Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
УДК 94: 72.02 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/59
НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ (на примере Сурхандарьинской области)
©Рахимов Б. С., канд. ист. наук, Термезский государственный университет, г. Термез, Узбекистан, [email protected]
SCIENTIFIC STUDY OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OVER THE YEARS OF INDEPENDENCE (Surkhandarya region)
©Rakhimov B., Ph.D., Termez State University, Termez, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется история исторического и духовного наследия, культурных учреждений, фольклора и деятельности поэтов в Сурхандарьинском оазисе и их значение в процессе духовного воспитания. Освещается роль и значение духовного наследия в воспитании подрастающего поколения.
Abstract. This article analyzes the history of historical and spiritual heritage, cultural institutions, folklore and the activities of poets and poetesses in the Surkhandarya oasis and their importance in the process of spiritual education. The role and significance of the spiritual heritage of ancestors in the upbringing of the younger generation are also covered.
Ключевые слова: мыслители, ученые, духовное мировоззрение, традиции, национальные ценности, фольклорно-этнографическое искусство, поэты, учреждения культуры.
Keywords: thinkers, scholars, spiritual worldview, traditions, national values, folklore and ethnographic art, poets, cultural institutions.
Анализируя социально-экономическое и культурное развитие Сурхандарьинской области за годы независимости, также важны большие изменения, произошедшие по всей стране, продолжающийся процесс всеобъемлющих реформ и их результаты, особенно реформы в культурных процессах.
Сурхандарьинская область достигла больших успехов за годы независимости, и историческое освещение этой позитивной работы является актуальной сегодня проблемой. Сурхандарья издавна известна своей природой, природными ресурсами, лечебными растениями и исцеляющими водами. В связи с этим Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев высказал следующие мнения: «Лично я считаю людей, живущих в Сурхандарьинском оазисе, смелыми людьми, которые не боятся никаких испытаний и проблем, верят в себя и свои силы, держат свое слово. Такой благородный, толерантный народ, несомненно, способен собственными руками творить свою судьбу, свое счастье [1, с. 302].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
Одним из наиболее актуальных вопросов после обретения независимости Республики Узбекистана стало воспитание в обществе достойных людей, создание широких возможностей для восстановления духовного наследия узбекского народа. Важную роль играют такие факторы, как всестороннее развитие идеологии национальной независимости в сознании людей, изменение мировоззрения людей. Конечно, изучение духовного и культурного наследия, передача этого наследия будущим поколениям играет важную роль в дальнейшем развитии этих факторов.
Для полноценного развития духовного мировоззрения людей все большее значение приобретает вопрос углубленного изучения, восстановления и популяризации созданных нашими предками источников материальной и духовной культуры. Дальнейшее развитие получают такие благородные дела, как обогащение нашего духовного мировоззрения и более глубокое понимание нашей идентичности через изучение наследия наших предков.
Богатство духовности каждого народа свидетельствует о прочности его будущего фундамента. В сегодняшних условиях независимости идеология независимости, созданная на основе наших благородных ценностей и традиций, также является опорой нашего богатого духовного наследия. Вечные традиции и ценности нашего народа, сохраненные и обогащенные веками, также занимают особое место в обогащении идеологии и духовности.
За годы независимости в Сурхандарьинской области был проведен ряд работ по изучению жизни и наследия многих ученых, которые жили и работали в прошлом, для анализа и публикации их трудов. В связи с новым вниманием к прошлом и растущей тягой к изучению прошлого нашей страны по инициативе ученых и писателей были опубликованы имена десятков наших соотечественников и опубликованы произведения их богатого наследия. Один из таких ученых — Алоуддин Аттор. Один из великих представителей движения Накшбанди, Бахауддин Накшбанд (1318-1389) был первым учеником и написал произведения с богатым духовным наследием. По инициативе администрации Сурхандарьинской области комплекс Алоуддин Аттор и мавзолей в Денауском районе в 1994 году были отремонтированы и превращены в одну из важных святынь паломников. Также была проделана важная работа по изучению наследия Адиба Сабира Термези, еще одного известного ученого-просветителя. В частности, учреждение хокимиятом Сурхандарьинской области Премии имени Адиба Сабира Термези для популяризации имени писателя и поэта Адиба Сабира Термези и поддержки ряда художников и художников, работающих в регионе, является символом глубокого уважения к его наследию. Премия будет вручена победителям ежегодного конкурса региональных телевизионных программ, газетных статей, театральных постановок, брошюр и книг по истории и литературе региона [2, с. 92].
В 1993 г первыми лауреатами премии стали великий писатель края Мингзие Сафаров, художник Турсунпулат Узоков и бахши Шоберди Болтаев. В 1994 г Премией Сабира Термизия были удостоены поэт из оазиса Низамжон Парда, член Союза писателей Узбекистана, ответственный секретарь газеты «Сурхан Тонги» Мухаммаджон Азимов и народный писатель Узбекистана Шукур Холмирзаев [3, с. 25].
За годы независимости, наряду с культурой и литературой региона, бурным развитием стало театральное искусство. Репертуар Музыкального драматического театра им. Маннона Уйгура, одного из региональных художественных центров, также обогатился колоритной тематикой и рядом драматических произведений в этом жанре. Коллектив театра постарался сделать свое творчество более национальным, исходя из требований новой эпохи. Коллектив театра, обладающий большой творческой способностью, посвятил свой репертуар представлению на сцене произведений оазисных артистов.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
На сцене областного музыкально-драматического театра были поставлены спектакли известного журналиста Норкула Хайиткулова «Звезда закатилась», «Светлые глаза» Исомиддина Отакула, «Верный призрак» Хуррама Максадкулова [4, с. 38].
В 1993-1994 годах творческий коллектив театра поставил пьесу Сабира Термези по пьесе поэта и драматурга Низамжона Парды. За эту работу в 1994 г трудолюбивые участники театра были удостоены премии Адиба Сабира Термези [5, с. 18].
5 ноября 1995 г. исполнилось 60 лет Региональному музыкально-драматическому театру им. Маннон-Уйгура. В театре была поставлена пьеса известного драматурга Машраба Бобоева «Неугасимая лампа». В 1996 г коллектив театра принял участие в праздновании 660-летия Амира Темура и вывел на сцену спектакль «Темур и Йылдырым Боязид». В театре выступили такие опытные актеры, как Мансур Равшанов, Гульнора Равшанова, Мариам Махмудова, Ташмуров Эргашев, Амрулло Нарзуллаев, С. Мукимов, Р. Маматалиев, Х. Орипов, М. Шарипов, З. Бокиева, Э. Миркурбанов. Работа создателей была бесподобной [6, с. 335].
Особенно большая работа была проделана по восстановлению и обогащению наших древних традиций и ценностей, фольклорного и этнографического искусства, традиций и обычаев, по их полировке, привлечению внимания публики. «Мир твой» М. Хайруллаева, «Дед Мороз и бабаяга» М. Ниезметова, «Волшебное кольцо» М. Кадырова, «Путь в одну ступеньку» У. Азимова, «Поступок упрямый старика», Х. Хурсандова, «Найти ли жениха, отец», Спектакли Э. Хушвактова «Развлечения невестов», «Чимилдык», спектакли Д. Махмудова «Царство ленивых» были приняты нашим народом по достоинству. [7:27].
Особое внимание обращено было уделено пропаганде истории, культуры, литературы и искусства нашего народа через постановки спектаклей, освещение истории нашей национальной государственности, создание образа наших великих предков. Театрализованная постановка писателя и писателя Усмона Азима «Возвращение Алпомиша», «Царь и поэт», созданная по инициативе Шафоата Рахматуллаева, продемонстрировала внимание к нашим национальным ценностям и традициям, величие их научного наследия. [8, с. 35]. Сегодня строительство нового дворца искусства и театра по современным стандартам, с упором на духовные и культурные процессы, является примером того внимания, которое уделяется этой сфере в регионе.
Искусство бахши, играющее важную роль в культурной жизни Сурхандарьинского оазиса, также имеет особое историческое значение. Такие поэты, как Хидир Бахши из Кашкадарьи, Бойсары Бахши, Раджаб Бахши и Холер Бахши из Сурхандарьи, встретившиеся в 1929 году с участниками этнолингвистической экспедиции под руководством узбекского фольклориста Х. Зарипова, впечатлили участников экспедиции своим богатым репертуаром [9, с. 22]. Также, большое значение имели Шахрисабз, Шерабадские эпические школы, которые в течение многих лет воспитывали в южных оазисах несколько десятков поэтов и бахши [10, с. 24].
Школа Байсун-Шерабад бахши расположена в Сурхандарьинской области: Шерабадский, Байсунский, Джаркурганский и Денауский районы, Гузарский, Дехканабадский районы Кашкадарьинской области, Чоршангинский район Туркменистана, Кабадионский и Шаартузский районы Таджикистана [11, с. 47]. Это Бахши Шерназар Бердиназар, широко известный как Шерка бахши (1855-1915), который, в свою очередь, получил образование у Касымкура бахши (жившего во второй половине Х1Х в), а Касымкор бахши — ученик поэта Бобо бахши.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
Бобо Бахши жил и работал в первой половине XIX в. Ученики Шерназар Бахши: Мардонакул Авлийокул оглы, Ахмад, Нормурад Шерназар оглу, Джора Эшмирзо оглу, Худойкул Лакай, Эсон Шомурод оглу и другие. Халияр Абдуназар Карим оглу, ученик сотника, родился в 1897 г в селе Паданг. В 1929 г фольклорист Ходи Зариф посетил Бойсун и написал эпос «Амир бежал» от Абдуназара Бахши и несколько других стихотворений. Один из основоположников Байсун-Шерабадской школы бахши Умар, поэт Сафар оглу, прочитал около 20 былин и сотни стихотворений. Нынешние учителя школы Шерабад-Байсун бахши являются преемниками Шерка бакши, Холер бахши и Умур бахши. Среди них Абдуназар Пойонов из села Мунчок и Шоберди Бахши Болтаев из села Хамкон. Их ученики Шодмон Эгамберди, Урал Рахимов, Юлдаш Сувонов, Бахтигуль Бобоева также вносят свой вклад в развитие искусства бахши [12, с. 63].
История щедрости и эпическая поэзия, о которой мы говорим, ее духовные основы, а также ее место в наших национальных ценностях и ее историческое значение тесно переплетены [13, с. 24].
Внимание к нашим национальным обычаям и традициям в Сурхандарьинском оазисе за годы независимости получило дальнейшее развитие. В частности, проведение международного открытого фольклорного фестиваля «Байсунская весна» в Байсунском районе играет важную роль в воспитании нашей молодежи в духе патриотизма. Участие искусствоведов, фольклористов и деятелей культуры из ряда зарубежных стран в этом фестивале, который проводится с 2002 г., свидетельствует о внимании мировой общественности к нашей культуре и истории. Этот фольклорный фестиваль был признан ЮНЕСКО шедевром устного и духовного наследия человечества. Это девятнадцатый из таких престижных адресов в мире. Хорошая работа, проделанная для восстановления наших духовных ценностей благодаря независимости, также направлена на дальнейшее повышение духовности и просвещения в регионе. В частности, масштабное празднование 1000-летия эпоса «Алпомиш» 6 ноября 1999 г в сотрудничестве с ЮНЕСКО является одним из важных событий культурной жизни региона [6, с. 547]. В торжествах принял участие первый Президент республики И. А. Каримов, и высоко оценил фольклор и традиции Сурхандарьинского оазиса. Именно в этот период по прямой инициативе главы государства было учреждено звание «Народный бахши», и Шоберди Бахши Болтаев первым в Узбекистане получил это высокое звание. Азамат Али Каландаров, мастер спорта из Сурхандарьи, исполнил роль Алпомиша в двухсерийном художественном фильме «Алпомиш», снятом Государственным акционерным обществом «Узбеккино» по случаю 1000-летия эпопеи «Алпомиш» [14, с. 62].
Конечно, в развитии материальной культуры узбекского народа особое место занимают образцы фольклора, а также искусство бахши. В эпосах каждого бахши много мудрых изречений и бесценного исторического наследия, олицетворяющего древние ценности нашего народа.
В заключение следует отметить, что развитие духовного мировоззрения народа - одна из самых актуальных проблем сегодня. В частности, одним из важных вопросов в дальнейшем развитии сознания нашей молодежи является большое внимание, уделяемое изучению нашего духовного наследия.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
Список литературы:
1. Мирзиеев Ш. М. Вместе с нашим отважным и благородным народом мы построим наше великое будущее. Ташкент, 2017. С. 301-302.
2. Сафаров Ш. Термез и Термезиди. Термез, 1993.
3. Сурхандарьинский областной государственный архив. 95 п, №1, д. 25. 225 с.
4. Сафаров Ш. Термез и Термезиди. Термез, 1993. С. 38.
5. Текущий архив Сурхандарьинского областного управления по делам культуры. Кн. 3. 2000. 18 с.
6. Турсунов С. Н., Кабулов Э.А. Истории Сурхандарьи. Ташкент, 2004. 606 с.
7. Сурхандарьинский областной государственный архив. 95 п, №1, д. 25. С. 227.
8. Текущий архив Сурхандарьинского областного управления по делам культуры. Кн. 4, 2005. С. 35.
9. Курбонов А. Материальная культура населения Северного Сурхандарьинского оазиса. Ташкент, 2014. С. 22.
10. Kholmuminov H. E., Eshmuminov O. Z. History of material culture of uzbek tribes (on the example of kungirat relatives) // Утмишга назар журнали. 2019. Т. 24. №2. С. 64-68.
11. Турсунов С. Н. Материальная культура Сурхандарьинского оазиса. Ташкент, 2017. С.
54.
12. Kholmuminov J., Juraev N. The place and role of the sufi and philosophical order of the naqshbandi in the process of developing intercultural relations of the Tajik and Uzbek peoples // Solid State Technology. 2020. V. 63. №6. P. 35-43.
13. Буриев О., Усмонов М. Узбеки: этническая история и этнокультурные процессы. Самарканд, 2008. 244 с.
14. Текущий архив хокимията Сурхандарьинской области. Пр. 1, док. 5, 20 января 2000 г. С. 62.
References:
1. Mirzieev, Sh. M. (2017). Vmeste s nashim otvazhnym i blagorodnym narodom my postroim nashe velikoe budushchee. Tashkent. 301-302.
2. Safarov, Sh. 1993.Termez i Termezidi. Termez,
3. Surkhandar'inskii oblastnoi gosudarstvennyi arkhiv. 95 p, №1, d. 25. 225 s.
4. Safarov, Sh. (1993). Termez i Termezidi. Termez, 38.
5. Tekushchii arkhiv Surkhandar'inskogo oblastnogo upravleniya po delam kul'tury (2000). Kn. 3. 18.
6. Tursunov, S. N., & Kabulov, E.A. (2004). Istorii Surkhandar'i. Tashkent.
7. Surkhandar'inskii oblastnoi gosudarstvennyi arkhiv. 95 p, №1, d. 25. 227.
8. Tekushchii arkhiv Surkhandar'inskogo oblastnogo upravleniya po delam kul'tury (2005). Kn. 4, 35.
9. Kurbonov, A. (2014). Material'naya kul'tura naseleniya Severnogo Surkhandar'inskogo oazisa. Tashkent, 22.
10. Kholmuminov, H. E., & Eshmuminov, O. Z. (2019). History of material culture of uzbek tribes (on the example of kungirat relatives). Ytmishga nazar zhurnali, 24(2). 64-68.
11. Tursunov, S. N. (2017). Material'naya kul'tura Surkhandar'inskogo oazisa. Tashkent, 54.
12. Kholmuminov, J., & Juraev, N. (2020). The place and role of the sufi and philosophical order of the naqshbandi in the process of developing intercultural relations of the Tajik and Uzbek peoples. Solid State Technology, 63(6). 35-43.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
13. Buriev, O., & Usmonov, M. (2008). Uzbeki: etnicheskaya istoriya i etnokul'turnye protsessy. Samarkand, 244.
14. Tekushchii arkhiv khokimiyata Surkhandar'inskoi oblasti (2000). Pr. 1, dok. 5, 20 yanvarya g. 62.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.11.2020 г. 18.11.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Рахимов Б. С. Научное изучение историко-культурного наследия за годы независимости (на примере Сурхандарьинской области) // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 477-482. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/59
Cite as (APA):
Rakhimov, B. (2020). Scientific Study of the Historical and Cultural Heritage Over the Years of Independence (Surkhandarya Region). Bulletin of Science and Practice, 6(12), 477-482. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/59