вспомогательных учреждений Казанского университета в качестве музеев. В статье проанализирована их роль в собирании, сохранении и популяризации историко-культурного наследия Поволжья и Приуралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum functions of the educational-auxiliary institutions of the Kazan university (XIX - beginning XXth)

On the base of a lot literature source and of documents the author considers some complex of the Kazan university educational-auxiliary institutions as museums. The article is analyzing their role in the collection, safe-keeping and popularization of the history-cultural heritage of region.

Текст научной работы на тему «Музейные функции учебно-вспомогательных учреждений Казанского университета (XIX - начало ХХ В. )»

Г.Р Назипова

МУЗЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (XIX - начало ХХ в.)

На основе множества литературных источников и документов автор впервые рассматривает комплекс учебно-вспомогательных учреждений Казанского университета в качестве музеев. В статье проанализирована их роль в собирании, сохранении и популяризации историко-культурного наследия Поволжья и Приуралья.

Ключевые слова: камера, кабинет редкостей, книжные раритеты, анатомический театр, обсерватория, класс архитектуры, кабинет экспериментальной фонетики.

Казанский императорский университет был основан в 1804 г. как учебное и научное учреждение; постепенно сформировались его кабинеты, клиники, лаборатории, обсерватории, библиотеки. Однако первый на востоке обширной Российской империи университет изначально выполнял и просветительские функции, став активным собирателем и хранителем историко-культурного наследия своего региона.

Рассмотрение университетских учреждений в таком - музейном - ракурсе ранее не предпринималось, хотя этот подход позволяет уточнить сложившиеся представления о роли Казанского университета в истории науки и культуры России.

Истории самого университета и его отдельных учреждений посвящено немало работ. Первые публикации на эту тему стали появляться в печати во второй половине XIX - начале ХХ в., и количество их постепенно нарастало. Эти работы позволяют проследить процесс становления университетских коллекций, выявить роль отдельных ученых в истории кабинетов и музеев1.

© Назипова Г.Р, 2009

Впервые слово «музей» появляется в документах Казанского университета в 1830-х годах и впоследствии упоминается нечасто; только с 1880-х годов создаются учреждения, в названии которых присутствует определение «музей». Несмотря на это, многие учебно-вспомогательные учреждения университета рассматриваемого периода можно с полным основанием отнести к музеям.

Как известно, в ходе истории само понятие «музей» значительно менялось2, однако все его дефиниции отмечали основные функции музея - отбор, сохранение и репрезентация предметных коллекций.

Возникшие в начале XIX в. в Казанском университете учебно-вспомогательные учреждения в большинстве своем назывались кабинетами или камерами - так же, как Кунсткамера Петра I или Камора при Московском университете. Т.Ю. Юренева приводит интересные сведения о происхождении термина «кабинет» в среде европейских коллекционеров эпохи Возрождения. Она пишет:

Изначально кабинетом называли ларец или шкафчик с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых было удобно держать документы, украшения, драгоценности. <...> В дальнейшем и сама комната, обставленная этим типом мебели, стала называться кабинетом3.

В источниках конца XVIII - XIX в. мы часто встречаем понятия «кабинет» и «музей» как синонимы для обозначения одного и того учреждения, например «кабинет естественной истории» и «музей естественной истории», «кабинет редкостей» и «музей редкостей». Понятием «музей» зачастую пользуются для обозначения части учебных кабинетов, его коллекций: музей кабинета естественной истории. Так, зоологический кабинет Казанского университета включал в себя музей, лабораторию, аудиторию для студентов, мастерскую чучельника4. В данном случае под словом «музей» понималась коллекция, специально выставленная для общего обозрения, а под словом «кабинет» - весь комплекс учебно-вспомогательных учреждений университета, относящихся к зоологии. Большинство учебных кабинетов одновременно собирали научные коллекции, описывали и изучали их, выставляли на всеобщее обозрение и, следовательно, представляли собой музеи.

Нет сомнения, что в рассматриваемый период в Казанском университете крупными и довольно известными музеями по существу были натуральный, зоологический, ботанический, минералогический, геологический кабинеты, кабинет редкостей и др. Здесь собирались уникальные естественно-научные и исторические коллекции. Музейные функции выполняли также ряд лабораторий, обсерватория, анатомический театр, ботанический сад и оранжерея.

Нельзя обойти вниманием и такое важное учебно-вспомогательное учреждение при университете, как библиотека. Возникшая еще в составе Казанской гимназии в конце XVIII в., она вскоре стала крупнейшим книгохранилищем региона, выполняя важнейшую социальную функцию - просветительскую. Н.П. Загоскин утверждал, что в начале XIX в. именно в библиотеку поступали на хранение «разные редкости и достопримечательности», из которых позже образовались университетские кабинеты - натуральный, минералогический и кабинет редкостей5.

Библиотеку Казанского университета можно рассматривать в качестве музея еще и потому, что со дня основания в ней начали собираться, кроме обычных учебных и научных книг, еще и древние, раритетные рукописи и печатные издания. Эти коллекции тщательно изучались и демонстрировались, а это уже чисто музейная деятельность. Здесь был сформирован ценнейший фонд книжных раритетов и редких документов, относящихся как к западноевропейской, так и к восточной культуре. Один из первых библиотекарей профессор П.С. Кондырев писал: «Университету Казанскому пред другими надлежит стараться о собирании книг на восточных языках, как из европейских государств, так азиатских и в самой России»6.

Университетская библиотека собирала вещи, имеющие истори-ко-краеведческую ценность - «редкости, для местного края диковинные»; в частности, при библиотеке возник нумизматический кабинет. Как и музеи университета, библиотека открывала свои двери для посторонних посетителей, которые имели возможность не только читать книги, но и осматривать ее коллекции. Первым заговорил о необходимости такой просветительской деятельности Н.И. Лобачевский, который в 1826 г. подготовил «предположения» об открытии университетской библиотеки для публики7.

В первой половине XIX в. читальные залы открывались для посторонних посетителей лишь два раза в неделю, а библиотечные коллекции редких книг, монет и «диковинных предметов» - еще и в воскресные, а также в праздничные дни. Однако со второй половины XIX в. музейные функции библиотеки постепенно сокращались (хотя и не исчезли): в отличие от книжных, вещевые коллекции перестали пополняться, уменьшился поток посетителей8.

Помимо библиотеки, на рубеже XIX-XX вв. музейной деятельностью занимались и некоторые университетские лаборатории, например химическая (созданная еще в 1806 г.). Для нее в университетском дворе было построено специальное трехэтажное здание, что позволяло использовать лабораторию не только для учебного процесса и научных исследований, но и для приема посторонних посетителей. Помимо коллекций различных химикатов, химичес-

кой посуды и прочих специфических предметов, иногда здесь демонстрировались и чисто музейные экспонаты. Из газетной публикации можно было узнать:

В химической лаборатории Императорского университета теперь обращает на себя внимание всех любителей старины одна древняя татарская кольчуга, переданная в лабораторию для очистки владельцем ее г. майором Казанского батальона военных кантонистов Ф.К. Пекеном9.

В 1863 г. на базе этой лаборатории А.М. Бутлеров заложил основы музея казанской химической школы (хотя в документах того времени этот музей не значится как особое учреждение). Все работавшие здесь ученые заботились о сохранности интерьера музея, оборудования и уникальных химических препаратов. Этот великолепный памятник истории науки до сих пор пользуется популярностью у жителей и гостей Казани10.

Довольно многочисленную группу учебно-вспомогательных учреждений университета составляли кабинеты, музеи и клиники медицинского факультета. Некоторые из них, наряду со своими узкопрофессиональными функциями, выполняли и функции музеев. Прежде всего это относится к анатомическому театру, возникшему в первые годы университетской истории. В 1838 г. он получил отдельное здание в глубине университетского двора, где находился и музей физиологической анатомии с его интереснейшими коллекциями. А. Артемьев в своих «Прогулках по Казани» красочно описал причины отказа некоторых людей от посещения этого музея:

Им страшно и неприятно было видеть человека, своего собрата, униженным, поруганным... думать, что и эти люди, чьи кости выставлены на позорище в театре, так же жили, как живут и все11.

Несмотря на эти страхи, анатомический театр был довольно посещаемым музеем, играя важную роль в просвещении широких слоев населения. Их вниманию здесь было представлено «собрание препаратов костяных, сухих, сохраняющихся в спирту, восковых и проч.»; эти препараты служили учебными пособиями по физиологии и патологии человека и постоянно пополнялись12. Многие предметы коллекции выписывались из-за границы, однако в первой половине XIX в. в университет поступали так называемые уродцы - из Вятки, Уфы, Екатеринбурга и других мест, «чтобы сии сверхъестественные произведения природы были полезны в ученых изысканиях»13. В 1843 г. был создан кабинет сравнительной анатомии, расположившийся в здании анатомического театра. Этот кабинет также собирал и хранил интересные экспонаты и вызывал повышенный интерес публики. К 1915 г. анатомический

театр стал уже одним из крупнейших и посещаемых медицинских музеев в России14.

В Казанском университете были созданы также музей физиологической анатомии, музей накожных сифилитических болезней, музей при лаборатории гигиены. Они формировали и экспонировали специфические коллекции, принимали посетителей по специальным заявкам. Кроме того, некоторые кабинеты и лаборатории, в названии которых нет слова «музей», тоже занимались просветительской деятельностью. Сохранился документ, относящийся к 1886 г., в котором перечислены «кабинеты» - университетские учреждения медицинского профиля, готовые принять посторонних посетителей. Их собирательская работа позволила иметь в Казани уникальные коллекции по физиологии человека, истории медицины и другим направлениям; многие из этих коллекций не потеряли своей ценности до настоящего времени.

Одним из важнейших учреждений университета, занимавшихся просветительской деятельностью, в рассматриваемый период стала астрономическая обсерватория, постоянно принимавшая посторонних посетителей. В «Спутнике по Казани», изданном в 1895 г., можно прочитать: «Доступ в обсерваторию весьма любезно предоставляется интересующимся ее директором профессором Д.И. Дубяго, жительствующим в самом здании обсерватории».

В университете существовал целый ряд кабинетов и классов, которые сыграли существенную роль в сохранении уникальных материалов и популяризации научных знаний. С одной стороны, они формировали эстетические вкусы студентов, с другой - входили в число мест, подлежащих осмотру почетными гостями города. Среди таких учреждений можно назвать «класс архитектуры», который был сформирован в 1839 г. и просуществовал до 1863 г.15 Здесь собирались, хранились и использовались в учебных и просветительских целях архитектурные чертежи и планы, разнообразные модели печей, колонн, орнаментов, образцы строительных материалов. Здесь же можно было увидеть макеты университетских строений 1830-х годов. Когда этот класс (вместе с кафедрой архитектуры) был упразднен, многие предметы его коллекции хранились в университетском музее изящных искусств, созданном в 1886 г.

Нельзя не упомянуть и такое уникальное учреждение Казан -ского университета, как кабинет экспериментальной фонетики. Созданный профессором В.А. Богородицким на историко-филологическом факультете в начале ХХ в., он был оборудован по последнему слову техники того времени. Здесь были действующие приборы: фонограф, микроскоп, спирометр, «доска для гармонического

анализатора инженера Мадера» и т. д. Все эти приборы были призваны решать задачи обучения и изучения экспериментальной фонетики. Многие факты доказывают, что и этот кабинет выполнял ряд функций, свойственных музеям. Интересна запись в отчете о работе кабинета за 1915 г.:

Ассистент М.И. Берг... занималась переложением на ноты ранее напетых на фонографе татарских и мордовских песен, благодаря чему последние будут сохранены в случае порчи восковых валиков фонографа, вообще легко стирающихся при повторных воспроизведениях16.

При кабинете экспериментальной фонетики существовал архив фонограмм, фиксировавших мелодии и речь местного населения разных национальностей.

Таким образом, многие учреждения Казанского университета действительно были своеобразными музеями: их коллекции служили наглядным демонстрационным материалом в образовательном процессе, использовались для того, чтобы привить профессиональные умения и навыки студентам, служили лабораториями для проведения различных научных исследований. Все это способствовало тому, что Казанский университет стал крупным центром подготовки квалифицированных кадров, крупных научных открытий в области математики, химии, физики, биологии, медицины.

Сбор коллекций университетских музеев происходил разными путями: использовались и покупки, и дары от частных лиц и учреждений, и обмен коллекциями, и целенаправленные экспедиции ученых. Благодаря этому в музеях Казанского университета были собраны уникальные зоологические, ботанические, минералогические, этнографические, археологические, антропологические, нумизматические коллекции. К сбору краеведческих материалов было привлечено и население Поволжья и Урала, в университет поступали отдельные предметы и целые коллекции, характеризующие природу, историю и культуру региона.

Специфика любых университетских музеев предопределяет некоторую их замкнутость и подчиненность учебному процессу, но в то же время их преимуществом является возможность вести работу на высоком научном уровне. В Казанском университете учебно-вспомогательные учреждения, выполнявшие музейные функции, всегда возглавляли видные ученые и профессора. Подъемы и спады в деятельности этих учреждений часто зависели от личности их руководителей. Большой вклад в развитие университетского музейного дела в разные годы внесли такие знаменитые ученые, как О.М. Ковалевский, Э.И. Эйхвальд, Ф.И. Эрдман, Э.А. Эверсман, Н.М. Мельников, А.А. Остроумов, Б.Ф. Адлер и другие. Многие

заведующие кафедрами стали основателями соответствующих кабинетов, лабораторий, обсерваторий и музеев, определяли основные направления их деятельности. Должность заведующего была выборной (тайным голосованием членов совета университета), а в помощь ему определялись хранители кабинетов и музеев, лаборанты, ассистенты, прозекторы. К этим помощникам предъявлялись высокие требования: прежде всего, они должны были иметь университетское образование и «особенные познания в каждом предмете». Обязанностей у них было множество: наблюдение за чистотой и порядком в кабинетах и музеях, ведение всех так называемых шнуровых книг (описей всех поступающих предметов)17.

Университетские музеи являлись центром приобщения студенческой молодежи к серьезным научным исследованиям: зачастую именно с работы в кабинете и начинался путь многих ученых. Занимаясь разборкой коллекций, составлением каталогов, студенты овладевали азами музейной профессии и со временем могли прийти на смену своим руководителям. Такую школу прошли многие «даровитые молодые люди» - бывшие студенты Казанского университета, ставшие со временем исследователями, преподавателями, организаторами науки и образования. Среди них - В. Тимьян-ский, Ф. Флавицкий, Н. Головкинский, Д. Корсаков, Н. Булич, П. Кротов, М. Рузский, Б. Кротов и многие другие.

При музеях и кабинетах работали и совсем простые служители - сторожа, некоторые из которых становились подлинными знатоками своих коллекций. А. Артемьев с восхищением называет имена сторожей зоологического кабинета, которые знали наизусть названия всех его экспонатов и были способны давать объяснения посетителям. С.В. Смоленский тоже вспоминает служителя-татарина при анатомическом театре и «памятного Файзуллу» у физика Больцани, характеризуя их так: «Первый знал отлично даже косточки правого и левого запястья, что понятно медикам; второй владел машинами... и оба были неграмотны!»18

В течение всей истории Казанского университета его кабинеты и музеи создавались и работали в соответствии с самыми строгими научными требованиями: тщательно велись «порядочные описи» предметов, составлялись «документальные каталоги» коллекций. Для этих целей еще в начале XIX в. всем учебно-вспомогательным учреждениям были выданы замечательные книги - большие, в красном сафьяновом переплете, прошнурованные и закрепленные сургучной печатью университета, с названием учреждения, тисненным золотом.

Содержание большого количества музеев, обеспечение их бесперебойного функционирования требовало значительных средств.

Министерство народного просвещения специально для учебно-вспомогательных учреждений ежегодно выделяло некоторые суммы, которые расходовались на поддержание коллекций и на их пополнение. Кроме того, из бюджета университета выделялись средства на жалованье служителей таких учреждений - штатных и внештатных. Значительные суммы университету приходилось расходовать на музейные помещения, которых требовалось все больше и больше из-за разрастания коллекций. Университетская территория постепенно расширялась за счет строительства новых зданий и пристроек к ним, за счет приобретения соседних домов.

Учебно-вспомогательные учреждения были неотъемлемой частью университетской жизни. Они не только составляли материальную базу учебно-педагогической и научной деятельности, но и превратили университет в важный просветительский центр. Многие из них стали настоящими музеями и внесли значительный вклад в развитие музейного дела в регионе.

Примечания

1 См., напр.: Киттары М.Я. Технологический кабинет. Казань, 1852; Штукен-берг А.А. Материалы для истории минералогического и геологического кабинетов Императорского Казанского университета (1805-1865). Казань, 1901; Остроумов А.А. К истории зоологического кабинета Казанского университета // Ученые записки КГУ. Т. 86, кн. 1. Казань, 1926. С. 12-21; Краткие путеводители по университету. Этнографический музей. Казань, 1957; По музеям университета. Казань, 2002; Вишленкова Е.А., Малышева СЮ, Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005.

2 См.: Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М., 2001. С. 395.

3 Юренева ТЮ. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 86.

4 Труды комиссии физико-математического факультета Императорского Казанского университета по выяснению нужд учебно-вспомогательных учреждений. Казань, 1898. С. 35-36.

5 Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета. Т. 3. Казань, 1904. С. 25.

6 Там же. С. 34.

Материалы для истории кафедр и учреждений Императорского Казанского университета (1804-1826 гг.). Казань, 1899.

В настоящее время книжный фонд библиотеки насчитывает около 4 млн единиц хранения, из них рукописей - более 23 тыс. К сожалению, доступ в библиотеку для осмотра ее раритетов ограничен и возможен лишь по специальным заявкам.

7

9 Казанские губернские ведомости. 1846. № 46 (часть неофициальная). Стлб. 559-561.

10 Музей Казанской химической школы. Казань, 2002.

11 Казанские губернские ведомости. 1849 г. № 23. С. 230.

12 Там же. С. 231.

13 НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 4012, 4020 и др.

14 Анатомический театр в настоящее время имеет свой музей, но и сам является интереснейшим музейным объектом, входя в состав Казанского медицинского университета.

15 Заведующими класса архитектуры были известные казанские архитекторы, выпускники Академии художеств Михаил Петрович Коринфский (17881851) и профессор Павел Семенович Гесс (1817-1863).

16 Цит. по: Годичный отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 1915 год. Казань, 1915. С. 54.

17 НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 4634. Л. 1-2об.

18 Смоленский С. Из воспоминаний о Казани и Казанском университете в 60-х и 70-х годах. СПб., 1904. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.