Научная статья на тему 'ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
267
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович

Статья посвящена одному из направлений развития международных экономических отношений на региональном уровне - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Рассмотрен процесс становления ШОС, проанализированы состояние, проблемы и перспективы внешнеэкономического взаимодействия ее государств-членов. Дана оценка условий, особенностей и возможностей развития ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AS THE BASIS FOR ECONOMIC DEVELOPMENT AND COLLECTIVE SECURITY

The article is devoted to one of the development trends in the economic relations on regional level - Shanghai Cooperation Organization (SCO). The process of forming SCO is considered, the state, problems and perspectives of foreign economic cooperation of its member-states are analyzed. Conditions, special features and possibilities of SCO development are estimated in the article.

Текст научной работы на тему «ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В. Б. Мантусов

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена одному из направлений развития международных экономических отношений на региональном уровне - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Рассмотрен процесс становления ШОС, проанализированы состояние, проблемы и перспективы внешнеэкономического взаимодействия ее государств-членов. Дана оценка условий, особенностей и возможностей развития ШОС.

Ключевые слова: международные экономические отношения; Шанхайская организация сотрудничества; Евразийский экономический союз; региональная интеграция; взаимодействие; экономическое сотрудничество; перспективы развития.

Изменения в системе международных экономических отношений и геополитической ситуации в мире, появление новых угроз глобальной, региональной и национальной безопасности свидетельствуют о проблемах обеспечения безопасного существования каждого государства. Объединение стран в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), по сути, произошло в результате появления таких угроз благополучию, стабильности и безопасности Евразийского региона, в первую очередь, в виде эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера.

Основы ШОС были заложены 08.09.1992 на встрече в г. Минске заместителей министров иностранных дел Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Они определили поддержание мира, безопасность и стабильность региона как цели и миссии организации, а борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -приоритетами сотрудничества. История создания ШОС начинается с «Шанхайской пятерки», возникшей в результате подписания в 1996-1997 гг. Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ. В 2001 г., с принятием в состав ШОС Узбекистана, она переименована в «Шанхайскую шестерку».

Стремление государств Евразийского региона совместно решать вопросы взаимной безопасности и укрепления мер доверия, а также распространения общих интересов в сферы политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества отражено в Хартии (уставе) ШОС в 2002 г. [1]. В Хартии определены цели и задачи ШОС:

- укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

- развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

- совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

- поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

- всестороннее содействие сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию государств в регионе посредством их совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

- координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

- поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

- взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI в.

Принятая на уровне глав правительств государств - членов ШОС (сентябрь 2003 г.) «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества на период до 2020 года» определила конечную долгосрочную цель организации -установление режима свободного передвижения товаров, капитала, услуг и технологий в пределах региона и создание зоны свободной торговли [2].

В качестве основных принципов функционирования ШОС определены [3]:

- взаимное уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости границ;

- ненападение, невмешательство во внутренние государственные дела, неприменение силы или угрозы силы в международных отношениях, отказ от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

- равноправие всех государств-членов, поиск совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

- поэтапное осуществление совместных действий в сферах общих интересов;

- мирное разрешение разногласий между государствами-членами;

- недопущение действий ШОС против других государств и международных организаций;

- недопущение любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

- добросовестное выполнение обязательств, принятых в рамках ШОС.

За годы своего существования ШОС как молодая региональная международная организация выдержала испытания изменениями в международной обстановке и превратилась в зрелое объединение.

В настоящее время в ШОС входят восемь государств-членов, четыре государства-наблюдателя, три кандидата в государства-наблюдатели, шесть государств со статусом «партнер по диалогу» (табл. 1). Помимо этого ШОС имеет соглашения о партнерстве с ООН, СНГ, ЕАЭС и АСЕАН [4].

Таблица 1

Членство в Шанхайской организации сотрудничества

Государства - члены ШОС Государства-наблюдатели Партнеры по диалогу

Индия (с 2015 г.) Афганистан Азербайджан (с 2015 г.)

Казахстан Белоруссия (с 2015 г.) Армения (с 2015 г.)

Киргизия Иран Камбоджа (с 2015 г.)

Китай Монголия Непал (с 2015 г.)

Пакистан (с 2015 г.) Страны, подавшие заявку на участие в ШОС в качестве государства-наблюдателя Турция

Россия Шри-Ланка

Таджикистан

Узбекистан Бангладеш

Сирия

Египет

Источник: составлено автором по открытым материалам ШОС.

Сформирована организационная структура ШОС и определены правовые основы ее функционирования. Разработан и принят (в 2003 г. на московском саммите) порядок работы всех органов ШОС. С января 2004 г. основные структуры организации приступили к работе, и с этого момента объединение функционирует в качестве полноценной международной организации [5].

Следует отметить, что ШОС прошла непростой путь развития, который можно охарактеризовать как равномерный и последовательный. В настоящее время ШОС - это реально действующая и успешная организация, мнение, позицию и реакцию которой невозможно игнорировать применительно к международным событиям как в Центрально-Азиатском регионе, так и в Европе, Азии и Тихоокеанском регионе.

Организация объединяет практически 18 стран с населением 3 млрд 40 млн человек (половина населения планеты) [4; 6]. Общая территория государств - членов ШОС составляет более 34 млн кв. км, т. е. 60% площади Евразии. Совокупный объем внутреннего валового продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) государств - членов ШОС в 2015 г. составил около 37 трлн долл. США - почти 1/3 общемирового показателя ВВП [6].

Международный вес ШОС определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в нее стран, но и стратегическим партнерством двух мировых ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН - России и Китая. Индия и Пакистан также обладают ядерным

оружием. Такое партнерство обусловливает роль этого объединения в построении системы коллективной безопасности как в Центральной Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Важнейшим условием успеха ШОС является мощная экономика и огромный природно-ресурсный потенциал стран-участниц [7]. Как известно, Россия обладает 20% сырьевых запасов в мире. Она первая в мире по запасам газа, вторая - по уровню добычи нефти, третья - по запасам угля. Россия занимает лидирующее положение по обеспеченности лесом, по разведанным запасам железных руд -первое место, по олову - второе, по свинцу - третье. Китай богат ресурсами и полезными ископаемыми. Он находится в числе мировых лидеров по запасам угля, железа, меди, алюминия, сурьмы, молибдена, марганца, олова, свинца, цинка и ртути. Кроме этого располагает нефтью, природным газом, горючими сланцами, фосфором и серой. По запасам редкоземельных металлов Китай превосходит все остальные страны мира, вместе взятые [8]. Казахстан также обладает крупным промышленным потенциалом и большими запасами полезных ископаемых. Он на 13-м месте в мире по разведанным запасам нефти и газа. На его территории расположены крупнейшие месторождения железных руд, каменного угля, цветных металлов. По объему запасов Казахстан первенствует среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, на втором месте по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, на третьем - по газу, углю, золоту и олову. Таджикистан - крупнейший в регионе поставщик электроэнергии. Его ведущими отраслями являются цветная металлургия, легкая и пищевая промышленность. На территории Узбекистана выявлено около 100 видов минерального сырья. Республика находится на ведущих позициях по добыче золота - по разведанным запасам на четвертом месте в мире. По добыче природного газа Узбекистан входит в десятку крупнейших газодобывающих стран мира. Из других природных ресурсов необходимо отметить наличие больших запасов угля, урановой руды, цветных и редких металлов (серебро, медь, свинец, цинк, вольфрам и молибден). Киргизия также располагает богатыми природными ресурсами. Месторождения цветных, драгоценных металлов и других полезных ископаемых конкурентоспособны в мировом масштабе. В республике обнаружены месторождения каменного угля, цветных, редких и редкоземельных металлов. Важнейшим природным потенциалом, оказывающим влияние на структуру экономики страны, являются и водные ресурсы.

Россия и Китай выступают в ШОС в качестве локомотива развития как экономик отдельных стран, так и региона в целом. Китай в современных условиях обладает значительными инвестиционными возможностями, а Россия может предоставить технологии и транспортные услуги [9]. Энергетику нужно использовать как источник развития всего региона. В этом направлении открываются большие возможности, и все страны заинтересованы участвовать в таких проектах.

Эффективность ШОС заключается в том, что, имея политическое влияние среди ведущих государств мира, она объективно закрепила за собой энергетический рынок, рынок других природных ресурсов, области экономического и военного сотрудничества. ШОС активно содействует обеспечению безопасности и стабильности в регионе, вносит вклад в мировую экономику и устойчивое развитие одного из крупнейших регионов мирового сообщества, расширение диалога культур и цивилизаций. Сильные стороны ШОС, составляющие основу развития

и углубления регионального сотрудничества, и проблемные вопросы в деятельности организации на современном этапе приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сильные и слабые (проблемные) стороны деятельности Шанхайской организации сотрудничества

Сильные стороны Слабые стороны

Единое пространство (единая региональная целостность), стабильность и безопасность практически целого материка Существенное влияние на развитие ситуации в каждой стране - члене ШОС мировых держав, прежде всего США, Европейского союза

Сосредоточение природных ресурсов мирового значения, заинтересованность в их освоении многих государств мира Неустойчивые режимы в отдельных государствах ШОС

Наличие евроазиатских транспортных коридоров и транспортно-коммуникационных сетей, непосредственный выход (через Китай) в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР, АТЭС, АСЕАН); наличие и возможности развития традиционного «Великого шелкового пути» Отсутствие эффективного (оперативного, скоординированного) механизма взаимодействия между странами ШОС, в том числе по вопросам борьбы с терроризмом

Наличие механизма коллективного урегулирования имеющихся разногласий в рамках регионального блока на основе международно-правовых договоренностей Слабое (недостаточно сильное) экономическое сотрудничество между странами ШОС; превалирует двухстороннее сотрудничество над решением общих региональных и мировых проблем; практически не было реализовано ни одного многостороннего экономического проекта

Наличие интеграционного «ядра», способного выполнить роль локомотива в развитии национальных экономик и региона в целом Недостаточно крепкие историко-культурные связи, ценности: межконфессиональные различия, межнациональное согласие, языковой барьер (полилингвизм); существуют четыре цивилизации: конфуцианство, ислам, славянская цивилизация, индуизм

Источник: составлено автором с использованием источников ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества открыта для приема в ее состав других государств, которые обязуются соблюдать цели и принципы Хартии, а также положения иных международных договоров и документов, принятых в ШОС.

В 2015 г. Индия и Пакистан стали членами ШОС. Принятие Индии и Пакистана в ШОС существенно изменяет региональный и глобальный расклад. ШОС становится международным институтом, включающим ведущие «незападные» державы Евразии, и, таким образом, может рассматриваться как формирующийся союз многополярного мира, как платформа, предлагающая евразийскую альтернативу Западной Европе.

Немаловажными являются дальнейшее развитие экономического и военного сотрудничества, транспортно-коммуникационных сетей; непосредственный выход в Индийский океан; расширение коллективной системы безопасности; продвижение региональной экономической интеграции и обеспечение комплексной стабильности. Принятие Пакистана и Индии в ШОС может позволить решить проблемы Афганистана.

Препятствием для полноценного вступления Индии и Пакистана в ШОС было то, что по уставу организации страны-члены не должны иметь неурегулированных конфликтов между собой, а Пакистан и Индия уже несколько десятилетий не могут устранить кашмирскую проблему.

Однако влияние кашмирского фактора не стоит абсолютизировать, поскольку Пакистан заинтересован в развитии своей промышленности и соответствующих торгово-экономических связей с Индией. Индии выгодны единство и территориальная целостность Пакистана из-за угрозы возникновения рисков неконтролируемых миграционных потоков и связанного с этим замедления экономического роста.

Участие в ШОС Индии и Пакистана будет способствовать нормализации отношений между ними: одновременно это сигнал того, что организация будет обеспечивать нормализацию пакистано-индийских отношений. Если раньше, в 60-е гг. XX в., арбитром между двумя странами мог выступать СССР, то сейчас эту функцию может взять на себя ШОС. С другой стороны, осложнение пакистано-индий-ских отношений создает угрозу организации, поскольку обострение взаимных противоречий может привести к расколу внутри ШОС при принятии отдельными странами тех или иных позиций сторон. Одновременно с этим появляются дополнительные возможности объективного и открытого диалога в составе всей организации по определенным весьма непростым вопросам двустороннего характера между участниками регионального блока.

В существующей интеграции государств - членов ШОС не следует забывать об имеющихся разногласиях не только между Индией и Пакистаном, но и Индией и Китаем.

Основная роль ШОС в данном вопросе - это площадка разрешения взаимных претензий и достижения договоренностей при посредничестве третьих стран. В случае обострения территориальных претензий между Китаем и Индией и усиления разногласий внутри стран ШОС коллективная позиция в урегулировании сложных вопросов позволит решить многие проблемы в контексте договоренностей в рамках региональной организации.

Одними из основных «раздражителей» в отношениях между Нью-Дели и Пекином являются неразрешенный пограничный вопрос и взаимные претензии на две спорные территории:

- безлюдное высокогорное плато Аксайчин в западном секторе границы (в 1962 г. район был занят китайскими войсками в ходе вооруженного конфликта и находится сейчас под фактическим управлением Пекина, однако Нью-Дели настаивает на том, что Аксайчин - часть индийского района Ладакх);

- значительная часть штатов Аруначал-Прадеш и Сикким (территория площадью около 150 тыс. кв. км), управляемая Индией, но на которую предъявляет права Китай.

Стороны неоднократно предпринимали попытки урегулировать свой пограничный спор. Из-за отсутствия между ними договоренности, фиксирующей прохождение линии фактического контроля, с обеих сторон ежегодно происходят сотни нарушений границы, которые порой перерастают в столкновения.

Вхождению Пакистана в ШОС активно препятствуют США. Пакистан является давним военным и экономическим союзником американцев. Через Пакистан и Афганистан имеется выход к Индийскому океану.

Россия и Китай хотят видеть Пакистан и Индию как полноправных членов ШОС главным образом потому, что и Индия и Пакистан также обладают ядерным оружием и проявили заинтересованность в его дальнейшем нераспространении. Такое решение абсолютно не устраивает официальный Вашингтон.

США попытаются просчитать возможную реакцию стран ШОС и упредить ее встречными предложениями, а также получить однозначную и четко выраженную поддержку политики США со стороны государств региона. Одним из таких предложений может быть приглашение к участию в создаваемых США региональных интеграционных группировках.

Участие в ШОС даст хороший рычаг в руки Исламабаду для давления на Вашингтон за счет появления нового рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, доступа к современным технологиям, улучшения отношений с Индией и регулирования кашмирского вопроса.

В настоящее время обсуждается вопрос о возможном присоединении к ШОС такой страны, как Иран, который в настоящее время является государством - наблюдателем в ШОС. Иран рассматривает ШОС как инструмент противодействия американскому военному присутствию, что составляет угрозу безопасности страны. В связи с этим присоединение представляется весьма реальным и обоснованным.

Через Иран имеется выход к Персидскому заливу. Для ШОС это будет означать усиление геополитических и геоэкономических позиций за счет выгодного географического положения Ирана, емкого рынка сбыта, энергетического потенциала и транспортной инфраструктуры.

В 2015 г. Сирия подала заявку на участие в ШОС в качестве наблюдателя. Для России и Ирана это может служить дополнительной политической поддержкой в рамках ШОС.

Иран привлекает ШОС и как важный транспортный узел, и как ведущий экспортер энергоресурсов. В случае присоединения Ирана к ШОС будет ускорено решение территориальных проблем по акватории Каспийского моря. Присутствие Ирана в ШОС позволит более результативно решать серьезные проблемы как в Центральной Азии и Афганистане, так и в странах Каспийского бассейна.

Еще один важный вопрос в деятельности ШОС - расширение экономического пояса «Великого шелкового пути». В связи с этим актуальной темой, обсуждаемой в таможенной сфере, в том числе научном сообществе Российской таможенной академии, является реальность экономического взаимодействия ШОС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также направления такого взаимодействия [10].

Результаты исследований показывают, что существуют предпосылки создания зоны свободной торговли между ШОС и ЕАЭС, так как в настоящее время ЕАЭС органично интегрирован в мировую экономическую систему как надежный мост между Азией и Европой.

Государства ЕАЭС способствуют продвижению товаров стран ШОС на европейский рынок. Существует большая заинтересованность германской и других европейских экономик в приобретении Европейским союзом (ЕС) в лице ШОС коллективного партнера для осуществления широкомасштабных планов ЕС по освоению емкого рынка Центральной Азии. Особый интерес у ЕС вызывает идея ШОС по созданию Энергетического клуба. На этой базе у ЕС и ШОС может возникнуть взаимовыгодный диалог.

По нашему мнению, Россия должна быть заинтересована в усилении интеграции как в рамках ЕАЭС, так и ШОС. Китай стремится к созданию единого интеграционного пространства в рамках ШОС, что обеспечит ему существенные экономические выгоды. Россия пока не может конкурировать с Китаем на равных в определенных отраслях экономики и будет специализироваться преимущественно на торговле сырьем. Вместе с тем развитие ЕАЭС позволит диверсифицировать национальные экономики стран - членов блока, в том числе России, и выступить плацдармом на пути взаимного освоения рынков стран ШОС.

В перспективе основой сближения ЕАЭС и ШОС может стать так называемый «Экономический пояс Шелкового пути» - огромная зона экономического сотрудничества, простирающаяся от Китая до Европы. В этот многогранный проект включены финансирование строительства шоссейных, железных дорог и аэропортов, добыча полезных ископаемых, промышленное сотрудничество, финансовые услуги, технологическое взаимодействие. Северный коридор Шелкового пути проходит из Западного Китая через Казахстан в Россию, в Оренбург и далее - к Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, через Белоруссию и далее через Варшаву - к Берлину.

Таким образом, анализ сотрудничества государств - членов ШОС как эффективного инструмента региональной экономической интеграции и основы обеспечения коллективной безопасности ее государств-членов позволяет определить дальнейшие направления развития ШОС. К ним следует отнести:

1) развитие в качестве организации региональной безопасности, занимающейся вопросами поддержания мира и укрепления доверия в регионе, а также борьбой с контрабандой, незаконной торговлей наркотиками, трансграничной организованной преступностью, угрозами информационной безопасности;

2) развитие в качестве организации экономического сотрудничества, содействующей созданию благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций;

3) развитие в качестве регионального арбитра либо форума для обсуждения возникающих многосторонних проблем (интеграционных, экономических, финансовых, военных, экологических, информационных и др.);

4) развитие в качестве универсальной организации, которая не акцентировала бы свою деятельность на решении только одной задачи, а решала широкий спектр проблем;

5) информационно-технологическое обновление с учетом киберугроз.

Для достижения целей и реализации указанных направлений развития основными задачами ШОС на современном этапе являются:

- дальнейшая консолидация государств-членов на принципах, закрепленных в Хартии и других основополагающих документах ШОС;

- придание качественно новой динамики совместным усилиям по поддержанию мира, безопасности и устойчивого развития на пространстве ШОС;

- борьба с терроризмом, контрабандой, наркотрафиком и другими видами трансграничной преступности;

- содействие социально-экономическому развитию государств - членов ШОС и продвижению гуманитарного сотрудничества между ними;

- укрепление международного авторитета и влияния ШОС как новаторской межгосударственной структуры, важного элемента формирующегося многополярного мироустройства.

В качестве благоприятных условий для достижения целей и решения указанных задач можно выделить: прочные гарантии в виде механизмов взаимодействия в политической, внешнеэкономической, оборонной сферах, а также в области обеспечения безопасности. Взаимодополняемость экономик и разделение труда между странами, обусловленные особенностями каждой из них, а также наличие богатых ресурсных запасов служат основанием перспективного экономического сотрудничества государств - членов ШОС.

Использованные источники

1. Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 07.06.2002.

2. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества на период до 2020 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15.06.2001.

4. http://www.infoshos.ru.

5. http://www.sectsco.org/RU/2009.asp.

6. Алексеев А. Ю. Восточный вектор российской внешней политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/.

7. Болятко А. В., Клименко А. Ф. Проблемы совершенствования Шанхайской организации сотрудничества: аналитическая записка по итогам «круглого стола» в Институте Дальнего Востока РАН, май 2005 г. М., 2005.

8. Булешова Н. Ю. Проблемы экономического взаимодействия в рамках ШОС // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС», 31 мая 2006 г. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2006.

9. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

10. Михеев В. В. Проблемы и перспективы взаимодействия ШОС и ЕврАзЭС в Центральной Азии // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС», 31 мая 2006 г. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.