Научная статья на тему 'Шаманские мотивы в творчестве Г. И. Чорос-гуркина'

Шаманские мотивы в творчестве Г. И. Чорос-гуркина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еркинова Римма Михайловна

Рассматриваются ранее не опубликованные живописные и графические произведения по алтайскому шаманизму Г.И. Чорос-Гуркина (1870-1937), воспитанника Петербургской Академии художеств, ученика И.И. Шишкина. Он соединил в своем искусстве достижения русской реалистической школы с традициями национального художественного мышления. Только такое глубинное постижение одной и другой систем и стремление показать миру своеобразие шаманского мировоззрения определило композиционную органичность и стилистическую целостность его произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaman Motifs in the Creative Activity of G.L. Choros-Gurkin

The paper is devoted to the non-published paintings and graphic works on the Altaian shamanism created by G.I. Choros-Gurkin (1870-1937), the graduate of St.Petersburg Academy of Arts, a student of I.I. Shishkin. In his art he was able to unite the achievements of the Russian realistic school with the traditions of the national artistic thinking. Only that kind of deep understanding of both systems and the desire to show to the world a special shaman outlook defined the compositional exactness and stylistic entity of his works.

Текст научной работы на тему «Шаманские мотивы в творчестве Г. И. Чорос-гуркина»

Р.М. Еркинова

Шаманские мотивы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина

Г.И. Чорос-Гуркин - воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик И.И. Шишкина - вошел в историю развития алтайской культуры XX в. не только как основоположник профессионального изобразительного искусства Горного Алтая, но и как просветитель, этнограф и фольклорист, самобытный литератор. Как писал известный искусствовед В.И. Эдоков, «в каждой из названных областей Гур-кин был в числе основоположников, ключевых фигур, а результаты его деятельности в них таковы, что любая из них достойна специального изучения» [1].

Предлагаемая статья имеет своей целью представить вниманию читателей часть неизвестных ранее материалов по алтайскому шаманизму в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина. Если обширный археологический и этнографический материал по шаманизму давно привлекает внимание учёных, то графические и живописные произведения Г.И. Чорос-Гуркина ещё не рассматривались в качестве источника для искусствоведческого, культурологического и историкоэтнографического исследования. Сегодня мы восполняем этот пробел и обращаемся к произведениям Г.И. Чорос-Гуркина, посвященным шаманской теме. В них художник стремился проникнуть в глубинные слои национального художественного мышления, постичь эстетическое отношение к окружающей природе, воспринимаемой живой, говорящей, смотрящей; раскрыть своеобразие мировосприятия алтайцев, изначально предполагающее существование иных, невидимых миров и общение с ними посредством духов-помощников. Визуальное воплощение этой задачи художник во многом связывал с мифопоэтическими представлениями и архетипическими образами, которые функционируют в духовной культуре Алтая на протяжении нескольких тысячелетий.

Интерес к алтайскому шаманизму как к ранней форме религии, сложившейся естественным путем на основе архаического мировоззрения, олицетворения и почитания природы, возник еще во 2-й половине XIX в. В трудах таких исследователей, как В.И. Вербицкий, В.В. Радлов, Г.Н. Потанин особо следует отметить полноту этнографических материалов и тщательность при описании шаманских воззрений, атрибутов и действий. Несомненно, они оказали большое влияние на понимание нами глубины шаманских образов, созданных Г.И. Чорос-Гуркиным. Значительный вклад в изучение алтайского шаманизма как классической его формы, где устойчиво сохранились основные канонические элементы - бубны и облаче-

ния, различная ритуальная символика и лексика, внес

A.В. Анохин [2]. В 1910-1914 гг. им собраны уникальные сведения не только об алтайских, но и теле-утских, шорских шаманах, основной объём которых практически не опубликован и хранится в научном архиве музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (Архив МАЭ РАН) и состоит из 249 дел за 18941938 гг. Эти материалы после смерти А.В. Анохина в 1933 г. были переданы из Горно-Алтайского областного краеведческого музея в Институт по изучению народов СССР РАН для обработки и издания. Часть творческого наследия А.В. Анохина сегодня хранится и в архиве Томского областного краеведческого музея (ТОКМ). Мистерии алтайских шаманов зарегистрированы в делах №7, 8, 13-19.

Углубленному пониманию шаманской темы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина способствовали также исследования известных советских этнографов Л.Э. Каруновской, Н.П. Дыренковой, С.А. Токарева,

B.П. Дьяконовой, Л.П. Потапова.

Значительная роль в искусствоведческом анализе рисунков на алтайских бубнах, деревянных скульптур духов-предков, духов-охранителей принадлежит С.В. Иванову. В своём труде учёный использовал в качестве иллюстраций и рисунки Г.И. Чорос-Гуркина [3].

По традиционным шаманским представлениям, зафиксированным исследователями в конце XIX - начале XX в., Вселенная состояла из верхнего, среднего и нижнего мира. В процессе обряда камлания шаман и его духи- помощники совершают символическое путешествие по этим сакральным пространствам, населённым божествами и духами. Вопрос о том, как именно осуществляет своё путешествие шаман по виртуальным дорогам Вселенной, не раз ставился в научной литературе. В разное время в разных частях света неоднократно предпринимались попытки изображения пути передвижения шамана во время камлания. Такие рисунки иногда делались со слов шаманов, а порою по просьбе исследователей сами шаманы рисовали карты виртуального пространства.

Проблема изображения шаманской Вселенной Г.И. Чорос-Гуркина интересовала давно. Он собирал шаманские рисунки и пытался понять, как в народном изобразительном искусстве решается вопрос представления о Вселенной. Этот опыт исследования он применяет к своим произведениям, в которых сочетает некоторые реалистические черты с условным схематизмом.

Шаманские мотивы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина

Кроме рисунков, выполненных самими шаманами или исследователями, Г.И. Чорос-Гуркин собирал и тщательно изучал наследие прошлого -наскальные рисунки, которые в то время ещё не в полной мере привлекали внимание профессионального искусства. Содержание и мотивы многих петроглифов Алтая связаны с шаманскими воззрениями, а в гравюрах на камне иллюстрированы моменты конкретных ритуальных действий алтайских шаманов. Он первый из художников тщательно исследовал этот древний пласт народной изобразительной культуры и перевел его на язык реалистической школы. Такое органичное сочетание возникло у него благодаря глубокому знанию традиционного мировоззрения алтайцев и основ академической школы.

Чрезвычайно интересно проанализировать опыт воплощения Г.И. Чорос-Гуркиным образа шаманской Вселенной и населяющих ее духов и божеств. Наиболее цельным является его рисунок «Вселенная шамана», который имеет как горизонтальную, так и вертикальную структуру.

Внешнего образа духов алтайцы не представляют себе ясно: «человек ли, птица ли, зверь ли», - писал А.В. Анохин. Г.И. Чорос-Гуркин впервые в своих произведениях предпринял попытку визуализировать наиболее яркие и значимые образы невидимых духов гор, рек, водопадов и подземного мира, от которых напрямую зависела повседневная жизнь алтайца. Создавая художественные образы шаманских сакральных духов, Чорос-Гуркин обратился к классическим образцам фантастических персонажей искусства скифской культуры Алтая. Синкретичные существа в древности представлялись в виде совмещения разных частей реальных животных: грифон с головой и крыльями орла, туловищем льва; крылатый тигр с рогами оленя.

В рисунках «Духи» (1907), «Горный дух - туу эзи» (1907), «Духи гор» (1910), «Дух горного водопада» изображены персонажи шаманской мифологии - невидимые духи объектов видимого мира, которые изредка, только при воздействии сакральных сил, показываются человеку. Так, из пространства горы как бы проявляются образы фантастических существ: горный дух с головой рыси, лапами птицы, длинной шерстью и огромным хвостом некоего чудовища, из воды «выходит» дух горного водопада в образе антропоморфного существа с длинным хвостом, птичьими когтями и шерстью. Г.И. Чорос-Гуркин особым композиционным построением и выразительностью линий рисунка добивается необычного эффекта языческого видения видимого и невидимого миров.

Г.И. Чорос-Гуркин в своем искусстве также разрабатывает образ подземного божества Эрлика. В 1911 г. он записал текст камлания шамана к Эрлику, снабдив иллюстрациями и описанием его внешнего облика: «атлетического телосложения старик, на голове имеет рога, борода спускается на бёдра». Надо сказать, что

словесный портрет Эрлика с особой тщательностью описан и в шаманской мифологии, и в алтайском героическом эпосе. Чорос-Гуркин впервые в изобразительном искусстве пытался найти художественную идею воплощения образа этого синкретичного существа, отталкиваясь от искусства скифов Алтая и античного язычества. Возможно, для него примером был образ врубелевского Пана, рогатого и козлоногого. По всей видимости, в дальнейшем Чорос-Гуркин не был удовлетворён явным сходством с персонажем Врубеля и постарался сделать изображение более близким к алтайскому фольклорному образу подземного божества Эрлика.

В жизни алтайца, кроме высших духов-покровителей, заметную роль играли духи-охранители. Их изображения, вырезанные из дерева и сделанные из мягкого материала - ткани, войлока и кожи, считались сакральными и передавались из поколения в поколение. Г.И. Чорос-Гуркин в своём творчестве уделил им большое внимание. Художник, несомненно, глубоко понимал их семантическое и сакральное значение. В своих рисунках он их оживлял, придавал им жизнеподобное выражение. Сами ритуальные предметы вряд ли оказывают такое сильное психологическое воздействие на зрителя, как их изображения у Чорос-Гуркина. Художник словно пишет с них портрет живого человека. Все его линии и мазки одушевлены. Это важный, характерный момент его творчества - преобразить сакральные вещи в одушевлённый дух так, как воспринимали их в жизни сами алтайцы.

Таким путём Чорос-Гуркин отражает народное видение окружающего мира, воспринимающего его одушевлённым и одухотворённым. Для этого используется самый разнообразный арсенал художественных средств: композиционных, цветовых, тональных. Тем самым художник стремится внушить зрителю те чувства, которые алтаец ощущает, когда смотрит на образы своих сакральных духов-предков. Эти художественные приёмы связаны с традициями восприятия условных изображений живыми. Г.И. Чорос-Гуркин обращается к древним языческим пластам, причем не отошедшим куда-то в инобытие, а живущим в народном сознании. Сегодня они возвращаются в нашу жизнь, и нельзя не отметить важность предвидения Чорос-Гуркина: то, что он собирал, претворял, было большим вкладом в алтайскую культуру, которая все более основывается на синтезе европейской традиции и традиции национальной. Этот синтез является тем фундаментом, на котором сегодня строится искусство современных мастеров Алтая. Сибирские художники часто обращаются к шаманским мотивам, возможно, их привлекает экзотичность этого образа. Но только у Г.И. Чорос-Гуркина мы находим глубокие знания и смелость введения в реалистическое искусство национального фольклора, и стремление использовать его аллегоричность, иносказательность.

Библиографический список

1. Эдоков, В.И. Мастер из Аноса / В.И. Эдоков. - Бар- 3. Иванов, С.В. Материалы по изобразительному ис-

наул, 1984. кусству народов Сибири XIX - начала XX в. (сюжетный

2. Анохин, А.В. Материалы по шаманству у алтайцев / рисунок и другие виды изображений на плоскости) /

А.В. Анохин. - Горно-Алтайск, 1994. С.В. Иванов. - М. ; Л., 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.