Научная статья на тему 'ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА'

ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАХШИ / ЭПОС / ДУМБИРА / ИСПОЛНИТЕЛЬ / КОМПОЗИТОР / ШКОЛА / ФОРМА / ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабаназарова Г.Ю.

в древности слово бахши означало целителя (шамана-бахши или шамана-гадателя), который каким-то образом изгонял злых духов из тела больного человека с помощью колдовства. Школа поэзии - центр искусства бакси. В узбекском фольклоре, помимо таких крупных эпических школ, как Булунгур, Нарпай, Когон, Хорезм, Шахрисабз, Камай, Пискент, Кульбокон, Узбеклакай и других, подобные центры также отличаются друг от друга определенными творческими принципами и приемами исполнения. Например, в XIX веке существовала школа эпической поэзии при селе Камай Камашинского района Кашкадарьинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHERABAD EPIC SCHOOL

in ancient times, the word bakhshi meant a healer (shaman-bakhshi or shaman-fortuneteller) who somehow expelled evil spirits from the body of a sick person using witchcraft. Poetry school - Baksi art center. In Uzbek folklore, in addition to such large epic schools as Bulungur, Narpai, Kogon, Khorezm, Shakhrisabz, Kamai, Piskent, Kulbokon, Uzbeklakai and others, such centers also differ from each other in certain creative principles and techniques of performance. For example, in the 19th century, there was a school of epic poetry near the village of Kamai, Kamashinsky district, Kashkadarya region.

Текст научной работы на тему «ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Ответ на этот вопрос лежит не только в биографии каждого упомянутого выше деятеля, но и в истории всей страны в целом. 6 и 9 августа 1945 года произошли бомбардировки с применением ядерного оружия. Осуществлены они были ВВС США на завершающем этапе Второй мировой войны против Японии. Эти ужасные события и последующая капитуляция принесли в Японию всеобщее моральное угнетение и апатию. Настроения общественности хорошо прослеживались в искусстве, литературе и кино. Демонстрировалась вся мощь ядерного оружия и ущерб, который оно несло. Появились такие жанры творчества, как аниме и манга, в культуре которых отрефлексированы не столько поражение Японии во Второй мировой войне и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, сколько период восстановления страны. Развешанные повсюду агитационные плакаты, объявления и оповещения о различных военных действиях. В такой среде росли дизайнеры, которые стали создавать свои произведения во второй половине 20 века. Люди отчаянно нуждались в радости и увлекательном досуге, который помог бы им отвлечься от ужасов военной жизни. Не удивительно, что погоня за счастьем породила гипертрофированные яркие образы. За веселой картинкой пряталась огромная боль целого народа.

На примере развития японской графики второй половины 20-го века можно увидеть, как невероятно устроен наш мозг. Человек, пройдя через все лишения, страх и унижения, не только не падает духом, но преумножает то прекрасное, что в нем осталось. Пропуская через призму своего восприятия те малые крупицы счастья, которые имеет, он преобразует их в нечто большее, то, что в полной мере можно назвать искусством.

Список литературы /References

1. Современный японский дизайн. Изд.: Naschen, 2009.

2. Михайлов С.М. История дизайна Т. 1. М., 2002;

3. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном изобразительном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006.

ШЕРАБАДСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ШКОЛА Бабаназарова Г.Ю. Email: Babanazarova17163@scientifictext.ru

Бабаназарова Гулрух Юнусовна - самостоятельный соискатель (PhD), кафедра истории узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в древности слово бахши означало целителя (шамана-бахши или шамана-гадателя), который каким-то образом изгонял злых духов из тела больного человека с помощью колдовства.

Школа поэзии - центр искусства бакси. В узбекском фольклоре, помимо таких крупных эпических школ, как Булунгур, Нарпай, Когон, Хорезм, Шахрисабз, Камай, Пискент, Кульбокон, Узбеклакай и других, подобные центры также отличаются друг от друга определенными творческими принципами и приемами исполнения. Например, в XIX веке существовала школа эпической поэзии при селе Камай Камашинского района Кашкадарьинской области.

Ключевые слова: бахши, эпос, думбира, исполнитель, композитор, школа, форма, поэзия, бахши.

SHERABAD EPIC SCHOOL Babanazarova G.Yu.

Babanazarova Gulrukh Yunusovna - Independent Applicant (PhD), DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in ancient times, the word bakhshi meant a healer (shaman-bakhshi or shaman-fortuneteller) who somehow expelled evil spirits from the body of a sick person using witchcraft.

Poetry school - Baksi art center. In Uzbek folklore, in addition to such large epic schools as Bulungur, Narpai, Kogon, Khorezm, Shakhrisabz, Kamai, Piskent, Kulbokon, Uzbeklakai and others, such centers also differ from each other in certain creative principles and techniques of performance. For example, in the 19th century, there was a school of epic poetry near the village of Kamai, Kamashinsky district, Kashkadarya region.

Keywords: bakhshi, epos, dumbira, performer, composer, school, form, poetry, bakhshi.

УДК 078

В школе работает около 60 учителей, в том числе Абдукарим Джуйрук (XIX век), Мулла Холназар угли (1910), Базар Шеркул угли (1887-1953), Хазраткул бахши Худойбердиев (р. 1920), которые вместе жили в окрестностях Дехконабадского и Гузарского районов. Они были в творческом сотрудничестве с Шахрисабзской школой эпоса. Особое внимание представители камайской школы эпической поэзии уделяли лирической направленности народного эпоса. Они были более продвинуты в развитии поэтических форм, чем представители шерабадской школы эпической поэзии. «Юность Нурали» (1972, 1977), «Хонимой» (1963) и другие былины написаны Камаем. Пискентская школа поэзии носит имя Берды Бахши. Школа была лирической и в некоторых отношениях имела поэтический стиль, близкий к школе эпической поэзии Когана, основанной предками сына Эргаша Джуманбулбула. Узбеклакайские бахши, проживающие на юге Таджикистана, связаны с селом Джорубкуль Дангаринского района. Были рассмотрены Хайбат Шамол угли (XIX век), Тола Хайбат углы (1884-1966), Мустафогул Кундуз угли (1883-1966), Шомурод Шамол угли (1883-1964) и другие талантливые представители этой школы. Основу репертуара этих бахши составили былины «Гуругли». Их текст очень короткий и лаконичный. Кульбуконская школа эпической поэзии образовалась в Янгикурганском районе Наманганской области. Образцы фольклора, записанные с Хайдар Бойча оглы, Раззока Казак оглы, Усмона Маматкул оглу, Бури бахши, Маллавоя Хошимова, показывают, что булунгурская школа эпической поэзии оказала сильное влияние на эту школу.

Но сейчас многие школы эпической поэзии исчезли. В настоящее время эпические школы Шерабада и Байсуна продолжают традиции искусства бахшичи, обучая своих новых представителей эпосам из своего репертуара.

Есть много ученых, которые вносят весомый вклад в развитие науки, искусства и культуры независимой Республики Узбекистан. Однако наше богатое художественное и культурное наследие, которое сохранялось веками, было сложной, но почетной задачей для многих людей, например, продолжение школы эпической поэзии, публикация ее в виде сборников и научных статей и распространение ее среди широкой публики. общественные.

Великие композиторы, гордо отмеченные писателем Ойбеком, представляют собой многогранный и многогранный узбекский эпос древних и средневековых классиков - «Илиаду» и «Одиссею», «Песню о Роланде» и «Песню о нибелунгах»,

«Махабхарат» и «Рамаяна», «Война Игоря» и «Шохнома», «Манас» и «Воин» -удивительные творения, которые могут соперничать с такими шедеврами и равняться им. Это огромное духовное и культурное богатство является продолжением традиции искусства баксши среди широких масс народа, а также среди ведущих народных поэтов, которые еще больше обогатили и развили эту традицию, в том числе тысячи строк, которые они пели.

Несколько рассказов, основанных на народном эпосе, таких как «Гороглы», «Бозоглон» или «Юсуфбек и Ахмадбек», «Тахир и Зухра», «Санобар», «Бозигит» известны прежде всего в рукописном виде, а затем в типографском и литографическом. изданий. и структурированы в виде интересных рассказов. Было заблуждение, что узбекский народный героический эпос не сохранился, что он был вытеснен богатой классической литературой и городской культурой. Выявление таких ведущих поэтов, как Эргаш Джуманбулбул оглу, Фозил Юлдош оглу, Полкан, Берди бахши, исламский поэт, Бекмурод Джурабой оглу, Абдулла Нурали оглу, Саидмурад Панох оглу, живших в XIX и XX веках, смогло сделать его популярные песни, запись более ста бахши и запись более трехсот эпосов из их жизни, разбитых почти на сотню сюжетов, были настоящим научным открытием советской эпохи.

Слово «эпос» происходит от персидского и означает «рассказ», «история». В узбекской художественной литературе былины бывают двух типов по способу создания. Первый тип создают представители письменной литературы, каждый абзац которой маснави - две строчки, только в поэтической форме. "Qutadg'u Ы^" Юсуфа Хос Хаджиба, "Хамса" Навои, пять эпосов и так далее. В письменной литературе былины написаны во сне. Это продукт индивидуального творчества. Следовательно, былины в письменной литературе основаны на традициях индивидуального творчества.

Второй тип эпоса создается как произведение устного творчества в соответствии с фольклорными традициями.

Эта тема была изучена и исследована рядом экспертов. В частности, в книгах Б. Матёкубова «Достон наволари», А.Пёнова «Алпомиш», Т.Мирзаева «Эпические репертуары народных бахши» и К. Муродова «Об узбекских бахши» и других научных и практических трактатах других авторов. Данные приведены.

Поскольку искусство узбекского бахши в течение многих лет не было полностью изучено в области научных исследований, мы изучили это произведение как одну из основных задач научной работы.

Существующие в Узбекистане эпосы можно разделить на следующие типы по тематике:

• Героические былины;

• Исторический эпос;

• Романтические (о любви) былины;

• Религиозный эпос.

Понятие фольклор, то есть английский фольклор - фольклор - мудрость, народная мудрость, термин был впервые введен в употребление Виллианом Томсом в 1846 году и позже стал международным термином. Эта наука о фольклоре - это наука о «фольклористике», которая собирает культурную информацию о происхождении и истории фольклора. Начиная с 1935 года, а точнее в 1939-1941 годах, Хаджи Зариф написал для вузов книгу «Узбекский фольклор Узбекистана».

Бахши - эпос, фигурирующий в фольклоре, возникновение эпоса связано с именем бахши. По словам профессора Ходжи Зарифова, слово бахши происходит от монгольских или бурятских слов бахша, багша, что означает учитель, просветитель. Другими словами, когда мы думаем об эпической поэзии и бахши, есть способы исполнения бахши в Центральной Азии, например, в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане.

В то время как способы казни бакси на территории Узбекистана изучаются в узких рамках в течение многих лет, в последние годы способы казни бакси и их школы исполнения привлекли к себе большое научное внимание. На встрече выступление узбекских и таджикских бахши собрал профессор Файзулла Караматов из Института востоковедения Литературного института им. Алишера Навои в Ташкенте. Заслуживают внимания усилия профессора Института культуры Малика Муродова по составлению и изданию спектаклей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской бахши.

В связи с этим ряд узбекских фольклористов 1920-х гг., Такие как Ходжи Зарифов, Музайна Аловия, ученый Республики Узбекистан, кандидат искусствоведения, профессор Тура Мирзаев, А. Джабборов, Ботир Матёкубов, А.Хайратдинов (каракалпак), Х.Курбанов и другие несут большую ответственность за информирование подрастающего поколения о деятельности узбекских бахши и эпических школ, особенностях их исполнения. Представители Бахши Эргаш Джуманбулбул, поэт Фозил Юлдош оглы Пулкан, поэт ислама, Каххор Бахши Рахимов и другие пытались написать и собрать образцы спектаклей, и многие из них были изданы в виде книг.

Шерабадская школа поэзии - школа поэзии, объединяющая сотни бахши, выросших в нескольких районах Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областей, на южных границах Таджикистана и Туркменистана. Последовательное развитие традиций Сурхандарьинского и Кашкадарьинского эпоса продолжается и сегодня. Поэтому в былинах, написанных представителями этой школы в 40-х годах ХХ века, присутствуют относительно невысокие элементы эпической поэзии, менее развитые формы художественного мышления. А с 60-х годов прошлого века в определении традиций, в определенном смысле, усилилось стремление к библейству. Велика заслуга талантливого народного поэта Кадыра Рагима оглу (1936-85). Касымкур, Шерна Бекназар укли, Мардонакул Авлийокул угли, Умир Сафар угли, Нормурад бахши, Ахмад бахши, Нурали Боймат угли, Мамадраим бахши, Юсуф Утаган угли, Йошкобил бахмедовская школа Шакобил Ахмедов, Шакобил бахмедов из школы Шакобил Ахмедов Сегодня ряд поэтов, таких как Хушбок Мардонакулов, Шоберди Болтаев, Боборахим Маматмуродов, Кара и Чори Умиривлар, Каххор Кодир углы, Абдуназар Поёнов, продолжают традиции эпической поэзии. Ряд произведений, написанных представителями этой школы, таких как «Золотая тыква», «Малла Савдогар», «Зайдкул», «Оллоназар Ольчинбек», «Ойчинор», «Шерали», «Келиной» в репертуаре не встречаются. бахши, проживающих в других частях Узбекистана.

Уникальны и выступления Кашкадарьинского и Сурхандарьинского бахши. Малик Муродов, известный фольклорист, особенно известен своим сбором, изучением и популяризацией Кашкадарьинского бахши. Абдимумин Кахоров, преподаватель Каршинского государственного медицинского университета, поехал в Ташкент, чтобы поговорить с некоторыми учеными о Кашкадарьинской бахши. После этого Малик Муродов вместе с доцентом и почетным педагогом вуза Абдуолимом Эргашевым написал сборник былин от известного кашкадарьинского певца Кадыра Рахши Рахимова в сериалах «Зайдиной», «Зархун Мастон», «Гуппаной», «Гуругли». записал свои выступления. Кроме того, было записано семь спектаклей эпоса «Смерть Гуругли», пять спектаклей «Рождение Гуругли», пять спектаклей «Нурали» и былины «Гулсанобар», «Авазхан», «Шохдархан», «Аваз и Ахмад». на магнитной ленте, а также собранные исполнения былин «Рождение Гуруглы», «Шохдархан», «Гулихирамон», «Кора козим ойим», «Хиломон», «Зевархон».

В Кашкадарье, Дехканабаде, Яккабоге, Камаши, Чиракчи, Гузаре, Нишане и других местах многие народные эпосы исполняются под аккомпанемент барабанов. Выступления Абдуллы Бахши, сына Нурали Умара Бахши, и особенно учеников

Кадира Бахши Рахимова Каххора Абдумуродова и Баходира Бахрома Бахши, проходят на региональных музыкальных фестивалях.

Список литературы /References

1. Эргашев Абдуолим. Кащкадарё-Сурхондарё достончилиги. Ташкент, 2008.

2. Турсунов С., Пардаев Т., Турсунова Н., Муртозоев Б. Узбекистонда бахшичилик санъатининг шаклланиши ва тараккиёти тарихи. Тошкент, 2015.

3. Каххор бахши Рахимов. "Кодир бахши хакида достон". Карши, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.