Научная статья на тему '"ШИИТСКИЙ ФАКТОР" В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НИГЕРИИ (1994-2020): ВНУТРЕННЕЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ'

"ШИИТСКИЙ ФАКТОР" В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НИГЕРИИ (1994-2020): ВНУТРЕННЕЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГЕРИЯ / ХАУСА / ШИИЗМ / СУННИТО-ШИИТСКИЙ АНТАГОНИЗМ / ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НИГЕРИИ / ИБРАГИМ АЗ-ЗАКЗАКИ / ИРАН / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ивкина Наталья Викторовна, Чикризова Ольга Сергеевна

Анализируется влияние «шиитского фактора» на общественно-политическую жизнь Нигерии, в которой в последние несколько десятилетий наблюдается феномен трансформации религиозного (исламского) поля за счет растущего разнообразия течений и сект. Возникновение новых общин способствует радикализации исламистского дискурса в Нигерии и обострению межобщинных противоречий (между суфиями и салафитами, салафитами и шиитами). Авторы выявляют предпосылки и причины роста числа последователей шиитского ислама в Нигерии преимущественно среди народности хауса, особенности политических движений с шиитской идеологией, а также роль Нигерии в глобальном саудовско-иранском противостоянии. Авторы прибегли к бихевиоралистскому подходу и сравнительно-сопоставительному анализу социальной базы шиитской организации «Исламское движение Нигерии» и салафитской «Джама ‘ ат иза-ла аль-бид‘а ва икамат ас-Сунна» («Общество искоренения нововведений и внедрения Сунны»). Выявлено, что ключевой причиной радикализации нигерийских мусульман (проживающих преимущественно на севере страны) стало проникновение в страну чуждых идеологий - радикального салафизма и политических аспектов шиитского ислама. Это стало следствием попадания Нигерии в фокус Эр-Рияда и Тегерана, которые борются за лидерство в «мире ислама». Установлено, что в случае Нигерии Иран уступает Саудовской Аравии, обладающей более значительными финансовыми возможностями и сетью неправительственных ассоциаций и фондов, которые содействуют реализации интересов официального Эр-Рияда в Западной Африке. Одной из ключевых сфер, где разворачивается саудовско-иранское противостояние за умы и сердца мусульман Нигерии, является исламское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “SHI‘A FACTOR” IN NIGERIA’S PUBLIC AND POLITICAL LIFE (1994-2020): DOMESTIC AND INTERNATIONAL DIMENSIONS

The article analyzes the influence of the Shi‘a factor on public and political life of Nigeria, the state in which the phenomenon of transformation of the religious (and more specifically, Islamic) field has been observed in the past few decades due to the growing diversity of movements and sects. In turn, the emergence of new communities contributes to the radicalization of the Islamist discourse in Nigeria and the exacerbation of intercommunal contradictions (between Sufis and Salafis, Salafis and Shiʻites). The authors identify the prerequisites and reasons for the growth in the number of followers of Shi‘a Islam in Nigeria, mainly among the Hausa people, features of political movements with Shi‘a ideology, as well as the role of Nigeria in the global Saudi-Iranian confrontation. The authors resorted to a behavioral approach and comparative analysis of the social base of the Shi‘a organization Islamic Movement of Nigeria and the Salafi Jamaʻat Izala al-Bidʻa wa Ikamat al-Sunna (Society for the Eradication of Innovation and Implementation of the Sunna). It was revealed that the key reason for the radicalization of Nigerian Muslims (living mainly in the north) was the penetration of alien ideologies into the country - radical Salafism and the political aspects of Shi‘a Islam. This was a consequence of Nigeria falling into the focus of Riyadh and Tehran, which arefighting for leadership in the Islamic world. It was established that in the case of Nigeria, Iran is inferior to Saudi Arabia, which has more significant financial capabilities and a network of non-governmental associations and foundations that promote the interests of official Riyadh in West Africa. One of the key areas where the Saudi-Iranian confrontation for the “minds and hearts” of Nigerian Muslims is unfolding is Islamic education.

Текст научной работы на тему «"ШИИТСКИЙ ФАКТОР" В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НИГЕРИИ (1994-2020): ВНУТРЕННЕЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

2022

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

Т. 14. Вып. 3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

УДК 297+327.83+329.3

«Шиитский фактор» в общественно-политической жизни Нигерии (1994-2020): внутреннее и международное измерения

Н. В. Ивкина, О. С. Чикризова

Российский университет дружбы народов,

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Для цитирования: Ивкина Н. В., Чикризова О. С. «Шиитский фактор» в общественно-политической жизни Нигерии (1994-2020): внутреннее и международное измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 14. Вып. 3. С. 524-540. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.309

Анализируется влияние «шиитского фактора» на общественно-политическую жизнь Нигерии, в которой в последние несколько десятилетий наблюдается феномен трансформации религиозного (исламского) поля за счет растущего разнообразия течений и сект. Возникновение новых общин способствует радикализации исламистского дискурса в Нигерии и обострению межобщинных противоречий (между суфиями и сала-фитами, салафитами и шиитами). Авторы выявляют предпосылки и причины роста числа последователей шиитского ислама в Нигерии преимущественно среди народности хауса, особенности политических движений с шиитской идеологией, а также роль Нигерии в глобальном саудовско-иранском противостоянии. Авторы прибегли к бихе-виоралистскому подходу и сравнительно-сопоставительному анализу социальной базы шиитской организации «Исламское движение Нигерии» и салафитской «Джама'ат иза-ла аль-бид'а ва икамат ас-Сунна» («Общество искоренения нововведений и внедрения Сунны»). Выявлено, что ключевой причиной радикализации нигерийских мусульман (проживающих преимущественно на севере страны) стало проникновение в страну чуждых идеологий — радикального салафизма и политических аспектов шиитского ислама. Это стало следствием попадания Нигерии в фокус Эр-Рияда и Тегерана, которые борются за лидерство в «мире ислама». Установлено, что в случае Нигерии Иран уступает Саудовской Аравии, обладающей более значительными финансовыми возможностями и сетью неправительственных ассоциаций и фондов, которые содействуют реализации интересов официального Эр-Рияда в Западной Африке. Одной из клю-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

чевых сфер, где разворачивается саудовско-иранское противостояние за умы и сердца мусульман Нигерии, является исламское образование.

Ключевые слова: Нигерия, хауса, шиизм, суннито-шиитский антагонизм, Исламское движение Нигерии, Ибрагим аз-Закзаки, Иран, Саудовская Аравия.

Введение

В последние несколько лет Нигерия стала ареной борьбы двух моделей развития «мира ислама» — суннитской и шиитской. В национальных масштабах развернулось широкое противостояние между суннитской группировкой «Боко Харам», стремящейся создать на территории Нигерии исламское государство салафитского образца, и шиитским «Исламским движением Нигерии» (ИДН), выступающим за превращение Федеральной Республики Нигерия в исламское государство, которое повторяло бы иранскую модель. Противником ИДН является также группировка «Джама'ат изала аль-бид'а ва икамат ас-Сунна» («Общество искоренения нововведений и внедрения Сунны»), созданная при финансовой поддержке Королевства Саудовская Аравия в конце 1970-х годов [1, р. 645] в рамках глобального противостояния распространению идей иранской Исламской революции и идеологии хо-мейнизма.

Население Нигерии (219 млн [2]) является поликонфессиональным: в северных провинциях страны подавляющее большинство жителей составляют мусульмане, в южных — доминируют приверженцы христианства. В свою очередь, из более чем 100 млн мусульман большинство — это сунниты маликитского маз-хаба. Шииты составляют, по разным оценкам, от 5 до 10 % нигерийских мусульман и проживают преимущественно в штатах Кадуна, Кано, Сокото и Йобе, а в последние годы небольшие шиитские общины начали складываться и в южных штатах страны [1, р. 646].

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что усиливающийся раскол между суннитами и шиитами в Нигерии выходит за рамки государственного регулирования, привлекая внимание международных организаций и третьих стран. Нигерия стала ареной противостояния двух государств — Саудовской Аравии и Ирана. Ни одна из этих держав не обладает достаточной «жесткой силой»: экономически состоятельная Саудовская Аравия слаба в военном отношении, в то время как Иран с большим военным потенциалом серьезно пострадал в экономическом отношении за годы санкций международного сообщества. В этой связи в ходе борьбы за лидерство в «мире ислама» они вынуждены прибегать к политике «мягкой силы», а религия выступает здесь в качестве фактора, придающего законность любым внешнеполитическим акциям. На примере Нигерии будет показана саудовско-иранская борьба за умы и сердца нигерийских мусульман на двух направлениях: в образовании и в рамках деятельности неправительственных организаций.

В качестве основного исследовательского вопроса выступают аспекты и формы проявления «шиитского фактора» во внутренней и внешней политике Нигерии. Здесь имеется как минимум три альтернативных объяснения.

Первое состоит в том, что как «Боко Харам», так и «Исламское движение Нигерии» имеют целью «институционализировать исламское право и исламскую

идентичность в стране, чтобы вывести Нигерию из числа партнеров западных государств» и переориентировать нигерийскую внешнюю политику на исламский мир [1, р. 646].

Сторонники второго объяснения полагают, что «Исламское движение Нигерии» является мирным и не несет в себе угрозы внутренней политике страны. Более того, они даже ставят под сомнение подлинный шиитский характер убеждений сторонников ИДН, поскольку до конца не выяснено их отношение к доктрине имамата и принципу велаят-э факих [3, р. 10], лежащему в основе иранской государственности.

В рамках третьего объяснения нигерийские шииты воспринимаются как объект воздействия со стороны Саудовской Аравии и Ирана, которые стремятся уменьшить влияние и власть друг друга в Нигерии за счет уменьшения власти и влияния «прокси-движений» — «Джама'ат изала» и ИДН соответственно. Более того, в рамках этого объяснения нигерийских шиитов называют сторонниками шиизма как политической идеологии, способствовавшей революционному преобразованию Ирана, а не как религиозной доктрины [4, р. 35].

Религиозный ландшафт Нигерии

Традиционными для Нигерии являются два суфийских тариката — кадирийя и тиджанийя, из «привнесенных» тарикатов на территории Нигерии проживают представители сенегальского ордена мюридийя [5] и суданского братства самманийя [6].

В начале XIX в. кадирийя стала официальной идеологией халифата Сокото — исламского государства, созданного шейхом-фульбе Османом Дан Фодио (17541817), который боролся с правителями Хаусаленда, осуждая поверхностность религиозных практик и религиозный синкретизм, характерные для Нигерии той эпохи. В настоящее время количество приверженцев более строгого ордена кадирийя в Нигерии составляет, по разным оценкам, от 2 до 5 % [3, р. 15].

В свою очередь, тарикат тиджанийя, широко распространенный в странах Ма-гриба и Западной Африки, получил беспрецедентное развитие в Нигерии благодаря деятельности аль-Хаджа Умара аль-Фути и его последователей, присоединившихся к сенегальскому проповеднику Ибрагиму Ниассе, называвшему себя «хранителем божественного потока» (сахиб аль-файда) шейха Ахмада ат-Тиджани, основателя братства тиджанийя [7, р. 227]. В современной Нигерии около 95 % последователей суфизма относят себя к ордену тиджанийя [3, р. 15].

Во второй половине ХХ в. в результате деятельности шейха Абубакара Махмуда Гуми в северные провинции Нигерии начало проникать ваххабитское учение, сторонники которого подвергали резкой критике традиционные для страны суфийские доктрины, столкнувшиеся с необходимостью противостоять чуждой идеологии, пришедшей в Нигерию из Саудовской Аравии.

А. М. Гуми, свободно владея арабским языком, перевел Коран на язык хауса, чем обеспечил себе широкую популярность среди населения северных провинций Нигерии. Кроме того, за перевод священной книги ислама Саудовская Аравия вручила нигерийскому проповеднику Международную премию короля Фейсала за «заслуги перед исламом» [8, р. 23].

В 1978 г. с целью пропаганды ваххабитской идеологии среди нигерийцев была создана уже упоминаемая группировка «Джама'ат изала аль-бид'а ва икамат ас-

Сунна». Ее отличительной чертой является отрицание таклида (следования авторитетам) любого мазхаба, в то время как ваххабитская версия салафизма опирается на ханбалитский мазхаб [4, p. 31].

Считается, что последователями «Джама'ат изала» являются главным образом представители народа хауса, поскольку в штатах, где проживают другие народы, активность «Джама'ат изала» не была замечена [3, p. 19]. При этом важно отметить, что в последние годы салафизм из северных провинций страны постепенно распространяется на южные провинции, которые изначально не были затронуты этой идеологией.

Победа в 1979 г. Исламской революции в Иране способствовала формированию «Исламского движения Нигерии», что вызвало рост численности шиитской общины в стране. Так, Ш. Хантер отмечает, что вплоть до начала 1980-х годов шиитов в Нигерии не было, но уже к 2010 г. их число составило 3,5 млн [9, p. 27].

В провинции Кано, где проживает подавляющее большинство шиитов Нигерии, распространение шиизма прошло две стадии.

На первой шиизм был лишь религией переселенцев из Ливана, проживавших в Кано: ливанские торговцы, среди которых были как христиане, так и мусульмане, впервые появились в Нигерии в начале ХХ в., принеся с собой и свою религию. К. Иса и С. Адам отмечают, что в 1915 г. британские колониальные власти создали для ливанских поселенцев Кано базировавшиеся между европейскими торговыми факториями и городом Хауса «сирийские кварталы», с тем чтобы, с одной стороны, отделить ливанцев от местных жителей, а с другой — создать своеобразный «буфер» между европейцами и африканцами [7, p. 230-231].

Политика социальной сегрегации, проводимая англичанами, а также суровые экономические условия, в которых были вынуждены выживать ливанцы, на первых порах мешали ливанским шиитам взаимодействовать с местными жителями и распространять среди них шиитскую доктрину. В свою очередь, нигерийцы демонстрировали искреннюю и сильную приверженность суннитскому исламу.

К. Иса и С. Адам также отмечают, что расистские предубеждения, которыми страдали ливанские переселенцы, также могли препятствовать распространению шиизма среди нигерийцев, поскольку ливанцы рассматривали шиизм как эксклю-зивистское вероисповедание, отличающее их от местного населения, приверженного суннитской доктрине [7, p. 231]. Кроме того, ливанцы были более прогрессивными: они открывали первые кинотеатры и отели в Нигерии, вели вполне светский образ жизни, все больше отдаляясь от вопросов религии. Это также негативно повлияло на отношение местных жителей к приезжим ливанским шиитам и сделало нигерийцев невосприимчивыми к проповедям шиизма.

На втором этапе шиитская доктрина начала распространяться среди собственно нигерийцев. Этому способствовала Исламская революция в Иране, вызвавшая широкий интерес к шиизму по всему миру. Любопытно, что уже после начала формирования нигерийской шиитской общины ливанцы стали проявлять заинтересованность в общении с единоверцами из числа местных жителей, а также включились в процесс обращения хауса в шиизм.

В 1980-х годах ливанцы, которых Иранская революция подтолкнула к более активному участию в религиозной жизни провинции Кано, выполняли очень важные функции для закрепления шиизма в Нигерии.

Во-первых, они устанавливали тесные контакты с молодыми нигерийцами, получившими религиозное исламское образование и стремившимися больше узнать об исламе. Пользуясь случаем, ливанцы принимали молодых людей в своих домах, где бесплатно давали книги о шиитском исламе, вели беседы на религиозные темы. Кроме того, ливанцы приглашали местных жителей на церемонии в честь шиитских праздников и памятных дней, таких как ашура — день поминовения трагической смерти имама Хусейна, сопровождающийся красочной многочисленной демонстрацией, из-за которой перекрывают движение на улицах. Подобные массовые мероприятия позволяют продемонстрировать число последователей шиизма, укрепить его присутствие в общественной жизни Нигерии и привлечь новых сторонников.

Во-вторых, состоятельные ливанцы оказывали материальную и финансовую помощь бедным членам общины и проблемным подросткам.

Рост шиитской общины в Нигерии спровоцировал межконфессиональные суннито-шиитские столкновения в стране. Зафиксировано несколько случаев, когда сунниты, вдохновленные своими лидерами, разрушали шиитские мечети и нападали на шиитские общины [1, p. 646].

Шиитские политические движения Нигерии начали формироваться в 1980-х годах в студенческой среде. В рамках Общества мусульманских студентов Нигерии в Университете Ахмаду Белло1 (филиал в Зарии) под руководством Ибрагима аз-Закзаки сложилось «Исламское движение Нигерии».

Ибрагим аз-Закзаки родился 5 мая 1953 г. в Зарии. Он учился в провинциальной арабской школе, где тогдашние власти готовили учителей арабского языка для начальных школ. Затем он поступил в Школу арабских исследований в Кано (1971— 1975), а после — в Университет Ахмаду Белло, где обучался в 1976-1979 гг.

Изначально И. аз-Закзаки интересовался идеями египетских мыслителей Ха-сана аль-Банны и Сайида Кутба, чьи труды вдохновили основателей ассоциации «Братья-мусульмане»2. Однако после того как аз-Закзаки посетил Иран в 1980 г., он был заворожен первыми успехами победившей Исламской революции и начал призывать нигерийских студентов-мусульман отказаться от политического квиетизма и развивать активную политическую деятельность в своей стране. Он выступал за преобразование Нигерии в полноценное исламское государство на базе созданной им организации «Мусульманские братья» (Muslim Brothers, Yan Uwa Musulmi-Ikhwan, Yan Brothers). Впоследствии эта организация стала олицетворением исламистской оппозиции в стране.

Важно отметить, что точное время обращения И. аз-Закзаки в шиизм определить невозможно, поскольку первоначально политическая концепция его организации оставалась довольно расплывчатой.

Тем не менее недовольные явным «креном» аз-Закзаки в сторону шиитской доктрины покинули «Мусульманских братьев», создав собственную организа-

1 Примечательно, что А. Белло в какой-то момент занимал должность вице-президента Всемирной мусульманской лиги — неправительственной организации, основанной Саудовской Аравией в 1962 г. Организация действует в более чем 100 странах мира, находится под контролем наследного принца, а великий муфтий Королевства Саудовская Аравия возглавляет Учредительный совет организации. Подробнее см.: [10].

2 Организация запрещена в РФ.

цию — «Джама'ат тадждид аль-ислам» («Общество за возрождение ислама»), которую возглавил Абубакар Муджахид. Штаб-квартира «Джама'ат тадждид аль-ислам» располагается в Сабувар Унгува, квартал Якасай, провинция Кано. «Джама'ат» стала одним из главных оппонентов политического шиизма аз-Закзаки, приняв на вооружение активный салафизм и явную антишиитскую риторику.

Отделение «Джама'ат тадждид аль-ислам» навсегда изменило облик организации аз-Закзаки и определило ее «поворот» в сторону шиизма. Более того, раскол в рядах сторонников аз-Закзаки проявил кризис лидерства внутри движения. С целью обновления организации, ее «омоложения» аз-Закзаки принял решение создать новую организацию — «Исламское движение Нигерии», деятельность которой сосредоточивалась на распространении и координации шиитской идеологии в Нигерии.

Благодаря новой организационной структуре и открытому принятию шиитской доктрины влияние ИДН начало возрастать, а параллельно этому росло число последователей шиизма среди местного населения провинции Кано. Важно отметить, что опорными пунктами шиитов в Кано стали недавно освоенные районы, которые возникли в 1970-х и 1980-х годах за пределами провинциального центра в результате демографического взрыва и быстрого процесса урбанизации населения [7, р. 240].

Организационно ИДН представлено восемью центрами (халака) в различных частях провинции Кано:

1) халака Расуль аль-акрам базируется в кварталах Курна, а также в Бачирава и Даванау. Глава — малам (учитель) Имаму Курна;

2) халака Амир аль-му 'минин базируется в кварталах Наибава и охватывает Ян Лемо, Унгува Уку, Зоопарк Гидан и Дарманава. Глава — малам Юсуф Абдуллахи;

3) халака Аз-Захра расположена в кварталах Гвамаджа и охватывает Чофар-Рува и соседние районы. Глава — Абдул-Кадир Хасан;

4) халака Имам Хасан аль-Муджтаба расположена на дороге Сабон Тити и контролирует такие районы, как Мандавари, Горон Дуце, Риджияр Заки, Кабуга и Тудун Йола. Возглавляет халаку малам Башир Ибрагим;

5) халака Имам Хусейн расположена в кварталах Тудун Вада, контролирует районы Квана Хьюу, Римин Кебе и т. д. Глава — малам Башир Сани;

6) халака Али Зайн аль-Абидин расположена в кварталах Фагге и контролирует Чоги, Малафу, Сабон Гари и Чофар Мата. Возглавляет халаку малам Сани Абдул-Рахим;

7) халака Имам Бакир расположена в квартале Каво. Ее юрисдикция охватывает Каво, Гигинью, Хоторо, Тарауни, Янкаба и Бадава. Глава — малам Ибрагим Каво;

8) халака Имам Джафар ас-Садик расположена в кварталах Чофар Вайка и охватывает Чофар Даванау, Чан Динше, Унгувар Даванау и соседние районы. Возглавляет халаку малам Али Модиббо.

Имена и нумерация отражают влияние и популярность различных центров. Халака квартала Курна, названная в честь пророка Мухаммада, является наиболее важной и имеет наибольшее количество последователей в Кано [7, р. 242].

С 1999 г. в ИДН ярко проявляется фигура Махмуда Тури, молодого лидера одного из региональных отделений ИДН. М. Тури обучался исламским наукам сначала в Судане, а затем в Иране. Там он получил серьезную богословскую подготовку,

погрузился в нюансы шиитской доктрины, с тем чтобы в Нигерии уметь отстаивать воззрения своих единоверцев и отражать постоянные нападки суннитских улемов, которые составляли большинство в провинции Кано.

Важным инструментом для увеличения числа последователей ИДН в различных областях страны был муамалат — надлежащее социальное поведение. Осознав, что большинство местных жителей составляли сунниты, проявлявшие открытую неприязнь к сторонникам ИДН, М. Тури предложил устанавливать хорошие отношения с суннитами.

Еще одним действенным механизмом распространения шиизма среди нигерийцев является институт временного брака (мут'а), разрешенного в рамках шиитской доктрины. Исследователи отмечают, что возможность заключения временных браков, запрещенная в суннитском исламе, привлекает нигерийскую молодежь, скованную сексуальными запретами, налагаемыми, с одной стороны, традиционной нигерийской культурой, а с другой — классическими исламскими нормами, и приводит к тому, что шиитское вероучение все шире распространяется по стране [7, p. 246].

Таким образом, в настоящее время религиозный ландшафт Нигерии отражает сложность конфигурации общества. С одной стороны, суннитский ислам представлен салафитами, сторонниками «Джама'ат изала аль-бид 'а ва икамат ас-Сунна» и суфийскими тарикатами кадирийя, тиджанийя, самманийя и мюридийя. С другой стороны, существует довольно многочисленная шиитская община Нигерии.

Первая «линия разлома» разделяет салафитов и суфиев. Первые обвиняют вторых в нарушении принципа строгого единобожия (ат-таухид), заключающегося в поклонении гробницам великих наставников суфийских братств, которых называют «святыми».

Вторая «линия разлома», провоцирующая более высокий уровень конфликтности, проходит между салафитами и шиитами. Салафиты в принципе не причисляют шиитов к мусульманам, заявляя в своих публичных лекциях, что шиизм не является частью исламского вероучения (см., напр.: [11]). Это приводит к словесным дебатам между салафитами и шиитами, которые распространяют видео-и аудиозаписи своих лекций на электронных носителях, выпускают телепередачи о шиизме [12] и публикуют в интернете видео с проповедями шиизма на языке хауса [13], а также выступления и интервью И. аз-Закзаки на английском языке [14]. Усугубляет ситуацию то, что у салафитского и шиитских движений одна социальная база — мусульманская городская молодежь Нигерии, из которой политические организации стремятся пополнять свои ряды.

Одно из направлений соперничества салафитов и шиитов Нигерии — политика наименования географических мест или символических объектов. Например, салафиты все чаще называют мечети именами первых трех «праведных халифов», которых шииты считают узурпаторами власти истинного наследника пророка Му-хаммада — имама Али ибн Аби Талиба.

Что касается международного измерения конфликта между салафитами и шиитами, то ему посвящен специальный раздел статьи.

В условиях салафитско-шиитского противоборства наблюдается интересное явление, которое К. Иса и С. Адам называют «браком по расчету» (marriage of convenience) между суфиями и шиитами [7, p. 245]. Инициативной стороной здесь

выступают шииты, которые стремятся сделать из политически инертных суфиев своих сторонников в противостоянии салафитам. Шииты используют для сближения общие для двух течений традиции, такие как празднование дня рождения Пророка (маулид), а также дней рождения имамов (у шиитов) и отцов-основателей тарикатов (у суфиев). Салафиты осуждают эти празднества как необоснованные нововведения (аль-бид 'а) и отход от строгого единобожия.

Ибрагим аз-Закзаки также ввел практику визитов вежливости, которые он наносил лидерам суфийских братств (в частности, кадирийя), а также организацию публичных лекций суфиев перед шиитской общиной [7, р. 245].

Важно отметить, что отнюдь не все суфийские лидеры приветствуют сближение с шиитами. Напротив, ряд из них держат на расстоянии как шиитов, так и салафитов, чтобы продемонстрировать недовольство той борьбой, которую эти течения развернули внутри Нигерии, перенося на ее почву саудовско-иранские противоречия.

Необходимо также подчеркнуть, что все три течения ислама не едины. Как уже отмечалось, суфийский ислам представлен тарикатами кадирийя, тиджанийя, сам-манийя и мюридийя, при этом тиджанийя разделена на две традиции — мадабава и сальгава, придерживающиеся разных погребальных обрядов. В свою очередь, салафиты из «Джама'ат изала» также делятся на две группы, которые даже молятся отдельно в одних и тех же мечетях: так называемая Изала-Джос признавала старое руководство Исмаила Идриса в Джосе, в то время как Изала-Кадуна присягнула на верность новому руководству, базирующемуся в Кадуне [7, р. 255]. Появление в Нигерии террористической группировки «Боко Харам» еще больше усложнило религиозный ландшафт в стране.

«Шиитский фактор» в Нигерии: внутреннее измерение

Нигерия — светское государство: в ст. 101 Конституции страны говорится, что «ни одна религия не может быть принята в качестве государственной» [1, р. 647]. Однако, несмотря на подобный запрет, в 12 штатах страны с 2000 г. как следствие деятельности «Джама'ат изала аль-бид 'а ва икамат ас-Сунна» внедряется шариатское право [1, р. 645]. Также, согласно закону, все неправительственные структуры (в том числе религиозные организации) должны регистрироваться в Комиссии по корпоративным связям (Corporate Affairs Commission, CAS)3.

«Исламское движение Нигерии» обвиняет светское центральное правительство Нигерии в злоупотреблениях в отношении мусульманского населения страны, поддержке христианских политиков и отказе от защиты интересов мусульманской общины [1, р. 645].

Во внутриполитической повестке дня Нигерии проблема шиизма стала наиболее актуальной в 2018 г., когда сторонники ИДН запланировали проведение массовых акций протеста против задержания И. аз-Закзаки в 2015 г. В 2016 г. Федеральный Верховный суд Нигерии постановил освободить шиитского лидера из-под стражи в силу того, что «если он умрет в заключении, это побудит его сторонников к агрессивным действиям и приведет к множеству ненужных смертей» [15]. Но это

3 Corporate Affairs Comission. URL: https://www.cac.gov.ng/about/ (дата обращения: 02.03.2021).

решение шло вразрез с политикой Нигерии и не было выполнено федеральным правительством. С этого момента начинаются активные столкновения между правительственными войсками и сторонниками шиитского движения.

В сентябре-октябре 2018 г. нигерийские силы безопасности столкнулись с протестами сотни шиитских сторонников И. аз-Закзаки в Абудже, что привело к гибели 492 человек [16, p. 222]. Это стало своеобразным сигналом для правительства о готовности ИДН насильственным способом превратить страну в исламское государство. Положение осложняется также тем, что сами представители ИДН регулярно провоцируют локальные конфликты. Так, они проходят маршами по городам Нигерии с призывами отмечать шиитские праздники, устраивают беспорядки, что побуждает правительство и полицию принимать ответные меры, которые нередко заканчиваются вооруженными столкновениями [17].

Столкновения и последующие аресты становятся своеобразным информационным поводом для провокации дискуссии вокруг шиитского вопроса. После каждого марша представителями движения делаются заявления о том, сколько представителей мирного шествия погибло.

В 2019 г. суд Нигерии постановил, что деятельность «Исламского движения Нигерии» является «незаконной и террористической» и предложил правительству запретить организацию на территории страны со ссылкой на то, что запрет не касается непосредственно мусульман-шиитов [18]. Сами представители движения опровергают факт террористической деятельности. Ибрагим Муса, один из видных деятелей ИДН, после принятия постановления заявил: «Все люди, которые разделяют наши убеждения, знают, что мы не террористы, мы не носим оружия даже во время наших маршей» [19].

Кроме того, регулярно отмечаются нарушения нигерийской Конституции сторонниками ИДН. Одним из таких нарушений является использование во время шествий иранского национального флага [20, p. 36]. Также существуют сведения о том, что ИДН тесно связано с Ираном, который, по заявлению бывшего иранского дипломата Аделя Ассадиния, «осуществляет организационный контроль, а также поставляет оружие» [20, p. 36]. Все это способствует радикализации деятельности движения.

Здесь возникает вопрос, чего опасается правительство Нигерии, проводя такую политику в отношении ИДН. Бихевиоралистская модель развития движения напоминает деятельность другой террористической организации — «Боко Харам». Ее активность также начиналась с ненасильственной фазы, однако впоследствии «Боко Харам», возглавляемая Мохаммедом Юсуфом, все чаще вовлекалась в вооруженные столкновения с правоохранительными органами. В 2009 г. в мечети Майду-гури произошла стычка между правительственными нигерийскими силами и представителями «Боко Харам», в результате погибло около 700 человек [19].

Сравнительно-сопоставительный анализ структуры двух организаций (табл. 1) свидетельствует о том, что опасения нигерийского правительства не напрасны.

С одной стороны, если власти Нигерии не будут контролировать деятельность таких организаций, как ИДН, то есть опасения, что страна может оказаться в очередном цикле мятежа (как это было с ситуацией вокруг «Боко Харам»). С другой — жесткий подход нигерийского государства может подтолкнуть ИДН не только к поиску поддержки у Ирана, но и к контактам с местными радикальными

Таблица 1. Сравнение организаций «Исламское движение Нигерии» и «Боко Харам»

«Исламское движение Нигерии» «Боко Харам»

Религиозная принадлежность Шиизм Салафизм

Основа идеологии Внедрение шиизма Полный отказ от западных ценностей, введение шариата

Предыдущая организация Общество мусульманских студентов Нигерии Молодые мусульмане

Сторонники Студенты без особого религиозного образования Молодежь без образования

Географическая локализация в Нигерии Север Нигерии Северо-восточная часть Нигерии

Организационная структура Нет четко организованной очерченной схемы «снизу вверх» Организационная структура достаточно четкая и строится по типу «Исламского государства» (организация запрещена в РФ)

Источник: составлено авторами.

организациями, а также к прямому восстанию. О реальности подобной угрозы говорит тот факт, что ИДН взяло на себя обязательство участвовать «в решении национальных и международных вопросов, которые беспокоят мусульман, а также солидаризироваться с угнетенными слоями мусульманской уммы, такими как палестинцы и иракцы» [21]. Движение также выразило поддержку Усаме бен Ладену и «Аль-Каиде»4 в 2001 г., отмечая, что эта террористическая группировка должна будет организовать атаки на объекты в Нигерии, представляющие интерес для США, в случае если Соединенные Штаты или Израиль нападут на Иран [1, р. 646].

В 2010 г. имел место скандальный инцидент, связанный с перехваченным в Лагосе нелегальным грузом из Ирана. Груз содержал ракеты и взрывчатые вещества, которые, согласно опасениям нигерийского правительства, могли быть направлены для передачи «радикальным шиитским группам на севере Нигерии, которые, как уже было установлено, финансирует Иран» [22].

Нигерийская армия, по предположениям авторов доклада Американского совета по международным делам направляемая антииранской коалицией стран арабского мира, поддержала действия против ИДН, поскольку аз-Закзаки создал квазигосударство в Зарии с собственной полицией, СМИ и школами, напоминающими и, возможно, смоделированными по модели школ ливанской «Хизбаллы». Существует также мнение, что Саудовская Аравия поощряла устранение аз-Закзаки в попытке ослабить иранское влияние в Нигерии [1, р. 646; 23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международное измерение «шиитского фактора» в Нигерии

Религиозная ситуация в Нигерии является отражением глобального противостояния между ваххабитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном, которое в последние годы все активнее распространяется за пределы Ближнего и Среднего

4 Организация запрещена в РФ.

Востока на другие регионы, в частности Африку южнее Сахары. Эти регионы обладают значительным потенциалом в плане распространения фундаменталистских версий ислама, как суннитского, так и шиитского.

В свете богатой исламской традиции как Саудовская Аравия, так и Иран пользуются авторитетом среди мусульман всего мира в зависимости от их конфессиональной принадлежности. Как отмечает Т. Р. Хамминг, «оба государства не только являются главными центрами религиозного образования, но и выступают сторонниками панисламизма и самопровозглашенными защитниками интересов мусульман во всем мире» [4, р. 21]. Это и служит серьезным основанием для опоры на политику «мягкой силы» в рамках саудовско-иранского противостояния в глобальном масштабе. Как уже отмечалось, главными являются два тесно связанных между собой метода в рамках этой политики: образование и стимулирование деятельности неправительственных организаций.

Иран как ведущий центр шиитского религиозного образования реализует политику «мягкой силы» на образовательном направлении двумя путями. Первый состоит в поощрении деятельности иранских религиозных деятелей за рубежом, направленной на обучение мусульман за пределами Ирана. Второй путь — это прием зарубежных студентов в собственных учебных заведениях. Поскольку обучение занимает продолжительное время, Иран имеет возможность формировать взгляды студентов на шиитскую доктрину, в частности ее политические аспекты, а также демонстрировать, как на практике «работают» постулаты этой доктрины, претворяемые в жизнь в условиях Исламской Республики.

Ключевым направлением для нигерийских шиитов, желающих получить религиозное образование в Иране, являются семинарии города Кума.

В свою очередь, большинство нигерийских улемов, занимающих руководящие посты в «Джама'ат изала» и связанных с ней салафитских организациях, обучались в Саудовской Аравии и полагаются в своей деятельности на религиозные фетвы саудовских богословов. Саудовская Аравия, как и Иран, использует оба пути популяризации собственных исламских учебных заведений среди зарубежных мусульман, эксплуатируя авторитет, которым обладают саудовские улемы в суннитской части «мира ислама».

Изменение внешнеполитической стратегии Ирана в отношении транснационального шиизма с революционно-идеалистического подхода на реалистически-прагматический привело к тому, что Тегеран все больше внимания стал уделять тем шиитским организациям Нигерии, которые меньше вовлечены в политику и больше — в просвещение, изучение шиитского богословия и философии.

Спонсируемая Ираном организация «Исламское движение Нигерии» имеет собственные исламские школы (фудийя, в честь Османа дан Фодио), где обучаются дети членов шиитской общины. Школы фудийя служат центрами идеологической обработки, где учащихся знакомят с основами философии шиизма. Эти школы также предназначены для того, чтобы дети не посещали суннитские учебные заведения, которые преобладают на территории Нигерии, в том числе в провинции Кано.

Организацией, бросающей вызов монополии ИДН на шиитскую идентичность в Нигерии, является Институт Ахль аль-бейт, созданный по инициативе иранских граждан. Ахль аль-бейт старается дистанцироваться от участия в политической борьбе, направляя все усилия на занятия шиитским богословием и религиозной

философией. Это связано с тем, что любое участие организации, связанной с выходцами из Ирана, в нигерийской политике бросит тень на Исламскую Республику и повлечет в ее адрес обвинения во вмешательстве во внутренние дела иностранных государств.

В 1991 г. Институт Ахль аль-бейт основал собственную школу в Корт Роуд (провинция Кано), которая была официально зарегистрирована в 1997 г. Позднее было открыто второе отделение школы в кварталах Кофан Дан Агунди. Однако деятельность школы и ее название, говорившее о ее шиитском характере, вызвали недовольство местных суннитских богословов. В 2004 г. в ходе регистрации школы в Департаменте арабских и исламских исследований нигерийские чиновники настояли на ее переименовании. Регистрация была завершена уже под новым названием «Дар ас-сакалейн».

Директорами школы «Дар ас-сакалейн» всегда служат иранцы, в то время как их заместителями назначаются нигерийцы. В попечительский совет организации входят представители разных мусульманских общин, и большинство из них не являются приверженцами шиизма. Некоторые из них — ученые и высокопоставленные чиновники, которые могут использовать свое положение и обеспечить школе защиту для минимизации проблем, с которыми школа может столкнуться вследствие давления со стороны доминирующего суннитского сообщества [7, р. 249].

Большинство преподавателей школ «Дар ас-сакалейн» — выпускники центра шиитского богословия в иранском городе Куме. Это свидетельствует о том, что организация успешно установила связь с Ираном и центральными шиитскими религиозными властями независимо от Ибрагима аз-Закзаки и ИДН.

Следует упомянуть еще одну организацию — Фонд «Расуль аль- 'Азам», цель которого состоит в просветительской деятельности, а также распространении шиитской теологии в Нигерии. Фонду принадлежит школа Бакир аль-улюм в городе Дамбаре, провинция Кано.

Фонд «Расуль аль- 'Азам», следующий за авторитетом аятоллы Али ас-Систани [4, р. 36; 24], обвиняет ИДН, опирающееся на авторитет аятоллы Али Хаменеи, верховного лидера Исламской Республики Иран, в неповиновении нигерийскому правительству и законам, а также в том, что И. аз-Закзаки малосведущ в постулатах шиитской доктрины, поскольку не обучался ни в одном из авторитетных учебных заведений. В этой связи попытки И. аз-Закзаки присвоить себе статус марджа' ат-таклид (образца для подражания) незаконны, а его духовная власть провозглашается нелегитимной. В свою очередь, члены ИДН обвиняют Фонд в «коммерциализации шиизма» ради получения независимого финансирования из Ирана в обход И. аз-Закзаки и его организации [7, р. 251].

По мере растущей грамотности нигерийского населения возрастает роль исламской литературы, распространяемой среди мусульман Нигерии. Ключевым распространителем шиитской литературы в Нигерии является иранское посольство [4, р. 36], в то время как Саудовская Аравия использует для популяризации ваххабитской литературы неправительственные организации и фонды.

Привлечение неправительственных организаций и фондов к реализации политики «мягкой силы» позволяет Саудовской Аравии и Ирану действовать более деликатно, хотя зачастую средства направляются отнюдь не на гуманитарную деятельность.

Среди саудовских неправительственных организаций на территории Нигерии с 1975 г. действует Всемирная ассамблея мусульманской молодежи (ВАММ), созданная в 1972 г. ВАММ финансирует строительство мечетей, создание религиозных школ и предоставляет исламское образование нигерийским мусульманам. Т. Р. Хам-минг приводит следующие данные о результатах деятельности ВАММ в Нигерии: «К настоящему времени построено более 100 мечетей и выпущено более 10 000 экземпляров Корана и исламских учебников, включая труды и фетвы аль-Усаймина и ибн База5. Кроме того, ВАММ также направляет около 75 студентов в год, которые поступают в саудовские университеты для получения образования» [4, р. 34].

Известны также факты финансирования Саудовским государством террористической группировки «Боко Харам» через неправительственную организацию «Аль-мунтада аль-исламий» («Исламский фонд») [4, р. 33].

Подавляющее большинство западных экспертов уверены в том, что поддержка Ираном шиитской общины в Нигерии и Западной Африке в целом будет только возрастать, что приведет к увеличению числа последователей шиитской доктрины в этом регионе в будущем, несмотря на антишиитскую деятельность салафитских организаций, поощряемую федеральным правительством [1, р. 646; 25].

Заключение

Сложный религиозный ландшафт современной Нигерии является следствием распространения по стране новых, не традиционных для нее религиозных доктрин. Эти доктрины, в отличие от привычного суфизма, которому свойственна умеренность в интерпретации исламских норм и уважение к представителям других убеждений, делают больший упор на необходимость полноценного религиозного образования, а также отличаются буквалистским толкованием религиозных предписаний. Все это приводит к радикализации исламского дискурса в Нигерии, росту поляризации религиозной сферы и появлению нескольких «линий разлома» между различными религиозными общинами в стране.

Разнообразие шиитских движений и организаций, опирающихся на авторитет разных шиитских лидеров, свидетельствует о существовании в Нигерии исторического раскола между «политическим» шиизмом и шиизмом как религиозной доктриной. При этом именно внешний фактор оказал решающее влияние на возникновение и распространение политических аспектов шиитской доктрины, выступив в качестве идеологического ресурса и углубив уже имевшийся содержательный конфликт в традиционалистской культуре Нигерии.

В настоящее время, как представляется, влияние Ирана в Нигерии носит локальный характер, что обусловлено ограниченными экономическими возможностями страны, пострадавшей в результате наложенных на нее несколько десятилетий назад международных санкций, а также малочисленностью нигерийской шиитской общины.

В свою очередь, влияние Саудовской Аравии на мусульман Нигерии более ощутимо. Эр-Рияд наладил взаимодействие с местными салафитами на нескольких уровнях — образовательном и финансовом. При этом финансирование деятель-

5 Известные саудовские религиозные деятели салафитского толка.

ности салафитских движений осуществляется преимущественно через саудовские неправительственные организации, которые спонсируют как отдельных личностей (например, харизматичных проповедников и религиозных деятелей), так и целые группировки типа «Джама'ат изала».

Литература

1. Nigeria // World Almanac of Islamism. 2019. Vol. 1. Washington, D. C.: American Foreign Policy Council, 2019. Р. 1-10.

2. Nigeria // CIA World Factbook. URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/ nigeria/???people-and-society (дата обращения: 12.02.2021).

3. Ostien Ph. A Survey of the Muslims of Nigeria's North Central Geo-political Zone. Oxford: University of Oxford, 2012. 57 p. (NRN Working Paper, no. 1).

4. Hamming T. R. Diffusion of Islamic discourse: Saudi and Iranian influence in Lagos and Cape Town. MA thesis. Paris: Institut d'etudes politiques de Paris, 2014. 93 p.

5. Nigeria 2020 International Religious Freedom Report // U. S. Department of State. May 12, 2021. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/05/240282-NIGERIA-2020-INTERNATI0NAL-RELIGIOUS-FREEDOM-REPORT.pdf (дата обращения: 28.02.2022).

6. Суфийские братства в современном Судане (лекция И. В. Герасимова) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gUoOximWXqY (дата обращения: 28.02.2022).

7. Isa K. H., Adam S. Y. A History of Shia and its Development in Nigeria: The Case-Study of Kano // Journal for Islamic Studies. 2017. Vol. 36. Р. 226-256.

8. Northern Nigeria: Background to Conflict // Africa Report. 2010. No. 168. P. 1-42. URL: https:// www.crisisgroup.org/africa/west-africa/nigeria/northern-nigeria-background-conflict (дата обращения: 02.03.2021).

9. Hunter Sh. T. Iran's Foreign Policy in the post-Soviet Era. Santa Barbara, CA: Praeger, 2010. 316 p.

10. Чикризова О. С. Саудовская модель развития для «мира ислама»: особенности и ограничения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 4. С. 545-565. http://dx.doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-4-545-565

11. Bambancin Musulunci Da Shi'anci [Различия между исламом и шиизмом] // Dawahcast. URL: https://dawahnigeria.com/dawahcast/a/94978 (дата обращения: 01.03.2022). (На хауса)

12. Hedi TV5: HaJsiJsanin Shi'anci na 37 [Правда о шиизме. Вып. 37] // YouTube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=Jds_bZ4jr8&t=237s (дата обращения: 01.03.2022). (На хауса)

13. Shek ibrahim al Zakzaki Lecture // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z4F-WyME9Yns (дата обращения: 01.03.2022). (На хауса)

14. Sheikh Zakzaky's Speech in London at Imam Khomeini Conference // YouTube. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=L51PxOJRZA4 (дата обращения: 01.03.2022).

15. Donna A. N. As Trump Makes Threats, Iran Makes Friends // Bloomberg. March 8, 2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2017-03-08/as-trump-makes-threats-iran-makes-friends (дата обращения: 12.02.2021).

16. Chidiebube J. U. Shia Islam clampdown in Nigeria: A recipe for insurgency? // African Security Review. 2020. Vol. 28, no. 3-4. P. 222-228. http://dx.doi.org/10.1080/10246029.2019.1707698

17. Campbell J. More Shiite Processions Met with Bloodshed in Nigeria // Council on Foreign Relations. September 19, 2019. URL: https://www.cfr.org/blog/more-shiite-processions-met-bloodshed-nigeria (дата обращения: 02.03.2021).

18. Oduah C. Nigerian Government Accuses Local Shiites of Plotting Violent Revolution // VOA News. August 30, 2019. URL: https://www.voanews.com/africa/nigerian-government-accuses-local-shiites-plotting-violent-revolution (дата обращения: 02.03.2021).

19. Jalloh A.-B. Nigeria's ban of Shiite Muslim group risks Boko Haram repeat // Deutsche Welle*. July 29, 2019. URL: https://www.dw.com/en/nigerias-ban-of-shiite-muslim-group-risks-boko-haram-repeat/a-49789069 (дата обращения: 22.06.2021).

* Внесено Министерством юстиции РФ в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

20. Maga S. M., Muhammad M. A. The spread of Shia and its activities in Nigeria // Journal of Islamic Studies and Humanities. 2019. Vol. 4, no. 1. Р. 28-41. http://dx.doi.org/10.21580/jish.41.1755

21. Zakzaky I. Terrorism In The World Today, What Is Terrorism? Who Are The Terrorists? // Islamic Movement of Nigeria. 2009. URL: https://www.islamicmovement.org/index.php?view=article&id=109%3A terrorism&format=pdf&option=com_content&Itemid=143 (дата обращения: 02.03.2021).

22. Nigeria — Iran: Arms Seizure // Africa Confidential (London). November 19, 2010. Р. 1.

23. O'Connell K. Saudi Arabia Takes Proxy War With Iran To Nigeria As Shias Are Brutalized // Mint Press News. January 15, 2016. URL: http://www.mintpressnews.com/saudi-arabia-takes-proxy-war-with-iran-to-nigeria-as-shias-are-brutalized/212629/ (дата обращения: 16.02.2021).

24. Zenn J. The Islamic Movement and Iranian Intelligence Activities in Nigeria // Combating Terrorism Center at West Point. 2013. Vol. 6, no. 10. P. 14. URL: https://ctc.usma.edu/the-islamic-movement-and-iranian-intelligence-activities-in-nigeria/ (дата обращения: 14.02.2021).

25. Trofimov Y. With Iran-Backed Conversions, Shiites Gain Ground in Africa // The Wall Street Journal. May 12, 2016. URL: https://www.wsj.com/articles/with-iran-backed-conversions-shiites-gain-ground-in-africa-1463046768 (дата обращения: 12.02.2021).

Статья поступила в редакцию 14 июля 2021 г., рекомендована к печати 8 июня 2022 г.

Контактная информация:

Ивкина Наталья Викторовна — канд. ист. наук; [email protected] Чикризова Ольга Сергеевна — канд. ист. наук; [email protected]

The "Shi'a factor" in Nigeria's Public and Political Life (1994-2020): Domestic and International Dimensions

N. V. Ivkina, O. S. Chikrizova

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), 6, ul. Miklukho-Maklaya, Moscow, 117198, Russian Federation

For citation: Ivkina N. V., Chikrizova O. S. The "Shi'a factor" in Nigeria's Public and Political Life (1994-2020): Domestic and International Dimensions. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2022, vol. 14, issue 3, рр. 524-540. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.309 (In Russian)

The article analyzes the influence of the Shi'a factor on public and political life of Nigeria, the state in which the phenomenon of transformation of the religious (and more specifically, Islamic) field has been observed in the past few decades due to the growing diversity of movements and sects. In turn, the emergence of new communities contributes to the radicalization of the Islamist discourse in Nigeria and the exacerbation of intercommunal contradictions (between Sufis and Salafis, Salafis and Shi 'ites). The authors identify the prerequisites and reasons for the growth in the number of followers of Shi'a Islam in Nigeria, mainly among the Hausa people, features of political movements with Shi'a ideology, as well as the role of Nigeria in the global Saudi-Iranian confrontation. The authors resorted to a behavioral approach and comparative analysis of the social base of the Shi'a organization Islamic Movement of Nigeria and the Salafi Jama 'at Izala al-Bid 'a wa Ikamat al-Sunna (Society for the Eradication of Innovation and Implementation of the Sunna). It was revealed that the key reason for the radicalization of Nigerian Muslims (living mainly in the north) was the penetration of alien ideologies into the country — radical Salafism and the political aspects of Shi'a Islam. This was a consequence of Nigeria falling into the focus of Riyadh and Tehran, which are

fighting for leadership in the Islamic world. It was established that in the case of Nigeria, Iran is inferior to Saudi Arabia, which has more significant financial capabilities and a network of non-governmental associations and foundations that promote the interests of official Riyadh in West Africa. One of the key areas where the Saudi-Iranian confrontation for the "minds and hearts" of Nigerian Muslims is unfolding is Islamic education.

Keywords: Nigeria, Hausa, Shi'ism, Sunni-Shi'a antagonism, Islamic Movement of Nigeria, Ibrahim al-Zakzaki, Iran, Saudi Arabia.

References

1. Nigeria. World Almanac of Islamism 2019, vol. 1. Washington, American Foreign Policy Council, pp. 1-10.

2. Nigeria. CIA World Factbook. Available at: https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/ni-geria/#people-and-society (accessed: 12.02.2021).

3. Ostien Ph. A Survey of the Muslims of Nigeria's North Central Geo-political Zone. Oxford, University of Oxford, 2012. 57 p. (NRN Working Paper, no. 1).

4. Hamming T. R. Diffusion of Islamic discourse: Saudi and Iranian influence in Lagos and Cape Town. MA thesis. Paris, Institut d'études politiques de Paris, 2014. 93 p.

5. Nigeria 2020 International Religious Freedom Report. U. S. Department of State. May 12, 2021. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/05/240282-NIGERIA-2020-INTERNATIONAL-RELIGIOUS-FREEDOM-REPORT.pdf (accessed: 28.02.2022). (In Russian)

6. Sufi Tarikats in Contemporary Sudan (lecture by I. V. Gerasimov). YouTube. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=gUoOximWXqY (accessed: 28.02.2022). (In Russian)

7. Isa K. H., Adam S. Y. A History of Shia and its Development in Nigeria: The Case-Study of Kano. Journal for Islamic Studies, 2017, vol. 36, pp. 226-256.

8. Northern Nigeria: Background to Conflict. Africa Report, 2010, no. 168, pp. 1-42. Available at: https://www.crisisgroup.org/africa/west-africa/nigeria/northern-nigeria-background-conflict (accessed: 02.03.2021).

9. Hunter Sh.T. Iran's Foreign Policy in the post-Soviet Era. Santa Barbara, CA, Praeger, 2010. 316 p.

10. Chikrizova O. S. Saudi Model of Development for the Islamic World: Peculiarities and Limits. Vestnik RUDN. International Relations, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 545-565. http://dx.doi.org/ 10.22363/23130660-2019-19-4-545-565 (In Russian)

11. Difference between Islam and Shi'ism. Dawahcast. Available at: https://dawahnigeria.com/dawah-cast/a/94978 (accessed: 01.03.2022). (In Hausa)

12. Truth about Shi'ism. Programme 37. YouTube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=-Jds_bZ4jr8&t=237s (accessed: 01.03.2022). (In Hausa)

13. Shek ibrahim al Zakzaki Lecture. YouTube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Z4F-WyME9Yns (accessed: 01.03.2022). (In Hausa)

14. Sheikh Zakzaky's Speech in London at Imam Khomeini Conference. YouTube. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=L51PxOJRZA4 (accessed: 01.03.2022).

15. Donna A. N. As Trump Makes Threats, Iran Makes Friends. Bloomberg, March 8, 2017. Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2017-03-08/as-trump-makes-threats-iran-makes-friends (accessed: 12.02.2021).

16. Chidiebube J. U. Shia Islam clampdown in Nigeria: A recipe for insurgency? African Security Review, 2020, vol. 28, no. 3-4, pp. 222-228. http://dx.doi.org/10.1080/10246029.2019.1707698

17. Campbell J. More Shiite Processions Met with Bloodshed in Nigeria. Council on Foreign Relations, September 19, 2019. Available at: https://www.cfr.org/blog/more-shiite-processions-met-bloodshed-nigeria (accessed: 02.03.2021).

18. Oduah C. Nigerian Government Accuses Local Shiites of Plotting Violent Revolution. VOA News, August 30, 2019. Available at: https://www.voanews.com/africa/nigerian-government-accuses-local-shi-ites-plotting-violent-revolution (accessed: 02.03.2021).

* Is determined as a foreign agent in Russian Federation

19. Jalloh A.-B. Nigeria's ban of Shiite Muslim group risks Boko Haram repeat. Deutsche Welle*, July 29, 2019. Available at: https://www.dw.com/en/nigerias-ban-of-shiite-muslim-group-risks-boko-haram-re-peat/a-49789069 (accessed: 22.06.2021).

20. Maga S. M., Muhammad M. A. The spread of Shia and its activities in Nigeria. Journal of Islamic Studies and Humanities, 2019, vol. 4, no. 1, pp. 28-41. http://dx.doi.org/10.21580/jish.41.1755

21. Zakzaky I. Terrorism In The World Today, What Is Terrorism? Who Are The Terrorists? Islamic Movement of Nigeria. 2009. Available at: https://www.islamicmovement.org/index.php?view=arti-cle&id=109%3Aterrorism&format=pdf&option=com_content&Itemid=143 (accessed: 02.03.2021).

22. Nigeria — Iran: Arms Seizure. Africa Confidential (London), November 19, 2010, p. 1.

23. O'Connell K. Saudi Arabia Takes Proxy War With Iran To Nigeria As Shias Are Brutalized. Mint Press News, January 15, 2016. Available at: http://www.mintpressnews.com/saudi-arabia-takes-proxy-war-with-iran-to-nigeria-as-shias-are-brutalized/212629/ (accessed: 16.02.2021).

24. Zenn J. The Islamic Movement and Iranian Intelligence Activities in Nigeria. Combating Terrorism Center at West Point, 2013, vol. 6, no. 10, p. 14. Available at: https://ctc.usma.edu/the-islamic-move-ment-and-iranian-intelligence-activities-in-nigeria/ (accessed: 14.02.2021).

25. Trofimov Y. With Iran-Backed Conversions, Shiites Gain Ground in Africa. The Wall Street Journal, May 12, 2016. Available at: https://www.wsj.com/articles/with-iran-backed-conversions-shiites-gain-ground-in-africa-1463046768 (accessed: 12.02.2021).

Received: June 14, 2021 Accepted: July 8, 2022

Authors' information:

Natalia V. Ivkina — PhD in History; [email protected]

Olga S. Chikrizova — PhD in History; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.