Научная статья на тему ' шары-пилоты и зонды над Верхоянском'

шары-пилоты и зонды над Верхоянском Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « шары-пилоты и зонды над Верхоянском»

ШАРЫ-ПИЛОТЫ И ЗОНДЫ НАД ВЕРХОЯНСКОМ

Юрий Константинович Антонов,

отличник Гидрометеослужбы СССР, отличник Гражданской обороны СССР.

В 1912 г. Международная воздухоплавательная комиссия в Вене подняла вопрос о необходимости организации аэрологических станций в полярных странах. Академия наук России по докладу Главной физической обсерватории (ГФО) приняла решение об устройстве аэростанций в г. Якутске и г. Верхоянске, расположенном в районе полюса холода. В связи с первой мировой, а затем и гражданской войнами осуществление этих планов было отложено.

Лишь в 1925 г. Якутская экспедиция Академии наук СССР, наряду с другими исследованиями, занялась и изучением верхних слоёв атмосферы. Главная физическая обсерватория сформировала для аэрометеорологического отряда этой экспедиции специальное научное оборудование, и годовой запас резиновых оболочек и водорода для ежедневного запуска их на трёх метеостанциях - Якутск, Верхоянск и Усть-Мая. К моменту прибытия аэрометеорологического отряда оборудование для запуска шаров-пилотов уже находилось в Якутске. Змейковое и зондовое оборудование не входило в перечень первоочередного, поэтому поступило из Ленинграда позже.

Ю. К. Антонов

Выезд сотрудников аэрометеорологического отряда Н. Н. Шпаковского и Н. С. Уланова из Якутска в Верхо-янсклетом осложнялся в связи с большим объёмом груза (4500 кг, или 280 пудов). Поездка была отложена до организации первого зимнего санного пути, и лишь 27 декабря 1925 г, после 38-дневного путешествия, Н. Н. Шпаковский и Н. С. Уланов на двадцати подводах прибыли в Верхоянск.

Главная физическая обсерватория подбирала состав отряда среди студентов. Н. Н. Шпаковский был в то время студентом 4-го курса Ленинградского государственного университета. Его заинтересовала экспедиция Академии наук в Якутию. Он взял академический отпуск и после стажировки в ГФО по производству метеорологических и аэрологических наблюдений выехал в Якутию.

В первый же день приезда в г. Верхоянск Н. Н. Шпаковский и Н. С. Уланов осмотрели метеорологическую станцию и распаковали привезенное имущество. Станция находилась на юго-западном конце города, на краю луга, переходящего в болото. Река Яна протекала в 500-600 м от неё.

Первый пробный запуск шара состоялся 28 декабря 1925 г Из-за

Н. Н. Шпаковский (слева) и В. А. Новский на рабочем месте (1926 г.).

тумана его потеряли из виду на первой же минуте. К регулярным запускам шаров-пилотов приступили 4 января 1926 г. Оболочки наполнялись водородом под открытым небом, что создавало большие трудности, особенно зимой: теодолит замерзал и переставал вращаться; при наполнении шара-пилота и вращении винтов люди часто отмораживали руки и ноги; при длительных наблюдениях останавливались секундомер и часы.

Наблюдения за шарами проходили по-разному. В облачную погоду или туман шар исчезал быстро, и наблюдения прекращались на первых минутах, а при ясном небе они иногда продолжались до высоты 5 -7 км.

В 1933 - 1934 гг. Н. Н. Шпаковский, работая уже на Украине и делясь опытом своей работы в Верхоянске, отмечал: «Сами по себе несложные и нетрудные в обычных условиях пилотные наблюдения являются весьма трудными при свирепых морозах и сильных ветрах. Сплошь и рядом наблюдатели отмораживают себе лицо и пальцы. Единственное спасение от холода - это бегать и заниматься физкультурой вокруг теодолита» [1, с. 104]. На эту статью последовал недоброжелательный отклик редакции: «Н. Шпаковский ярко описывает „ужасы", переживаемые наблюдателем во время шаропилотных наблюдений. Не бегом и прыжками надо заниматься при наблюдениях, а заблаговременно утепляться самим и устраивать павильоны из досок, чтобы защититься от ветра» [2, с. 49].

Если бы автор отклика побывал на месте Шпаковского, то пыл его обвинения быстро бы угас. Конечно, были неопытность молодых людей и отказы при сильном морозе даже такой простой техники, как секундомер, часы и теодолит. Со временем приспособились: один наблюдатель находился у теодолита, а другой с секундомером вёл записи в помещении, сообщая о времени отсчётов по телефону.

С прибывшим в 1928 г. из Ленинграда Николаем Митрофановичем Зацепиным связано начало зондирования атмосферы метеорографами на змеях и воздушных шарах. Он окончил 8-месячные курсы при Главной геофизической обсерватории и в Верхоянске работал заведующим станцией с марта 1928 по июнь 1930 гг. Будучи человеком пытливым, целеустремлённым, с широким кругозором, Николай Митрофанович внёс значимый вклад в развитие нескольких направлений гидрометеорологической науки. С его активным участием проводились в Якутске исследования атмосферы на различных высотах. Сначала он выполнял эти наблюдения с помощью привязанных и выпущенных в свободный полёт шаров с метеорографами. При этом он сам восстанавливал поломанные после приземления метеорографы и мастерил новые, устранял несовершенство некоторых узлов первых радиозондов. Н. М. Зацепин организовал доведение заинтересованным организациям прогнозов погоды и ледовых явлений на реках, возглавляя Бюро погоды в г Якутске в 1934 - 1935 гг. Он неоднократно замещал директора геофизической обсерватории, не устраняясь при этом от выпуска радиозондов и руководства группой аэрологии. В годы войны Николай Митрофанович был сначала военным метеонаблюдателем в Забайкалье, а затем стрелком бомбардировочной авиации, участвовал в войне с Японией, был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией». После войны Н. М. Зацепин вернулся в Якутск и возглавлял Бюро поверки приборов УГМС, участвовал в экспедиции Якутского УГМС в 1946 г по установке одной из первых автоматических радиометеорологических станций, работавшей в 80 км от Якутска. Уехал из Якутии в 1952 г. В письме к автору в 1977 г. он так описывает свои первые шаги по организации зондирования атмосферы: «В Верхоянске оборудование для подъёмов метеорографов на змеях, заве-

Н. Н. Шпаковский (справа) и В. А. Новский перед запуском шара (1926 г.).

Н. М. Зацепин (1950 г.).

быстро сматывали проволоку, но подтянуть метеорограф к станции всё же не удалось. Он упал в озеро, в километре от нас. Проволока легла на землю и воду.

Пока я спасал метеорограф (чтобы водой не смыло записи) и «змеев», проволоку пересекли несколько коров. Одна из них задней ногой зацепила проволоку, с испугу побежала. Когда ее распутали, оказалось, что корова порезала ногу до кости. После составления акта начальником милиции в присутствии ветеринарного врача мне пришлось уплатить штраф 30 рублей. Но я был доволен подъёмом: запись на метеорографе была сохранена, получены интересные результаты.

Таким образом, в Верхоянске с середины 20-х годов проводились регулярные шаропилотные наблюдения за ветром на высотах и эпизодически - температурное зондирование».

Была ещё возможность определять температуру и влажность воздуха на высотах с помощью метеорографов, поднимаемых на больших воздушных шарах. Шары надувались водородом. К сожалению, поставки водорода из «центра» были нестабильными, поэтому завезённые в Верхоянск специальные метеорографы так и остались лежать на складе, а газогенераторные установки для добычи водорода на местах поступили в Якутию значительно позже.

зенное, очевидно, в 1926 г., до 1928 г. не использовалось. А в 1928 - 1930 годах нами проводились эпизодические запуски. Оборудование для змейкового зондирования атмосферы состояло из лебёдки с накрученной на неё стальной проволокой диаметром 0,6 мм, 0,7 мм и 0,8 мм длиной 7 км, змеев, составленных из алюминиевых трубок и обтянутых батистом, высотой 2,5 м, 2-3 метеорографов, включаемых перед пуском.

Помню, с одним подъёмом был курьёзный случай. После длительного безветрия в один из дней к городу стало приближаться облако с грозой. Решили выпустить «змея», зная, что с таким облаком связаны достаточно сильные ветры. Да и интересно было замерить распределение метеоэлементов в грозовом облаке. Предприняли меры безопасности: заземлили лебедку, на ноги я надел резиновые сапоги, а на руки - резиновые перчатки.

Вот подул свежий ветер по направлению к облаку, и это сразу же было использовано: выпустили первый «змей» с метеорографом. Через 500 м подцепили второй «змей» и стали распускать проволоку с лебёдки на предельной скорости. Ветер усиливался, и наши «змеи» с метеорографом ушли в облако. Натяжение проволоки увеличивалось, угол нарастал, я продолжал быструю размотку проволоки. При прохождении центра облака над станцией ветер полностью стих, а счётчик показал, что уже размотано 3000 м. В это время проволока в натянутом состоянии проходила через зенит. Я повернул лебедку на 180 градусов. И вдруг проволока начала быстро оседать. Предвидя падение метеорографа, я и мои помощники

Радиоветровая станция в Верхоянске (1962 г.).

Техник Фединцева готова к выпуску зонда (1962 г.).

диозондирование. Перед началом перегона боевых самолётов из США через Сибирь на фронт его перевели в качестве борт-зондиста для проведения самолётного зондирования атмосферы и разведки погоды на трассе. По окончании войны Михаил Иванович вернулся на аэрологическую станцию Якутск. И вот новое назначение -в Верхоянск.

В те годы аппаратура была несовершенной. Чтобы достичь наибольшей высоты подъёма и качественных сведений об условиях в атмосфере, каждый запуск тщательно готовился.

В 1957 г., с введением радиотеодолита «Малахит», пункт радиозондирования реорганизовали в радиоветровую станцию и окончательно отделили от авиамет-станции не только структурно, но и территориально. В неё вошли гидрологическая станция и группа актинометрии. Как отмечает Н. Я. Филиппович, «для радиоветровой станции под руководством М. В. Золотова был выстроен целый комплекс зданий: служебное и два жилых дома, помещение для добывания водорода, гараж для автомашины. Если в 1951 г. зондирование проводилось в два срока (03 и 15 часов по московскому времени), то с 1961 г. уже в 4 срока (03, 09, 15, 21 ч). Увеличилась и средняя высота зондирования: с 9,2 км в 1952 г. до 24-30 км-в 1961-1970 годах» [3, с. 34].

В настоящее время исследование атмосферы в Верхоянске продолжается также с помощью радиозондов, только неоднократно модифицированных и усовершенствованных. Теперь приём сигналов ведётся автомати-зированно, а высота, с которой поступают сведения, составляет свыше 40 км.

Список литературы

Зондирование атмосферы с помощью радио

60 лет назад, в 1951 г., Верхоянская станция приступила к новому виду исследований - радиозондированию. Организовали специальную группу, которую выделили из состава авиаметстанции в самостоятельный пункт (правда, первое время зондисты размещались вместе с метеорологами). Начало выпусков радиозондов связано с именем опытного аэролога Михаила Ивановича Синцова. В 1936 г. он был метеонаблюдателем на станции Якутск при обсерватории. Потом освоил ра-

1. Шпаковский, Н. Н. Метеоролог в Арктике / Н. Н. Шпаковский // Как исследуют Арктику. - Харьков -Одесса.-1934.-С. 104.

2. Павильон для шаропилотных наблюдений // Метеорологический вестник ГГО. - 1935. - № 1 - 4. -С. 49.

3. Филиппович, Н. Я. Полюс холода / Н. Я. Филиппович; отв. ред. Т. В. Покровская. -Л.: Гидрометеоиздат, 1972.-72 с.

ОНЫЕ КНИГИ'

Туризм на Севере: традиции и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / ред. кол.: Л. Н. Цой и др.; Байкальский гос. ун-т экономики и права, Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г Якутске. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. -198 с.

Представлены результаты научных изысканий в туристической, социальной, экономической, философско-культурной и духовной сферах развития регионального туризма. Исследуются современные проблемы и перспективы сотрудничества власти, бизнеса, науки и образования в туризме.

Для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей, настоящих и будущих специалистов в области туристического бизнеса и всех интересующихся вопросами регионального развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.