Научная статья на тему 'ШЕРСТЬ КАК ОСНОВНОЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЕ СЫРЬЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ВОЙЛОЧНЫХ КОВРОВ'

ШЕРСТЬ КАК ОСНОВНОЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЕ СЫРЬЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ВОЙЛОЧНЫХ КОВРОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВО / СКОТ / СЫРЬЕ / ШЕРСТЬ / ИЗВИТОСТЬ / ВОЙЛОК / СТРИГАЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бексултанова Чынара Дамировна, Тентигул Кызы Назира

В данной статье раскрывается важное значение шерсти в жизни кыргызского традиционного общества. Натуральное хозяйство кочевников обеспечивало их всеми продуктами и изделиями, необходимыми в повседневной жизни. Главная хозяйственная деятельность, выраженная в скотоводстве, предопределила важность животноводческого сырья, таких как шерсть, кожа, рога, овчина, кости. В статье описываются различные характеристики и особенности овечьей шерсти. Отмечено применение шерсти в медицинском аспекте, в качестве традиционных знаний кыргызов, применяемых в лечении ушибов, вывихов и переломах. Овечья шерсть широко использовалась для изготовления различных предметов быта, внешнего и внутреннего убранства традиционного жилища: юрты, головных уборов, одежды и обуви. Глубоко раскрыт и описан технологический прием стрижки овец для получения качественной шерсти, а также особенности ее подготовки в изготовлении кыргызских войлочных ковров: ала кийизов и шырдаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOOL AS THE MAIN LIVESTOCK RAW MATERIAL FOR THE MANUFACTURE OF KYRGYZ FELT CARPETS

This article reflects the importance of wool in the life of traditional Kyrgyz society. The nomadic way of life provided them with everything they needed for daily life. Livestock, the main economic activity of the Kyrgyz, provided raw materials for livestock: wool, skins, horns, sheep skins and bones. The article describes the various characteristics and features of sheep’s wool. As a traditional knowledge of the Kyrgyz, its use in the treatment of fractures through wool, i. e. The importance of the medical aspect is established. Sheep’s wool is widely used in the manufacture of various household items, in the exterior and interior decoration of traditional yurts, and in the making of hats, clothes, and shoes. The technological method of shearing sheep to obtain high-quality wool, as well as the features of its preparation in the manufacture of Kyrgyz felt carpets (ala kiiz and shyrdak) are described in detail.

Текст научной работы на тему «ШЕРСТЬ КАК ОСНОВНОЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЕ СЫРЬЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ВОЙЛОЧНЫХ КОВРОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

УДК 930.85:689(575.2)(04) https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/68

AGRIS J13

ШЕРСТЬ КАК ОСНОВНОЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЕ СЫРЬЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ ВОЙЛОЧНЫХ КОВРОВ

©Бексултанова Ч. Д., Киргизская государственная медицинская академия

им. И.К. Ахунбаева, г. Бишкек, Кыргызстан, Chinabeks7@gmail.com ©Тентигул кызы Н., Киргизская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева, г. Бишкек, Кыргызстан, ten.nazira74@gmail.com

WOOL AS THE MAIN LIVESTOCK RAW MATERIAL FOR THE MANUFACTURE OF KYRGYZ FELT CARPETS

©Beksultanova Ch., I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy,

Bishkek, Kyrgyzstan, Chinabeks7@gmail.com ©Tentigul kyzy N., I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy, Bishkek, Kyrgyzstan, ten.nazira74@gmail.com

Аннотация. В данной статье раскрывается важное значение шерсти в жизни кыргызского традиционного общества. Натуральное хозяйство кочевников обеспечивало их всеми продуктами и изделиями, необходимыми в повседневной жизни. Главная хозяйственная деятельность, выраженная в скотоводстве, предопределила важность животноводческого сырья, таких как шерсть, кожа, рога, овчина, кости. В статье описываются различные характеристики и особенности овечьей шерсти. Отмечено применение шерсти в медицинском аспекте, в качестве традиционных знаний кыргызов, применяемых в лечении ушибов, вывихов и переломах. Овечья шерсть широко использовалась для изготовления различных предметов быта, внешнего и внутреннего убранства традиционного жилища: юрты, головных уборов, одежды и обуви. Глубоко раскрыт и описан технологический прием стрижки овец для получения качественной шерсти, а также особенности ее подготовки в изготовлении кыргызских войлочных ковров: ала кийизов и шырдаков.

Abstract. This article reflects the importance of wool in the life of traditional Kyrgyz society. The nomadic way of life provided them with everything they needed for daily life. Livestock, the main economic activity of the Kyrgyz, provided raw materials for livestock: wool, skins, horns, sheep skins and bones. The article describes the various characteristics and features of sheep's wool. As a traditional knowledge of the Kyrgyz, its use in the treatment of fractures through wool, i. e. The importance of the medical aspect is established. Sheep's wool is widely used in the manufacture of various household items, in the exterior and interior decoration of traditional yurts, and in the making of hats, clothes, and shoes. The technological method of shearing sheep to obtain high-quality wool, as well as the features of its preparation in the manufacture of Kyrgyz felt carpets (ala kiiz and shyrdak) are described in detail.

Ключевые слова: хозяйство, скот, сырье, шерсть, извитость, войлок, стригаль, технология, ремесленничество.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Keywords: farm, livestock, raw materials, wool, crimp, felt, shear, technology, handicraft.

В жизни кыргызского народа, с развитием кочевого и полукочевого хозяйства, шерсть являлась одним из важных видов животноводческого сырья и имела самое широкое применение. Шерсть применялась в изготовлении головных уборов (ак калпак), одежды (кийим-кече), войлочной обуви (чокой), внешних покровов (туурдук, YЗYк) юрты (боз y^, предметов внутреннего убранства (кийиз, шырдак, туш-кийиз, аяк кап), циновок (чий), различной толщины веревок (аркан, боочу), нитей (жиптер) и других предметов быта. В хозяйстве существовало строгое разделение труда, обусловившее то, что обработкой шерсти занимались женщины большой патриархальной семьи [1, с. 123].

Полевые исследования, проведенные нами в Нарынской области, выявили сохранившиеся традиционные знания о применении грубой шерсти (кылчык жYн) кыргызских овец в народной медицине. Так, информатор Кокоева Турсун (83 года), сообщила, что при рождении, пуповину новорожденному, повитуха (аначы) разрезала острым, перекаленным на огне острием ножа у самого основания. На место среза, прикладывали приплюснутый комочек из пепла сожженной кошмы. Этот же метод использовали для остановки кровотечения ранений воинов, полученных на поле брани. Для лечения ушибов, вывихов и переломов, вместе с шинами (шак-шак) использовали и шерсть. Предварительно ее смачивали в крепко соленой теплой воде, обматывали конечность, прикладывали шину и стягивали ремнями для фиксации. При необходимости данная процедура повторялась несколько раз, до заживления ушиба, вывиха или перелома [2, с. 7].

Овечья шерсть осенней стрижки является основным сырьем для изготовления орнаментированных войлочных ковров — ала кийизов, и простеганных пестрых войлочных ковров-шырдаков до настоящего времени. В отличие от весенней, осенняя шерсть считается более эластичной, так как имеет больший процент жирности. Густота шерсти является одним из важнейших признаков, определяющих в значительной мере характер рунообразования и величину шерстяной продуктивности овец [3, с. 19].

Рунообразующими признаками являются густота, длина, тонина, строение и форма (извитость), а также процент жиропотности шерсти. На эти признаки большое влияние оказывают питание и физиологическое состояние овец. В исследуемый период, в конце XIX -начале XX веков, животноводческим сырьем являлась темная грубая шерсть овец кыргызской породы (кыргыз кылчык жYндYY кой).Техники изготовленияорнаментированных войлочных ковров — ала кийизов, и простеганных пестрых войлочных ковров — шырдаков, сложились еще в период традиционного общества кыргызов, и сохранили основные технологические приемы до сегодняшнего дня.

Изготовление неорнаментированного войлока — кийиз, состоит из следующих этапов:

-Стрижка шерсти — кыркуу;

-Взбивание прутьями — сабоо;

-Высушивание — кургатуу;

-Распушевывание — тытуу;

-Окрашивание — бое;

-Выкладывание, настилание основы — жYн салуу;

-Смачивание горячей водой — себYY;

-Сворачивание в рулон — ороо;

-Прессовка — бышыруу.

-Мытье — жуу.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

-Высушивание — кургатуу.

Изготовление орнаментированного войлока заключается во вкатывании орнамента из окрашенной шерсти на черный войлок, или накладывания вырезного узора из окрашенного тонкого войлока [4, с. 17].

Самый первоначальный технологический прием — это стрижка овец. Кыргызы стригли шерсть с помощью специальных ножниц для стрижки — «жуушан кайчы». При этом, стригаль должен обладать физической силой и особыми навыками.

Наибольшее значение на подготовительном этапе стрижки овец имеет кормление, особенно в весенний период, когда у животных перестраивается организм после тяжелой зимы. Упитанные животные отличаются более ровной поверхностью тела и повышенной плотностью кожи. Стричь таких овец легче, чем недокормленных. Количество жиропота напрямую влияет на характеристики шерсти, такие как связанность; плотность; целостность; однородность. Менее упитанное животные часто имеют складки, впалые бока и выступающие кости. Малое количество жиропота негативно влияет на качество шерсти, она становится более сухой, рыхлой и жесткой. Целостность руна в этом случае сохранить очень тяжело, так как на выходе получаются разрозненные куски.

Перед стрижкой необходим еще один технологический прием как голодная выдержка овец, которая производится за 12 часов до стрижки. Это связано с тем, что нередки случаи заворота кишок и других заболеваний, которые могли привести к смерти животного. Достаточно упитанных баранов ставили на выдержку на более длительный срок, однако если их долго не кормить, то на момент стрижки у них были сильно впалые бока, что затрудняло бы и замедляло стрижку.

Важным внешним фактором состояния шерсти является уровень ее загрязненности. Намного легче состригать чистую незасоренную шерсть. Ее можно стричь даже ближе к коже, что увеличивает удельный вес получаемого руна. При выпасе отары нельзя полностью исключить фактор загрязнения, но свести к минимуму можно. При стрижки шерсти с большим количеством неорганических примесей ножницы быстрее тупятся, снижается количество шерсти на выходе.

Очередность стрижки овец зависит от качества шерсти и общего здоровья овцы. Сперва остригают несколько овец низкого класса, после переходят к маточным овцам зимнего ягнения. Это делается для того, чтобы избежать возможных потерь шерсти при ее выпадении в этот период. Далее стригут молодых ягнят с прошлого года (токту, борук), маток весеннего ягнения — (токту, кой), валухов (ирик) и баранов (кочкор). Для того, чтобы шерсть разных типов не смешивалась, разделяют овец по принципу грубости шерсти.

Нельзя было стричь промокших после дождя овец, необходимо было дать им время, чтобы полностью обсохнуть. Если же произвести стрижку мокрой или едва влажной шерсти, то впоследствии полученная шерсть начинала гнить и портиться.

Стрижка овец разных пород имеет свои особенности, так как каждая порода имеет уникальные качества, такие как складчатость кожи, длину и степень густоты шерсти, количество жиропота. Так, складчатые овцы зачастую отнимали большое количество времени из-за необходимости выравнивания складок для обеспечения возможности максимально длинных проходов стригальными ножницами. В большинстве случаев длинные проходы были невозможны, поэтому стригали использовали исключительно короткие проходы, которые отнимали силы и драгоценное время.

При состригании шерсти баранов от стригаля требовалась сила и хорошие навыки, чтобы удерживать большое животное, и при этом произвести качественную стрижку.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Поочередные изменения положения крупных овец также отнимало много сил, что напрямую отражалось на качестве состригаемой шерсти. Стрижка осуществлялась на деревянном настиле.

Стригаль должен уметь грамотно обращаться с овцой, поскольку во время стрижки положение животного необходимо изменять несколько раз. Важным являлось умение рационально менять позу овцы при помощи левой руки, при этом не раня ее и не допуская, чтобы овца упрямилась. Чтобы не нанести вред соскам маток, стригаль осторожно прикрывал их от ножниц ладонью левой руки.

Перед началом стрижки стригаль достаточно быстрым движением подхватывал овцу левой рукой в районе шеи, а правой - в области туловища за передними лапами и укладывал на бок.

Первые проходки ножницами делают короткими движениями (не больше двух-трех) в районе грудной кости (теш), которая также называется «соколок». Начинают от уже остриженного места у правой передней конечности, и продолжают аккуратно двигаться вдоль брюшины к области паха. Параллельно с этим движением стригаль левой рукой отводит в сторону шерсть, и максимально крепко удерживает овцу ногами, при этом не создавая животному неудобства.

Второй проход осуществляют в том же месте на противоположной стороне грудины. Дальнейшие проходы реализовывают по направлению вниз, остальные уже поперек брюха. Профессиональная стрижка в этой месте туловища животного считается достаточно сложным и ответственным процессом. Именно в области брюха часто у многих овец собираются складки, что затрудняет и замедляет процесс стрижки. Желательно стараться максимально разравнивать складки перед реализацией проходов ножницами.

В описанной выше позиции, овца готова к стрижке внутренних задних конечностей и наружной стороны левой задней конечности. В этом месте очень важно не поранить овцу, что требует грамотного и профессионального подхода. Двигаться ножницами следует поперек. Первый — по тыльной части задней ноги, начиная от области паха и постепенно продвигаясь ближе к скакательному суставу, а затем в обратном направлении. Если после первоначального прохода тут еще остается неостриженная шерсть, то следовало повторить проходы еще 5-6 раз, пока результат не будет достигнут [5, с. 25]. Если нога овцы была недостаточно прямой, стригаль левой рукой слегка надавливал на сустав, что позволяло полностью выпрямить конечность. Таким способом стригутся обе задние ноги.

Далее стрижется наружная сторона левой задней конечности. Делается проход ножницами по диагонали от скакательного сустава почти до позвоночника овцы. Повторяя это направление несколько раз, состригается вся шерсть на левой ляжке.

Не изменяя позы овцы, стригаль переходил к стрижке хвоста. Производились проходы ножницами над хвостом и непосредственно под ним. Далее положение овцы изменялось. Стригаль укладывал животное на правый бок и осуществлял несколько проходов вдоль хребта, двигаясь постепенно от задней части и останавливаясь несколько дальше основания хвоста. Левой рукой периодически отодвигал шерсть, чтобы можно было наблюдать за тем, как стригут ножницы и контролировать процесс.

Далее переходили к состриганию шерсти в районе головы и шеи. Чтобы процесс прошел гладко нужно максимально аккуратно уложить овцу в горизонтальном положении. Начинали состригание шерсти с шеи от грудины — и далее, выше к голове. Проходы ножницами были короткими, при этом левой рукой раздвигали шерсть на пути ножниц.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Дальше делали длинный проход параллельно шее. Таким образом состригали шерсть от грудины и до лицевой части головы овцы.

Дальше состригали область головы между ушами, бережно взяв овцу левой рукой за одно ухо. Осторожно состригалась вся шерсть со щек овцы. Когда левая часть головы была сострижена, переходили на плечи и далее на переднюю конечность. Нужно было приподнимать ногу животного, что позволяло быстро состричь шерсть, используя нисходящие проходы ножницами.

Далее осуществляются длинные проходы вдоль всего тела овцы, начиная от поясничного отдела позвоночника до основания головы. Все длинные проходы осуществляются параллельно хребту. В области спины и с боков желательно стараться использовать максимальный захват ножницами, ближе к шее — захват, равный половине лезвий ножниц.

Для правильного осуществления длинных проходов по всей длине туловища овцы, нельзя было долго удерживать ее за ухо. Такое обращение заставляет овцу вырываться, поскольку животное ощущает боль, а это негативно сказывается на общем процессе состригания шерсти. Правильно удерживать овцу следует за голову между ушей и слегка прижимать к своей левой ноге.

После длинных подходов от задних конечностей и до головы необходимо аккуратно перевернуть овцу на противоположный, правый бок. Таким образом, перед дальнейшей стрижкой, положение овцы с периода «длинных проходов вдоль тела» до следующего этапа, а именно стрижки правой части головы, изменялось практически на 180° [6, с. 51]. Несколькими не длинными проходами остригалась вся правая часть головы. Двигаясь в том же направлении, обрабатывали район лопатки и оставшуюся нетронутую часть грудного отдела. Дальше переходили к стрижке внутренней части правой конечности. Возле плеча овцы находится нервный узел. Если надавить на него, то животное позволяло стригалю выпрямить правую ногу, что упрощало процесс стрижки.

Дальше по аналогии с левым боком, состригалась шерсть с правого. Чтобы правильно произвести стрижку оставшейся правой задней конечности животного, всю свисающую кожу в районе паха в собирали в кулак, а затем, слегка натягивая ее, добивались, чтобы конечность животного была максимально выпрямлена. Для этого слегка оказывали давление на сустав, чтобы расслабить и распрямить заднюю правую ногу. На финальном этапе обрабатывали участок в районе хвоста не слишком длинными проходами, начиная у самого хвоста и продвигаясь ближе к поясничному отделу позвоночника. Состриженная шерсть собиралась, сортировалась по длине, качеству, загрязненности и отравлялась на дальнейшую обработку. Перед использованием шерсти для изготовления вышеназванных предметов, ее обязательным образом обрабатывали: шерсть взбивали (сабоо), мыли (жуу), при необходимости, окрашивали (бое).

Первый технологический этап — взбивание, растрепывание шерсти [8, с. 16]. Уже рассортированную шерсть складывали горкой. Женщина, сидя на корточках сильными, короткими ударами, то правой, то левой рукой поочередно взбивала ее длинными и гибкими прутьями, называемыми сабоо. Отсюда и названием данного процесса. Для изготовления сабоо использовали ветви кизильника (кырг. — ыргай), которые тщательно очищали от коры и выступающих почек. В результате данной процедуры шерсть растрепывалась, шерстинки отделялись друг от друга, что придавало ей еще большую пушистость. Также шерсть становилась однородной и очищалась от грязи, соринок, пыли, колючек, которые оставались под взбитой шерстью. Далее шерсть высушивают, периодически переворачивая на солнце.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Таким образом, шерсть полностью являлась подготовленной для изготовления войлока или кошмы (кийиз).

Первоначально подготовленную шерсть равномерно распределяют на циновке (чий), изготовленной особым образом из тростника. Тростник обыкновенный (Phragmites) — род крупных широко распространенных многолетних травянистых растений семейства Злаки, или Мятликовые (Роасеае). Это растение иногда ошибочно называют словом «камыш», однако Камыш ^сггрш) — это род растений семейства Осоковые (Сурегасеае).

Тростник обыкновенный — это высокое многолетнее травянистое растение. Развивает крепкие и длинные подземные ветвистые корневища. Стебли прямые (соломина), высотой до 2 м и до 0,3 см толщиной, полые, гладкие, доверху облиственные, сизо-зеленые. Стебель гибкий, от ветра не ломается, а только сгибается [5, с. 29].

Плетение «Чия» является традиционной техникой кыргызского декоративно-прикладного искусства, в котором как материал используется повсеместно растущий в степной и полустепной зоне тонкий тростник, который так и называется — чий.

Для плетения циновки «Чий» требуется мастер — чебер, который вырисовывает узоры на тростнике с помощью большой иглы (темене). Затем вокруг каждого стебля чия, накручивает окрашенную в разные цвета овечью шерсть, набирая, таким образом, из многоцветных палочек тростника, разнообразные орнаментальные композиции.

Техника скрепления стеблей чия основывается на архаических приемах и осталась неизменной до современности. Для изготовления циновки пользовались простым станком, состоящим из трех деревянных толстых жердей, скрепленных между собой в виде П-образной перекладины. Стебли чия прикрепляются одна за другой путем перебрасывания через них шерстяных скрученных нитей, намотанных на камни, которые служат утяжелителями для этих нитей. Как правило, производственный процесс плетения чия происходит на улице.

Применение циновки «чий» было различным. Так, изделия, выполненные в технике чий, применялись кыргызами в устройстве юрты. Декорированные циновки, называемые «Чырмаган канат чий», можно найти внутри юрты, как вид декораций или как дополнительный слой изоляции. Изготовление циновки «Чырмаган канат чий» требует большого мастерства, обладания художественным и эстетическим вкусом, а также дилительного времени. Обычно такая циновка изготавливалась около полтора-двух месяцев.

Еще один вид, называемый Ашкана чий (у северных киргизов — «Чыгдан»), ограждает часть, где располагалась кухонная утварь на подвесных полках и хранилась пища. Ашкана-чий, в прошлом входила в состав приданого невесты. Мастериц, обладающих большим искусством узорного плетения таких циновок, называли «ашкана чебер».

Стебли чия, также можно использовать для изготовления различных видов домашней утвари в виде плетенных изделий (кап), тростник мог использоваться как топливо (отун).

Циновки иногда вешали на выходе из юрты, или около очага, как защита от ветра. Также их стелили под толстые войлочные ковры — кийизы, для утепления и как защита от сырости и влаги. Циновки-чий были необходимы для высушивания на солнце вымытой шерсти, также, их до сегодняшнего дня используют как формировочный пресс при изготовлении войлока.

В быту кыргызов известны два типа войлочных изделий - это одноцветный (белый и темный) — кийиз (у южных кыргызов — ере кийиз), орнаментированный — ала кийиз (у южных киргизов — тур кийиз) [7, с. 23].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Технология изготовления двух типов войлока, в целом, одинакова. Отличие в изготовлении второго типа войлока состоит в выкладывании окрашенной шерсти в виде орнамента на одноцветный войлок, как правило темного цвета.

После стрижки очищения шерсти от соринок через взбивание прутьями, высушивания на солнце, подготовленную шерсть выкладывали на расстеленной на земле чиевой циновке, немного большего размера чем будущий войлок. Одна или две женщины укладывают шерсть на циновку. Они, левой рукой держа клок шерсти ладонью вниз, прикладывают шерсть к циновке, ритмично, быстрыми движениями отщипывая необходимое количество шерсти, настилают ею ровным слоем на циновку. Ощипывание производят ладонью правой руки, в тоже время постоянно проверяя ровность шерсти, т. е. отсутствие углублений или наоборот, нагромождений шерсти в настилаемом слое. Как правило, первый слой шерсти настилается соответственно размеру изготавливаемого войлока, второй слой укладывается для его большей плотности и крепости.

У южных кыргызов известен другой способ настилания шерсти на циновку-чий, называемый — себYY (с кырг. — «сеяние»). Одна из мастериц рассеивает подготовленную, рыхлую шерсть специальными пятипалыми деревянными вилами — бешилик на циновку [8, с. 82]. Это являлось трудоемким занятием, так как не все умели мастерски насеивать шерсть ровным слоем и в необходимом количестве.

Затем, рыхлую шерсть обрызгивают очень горячей водой для того, чтобы шерстинки сцепились друг с другом. Все женщины, участвующие в процессе изготовления войлока (кийиз), помогая друг другу, подготовленную смоченную горячей водой рыхлую шерсть туго сворачивают вместе с циновкой в рулон (ороо). После начинается процесс прессовки шерсти (бышыруу). Сворачивание рулона с шерстью требует особых навыков, так как необходимо плотно свернуть его, покрыв тканями домашнего производства или мешковиной, в середине и с двух краев и перевязав крест-накрест тостыми веревками (аркан) [9, с. 58]. Далее перекатывают рулон, с помощью второго аркана, два конца которого соединенены между собой и привязан к рулону таким способом, что если один конец накручивается на рулон, то второй конец — остается свободным для следующего перекатывания.

Следующий технологический прием — перекатывание и топтание рулона ногами (басуу) [10, с. 29]. Завернутую в чий шерсть — рулон, женщины и дети ритмично, силой распинали более часа, в тоже время одна из них периодически поливала рулон горячей водой.

Затем шерстяной рулон извлекали из циновки, заново сворачивали. Женщины, засучив рукава до предплечья, сидя на корточках, производя ритмичные выпады вперед, затем обратно, захватывая рулон к себе ладонями обеих рук, прессовали его локтями. Этот процесс также назывался — басуу. При перекатывании локтями, для того чтобы края будущего войлока были ровными, т. е. чтобы исключить косые края, с правой и левой стороны в соответствии с шириной войлока, устраивали возвышение. Края войлока касались возвышений и не растягивались в стороны. Это продолжалось в течение одного часа, пока шерсть не спрессовалась в достаточной степени, а шерстинки плотно скрепились друг с другом.

Следующий технологический прием — мытье спрессованного войлока. Его сворачивают так, что края с двух сторон на 1/3 от размера войлока, загибают к середине, затем сворачивают в виде рулета [11, с. 65]. В середину свернутого войлока просовывают толстую палку, и подняв с двух сторон, относят для мытья к проточной воде и погружают его в ручей. Вода смывает всю грязь, остатки жира, оставляют в воде до тех пор, пока вода не будет чистой. После того как стекла вся вода, войлок разворачивают и сушат на солнце,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

расстелив на траве. Таким образом, изготавливают неорнаментированный войлок — кийиз. Изготовление орнаментированного войлока заключается в вкатывании орнамента из окрашенной шерсти на черный войлок, или накладывания вырезного узора из окрашенного тонкого войлока.

Техника вкатывания дает возможность изготовления войлочного ковра, называемого Ала кийиз (пестрый войлок). Такие войлочные ковры широко распространены, что свидетельствует о традиционности данного технологического приема. Вкатывать цветной узор можно двумя способами: первый — когда на подготовленную рыхлую шерсть, являющейся основой войлока накладывают орнамент вытянутой шерстью, и свернув рулон в циновку, начинают катать и прессовать; второй — накладывают вырезанный из окрашенного войлока орнамент на уже спрессованную войлочную основу.

Вывод. Таким образом, стрижка овечьей шерсти, ее подготовка, а также технология изготовления предметов из войлока, необходимые в повседневном быту кыргызов, в своей основе, не претерпели больших изменений до настоящего времени. Войлочные изделия имеют большое этносоциальное значение в жизни кыргызской семьи, где от поколения к поколению передаются знания, навыки, умения и традиции их изготовления.

Список литературы:

1. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. 479 с.

2. Бексултанова Ч. Д. Материалы полевых этнографических исследований. Полевая тетрадь №4, Нарынская область, 2017. С. 17.

3. Лущихин М. Н. Биологические основы формирования руна. Ф., 1973. 125 с.

4. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962. 286 с.

5. Акматалиев А. Кыргыздын кол eнeрчYЛYГY. Фрунзе: Кыргызстан, 1975. 257 с.

6. Антипина К. И. Ворсовое ткачество // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. 1968. Т. 5. 368 с.

7. Губанов И. А. Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud. (P. Communis Trin.) — Тростник обыкновенный, или южный // Иллюстрированный определитель растений Средней России. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2002. 370 с.

8. Иванов С. В., Махова Е. И. Декоративно-прикладное искусство киргизского нарда. // Материалы XXV Международного конгресса востоковедов. М., 1960.

9. Махова Е. И., Черкасова Н. В. Орнаментированные изделия из войлока // Труды института этнографии. Т. 37. М., 1958.

10. Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. М., 1968.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Уметалиева Ж. Т. Киргизский ворсовый ковер. Фрунзе, 1966. 290 с.

References:

1. Abramzon, S. M. (1971). Kirgizy i ikh etnogeneticheskie i istoriko-kul'turnye svyazi. Leningrad. (in Russian).

2. Beksultanova, Ch. D. (2017). Materialy polevykh etnograficheskikh issledovanii. In Polevaya tetrad, (4), Narynskaya oblast'.

3. Lushchikhin, M. N. (1973). Biologicheskie osnovy formirovaniya runa. Frunze.

4. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

5. Akmataliev, A. (1975). Kyrgyzdyn kol enerchYlYgY. Frunze.

6. Antipina, K. I. (1968). Vorsovoe tkachestvo. Trudy Kirgizskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii, 5.

7. Gubanov, I. A. (2002). Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud. (P. Communis Trin.) — Trostnik obyknovennyi, ili yuzhnyi. Illyustrirovannyi opredelitel' rastenii Srednei Rossii. Moscow.

8. Ivanov, S. V., & Makhova E. I. (1960). Dekorativno-prikladnoe iskusstvo kirgizskogo narda. Materialy XXV Mezhdunarodnogo kongressa vostokovedov. Moscow. (in Russian).

9. Makhova, E. I., & Cherkasova N. V. (1958). Ornamentirovannye izdeliya iz voiloka. Trudy instituta etnografii, 37, Moscow. (in Russian).

10. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kirgizov (1968). Moscow. (in Russian).

11. Umetalieva, Zh. T. (1966). Kirgizskii vorsovyi kover. Frunze.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Бексултанова Ч. Д., Тентигул кызы Н. Шерсть как основное животноводческое сырье для изготовления кыргызских войлочных ковров // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 518-526. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/68

Cite as (APA):

Beksultanova, Ch., & Tentigul kyzy, N. (2021). Wool as the Main Livestock Raw Material for the Manufacture of Kyrgyz Felt Carpets. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 518-526. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.