Научная статья на тему 'СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫМ ТЕРМИНАЛОМ НА ТЕРРИТОРИИ ПОРТА ЛОМОНОСОВ'

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫМ ТЕРМИНАЛОМ НА ТЕРРИТОРИИ ПОРТА ЛОМОНОСОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕР / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ / СУДООБОРОТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Эглит Я.Я., Кузнецов Д.Г., Эглите К.Я., Шенгер А.С.

В статье представлено описание проектной схемы управления функционирования контейнерных систем на примере планирования постройки порта в городе Ломоносов. Дано представление о территории и акватории планируемого порта. Представлены итоги расчета судооборота порта с оборудованием первой очереди и с выводом всего оборудования. Неудачно сформулировано. Также представлены виды и количество оборудования, необходимого для обеспечения работы каждого из терминалов по отдельности. Дано представление о работе с железнодорожным и автомобильным транспортом, а также об общепортовом оборудовании, которое будет осуществлять складские операции и операции типа склад-вагон, склад-автотранспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXISTING CONTROL SYSTEM OF FUNCTIONING OF CONTAINER SYSTEMS

The article presents a description of the design control scheme for the operation of container systems using the example ofthe construction of a port in the city of Lomonosov. An idea ofthe territory and water area ofthe planned port is given. The results ofthe calculation ofthe port's turnover with the equipment of the first stage and with the withdrawal of all equipment are presented. Poorly worded. In addition, presented types and the amount of equipment required ensuring the operation of each of the terminals separately. An idea of work with rail and road transport, as well as general port equipment, which will carry out warehouse operations and operations such as warehouse-car, warehouse-motor transport, is given.

Текст научной работы на тему «СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫМ ТЕРМИНАЛОМ НА ТЕРРИТОРИИ ПОРТА ЛОМОНОСОВ»

УДК 656.073

DOI 10.52375/20728689_2022_2_231

схема управления контейнерным терминалом на территории

порта ломоносов

Эглит Я.Я., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление транспортными системами» ФГБОУВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.ОМакарова», e-mail: eglit34@mail.ru кузнецов Д.Г., к.т.н., доцент кафедры «Управление транспортными системами» ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова», e-mail: kdg779@gmail.com Эглите к.Я., д.э.н., профессор кафедры логистики Санкт — Петербургского института экономики и управления, e-mail: k.eglite@rambler.ru шенгер А.С., бакалавр, ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»,

e-mail: aglaiashenger@gmail.com

В статье представлено описание проектной схемы управления функционирования контейнерных систем на примере планирования постройки порта в городе Ломоносов. Дано представление о территории и акватории планируемого порта. Представлены итоги расчета судооборота порта с оборудованием первой очереди и с выводом всего оборудования. Неудачно сформулировано. Также представлены виды и количество оборудования, необходимого для обеспечения работы каждого из терминалов по отдельности. Дано представление о работе с железнодорожным и автомобильным транспортом, а также об общепортовом оборудовании, которое будет осуществлять складские операции и операции типа склад-вагон, склад-автотранспорт.

ключевые слова: контейнер, планирование, контейнерный терминал, судооборот

analysis of the existing control system of functioning of

container systems

Eglit Y., Professor, Head of the Management of Transport Systems Department, FSBEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and

Inland Shipping», e-mail: eglit34@mail.ru Kuznetsov D., Ph.D., associate professor of the department of the FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland

Shipping», e-mail: kdg779@gmail.com Eglite к., Doctor of Economics., Professor of Logistics St. Petersburg Institute of Economics and Management, e-mail: e-mail: k.eglite@rambler.ru shenger A., Bachelor of UTS department of the FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail:

kdg779@gmail.com

The article presents a description of the design control scheme for the operation of container systems using the example of the construction of a port in the city of Lomonosov. An idea of the territory and water area of the planned port is given. The results of the calculation of the port's turnover with the equipment of the first stage and with the withdrawal of all equipment are presented. Poorly worded. In addition, presented types and the amount of equipment required ensuring the operation of each of the terminals separately. An idea of work with rail and road transport, as well as general port equipment, which will carry out warehouse operations and operations such as warehouse-car, warehouse-motor transport, is given.

Keywords: container, planning, container terminal, ship traffic

1. введение

В 2011 году был спроектирован план строительства Морского порта в городе Ломоносов, который, однако, так и не был до конца реализован. Но несмотря на это проект предусматривал создание перегрузочных комплексов, мощностью в 6,1 млн.т. по обработке контейнеров, накатных и скоропортящихся грузов. Было намечено сделать больше 800 новых рабочих мест, а итоговая цена проекта составляла 200 млн долларов.

Подразумеваемый срок строительства был шесть лет, на данный момент строительство порта в Ломоносове внесено в федеральный проект «Транспортно-логистические центры», осуществление которого планируется до 2024 года.

Реализация проекта строительства Морского порта в городе Ломоносов могло бы позволить:

-увеличить долю влияния России на мировом рынке транспортных услуг и стратегическую независимость экономики России;

- увеличить поступление валютных потоков в бюджет государства за счет привлечения новых экспортных грузопотоков;

- наиболее результативно применять ресурсы природы, а также производственный потенциал;

-уменьшить транспортные затраты посредствам уменьшения размера грузов, перегружаемых в иностранных портах.

Разработкой проекта руководило ОАО «Янтарь» (Санкт-Петербург, Россия), имеющие на это разрешение (Распоряжение Главы администрации г. Ломоносова от 08.06.1993 г №408-р) с партнёрами в лице Lahmeyer International Gmbh (Франкфурт, Германия), Rogge Marine Consulting Gmbh (Бременхафен, Германия).

Данная группа компаний выполнила независимые финансовые, а также маркетинговые и инвестиционные исследования рынка, для того, чтобы реализовать проект вместе с иностранными и отечественными инвесторами.

Предполагалось осуществить строительство порта в береговой зоне города Ломоносов, через которую проходит железнодорожная линия Санкт-Петербург - Сосновый Бор, на берегу Невской губы в административных границах города Санкт-Петербурга в 20 километрах от него и восточнее военной гавани города Ломоносов. Площадь планируемой территории порта около 191 гектара.

2. Анализ системы управления функционирования контейнерных систем.

Комплекс портовых сооружений расположен таким образом, чтобы использовать уже имеющийся Ломоносовский фарватер, территория порта будет отстроенной вновь. На западной стороне порта будет располагаться место стоянок специализированных судов между уже существующими и новыми причалами.

Глубина Ломоносовского фарватера, который планируется реконструировать, и глубина у причальных стенок должны достигать 12 метров, чтобы позволить судам с осадкой 10,5 метров заходить в порт и швартоваться к причальным стенкам, не теряя своих мореходных качеств. При проектировании порта диаметр разворотного круга составил 370 м, что позволяет учитывать возможность разворота расчетного судна. Планируется в значительной мере уменьшить опасность осадочных отложений по средствам постройки пирса на восточной стороне порта, который будет располагаться таким образом, чтобы между направлением между линией пирса и направлением главного - восточного течения, получился угол около 110 градусов. Предложенная проектная конструкция также учитывает проход дрейфа льдов с востока на запад, что дает возможность защитить порт, его инфраструктуру и акваторию перед уже существующим молом от возможного скопления и теснения ледяных масс.

Расположение порта в совершенстве обеспечивает соединение порта с внешней транспортной инфраструктурой, что в свою очередь гарантирует пропускную способность автомобильной дороги и качественное соединение с железнодорожными путями, которые гарантируют:

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2022 | 23I

- формирование результативной транспортной среды на территории порта;

- доходность предоставляемых перевозок;

- непрерывное перемещение перегрузочной техники.

В состав порта входят следующие сооружения:

- сооружения общепортового назначения с комплексом механических мастерских и гаражи портовой техники;

- здания и сооружения инженерного обеспечения порта;

- здания и гидротехнические сооружения и знаки для обеспечения навигационной обстановки порта;

- комплекс для перегрузки металла с причалом длиной 205 метров и глубиной у причала от 11,7 метров;

- комплекс для скоропортящихся грузов с причалом длиной 205 метров и глубиной у причала от 11,7 метров;

- специализированный перегрузочный комплекс для контейнеров и накатных грузов, а также для комбинированных вариантов перевозки с причалом длиной 230 метров и глубиной у причала от 11,7 метров;

- базы портового флота с причальной стенкой протяженностью 120 метров.

Каждый перегрузочный комплекс состоит из береговых средств механизации погрузо-разгрузочных работ, автотранспорта и железнодорожного подвижного состава, складов крытого и открытого хранения.

Предполагается предоставить беспрерывную обработку судов в порту в три смены, а отправление и прибытие автотранспорта соответствует его двухсменной работе.

3. Судооборот

Исходя из данных об объеме, порционности, структуры и направления движения предполагаемых грузов, были выбраны состав и типоразмеры используемых в проекте судов.

Ожидается, что с вводом мощностей первой очереди порт сможет обрабатывать до 105 судов в год, а при достижение расчетной мощности - до 260 судов.

Расчетный судооборот порта в зависимости от рода груза и типов судов рассматривается в таблице №№ 1 «Расчетный судооборот порта». В ней указаны основные технико-эксплуатационные характеристики расчетных типов судов.

4. Перегрузочные комплексы порта

Комплекс для перегрузки металлов является комплексом универсального назначения и обладает высокой технологической гибкостью, учитывая возможные колебания структуры и интенсивности грузооборота. Данный комплекс будет иметь возможность перегружать металл в виде листовой стали в пакетах, листовой стали в рулонах, сортовой прокат в связках и многое другое. Ожидается, что экспортный груз будет поступать по средства использования железнодорожных путей. Для оперативного хранения будут использоваться склады открытого хранения - площадки в зоне вылета портальных кранов, а для долгосрочного - склады закрытого хранения в тылу причала, которые будут обслуживаться козловыми кранами. Соответственно будут задействованы две механизированные линии состоящих из портальных кранов, а внутрипортовые операции будут осуществлять с помощью погрузчиков.

Комплекс для скоропортящихся грузов планируется использовать в направление импорта, что означает использование специализированного терминала на разгрузке судов, загрузке железнодорожного и автомобильного транспорта, а также будет возможно краткосрочное хранение груза, что обусловлено его спецификой. На кородонных операциях задействованы портальные краны, а на трюмных - вилочные электропогрузчики. Предполагаемый состав импортных скоропортящихся грузов: фрукты, масло, рыба, мясо. И если фрукты предполагается перегружать по прямому варианту только 25% от общего числа, то остальные грузы - 75% варианта судно-наземный транспорт.

Хранение скоропортящихся грузов происходит в закрытых складах, имеющих регулировку температурного режима. Скоропортящийся груз хранится пакетами на стеллажах.

Доля грузов, пришедших морем на комплекс перегрузки контейнеров и накатной техники и не требующих перетарки, отправляемых железнодорожным, транспортом составляет 20%, автомобильным 30%. На перетарку отправляется 10% контейнеров и 100% ролл-трейлеров. Выгруженные из контейнеров грузы отправляются крытыми железнодорожными вагонами и крытыми автоприцепами.

Здесь используются контейнерные перегружатели на рельсовом ходу, предназначенные для работы с портальными тягачами, которые также реализуют трюмные операции с ролл-трейлерами, на складской операции применяются трансштейнеры - козловые краны на пневматическом ходу, формирующие штабель и выполняющие погрузо-разгрузочные работы полуприцепа. Загрузка и выгрузка контейнеров и ролл-трейлеров осуществляется фронтальными погрузчиками.

Специализированный терминал должен быть оборудован мощным и стабильным электропитанием и местами для подключения рефрижераторных контейнеров, а также ему необходимо иметь комплекс средств для каждодневного технического обслуживания специализированных контейнеров, к примеру, систему цифрового отслеживания температурного режима, систему оповещения работников терминала о возникших неполадках и сбоях, систему выявления неисправностей специализированных контейнеров и систему обеспечения устранения неполадок в работе контейнерных установок.

Технический персонал специализированного комплекса должен быть подготовлен соответствующим образом:

- должен быть способен обеспечить сохранное состояние груза в специализированных контейнерах;

- должен уметь проводить диагностику неисправности оборудования;

- должен быть способен проводить ремонтные работы.

Все вышеперечисленное легло в основу проектирования и создания терминала.

5. техническое оснащение контейнерного терминала:

- три причала общей длиной около 800 м

- складские мощности для 4800 ТЕи, высотой в три ряда

- складские мощности для 400 ТЕи, поддерживающие равномерную температуру, с подключением в электросеть;

- два хранилища/площадки для опасных грузов;

- два стрелочных крана длиной 43 м и грузоподъемностью 50 тонн;

- два трансштейна с резиновым покрытием, высотой в пять рядов;

- восемь ричстакеров, три из них высотных;

- шестнадцать тягачей

- тридцать два трейлера;

- четыре вилочных погрузчика для порожних контейнеров.

6. краны: контейнерные, многофункциональные, транс-штейные

На контейнерном терминале задействованы два крана для перегрузки контейнеров с судов или на суда, каждый из которых имеет следующую характеристику:

Температурные условия эксплуатации -30/+30 градусов Цельсия

Вид питания 6кв/50Гц

Производительная мощность 28 движ/час

Средние ходы крана: - подъем - ход «кошки» 26 м 35 м

Минимальная скорость - движение крана - подъем/спуск - ход «кошки» Около 160 м/мин Около 120 м/мин Около 160 м/мин

Геометрия -высота подъема над пирсом - высота подъема над нижним положением контейнера - полезный вылет до передней кромки пирса - полезный вылет со стороны суши -ширина колеи -сквозной проход 25 м 35 м 35 м 15,25 м 17 м 12,5 м

Стрела со стороны складывается

Для разгрузки судов, перевозящих штучные грузы будет использован портальный кран с шарнирно-сочлененной стрелой, грузоподъемность которого составляет сорок тонн, со следующими техническими характеристиками:

Температурные условия эксплуатации -30/+30 градусов Цельсия

Вид питания 6кв/50Гц

Производительная мощность 25 движ/час

Средние ходы крана: - подъем - ход «кошки» -поворот крана 26 м 35 м 180 градусов

232 ТЯАШРОКГ Ш RUSSIA | №2 2022 |

Таблица №1 «Расчетный судооборот порта»

1 [аимсяованмс 11: \ | □ Тип судна |Г. 'К!': С\'ЛИ, ТОН1|/илу Полное р; 1::п 111.1 1 !ервая очередь

Экспорт (погрузка) Импорт (НЫфуТО!) "Зкспорт Импорт Итого Экспорт Импорт Итого

Грутоо борот тыс .т/т ыс.шт Судообор от, еи Грутпп борот тис.т/г ыс.шт Судообор отт ел 1 руэооб орот тыс. т/г ыс.шт Судообор (ч. ед Грутоо 0орО1 тыс.т/ ТЫС.Ш т Судообор от,ед Грутоо борог тътс.т/ ТЫС.Ш т Судообор от. ед Гр\тоо борот :'ит ТЫС.Ш т Судообор ог.ед

Накатная (самоходная) Техника Художник Моор 20000 360 360 18

СО-16 13500 270 20 270 20

Грузы на рапл-трейлерах СО-9 7700 270 35 270 35 490 64 490 64

СО-5М 5100 210 41 210 41

ИТОГО: 900 73 900 73 7011 105 71)11 105

СРФ-12 3820 115 30 N5 30

СРФ-7 2230 105 47 105 47

ИТОГО: 220 11 220 77

Контейнеры на контейнеры ново тал Ск-120(1 16170/1225 15130/1225 195/14,7 12 1£4/14,7 12 379/29,4 24

С К-700 9110/600 8625/690 18 155/12.42 18 320/24,84 36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ск'-зоо 6270/475 5940/475 75/5.7 12 146/1 1,4 24

Минимальная скорость - движение крана - подъем/спуск - ход «кошки» Около 120 м/мин Около 120 м/мин Около 1 об/мин

Геометрия -высота подъема над пирсом - высота подъема над нижним положением контейнера - полезный вылет до передней кромки пирса - полезный вылет со стороны суши -ширина колеи -сквозной проход 25 м 35 м 43 м 15,25 м 17 м 12,5 м

Для произведения вагонной операции с контейнерами задействованы два трансштейных крана грузоподъемностью пятьдесят тонн, со следующими техническими характеристиками:

Температурные условия эксплуатации -30/+30 градусов Цельсия

Вид питания 6кв/50Гц

Производительная мощность 35 движ/час

Средние ходы крана: - подъем - ход «кошки» -спуск 4 м 20 м 4

Минимальная скорость - движение крана - подъем/спуск - ход «кошки» Около 160 м/мин Около 100 м/мин Около 160 м/мин

Геометрия -высота подъема -ширина колеи -сквозной проход 24 м 4 м 12,5 м

7. Перегружатели и погрузчики, портовые мощности

Перегружатель - средство для вертикального поднятия контейнера и транспортировки его в другое место при помощи подъемного устройства, которое располагается между шасси перегружателя.

Для перемещения двадцати- и сорока- футовых контейнеров в пределах порта будут применятся восемь автопогрузчиков, грузоподъемность которых составляет 50 тонн. Высота подъема рассчитана таким образом, чтобы была возможность переехать штабель из двух ярусов.

Для перегрузки порожних контейнеров используются 4 автопогрузчика, каждый из которых имеет высоту подъема четырёхуровнев-него штабеля и грузоподъемность в 10 тонн. Тогда как вес порожнего контейнера составляет от 2,2 тонн до 3,7 тонн в зависимости от размера.

Также используется ричстакер - контейнерный перегружатель с подъемным устройством, которое позволяет реализовать перемещение только лишь одного контейнера за раз. Грузоподъемность такого ричстакера составляет 45 тонн при 5-метровой высоте подъема, а дальность действия до третьего ряда контейнеров.

Кроме того, портовые мощности составляют:

- автопогрузчик грузоподъемностью 20 тонн;

- два автопогрузчика, высота подъема - два контейнера;

- автопогрузчики разной грузоподъемности (ориентировочно 3 и 5 тонн);

- пять автопогрузчиков на дизельном топливе для перегрузки поддонов и штучных грузов на территории внутрипортовых складов для штучных грузов, высота подъема каждого из которых составляет 4 метра;

- десять дизельных автопогрузчиков грузоподъемностью 1,5 тонны и с высотой подъема вил четыре метра

- один электропогрузчик, грузоподъемность которого 5 тонн;

- 10 электропогрузчиков для перегрузки штучных грузов и поддонов для работы на складах штучных грузов, высота подъема каждого погрузчиков 4 метра;

- 12 тягачей, четыре из которых оборудованы опорным диском и съемным сцепным устройством;

- восемь универсальных тягачей;

- 40 трейлеров;

- 24 контейнерных трейлера, из которых 16 для двадцатифутовых контейнеров, а 8 - для сорокафутовых;

- два маневренных локомотива, мощность каждого составляет 1500 кВ

Заключение

В статье был рассмотрен плановый грузооборот и судооборот планируемого к постройке порта Ломоносов. Его строительство направлено на развитие транспортной системы Санкт-Петербурга, также новый порт позволит разгрузить такие терминалы как порт Бронка, Первый контейнерный терминал и другие.

Постройка порта Ломоносов также обеспечит новыми рабочими местами и войдет в систему портов Санкт-Петербурга.

Литература:

1. Андронов Л.П. Складские и стивидорные расчеты. - М.: Транспорт, 1975. - 352 с

2. Пладис Ф.А., Шкурин В.А., Сурмаев Г.Э. Контейнеры: Справочник. М.: Машиностроение, 1981. 134 с

3. Степанов А.Л. Портовое перегрузочное оборудование -М.:Транспорт, 1996. 174 с

4. Эглит Я.Я., Балыбин А.С., «Маркетинговое использование контейнерного рынка в регионе СПБ» //Транспортное дело России. -2020. - №. 5. - С. 127-130.

5. Эглит Я. Я. и др. АЛГОРИТМ ОЦЕНИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ //Системный анализ и логистика. - 2021. -№. 2. - С. 52-57.

б.Эглите К.Я., Сахаров В.В. Оценка параметров модели производственных функций Кобба-Дугласа с помощью ортогональных преобразований. - СПБ.: СПБГУВК, 2005. - 320-325 с.

7.Дмитриев А.А., Эглит Я.Я., Эглите К.Я., Сахаров В.В. Модели совершенствования работы морских портов. - СПБ.: «Скиф», 2019. - 219с.

8.Эглит Я.Я., Ковтун А.А. Факторный анализ показателей работы флота. - М.: «Транспортное дело России», №4 (149), 2020. - 10 с.

9.Я.Я.Эглит, К.Я. Эглите, О.С.Добында Моделирующий алгоритм функционирования контейнерной транспортно-технологической системы, Эксплуатация морского транспорта, №2(99), 2021

10.Я.Я.Эглит, К.Я. Эглите,А.А. Ковтун,А.А. Головенко,Построение логистических цепей при доставке грузов в контейнерах, Системный анализ и логистика.: журнал.: выпуск №4 (26), 2020

ТРА№РОКГ Ш RUSSIA | №2 2022 | 233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.