Список литературы / References
1. Абдугафуров А. "Хазойину-л-маоний"дан четда крлган газаллар // Навоийнинг ижод олами (макрлалар туплами). Т.: Фан, 2001.
2. Матякубов М.Ж. «Алишер Навои и узбекские макомы», «Наука образование и культура». № 7 (31), 2018.
ПО СЛЕДАМ УЧИТЕЛЯ Бабаназарова Г.Ю. Email: [email protected]
Бабаназарова Гулрух Юнусовна — преподаватель, кафедра теории музыки, Каршинский колледж искусств, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: музыкально-исполнительская сторона эпоса имеет большое теоретическое значение в изучении сущности и характера эпоса. Подробное рассмотрение ее — задача музыковедческой, а не литературоведческой науки.
В древние времена слово «бахши» (сказитель, народный певец) передавало значение лекаря, исцеляющего больного, играя на доире или на других инструментах, с помощью магических заклинаний выгоняя из тела больного злых духов (сохранившиеся до сегодняшних дней ритуалы «куч» «кайтарма» «жахр»), шаман-бахши или шаман-гадалка, а также в регионах передавало значение «учитель».
Ключевые слова: музыка, наука, бахши, эпос, дастан, думбира, шаман, фольклор.
FOLLOWING THE TEACHER Babanazarova G.Yu.
Babanazarova Gulrukh Yunusovna — Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL THEORY, KARSHI ART COLLEGE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the musical and performing side of the epic is of great theoretical importance in the study of the essence and character of the epic. A detailed examination of it is the task ofmusicology, not literary science. In ancient times, the word "bakhshi" (narrator, folk singer) conveyed the meaning of a healing patient by playing the "doira " or other instruments, using magic spells to drive evil spirits out of the sick person's body (the "kaitarma" rituals that have been preserved to this day) "Jahr"), a shaman-bakhshi or a shaman-fortuneteller, as well as in the regions, the importance of the teacher. Keywords: music, science, bakhshi, epic, dastan, dumbira, shaman, folklore.
УДК 078
«Обычно ограничен репертуар узбекского дастана (эпос): Исполнители эпических поэм не принимают во внимание лирические песни, за исключением предисловия, которое играет роль рецензента для исполнения стихотворения»
В.М. Жирмунский (фольклорист)
Традиционная музыка, включающая в себя музыкальный фольклор и изустно-профессиональную музыке, феномен музыкальной культуры народов Востока, особенности хранения и передачи традиции, своеобразие звукоидеала и музыкального мышления, взаимодействия творцов, исполнителей и слушателей - прошла огромный путь эволюции [1, 87].
На сегодняшний день это слово обозначает созидателя, поющего дастан. Бахши, когда играет на музыкальном инструменте, - музыкант, когда внесет стихотворные отрывки в песню является певцом, поэт который мгновенно сочиняет тексты, мастер слова который читает наизусть отрывки из дастана, в том числе актер, который выражает чувства через действия и мимику.
Певца дастана в разных регионах называют по свойственному диалекту: в Кашкадарье и Сурхандарье - «юзбоши», «бахши», писатель, в Самарканде «бахши», в Хожанде и Ош -«сокий» или «созанда», на долине Ферганы «бахши» или «саннов», в Хорезме - «дастанчи бахши» или «жировой».
Существующие в Узбекистане дастаны изучаем по следующим направлениям:
- Героически-богатырский эпос;
- Исторический эпос;
- Романтический эпос;
- Религиозный эпос.
Шерободская школа дастана - школа, которая объединила сотни выдвинутых бахши регионов Сурхандарьи и Кашкадарьи.
Кашкадарьинские и Сурхандарьинские традиции эпоса продолжают активно развиваться и в настоящее время.
Основателем Шерободской школы дастана является сын Бекназара Шерна бахши. Его ученик Умир бахши Сафаров из Дехканабада учит Кадыра Рахимова выученным им дастанам и сборным. Кадыр бахши Рахимов основал Дехканабадскую школу дастана своим мышлением, волшебным инструментом и голосом, учивший своих учеников искусству живого исполнения и нескольким дастанам и сборным.
Кадыр бахши Рахимов оставшись в раннем возрасте без отца остается в попечении матери одиночки Норхолой, Норхолой Ая ведет Кадыржана к своему брату Раджабу бахши. Дядя Раджаб бахши учит Кадыржана ко всему, что умеет сам. Знаете ли вы, матушка? Рассмеетесь ли, если выражусь? Если вдруг внезапно придет отец, Устроите ли пир?
Достигший юношеских лет он видит один сон: - во сне он гулял по садам, а рот был полон воды, и тогда он услышал шепот, - выпей что во рту, выпей, сынок. Выпив, услышал голоса: «тебе подарили талант предков»:
Послушайте я говорю, Я ищу смысла во сне. Позвольте мне
Получить свет от ваших мыслей.
Кадыр бахши владелец искусства, подаренного Аллахом, представитель Шерободской школы дастана, а также личность, создавшая в 1980 годах Дехканабадскую школу дастана. Художественность у них была очень сильной, обеспечивший продолжительность магического искусства, создателем 6 дастанов, более 1000 народных сказок, более 1000 рассказов легенд является бахши Кадыр бахши Рахимов.
Рис. 1. Ученики Кадыр бахши Рахимова
Управляющим школы Кадыра бахши Рахимова на сегодняшний день является сын и ученик Каххар бахши Рахимов, он вложил свой труд в развитие искусства ХХ в. 80-90 гг.
По сути узбекская культура владеет ныне уникальным многообразием видов и жанров, доступным далеко не всякой культуре [2, 8].
Каххар бахши Рахимов, пропагандируя и агитируя, внес плодотворный вклад в развитие узбекского искусства. Ученых, внесших в развитие культуры и науки Независимого Узбекистана много. Но передаваемое из веков в века наше богатое художественное наследие -продолжить школу дастана, сложно как и опубликовать и донести до публики сборники и научные статьи, но эта славная задача не доставалась каждому.
Кадыр бахши Рахимов и певец, и музыкант, и поэт, композитор, а также творец, который опубликовал свои образцы творения.
Их них «Самодан томган томчилар» Карши издательство «Насаф» 2016г. Этот сборник слушателям этого неповторимого искусства пришелся по нраву. Предисловие было написано Абдукаюмом Беккамовым.
Из этой нации много друзей богатых,
Скатерть стеленная, всегда готов чай
Выиграл имя Абдурахман Хатамбой
Стал щедр как Буриев.
Как соловей пел повсюду,
Скручивая ногти на двух струнах
Во время пения вся страна была очарована
Кадыр бахши из этой нации пел
В репертуаре узбекского народного бахши, наследника школы бахши Каххара Рахимова было более 70 дастанов, сотни сборников, более ста преданий, более двести стихов, творец более 10 ти исторических и современных дастанов в 2018 году издательство «Nasaf» опубликовал сборник под названием «Quralay».
Из сборника занимают места «Debocha», «Otam nolasi», «nima aytay», «Yogoch», «Qarimaydi», «Bolaima», «Bolar», «Song», « NADUR»,»Qutlov», «Befoyda», « Vatan», «Oyqiz» и др.
Кроме этого меня заинтересовал дастан Каххара бахши опубликованное в 2019г. «Qodir baxshi haqida doston». В этой книге был показан весь жизненный путь Кадыра бахши , творчество, уважение его учеников к нему и его уважение к отцу. В этой книге есть глава в которой занимает место статья фалькляриста и журналиста АБДУАЛИМА ЭРГАШЕВА «Otaga hayratdan yaralgan doston». Написанное письмо Малика Муродова в 1995 г. 3 сентября Каххару
бахши стало толчком для создания этого дастана,...... « Великий бахши моего Узбекистана,
соловей моей Родины, мой самый родной, моя душа, измучив меня, являющийся «Гомером ХХ в. Сын Кадыра Рахимова, мемориал, оставшийся от моего великого, мой конь, самый талантливый нашего времени, самый сообразительный, самый находчивый, одаренный Аллахом сын Кадыра Абдукаххар. Деятельность вашего отца, творение - тема для великих дастанов и школ.
Лично из уст Кадыра бахши было написано более 30 рукописей и электронных вариантов. Было создано одно эссе «Alpomish», «Yodgor», «Qo'ng'irot», «Ahmad Yassaviy», «Ollanazar Olchinbek» тому подобных дастанов и книга стихотворений.
Кроме этого профессора Турции Олтин Кайнак Садат в сотрудничестве доцентом Матекубовым записали в живом исполнении от уст Каххара бахши дастан «Темур и Баязит», доцент Матекубов прочел дастан на турецком языке. Его сын, вложив в ноты, опубликовал книгу в Турции на турецком языке. На сегодняшние дни эта группа работает над несколькими бахши Каххара бахши.
В горах Кашкадарьи и Сурхандарьи, когда погибал человек, вышивали отдельную юрту, и мертвый гостевал там одну ночь, это для того чтобы родные издалека успели добраться. После смерти одаренного от Аллаха талантом Каххара бахши был выполнен этот ритуал. Каххар бахши покинул этот свет, но его сын и ученики продолжают вести школу и добиваться высоких целей. Шла речь об одном из них, о сыне, о народном бахши, Кадыр бахши Рахимов. Он и его ученики продолжат вносить свой труд в развитие школы дастана.
В 2019 г. 9 сентября, накануне 28-летия Независимости нашей Родины группа соотечественников, внесших свой труд в развитие страны, достигших высоких достижений в своих направлениях, были вознаграждены и среди них был Каххар бахши.
Рис. 2. Ученики Каххар бахши Рахимова
По приказу Президента Республики Узбекистан учитель среднеобразовательной 30 школы Дехканабада Каххар бахши Рахимов бы награжден орденом «DO'STLIK». Школа музыки и искусства № 5 в Дехканабаде была названа именем моего учителя и отца, внесшего огромный труд в развитие музыки Узбекистана Кадыра бахши Рахимова, и это очень обрадовало меня -говорит Каххар бахши Рахимов. Пока есть такие таланты, музыкальное наследие Узбекистана будет процветать.
Список литературы / References
1. Абдуллаев Рустамбек. Трансмиссия: творческое направление в развитии традиционной музыки Востока // Сборник тезисов XII Международного фестиваля "Sharq taronalari". Самарканд, 2019.
2. Янов-Яновская Н.С. О морфологии современной узбекской музыки // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОТОКОВЫХ ВИДЕОСЕРВИСОВ
В УЗБЕКИСТАНЕ Ганиева Э.Р. Email: [email protected]
Ганиева Элеонора Ринатовна — преподаватель, кафедра искусствоведения и культурологи, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме развития и распространения стриминговых видеосервисов в мире и Узбекистане. Прослеживается путь становления данного направления альтернативного телевещания и демонстрации видеоконтента. В статье выделяются и описываются характерные особенности западных, российских и узбекских современных моделей потоковых видеосервисов. Помимо этого, устанавливается и обосновывается прямое взаимовлияние стриминговых видеосервисов и традиционного телевидения. Ключевые слова: Video on Demand, стриминговый сервис, медиаконвергенция, онлайн-кинотеатр, технология Over the Top, Over the Top -вещание, IPTV, Advertising Video on Demand, Subscription Video on Demand, теле- и видеоконтент.