ISSN 2500-0020
Социальные исследования 2 (2018) 27-35
Социальные исследования
Схема процесса экономической социализации
Марк Генри Шапиро a
a - независимый исследователь E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
На основании общего понимания социализации, в качестве исходного, в настоящей статье принимается определение экономической социологии как отрасли, исследующей поведение больших групп, связанное с получением и использованием денег и иных активов, сюда входят финансовое, сберегательное, потребительское и иные подобные виды поведения. Приводится определение экономической социализации как процесса включения индивида в систему экономического поведения в рамках определенной экономической (доходно-потребительской) группы. Описываются этапы экономической социализации от первых посещений магазина ребенком, до экономического поведения пенсионеров. Описываются основные стадии процесса экономической социализации от доходно-ценовой ориентации до реализации различных видов экономического поведения.
Ключевые слова: экономическая социология; экономическое поведение; экономическая социализация Прохождение статьи: получена: 2018-10-28, опубликована онлайн: 2018-12-16
Правильная ссылка на статью:
Шапиро М. Г. Схема процесса экономической социализации // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 27-35.
For citation:
Shapiro, Mark H. Scheme of the process of economic socialization. Journal of Social Research. 2018. No. 2. P. 27-35.
© 2018 Автор
Journal of Social Research
1. Введение
Проблема экономической социализации исследовалась, в частности, в работах [Дробышева, 2013; Солодников и др., 2018; Kotodziej et al., 2014; Lassarre et al., 1989]. Единого понимания до настоящего времени не сложилось. Елена Анкудинова, например, приводит десять определений, опубликованных в русскоязычной литературе [Анкудинова, 2009] и список истолкований этим не ограничивается. Возможно, разночтения усиливаются в силу того, что в публикациях обычно отсутствует исходное общее понимание социализации. В общем понимании социализации пока также нет полного единства. Стадии и этапы процесса экономической социализации также нельзя полагать в полной мере описанными.
Цели статьи: 1. изложить понимание экономической социализации на основе общего понимания социализации; 2. предложить схематическое описание этапов и стадий процесса экономической социализации.
2. Социализация и экономическая социализация
Социология изучает поведение социологических (больших) групп. Отрасли социологии формируются по видам поведения: трудовое - социология труда, политическое - политическая социология, половое - социология пола и т.д.
Социальная детерминация («программирование») поведения осуществляется посредством различных процессов социализации. При самом общем социологическом понимании, социализация есть процесс включения индивида в систему общественных отношений, который реализуется посредством: а) предписания индивиду и усвоения им социальных норм, б) усвоения им социальных ролей и функций, в) вхождения в определенные группы [Ильясов, 1988: 30].
Виды социализации выделяются по видам поведения. Трудовая социализация -процесс включения индивида в систему общественного разделения труда [Ильясов, 1988: с 30]. Политическая социализация - процесс включения индивида в систему властных отношений и структур [Ильясов, 2000: с. 32]. Половая социализация -процесс включения индивида в систему сексуально-брачных отношений [Ильясов, 2013: 174] и т.п.
Экономическая социология (социология экономики, социология экономического поведения, социология денег, потребительское поведение) изучает экономическое поведение больших групп. «Экономическое поведение - это поведение, связанное,
детерминированное экономическими стимулами, сюда относятся трудовое (инвестиционное) и потребительское поведение - в той их части, которая связана с такими факторами как зарплата, цена, рента, прибыль. Другими словами -экономическая социология изучает поведение больших групп, связанное с получением и использованием денег и иных активов» [Ильясов, 2012: 128]. Соответственно экономическое поведение составлено двумя взаимосвязанными видами поведения -получением, добыванием денег и их использованием, расходованием. Получение - это трудовое, предпринимательское, инвестиционное поведение. Расходование - это, прежде всего потребительское поведение, к расходованию, вероятно, может быть отнесено налоговое и благотворительное поведение.
Соответственно, экономическая социализация это процесс включения индивида в систему экономического поведения. Татьяна Дробышева определила экономическую социализацию схожим образом, как «процесс и результат включенности индивида в мир экономических отношений общества» [Дробышева, 2001: 79].
В публикациях иногда выделяются как самостоятельные виды: потребительская, финансовая, экономическое (финансово-экономическая) социализации, см., например, изложение этого аспекта: [Солодников и др., 2018]. Так же как порой по-разному называют отрасль экономической социологии, см., например: [Шапиро, 2018]. Если исходить из принятого в качестве исходного в настоящей статье определения экономической социологии, как исследующей поведение больших групп, связанное с получением и использованием денег и иных активов, то сюда входят финансовое, сберегательное, потребительское и иные подобные виды поведения.
Иногда экономическая социализация понимается исключительно как процесс формирования рациональной (целесообразной, эффективной, квалифицированной) модели экономического поведения. Подобное оценочное определение представляется не вполне корректным, т.к. экономическое поведение может быть эффективным или не эффективным, но в любом случае это результат экономической социализации.
Значительная часть публикаций по экономической социализации посвящена детской (начальной) социализации. Рассматриваются главным образом два психологических подхода - когнитивный (развитие подхода Эжена Пиаже) и поведенческий (бихевиоризм). Более того, порой экономическая социализация понимается как процесс связанный исключительно с детьми. В частности Sabina Kotodziej с соавтором пишет: «Экономическая социализация - это процесс, направленный на обеспечение детей знаниями и навыками, необходимыми для эффективного управления их финансовыми ресурсами в будущем» [Kotodziej, 2014: 55]. Однако процесс социализации вообще, и экономической в частности, является
непрерывным процессом, но в нем выделяется интенсивный период социализации, который, как правило, завершается в 23-25 лет [Андреенкова, 1970: 45]. Иногда используется понятие вторичной социализации, что представляется не вполне оправданным, т.к. процесс социализации непрерывен и на каждом (втором, третьем и т.д. этапе) могут происходить определенные изменения в экономическом поведении индивида.
3. Этапы экономической социализации
В экономической социализации можно условно выделить следующие этапы:
1. Ранний детский возраст. Посещение магазинов, прежде всего продовольственных, вместе со взрослыми. Первичное понимание структуры товаров. Непонимание феноменов цены и денег. Поведение регулируется указаниями взрослых высказываниями типа: «Этого нельзя много», «Это у тебя есть», «Хватит», Это не нужно» и т.п.
2. Средний детский возраст. Посещение магазина с родителями. Начало понимания феноменов цены и денег, начало ориентации в структуре товаров и цен. Понимание категории дорого.
3. Старший детский и юношеский возраст. Получение от родителей карманных денег. Начало «практического бюджетирования» - соотношения имеющейся суммы денег с ценами и структурой желательных товаров, совершение самостоятельных покупок.
4. Начало самостоятельного зарабатывания денег. Происходит углубленное, практическое освоение навыков экономического поведения. Формируется довольно полная картина структуры розничных цен, ценовой дифференциации. Складывается понимания «бюджетной политики» - выдерживания соотношения между суммой зарабатываемых денег и суммой затрат на покупки. Ищется оптимальная модель экономического поведения. Совокупность двух последних этапов социализации можно рассматривать как наиболее интенсивный период экономической социализации.
5. Этап увеличения зарплаты - переход в другую доходно-потребительскую группу, пересмотр структуры трат, покупок. Закрепление новой модели экономического поведения.
6. Брачно-семейный этап - изменение структуры и стратегии экономического поведения в связи с вступлением в брак (совместным проживанием) и появлением детей.
7. Измените структуры потребления в связи с выходом взрослых детей на работу и их самостоятельным проживанием.
8. Пенсионный этап. Адаптация к новому образу жизни, новому бюджету, советующее изменение экономического поведения.
4. Стадии процесса экономической социализации
Уточним - экономическая социализация это процесс включения индивида в систему экономического поведения в рамках определенной экономической (доходно-потребительской) группы.
Процесс экономический социализации можно описать (см. рис.) как состоявший из следующих стадий:
1. Доходно-ценовая дифференциация, различение товаров
2. Дифференциация, различение экономических (доходно-потребительских)
групп
3. Социально-экономическая ориентация, усвоение экономических знаний, представлений, ценностей, сведений о моделях экономического поведения.
4. Интернализация социальных норм, регулирующих экономическое поведение.
5. Идентификация себя с определенной экономической (доходно-потребительской) группой.
6. Вхождение в определенную экономическую (доходно-потребительскую) группу.
7. Усвоения норм и видов экономического поведения «своей» группы.
8. Реализация различных видов экономического поведения.
Последовательность стадий в определенной мере условна и отражает в больше мере тенденцию, преобладающие процессы. Как отмечалось выше, процесс социализации носит непрерывный характер и у отдельных индивидов те или иные процессы социализации могут происходить на разных стадиях жизни.
Рис. Стадии процесса экономической социализации
Активный процесс экономической социализации начинается с момента, когда индивид начинает реализовывать два основных вида экономического поведения: 1) получения доходов, 2) использование денег
Начальная стадия экономической социализации - использование «чужих» доходов индивидом (чаще ребёнком), ещё на начавшим деятельность по получению доходов.
Экономическая социализация детей начинается с ориентации в системе розничных цен на интересующие их товары и понимания доходов семьи в возможностях приобретения этих товаров. В этот период особенно важен обмен
информацией о потребительском поведении между сверстниками, сравнение разных типов потребительского поведения, а также влияние иных факторов социализации: социальные сети («паблики»), рефренные группы, семья, школа, СМИ. Особую роль в экономической социализации играет реклама, которая во многом формирует такой феномен потребительского поведения как мода, см., например: [Ильясова, 2016].
Ссылки
Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. Вып. 3. С. 19-56.
Анкудинова Е. В. Определение сущности экономической социализации // Вестник ЧГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2009. №9. С. 5-15.
Дробышева Т. В. К вопросу исследования экономической социализации детей // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы второй международной научно-практической конференции 28-29 июня 2001 года. Иркутск: ИГЭА, 2001. С. 79.
Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. М.: Институт психологии РАН. 2013.
Ильясов Ф. Н. Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука). 1988.
Ильясов Ф. Н. Тарифная сетка, система грейдов на основе закона Вебера // Мониторинг общественного мнения. 2012. №6. С. 128-135.
Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. №1. С. 168-177.
Ильясова С. Ф. Мода как форма группового поведения // Социальные исследования. 2016. №1. С. 31-41.
Посыпанова О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей Калуга: изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012.
Солодников В. В., Солодникова Н. В. Изучение потребительской социализации детей: обзор зарубежного опыта // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2 (12). С. 43-64.
Шапиро М. Г. Экономическая социология и социология денег // Социальные исследования. 2018. №1. С. 55-64.
Kotodziej, Sabina; Konior, Katarzyna. Selected aspects of economic socialization and saving behavior -comparative study. General and Professional Education. 2014. No.2. P. 54-61.
Dominique Lassarre and Christine Roland-Levy. Understanding Children's Economic Socialization. In book: Understanding Economic Behaviour. Kluwer Academic Publishers. 1989. P. 347-368.
Scheme of the process of economic socialization Mark Henry Shapiro *
* - an independent researcher E-mail: [email protected]
Abstract
On the basis of a general understanding of socialization, the definition of economic sociology as a branch exploring the behavior of large groups related to the receipt and use of money and other assets is taken as the starting point in this article. In include financial, savings, consumer and other similar types of behavior. The definition of economic socialization is given as the process of integrating an individual into the system of economic behavior within a certain economic (income-consumer) group. The stages of economic socialization from the first visits to the store by the child, to the economic behavior of pensioners are described. It describes the main phases of the process of economic socialization, from the income-price orientation to the implementation of various types of economic behavior.
Keywords: economic sociology; economic behavior; economic socialization
References
Andreyenkova N. V. Problems of Socialization of the Person. Social Research. Moscow: Nauka. 1970. Vol. 3. P. 19-56.
Ankudinova E. V. Definition of the Essence of Economic Socialization. Vestnik ChGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2009. No. 9. P. 5-15.
Drobysheva T. V. K voprosu issledovaniya ekonomicheskoi sotsializatsii detei. Ekonomicheskaya psikhologiya: aktual'nye teoreticheskie i prikladnye problemy. Materialy vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 28-29 iyunya 2001 goda. Irkutsk: IGEA, 2001. P. 79.
Drobysheva T. V. Ekonomicheskaya sotsializatsiya lichnosti: tsennostnyi podkhod. Moscow: Institut psikhologii RAN. 2013.
Iliassov F. N. Udovletvorennost' trudom (analiz struktury, izmerenie, svyaz' s proizvodstvennym povedeniem) [Job satisfaction (analysis of the structure, measurement, work-related behavior)]. Ashgabat, Ylym, 1988.
Iliassov F. N. Tariff grid, grade system based on Weber's law. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2012. No. 6. P. 128-135.
Iliassov F. N. Need for children and reproductive behavior. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2013. No. 1. P. 168-177. (In Russ.)
Iliassova, Selbi F. Fashion as a form of group behavior. Journal of Social Research. 2016. No. 1. P. 3141.
Posypanova O. S. Ekonomicheskaya psikhologiya: psikhologicheskie aspekty povedeniya potrebitelei Kaluga: izd-vo KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2012.
Solodnikov V. V., Solodnikova N. V. Izuchenie potrebitel'skoi sotsializatsii detei: obzor zarubezhnogo opyta. Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie». 2018. No. 2 (12). P. 43-64.
Shapiro, Mark H. Economic sociology and sociology of money. Journal of Social Research. 2018. No. 1. P. 55-64.
Kotodziej, Sabina; Konior, Katarzyna. Selected aspects of economic socialization and saving behavior -comparative study. General and Professional Education. 2014. No.2. P. 54-61.
Dominique Lassarre and Christine Roland-Levy. Understanding Children's Economic Socialization. In book: Understanding Economic Behaviour. Kluwer Academic Publishers. 1989. P. 347-368.
Received: 2018-10-28. Published online: 2018-12-16