Научная статья на тему 'ШАХМАТЫ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ШАХМАТЫ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / «ПОТОК» / ИНТЕЛЛЕКТ / СМЫСЛ / ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эзри Г.К.

В настоящей статье концептуализируется феномен шахмат как философско-антропологическая проблема. Показано, что шахматы могут быть определены таким путем, потому что личность в процессе игры и тренировки самореализуется, происходит самораскрытие человеческой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHESS AS A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEM

This article conceptualizes the phenomenon of chess as a philosophical and anthropological problem. It is shown that chess can be defined in this way, because the person in the process of playing and training is self-fulfilling, self-disclosure of human nature occurs.

Текст научной работы на тему «ШАХМАТЫ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ШАХМАТЫ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Г.К. Эзри, старший преподаватель Амурская государственная медицинская академия Благовещенский государственный педагогический университет (Россия, г. Благовещенск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-3-153-156

Аннотация. В настоящей статье концептуализируется феномен шахмат как фило-софско-антропологическая проблема. Показано, что шахматы могут быть определены таким путем, потому что личность в процессе игры и тренировки самореализуется, происходит самораскрытие человеческой природы.

Ключевые слова: шахматы, личность, природа человека, «поток», интеллект, смысл, значение.

Шахматы являются одним из феноменов человеческой культуры. Именно под данным углом зрения они были исследованы в диссертациях М.Ю. Гутенева [1] и Е.А. Николаева [2]. Шахматы рассматриваются также и как педагогическая проблема - особенности тренировочного процесса у школьников [3] и спортсменов высокой квалификации [4]. Исследователи

A.И. Алифиров, И.В. Михайлова [5],

B.А. Колупаев [6], М.Н. Щербин и В.С. Мартиш [7] в своих статьях сделали попытку рассмотрения шахмат с философ-ско-антропологической точки зрения, однако целостной попытки изучения шахмат с такой точки зрения предпринято не было. В этой связи философско-антропологическая концептуализация шахмат является актуальной научной проблемой. Итак, целью настоящей статьи является концептуализация феномена шахмат как философско-антропологической проблемы.

Сложность данной задачи определяется тем обстоятельством, что в различных философских направлениях, различными мыслителями и исследователями концепт «природа человека» определяется по-разному. В философии нет общего понимания сущности природы человека и исчерпывающего списка черт, характеризующих ее. Достижение же поставленной цели требует репрезентации того факта, что через шахматы, через данный феномен культуры, игру человек способен выразить

свою природу, полноту своего субъективного, личностного бытия.

В философской литературе, посвященной шахматам, дискутируются, например, следующие вопросы: самопознание [7], ощущение радости от процесса игры [8], творчество [9], категории «смысл» и «значение» [10], искусственный интеллект [5] и др. Однако даже раскрытие данных проблем не гарантирует обоснование того факта, что через шахматы раскрывается природа человека.

Эксплицировать раскрытие элементов природы человека возможно путем рассмотрения радости и творчества, испытываемых личностью во время игры в шахматы, с помощью концепта современного психолога М. Чиксентмихайи «поток». Исследователь утверждает, что игра в шахматы позволяет ощутить данное состояние [11]. Фактически он предлагает проживать (концентрироваться) на уровне ощущения все экзистенциальные состояния, «приручая» их. Также М. Чиксентмихайи подчеркивал важность не только концентрации, но и диалога с собой, движения (физической активности), вкусовых ощущений, размышления и мудрости, работы, одиночества, дружбы и социальных связей в принципе. Это позволяет упорядочить поток сознания и совладать со стрессом. В таком случае личность обретает смысл, целенаправленность и решительность в реализации смысла, возвращается внутренняя гармония и проис-

ходит интеграция приобретенных смыслов [11].

По сути, игра в шахматы невозможна без реализации рекомендаций М. Чиксен-тмихайи. Размышление в период шахматной партии или в период тренировочной деятельности - один из возможных вариантов диалога с собой. Мудрость, позволяющая вдумчиво реагировать на любую позицию, не поддаваясь сильным эмоциям, приходит с опытом, спортивным мастерством. Физическая выносливость в период длительной партии (классический контроль) невозможна без достаточного уровня спортивной подготовленности, активности. Шахматистам, как и всем другим людям, нравится разная пища. Ее употребление может по-разному влиять на результат, улучшать или ухудшать его, но предпочитаемая пища в любом случае улучшает психологическое состояние перед партией. Для профессиональных шахматистов игра в шахматы - работа, для остальных (любителей) - хобби. Некоторые любители пытаются совместить шахматы и работу, становясь тренерами. Тренировки у шахматистов бывают разные - в одиночестве (самостоятельные) и в коллективе. То есть игра в шахматы предполагает умение получать удовольствие как от одиночества, так и от взаимодействия с социальным окружением.

Итак, в психологическом смысле шахматы действительно способствуют реализации природы человека, его личностных возможностей. Шахматы позволяют справиться с «психической энтропией» сознания, способствуя появлению концентрации, целенаправленности, решительности. Соответственно шахматы позволяют вернуть внутреннюю гармонию и переживать смыслы. После этого имеет смысл переходить к самопознанию и через игру в шахматы исследовать качества личности (свои или чужие). Качества личности могут быть сформированы как еще до начала занятия шахматами, так и сформироваться в процессе обучения и участия в турнирах. Требуются воля, умение как выигрывать, так и проигрывать.

С интеллектуальной точки зрения шахматы тоже представляют собой сложный

феномен. С одной стороны, это рассуждения о границах человека разума и искусственном интеллекте, т.е. о природе мышления как такового. С другой стороны, изучение категорий смысла, значения, тесно пересекающихся с исследованием роли языка для межличностного диалога и бессознательного как одной из частей личности.

Человеческий разум и искусственный интеллект (в том виде, в котором он существует сейчас) различаются, как полагает автор настоящей статьи, по четырем главным параметрам:

Во-первых, способность создавать алгоритмы, понимать и осознавать (выигрывает человеческий интеллект).

Во-вторых, быстродействие, время анализа ситуаций и оценка возможных вариантов действий (выигрывает искусственный интеллект).

В-третьих, концентрация, способность не отвлекаться на раздражители, эмоциональное состояние (выигрывает искусственный интеллект). Компьютер в принципе не подвержен эмоциям, а человек под их влиянием способен играть лучше или хуже, как рассчитать длинный, красивый, эффективный вариант, так и допустить грубый «зевок» в один ход.

В-четвертых, память, способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию (искусственный интеллект превосходит по данному параметру). Воспоминания теряются человеком как под влиянием психологических защит, сильных эмоциональных переживаний, так и в результате старения организма, возраста. На память компьютера не влияют психологические факторы, а в случае ухудшения работы оборудования в силу его устаревания составные части можно поменять на новые, не потеряв ничего с точки зрения содержания.

С человеком сложнее. Каждая личность уникальна. Любая попытка заменить у человека головной мозг или всю нервную систему может привести к потере тождества личности. Человек не сможет ответить на вопрос «кто я?» даже не в философском смысле, а в простом бытовом. Поэтому быть человеком, в т.ч. шахмати-

стом, означает принимать ограниченность собственного разума. В обмен на это человек получает возможность сохранять постоянство своего Я (тождество личности), осознавать происходящее, самостоятельно создавать алгоритмы, определять вектор своего движения и развития.

Исследователь Е.А. Николаев на примере игры в шахматы показал, что значение - это «знаковое функциональное взаимодействие сознаний» [10, с. 127]. С таким определением сложно не согласиться. Действительно, в шахматной партии существуют условные договоренности о ценности каждой фигуры, о тактическом и стратегическом качестве позиций и т.д. Такие договоренности опираются на правила игры, цель игры, шахматную практику, способность оценивать позицию и рассчитывать варианты и т.д. Сама по себе позиция уже знак результата партии, умения шахматистов играть в шахматы, разыгрывать те или варианты, знания закономерностей игры и т.д. Однако смысл игры у каждого свой. При общении с тренерами возникает понимание этого. По их мнению, большинство занимается шахматами для того, чтобы занять время, сменить обстановку, пообщаться, заработать (сильнейшие шахматисты мира за участие в турнирах получают крупные суммы) и т.д., но мало кто начинает заниматься данным видом спорта из прямого интереса к нему. В этой связи смысл игры, хоть и формально определен правилами, но фактически зависит от личности шахматиста. Представители данного вида спорта могут договориться между собой только по поводу самого по себе «языка» шахмат - правил игры, правил ведения

не по поводу смысла, который остается субъективным.

Таким образом, исходя из настоящего исследования, можно сделать ряд выводов:

Во-первых, в шахматной игре человеческое бытие раскрывается во всей своей полноте - рационально и эмоционально-чувственно; шахматы являются способом самовыражения личности.

Во-вторых, игра в шахматы, являясь «потоковым» переживанием, может являться одним из факторов, способствующих формированию силы и зрелости личности («характера»). Для этого необходимо выработать целенаправленность, решительность, способность переживать смыслы, волю, умение выигрывать и проигрывать. Проявление данных качеств - экзистенциальная ответственность личности.

В-третьих, в шахматах проявляется ограниченность человеческого разума (человек медленнее компьютера считает варианты и помнит меньше машины), в обмен на что он получает возможность сохранять постоянство своего Я (тождество личности), осознавать происходящее, самостоятельно создавать алгоритмы, определять вектор своего движения и развития, а также действовать под влиянием эмоций. Категория «значение» в шахматной игре может быть интерпретирована как рациональная, а смысл игре придает исключительно человеческая субъективность.

Рассмотренные обстоятельства позволяют концептуализировать шахматы как философско-антропологическую проблему, потому что личность в процессе игры и тренировке самореализуется, происходит самораскрытие человеческой природы.

записи, значения тех или иных ходов, но

Библиографический список

1. Гутенев М.Ю. Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры: автореф. дисс. канд. филос. наук. - Тюмень, 2014. - 29 с.

2. Николаев Е.А. Шахматная игра как философско-культурный феномен: автореф. дисс. канд. филос. наук. - Тюмень, 2014. - 27 с.

3. Тарасова О.В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. -Казань, 2005. - 28 с.

4. Нго Хыу Биен. Совершенствование аналитических способностей шахматистов высшей квалификации в подготовительном периоде тренировочного процесса: дисс. канд. пед. наук. - М., 2014. - 190 с.

5. Алифиров А.И., Михайлова И.В. «Искусственный интеллект в шахматах // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №3. - С. 105-106.

6. Колупаев В.А. Миф о шахматах // CONCORDE. - 2017. - №2. - С. 35-49.

7. Щербин М.Н., Мартиш В.С. Шахматы как форма самопознания // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. -2017. - № 13 (409). Вып. 46. -С. 78-81.

8. Фоминых М.В. Шахматы как источник радости // Право и политика. - №4. - С. 171175.

9. Гутенев М.Ю. Влияние шахматной игры на развитие творческого потенциала личности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2014. - Т. 14. № 3. -С. 57-61.

10. Николаев Е.А. Шахматная парадигма значения // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 33. - С. 115-129.

11. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. - М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2013. - 424 с.

CHESS AS A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEM

G.K. Ezri, Senior Lecture Amur State Medical Academy Blagoveshchensk State Pedagogical University (Russia, Blagoveshchensk)

Abstract. This article conceptualizes the phenomenon of chess as a philosophical and anthropological problem. It is shown that chess can be defined in this way, because the person in the process ofplaying and training is self-fulfilling, self-disclosure of human nature occurs. Keywords: chess, person, human nature, «flow», intellect, meaning, value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.