Научная статья на тему 'Шаги к пониманию. Творческие поиски регионального ТВ'

Шаги к пониманию. Творческие поиски регионального ТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЕЩАНИЕ / TV JOURNALISM / CREATIVE EXPLORATION / REGIONAL BROADCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блинова Эмилия Васильевна

Статья посвящена творческим поискам регионального телевидения в области форматов, жанров, стилистики передач. Автор рассматривает наиболее типичные журналистские решения новостных, аналитических и культурно-просветительских программ телекомпаний ТВ-2 и ГТРК-Томск. Анализу подвергнуты интерактивные опросы аудитории, включения скайп-трансляций и другие технологические новации телекомпаний. Авторский вывод касается понимания местным журналистом своей миссии и способа творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Steps to understanding: creative search of the regional TV

The article is devoted to creative research in the field of regional television formats, genres, styles. The author examines the most typical solutions journalistic news, analysis and cultural programs of TV-2 and GTRK-Tomsk. The author analyzes the interactive audience surveys, Skype live broadcasts and other technological innovations of local companies. Author''s conclusion concerns the understanding of local journalist of his mission and the way of creativity.

Текст научной работы на тему «Шаги к пониманию. Творческие поиски регионального ТВ»

УДК 070.46; 654.197

Э.В. Блинова

Томский государственный университет

ШАГИ К ПОНИМАНИЮ: ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТВ

Статья посвящена творческим поискам регионального телевидения в области форматов, жанров, стилистики передач. Автор рассматривает наиболее типичные журналистские решения новостных, аналитических и культурно-просветительских программ телекомпаний ТВ-2 и ГТРК-Томск. Анализу подвергнуты интерактивные опросы аудитории, включения скайп-трансляций и другие технологические новации телекомпаний. Авторский вывод касается понимания местным журналистом своей миссии и способа творческой деятельности.

Ключевые слова: тележурналистика, творческий поиск, региональное вещание

Blinova Emilia V.

STEPS TO UNDERSTANDING:

Creative search of the regional TV

The article is devoted to creative research in the field of regional television formats, genres, styles. The author examines the most typical solutions journalistic news, analysis and cultural programs of TV-2 and GTRK-Tomsk. The author analyzes the interactive audience surveys, Skype live broadcasts and other technological innovations of local companies. Author’s conclusion concerns the understanding of local journalist of his mission and the way of creativity.

Keywords: TV journalism, creative exploration, regional broadcasting.

НАЧАЛО XXI ВЕКА - время «понимания» в российском обществе и в творчестве российского ТВ. От «лихих 1990-х» с их потрясениями в жизни «каждого и всех» и эмоциональной картиной на телеэкране новых, трудноуловимых потрясений и перемен -к размышлениям над проблемами жизни в обществе и их отражением на экране - таково движение в обществе и на экране ТВ как «зеркала жизни». Региональное ТВ неспособно в силу своих характерных особенностей показать всю сложную картину современной жизни российского общества, но оно способно конкретно и убедительно показать важное для каждого человека, своего регионального зрителя; оно способно заметить и обозначить основные тенденции в жизни и телевизионном творчестве на своем, локальном уровне.

Одна из важных и серьезных тенденций на региональном ТВ, органично связанная с жизненными переменами, - стремление помочь широкой аудитории понять суть происходящих в жизни перемен телевизионными средствами. Интересны изменения, происходящие в области жанров. Исследователи регионально-

го ТВ справедливо отмечают «скудость» жанровой палитры на телеэкране (не только на региональных, но и на федеральных каналах ТВ). «„Программы многих каналов давно уже выстраиваются так, что обслуживают какие-то свои прагматические интересы, а отнюдь не то, что духовные, а и просто земные, бытовые запросы аудитории» [1]. Действительно, контент регионального ТВ составляют новости, информационно-аналитические программы, представляющие обзор событий за неделю, и сравнительно редкие циклы культурно-просветительских и научно-образовательных программ. Однако внимательный и постоянный анализ региональных программ показывает, что «внутри» этих жанровых форм на экране происходят качественные сдвиги, связанные с новыми задачами воздействия на широкую аудиторию той или иной области.

Так, в информационных программах, занимающих главное место на экране любого региона, происходит заметное смещение интереса к жизни и к проблемам рядового человека. В томских новостях («Вести. Томск», ГТРК-Томск и «Час пик» ТВ-2) такое «смещение» интереса вызывает заметное обогащение выбора героев, жизненных ситуаций и историй. Диапазон новостных событий и героев расширяется: от выборов мэра в Томске как главного политического события (осень 2013 года) до изобретения томскими инноваторами нового дезинфицирующего средства для сельских коровников; от ученых и студентов - главных жителей Томска, до одинокой женщины в заброшенной деревеньке. Вместе с этим заметно изменение тона и стиля подачи информации: многословие, велеречивость, иногда ирония и «стеб» сменились ясностью и деловитостью стиля, «человечностью» и теплотой обращения к «каждому томичу». Справедливости ради стоит отметить, что неподдельный интерес к рядовому зрителю неизбежно ведет к локальной конкретизации проблем и событий, к их «усредненности»: на одном уровне оказываются и десять кандидатов в томские мэры; и пенсионер, добившийся своего законного права на финансирование со стороны страхового фонда; создание сборной КВН «Северное сияние» и судьба футбольной команды «Томь» (новости июля-августа 2013 г.). В свою очередь локализация проблем и событий несет с собой некоторую фрагментарность и снижение уровня анализа общих проблем в новостях.

Эти неизбежные последствия конкретного и локального обращения к рядовому человеку, к «каждому

из нас» в региональных новостях возмещаются различными приемами и средствами. Примечательна «сери-альность» сюжетов об одном событии, отображающая весь процесс, от первых минут до окончательного эпизода и решения проблемы (репортажи в томских новостях о взрыве в квартирах дома по ул. Сибирской, 33). «Сериальность» позволяет увидеть подлинный драматизм события, понять и принять для себя серьезность проблем безответственности работников ремонтно-строительных служб и собственной беспечности жильцов. Сильное эмоциональное впечатление на томских зрителей произвел один из последних репортажей о драме по улице Сибирской, 33 («Вести. Томск», май 2013 г.): в отстроенной заново комнате, где произошел взрыв, одинокий отец, потерявший жену и горюющий об искалеченном сыне.

Локализация социальной проблематики в региональных новостях, фрагментарность жизненных ситуаций возмещаются - в определенной степени - и стремлением на частном эпизоде и конкретной судьбе показать общее. «В закрытии «ГОАР» (кафе-шашлычная на городской окраине) сошлись все болевые точки нашего города. Откаты и крышевания, «зачистки» Белого дома и национальный вопрос...» [2]. Типизации героя и события в новостях способствует выразительность картинки (кадр передает общую боль нерешенной проблемы обезлюдевшего села: в заснеженном поле медленно идут журналистка и старая женщина, одна из пяти жителей заброшенной деревни). «Говорящая» картинка и лаконичный текст (только цифры и краткий комментарий) усиливают психологическое воздействие новостного сюжета на зрителя.

По-иному социальная конкретность (и одновременно - типичность) героев и жизненных ситуаций проявляется в информационно-аналитических программах. Проблемный обзор событий за неделю существует и пользуется популярностью в любой региональной телепрограмме. Так, томский зритель привычно смотрит программы «Суббота. Час пик» ТВ-2 и «Вести-Томск. События недели» ГТРК. Накопив серьезный профессиональный опыт, поддержанный современным технологическим процессом (блоги программ в интернете с обсуждением общих проблем зрителями и зрительской оценкой самих программ), информационноаналитические программы демонстрируют сегодня на региональном экране умение «нащупать» проблемное в жизни и по-новому обозначить его в творчестве. Так, одна из актуальных проблем - взаимодействие местной власти и локального ТВ, а через него и всей региональной аудитории - обозначается в информационно-аналитических программах как стратегическое направление телекоммуникации, а чиновник, представитель местной власти, вносит новые краски в образ телегероя.

На региональном экране дистанция между властью и ТВ, властью и зрителями значительно меньше, чем на федеральных каналах. Представители власти чаще появляются на экране и не только информиру-

ют о действиях и решениях, но и анализируют, дают прогнозы развития региона, прямо обращаясь к зрителям. А зрители, зная власть «в лицо», воспринимают людей власти не как «виртуальных личностей», а как вполне конкретных сограждан со своими особенными качествами и характером. Новостные сюжеты, посвященные данной теме, входят в обзорный контекст программы, не теряя своей «новостной» конкретности и индивидуальности. В результате образ местного чиновника выглядит в информационно-аналитической программе живо, выразительно и проблемно (цикл сюжетов о новом губернаторе и его кадровой политике в «Событиях недели» в январе-мае 2013 г.). Характерность типажа (новый губернатор) подчеркивают и дополняют разговорные программы, что еще раз доказывает органичную связь немногих, но важных программ на региональном экране.

«Разговор с губернатором» разъясняет суть происходящих перемен, намечает пути решения самых «больных», насущных для региона проблем. Программа популярна у той части аудитории, которая по своему статусу активно участвует в жизни региона (чиновники, госслужащие, научно-педагогическая интеллигенция). Широкий интерес к программе проявляется в периоды выборов и смены власти. Так, смена томского губернатора в 2012 году вызвала живой отклик общества: интересна была и личность нового губернатора, и его позиция. Смена власти в регионе изменила концепцию телевизионного разговора. «Так говорит губернатор», «100 вопросов к губернатору» - название разговорных программ 2010-2012 годов. «Линия губернатора» - название разговорной передачи с новым губернатором, определяющее ее концепцию. Цель разговорных программ с губернатором В. Крессом (2010-2012 гг.) заключалась в информировании томичей о том, что сделано или предстоит сделать. В ответах на вопросы зрителей губернатор выглядел уверенно и надежно, спокойный и доброжелательный тон разговора подчеркивал стабильность дел в регионе. При этом некоторые нерешенные и «больные» проблемы оказывались «за кадром». Разговор информировал, отчасти утешал и успокаивал зрителей.

«Линия губернатора» представляет четкую установку на решение проблем региона как «систему», «цепочку дел» для томичей. «Программа для томичей.», «„чтобы томичи вникли», «„зависит от каждого» - рефрены в речи губернатора. Информация о задачах и способах решения региональных проблем подается также системно и деловито. Главная задача разговора - поднять томичей на новые дела: «Надо пахать!», «„надо концентрироваться на ветхом жилье», «принимаем любые идеи от томичей.» («Линия губернатора» от 31 авг. 2013 г.). В целом разговор дает представление о деловом характере нового губернатора, о новом и более жёстком взаимодействии местной власти и общества.

Поиски новых творческих решений характерны и для научно-образовательных и культурно-просветительских передач. Традиция томского экрана - цикл

портретных очерков и зарисовок, где герой - ученый, типаж, характерный для вузовского Томска, понятный и хорошо воспринимаемый широкой телеаудиторией. Именно такого героя представляют зарисовки в цикле «Ученые записки» (ГТРК-Томск): запоминаются портреты филолога Ф.З. Кануновой или хирурга В.Ф. Бай-тингера. Популярны в томской аудитории циклы творческих портретов художников (цикл «Мастер» на том же канале), созданные Ю.А. Ратомской, для которой «характерна способность увидеть талант молодого, начинающего художника и умение поддержать его и, тем самым, открыть путь к широкому признанию» [3]. Профессиональное мастерство таких портретных программ проявляется в просветительско-гуманитар-ной направленности очерков (они показывают роль и значение талантливого человека, умеющего жить и решать проблемы, а также стремятся донести до зрителей свое понимание актуальных проблем), в «теплом», непафосном тексте, в бережном и осторожном крупном плане («Не навредить», помня афоризм академика Д. Лихачева - «Показать лицо человека крупным планом - все равно, что открыть новую планету...»).

Сегодня не без влияния новостей и информационно-аналитических программ на региональном экране появляются очерковые циклы, посвященные обыкновенным людям - тем, кто «рядом с нами». Таковы циклы портретных зарисовок «с чего начинается Родина» (о сельских жителях Томской области) и «Хозяин тайги» (рассказы о людях, жизнь и работа которых связаны с тайгой) телекомпании «Томское время». Телекомпания «Томское время» - новая на региональном экране (официальный день рождения -18 сентября 2010 года, как сообщает сайт компании), смело представляющая свои «находки» и «открытия» на разных каналах («ТВ-2», «Перец» и др.). Новые портретные циклы не только расширяют сферу выбора героев, но демонстрируют поиски такой драматургии очерков, в которой эффект драматизации уступает место эффекту социальной конкретности и возникает органичное соединение репортажных эпизодов с конкретными деталями портрета и комментариями автора-очеркиста.

в свою очередь, новости и особенно информационно-аналитические программы воспринимают очерковую резкость и типажную характерность цикловых программ в выборе и характеристике героев. все чаще в зарисовках новостей и обзорных программ героями становятся те, кто выделяется своей позицией, отношением к проблеме или событию. (люди, которые «не могут молчать» в сюжете о катастрофической ситуации в судебно-медицинской экспертизе Томска, «Час пик. Суббота» от 21 сент. 2013 г. Или инициативная жительница Молчаново в сюжете о местных выборах, программа «События недели» от 15 сент. 2013 г.) Показательно многообразие типажей в рамках одной программы. Так, в информационно-аналитической программе «Час пик. Суббота» (от 21 сент. 2013 г.) зрителям представлены профессор Дм. Функ в рассказе о новой

специальности в ТГУ и проблемах социальной антропологии, управляющий отделом пенсионного фонда Томской области Дм. Мальцев в интервью о проблемах пенсионной реформы; конкретные специалисты, которые «не могут молчать» в сюжете о ситуации в судебно-медицинской экспертизе, широкая томская аудитория в опросе «Рассчитываете ли вы на пенсию?».

Опрос в информационно-аналитической программе придает масштабность характеристике телевизионной аудитории как героя, субъекта и объекта регионального экрана, одновременно показывая истинное положение дела или остроту проблемы. Так, опрос «Рассчитываете ли вы на пенсию?» дал такие цифры:

• Да, других доходов нет - 1 440

• Нет, отложила на старость - 64

• Нет, рассчитываю на детей - 46

• Не доживу - 420.

Опрос, расширяющий представление о современном герое, и скайп, приближающий к аудитории известного и удаленного от зрителей политика, художника, журналиста, - становятся сегодня важными средствами приближения зрителя к человеку, событию или проблеме. Особенно запомнился зрителям программы «Час пик. Суббота» (от 20 апр. 2013 г.) разговор по скайпу с томичкой Диной Хизматулиной, оказавшейся вместе с мужем - участником международного пробега - в Бостоне во время теракта:

- Муж пробежал раньше?

- За час до взрыва.

- Чувствуете ли вы солидарность с американцами?

- „Мы получили множество звонков от томичей и американцев„

Интересны в творческом плане сложные формы разговорных телепередач, возникающих на основе информационно-аналитических программ. Под традиционным обозначением «Час пик. Суббота» негосударственная телекомпания ТВ-2 предлагает зрителям новый проект журналистского расследования непростой проблемы: «„Сегодня мы отвлечемся от сию-минутного„ Разберемся, что происходит с наукой» (16 марта 2013 г.). Новизна сложной телеформы в органичном соединении разных элементов драматургии: диалог ведущей Ю. Мучник с собеседниками в студии, демонстрация документального фильма по теме и его обсуждение с автором фильма, разговор по «скайпу» с одним из героев фильма, дискуссия экспертов в студии и опрос зрителей («Как остановить утечку мозгов?») составляют единое целое. Элементы программы неравнозначны по качеству и силе воздействия: стандартный, малоинтересный фильм и неожиданная глубина высказываний экспертов, выразительный разговор в студии и маловразумительный «скайповый» монолог. Но в целом создается содержательная и интересная для зрителя, втягивающая его в дискуссию о современной науке, сложная разговорная форма телепрограммы. Финал расследования оптимистичен и объединяет всех: «„Мы не перестаем думать о сущности. Значит, и наука будет жить!».

Важно и то, как показана программа на экране: мягкий и динамичный монтаж, выразительный крупный план и «говорящая» общая картинка студии с точной расстановкой спорящих. Во многом передача обязана мастерству ведущей Ю. Мучник, соединяющей в своем слове логику и продуманность разговора с легкой импровизацией и уравновешивающей «напор и натиск» вопросов и комментария общим спокойным тоном разговора. Телевизионный уровень показа помогает авторам передать, а зрителям воспринять «философию, личное мироощущение и визуальную культуру», необходимые (с точки зрения Герца франка) и редкие на современном экране качества.

Таким образом, творческие поиски регионального ТВ стягивают «нити» в единый «узел» - герой, проблема, зрители. «Узел» не новый, хорошо и давно известный культуре, искусству, журналистике. Новизна - в выборе и характеристике героев, где герои - не сословия, классы и социальные группы, а сами по себе люди - конкретные индивидуальности и неповторимые личности; в различном жанровом освещении проблем и, наконец, в общем для всех, немногих на региональном экране, жанров стремлении «втянуть» зрителя в круг непростых, социальных, этических и эстетических проблем, помочь сделать новые и новые шаги к пониманию того, что происходит в нашей жизни.

Сложно сделать вывод о том, что от понимания проблем региональный зритель приходит к активному участию в их решении, «„вплоть до непосредственного влияния на общее понимание и оценку происходящего...» [4. С. 509]. Но уже есть такие проекты, которые имеют огромный общественный резонанс. Замечательные проекты, родившиеся в коллективе телекомпании «ТВ-2» - «Обыкновенное чудо» (помощь больным детям) и «Бессмертный полк» (память о родных, солдатах Великой Отечественной войны) - вошли в жизнь региона и всей страны.

Литература

1. Герасимова Л. // Лит. газ. 2013. № 28.

2. Минина Ю. Шавашкина контора // Агентство новостей ТВ-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tv2.tomsk.ru/ article/shavashkina-kontora.

3. Ратомская Юлия Александровна // Томская область. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.tomsk.gov.ru/ru/civil-service/avards/behaviour/ratomskaya. html.

4. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.

УДК 791.229.2

А.А. Пронин

Санкт-Петербургский государственный университет

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ТЕЛЕБИОГРАФИЯ: о некоторых этических аспектах работы СЦЕНАРИСТА

Статья посвящена этическим аспектам работы телевизионного автора при создании документально-биографических фильмов. На примере собственной практики как сценариста рассмотрены два проекта, контрастных по ситуации взаимодействия с заказчиком - редакцией и продюсером телеканала. Анализируются моменты, которые потребовали от авторов выбора морально-этического характера. Сравнение выявляет как частные, так и некоторые общие для всех сценаристов проблемы.

Ключевые слова: этика, документалистика, телевидение, история, портрет, автор.

Pronin Alexander A.

DOCUMENTARY TELEVISION BIOGRAPHY:

About some of the ethical aspects of the screenwriter work

The article is dedicated to the ethical aspects of the work writer television’s biographical documentary films. On the example of his own practice as a writer considered two of the project, contrasting situation of interaction with the customer - edited and produced the TV channel. Analyzes the issues that demanded the authors choose the

moral and ethical character. A comparison reveals both private and some are common to all the writers of the problem.

Keywords: ethics, documentaries, television, history, portrait, author.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ современного отечественного телевидения вполне укладывается в формулу «все для всех». Вместе с тем, совершенно очевидно, что в значительной мере оно обращено лицом к прошлому, к его опыту и героям. Таков ответ на запрос аудитории, поскольку, как верно заметил С.А. Муратов, «не столько телевидение здесь ведет рассказ о минувшем времени, сколько общество с помощью телевидения восстанавливает свою историю» [1. С. 312].

Сегодня в эфире федеральных телеканалов демонстрируется немало фильмов о выдающихся исторических личностях: как игровые байопики («Маяковский. Два дня», «Легенда № 17», «Фурцева» и т.д.), так и целые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.