Научная статья на тему 'Дар любить. Книга о маме в письмах. 1944-1949'

Дар любить. Книга о маме в письмах. 1944-1949 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вахромеева Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дар любить. Книга о маме в письмах. 1944-1949»

дается непредвзятый критический разбор действий М.И. Голенищева-Кутузова в дни Аустерлицкой операции 1805 г. В ней рассматривается ответственность талантливого полководца за раболепское согласие с решениями молодого и неопытного в военном деле императора Александра I, повлекшими за собой сокрушительное поражение коалиционных войск. Ряд статей посвящен разнообразным сторонам дипломатических и военных отношений между республиканской Францией и молодыми Североамериканскими Соединенными Штатами (статьи Д.М. Рывкина, В.А. Ушакова, В.М. Монахова и др.). Затрагивается и такой малоизвестный сюжет, как необъявленная франко-амери-канская война на море 1798-1799 гг.

Завершая обзор сборника «Великая Французская революция, империя Наполеона и Европа», следует сказать, что его авторы предлагают нам яркую, многогранную и живую картину рассматриваемой эпохи со всеми ее надеждами, противоречиями и устремлениями. В который раз можно убедиться в том, что значение Великой Французской революции, внутренней и внешней политики первого консула и императора всех французов выходит далеко за пределы не только Франции, но и Западной Европы. Поистине весь просвещенный, цивилизованный мир оказался втянутым в орбиту новых идей и политических акций. Наконец, рецензируемый сборник показывает нам, в том числе и за счет статей молодых авторов, делающих свой дебют в науке, немалый потенциал петербургской и в целом российской исторической школы, зримо обозначает перспективы ее дальнейшего развития.

C.B. Виватенко

Ю.В. Toma. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке. СПб., 2003. 615 с.

Проблема эволюции российской государственности в XIX в. во всех ее проявлениях привлекала и продолжает привлекать к себе пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. Интерес к этим сюжетам особенно велик на нынешнем этапе развития нашей страны, когда власть и общество вынуждены решать в известном смысле схожие задачи и когда рухнули многие укоренившиеся в историографии без достаточных на то оснований стереотипы восприятия прошлого. Тем не менее, хотя дореволюционную Россию часто называли и называют (не всегда правомерно) «полицейским государством», серьезных исследований на этот счет практически не было.

Предметом изысканий Ю.В. Тота являются предпринимавшиеся российским самодержавием на протяжении нескольких десятилетий попытки усовершенствовать уездное звено системы полицейских учреждений. Обращение именно к этой проблематике представляется вполне оправданным. В силу характера политического строя России в XIX в. роль полиции в жизни русского общества была чрезвычайно велика. От того, насколько эффективно функционировали различные полицейские структуры, в большой мере зависела эффективность функционирования всей государственной машины. Поэтому без всестороннего развернутого изучения их эволюции невозможно уяснить особенности развития российской государственности на соответствующем хронологическом этапе, являвшемся для нее и для страны в целом, как известно, во многих отношениях переломным. Следует отметить, что важным представляется освещение именно истории уездного звена полицейского механизма Российской империи, поскольку как раз на этом уровне

© JI.B. Выскочков, М.Ф. Флоринский, 2007

осуществлялись непосредственные контакты между властью и населением. Таким образом, бесспорно, что тема, избранная Ю.В. Тотом для своего исследования, наиболее красноречиво освещает взаимоотношения власти и народа.

Конечно же, история российской полиции в XIX в., в том числе и уездной полиции, в какой-то мере нашла отражение в трудах предшественников Ю.В. Тота. В дореволюционной историографии подготовка реформы исполнительной полиции освещалась в трудах юристов-правоведов - А.Д. Градовского, И.Е. Андреевского, И.Т. Тарасова, а в 1872 г. - в работе чиновника внутренних дел E.H. Анучина. В советской историографии проблема реформы также интересовала больше юристов, а не историков, в частности она нашла отражение в коллективных монографиях Института государства и права. Вполне объяснимо, что юристов интересовало прежде всего законотворчество в данной области. Однако предметом изучения на монографическом уровне эта проблема до последнего времени не стала. Исследование Ю.В. Тота заполняет существующую в историографии лакуну.

Книга Ю.В. Тота написана на основе широкого круга источников как опубликованных, так и архивных, извлеченных из фондов Российского государственного исторического архива (всего 19 фондов). В первую очередь - это делопроизводственные документы (различные проекты реформ уездных полицейских учреждений, официальная переписка и т. д.). Наряду с делопроизводственными документами автор использовал другие виды источников: законодательные акты, периодическую печать, источники личного происхождения, прежде всего мемуары. Большинство архивных материалов впервые вводится в научный оборот. Обширный круг источников, тщательный и критический их анализ - все это обеспечило достоверность наблюдений и обоснованность выводов.

Структура книги логична и соответствует стоявшим перед автором задачам. Обзор источников и литературы дается во введении. В пяти главах книги Ю.В. Тот последовательно рассматривает подходы к решению полицейского вопроса в первой трети XIX в., реорганизацию земской полиции в 30 - середине 50-х годов, проекты преобразования полиции в связи с подготовкой крестьянской реформы 1861 г., преобразования полиции в «эпоху реформ» (1861-1879) и состояние уездной полиции на рубеже Х1Х-ХХ вв. Книгу завершает список использованных источников и литературы.

Обращаясь к изучению предпринимавшимся властями в XIX в. попыток реформировать уездную полицию, автор книги (и это является достоинством работы) скрупулезно анализирует не только практические мероприятия власти в этой области, но и содержание многочисленных преобразовательных проектов, выдвигавшихся правительством, подробно рассматривает процесс обсуждения данных проектов в верхах. Такой подход к теме представляется весьма продуктивным, он позволяет выявить причины преобразований, уяснить мотивы, которыми руководствовались их инициаторы, показать, как соотносились между собой планы и жизненные реалии.

Ю.В. Тот собрал и обобщил богатейший фактический материал, в основной своей массе ранее неизвестный. Это позволило автору существенно дополнить имеющиеся представления о реформаторском потенциале российского самодержавия в XIX в., показать проблемы, с которыми сталкивалась власть на пути модернизации государственных институтов, а также особенности отечественной реформаторской традиции, раскрыть технические аспекты подготовки и проведения преобразований. В частности, как показано в рецензируемой работе, большинство проблем, стоявших перед уездной полицией, обозначились еще

в начале XIX в., но, несмотря на острые дискуссии в верхах, они так и не получили решения в конце столетия.

Попытки правящих кругов усовершенствовать уездное звено полицейского механизма Российской империи освещаются в тесной связи с общеполитической линией самодержавия на различных временных этапах. Так, Ю.В. Тот подробно анализирует реформаторские начинания власти в первые десятилетия XIX в. Уездная полиция, рассматривавшаяся как универсальный исполнительный орган администрации, находилась тогда в крайне сложном положении, будучи не в состоянии эффективно выполнять возложенные на нее многочисленные обязанности. Создание в России министерств («большая реформа», по определению автора) вызвало к жизни «малое реформаторство» - попытки реорганизовать уездную полицию.

В монографии обстоятельно характеризуется деятельность Комиссии составления законов и Комитета 6 декабря 1826 г. Правда, тогда все ограничилось обсуждением различных преобразовательных проектов. Однако в них делается важный вывод: именно в первой трети XIX в. наметились основные направления реформирования уездных полицейских структур. Рассматривая первое десятилетие XIX в. как начальный этап в реорганизации уездной полиции, Ю.В. Тот выделяет и всесторонне характеризует ее последующие этапы: 30-е - середину 50-х годов, вторую половину 50 - конец 70-х годов, начало 80-х - 90-е годов.

Уже Николаевский Комитет 6 декабря 1826 г. обратил внимание на уездную полицию. Своеобразным итогом его занятий стал подготовленный М.М. Сперанским проект Учреждения для управления губерний. Каждое «благоустроенное государство», по замечанию М.М. Сперанского, должно иметь два типа полиции: общую (на уровне местного управления) и отдельную. Исходя из принципа самостоятельности полицейской деятельности, М.М. Сперанский, - отмечает

Ю.В. Тот, - предложил по существу новую структуру организации полиции, отметив ее главные функции: «предупреждение и пресечение». Из рассуждений М.М. Сперанского следовало, что самым слабым звеном местного управления была уездная полиция. Автор подробно анализирует различные обстоятельства, которые, несмотря на первоначальное одобрение Николаем I проекта, после его обсуждения в Комитете существенно изменили мнение императора о путях преобразования системы местного управления и уездной полиции.

Существенный интерес представляют разделы работы, в которых идет речь о реформаторских усилиях власти в области реорганизации уездной полиции в 30-е - начале 50-х годов. Здесь предметом тщательного анализа автора стало, в частности, Положение о земской полиции 1837 г., явившееся первым после 1775 г. шагом правительства по преобразованию полицейской системы. Констатировав ограниченность «реформаторских исканий» в полицейской сфере в царствование Николая I, Ю.В. Тот справедливо видит причины этого явления в социально-политическом строе империи: в сословно-дворянском принципе формирования корпуса полицейских чиновников, в комплектовании низшего звена полиции на основе натуральной повинности. Сколько-нибудь серьезная реорганизация земской полиции была невозможна без «больших» реформ и, в первую очередь, без отмены крепостного права.

Богатым и новым фактическим материалом, важными и интересными выводами и наблюдениями изобилуют главы книги, в которых рассматривается преобразование уездной полиции во второй половине XIX в. Автор сумел, в частности, удачно вписать «свой сюжет» в контекст преобразований 60-70-х годов, показать связь между последними и реформаторскими начинаниями (проектами и практическими шагами) по переустройству уездной полиции.

«Великие реформы» изменили условия, в которых действовала полиция. Особое значение (помимо крестьянской реформы) имело создание органов местного самоуправления (земская реформа), судебные уставы 1864 г. и введение всеобщей воинской повинности. Жизнь требовала коренной реорганизации местных полицейских структур. Однако власть на это не пошла, ограничившись корректировкой отдельных направлений деятельности уездной полиции. Сколько-нибудь радикальные проекты ее преобразования так и не были осуществлены.

Прослеживая судьбу полицейской реформы в последнее десятилетие XIX в., Ю.В. Тот подробно останавливается на работе Кахановской комиссии. Предметом тщательного авторского анализа стало подготовленное в недрах Комиссии Положение об устройстве местного управления. Рекомендации Комиссии нашли отражение в различных нормативных актах конца XIX - начала XX в. И все же, обоснованно замечает автор, полномасштабная реформа уездной полиции, о чем так много и долго дискутировали в правительственных кругах, не была осуществлена. В частности, власть так и не смогла отказаться от архаического принципа комплектования низших звеньев полицейского аппарата на основе натуральной повинности.

Характеризуя причины неспособности правительства провести последовательную реформу, автор - и это является одним из важнейших результатов предпринятых им изысканий - обращает внимание на влияние финансового фактора. Во многом отсутствие в казне необходимых средств, как ' бдительно показано в работе, блокировало реализацию многих преобразовательных планов.

В целом, подводя итоги сказанному, можно отметить, что книга Ю.В. Тота - это первое в отечественной исторической науке фундаментальное исследование,

посвященное уездной полиции и проектам ее преобразования. Оно, несомненно, найдет своего благодарного читателя.

Л.В. Выскочков, М. Ф. Флоринский

Дар любить. Книга о маме в письмах. 1944-1949 / Подготовка текста, предисловие, комментарии, примечания С.А. Нуриджановой. СПб., 2006. 339 с.

Книга, о которой пойдет речь, без сомнения, вызовет интерес не только у историков и универсантов, но и обратит на себя внимание рядовых соотечественников, поскольку является биографической для нескольких поколений россиян XX в. Это уже третья работа Софьи Александровны Нуриджановой (первой была публикация дневника сестры Юлии Александровны Хордикайнен «Жизнь в оккупации. Пушкин. Гатчина. Эстония: Дневник Люси Хордикайнен». СПб., 1999. 148 е.; второй стала книга «Жизнь незабытых людей. Дневники. Письма. Справки. Воспоминания». Уфа, 2000. 324 е.). На эти работы вышла рецензия О.Б. Вахромеевой «История проходит через дом человека...» в журнале «Санкт-Петербургский университет» (25 декабря 2000 г.)

Книга «Дар любить» посвящена Юлии Федоровне Тихомировой (1890-1979), самому близкому, «душевно и духовно», человеку - матери двух сестер-близнецов - С.А. Нуриджановой и Ю.А. Кривулиной, рожденных Хордикайнен.

Ю.Ф.Тихомирова - выпускница Бестужевских курсов (1909-1914), ученица профессора Ф.Ф. Зелинского и профессора И. М. Гревса, увлеченно занималась античностью, была одной из создательниц и участниц кружка «Гептахор» (по выражению Ф.Ф. Зелинского, «семь пляшущих» дев

© О.Б. Вахромеева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.