«Великие реформы» изменили условия, в которых действовала полиция. Особое значение (помимо крестьянской реформы) имело создание органов местного самоуправления (земская реформа), судебные уставы 1864 г. и введение всеобщей воинской повинности. Жизнь требовала коренной реорганизации местных полицейских структур. Однако власть на это не пошла, ограничившись корректировкой отдельных направлений деятельности уездной полиции. Сколько-нибудь радикальные проекты ее преобразования так и не были осуществлены.
Прослеживая судьбу полицейской реформы в последнее десятилетие XIX в., Ю.В. Тот подробно останавливается на работе Кахановской комиссии. Предметом тщательного авторского анализа стало подготовленное в недрах Комиссии Положение об устройстве местного управления. Рекомендации Комиссии нашли отражение в различных нормативных актах конца XIX - начала XX в. И все же, обоснованно замечает автор, полномасштабная реформа уездной полиции, о чем так много и долго дискутировали в правительственных кругах, не была осуществлена. В частности, власть так и не смогла отказаться от архаического принципа комплектования низших звеньев полицейского аппарата на основе натуральной повинности.
Характеризуя причины неспособности правительства провести последовательную реформу, автор - и это является одним из важнейших результатов предпринятых им изысканий - обращает внимание на влияние финансового фактора. Во многом отсутствие в казне необходимых средств, как ' бдительно показано в работе, блокировало реализацию многих преобразовательных планов.
В целом, подводя итоги сказанному, можно отметить, что книга Ю.В. Тота - это первое в отечественной исторической науке фундаментальное исследование,
посвященное уездной полиции и проектам ее преобразования. Оно, несомненно, найдет своего благодарного читателя.
Л.В. Выскочков, М. Ф. Флоринский
Дар любить. Книга о маме в письмах. 1944-1949 / Подготовка текста, предисловие, комментарии, примечания С.А. Нуриджановой. СПб., 2006. 339 с.
Книга, о которой пойдет речь, без сомнения, вызовет интерес не только у историков и универсантов, но и обратит на себя внимание рядовых соотечественников, поскольку является биографической для нескольких поколений россиян XX в. Это уже третья работа Софьи Александровны Нуриджановой (первой была публикация дневника сестры Юлии Александровны Хордикайнен «Жизнь в оккупации. Пушкин. Гатчина. Эстония: Дневник Люси Хордикайнен». СПб., 1999. 148 е.; второй стала книга «Жизнь незабытых людей. Дневники. Письма. Справки. Воспоминания». Уфа, 2000. 324 е.). На эти работы вышла рецензия О.Б. Вахромеевой «История проходит через дом человека...» в журнале «Санкт-Петербургский университет» (25 декабря 2000 г.)
Книга «Дар любить» посвящена Юлии Федоровне Тихомировой (1890-1979), самому близкому, «душевно и духовно», человеку - матери двух сестер-близнецов - С.А. Нуриджановой и Ю.А. Кривулиной, рожденных Хордикайнен.
Ю.Ф.Тихомирова - выпускница Бестужевских курсов (1909-1914), ученица профессора Ф.Ф. Зелинского и профессора И. М. Гревса, увлеченно занималась античностью, была одной из создательниц и участниц кружка «Гептахор» (по выражению Ф.Ф. Зелинского, «семь пляшущих» дев
© О.Б. Вахромеева, 2007
или «пляска семи», т. е. выражение музыки в жестах и движениях тела). Ее духовный поиск и одержимость культурой Серебряного века нашли плодотворное применение в середине 1920-х годов в работе Центрального бюро краеведения (ЦБК), в Экскурсионно-справочном бюро которого Юлия Федоровна была секретарем у И.М. Гревса, его председателя. К этому периоду относится начало изумительных «бестужевских» дружеских отношений Ю.Ф. Тихомировой с С.Д. Рудневой (1890-1989, теоретиком музыкального движения, педагогом), Н.В. Педьковой (1890 - начало 1980-х годов, после ВОВ редактором в Главной Геофизической обсерватории в Ленинграде), Е.В. Цинзерлинг (1887-1979, доктором геолого-минералогических наук), К.В. Тревер (1892-1972, чл.-корр. АН СССР, доктором исторических наук), И.В. Тревер (1890-1955, поэтом, сотрудницей Русского музея), кроме того, выпускниками Выборгского училища-В.3. Бульванкером (1900-1987, талантливым сценаристом, постановщиков и педагогом), A.A. Пресняковым (1902-1953, сыном историка A.B. Преснякова, основоположником научно-популярного кинематографа в Ленинграде).
Все это происходило до замужества и рождения детей (сестер-близнецов Софьи и Юлии, р. 1928 г.; сына Андрея (1929-1945) и сына Матвея, р. 1933 г.). Примечательно, что крестным отцом старших сестер был Н.П. Анциферов (1889-1958) - выдающийся культуролог, историк, краевед, автор удивительных книг и воспоминаний, с которым они редко встречались, но вели переписку; крестной матерью Андрея стала нежнейший друг Ю.Ф. Тихомировой Н.В. Педькова, а Матвея - Н.К. Фан-дер-Флит-Бриммер (1901-1998), правнучка декабриста Ивашева, внучка университетского профессора физики П.П. Фан-дер-Флита, выпускница Академии художеств, талантливый график, геодезист, преданный друг. В 1927 г. Юлия
Федоровна вышла замуж за Александра Матвеевича Хордикайнена (1899-1943), деятельного, энергичного сотрудника ЦБК, курировавшего Северный Кавказ и Крым, частно публиковавшегося в краеведческих изданиях ЦБК, исследователя озера Имандра, члена и сотрудника Географического общества СССР. С 1930 г. в семье начался трагический период, арест матери и отца, девятимесячное тюремное заключение последнего, сибирская ссылка (до осени 1934 г.). В годы Великой Отечественной войны на долю Юлии Федоровны выпал период оккупации, смерть мужа, батрачество детей в Эстонии. После переезда в 1944 г. в Тарту она работала бухгалтером на железнодорожной станции, на пенсию вышла в должности старшего бухгалтера. Из томительного существования тартуских лет Ю.Ф. Тихомировой помогла вырваться «новая жизнь», которая началась у ее дочерей с поступлением в вуз и переводом в 1948 г. в Ленинградский университет (Софьи - на филологический факультет, Юлии - на географический).
Во многом интересы родителей повлияли на специальности детей. C.B. Нурижданова с 1957 г. преподавала в уфимской школе рабочей молодежи русский язык и литературу; с 1964 г. член союза журналистов СССР, собиратель народного прикладного искусства, продолжатель традиций регионального краеведения 1920-х годов. Ее коллекция неоднократно экспонировалась (в Уфе, Москве и Рыбинске, на родине Ю.Ф. Тихомировой). Ю.А. Кривулина в 1952 г. окончила ЛГУ по специальности «геоморфология»; в 1955-1962 гг. была геологом Амакинской экспедиции Якутского геологического управления (пос. Нюрба); кандидат географических наук. С 1962 по 1983 г.-сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского геологического института в Ленинграде. Обе сестры удивительно похожи на свою маму; такие же поклонницы и знатоки музыки, поэзии, искусства; обладают бесконечным
чувством любви к жизни; являются носителями лучших традиций культуры XX в.
Характер книги - личная переписка друзей и родственников Юлии Федоровны. Личные письма - примечательный, уникальный, ценный исторический источник, позволяющий пережить радости, горести, сомнения людей, благодаря чему их личности, так плотно сплетающиеся с историей страны, становятся близкими, почти родственными читателю любого поколения. Личная переписка демонстрирует неформальные взаимоотношения адресата и корреспондентов. Особо важны частные письма - исповеди. Благодаря дневниковому принципу переписки, нить образного повествования практически не прерывается. Эпистолярные источники дают представление о ряде аспектов, прежде всего о самом адресате, его корреспондентах и представляют разнообразную информацию о «третьих» лицах, таким образом создаются детальные литературные портреты современников. Особое внимание в письмах уделяется двум излюбленным темам - музыке и Петербургу - Ленинграду. Главный интерес в письмах матерей - это дети, в письмах детей - увлеченность учебой, поиски и преодоления, девичьи дружбы, сердечное влечение сестер к друзьям родителей. Издание личной переписки - иллюстрация эмоционально-напряженной работы души семьи и друзей Ю.Ф. Тихомировой. Помимо личных писем, в основном тексте книги (с. 14-272) и «Приложении» (с.273-309) представлены два мемуарных источника (воспоминание Ю.Ф. Тихомировой и автобиография Н.К. Фан-дер-Флит-Бриммер); кроме того, составленное С.А. Нуриджановой дополнение к воспоминаниям Ю.Ф. Тихомировой и письмо Юлии Федоровны в редакцию «Комсомольской правды», опубликованное в книге о московском учителе словесности Иване Ивановиче Зеленцове «Ты, солнце, святое, гори!», под редакцией С.О. Шмидта в 2002 г.
Хронологические рамки книги - середина XX в., однако ее биографический характер позволяет расширить хронологию; время в письмах отсчитывается «от судьбы» Ю.Ф. Тихомировой - «вокруг ее жизни, вокруг ее души, как сердцевины, нарастали кольца судеб ее друзей, детей, а в далекой дали - и внуков, и правнуков» (с. 9). Подобного рода эффект возможен, когда автор помещает в квадратные скобки или выделяет курсивом информационный пласт, раскрывающий основной текст. Книга обладает богатым комментарием, помещенным в «Примечании» (с. 313-329), который хронологически и тематически дополняет текст писем. В комментариях помещены биографические справки о корреспондентах и «третьих» лицах, кроме того, содержатся несколько историй «одного открытия», в связи с чем С.А. Нуриджанова, профессиональный филолог, выступает в роли историка, при этом называя процесс научного открытия «счастливой случайностью» (с. 322-323). Указатель имен (с, 330-337), «имена и инициалы главных действующих лиц переписки» (с. 13-32 персоналии) позволяют быстро ориентироваться в грамотно изданном тексте.
Книга начинается с писем Н.К. Фан-дер-Флит-Бриммер, которой Ю.Ф. Тихомирова написала в августе 1944 г. как самому большому другу. Переписка продолжалась весь тартуский период, когда семье Юлии Федоровны буквально «сияли письма Н.К.», которые бессменно начинались с обращения «Дорогой Юлич!» Письма читались вслух. А как они были оформлены! (узкие самодельные конверты с красивой маркой являлись произведениями искусного художника-графика) (с. 10). Переписка Н.К. Фан-дер-Флит-Бриммер с Ю.Ф. Тихомировой наполнена светом, который шел от воспоминаний, впечатлениями от концертов, выставок, именно они придавали им силы жить в трагические периоды. Письма Н.К. Бриммер составляют основу переписки.
С.А. Нурижданова подробно описала судьбу писем Н.К. Фан-дер-Флит-Бриммер, которые Ю.Ф. Тихомирова вернула ей в 1968 г., переехав в Ленинград (с. 10-11).
Большим объемом в книге представлены письма, освещавшие студенческую жизнь детей Ю.Ф. Тихомировой. Примечательно, что в начале дочери писали во множественном числе: «поехали», «навестили», «встретили»; затем в письмах Ю.А. Кривулиной (Люси) впервые встретилось: «посмотрела», «прочла», «купила», а письма С.А. Нуриждановой (Зоей) стали приходить с подписью «Софья» (Софья Александровна была названа в честь папиной мамы Софьи Сильверстовны Высоцкой, тем самым поддерживалась психологическая связь с далеким обедневшим шляхетским родом). Юлия Федоровна на дальнем расстоянии ощущала тесную связь с дочерьми, переживания за них становились смыслом ее собственной жизни. В университетскую пору Софьи и Юлии Хордикайнен она «проживала второй раз» собственную молодость. Несмотря на то, что писем самой Ю.Ф. Тихомировой представлено не так много, однако, по сравнению с письмами Н.К. Бриммер, эта книга о ней, о пережитом ею.
В книгу вошли письма друзей С. А. Нурид-жановой - С.Г. Маркина, А.Д. Моргунова, а также А. Белкина, которые какой-то гранью коснулись и жизни Ю.Ф. Тихомировой. Например, Юлия Федоровна в начале июля 1948 г. помогла Соне написать письмо-испо-ведь, адресованное А.Д. Моргунову, в котором девушка дает отчет своим чувствам, при этом ставя превыше всего чувство собственного достоинства (с. 108 - 109). Письма Софьи об отношениях с А.Д. Моргуновым говорят о редком душевном доверии дочери к матери.
Книга представляет собой портретную галерею почти ровесников XX в.: Н.К. Фан-дер-Флит-Бриммер, Н.В. Педьковой, Е.В. Поссе, Н.П. Анциферова, А.И. Сидоровой,
Б.А. Ларина, семьи архитектора В.И. Яковлева и др.
Книга представляет особый интерес для специалистов в области краеведения. Семья Ю.Ф. Тихомировой, A.M. Хордикайнена и семьи их друзей имели обширную географию, в житейском и научном понимании; в книге представлены описания мест, где они жили и работали, живая история, бытописание. Кроме того, сотрудничество, дружба и близкое общение матери и отца с профессором И.М. Гревсом и Н.П. Анциферовым повлияли на практическую деятельность детей, региональный элемент которой был довольно силен.
Накануне своего 85-летия, Юлия Федоровна написала напутственную фразу своим детям, наполненную теплотой и нежностью всего материнского сердца: «Ах, только помнить обо всем хорошем, только чувствовать жизнь как Реку, и тогда величаво, полная сил, Твоя Жизнь - Река повлечет и нас в бесконечное движение к Добру, к Лучшему...» (с. 12).
В заключение хочется отметить, что когда рецензируемая книга окажется в руках читателя, необходимо обратить внимание на прекрасные фотографии; именно тогда приходит понимание того, какой удивительный дар любви, света, тепла был дан Юлии Федоровны Тихомировой от Бога и как ее любовь и в наши дни продолжает согревать жизнь ее потомков.
О. Б. Вахромеева