Научная статья на тему 'Шиитский фактор в отношениях Саудовской Аравии и Ирана'

Шиитский фактор в отношениях Саудовской Аравии и Ирана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИИТЫ / СУННИТЫ / КОРОЛЕВСТВО САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ИРАН / ХАДЖ-ПАЛОМНИЧЕСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азимов К. С.

Кроме соперничества на рынке нефти на отношения между двумя странами влияние оказывает старинная вражда между персами и арабами, шиитами и суннитами. В современной ситуации эти обстоятельства используют США, стремящиеся к доминированию в регионе. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шиитский фактор в отношениях Саудовской Аравии и Ирана»

19. Al-Mufti al-'Amm: As'al Allah an yaftah 'ala qalb al-Shaykh al-Ghamidi wa yar-shida-hu li-l-sawab, Sabq, December 2014, accessed at https://sabq.org/kitgde on 17 February 2017.

20. Al-KalbanI Yusirr 'ala Ibahat al-Ghina' bi-MusIqa wa-l-Istimta' bi-l-Sawt al-Hasan, al-Arabiyya, June 2010, accessed at http://bit.ly/2nwJmvQ on 2 March 2010.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Азимов К.С.,

кандидат исторических наук, кафедра истории и современных проблем стран Востока (Государственный институт востоковедения, г. Ташкент) ШИИТСКИЙ ФАКТОР В ОТНОШЕНИЯХ САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА

Б01: 10.31249/пшш/2020.01.04

Аннотация. Кроме соперничества на рынке нефти на отношения между двумя странами влияние оказывает старинная вражда между персами и арабами, шиитами и суннитами. В современной ситуации эти обстоятельства используют США, стремящиеся к доминированию в регионе.

Ключевые слова: шииты; сунниты; Королевство Саудовская Аравия; Иран; хадж-паломничество; дискриминация.

Около 10% населения Саудовской Аравии исповедуют шиизм. Точных данных о численности шиитов не существует . Известно, что в столице Королевства Эр-Рияде проживают примерно 30 тыс. шиитов разного этнического происхождения (иранцы, пакистанцы, йеменцы и выходцы из Индии). Наибольшее сосредоточение шиитского населения зафиксировано в Восточной провинции (Аш-

1 Власти заведомо снижают численность шиитов. Донцов считает, что это примерно 1,5-2 млн человек. См.: ДонцовВ.Е. Религиозно-политическое движение шиитов в Саудовской Аравии // Ближний Восток и современность. Вып. 21. -М., 2004. - С. 56.

© Азимов К.С., 2020

Шаркийа), где в ряде городов (Ад-Даммам1, Аз-Захран, Аль-Хуфуф, Аль-Катыф) они составляют практически половину численности населения. В юго-восточных и южных районах проживают примерно 250 тыс. шиитов.

По своим религиозным воззрениям саудовские приверженцы шиизма различаются: выходцы из Ирана относятся к основному шиитскому направлению - имамизму джаафарийского толка (двуна-десятники в русской востоковедной традиции). Исмаилитами являются в основном представители арабского племени Бану-Ям, проживающие в провинции Наджран, отторгнутой у Йемена в 1931 г.2 В районе Янбу (на западе Королевства) сосредоточены шииты-кайсаниты3, а в южных и западных районах страны - зей-диты4.

Уже в период образования первого саудовского государства между суннитами и шиитами происходили конфликты и столкновения. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, основоположник ваххабизма, упрекал шиитов за неприятие четырех праведных халифов5. Он дал им прозвище «рафидиты» (отвергающие)6, которое его последователи используют до сих пор. Впрочем, этому термину иногда придают иное значение. В настоящее время рафидитами называют имамитов, не признавших законность династии Омейядов и Абба-сидов. Сами шииты придают слову рафидиты положительный

1 Ад-Даммам - пятый по численности населения город и второй по объемам перевозок порт страны. Среди коренного населения преобладают шииты. Однако в целом коренных жителей в городе не более 40%. В основном это приезжая рабочая сила.

2 Племя Бану-Ям отказалось подчиняться королю Абдель-Азизу, который был вынужден пойти на уступки. Наджран, в отличие от других провинций, получил некоторые преимущества. Однако сепаратистские идеи по-прежнему бытуют среди жителей провинции. Йемен также претендует на территории Джизана и Асира.

3 Немногочисленное умеренное шиитское направление, возникшее в VII в. в Ираке. Этимология названия точно не известна.

4 Логинов И.В. О статусе шиитской общины в Саудовской Аравии // Ближний Восток и современность / отв. ред. Арунова М.Р. и Филоник А.О. Вып. 17. - М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. - С. 105.

5 Причины неприятия четырех праведных халифов лежат в отказе персов признавать принцип избрания халифов вместо наследования власти потомками или ближайшими родственниками пророка.

6 От арабского корня - рафада - отвергать.

смысл, считая, что рафидитами являются «верующие, отвергшие зло»1.

Ко времени распространения ваххабизма на территории будущего Королевства Саудовская Аравия проживали представители разных религий, в том числе христиане и иудеи. Примерно до Х в. в регионе Наджран арабские племена Аравии (Бану Таглиб, Бану Тамим) исповедовали христианство, их сначала обложили налогом (джизья), но затем под давлением властей они были вынуждены принять ислам или переселиться в Сирию и Ирак. Но среди гастарбайтеров (из Египта, Эфиопии, Эритреи и Ливана) имеются христиане. Религиозная полиция (мутавва'ин) строго следит за ними, запрещая публичные обряды.

До появления ислама в Аравии здесь проживали три племени, исповедующие иудаизм, - Бану Надир, Бану Кайнука и Бану Курайз. Бану Надир было враждебно к мусульманам, в то время как два других относились к мусульманам толерантно. Но с течением времени иудеи стали покидать этот район. Некоторые переселились в Йемен. Затем в 1881 г. начался исход иудеев и из Йемена. До 1948 г. легально эмигрировали 15 430 человек. В 19491950 гг. Израилем была организована спецоперация «Ковер», в результате которой Йемен покинули 44 тыс. последователей иудаизма. В этот период, ввиду отсутствия четких границ на Аравийском полуострове, в целях дальнейшей эмиграции сюда устремились иудеи и из соседних арабских стран2.

В 1802 г. дошла очередь до шиитов, которым приверженцы ваххабизма объявили войну. Они вторглись в город Кербела (Ирак), где разгромили шиитские святыни. Как известно, ваххабиты порицают почитание могил святых и имамов, но в данном случае они явно руководствовались меркантильными интересами. Нападавшие разграбили могилу Хусейна (внука пророка Мухам-мада)3, разрушили купол его усыпальницы и забрали дары (ковры, драгоценные сосуды, ткани, ценные копии Корана, золотые и серебряные монеты), пожертвования верующих в память имама, скопившиеся в мавзолее, а из ограды, окружавшей захоронение,

1 Прозоров С.М. Рафида // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Наука, ГРВЛ, 1991. - С. 198.

2 Ari A. Jewish-Muslim Relations and Migration from Yemen to Palestine in the Late Nineteenth and Twentieth Centuries // Leiden; Boston, 2014. P. 8-9.

3 Хусейн ибн Али (626-680) - внук пророка Мухаммада, второй сын его двоюродного брата и Фатимы (дочери пророка), имам, почитаемый шиитами-имамитами.

были выломаны драгоценные украшения. Ограбление длилось 8 часов. Как свидетельствуют саудовские хроники, все трофеи были отправлены в Мекку. Караван с награбленным (в том числе с добром, отобранным у жителей города) состоял из 4 тыс. верблюдов. При этом были убиты до 5 тыс. жителей Кербелы. При этом османский гарнизон, расквартированный в Кербеле и не слишком жаловавший шиитов, бежал из города. Предложенная помощь персидского правителя Фетх-Али-шаха была турками отвергнута. Как отмечает А.М. Васильев, автор книги «История Саудовской Аравии», «подвиги ваххабитов» впоследствии были описаны в книге недждийского летописца XIX в. Османа ибн Абдаллаха Ибн Биш-ра «Символ славы в истории Неджда»1.

История Аравийского полуострова изобилует сюжетами разбоя и ограблений. Ибн Сауд, расширяя территорию своих владений, не брезговал никакими методами. Нападения на караваны и взимание платы практически за каждый фарсах2 пути стало источником пропитания многочисленных бедуинских племен, промышлявших разбоем. Поэтому, подчинив какую-либо территорию, Ибн Сауд устанавливал жесткие порядки, которые более устраивали проживавших там людей и приезжих купцов.

Область Аль-Хаса (в провинции аш-Шаркийа - «восточная» -араб.), где сегодня проживают большинство шиитов, была захвачена саудитами в 1913 г. Немедленно для купцов был установлен таможенный сбор (8%), а также определен размер закята (2,5%) на урожай фиников, основной источник доходов местных жителей этого благодатного края3. Как отмечали историки, уже тогда Ибн Сауд увеличил вдвое и подвластную ему территорию и доход казны. Турецкий гарнизон Аль-Хасы сдался, передав все оружие победителю, а население, уставшее от набегов разбойников-бедуинов, особенно не сопротивлялось. После того как Ибн Сауд изгнал турецкие гарнизоны из Аль-Хасы и Аль-Катыфы4 местные шиитские муджтахиды, шейхи Муса ибн Абдаллах Абу Хамсин (1874-1932) и Али ибн Хасан Али аль-Хунайзи (1868-1943) призвали местное население не сопротивляться саудитам. Король

1 Васильев А.М. История Саудовской Аравии. - М., 1999. - С. 106.

2 Фарсах - персидская мера длины, равная 5549 км.

3 Непросвещенная монархия // https://ljwanderer.livejournal.com/369791.html

4 В 1331 г. этот город посетил знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута, который описал его «как большой и преуспевающий город, населенный арабскими племенами, являвшимися воинствующими шиитами».

даже подписал с шиитскими религиозными лидерами соглашение о «гарантии религиозной свободы» для жителей провинции взамен на их подчинение новому государству. На первых порах король сдерживал обещание: шиитам было разрешено иметь свои мечети, где они совершали свои религиозные обряды, кроме того, существовало шиитское гражданское судопроизводство1.

Однако ихваны2 - религиозное военное ополчение, на которое опирался первый король Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Сауд (1902-1969), сыгравшие ключевую роль в объединении разных областей Аравийского полуострова в единое государство, -уже в 1925 г. потребовали от короля запретить шиитам Аль-Хасы и Аль-Катыфы публично отправлять свои религиозные обряды. В соответствии с ваххабитской моралью они потребовали также запретить прославление рода Пророка, отмечать дни рождения и смерти пророка и четвертого праведного халифа Али, а также совершать паломничества в священные для шиитов города Кербелу и Неджеф в Ираке. Однако король в тот момент проигнорировал требования ихванов3.

В начале 1927 г. король Абдул-Азиз поручил Комитету высших улемов рассмотреть вопрос об отношении к шиитам и подготовить доклад об их положении в государстве. Комитет издал фетву, в которой потребовал от шиитов «отказаться от неправильного ислама» и принять ислам ваххабитского толка. Было также рекомендовано ликвидировать места поклонений шиитов, в том числе могилы сподвижников и членов семьи Пророка в Медине. Кроме того, было запрещено отмечать 10 мухаррама - день гибели имама Хусейна.

Последовавшее в 1930 г. упразднение отрядов ихванов снизило напряженность между шиитами и властью. Внутри высшего религиозного духовенства было высказано мнение, что к шиитам можно относиться как зимми, иноверцам, находящимся под покровительством мусульман и выплачивающим особый налог. Впоследствии, когда в этом районе была обнаружена нефть (1932),

1 В Аль-Катыфе шариатским судьей был назначен шейх Аль-Хунайзи, который выносил решения по делам как шиитов, так и суннитов.

2 Ихваны (Ихван ман ата' Аллах - «Братья покорные Аллаху») - объединение ополченцев бедуинских племен. После завоевания Хиджаза они вошли в конфликт с Абдул-Азизом, который сумел их подавить в битве при Сабилии в 1930 г. Оставшиеся отряды вошли в Национальную гвардию Саудовской Аравии.

3 Шиитские религиозно-политические течения в КСА // http://www. aljazeera.net/in-dtpth shia/saudia/2003/6/6-l-2.htm (10.09.2019).

значение провинции Аш-Шаркийа и области Аль-Хаса многократно возросло. В частности, здесь находится месторождение Гавар -крупнейшее в мире разрабатываемое месторождение нефти и газа.

Усиление власти саудитов в регионе сопровождалось кампанией по искоренению неисламских и даже несуннитских верований. В частности, в результате кампании по ликвидации «шиитских пережитков» в Медине и ее окрестностях по приказу Ибн Сауда были разрушены все мавзолеи на старинном кладбище Джаннат Аль-Баки (включая мавзолеи нескольких шиитских имамов). Как мы отмечали выше, отношение ваххабитов к местам, связанным с именами выдающихся мусульман, определялось ваххабитской идеологией, которая отвергает поклонение святым местами. До сих пор в Саудовской Аравии практикуются похороны в пустыне без обозначения места погребения1.

Действия короля Ибн Сауда по разрушению мавзолеев на кладбище аль-Баки были подвергнуты критике общественностью мусульманского мира. В конце концов некоторым захоронениям вернули обозначения выложенным камнем по периметру или небольшой стелой, но в 1975 г. была уничтожена могила шиитского имама Джаафара Ас-Садика (702-765).

Жители провинции Аш-Шаркийа пытались протестовать, но их демонстрации жестоко разгонялись. К тому же создание нефтяной отрасли в этом районе способствовало некоторому подъему благосостояния местного населения, так как появились рабочие места.

Естественно, что становление рабочего класса в нефтяной отрасли, особенно в послевоенные годы, сопровождалось появлением политических движений. Восточная провинция не стала исключением, и шииты приняли в них участие. При этом на жителей провинции повлияли события в соседних странах: исламская революция в Иране (1979) и ирано-иракская война (1980-1988). Находясь в непосредственной близости от Ирана, шииты КСА могли принимать передачи иранского радио и телевидения. Некоторые шиитские религиозные деятели КСА получили образование в Тегеране, Мешхеде или Куме. В Кербелу и Мешхед ездили группы шиитов-паломников. Поэтому идеи аятоллы Хомейни саудовским шиитам были известны. В 1979 г. иранские шииты впервые за много

1 В частности, 23.01.2015 г. состоялись похороны короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза в безымянной могиле (по строгим ваххабитским канонам погребения) на кладбище Аль-Ауд в Эр-Рияде.

лет смогли провести траурные мероприятия в память имама Хусейна. Однако низкий уровень образования и недостаточная политическая активность не позволяли людям осознать реалии своего положения.

В этот период Ирак развязал войну против Ирана (19801988). В иракской армии значительный процент низших чинов составляли шииты (в основном пехота). Руководству страны, и прежде всего президенту Саддаму Хусейну, пришлось предпринять шаги для того, чтобы сплотить население, сгладить противоречия между суннитами и шиитами. Как отмечала российский исследователь Е. Тихонова, «Хусейн начал активно акцентировать особую роль Ирака как центра мирового шиизма, объявил всех иракцев потомками имама Али и заявил о собственном происхождении от того же Али. Были сделаны ассигнования на обновление святынь в Неджафе и Кербеле, а события общественного и государственного характера открывались чтением Корана. С. Хусейн активно контактировал с шиитскими иерархами, а накануне принятия важных решений посещал усыпальницу имама Али. Столь резкая смена курса была связана с осознанием баасистским режимом возможности использования религиозных чувств мусульман»1 в войне с Ираном.

После отъезда из страны шаха Ирана (16.01.1979) и возвращения в Тегеран аятоллы Хомейни (1.02.1979) шиитская оппозиция в Ираке активизировалась. Она выступала за свержение режима партии Баас2 и видела своей задачей построение исламского государства по иранскому образцу. Естественно, что Тегеран активно поддерживал иракскую шиитскую оппозицию, полагая, что таким образом будет возможно реализовать идеи Хомейни. Лозунг «экспорта исламской революции» был направлен не только на мусульман Ирака, исповедующих шиизм, но и носил всеобщий характер, т.е. он был адресован ко всем исламским государствам. В Саудовской Аравии он был воспринят как призыв к возможной

1 Тихонова Е. Сунниты и шииты Ирака. От Ирака «британского» к Ираку «американскому» // https://cyberleninka.rU/article/n/15109915 (10.09.2019).

2 Баас - партия арабского социалистического возрождения. Основателем иракского отделения партии Баас в 1952 г. стал шиит Фуад ар-Рикаби, который привлек в партию своих родственников и друзей. В первое время шииты преобладали в партии, но к концу 1960-х годов их стали вытеснять сунниты, а после прихода к власти С. Хусейна и его сподвижников - выходцев из его родного города Тикрита, сунниты вытеснили шиитов из состава руководства партии.

шиитской революции с последующим распространением иранской экспансии на другие страны Персидского залива1.

Амбиции тегеранского руководства чрезвычайно раздражали Эр-Рияд. Отношения между странами приобрели характер регионального соперничества. Учитывая тесные отношения саудовского Королевства с Вашингтоном, Хомейни называл саудовский ваххабизм «американским исламом».

Ирано-иракская война (1980-1988) негативно повлияла на положение стран региона. Особенно пострадали судоходство в Персидском заливе, где были обстреляны перевозившие нефть суда. Недаром эту войну называют «Первой войной в Персидском заливе». Среди 300 судов, которые в этот период перевозили нефть по Персидскому заливу и были атакованы во время военных действий, пострадал саудовский танкер «Сафина аль Араб», водоизмещением 357 тыс. т2.

События в Персидском заливе не получили адекватного отражения в СМИ Королевства, поэтому саудовские шииты в этот период не проявляли заметной солидарности с Ираном. Тем не менее постепенно происходило пробуждение саудовских шиитов. Неожиданно, во время хаджа (31.07.1987), шиитские паломники из Ирана устроили демонстрацию в поддержку Хомейни. В результате стычек с саудовскими службами безопасности имелись жертвы3. Официальная печать сообщила, что паломники из Ирана устроили «незаконную демонстрацию». В ходе расследования инцидента власти Королевства отобрали у паломников-шиитов большое количество холодного оружия (ножей), а также одинаковые наручные часы с надписью ляббайк йа Хомейни4. Власти Королевства расценили происшедшее как провокацию, призванную посеять хаос в стране. Отмечалось, что «паломники злоупотребили госте-

1 История межгосударственных отношений Саудовской Аравии и Ирана // https://islam-today.ru/islam_v_mire/bliznij-vostok/istoria-mezgosudarstvennyh-otnosenij-saudovskoj-aravii-i-irana/?desktop=true

2 Танкерная война // http://warhead.su/2019/06/27/tankernaya-voyna-kak-iraktsy-ohotilis-na-suda-drug-druga (15.09.2019).

3 Межгосударственные отношения Саудовской Аравии и Ирана // https://islam-today.ru/islam_v_mire/bliznij-vostok/istoria-mezgosudarstvennyh-otnosenij-saudovskoj-aravii-i-irana/?desktop=true (12.09.2019).

4 Слова «Ляббайк Аллахумма ляббайк!» - «Вот я перед тобой, о Аллах» произносятся во время хаджа. Это традиционный ответ на призыв к совершению хаджа. В данном случае замена имени Аллаха на Хомейни означает, что иранские паломники как бы отвечают на призыв Хомейни.

приимством правительства Служителя двух Святынь и совершили акцию, несовместимую со святостью обрядов хаджа»1. В ответ на случившееся Хомейни возложил вину за гибель паломников на саудовские власти и призвал всех шиитов восстать2.

Случившееся получило несколько версий. Одна из них (саудовская) гласит, что якобы 25 тыс. паломников из Ирака попытались заблокировать вход в Месджед аль-Харам (запретную мечеть)3, где они столкнулись с охранявшими ее саудовскими военнослужащими. Эта версия до сих пор рассматривается в Эр-Рияде как спланированная провокация, в результате которой мечеть должна была быть захвачена, и иранцы должны были провозгласить аятоллу Хомейни главой всей исламской уммы. В свою очередь иранцы обвиняли саудитов в попытках чинить препятствия паломникам -шиитам, вплоть до ограничения их участия в хадже.

В 1988 г. было взорвано несколько саудовских нефтепроводов. На этот раз в происшедшем саудовское правительство обвинило собственных граждан, исповедующих шиизм.

В том же году правительство Саудовской Аравии разорвало дипломатические отношения с Ираном, в результате чего иранцы оказались лишены возможности совершать паломничество в Мекку. 9 июля 1989 г. во время очередного хаджа взорвались две бомбы, убив одного паломника и ранив 16. Саудовские власти сначала привычно хотели обвинить иранцев, но так как в тот год правительство Ирана запретило своим гражданам участие в хадже, то саудовские власти обвинили и затем казнили 16 паломников-шиитов из Кувейта. В антиваххабитской кампании приняли участие саудовские богословы. В частности, верховный муфтий Королевства Абдул-Азиз ибн-Абдулла Ибн Баз аш-Шайх (1910-

1 В результате в столкновениях с саудовскими силами безопасности 402 человека (275 иранцев, 82 саудовских сотрудника службы охраны правопорядка, 42 гражданина прочих стран) погибли и 649 человек (303 иранца, 145 саудовцев, 201 гражданин прочих стран) были ранены.

2 Lacey, Robert. Inside the Kingdom: Kings, Clerics, Modernists, Terrorists, and the Struggle for Saudi Arabia // Viking, 2009. - P. 102.

3 Запретная мечеть (Месджед аль-Харам) - главная исламская мечеть, во внутреннем дворе которой находится святыня ислама - Кааба (черный камень). Ее первоначальное строительство относится к 638 г. Впоследствии мечеть многократно перестраивалась под нужды хаджа, во время которого на ее территории находится до 800 тыс. человек.

1999) издал фетву, в которой он приравнивал шиитов к вероотступникам1 .

Некоторая разрядка в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией произошла после окончания войны в Персидском заливе (1990-1991), когда иракские войска вторглись на территорию Кувейта. Операция «Буря в пустыне», призванная обуздать аппетиты Багдада, была поддержана Тегераном. В данном случае интересы Эр-Рияда и Тегерана совпали, так как в этот период именно Ирак рассматривался как основная угроза в регионе. В этот период отношения между государствами нормализовались. В 1993 г. в Королевстве была объявлена всеобщая амнистия: шиитские узники получили свободу, эмигранты вернулись на родину, а некоторые шиитские интеллектуалы получили возможность работать в госучреждениях и частном секторе. Более того, произошел инцидент, который наглядно свидетельствовал о том, что руководство страны отказывается от проведения антишиитской политики: во время визита в КСА аятоллы Али Акбар Хаше-ми Рафсанджани (1934-2017) имам мечети Пророка в Медине попытался произнести антишиитскую хутбу на пятничной молитве в присутствии иранской делегации, после чего был уволен (!)2.

В том же году король Фахд ибн Абд аль-Азиз (1921-2005) провел встречу с шиитскими имамами и «уважаемыми людьми» Королевства, во время которой пообещал не допускать дискриминации шиитов по религиозным мотивам. Однако, как считают арабские исследователи, обещания короля «не были выполнены из-за его болезни», которая якобы помешала реализации всех проектов, связанных с изменением положения шиитов и их интеграцией в саудовское общество. В результате некоторые оппозиционеры вновь покинули страну3.

После окончания войны с Ираком полемика между Эр-Риядом и Тегераном почти прекратилась. В 1990-2000-х годах даже активизировались экономические отношения, президенты Ирана

1 Ende, Werner. The Nakhawila, a Shia community in Medina past and present // Die Welt des Ыте, 1997. XXXVII. - Р. 335.

2 Bradley, John R. Saudi Arabia Exposed: Inside a Kingdom in Crisis // Palgrave, 2005. - P. 82-83.

3 Мухаммад Ибрахим и др. Аль-Ахзаб ва аль-харакат ва аль-джамаат аль-исламийа // Бейрут, Аль-Марказ аль-араби ли ад-дирасат аль-истратиджийа, 2000. Ч. 2. - С. 583.

Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Мохаммад Хатами посетили Саудовскую Аравию, где они встречались с королем Фахдом1.

Нельзя сказать, что в Королевстве ничего не делалось для шиитов, но это были единичные случаи. В 1993 г. три шиита были включены в состав Меджлис аш-Шура2; в 2005 г. были сняты некоторые ограничения на проведение мероприятий в связи с памятными для шиитов дат; в городе Аль-Катыфе в результате выборов в муниципальные органы шииты получили шесть мест (из шести), а в городе Аль-Ахсаа - пять из шести3. Летом 2006 г. шииты восточных провинций устроили праздник в честь участия шиитской организации «Хизбалла» во второй израильско-ливанской войне.

Однако это не означало полного изменения отношения к своим соотечественникам-шиитам. Как отмечает российский исследователь А. Федорченко, «известны случаи, когда представители правоохранительных органов КСА без суда и следствия арестовывали всех, кто был прямо или косвенно уличен в симпатии к лидеру движения "Хизбалла" Хасану Насралле или его группировке»4.

Тем не менее давление со стороны мировой общественности и международных правозащитных организаций заставило саудовскую власть попытаться пересмотреть свое отношение к шиитам Королевства. В 2003 г. были инициированы «Национальные диалоги» с привлечением шиитов, суфиев и некоторых либерально настроенных граждан. Таким образом, была создана платформа, на которой шииты могли открыто заявить о дискриминации. 30 апреля 2003 г. премьер-министру Королевства был передан документ «Партнеры в Отечестве», в котором группа шиитских полити-

1 История межгосударственных отношений Саудовской Аравии и Ирана // https://islam-today.ru/islam_v_mire/bliznij-vostok/istoria-mezgosudarstvennyh-otnosenij-saudovskoj-aravii-i-irana/?desktop=true (17.09.2019).

2 Меджлис аш-Шура создан в 1993 г. указом короля. Совет состоит из доверенных членов королевской семьи, а также влиятельных граждан. Совет проводит консультации и имеет право давать рекомендации Совету министров и королю, который принимает окончательное решение, принимает или отвергает рекомендации Совета. См.: ФедорченкоА. Межконфессиональные противоречия в Саудовской Аравии: «шиитский вопрос» // Вестник МГИМО Университета. -2013. - № 2 (29). - С. 109.

3 Beranek, Ondrej. Divided We Survive: A Landscape of Fragmentation in Saudi Arabia // http://www.Brandeis.edu/crown/publications/meb/MEB33 // Middle East Brief: journal. - 2009. - January (vol. 33). - P. 1-7.

4 Субх М.А. О преследовании представителей оппозиции в некоторых странах ССАГПЗ // http://www.iimes.ru/?p=15136 (28.09.2019).

ческих активистов сформулировала принципы совместного существования в Королевстве. В документе было сказано, что граждане КСА, исповедующие шиизм, - «исконная, неотделимая часть дорогого Отечества, которое является для них единственной Родиной и которому они беспредельно преданы»1.

В этот период некоторые западные СМИ распространяли слухи о якобы имеющихся планах раздела КСА и создания на его территории трех независимых государств2, в том числе отдельного шиитского государства на востоке страны (где идет интенсивная добыча нефти и газа), государства Хиджаз (с его священными городами Меккой и Мединой) на западе и государства Неджд в центральной части Аравийского полуострова. Саудовские религиозные экстремисты, учитывая опыт сотрудничества американцев с шиитами в Ираке, увидели в этом желание Вашингтона подчинить себе нефтеносные районы на востоке страны. Они даже утверждали, что шииты являются соавторами этого проекта.

Подавшие документ представители шиитской общественности Королевства выразили обеспокоенность в связи с этими планами, которые они рассматривали как попытку опорочить ислам. Они отметили, что палестинская трагедия, оккупация Ирака американскими войсками играют на руку сионистам. «Наступление идет на святыни уммы, ее интересы и даже на само ее существование. Смертельная опасность угрожает всем мусульманам, независимо от толков и течений, что требует от них сплотиться перед лицом этой опасности»3. Авторы послания отмечали, что в этих условиях всем мусульманам необходимо объединиться. Они напомнили, что возможность учиться и повышать свой образовательный уровень, предоставленная шиитам Королевства, дает им право принести пользу своему государству, однако в стране по-прежнему сохраняется недоверие по отношению к шиитам, в результате чего для них недоступна служба в армии, в органах безопасности и сфере дипломатии. Авторы послания выступили с предложением создать совместный с шиитами орган (комитет),

1 Saut al-arabiya // http://www.aljazeera.net/in-depth/shia_saudia/2003/5/5-3l-9.htm (02.11.2019).

2 Слухи основывались на статье Ральфа Петерса «Кровавые границы» (2006), в которой он предлагал создать на территории нынешнего КСА три государства, в том числе некое «Священное Исламское государство» - своеобразный мусульманский Ватикан.

3 Saut al-arabiya // http://www.aljazeera.net/in-depth/shia_saudia/2003/5/5-3l-9.htm (02.11.2019).

в полномочия которого входили бы вопросы, связанные с устранением дискриминации. Для начала они также предложили увеличить число шиитов в Консультативном совете (Маджлис аш-Шура), а также усилить их представительство в Совете министров, внутри ряда министерств, ведомств и армии.

Это послание было принято премьером благожелательно. Позднее Наджиб Хунайзи, один из шиитских активистов, комментируя текст послания, отметил, что изложенное вполне соответствует духу программы реформ, с которым накануне выступило саудовское правительство.

Кроме того, авторы послания требовали расширения прав шиитов, включая создание шиитских судов, основанных на шиитской правовой доктрине. Однако эти мероприятия были жестко раскритикованы ваххабитскими радикалами1, которые выпустили петицию, призывающую к борьбе против шиитов, и в очередной раз потребовали, чтобы шииты отказались от своих «ошибочных» убеждений добровольно и «вернулись на истинный путь» ислама. При этом они пригрозили, что в противном случае шииты будут убиты, изгнаны или насильно обращены в «правильную веру»2.

Последующие события на Ближнем Востоке вновь заставили саудовские власти опасаться шиитской угрозы. В результате американской оккупации Ирака (2003-2011) иракские шииты стали доминирующей силой в администрации страны, иранское влияние в Ираке заметно усилилось, что способствовало активизации шиитов в соседних арабских странах и привело к резкому ухудшению отношений между Ираном и КСА. В марте и ноябре 2011 г. шииты Саудовской Аравии провели митинги, жестоко разогнанные властями. На следующий год в тюрьму был брошен авторитетный шиитский проповедник Нимр ан-Нимр. В январе 2016 г. он был казнен вместе с 46 шиитами, осужденными по обвинению в терроризме, что вызвало новое обострение ирано-саудовских отноше-ний3. 2 января 2016 г. в Аль-Катыф, родной город казненного шейха,

1 Отмечалось также, что суннитские суды отказывались признавать показания шиитов // Commins, David. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia -I.B. Tauris, 2009. - P. 6.

2 Ondrej Divided. We Survive: A Landscape of Fragmentation in Saudi Arabia // Middle East Brief: journal. - 2009. - January (vol. 33). - P. 1-7.

3 Саудовцы казнили шиитского шейха и еще 46 человек // http://lenta.ru/ news/2016/01/02/sau di1/ (23.11.2019).

были введены войска для подавления массовых протестов. Власти усмиряли демонстрантов слезоточивым газом1.

В ответ на демонстративную казнь уважаемого шейха в Иране также прошли массовые митинги. Демонстранты даже пытались поджечь посольство Саудовской Аравии, атаковали консульство в Мешхеде. Аналогичные протесты прошли в Ливане и Ираке.

Новым поводом для разногласий между Эр-Риядом и Тегераном стали события, получившие название «арабская весна». Эр-Рияд стал спонсором сирийской оппозиции, в то время как Тегеран поддержал сирийское правительство во главе с Башаром Асадом.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд (1935 г.р.), пришедший к власти в январе 2015 г., довольно быстро передал управление делами государства своему сыну Му-хаммаду ибн Сальману Аль-Сауду (1985 г.р.), который был назначен наследником престола (21.06.2017) в обход других претендентов. Уже скоро принц обнародовал программу по модернизации страны «У^юп-2030», которая предусматривает снижение зависимости КСА от экспорта нефти. Для этого саудовским властям нужно добиться диверсификации экономики, модернизации здравоохранения, образования, инфраструктуры и туризма. Программа стала поводом для надежд на некую «религиозную оттепель» в стране.

Однако в 2015 г. во время очередного хаджа в результате давки в долине Мина снова погибли паломники. Считается что жертвами давки на мосту Джамаат стали более 2 тыс. человек, хотя данные, приведенные саудовскими СМИ, были явно занижены. В связи с гибелью своих граждан (464 паломника из Ирана) Тегеран обвинил саудовские власти в плохой организации процесса хаджа и даже призвал мусульман других стран бойкотировать хадж. Президент Ирана аятолла А. Хаменеи высказался даже за пересмотр статуса саудовского монарха, являющегося Хранителем двух святынь2.

Эр-Рияд отказался принести извинения или оказать финансовую помощь семьям погибших. Естественно, что в этих условиях взаимные обвинения усилились. Шейх Абдель Азиз Аль Шейх, верховный муфтий КСА, в своем интервью для саудовской газеты «Мекка» заявил, что иранцы не являются мусульманами, они -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Газета.ру. 02.01.2016.

2 Хранитель двух святынь, т.е. Мекки и Медины. Статус короля КСА -с 1982 г.

«потомки "магов", и их враждебность в отношении мусульман, особенно суннитов, очень древняя»1. (Шейх имел в виду зороаст-рийцев, численность которых в современном Иране невелика -50 тыс. - Ред.). В ряде стран, где проживают шииты, прошли митинги в поддержку Ирана. В следующем году хадж прошел без происшествий, но численность паломников заметно упала: в нем

приняли участие всего 2,4 млн мусульман.

* * *

Анализируя ситуацию вокруг саудовских шиитов, надо отметить, что здесь свою роль играет старинная вражда между арабами и персами. Как известно, в середине VII в. арабы подчинили себе Персию, положив конец Сасанидской династии в 651 г. При этом персидская держава была более развитой в экономическом и культурном отношениях, что позволило многим образованным персам занять достойное место сначала в Багдадском халифате (750-945), а затем в Аббасидском халифате (1194-1258). В дальнейшем знамя негативизма по отношению к шиитам и Ирану было поднято Османской империей.

В 1908 г. Англо-Персидская кампания (ВР) обнаружила нефть в Машид-и-Сулейман (на юго-западе страны). С тех пор у Ирана появился ресурс для развития. Почти весь ХХ в. Иран был крупнейшим производителем нефти в мире, вызывая зависть соседей. Иран дважды (1951 и 1979) выгонял из страны западные кампании. Вернуться в Иран они смогли лишь в конце 1990-х годов. В 2010 г. им вновь пришлось покинуть страну из-за санкций, наложенных на Иран западными странами. С конца 1940-х годов на рынок нефти вышла Саудовская Аравия, которая постепенно стала конкурировать с Ираном, тем более что в отличие от Ирана за ее спиной стояли США. Как отмечают исследователи, «обе страны являются крупнейшими производителями энергоресурсов и постоянно конкурируют за рынки сбыта своих главных экспортных продуктов - нефти и газа»2.

1 Железнов А.А. Саудовская Аравия и Иран: конфронтация вокруг хаджа. 20.09.2016 // М1р://%^.ише8.ги//?р=29978 (21.10.2019).

2 История межгосударственных отношений Саудовской Аравии и Ирана // https://islaш-today.ru/islaш_v_шire/bliznij-vostok/istoria-шezgosudarstvennyh-otnosenij-8аМоУ8ко]-агауи-ьггапа^е8к1:ор=1ше (21.11.2019).

Human Rights Watch в 2009 г. подготовила доклад, в котором подробно освещается положение шиитов в Королевстве. В докладе говорится, что шииты, проживающие в Саудовской Аравии, являются «лицами систематической дискриминации в области религии, образования, правосудия и занятости... Образование в Королевстве основано на религиозных ваххабитских материалах... С самого раннего возраста учащихся учат, что шииты не являются мусульманами и что шиизм это - еврейский заговор, и поэтому шииты достойны смерти. Сунниты не должны есть их пищу и жениться на них. их нельзя хоронить на мусульманских кладбищах и т.п.»1. Ограничено даже число имен, которыми шииты могут называть своих детей. Авторы доклада утверждают, что за 50 лет в посольстве Саудовской Аравии в США не было ни одного сотрудника-шиита. Более того, в университете г. Фэрфакс (Fairfax, штат Виргиния, США), который является филиалом саудовского университета имени Мохаммеда ибн Сауда, студентам также внушается, что шиизм является частью «еврейского заговора против мусульман».

В Королевстве нет сформированной оппозиции. Полиция тщательно следит за любым проявлением инакомыслия. Примером может служить судьба журналиста Джамаля Хашогги, зверски убитого в Турции.

Очевидно, что в современной ситуации антишиитские настроения в Саудовской Аравии подогреваются проамериканской ориентацией Эр-Рияда и антииранской политикой США. Шииты Королевства рассматриваются как «пятая колонна» Ирана. Более того, в последние годы многим шиитам из Сирии, Ливана, Ирака и Йемена было отказано в посещении святых городов в период хаджа. Таким образом, можно констатировать, что политическая маргинализация шиитов в Королевстве граничит с религиозным апартеидом.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

1 Human_rights_in_Saudi_Arabia // https://ru.qwe.wiki/wiki/Human_rights_in Saudi_Arabia#Shia_Muslims (23.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.