Научная статья на тему 'Шаг в будущее или инновации в образовательной среде'

Шаг в будущее или инновации в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Ирина Алексеевна

В статье анализируются инновационные технологии в системе образования. С переходом на ФГОС информатизация образования позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шаг в будущее или инновации в образовательной среде»

ШАГ В БУДУЩЕЕ ИЛИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ Ерофеева И.А.

Ерофеева Ирина Алексеевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Суздаль

Аннотация: в статье анализируются инновационные технологии в системе образования. С переходом на ФГОС информатизация образования позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Ключевые слова: инновации, информатизация образования, личностно-ориентированное обучение, формы аттестации.

Если хочешь идти новым путем, ты должен проложить его сам

С. Джобс

Информатизация образования - условие реализации ФГОС, направленное на инновации в модернизации содержания и методик обучения. Использование сегодня электронных информационных ресурсов в сфере образования активизирует образное мышление учащихся, повышает интерес современного школьника к изучаемому предмету и создает условия для реализации личностно -ориентированного обучения [4]. Сайты, электронные журналы и дневники, ЭОРы и ЦОРы, мониторинги качества предметного образования, новые формы аттестации учащихся (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ), дистанционное обучение и многое другое - делают образование более прозрачным.

Современному учителю приходится сегодня ставить перед собой все новые и новые вопросы: как учить? как научить учиться? Неслучайно, профессия учителя является одной из самых ответственных, поскольку именно учитель ведет за руку своих подопечных по ступеням взросления, закладывая не просто фундамент знаний, умений и навыков, но и давая бесценные уроки жизни, формируя при этом основы мировоззрения, систему ценностей, прокладывая путь в будущее.

Сейчас мы живем в такое время, когда новые профессии появляются чуть ли не ежедневно. Следует заметить, что учитель и ученик останутся - и это бесспорно, хотя будут меняться цели обучения, будут ставиться новые задачи перед школой, будет меняться и способы достижения результатов, а значит и система нашего образования.

Одним из элементов инноваций является введение новой системы аттестации обучающихся школ России в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) для учащихся 11 класса, государственной итоговой аттестации (ГИА) для учащихся 9 классов, всероссийских проверочных работ по предметам (ВПР) для учащихся как начальной школы, так и среднего звена [2].

Такая форма аттестации призвана обеспечить создание независимой, объективной оценки качества и уровня подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, повысить доступность профессионального образования, а также выявить проблемные зоны в новой системе образования [4].

Давно ушли в прошлое традиционные уроки, когда учитель объясняет, а ученик слушает и воспроизводит. Сейчас ученик начинает выполнять роль активиста (это связано с внедрением ФГОС-ов не только для начальной школы, но и для среднего звена), сам учиться добывать знания методом проб и ошибок, а учитель лишь своевременно направляет его искания, стремления в нужное русло для нахождения верного ответа на поставленные вопросы. Сегодняшний ученик - ученик другого мышления и склада ума: он сам может рассказать то, о чем мы можем и не знать, дать толкование или же знать, где, как и с помощью чего найти ответ на любые проблемы. Отсюда и новая цель нашего образования, а именно, формирование самодостаточной самостоятельной личности, способной осмыслить возникшую проблему, найти пути

ее решения, выбрать способы реализации поставленной цели, что в конечном итоге позволит новому ученику познать мир и себя в этом мире. Личность с активной жизненной позицией - вот к чему стремится новая система образования [1]. А проверить насколько удается этот процесс сегодня, какие есть проблемы, наметить пути их решения, призвана такая форма аттестации как ЕГЭ, ГИА, ВПР.

Подобная форма аттестации практикуется уже несколько лет и позволяет определить наличие положительных сторон: она более объективна, сдается с опорой лишь на собственные знания, вероятность воспользоваться шпаргалками - минимальна, а в случае ЕГЭ - это вообще не возможно. Но есть и недостатки: уровень знаний учеников не всегда достаточен для сдачи экзамена и написания всероссийской контрольной, вероятна утечка информации, данный экзамен не выявляет реальных знаний учеников, возможны технические проблемы при проверке такого вида работ [2].

Возможные трудности для показания хороших результатов работы чаще всего связаны с самой процедурой проведения такого вида мониторинга качества знаний, с недостаточным уровнем развития самоконтроля обучающихся, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции [4]. Такая новая форма аттестации требует не только хороших знаний по предметам, но предварительной психологической подготовки.

В настоящее время обозначенная проблема является актуальной. Да, бесспорно, мы живем в веке современных технологий, которые прочно входят в образовательную среду и во многом помогают учителю для формирования активной личности. На уроках применяются видеосюжеты, ролики, презентации, открывается выход в сети Интернет для самостоятельного поиска информации учащимися, не ограничивается количество источников получения данных. Но мало сделать урок ярким, красивым, необходимо связать его с жизнью, показать практическое применение данных знаний, которые бы потом смогли найти применение в реальной жизни и благополучно повлиять на итоговую аттестацию.

Готовность учащихся к ЕГЭ, ГИА, ВПР является продуктом образовательной средней школы. Если активно применять и реализовывать в своей педагогической деятельности системно--деятельностный подход, внедрять в свою работу программы по психологическому сопровождению школьников на разных возрастных этапах их жизни, то можно получить удивительные результаты, выпускать в жизнь активных людей, способных преобразовать мир к лучшему [4]. Можно быть уверенным, что такой ученик, такой человек в будущем не будет сидеть сложа руки, а будет действовать, стремиться, пробовать и находить возможные пути решения всех сложностей и проблем.

Задача современной школы ориентироваться на применение образовательных технологий, способствующих формированию у учащихся новых результатов, развивая динамизм, мобильность, конструктивизм [3].

Модернизация и информатизация - шаг в будущее, направленный на перспективность системы образования.

Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994.

2. Болотов В.А. (редактор). Единый государственный экзамен. Сборник статей. М.: Логос, 2002.

3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.