Н. А. Комлева, д-р полит. наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории политической науки, В. А. Дубовцев, д-р полит. наук, советник ректора,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. баланс сил в мире резко изменился. Разрушение мировой системы социализма во главе с СССР как геополитического противовеса системы капиталистических государств во главе с США создало новую геополитическую ситуацию — отсутствие геополитического противоцентра. Главным следствием этого стало разрушение глобального равновесия центров силы. Единственным центром силы с мировым масштабом влияния остался так называемый Унилатераль — совокупность наиболее развитых стран современного мира. Ядром Унилатераля является G-7, или «большая семерка», во главе с США. Иногда их так и называют — «страны ядра» или просто «ядро». Вследствие произошедших резких изменений баланса сил в мире рубеж ХХ-ХХ1 вв. является временем формирования новой геополитической эпохи и новой системы международных отношений — Поствестфальской. Предыдущая эпоха, называемая Вестфальской, сформировалась в середине XVII в. (1648), и ее принципы определялись сменой доминирующих центров силы в результате Тридцатилетней войны. Основной принцип, утвердившийся в рамках Вестфальской системы международных отношений, — принцип государственного суверенитета и вытекающий из него принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Эта база мирового порядка просуществовала триста пятьдесят один год и была нарушена агрессией стран НАТО во главе с США в марте 1999 г. в отно-
шении суверенного югославского государства, решавшего внутренний вопрос соподчинения административных единиц и восстановления конституционного порядка, нарушенного сепаратизмом в крае Косово.
Вестфальская эпоха и существовавшие в ее рамках системы международных отношений (Венская, Версальская, Ялтин-ско-Потсдамская) строились на «двоичной системе» противостояния сверхдержав и сформированных ими союзнических геополитических блоков. Внутри данного мирового порядка всегда существовали два геополитических полюса, меняя свое политико-географическое название в зависимости от реального соотношения совокупной мощи противоборствующих центров силы. Именно противостояние полюсов силы гарантировало сохранение базовых принципов Вестфальской геополитической системы, поскольку каждый полюс осуществлял мониторинг мировых взаимодействий в собственных интересах и старался не допустить превосходства соперника в борьбе *
за мировые ресурсы .
Победители в «холодной войне» геополитических блоков, т. е. государства
* В данном случае ресурсы понимаются как совокупность средств выживания человеческих сообществ, т. е. ресурсы природного происхождения (полезные ископаемые), природно-социального (демографические ресурсы), социального (тип экономической и политической системы), ментального (пан-идеи), интерактивного (геополитические союзники).
с
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Унилатераля, освободившись от мощного системного противодействия со стороны геополитического блока-противника, естественно, стали формировать новую систему принципов мирового порядка в собственных интересах. Первым «пал» краеугольный принцип «двоичной» Вестфальской системы — принцип нерушимости государственного суверенитета, поскольку именно он представлял первую «линию обороны» обладания определенными ресурсами со стороны наций, политически конституированных в государство. Стали говорить о «мягком» государственном суверенитете, нарушение которого необходимо для обеспечения полного соблюдения прав человека в конкретном государстве. Систематическое нарушение всего комплекса политических прав человека и его гуманитарных прав может повлечь за собой так называемую «гуманитарную интервенцию», т. е. агрессию со стороны «развитых демократий». Этот принцип был сформулирован на юбилейной сессии НАТО в мае 1999 г. и в итоговом документе саммита получил название «принцип законного совместного международного интервенционизма». Данный принцип был реализован не только в акте агрессии против бывшей Югославии, но и в локальных войнах в Афганистане (с 2001 г.), Ираке (с 2003 г.) и Ливии (2011). Под предлогом защиты прав человека и установления демократии фактически идет борьба за доступ к важнейшим ресурсам современного мира.
С распадом биполярной геополитической конструкции в международные отношения вернулся принцип силы, казалось, преодолеваемый в ходе «разрядки» 1970-х гг. и с развитием «нового политического мышления» второй половины 1980-х — начала 1990-х гг. XX в.
Вследствие вышесказанного Поствестфальский мировой порядок представляет собой реальную угрозу национальной безопасности большинства стран мира. Неслучайно после распада СССР и формирования Поствестфальской системы произошел резкий рост числа «пороговых» государств, т. е. государств, стоящих на пороге либо
создания, либо официального признания наличия у них ядерного оружия. Именно данный вид вооружений на протяжении последних пяти десятилетий является «оружием сдерживания» потенциальной агрессии. Во многом именно этим фактором объясняются нынешние острые проблемы взаимоотношений мирового сообщества с Ираном и КНДР.
Угрозы, создаваемые Поствестфальской системой, могут быть преодолены только в рамках другой геополитической системы, с возрожденным на новой основе геополитическим балансом сил. Поиск новой формы глобального равновесия привел к союзу стран, исходящих из необходимости преодоления униполярности современного геополитического процесса и достижения состояния многополярности как переходного к стабильной «двоичной системе» международных отношений и реальному мировому балансу сил.
В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества, куда вошли страны «Шанхайской пятерки»* и Узбекистан. Первоначальный импульс союза — как в форме «пятерки», так и в виде «шестерки»
* «Шанхайская пятерка» — Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Сформирована на основе «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы» (1996) и «Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» (1997).
— состоял в необходимости преодоления террористической угрозы, исходившей от сепаратистских сил внутри каждой страны союза и имевших сходную природу, а также внешнего вызова от фундаменталистского Афганистана, предвещавшего локальные войны и прогрессирующий наркотрафик. Среди основополагающих документов, заложивших основы Шанхайской организации сотрудничества, странами-участницами была подписана «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Однако со временем стало понятно, что преодоление террористической, сепаратистской и фундаменталистской угрозы требует целой системы действий и на других направлениях*. Это обстоятельство потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп еще в формате «пятерки». Сегодня в рамках ШОС существует несколько координирующих структур: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совещания руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов, Региональная антитеррористическая структура, Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Осуществляется координация оборонной деятельности, при этом должностные лица ШОС неоднократно подчеркивали, что организация не является военным альянсом и не стремится конкурировать с НАТО.
ШОС имеет шансы стать геополитическим балансиром Унилатераля в Евразии. Основанием этого является экономическая значимость стран, входящих в организацию. Страны-участницы ШОС обладают сегодня примерно четвертью мировых запасов и объемов добычи нефти, на них приходится от трети до половины газовых ресурсов и
* В 2006 г. ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. В 2007 г. утвержден План действий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности. В том же 2007 г. члены ШОС подписали Меморандум о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности (СНГ) с целью расширить сотрудничество по таким направлениям, как безопасность, борьба с правонарушениями и наркоторговлей.
50 % разведанных в мире месторождений урана. ШОС — это около 40 % населения мира и две трети территории Евразии, считая и территорию стран-наблюдателей**. Некоторые инициативы ШОС прямо направлены на нейтрализацию геополитических инициатив Унилатераля. Например, проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга был принят ШОС после того как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia).
Реальная сила геополитического союза определяется совокупной мощью его ведущих стран. В случае Шанхайской организации сотрудничества это Китай и Россия.
Современный Китай быстро развивается по всем направлениям и находится в стадии перехода от статуса региональной державы к статусу региональной и даже глобальной сверхдержавы (в перспективе на вторую половину XXI в.).
Приведем некоторые аргументы в поддержку данного мнения.
Годовой прирост ВВП Китая — 8-9 %, это вторая экономика современного мира. Естественно, что такая экономическая база не может не использоваться для геополитического расширения: товарная, инвестиционная и миграционная экспансия Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в том числе в дальневосточные районы России, очень велика. Самое большое в мире население заставляет Китай стремиться расширить свое жизненное пространство за счет России и Казахстана на севере (совместные предприятия, демографическая агрессия) и стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) на юге. В ЮВА этому чрезвычайно способствует наличие т. н. хуацяо — этнических китайцев. Конфуцианская этика, до сих пор сохранившая свои позиции в культуре китайцев, способствует тому, что большинство хуацяо активно помогают своей этнической родине — прежде всего экономически. Экономика материкового Китая в совокупности с экономической помощью
** Государствами-наблюдателями при ШОС являются: Индия, Иран, Монголия, Пакистан. В качестве гостей на саммитах ШОС участвуют страны АСЕАН; Афганистан; страны СНГ, не входящие в ШОС.
с
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
хуацяо представляет собой т. н. «Большую китайскую экономику» (БКЭ), которая превосходит экономический потенциал Великобритании, Германии, Франции и Италии вместе взятых, и даже США. Хуацяо освоили около ста стран мира. В последние годы Китай особое внимание уделял военной составляющей геополитического расширения. Модернизирована китайская армия, она приобрела все основные виды современных вооружений и родов войск. Китай превратился в третью по значению мировую танковую державу. Это также третья по значению ядерная держава мира. Китай — великая космическая держава, осуществляющая запуски пилотируемых космических кораблей.
В настоящее время Китай — вторая региональная сверхдержава АТР и в этом плане является противовесом Японии, приобретшей данный статус ранее. В связи с этим сложными являются отношения КНР и США. США проводят в отношении Китая политику «сдерживания», используя в качестве предлога проблемы с правами человека и развитием демократических институтов в Китае. Серьезные противоречия между США и КНР связаны с проблемой Тайваня: Китай считает Тайвань мятежной территорией КНР, в то время как США признают государственную независимость острова. Одной из актуальнейших задач для Китая является «возвращение» Тайваня и завершение процесса объединения родины. Однако США препятствуют этому, опасаясь усиления Китая. Еще один уровень противоречий связан с размещением в АТР японо-американской системы противоракетной обороны под предлогом противостояния Северной Корее. С точки зрения КНР, эта система направлена не против социалистической Кореи, а против соци- =
алистического Китая. В этом плане ШОС — возможность для Китая обеспечить определенную степень «сдерживания» геополитических противников, укрепить линию восхождения к статусу глобальной сверхдержавы.
Россия сегодня — имеет статус региональной сверхдержавы Северо-Восточной
Страны-участницы ШОС обладают сегодня примерно четвертью мировых запасов и объемов добычи нефти, на них приходится от трети до половины газовых ресурсов и 50 %
разведанных в мире месторождений урана.
Евразии. ВВП России — 3 % общемирового. Наша страна — самая ресурсная страна мира: 38 % общего объема природных ресурсов планеты. Доля России в мировой добыче нефти — 11 %, газа — 28 % и угля — 14 %. Основная ориентация экспорта России — сырьевая, сырье составляет в структуре экспорта около 75 %. При этом Россия входит в число великих ядерных и великих космических держав, сохраняет лидирующие позиции в ряде направлений развития науки.
Геополитическое присутствие России как в мире вообще, так и в АТР в частности, делает особенно сложным то обстоятельство, что на 62 % территории нашей страны (Сибирь и Дальний Восток) приходится только 9 % трудоспособного населения. Таким образом, Россия имеет громадную «демографическую дыру» на территориях, входящих в АТР. И это при том, что рядом находятся Китай, Япония и обе Кореи, испытывающие острую нехватку пахотных земель и ресурсов в сочетании с переизбытком населения. Положение усугубляется оттоком населения с российских «Северов».
Дальневосточный регион России (ДВР) — это 2/3 территории США, а по населению — чуть больше, чем Нью-Йорк. В то же время ДВР вместе с Сибирью — это 65 % российской нефти, 67 % леса, 85 % газа, 80 % золота и 95 % алмазов. В соответствии с этим основной способ участия России в экономике АТР, считающегося «осевым регионом» XXI в. — экспорт сырьевых ресурсов и продукции оборонно-промышленного комплекса. Российские вооружения поставляются в Китай, Малайзию, Вьетнам. Тем не менее, Россия может укрепить свои позиции в АТР не только через реализацию сырьевых проектов и поставки вооружений. Объединение Кореи может быть использовано для закрепления России в АТР через сохраняющееся влияние на Северную Корею и поддержку новой объединенной Кореи в = будущем. Перспективен предлагаемый Россией проект строительства Транскорейской железнодорожной
магистрали и соединения ее с Транссибирской: он принесет России статус коммуникационного посредника между Европой и Азией и позволит получать немалый доход от транзита грузов по новой железной дороге. Необходимо восстановить прежние геополитические позиции в Монголии, Вьетнаме, Лаосе.
Шанхайская организация сотрудничества может послужить решению большинства названных геополитических проблем России и стать дополнительной опорой для возвращения ею статуса сверхдержавы во второй половине нашего века.
Как и во всех геополитических союзах, внутри ШОС имеются определенные противоречия между государствами-участниками. Экономическая мощь Китая — наибольшая среди стран ШОС, и Россия, в частности, опасается, что Китай установит экономическую гегемонию в постсоветской Азии. Россия предпочитает договариваться о свободном движении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы лишь с отстающими от нее по экономическому развитию странами СНГ. Китай, предлагающий дешевые товары и рабочую силу, к таковым явно не относится. Китайские товары могут вытеснить с рынка российских производителей, а китайские рабочие — резко изменить социальную и демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Кроме того, Москва опасается, что расширение торговли с Китаем закрепит неблагоприятную для России тенденцию: сейчас 95 % российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары, тогда как китайцы экспортируют в Россию в основном продукцию с высокой степенью переработки.
Китай считает, что основными направлениями деятельности ШОС должны быть как антитеррористическое, так и экономическое сотрудничество, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на приоритетности традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдаленную цель, считая, что в настоящее время речь может идти только о субрегиональных интеграционных проектах
между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин же стремится к созданию единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время.
Между некоторыми центрально-азиатскими странами-членами ШОС существуют проблемы в сфере водопользования, энергоносителей, делимитации и демаркации границ.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся трудности и противоречия развития, ШОС последовательно реализует один из приоритетов своей деятельности, обозначенный в Хартии Шанхайской организации сотрудничества: содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка, д1
1. Айрис С. Шанхайская Организация Сотрудничества: по материалам британских и американских исследователей // ИнфоШОС.Ру [Электронный ресурс] URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=330 (дата обращения: 14.01.2012).
2. Лукин А. В. Россия и ШОС // Аналитические записки. М.: МГИМО-Университет, 2007. № 6 (26).
3. Шанхайская организация сотрудничества и современный мир: материалы Учредительного заседания Форума Шанхайской организации сотрудничества и международной научной конференции «Шанхайская организация сотрудничества и современный мир» (22-23 мая 2006 г., Москва) // Аналитические доклады. Науч.-координац. совет по междунар. исследованиям МГИМО(У) МИД России. - М.: МГИ-МО-Университет, 2007. № 3 (18).