Научная статья на тему 'СФЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ В ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ'

СФЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ В ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ / HOVERCRAFT / ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ БАССЕЙН / VOLGA-KAMA BASIN / СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОРОСТНЫХ СУДОВ / SPHERE OF HIGH-SPEED VESSELS USE / СКОРОСТНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ ЛИНИЯ ПО РЕКЕ СУРА / HIGH-SPEED PASSENGER LINE ALONG THE SURA RIVER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Веселов Г.В., Иванов М.В., Новиков А.В.

В статье рассмотрены вопросы использования пассажирских судов на воздушной подушке в условиях Волжско-Камского бассейна. В качестве примера представлены результаты расчетов по организации пассажирской линии по реке Сура с судами типа «Марс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Веселов Г.В., Иванов М.В., Новиков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERES OF RATIONAL USE OF HOVERCRAFT IN THE VOLGA-KAMA SWIMMING POOL

The article deals with the use of passenger air-cushion vessels in the conditions of the Volga-Kama basin. As an example, the results of calculations for the organization of a passenger line along the Sura River with ships of the Mars type are presented.

Текст научной работы на тему «СФЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ В ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ»

УДК 656.62

Г.В. Веселое, д.э.н., профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» М.В. Иванов, к.э.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» А.В. Новиков, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СФЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ В ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ

Ключевые слова: суда на воздушной подушке, Волжско-Камский бассейн, сфера использования скоростных судов, скоростная пассажирская линия по реке Сура.

В статье рассмотрены вопросы использования пассажирских судов на воздушной подушке в условиях Волжско-Камского бассейна. В качестве примера представлены результаты расчетов по организации пассажирской линии по реке Сура с судами типа «Марс».

Основные тенденции развития и совершенствования пассажирского транспорта в мире связаны с увеличением пассажировместимости и скорости технических средств транспорта.

Увеличение на водном транспорте пассажировместимости судов, как правило, способствует снижению себестоимости перевозок пассажиров и повышению конкурентоспособности их на рынке транспортных услуг. Рост же скоростей движения сопровождается увеличением удельных энергозатрат по доставке пассажиров (грузов), себестоимости перевозок и, следовательно, стоимости билетов (тарифов). Однако, несмотря на рост стоимости проезда скорости на водном транспорте в мире и в России с появлением на реках судов на подводных крыльях (СПК) и на воздушной подушке (СВП) возросли до 120 км/ч, т.е. увеличились в 5-7 раз, на железнодорожном -до 400 км/ч (Япония, Китай, США и др.) [1].

К 80-м годам прошлого столетия в СССР было построено и введено в эксплуатацию около 700 высокоскоростных судов для перевозок пассажиров по рекам и морям. В крупнейшем в России Волжско-Камском бассейне не только крупные города, но и приречные населенные пункты были связаны высокоскоростными судами пассажи-ровместимостью от 60 до 260 человек [2]. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом достигал 124 млн. чел. за навигацию, в том числе высокоскоростными судами - более четверти всего объема перевозок. К 2012 году объем перевозок составил всего 14 млн. чел. или сократился на 110 млн. чел.

Скорость судов является одним из важнейших параметров, особенно пассажирских судов, определяющих в значительной степени не только их конкурентоспособность на рынке транспортных услуг, но и характеризующих технический уровень развития любой страны мира.

С перестройкой экономических отношений в стране качество и уровень обслуживания жителей крупных промышленных центров и приречных малонаселенных пунктов значительно снизились из-за свертывания работы скоростных судов на подводных крыльях (теплоходов типа «Ракета», «Восход», «Метеор»). Одна из причин - низкая рентабельность работы таких судов [3].

По данным Минтранса до сих пор свыше 40 тыс. малонаселенных пунктов не обеспечены круглогодовой связью магистральными коммуникациями с крупными промышленными центрами страны, которые в Волжско-Камском бассейне расположены через каждые 300-350 км.

Следует отметить, что пассажирские перевозки убыточны или малорентабельны и на других видах транспорта (на железнодорожном в пригородном сообщении, авиационном, городском) и не только в России, но и в зарубежных государствах. Однако государство в Российской Федерации дотирует пассажирские перевозки в значительных объемах, кроме внутреннего водного транспорта [1, 3-6].

В ряде западных стран (Бельгия, Нидерланды) федеральные органы полностью финансируют городской транспорт (рис. 1, 2).

■ Федеральные органы власти □ Региональные и местные еласш

Рис. 1. Структура субсидирования городского транспорта в части капитальных вложений, %

■ Федеральные органы еласш О Региональные н местные власти

Рис. 2. Структура субсидирования городского транспорта в части эксплуатационных расходов, %

Ранее считалось, что водный транспорт проигрывает конкурирующим видам транспорта в климатических условиях Российской Федерации в части отсутствия возможности всесезонной работы флота. Однако с появлением судов на воздушной подушке (СВП) ситуация в корне изменилась, поскольку СВП обеспечивают скоростную организацию перевозочного процесса в условиях бездорожья, на водной, ледовой или заснеженной поверхности при температуре наружного воздуха от -25° до +40°С, на реках в период ледохода и ледостава со скоростью от 50 до 100 км/час.

В 1971 году на судостроительном заводе «Красное Сормово» было построено судно на воздушной подушке (т/х «Сормович»), введенное в эксплуатацию в 1972 году [2, 7]. Основные характеристики СВП приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные параметры СВП «Сормович»

№ п/п Наименование параметров судна Значения параметров

1 Длина, м 29,2

2 Ширина, м 11,33

3 Высота, м 7,8

4 Водоизмещение с полным грузом, т 37

5 Водоизмещение порожнем, т 25,4

6 Дальность, км 600

7 Пассажировместимость, чел. 50

8 Скорость, км/ч 100

9 Мощность, л.с. 2000

СВП «Сормович» успешно использовался для перевозок пассажиров, развивал при этом скорость до 100 км/час (на линии Горький (Н. Новгород) - Чебоксары протяженностью 270 км). С созданием СВП появились перспективы успешного решения проблемы транспортной доступности для жителей приречных населенных пунктов в крупнейшем в Европе речном бассейне - Волжско-Камском.

К 1972 году за рубежом было построено уже около 200 судов на воздушной подушке различных типов грузоподъемностью от 2 до 60 т и пассажировместимостью от 20 до 250 пассажиров со скоростью движения 30-50 узлов при волнении 1-1,5 м [6].

К настоящему времени в России построены СВП пассажировместимостью от 8 до 50 чел. со скоростью движения до 100 км/час. Однако они не нашли широкого применения в Российской Федерации для социальных перевозок пассажиров. Вместе с тем, СВП завоевали признание как спасательные средства в МЧС, построены крупные десантные суда для Минобороны РФ.

На наш взгляд, только СВП могут обеспечить круглогодовую транспортную доступность жителей приречных и ближайших к ним селений (как по цене, так и по времени) к крупным промышленным центрам, областным и районным образованиям за счет реализации их преимуществ по сравнению с водоизмещающими судами и автомобильным транспортом. Преимущества заключаются в следующем:

1. Только СВП (водный транспорт) соединяет приречные населенные пункты, расположенные на противоположных берегах, по кратчайшему расстоянию и с высокой скоростью доставки пассажиров по доступной цене, особенно на магистральных реках, озерах, водохранилищах, где расстояние между населенными пунктами может составлять до 40 км.

2. Для организации перевозок пассажиров с использованием СВП не требуется строительство дорогостоящих причалов, содержание которых увеличивает себестоимость перевозок пассажиров на 30-35%.

3. СВП могут успешно использоваться и в зимний период, причем для перевозок не только пассажиров, но и грузов. Таким образом, отдаленные от промышленных центров и коммуникаций жители приречных селений при использовании СВП на линиях в меньшей степени зависят от погодных условий.

4. Со строительством СВП существенно расширяется сфера функционирования водного транспорта для обслуживания населения благодаря использованию естественных водных путей не только крупных рек, но и малых.

5. СВП позволяют существенно улучшить и расширить зону отдыха жителей крупных городов.

По нашим предварительным проработкам, сфера использования СВП - это местные перевозки жителей малонаселенных пунктов до районных центров или до круп-

ных городов, а также организация межрайонных транспортных сообщений. Пассажи-ровместимость СВП на местных линиях должна быть в диапазоне от 15 до 35 пасса-жиромест.

В качестве примера всесезонного использования СВП рассмотрим работу пассажирской линии по реке Суре от пункта Васильсурск до пункта Сурское протяженностью 335 км (см. рис. 3).

Республика Марий Эл

Рис. 3. Схема речного маршрута «Васильсурск - Сурское»

На разных берегах указанного водного участка реки расположены более 35 населенных пунктов Нижегородской, Ульяновской областей, Республик Марий Эл и Чувашской. Шахматная таблица расстояний между пунктами представлена на рис. 4.

Нпселеннын пункт 1 2 3 4 5 6 7 3 9 10 11 12 13 14 15

1 Блснльсурск (Воротынский район Нижегородской области) 0 13 34 60 80 108 137 163 190 201 222 252 274 299 335

2 Красное Селище (Горномарннскнн район республики Марин Эл) 13 0 21 47 67 95 124 150 177 188 209 239 261 286 322

3 Совхозный (Ядринскни район Чувашской Республики) 34 21 0 26 46 74 103 129 156 167 188 218 240 265 301

4 Ядрии (Ядринскии район Чувашской Республики) 60 47 26 0 20 48 77 103 130 141 362 192 214 239 275

5 Куриыш (Пильнинскнн район Нижегородской области) 80 67 46 20 0 28 57 83 110 121 342 172 194 219 255

6 Козловка (Пнльиинский район Нижегородской области) 108 95 74 48 28 0 29 55 82 93 314 144 166 191 227

7 Княжпха (Пнлвнннскин район Нижегородской области) 137 324 103 77 57 29 0 26 53 64 85 115 137 162 198

8 Шумерля (Шумерлинскии район Чувашской Республики) 163 350 129 103 83 55 26 0 27 38 59 89 111 136 372

9 Блрятпно (Пипьнннскнй район Нижегородской области) 190 377 156 130 110 82 53 27 0 33 32 62 84 109 145

10 Мурзппы (Сеченовский район Нижегородской области) 201 188 167 141 121 93 64 38 11 0 21 51 73 98 134

11 Порепксе (Порешсий район Чувашской Республики) 222 209 183 162 142 114 85 59 32 23 0 30 52 77 113

12 Сурскпн Майдан (Алзгырский район Чувашской Республики) 252 239 218 192 172 144 115 89 62 53 30 0 22 47 83

13 Алатырь (Алатырскнй район Чувашской Республики) 274 261 240 214 194 166 137 111 84 73 52 22 0 25 61

14 Иваньково-Ленпио (Алатырскнн район Чувашской Республики) 299 286 265 239 219 191 162 136 109 98 77 47 25 0 25

15 Сурское (Сурской район Ульяновской области) 335 322 301 275 255 227 198 172 145 134 113 83 61 36 0

Рис. 4. Таблица расстояний между пунктами пассажирской линии по реке Суре

На рассматриваемой линии в качестве двух альтернативных вариантов рассмотрена эксплуатация амфибийных пассажирских СВП, эксплуатация которых не требует дополнительных расходов по обеспечению судовой обстановки и дноуглубительным работам: «МАРС-2000» и «МАРС-3000». Различия указанных судов заключаются в первую очередь в их пассажировместимости: если «Марс-2000» рассчитан на перевозку от 12 до 20 пассажиров (в зависимости от размеров багажа), то «Марс-3000» может взять на борт 33 человека. Число членов экипажа указанных судов одинаково -по 2 человека. Габаритные размеры (длина от 13,3 до 15,5 м, ширина от 4,96 до 7,66 м) позволяют эксплуатировать суда данного типа на рассматриваемой линии. Протяженность линии (335 км) меньше, чем автономность плавания без дозаправки (от 400 до 500 км).

По итогам расчетов была доказана целесообразность круглогодичной эксплуатации либо двух СВП типа «Марс-2000», либо двух СВП типа «Марс-3000». При этом каждое судно должно совершать 1 круговой рейс за двое суток. Такие экономические показатели как стоимость одного пассажироместа составят при работе судов типа «Марс-2000» 1050 рублей, судов типа «Марс-3000» - 990 рублей, в то время как расходы на перевозки в годовом исчислении соответственно будут 15,3 млн. рублей и 23,6 млн. рублей.

Интересным, на взгляд авторов, является сравнение водного маршрута с автомобильным: протяженность последнего через рассматриваемые пункты по существующим автомобильным дорогам составит более 460 км, что в 1,3 раза больше, чем по воде. Более того, между пунктами Красное Селище и Совхозный нет постоянного автомобильного сообщения (отсутствуют дороги с твердым покрытием).

С позиции ценовой политики более рациональным вариантом является эксплуатация на линии судов большей пассажировместимости, поскольку в этом случае происходит опережающий рост количества перевезенных пассажиров за один рейс (в 1,65 раза) по сравнению с ростом мощности главных двигателей (в 1,57 раза), что сказывается на такой важной статье калькуляции себестоимости как расходы на топливо и смазочные материалы.

Для более масштабного применения СВП на современном этапе необходима поддержка на государственном уровне исследований:

- по определению целесообразности использования СВП на конкретных линиях перевозок пассажиров;

- по обоснованию и определению пунктов базирования СВП и их ремонта;

- по определению основных технико-экономических требований к СВП для конкретных условий их эксплуатации в Волжско-Камском бассейне;

- по определению размеров дотирования и тарифообразования.

Схема организации работы СВП не местных линиях должна быть не линейной, а веерной, применительно к конкретным условиям перевозок пассажиров.

Список литературы:

[1] Веселов Г.В. Итоги реформирования, проблемы и перспективы развития водного транспорта России / Г.В. Веселов, В.И. Минеев, С.В. Костров, М.А. Шишкина // Вестник транспорта. -2015. - № 3. - С. 2-5.

[2] Френкель М. Возможная эффективность круглогодовой эксплуатации СВП / М. Френкель, А. Городецкий, В. Иванов, Е. Авдеева // Речной транспорт. - 1980. -№ 7. - С. 36-37.

[3] Кучуков Р.Г. Государственный сектор как локомотив модернизации / Р.Г.Кучуков // Экономист. - 2010. - № 9. - С. 3-13.

[4] Веселов Г.В. Возрождение речных высокоскоростных пассажирских перевозок / Г.В. Веселов, Д.В. Дрейбанд, М.В. Иванов, С.В. Костров // Вестник транспорта Поволжья. - 2015. - №3 (51). - С. 59-62.

[5] Веселов Г.В. Стратегия воспроизводства основных фондов водного транспорта в современных условиях / Г.В. Веселов, В.И. Минеев // Вестник университета им.Орджоникидзе. - 2009. -№13. - С. 104-110.

[6] Персианов В.А. Транспортные пассажирские тарифы / В.А. Персианов, Л.С. Федоров, А.Г. Липатов, Т.П. Чашина, Е.А. Сысоева. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2007. - 185 с.

[7] Артамонов В. Суда на воздушной подушке за рубежом / В.Артамонов // Речной транспорт -1971. - № 2. - С. 52-53.

[8] Бардецкая Л.Г., Костенко К.С. Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края // Иннов: электронный научный журнал, 2016. № 4 (29). - Режим доступа: http://www.innov.ru/science/economy/tselesoobraznost-investirovaniya-te/

SPHERES OF RATIONAL USE OF HOVERCRAFT IN THE VOLGA-KAMA SWIMMING POOL

G. V. Veselov, M. V. Ivanov, A. V. Novikov

Key words: hovercraft, Volga-Kama basin, sphere of high-speed vessels use, high-speed passenger line along the Sura river.

The article deals with the use of passenger air-cushion vessels in the conditions of the Volga-Kama basin. As an example, the results of calculations for the organization of a passenger line along the Sura River with ships of the Mars type are presented.

Статья поступила в редакцию 11.01.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.