Научная статья на тему 'Сглаживание пространственной поляризации в регионе (на примере Республики Татарстан)'

Сглаживание пространственной поляризации в регионе (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / SPATIAL POLARIZATION / THE SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова О. Е.

В статье проводится анализ состояния двух депрессивных районов Республики Татарстан по предложенной автором методике, что позволяет определить оптимальные для каждого из них инструменты сглаживания пространственной поляризации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial polarization flattering in a region (based on the example of the Republic of Tatarstan)

The paper analyzes the state of two depressive regions of the Republic of Tatarstan using the author's method which allows to estimate the best instruments of spatial polarization flattering for those.

Текст научной работы на тему «Сглаживание пространственной поляризации в регионе (на примере Республики Татарстан)»

рейтинговая оценка подтверждается расчетами, величина коэффициента показывает степень уверенности в этой оценке. Таким образом, чем ближе значение К к единице, тем надежнее рейтинговая система рационирования кредита.

1. Gourieroux Ch. Econometrics of Qualitative Dependent Variables. Cambridge, 2000.

2. Воищева О.С., Давнис В.В., Тинякова В.И. Эконометрическое моделирование рейтинговых оценок в бизнесе. Воронеж, 2008. Поступила в редакцию 2.03.2009 г.

Tinyakova V.I., Yarkina A.V. Models of the estimation of reliability credit decisions of commercial banks. Models for an estimation of reliability of systems рационирования the credit, applied now commercial banks are offered. Situations of crediting of physical persons and corporate borrowers are separately considered.

Key words: credit status, a rating estimation, bank, model.

УДК 338.4

СГЛАЖИВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

© О.Е. Герасимова

В статье проводится анализ состояния двух депрессивных районов Республики Татарстан по предложенной автором методике, что позволяет определить оптимальные для каждого из них инструменты сглаживания пространственной поляризации.

Ключевые слова: пространственная поляризация, БШОТ-анализ.

Неравномерное развитие государств и регионов приводит к ряду отрицательных последствий, основными из которых является рост социальной напряженности, невозможность устойчивого развития, снижение темпов роста воспроизводства в отдельных стратегически значимых отраслях и многое другое. В то же время, процесс разделения труда не может не приводить к обострению пространственной поляризации и закреплению за отдельными регионами лидерства, а за другими - постоянного депрессивного состояния. Именно поэтому сглаживание пространственной поляризации есть процесс, инициирование и регулирование которого находится в ведении государственных органов, решающих таким образом задачи, возложенные на них в рамках общественного договора.

Негативное отношение к контрастам «центр - периферия» в России значительно, хотя достаточно широко известно, что равномерное пространственное развитие ни одной территории невозможно. Беспокойство по поводу увеличивающегося пространственного неравенства высказывается не толь-

ко в России и ее региональных образованиях (как угроза национальной безопасности, экономической и политической стабильности), но и в странах Европы, где, по мнению ряда аналитиков, интеграционные процессы в Западной Европе могут усилить региональное неравенство. Межрегиональные различия также довольно велики в США, однако в этой стране предполагается, что мобильность рабочей силы сглаживает их в уровне заработной платы и уровне жизни путем перемещения из депрессивных регионов в развитые. В то же время даже в США региональные власти предпринимают усилия, направленные на сглаживание пространственной поляризации путем создания экономических преференций бизнесу, развивающемуся в менее развитых районах.

На основании анализа мировой практики сглаживания пространственной поляризации можно выделить следующие направления этого процесса:

— организация особых экономических зон производственного, торгового и иного назначения;

— организация технологических парков и городов;

— организация рекреационных зон, в т. ч. зон игорного бизнеса;

— создание бизнес-инкубаторов;

— развитие инфраструктуры с целью повышения привлекательности района;

— передача производства в зоны с более дешевой рабочей силой;

— перемещение разрабатывающих центров в экологичные зоны.

Примеры применения указанных инструментов описаны в экономической литературе; нас же интересует порядок определения приоритетного инструмента для конкретного региона или района.

По нашему мнению, выбор инструмента должен быть продиктован сильными сторонами региона с учетом открывающихся возможностей, принимая во внимание слабые стороны и продиктованные ими угрозы. Таким образом, метод SWOT-анализа может быть использован для выбора рассматриваемых в настоящей статье инструментов. При этом в уточнении нуждаются факторы, которые необходимо анализировать при проведении SWOT-анализа для указанных выше целей. Эти параметры можно разделить на четыре категории:

— потенциал использования факторов производства региона (трудовой потенциал, финансовый потенциал, земельный потенциал и предпринимательский потенциал);

— приоритетные направления развития региона до принятия решения о выборе инструментов сглаживания пространственной поляризации;

— состояние инфраструктуры депрессивного региона;

— уровень творческой активности населения региона (определяемый на основании количества и разнообразия научных и образовательных учреждений в регионе).

На основании приведенных характеристик проведем SWOT-анализ депрессивных районов Республики Татарстан для определения приоритетного направления сглаживания пространственной поляризации (табл. 1) [1].

Как видно из проведенного анализа, рассматриваемый регион обладает достаточным потенциалом для развития производства, не востребованным в настоящее время по причине наличия вблизи двух крупных промыш-

ленных центров, что приводит к отсутствию инвестиций в предприятия рассматриваемого района [2]. При этом в районе имеются специалисты, работающие в настоящее время в Набережных Челнах и Нижнекамске, обладающие достаточными знаниями и ориентированные на работу в собственном районе, возможность которой ограничена низкой предпринимательской активностью. Кроме того, Елабужский район отличается развитой инфраструктурой, и, хотя центр ее находится в Набережных Челнах, ее использование для развития района возможно, в то время как затраты на содержание инфраструктуры относятся к юрисдикции другого района.

Исходя из этих позиций, оптимальным инструментом сглаживания пространственной поляризации для рассматриваемого района является создание производственной особой зоны, деятельность резидентов которой не будет пересекаться с предпринимательскими активными структурами Набережных Челнов и Нижнекамска, что позволит использовать сильные стороны района и устранить имеющиеся угрозы. Имеющийся негативный опыт необходимо использовать для устранения допущенных ранее ошибок: в первую очередь, необходимо обеспечить надлежащий уровень государственных услуг, чего не было сделано при предыдущих попытках реализации особой зоны в том же районе.

Таким образом, выбранный властями Республики Татарстан инструмент сглаживания пространственной поляризации для Ела-бужского района в форме создания особой экономической зоны «Алабуга» является, судя по результатам проведенного анализа, оптимальным для данного района. Это подтверждается тем фактом, что заполнение Алабуги резидентами проходило достаточно быстро, и многие из них уже разворачивают свои производственные площадки.

Рассмотрим теперь еще один депрессивный район республики - Чистопольский район. В первую очередь, проведем SWOT-анализ данного района (табл. 2).

Из проведенного анализа следует, что наиболее сильными сторонами развития Чистопольского района являются:

— наличие значительного количества молодежи с высоким творческим потенциалом;

Таблица 1

SWOT-анализ Елабужского района

Сильные стороны Слабые стороны

Возможности - высокий трудовой потенциал - развитая инфраструктура - высокий творческий потенциал - высокий земельный потенциал - действующая крупная производственная площадка (ЕлАЗ) - низкий финансовый потенциал - невысокий предпринимательский потенциал - небольшое число направлений развития науки и образования

Угрозы - склонность трудоспособного населения к перемещению в центры притяжения рабочей силы (Набережные Челны, Нижнекамск, Казань, Москва и др.) - инфраструктурный центр расположен в Набережных Челнах - невостребованность творческого потенциала - недостаток ряда необходимых для различных производств специалистов - наличие негативного опыта сглаживания пространственной поляризации в районе - низкая активность основной производственной площадки

Таблица 2

SWOT-анализ Чистопольского района

Сильные стороны Слабые стороны

Возможности - высокий трудовой потенциал - развитая инфраструктура - высокий творческий потенциал - высокий земельный потенциал - наличие разнообразных учреждений профессионального образования, обеспечивающих широкий круг специальностей - высокая экологичность района - потенциал развития инфраструктуры - низкий финансовый потенциал - невысокий предпринимательский потенциал - отсутствие крупных производственных площадок

Угрозы - склонность трудоспособного населения к перемещению в центры притяжения рабочей силы (Нижнекамск, Альметьевск, Казань, Москва и др.) - необходимость развития инфраструктуры - невостребованность творческого потенциала - отсутствие опыта сглаживания пространственной поляризации - низкая активность действующих производственных площадок - отсутствие государственной активности по развитию региона привело к значительному оттоку трудоспособного населения (проживают в основном студенты и пенсионеры)

— наличие институтов профессионального образования, отвечающих требуемому уровню качества (один из вузов сертифицирован по ИСО 3001);

— наличие свободной земли и высокая экологичность.

Представленный набор характеристик говорит о том, что рассматриваемый район обладает потенциалом для развития техно -парка или организации разрабатывающей площадки для крупных предприятий, расположенных, например, в особой экономической зоне «Алабуга». При выборе такого варианта не потребуется развитие инфраструктуры и устранится невостребованность творческого потенциала населения. Экологич-

ность рассматриваемого района является дополнительным аргументом за организацию технопарка.

В то же время в этом районе власти заняты организацией бизнес-инкубатора, что, по их мнению, должно активизировать предпринимательскую активность. Мы же полагаем, что такой вариант не приведет к желаемым результатам, в первую очередь, по причине неразвитой инфраструктуры.

Итак, проведенный анализ показал, что выбор инструмента сглаживания пространственной поляризации индивидуален и зависит от многих факторов, что подтверждается примерами развития районов Республики Татарстан.

1. Доклад об основных показателях деятельности предприятий и организаций Республики Татарстан за апрель 2008 г. Материалы с сайта. иЯЬ: www.tatstat.ru. Загл. с экрана.

2. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2004. № 31.

Поступила в редакцию 3.03.2009 г.

Gerasimova O.E. Spatial polarization flattering in a region (based on the example of the Republic of Tatars-tan).The paper analyzes the state of two depressive regions of the Republic of Tatarstan using the author’s method which allows to estimate the best instruments of spatial polarization flattering for those.

Key words: spatial polarization, the SWOT-analysis.

УДК 338.981

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНЕ

© Т.К. Кумпилов

В статье на основании анализа действующей схемы размещения, проведения конкурса и дальнейшего выполнения государственного заказа на поставку товарно-материальных ценностей предлагается ее совершенствование с применением логистических методов, что позволит сократить расходы региональных бюджетов на госзакупку.

Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, логистический механизм.

В условиях нарастающего экономического кризиса, следствием которого является появление дефицита государственного бюджета, одним из важных направлений деятельности государства становится сокращение собственных расходов. Большая их часть формируется в процессе государственных закупок, что диктует необходимость совершенствования данного процесса с целью сокращения затрат в формате транзакционных издержек. Особенно актуальным является решение данного вопроса на уровне региона, т. к. именно региональные бюджеты, особенно региональные бюджеты дотационных регионов, будут испытывать наибольшие трудности в условиях экономического кризиса.

Рынок государственных закупок нельзя рассматривать как свободный рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом, и даже как рынок товаров промышленного назначения. Государственные закупки являются сферой государственной деятельности, характеризующейся высокой степенью коррупции. Кроме того, размещаемые государственными органами заказы не всегда обоснованы и продиктованы необходимостью, в

некоторых случаях государственные чиновники обеспечивают себе определенный уровень комфорта, не учитывая необходимость сокращения расходов, являющуюся характерной особенностью нынешнего развития российской экономики.

Мировая практика предложила и апробировала следующий аппарат оптимизации государственных закупок, направленный на сокращение государственных расходов и борьбу с коррупцией - законодательно определенное проведение конкурсов (аукционов, открытых торгов). Целью такого механизма является то, чтобы государственный чиновник был ограничен в выборе механизма и порядка приобретения товаров и услуг. Например, в странах Северной Америки правила, регламентирующие государственные закупки, представляют собой отдельный документ объемом свыше нескольких тысяч страниц. Эти правила, в частности, оговаривают, что любая закупка объемом свыше 50 тыс. долл. производится только на конкурсной основе, а в некоторых отраслях закупка на меньшую сумму также является предметом регламентированной процедуры государственной закупки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.