УДК 159.9 © А.С. Евдокимова
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Статья посвящена особенностям проявления личностных детерминант экономической социализации личности, а именно: экономическому поведению. Для анализа экономического поведения выделены когнитивные, аффективные и поведенческие характеристики. Экономическое поведение исследуется в таких аспектах, как потребительское, финансовое и производственное.
Ключевые слова: экономическая социализация, система детерминант, экономическое поведение, характеристики экономического поведения.
A.S. Evdokimova
PECULIARITIES OF PERSONAL DETERMINANTS OF ECONOMIC SOCIALIZATION OF PERSONALITY: ECONOMIC BEHAVIOR
The article is devoted to peculiarities of development the personal determinants ofpersonality’s economic socialization, that is to economic behavior. The cognitive, affective and behavioral characteristics have been revealed for the analysis of economic behavior. The objects of the research are consumer, financial and manufacturing aspects of economic behavior.
Keywords: economic socialization, a system of determinants of economic socialization, economic behavior, characteristics of economic behavior.
На протяжении последнего времени зарубежные и отечественные исследователи активно анализируют проблемы экономической социализации. Анализ зарубежных концепций экономической социализации позволяет определить авторов, занимающихся разработкой различных сторон этой проблемы: Б. Стейси (B. Stacey),
А. Стросс (А. Strauss), Х. Диттмар (H. Dittmar), Дж. Эшби (J. Ashby), П. Лант (P. Lunt), А. Отто (A. Otto), К. Ролланд-Леви (C. Roland-Lévy), А. Фернам (A. Furnham) и др. В отечественной психологии вопросы экономической социализации рассматриваются в работах А.В. Бояринцевой, О.С. Дейнека, Т.В. Дробышевой, А.Л. Журавлева, А.Д. Карнышева, А.Б. Купрейченко, А.Б. Фенько, А.В. Филиппова, В.А. Хащенко и др.
Под экономической социализацией мы понимаем процесс усвоения и воспроизводства индивидом экономической культуры, системы экономических связей и отношений в обществе, становления и развития экономического сознания и экономического поведения личности.
В результате теоретического анализа нами были выделены ведущие детерминанты экономической социализации: экономическая культура, экономическое сознание и экономическое поведение.
С точки зрения аксиологического подхода на процесс экономической социализации большое влияние оказывают ценности индивидуального и культурного уровня. Экономическое сознание отражает особенности экономической социализации индивида, подвергает действительность эмоциональной оценке, обеспечивает экономи-
ческую деятельность. В свою очередь, экономическое сознание находит свое проявление в экономическом поведении субъекта.
В отечественной психологической науке экономическое поведение рассматривается в работах И.В. Андреевой, А.Л. Журавлева, А.И. Китова, В.П. Познякова, В.Д. Попова, В.В. Спасен-никова, П.Н. Шихирева и др.
А.Л. Журавлев под экономическим поведением понимает разные внешне проявляющиеся формы активности индивидуального и группового субъекта по отношению к различным экономическим объектам [8, с. 6].
Для анализа экономического поведения исследователями выделяются когнитивные (познавательные), аффективные и конативные (действенно-динамические) компоненты [2, с. 9].
Экономическое поведение человека может исследоваться в нескольких аспектах: как потребительское (в сфере распределения и потребления), финансовое, предпринимательское [7].
Объектом проведенного исследования являлась экономическая социализация. Предметом -экономическое поведение как детерминанта экономической социализации. Цель состояла в выявлении особенностей экономического поведения как детерминанты экономической социализации студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) осуществить теоретический анализ социальнопсихологических подходов в исследовании особенностей экономической социализации; 2) вы-
явить особенности экономического поведения студентов Восточно-Сибирского региона.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что под влиянием трансформации российского общества экономическое поведение претерпевает существенные изменения и имеет отличительные особенности.
В исследовании принимали участие студенты вузов Восточно-Сибирского региона, всего 359 человек, из них 165 юношей (46%) и 194 (54%) девушки, в возрасте от 17 до 22 лет, средний возраст - 19,5 лет (±3,5).
Экономическое поведение оценивалось с помощью методики сценариев экономического поведения, предложенной Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко (ГУ ВШЭ), а также с помощью анкеты для изучения экономической социализации, разработанной А.Д. Карнышевым (БГУ-ЭП).
При помощи методики сценариев экономического поведения Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко изучались социальные установки на то или иное экономическое поведение личности. Данная методика предполагает оценку респондентами 11 ситуаций, отражающих различные биполярные измерения экономического поведения. Каждая ситуация сопровождается тремя шкалами, основанными на трех компонентах социальной установки: аффективном (эмоциональное предпочтение), поведенческом (готовность действовать, как действует один из персонажей ситуационного сценария) и когнитивном (типичность описанного поведения для окружения респондента).
Анализ биполярного измерения экономического поведения «экономический патернализм -экономическая самостоятельность» показал, что у респондентов доминирует установка на самостоятельность в экономическом поведении. Анализируя средние значения по измерению «Экономия времени - экономия денег», удалось установить, что приоритетной для респондентов является экономия денег, нежели экономия времени. Ответы респондентов на вопросы о кратковременной - долговременной ориентации в экономическом поведении позволяют сделать вывод о том, что у респондентов более выражена установка на долговременную перспективу в экономическом поведении. Анализируя выраженность установки «Расточительность - экономность», можно отметить, что у респондентов преобладает стремление к экономному и рациональному потребительскому поведению, хотя респонденты, оценивая поведение окружающих людей, склонны приписывать им расточительность. При сравнении трех компонентов уста-
новки «экономический интерес - экономическая индифферентность» можно отметить, что респонденты проявляют интерес к происходящим экономическим событиям и между эмоциональным отношением к данной проблеме и проявлениями экономического поведения не возникает разногласий. Оценивая поведение окружающих людей, респонденты склонны приписывать им стремление к экономической индифферентности в большей степени, чем себе. Выраженность аффективного компонента установки «приоритет прибыли над законом - приоритет закона над прибылью» позволил установить, что эмоционально респонденты выражают одобрение позиции «приоритет закона над прибылью». Несмотря на это, на поведенческом уровне они готовы действовать вопреки законам и в угоду материальной прибыли. Студенты считают, что другие люди в своем экономическом поведении чаще выбирают получение прибыли, чем следуют «букве закона». Оценка измерений «экономическая активность - экономическая пассивность» показала, что студенты эмоционально предпочитают стремление к экономической активности. Экономическое поведение большинства окружающих людей респонденты оценивают в большей степени как пассивное. При анализе выраженности установки «приемлемость -неприемлемость использования кредитов в повседневной жизни» установлено, что респонденты в большей степени считают использование кредитов приемлемым. Анализируя выраженность установки «распределение финансового вознаграждения по равенству - по справедливости», можно отметить, что у респондентов преобладает установка на распределение финансового вознаграждения по справедливости, т.е. за выполнение большего объема работы должно быть большее вознаграждение. Анализ измерения «подверженность - неподверженность импульсивным покупкам» показал, что аффективный, поведенческий и когнитивный компоненты оцениваются респондентами в среднем одинаково. При этом следует отметить, что в отношении данной проблемы респонденты считают свое поведение схожим с экономическим поведением большинства людей. Анализируя выраженность установки «приоритет размера вознаграждения - приоритет наличия творчества в работе», можно отметить, что у респондентов на уровне аффективного, поведенческого, когнитивного компонентов в большей степени преобладают установки на приоритет размера вознаграждения над творчеством.
По анкете А.Д. Карнышева изучалось определение способа удовлетворения потребительских интересов. Результаты исследования показали, что студенты предпочитают тратить деньги, которые дают родители, на покупку вещей (36,3% юношей и 48,9% девушек), на развлечения (28,5% юношей и 28,3% девушек), подарки (8,7% юношей и 12,6% девушек). 12,7% юношей тратят деньги на пиво, вино, сигареты. У девушек данный показатель ниже - 2,4%. Также 5,5% юношей и 3,1% девушек отметили, что предпочитают деньги не тратить, а копить их для будущего. Такие статьи расходов характерны для студентов всех курсов.
На вопросы о финансовом поведении юноши и девушки отвечали, что иногда им приходится копить деньги (63,2 и 71% соответственно). Часть студентов отметила, что накапливают деньги постоянно: 27,6% юношей и 23,4% девушек. Не приходится накапливать деньги 9,2% юношей и 5,6% девушек.
На вопрос о способах накопления денег юноши отвечали, что «зарабатывают деньги, трудясь вне семьи» - 31%, «деньги дают родители и родственники» - 28,4%, «экономлю на покупке вещей» - 22,3%. Для девушек основными способами накопления денег являются помощь родителей и близких родственников -44,5%, экономия на покупке вещей - 31,4%, заработок - 22,9%. Данные результаты свидетельствуют о том, что девушки больше рассчитывают на помощь родственников. Юноши, напротив, ориентированы на самостоятельные заработки.
Отношение юношей и девушек к предпринимательской деятельности либо как к честному, законному бизнесу, либо как к извлечению прибыли любыми путями и методами еще окончательно не определено. В ходе исследования установлено, что 31,6% из них относится к предпринимательской деятельности как честному бизнесу, а 29% - как к извлечению прибыли любыми путями.
Юноши и девушки на вопрос о желании заниматься предпринимательской деятельностью отвечали «скорее да, чем нет» (44,7 и 49,2% соответственно), «да, хочу заниматься» (38,2 и 28,2%). На наш взгляд, это свидетельствует о высокой экономической активности студенческой молодежи.
Было установлено, что самостоятельное зарабатывание денег в кругу студентов рассматривается как положительное явление (89,5 и 87,1% соответственно). Следует отметить, что около 8% первокурсников считает, что зараба-
тывать деньги престижно, если это связано с коммерцией и бизнесом, по уже на 3-м курсе такое мнение отсутствует.
Подводя итог, мы можем констатировать следующее:
1. Среди преобладающих тенденций в экономическом поведении можно выделить установки на экономическую самостоятельность, долговременную перспективу, экономическую активность и экономность в потребительском поведении, а также приемлемость использования кредитов в повседневной жизни. Главенствует приоритет прибыли над законом, распределение финансового вознаграждения по справедливости и приоритет размера вознаграждения над творчеством в работе. Четкие установки по поводу подверженности импульсивным покупкам и экономии денег в ущерб времени у современных студентов не выявлены. Аффективный и поведенческий компоненты различных установок в экономическом поведении в большинстве случаев оценивались респондентами в среднем одинаково, что свидетельствует о согласованности эмоционального отношения респондентов к проблеме и поведенческого выражения своего отношения.
2. Анализ вопросов, связанных с проблемой потребительского поведения, позволил установить следующее: студенты предпочитают тратить деньги, которые дают родители, на покупку вещей, развлечения, подарки. Такие статьи расходов характерны для студентов всех курсов.
3. В отношении финансового экономического поведения удалось выяснить, что большая часть юношей и девушек накапливает деньги «от случая к случаю», хотя среди юношей высок процент накапливающих деньги постоянно. За время обучения в вузе число студентов, постоянно накапливающих деньги, возрастает. Источниками накопления для юношей в основном являются самостоятельные заработки, а для девушек -помощь родственников и знакомых.
4. Исследование предпринимательского поведения показало, что, окончательное отношение юношей и девушек к предпринимательской деятельности либо как к честному, законному бизнесу, либо как к извлечению прибыли любыми путями и методами не определено.
Литература
1. Боенко Н.И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005.
2. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
3. Дробышева Т.В. К вопросу детерминации экономической социализации личности // Психология человека в
современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений: материалы всерос. юбил. науч. конф., по-свящ. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009.
4. Журавлёв А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. -М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007.
5. Зверева И.Г., Хорошилова Л.В. Современные тенденции развития экономической культуры. - СПб.: ИВЭ-СЭП, Знание, 2008.
6. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.
7. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и модели экономического поведения. - М.: Спутник, 2011.
8. Проблемы экономической психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004.
Евдокимова Анастасия Сергеевна, аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск. E-mail: stasya0671@yandex.ru
Evdokimova Anastasiya Sergeevna, postgraduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk. E-mail: stasya0671@yandex.ru
УДК 159.9 : 316.66
© Т.И. Янданова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена проблеме отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Подробно излагаются актуальность выбранной проблемы, задачи и методы эмпирического исследования.
Ключевые слова: студенты, инвалиды, отношение.
T.I. Yandanova THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF YOUNG PEOPLE ATTITUDE TO DISABLED PERSONS
The article is devoted to a problem of young people attitude to disabled persons. The urgency of the chosen problem, objectives and methods of the empiric research are thoroughly stated.
Keywords: students, disabled persons, attitude.
Проблема инвалидности, именно таким образом до последнего момента обозначалось ограничение жизнедеятельности, рассматривается как в специальной педагогике и психологии, где в основном изучаются общие и специфические закономерности развития, обучения и воспитания инвалидов детства, так и в социальной психологии, где решаются вопросы помощи всем лицам с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно в данных областях научного знания несколько по-разному понятийно обозначаются одни и те же тенденции, происходящие в обществе по отношению к этой категории людей.
Общество всегда обращало внимание на немощных и больных людей. Постепенно определялось правовое и жизненное пространство в соответствии с теми общественными отношениями, социальными установками, которые были характерны для того или иного исторического периода. Таким образом, происходит формирование в общественном сознании моделей отношения к инвалиду.
В специальной педагогике и психологии Н.Н. Малофеевым (1996) были раскрыты периоды эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, где прослеживается становление системы специального образования. Кроме того, принято выделять несколько моделей отношений к данной категории людей: «больной человек», «недочеловек», «угроза обществу», «объект жалости», «объект обременительной благотворительности».
В социальной психологии выделяются две основные модели инвалидности: медицинская и социальная. В медицинской модели обращается внимание в первую очередь на заболевание, зависимость больного человека от общественного окружения. Социальная модель, напротив, отражает концепцию независимой, самостоятельной жизни инвалида, которая подразумевает право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в общественной жизни, свободу выбора и свободу доступа к любым сторонам жизнедеятельности, в том числе труду и образованию.