Научная статья на тему 'Схема анализа взаимодействия членов малых групп в условиях решения общей задачи (на примере супружеских пар)'

Схема анализа взаимодействия членов малых групп в условиях решения общей задачи (на примере супружеских пар) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
472
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАДА / ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ / ОБЩЕНИЕ / JOINT ACTIVITY / DYAD / ACHIEVEMENT OF THE PURPOSE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Наталья Львовна, Васильева Елена Васильевна

В статье сделана попытка разработать схему анализа взаимодействия супругов, предусматривающую регистрацию наиболее полного набора признаков, в которой акцент делается на цели общения. Рассмотрен процесс срабатываемости супругов, его особенности и условия, а также представлены основные категории, описывающие коммуникативный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scheme of the analysis in the conditions of the solution of the general task (on the example of married couples)12"Center for psycho-correction and self-realization" El-Ra" (Samara)

This article is an attempt to develop the scheme of the analysis of interaction between the spouses, providing for registration the most complete set of characteristics, where the focus is on the purpose of communication. In the article the author considers the process of the interaction of the spouses, its particular features and conditions. In it’s also presents the main categories, describing the communicative process

Текст научной работы на тему «Схема анализа взаимодействия членов малых групп в условиях решения общей задачи (на примере супружеских пар)»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

СХЕМА АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ МАЛЫХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ РЕШЕНИЯ ОБШЕЙ ЗАДАЧИ (на примере супружеских пар)

© Н. Л. Быкова © Е. В. Васильева

Быкова Наталья Львовна кандидат

психологических наук доцент кафедры педагогики, психологии и педагогики начального образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия g.ocean@mail.ru

Васильева Елена Васильевна кандидат

психологических наук ведущий психолог ООО «Центр психокоррекции и самореализации "Эл-Ра"»

В статье слелана попытка разработать схему анализа взаимолействия супругов, прелусматриваюшую регистрацию наиболее полного набора признаков, в которой акцентлелается на цели общения. Рассмотрен процесс срабатываемости супругов, его особенности и условия, а также прелставлены основные категории, описывающие коммуникативный процесс.

Ключевые слова: совместная деятельность, диада, достижение цели, общение.

В процессе совместной жизни в браке партнеры решают общие задачи. Любое совместное существование обуславливает взаимную зависимость, вследствие чего для партнеров по браку повышается значимость феноменов совместимости и сработанности для сохранения качества брака. Совместная жизнь требует от супругов взаимной координации взглядов, оценок, принятия единых решений, умения чувствовать и понимать партнера, умения и готовности изменить свою стратегию поведения с учетом действий супруга для достижения единой цели. При совместной деятельности в случае эффективности возникает удовлетворенность не только собой, но и партнером.

В различных видах совместной деятельности в браке включаются различные компоненты взаимодействия, либо один из компонентов становится ведущим. Четырехкомпонентная структура взаимодействия супругов включает аффективный, когнитивный, конативный (поведенческий) и физиологический компоненты. Для совместимости и сработанности каждый

компонент имеет различный удельный вес (объективный, независимый от желания партнеров, и субъективный, значимый для них и регулируемый или не регулируемый ими). Компоненты пересекаются между собой. Так, например, пересекаемость, а точнее, взаимосвязь когнитивного и эмоционального компонентов, проявляется в оценках и самооценках. Причем соотношение оценок и самооценок будет неодинаково в зависимости от качества брака. Семейное согласие определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения.

Согласованность в решении задач между партнерами по браку определяет их сработанность. В сработанности ведущим является поведенческий компонент, где согласованы действия между участниками в ходе выполнения совместной деятельности. Процесс срабатываемости между супругами в браке — это согласование темпо-ритмической организации партнеров, индивидуального стиля деятельности, их навыков, умений в проведении тех или иных операций, знаний своих обязанностей перед семьей.

Эффективность совместной деятельности возможна не в любом виде взаимодействия людей, а каждый раз в конкретной деятельности. Работа, деятельность всегда предполагают в качестве следствия результативность, успешность, эффективность. Работа связана с производством материальных и духовных продуктов. Она оценивается по времени, качеству и в целом по эффективности, включая коэффициент полезного действия [4].

Совместная деятельность в браке возникает, когда существует обмен информацией, необходимой для успешного производства, взаимного дублирования действий, содействия, поддержки, взаимоконтроля, когда действия и операции одного партнера зависят от одновременных или предшествовавших операций другого партнера. Коммуникационные особенности семейной пары в целом отражают специфику семейного бытия, а процесс передачи информации выступает связующим звеном всей системы внутрисемейных отношений и взаимодействий.

Рассмотрим соотношение процессов общения и деятельности. Так, в ходе общения раскрываются отношения «субъект — субъект», т. е. межличностные отношения партнеров взаимодействия. В процессе же деятельности на первый план выступают отношения «субъект — объект», т. е. преобразующие воздействия человека, направленные на предметный мир.

Деятельность включает в себя операции, действия и движения, общение же связано с поступками и отношениями людей друг к другу. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от ее участников оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснения специфики ее объекта и возможностей каждого [3]. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование»или «рассогласование»деятельностей индивидов. При этом деятельность, включающая общения, не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Общение в отличие от коммуникации (связи) является более широким процессом, и важность операционализации коммуникативных процессов возникает постольку, поскольку они выступают средствами общения

между людьми. Поэтому в общении важен не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, что возможно только в том случае, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Таким образом, особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации.

Многоплановость процесса общения, его изменчивость в зависимости от конкретной ситуации затрудняют диагностику коммуникативных проблем в организационных социальных системах, в том числе и семье.

Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией между индивидами. Регулятивная функция выражается в том, что в процессе общения индивид регулирует (изменяет) как свое собственное поведение, так и поведение партнера по общению. Перцептивная функция реализуется в том, что общение включает в себя взаимное восприятие партнерами друг друга, которое во многом обеспечивает или затрудняет понимание общающихся.

В коммуникативном процессе важно учитывать, что для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации [3]. Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т.е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора»представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации. Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст. В связи с этим ролевые отношения в семье, возникающие при выполнении определенных семейных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом [1].

Основной акцент мы делаем на цели общения, так как каждый акт общения обязательно имеет некоторую цель. Как правило, реальное содержит одновременно комбинацию сразу нескольких целей. Эффективность сообщения, посланного адресантом, может быть оценена по тому, в какой мере были достигнуты цели общения. Первое условие успешного общения — это внимание со стороны адресата. Если сообщение передано, но адресат пропустил его «мимо ушей», ценность такого общения невелика. Эффективность общения также зависит от понимания содержания сообщения. Если адресат не понял сообщения, то какой бы ни была цель общения, она, скорее всего, не будет достигнута. И, наконец, еще одно условие состоит в принятии сообщения адресатом. Даже если сообщение

привлекло внимание адресата и было им понято, он может не принять его, считая ложным, несправедливым или неинтересным для себя. Только в том случае, если обеспечено внимание, понимание и принятие сообщения адресатом, вероятность достижения целей общения будет достаточно большой. В силу двустороннего характера общения у адресанта есть возможность получить информацию о результатах своего сообщения. Таким образом, источник общения может оценить, обратил ли адресат внимание на его сообщение, понятно ли ему его содержание и принимает ли он его. Самым сложным для источника общения является определение степени принятия его сообщения: адресат не всегда заинтересован в том, чтобы демонстрировать свое действительное отношение [5].

Кроме того, когда двое людей общаются друг с другом, происходит обмен не только информацией об идеях, но и обмен чувствами и эмоциями как вербально, так и невербально. Значение слов источника сообщения может изменяться в зависимости от интонации, пауз, громкости, темпа или манеры речи. Чувства также передаются разнообразным набором невербальных средств. В непосредственной беседе человек сообщает чувства и настроения через жесты, выражения лица, движения тела, позы, прикосновения и зрительный контакт, дистанции в общении.

Анализ систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую, но в основном вспомогательную роль в процессе общения. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются, поэтому часто оказываются более правдивым источником информации о собеседнике или аудитории.

Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, необходимо обратить внимание на следующее: 1) жесты, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений, суждения о них выносятся по совокупности;

2) один и тот же жест может означать разные проявления, их нельзя трактовать в отрыве от контекста их возникновения; 3) существуют национальные и региональные особенности невербальной коммуникации; 4) при трактовке жестов необходимо отсеивать проекции своего эмоционального состояния или жизненного опыта; 5) учитывать существование «маски», которую в той или иной степени носит каждый человек; 6) принимать во внимание факторы здоровья, профессии и т. п., способные искажать интерпретацию жестов.

Вместе с вербальной системой коммуникации невербальное общение обеспечивает обмен той полнотой информации, которая необходима для организации совместной деятельности.

Обычно человек использует свои наблюдения о манере речи и других невербальных аспектах общения для того, чтобы правильно интерпретировать то, что ему хотят сказать. Однако «скрытый смысл», переданный такими средствами, не всегда совпадает с явным, формальным смыслом сообщения. Иногда человек говорит одно, но тон его голоса, выражение лица или жесты

«говорят» совсем об ином. Однако если адресант не осознает противоречивости явного и скрытого смыслов своего сообщения, то может неосторожно выдать те чувства, которые он хотел бы скрыть от адресата [6].

Посредством регулятивной функции общение различными способами «контролирует» поведение членов семьи. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны, т. е. происходит взаимная «подстройка» поведения. Таким образом, одна из сторон регулятивной функции общения раскрывается понятием «взаимодействие», в котором происходит не только обмен знаками в поведении партнеров, но и процесс организации совместной деятельности. В этом смысле регулятивная функция включает в себя и функцию взаимодействия, или интерактивную функцию. Подобные взаимодействия нередко влияют не только на текущее организационное поведение, но и на личность в целом. В многочисленных классификациях взаимодействий наиболее распространенной является их деление на кооперацию и конкуренцию. Наряду с этим говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. Тем не менее такое дихотомическое разделение видов взаимодействия не всегда бывает достаточным для описания организационного поведения. Поэтому были предприняты попытки выделить более «дробные» типы взаимодействий. Все множество наблюдаемых взаимодействий описывается при помощи четырех категорий: взаимодействие, связанное с позитивными эмоциями (солидарность, снятие напряжения, согласие); взаимодействие, связанное с негативными эмоциями (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); взаимодействие в сфере постановки проблемы (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании) и, наконец, взаимодействие в решении проблемы (предложение, указание, мнение, ориентация других) [3].

Регулятивная роль общения и характер взаимодействий партнеров во многом зависят от форм организации совместной деятельности. В «со-вместно-индивидуальной деятельности»каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга. Когда общая задача выполняется последовательно каждым участником, можно говорить о «совместно-по-следовательной деятельности». Одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными можно классифицировать как «совмест-но-взаимодействующую деятельность». В процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внушение, убеждение, формируется дух единой команды и т. д. [1]. Взаимная регуляция поведения людей в группе является существенным фактором превращения ее в совокупного субъекта деятельности.

Эффективность общения измеряется именно тем, насколько удалось воздействие. В ходе общения в определенном смысле изменяется сам тип отношений, который сложился между участниками общения. В этом контексте информация, исходящая от адресата, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается

в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной (активизация, интердикция, запрет, дестабилизация). Регулятивная функция общения реализуется и в самом тексте сообщения.

Известны многочисленные специальные психологические процедуры, с помощью которых в лабораторных условиях или в условиях психологической консультации исследователи пытались воссоздать процесс коммуникации в семье.

А. С. Спиваковская сформулировала основные требования к экспериментальной ситуации, позволяющей адекватно отражать процесс супружеской коммуникации:

1) решение задачи, включенной в совместную деятельность;

2) установление коммуникации — необходимого условия решения задачи;

3) выделение в проблемной ситуации сложных аспектов коммуникации: идентификации, рефлексии, эмпатии.

Было разработано также большое количество методических процедур, позволяющих организовать совместную деятельность супругов для решения общей задачи, — начиная с простых, в которых испытуемые должны были сделать или спланировать что-нибудь вместе, например, вместе решать тест Равена, до более сложных, требующих больших затрат времени и использования специального оборудования [2].

При исследовании супружеской коммуникации обычно использовали стандартный стимульный материал личностных или интеллектуальных методик: тест Роршаха, тест Векслера, модификацию методики Р. Блакара [2].

Испытуемым предлагались различные ситуации взаимодействия. В одной каждому выдалась карта города, один из супругов по отмеченному маршруту должен вербально руководить действиями своего партнера, находящегося за непрозрачным экраном. В другом варианте один из супругов должен выстроить за непрозрачным экраном фигуру из спичек и затем руководить действиями другого, чтобы тот построил аналогичную.

При анализе получаемых данных сложностью является выделение основных категорий, с помощью которых исследователи пытались описывать преимущественно коммуникативный аспект общения в диаде. Были отданы предпочтения конфликту, доминантности, аффекту, ясности коммуникации, эффективности (продуктивности) коммуникации [2].

1. Категорию «конфликт» авторы определяют довольно абстрактно, как борьбу за власть в супружеской паре. Ее синонимами являются антагонизм, контроль, власть.

2. Категорию «доминантность»определяют как преобладание суждений одного из партнеров. Она оценивается либо по формальным характеристикам речи (время говорения, пространность суждений, успешность прерывания партнера), либо по смысловым (принятие мнения партнера или подчинение его мнению).

3. Аффект — эмоциональный компонент коммуникации. Обычно его определяют по степени интенсивности и по знаку (положительный и отрицательный).

4. Ясность коммуникации — это умение собеседника четко формулировать свои мысли и выражать их в форме, понятной для окружающих.

5. Эффективность (продуктивность) коммуникации позволяет оценивать успешность или неуспешность совместной деятельности супругов. Она определяется по времени, необходимому для принятия решений, или успешности/неуспешности завершения задания.

В свою очередь автор исследовательской, недиагностической методики Л. Л. Баз [2] поставила перед собой задачу разработать такую процедуру, которая позволила бы выявить основные нарушения коммуникации, найденные исследователями, работающими в данной области, а также соответствующую систему кодирования и оценки результатов. Предполагалось, что при решении совместной задачи супружеской парой сужение возможностей коммуникации до собственно вербального компонента дает возможность:

1) наблюдать процесс обсуждения супругами решения задачи (по высказываниям) ;

2) оценивать эффективность коммуникации по качеству решения задачи.

Таким образом, в условиях совместной деятельности каждый участник непрерывно получает информацию о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия. Эта информация, как известно, слагается из четырех видов сигналов:

а) о других участниках деятельности;

б) о себе (собственное участие в деятельности, достигнутые результаты, состояние);

в) о внешних условиях деятельности;

г) об общих итогах деятельности.

Рассмотренные схемы анализа совместной деятельности, на наш взгляд, не позволяют в полной мере описать структуру и стили межличностного взаимодействия супругов в процессе выполнения совместного задания. Нами была предложена схема анализа, позволяющая выделить специфику каждого этапа совместной деятельности с учетом количества аффективных, когнитивных и конативных проявлений единиц взаимодействия супругов.

В представленной схеме предусматривается регистрация широкого круга заявленных признаков. Поскольку наблюдение допускает использование, кроме качественного, также и количественного описания событий, то включение нами шкалирования позволило оценить степень выраженности наблюдаемых признаков и одновременно снизить проявление субъективизма наблюдателя. Шкалирование обычно предусматривает градацию от 3 до 10 баллов, мы остановились на привычном для нашей ментальности уровне в 5 баллов (табл.).

Таблицч

Наблюдаемые факторы совместной деятельности супругов

Взаимодействие в постановке проблемы

1 Предварительное проговаривание цели совместного действия 1 2 3 4 5

2 Проговаривание просьбы (о получении информации, об обсуждении либо совете о способе действий) 1 2 3 4 5

Взаимодействие при решении проблем

аффективный компонент взаимодействия

3 Теплота, дружелюбие по отношению к партнеру 1 2 3 4 5

4 Снятие напряжения, разрядка словом, действием 1 2 3 4 5

5 Скованность движений; манипуляции в узковыбранном сегменте 1 2 3 4 5

6 Игнорирование предложений партнера о конкретных действиях 1 2 3 4 5

7 Доминантность-длительность времени говорения 1 2 3 4 5

8 Прерывание речи, действия партнера 1 2 3 4 5

9 Следование предложениям партнера о конкретных действиях 1 2 3 4 5

когнитивный компонент взаимодействия

10 Предложение обсуждения способа действия 1 2 3 4 5

11 Указание о целесообразности действий 1 2 3 4 5

12 Мнение о ходе деятельности 1 2 3 4 5

конативный компонент взаимодействия

13 Совместно-взаимодействующая деятельность (подбор отдельных элементов для фрагмента партнера на его территории) 1 2 3 4 5

14 Совместно-индивидуальная деятельность (самостоятельный сбор своих фрагментов, поддержка внешнего эмоц контакта) 1 2 3 4 5

15 Совместно-последовательная деятельность (в соответствии с высказ. мнениями осуществление выбранной стратегии: подбор по цвету и штрихам, смысловым элементам, формальной структуре) 1 2 3 4 5

Продуктивность

16 Связь результата с временными характеристиками 1 2 3 4 5

17 Удовлетворенность временными затратами 1 2 3 4 5

18 Удовлетворенность результатом 1 2 3 4 5

Подобная четкость определения критериев анализа совместной деятельности позволяет исследователю точно определить, какую сторону взаимодействия он собирается изучать и, согласно целям исследования, какие личностные особенности или условия среды оказывают существенное влияние на эффективность совместной деятельности супругов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева,Г. М. Социальная психология. — М. : Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.

2. Баз,Л. Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи) // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 4. — С. 26—30.

3. Занковский,А. Н. Психология деловых отношений : УМК. — М. : Изд. центр ЕОАИ, 2008. — 384 с.

4. Обозов Н. Н.,Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 98—101.

5. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб. : Питер, 2009.— 576 с.

6. Чалдини,Р. Психология влияния. — СПб. : Питер. 2001. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.