2 DOI 10.22394/1726-1139-2020-10-18-34
| Сферы государственной политики Российской
| Федерации в ракурсе нациестроительства:
ш сопряжение приоритетов и механизмов*
о
со 4
о Бахлова О. В. , Бахлов И. В.
со
< Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Ога-|= рева, Саранск, Российская Федерация, "[email protected]
< РЕФЕРАТ
Цель: определение общих и особенных характеристик официальных документов в сфе-^ рах государственной культурной политики, государственной молодежной политики
и государственной национальной политики Российской Федерации в плане их сопря-° жения по позициям, актуальным в ракурсе нациестроительства.
Методы: неформализованный содержательный анализ документов, формально-юридический метод, методы сравнительного и системного анализа, контент-анализ содержания интернет-ресурсов, контекстный анализ политического дискурса.
Результаты и обсуждение: проанализирована специфика нормативного регулирования названных сфер, выявлена степень их законодательной институционализации, показаны уязвимости, препятствующие большей корреляции. Исследовано содержание официальных сайтов федеральных органов государственной власти и их структурных подразделений, ответственных за формирование и реализацию государственной культурной, молодежной и национальной политики и консультативных органов при них с учетом освещения планируемых и проводимых мероприятий и выдвигаемых инициатив. Обозначены положения, акцентирующие принципиальные для официального и теоретического дискурса вопросы настоящего и будущего состояний в определенных сферах в контексте тенденций нациестроительства.
Выводы: действующими документами и предусматриваемыми ими механизмами обеспечивается достаточно высокая степень сопряжения различных сфер государственной политики Российской Федерации. Вместе с тем в них требуется достижение большей сбалансированности основных целей, задач, механизмов имплементации. Обоснованы некоторые прогнозные оценки применительно к указанным сферам на среднесрочную перспективу, допускающие вероятность отдельных корректировок, в том числе в законодательной плоскости. Одновременно рекомендованы меры по совершенствованию управленческих практик на базе трансформированных парадигмальных подходов прежде всего к сфере культуры. Аргументирована увязка предложенных поправок в рамках конституционной реформы с ориентирами нациестроительства и приоритетами, закрепляемыми в сферах государственной политики.
Ключевые слова: государственная культурная политика, государственная молодежная политика, государственная национальная политика, нациестроительство, общероссийская гражданская идентичность, политическое управление
Для цитирования: Бахлова О. В., Бахлов И. В. Сферы государственной политики Российской Федерации в ракурсе нациестроительства: сопряжение приоритетов и механизмов // Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 18-34.
Spheres of State Policy of the Russian Federation from the Perspective of Nation-Building: Correlation Priorities and Mechanisms
Olga V. Bakhlova*, Igor V. Bakhlov
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation, *olga.bahlova@ mail.ru
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» № 18-011-00364 А.
ABSTRACT o
Aims: to determine the General and special characteristics of official documents in the fields ™
of state cultural policy, state youth policy and state national policy of the Russian Federation ^
in terms of their interaction in terms of positions relevant to the perspective of nation-building. ^
Methods: informal content analysis of documents, formal legal method, methods of com- >
parative and system analysis, content analysis of the content of Internet resources, contex- o
tual analysis of political discourse. ^
Results and discussion: the specifics of regulatory regulation of these areas are analyzed, o the degree of their legislative institutionalization
greater correlation are shown. The content of the official websites of Federal government bod- ™ ies and their structural divisions responsible for the formation and implementation of state escultural, youth and national policies and Advisory bodies under them is studied, taking into x account the coverage of planned and ongoing events and initiatives. The provisions that em- < phasize the issues of present and future States in certain spheres that are fundamental for ^ official and theoretical discourse in the context of nation-building trends are outlined. tz Conclusion: the existing documents and mechanisms provided for by them ensure a fair- ^ ly high degree of integration of various spheres of state policy of the Russian Federation. At ° the same time, they need to achieve a better balance of the main goals, tasks, and implementation mechanisms. Some forward-looking estimates for these areas in the medium term are justified, allowing for the probability of individual adjustments, including in the legislative sphere. At the same time, we recommend measures to improve management practices based on transformed paradigm approaches, primarily to the sphere of culture. The author argues for linking the proposed amendments within the framework of the constitutional reform with the guidelines of nation-building and priorities fixed in the spheres of state policy.
Keywords: state cultural policy, state youth policy, state national policy, nation-building, all-Russian civil identity, political governance.
For citing: Bakhlova O. V., Bakhlov I. V. Spheres of State policy of the Russian Federation from the perspective of nation-building: correlation priorities and mechanisms // Administrative consulting. 2020. N 10. P. 18-34.
Введение
Нациестроительство в современной ситуации охватывает разные сферы, области, уровни и направления, предполагая сочетание конструктивистских и иных механизмов, сил, взаимодействий. Его сложная структура и своего рода категорический императив, выраженный в стремлении обрести как можно большую целостность, слитность, сплоченность, обусловливает также совмещение высокой (в идеале — высшей) степени обобщения и не меньшей — спецификации для каждого из интегрированных в него измерений. Управление этим процессом всегда относительно и подвержено значительным колебаниям, но вместе с тем создает некие его рамки, стимулирующие либо нивелирующие и даже опровергающие определенные компоненты, институты и пр.
Обращаясь к российской практике, следует отметить активизацию соответствующих усилий «сверху», что, несомненно, органично отечественному опыту, при важных подвижках в горизонтальной плоскости коммуникативного пространства, включая распространение разнообразных общественных инициатив, добровольческого (волонтерского) движения и т. п. Будучи детерминированы серьезными вызовами для страны и нации, они свидетельствуют и о существенном созидательном потенциале народа, граждан, способностях к самоорганизации и взаимопомощи, усиливающих внутренние скрепы и связи социальных, этнических и других групп. Однако насколько сопряжение обеспечивается между сферами государственной политики Российской Федерации, так или иначе ориентированными на потребности нациестроительства? Многие из них на текущем этапе тесно коррелируются с содержанием национальных проектов, выражающих видение властью магистральных путей развития России. Под
о воздействием новых транснациональных угроз и изменившихся внутренних условий, ^ вполне очевидно, они будут подвергаться необходимым корректировкам. Но и до ^ того в рассматриваемой плоскости наблюдалась поступательная динамика норма-EJ тивно-ценностного наполнения. Проанализируем ее на примере нескольких сфер g государственной политики РФ, артикулирующих драйверы нациестроительства. В фокусе авторского внимания в рамках настоящей статьи — государственная националь-о ная политика, государственная культурная политика и государственная молодежная о политика как средоточие ряда фундаментальных начал, без которых немыслимо само < существование и будущее России. Главная цель исследования — определение общих с и особенных характеристик официальных документов РФ в названных сферах, что х позволит показать степень их сопряжения по основным позициям, актуальным в ра-2 курсе нациестроительства. Задачами выступают: выявление системы приоритетов н- в каждой из указанных сфер и их соотнесение; обозначение ключевых механизмов ^ имплементации данных параметров с учетом их комплементарности; формулирование ° прогнозных оценок для управленческих практик в анализируемых сферах с акцентом на принципе приращения (инкрементализма).
Обзор научной литературы по заявленной тематике показывает устойчивый исследовательский интерес к широкому кругу вопросов в обозначенных сферах государственной политики РФ. Распространение в теоретическом дискурсе постепенно получают сюжеты, акцентирующие их увязку, в первую очередь сфер межнациональных отношений и культуры [4; 20]. Однако в гораздо большей мере авторов привлекают отдельные направления, где предметно анализируются проблемные аспекты терминологии и методологии [2; 8], становления и эволюции [9; 10], ин-ституционализации, стратегий управления и практической реализации [13; 16; 24; 26; 27; 32; 35]. В ракурсе нациестроительства следует особо выделить работы, авторы которых анализируют взаимосвязь данных сфер с развитием государства и общества, формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности, ее соотношения с этнической, территориальной (региональной) и культурной — как в контексте общероссийских условий, так и процессов глобализации, геополитической и социокультурной трансформации [11; 12; 15; 22; 25; 28; 30]. В этом плане весьма актуально изучение позитивных социальных и гражданских практик — молодежного парламентаризма, добровольчества/волонтерства, патриотического воспитания, продвижения культуры межнационального согласия и предупреждения этнического экстремизма и пр. [5; 7; 14; 17]. С другой стороны, авторы анализируют также негативные/деструктивные/протестные проявления [1; 31; 34]. Примечательно обращение к региональному опыту и практикам в исследуемых сферах [6; 18; 21; 23; 33]. Нормативно и концептуально закрепленные ориентиры в различных сферах государственной политики коррелируются с доминантами и константами публичного и официального дискурса [3; 19; 29]. Резюмируя, заметим, что многие аспекты, тем не менее, требуют дальнейшего углубленного изучения и уточнения, в том числе в общей системе координат социально-политического развития и совершенствования политического управления в России.
Материалы и методы
Исследование базировалось на социально-системном и ценностно-целевом подходах к политическим коммуникациям и политическому управлению. Провозглашаемые и утверждаемые в названных сферах государственной политики РФ приоритеты сопрягаются с ценностными ориентирами процесса нациестроительства, стратегического целеполагания, потребностями политического управления и особенностями коммуникативного и общего пространства России.
В качестве основных источников привлекались нормативные правовые акты и до- о
кументы стратегического планирования федерального уровня, материалы, размещен- ^
ные в Системе обеспечения законодательной деятельности (Системе обеспечения ^
законодательной деятельности единой государственной автоматизированной системы EJ
«Законотворчество» — СОЗД ГАС «Законотворчество») (https://sozd.duma.gov.ru/), на g
официальных сайтах профильных комитетов в структуре Государственной Думы Фе- L-
дерального Собрания Российской Федерации (ГД ФС РФ) — Комитета Государствен- о
ной Думы по культуре (http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/), Комитета Государственной о
Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи (http://komitet6. <
km.duma.gov.ru/), Комитета Государственной Думы по делам национальностей (http:// ^
komitet2-4.km.duma.gov.ru/), Президента России (http://www.kremlin.ru/), Совета по х
межнациональным отношениям при Президенте (https://sovetnational.ru/sovet/), ответ- 2
ственных ведомств в структуре Правительства РФ — Министерства культуры Россий- н-
ской Федерации (Минкультуры России) (https://www.mkrf.ru/), Федерального агентства ^
по делам молодежи (Росмолодежи) (https://fadm.gov.ru/), Федерального агентства по ° делам национальностей Российской Федерации (ФАДН России) (http://fadn.gov.ru/).
Ключевые методы исследования — неформализованный содержательный анализ документов, формально-юридический метод, методы сравнительного и системного анализа, контент-анализ содержания интернет-ресурсов, контекстный анализ политического дискурса.
Результаты
Анализ указанных информационных ресурсов позволил уточнить характер регламентации и детализации нормативных установлений в названных сферах государственной политики РФ. Подчеркнем, что они отличаются относительно невысокой степенью законодательной институционализации. Принято и действует достаточно много законодательных актов, их охватывающих, однако они в большинстве своем либо давно требуют обновления, либо замены (как в сфере культуры), либо распространяются лишь на отдельные правоотношения в конкретной сфере (молодежная и национальная политика). Основное регулятивное значение здесь имеют концептуально-стратегические документы, утвержденные подзаконными нормативными правовыми актами, и документы стратегического планирования (табл. 1).
Оговоримся, что в табл. 1 указаны важнейшие документы и наиболее резонансные проекты в рассматриваемых сферах. Приняты и другие документы, в которых фиксируются задачи государственной политики по ключевым сферам, притом предполагающие рассматриваемую взаимосвязь. Федеральный закон № 135-Ф3 и Концепция развития добровольчества (волонтерства) включены в сферу государственной молодежной политики, поскольку из их содержания ясно вытекает, что содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. В то же время подобная деятельность ориентирована также на решение социальных задач в других сферах. Например, это предусматривается ст. 2 Федерального закона № 135-Ф3. На данном этапе очевидно определенное сопряжение данных сфер по целевым параметрам. Конкретизируем его по нескольким индикаторам, наиболее значимым для плоскости нациестроительства (табл. 2).
Формулировка основных целей и приоритетных задач государственной политики1 в названных сферах демонстрирует если не полное их тождество, то суще-
1 В табл. 2 перечислены не все цели и задачи, закрепляемые в официальных документах в рассматриваемых сферах, а лишь те, которые представляются наиболее тесно увязанными как между собою, так и с плоскостью нациестроительства.
Таблица 1
Нормативное регулирование государственной культурной политики, государственной молодежной политики и государственной национальной политики РФ
Table 1. Normative regulation of state cultural policy, state youth policy and state national policy of the Russian Federation
Сферы государственной политики РФ
Законодательные акты
Концептуально-стратегические документы
Законопроекты и другие проекты
Государственная культурная политика РФ
Закон РФ от
09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 01.04.2020)
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от
15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 28.12.2017) Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (24.04.2020)
Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.03.2018 № 551-р) Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры»: утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 (ред. от 31.03.2020)
О культуре: законопроект № 617570-5 (внесен в ГД ФС РФ 21.10.2011, рассмотрен в первом чтении, отклонен 10.04.2018) Концепция проекта Федерального закона «О культуре» (подготовлена рабочей группой, утв. распоряжением Администрации Президента РФ) от 29.03.2018 № 217 О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации: законопроект № 549487-6(внесен в ГД ФС РФ 18.06.2014, рассмотрен во втором чтении, отклонен 23.03.2018)
Государственная молодежная политика РФ
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р Концепция развития добровольчества (волонтерства)
О государственной молодежной политике в Российской Федерации: законопроект № 428343-4 (внесен в ГД ФС РФ 08.05.2007, повторно — 31.08.2007, рассмотрен в первом чтении, отклонен 07.03.2017); законопроект № 1103505-6 (внесен в ГД ФС РФ
Продолжение табл. 1
Сферы государственной политики РФ Законодательные акты Концептуально-стратегические документы Законопроекты и другие проекты
(волонтерстве)» (ред. от 18.12.2018) в Российской Федерации до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) 20.06.2016, рассмотрен в первом чтении, отклонен 25.07.2018) О молодежной политике в Российской Федерации: законопроект № 663594-6 (внесен в ГД ФС РФ 27.11.2014, рассмотрен в первом чтении, отклонен 18.01.2017) О поддержке молодежных и детских общественных объединений: законопроект № 614199-5 (внесен в ГД ФС РФ 14.10.2011, рассмотрен в первом чтении, отклонен 12.01.2018)
Государственная национальная политика РФ Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (ред. от 04.11.2014) Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020) Об обеспечении межнационального согласия: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 602 О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям: Указ Президента РФ от 5.06.2012 № 776 (ред. от 13.04.2020) Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 Об эпическом наследии народов Российской Федерации: законопроект № 873593-7 (внесен в ГД ФС РФ 27.12.2019, возвращен субъекту права законодательной инициативы 16.01.2020) проект «О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями», переименован в проект «Об основах государственной национальной политики» Об этнологической
Окончание табл. 1
Сферы государственной политики РФ Законодательные акты Концептуально-стратегические документы Законопроекты и другие проекты
№ 1666 (ред. от 06.12.2018) Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 (ред. от 31.03.2020) экспертизе в Российской Федерации: проект федер. закона (подготовлен ФАДН России, не внесен в ГД ФС РФ)
Источники: Информационно-правовой портал Гарант (http://www.garant.ru/); Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/); Система обеспечения законодательной деятельности (http://sozd.duma.gov.ru/).
Таблица 2
Сопряжение приоритетов в сферах государственной культурной политики, государственной молодежной политики и государственной национальной
политики РФ
Table 2. Correlation of priorities in the spheres of state cultural policy, state youth policy and state national policy of the Russian Federation
Целевые параметры (основные цели и приоритетные задачи государственной политики)
Государственная культурная политика РФ (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, ч. III)
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития укрепление гражданской идентичности передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев
Государственная молодежная политика РФ (Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ч. III)
формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства (а) создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, в том числе формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности (г) повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи (е)
Государственная национальная политика РФ (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ч. III, п. 17)
укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов (а), гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений (д) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) (б) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества (г)
О
Источники: Информационно-правовой портал Гарант (http://www.garant.ru/); Справочная ^ информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/).
ственное лексическое и семантическое сходство. Преобладает направленность на обеспечение и поддержание единства российской нации, общества, сохранение и защиту соответствующих ценностей. Проиллюстрируем также сопряжение механизмов их реализации (табл. 3).
Заметим, что более четкая классификация механизмов проводится в сфере государственной молодежной политики. Однако некоторые механизмы в анализируемых сферах можно трактовать одновременно как правовые и социальные (например, частно-государственное партнерство). Несмотря на ощутимые различия в интерпретации механизмов и инструментария практической реализации положений ключевых документов в сферах государственной культурной, государственной молодежной и государственной национальной политики РФ, присутствуют и значительные совпадения, выражающие сходные тенденции их обеспечения и продвижения. Это касается ряда моментов, но прежде всего — создания и функционирования консультативных органов при Президенте РФ и усиления информационно-аналитической составляющей.
Мониторинг содержания официального сайта Президента России свидетельствует о том, что охват исследуемых сфер здесь весьма обширен. Так, запрос (от 7 мая 2020 г.) со словосочетанием «государственная национальная политика» (http://www. kremlin.ru/search?query=государственная+национальная+политика) выдал 2172 результата; «государственная культурная политика» (http://www.kremlin.ru/search? query=государственная+культурная+политика) — 959 результатов; «государственная молодежная политика» (http://www.kremlin.ru/search?query=государственная+моло-дежная+политика) — 449 результатов. Явное превышение результатов по этнона-циональной проблематике вполне объяснимо спецификой нашей страны, состава населения, исторического развития. Следует учитывать, что во многих материалах, выдаваемых на запросы с названными словосочетаниями, присутствуют сюжеты из других сфер и употребляются соответствующие лексические конструкции и смысловые увязки. Ярко иллюстрирует данную ситуацию заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям от 3 июля 2014 г., основной темой которого была роль культуры и образования в укреплении единства и согласия, гражданском и патриотическом воспитании молодежи. По словам Президента, приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на «формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине,
< >
о о
Таблица 3
Механизмы реализации государственной культурной политики, государственной молодежной политики и государственной национальной политики РФ
Table 3. Mechanisms for implementing the state cultural policy, state youth policy, and state national policy of the Russian Federation
Механизмы и инструменты реализации
правовые
институциональные (организационные), социальные
информационные, научно-аналитические и т. п.
Государственная культурная политика РФ (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, ч. V)
государственные программы Российской Федерации
Совет при Президенте РФ по культуре и искусству; другие консультативные органы; институты развития;
межведомственная и меж-уровневая координация; развитие государственно-частного партнерства в вопросах исторического просвещения, патриотического воспитания и противодействия фальсификации отечественной истории
научно-методическое сопровождение разработки и принятия обоснованных управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях; федеральная информационно-аналитическая система мониторинга реализации государственной культурной политики и др.
Государственная молодежная политика РФ (Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ч. IV)
совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации; разработка и анализ комплексных программ по реализации государственной молодежной политики и др.
создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам государственной молодежной политики; разработка комплексных планов реализации государственной молодежной политики и мониторинг их эффективности и др.
развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем;
развитие системы мониторинга и оценки качества реализации программ и проектов на всех уровнях управления и др.
Государственная национальная политика РФ (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ч. IV)
законодательство Российской Федерации; документы стратегического планирования; государственные программы Российской Федерации
деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией; координация деятельности государственных органов и органов
государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
мониторинг состояния и развития языков народов РФ;
местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций; Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям этнологическая экспертиза; привлечение информационных ресурсов государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных организаций, региональных средств массовой информации и некоммерческих организаций этнокультурной направленности
Источники: Информационно-правовой портал Гарант (http://www.garant.ru/); Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/).
общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»1. Также показательно, что по итогам заседания при доработке проекта Основ государственной культурной политики Российской Федерации было поручено учесть положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
Не освещая подробно деятельность всех консультативных органов при Президенте России, сошлемся на некоторые результаты анализа материалов Совета по межнациональным отношениям и выделим в рассматриваемом ракурсе некоторые недавние мероприятия Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики. В первую очередь обращает на себя внимание круглый стол в режиме онлайн «Роль молодежных объединений в реализации Стратегии государственной национальной политики РФ», организатором которого выступила Молодежная Ассамблея народов России «МЫ-РОССИЯНЕ». В частности, на нем дискутировались следующие вопросы: «Роль молодежи в укреплении межнациональных отношений», «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи», «Роль молодежи в стратегии государственной национальной политики»2. Выделим еще некоторые проекты: интернет-акцию Традиции народов Поволжья, проводящуюся в рамках Всероссийского фестиваля народного творчества «Нас на века объединила Волга»3; литературный конкурс в Коми-Пермяцком округе в соответствии с государственной программой Пермского края «Общество и власть» (подпрограммой «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае»)4; начало приема заявок
1 Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/46144 (дата обращения: 06.05.2020).
2 В режиме онлайн прошел круглый стол «Роль молодежных объединений в реализации Стратегии государственной национальной политики РФ» [Электронный ресурс]. URL: https:// sovetnational.ru/information-support/events/v-rezhime-onlayn-proshel-kruglyy-stol-rol-molodezhnyh-obedineniy-v-realizacii-strategii-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-rf.html (дата обращения: 06.05.2020).
3 Стартовала интернет-акция «Традиции народов Поволжья» [Электронный ресурс]. URL: https://sovetnational.ru/information-support/events/startovala-internet-akciya-tradicii-narodov-povolzhya.html (дата обращения: 06.05.2020).
4 В Коми-Пермяцком округе стартовал литературный конкурс [Электронный ресурс]. URL: https://sovetnational.ru/information-support/events/v-komi-permyackom-okruge-startoval-literaturnyy-konkurs.html (дата обращения: 06.05.2020).
о для участия в Международном фестивале культуры финно-угорских народов «Живущие
^ по Солнцу» (в рамках VI Всемирной фольклориады)1. Эти и другие мероприятия,
^ инициированные и/или поддерживаемые Комиссией и Советом, отражают осознание
ЕЗ тесной взаимосвязи государственной национальной политики со сферами государ-
^ ственной молодежной и государственной культурной политики. Следует подчеркнуть, что они гармонично вписываются в региональный, общероссийский и даже между-
о народный контекст.
о Результаты на этот счет дает и изучение контента сайтов органов исполнитель-< ной власти. Так, в перечне мероприятий Росмолодежи на 2020 г. — открытый с онлайн-конкурс эссе «75 строк о Победе» (г. Тверь, апрель-май 2020 г.), XVI Всех российский (с международным участием) дистанционный фестиваль научного и ли-2 тературно-художественного творчества студентов «Есенинская весна» (г. Рязань, н- май 2020 г.), Этнокультурный лагерь-семинар «Национальная деревня» (г. Камышин, ^ июнь-июль 2020 г.), Всероссийский молодежный культурно-образовательный форум с «Народы мира» (г. Владикавказ, сентябрь 2020 г.) и др.2. Однако сайты Минкуль-туры и ФАДН России в этом плане не так информативны.
Обсуждение
Содержание официальных документов, дискурса власти и деятельности ответственных органов в исследуемых сферах демонстрирует осознание важности названной корреляции. Однако существующие пробелы в нормативной плоскости, проблемы и сложности, наблюдаемые в реальной действительности, не располагают к чересчур оптимистичным выводам и ожиданиям. Вторичный анализ материалов, осуществляемый отечественными авторами и авторскими коллективами исследований этнонациональной, социально-политической и иной сопутствующей проблематики (посредством общественных и экспертных опросов и др.), комплекса иных эмпирических данных, позволяет обозначить несколько моментов, требующих дальнейшего сопряжения усилий на различных направлениях.
Во-первых, необходимость углубления законодательной институционализации всех трех сфер, что может способствовать в том числе более логичному определению приоритетов для каждой из них и их более глубокой увязке в общей системе координат развития страны и нациестроительства. Вероятно, стимулом к этому послужат инициированные властью поправки в Конституцию РФ — например, о признании культуры уникальным наследием многонационального народа РФ (ч. 1 и ч. 4 ст. 68 в новой редакции), п. «е» в новой редакции новый пункт «ж1» ст. 72 и некоторые другие3.
Во-вторых, актуальность корректировки некоторых механизмов и инструментов в данных сферах: например, этнологической экспертизы, регламентации и широкого внедрения этнополитического мониторинга (наряду с этносоциоло-гическим), а также в целом их систематизации и конкретизации в каждой из
1 Начался прием заявок в Международном фестивале культуры финно-угорских народов «Живущие по Солнцу» [Электронный ресурс]. URL: https://sovetnational.ru/information-support/ events/nachalsya-priem-zayavok-v-mezhdunarodnom-festivale-kultury-finno-ugorskih-narodov-zhi-vuschie-po-solncu.html (дата обращения: 06.05.2020).
2 Мероприятия [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/events (дата обращения: 08.05.2020).
3 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»: одобрен Государственной Думой 11.03.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения: 13.03.2020).
сфер. Согласимся с авторитетным мнением Л. М. Дробижевой о неизжитости о этнической мобилизации, сохранении проблем институционального регулиро- ^ вания в сфере федеративных отношений и пр. [8, с. 142], что в условиях России ^ плотно соприкасается с этнополитическим измерением и может использовать- ез ся в деструктивной риторике, новой волне регионального и этносепаратизма ^ и пр. Предлагаемые специалистами коррекция или доработка механизмов в исследуемых сферах неслучайно аргументируются ссылками на специфику мен- о тальности и политической культуры населения страны и в особенности молодых о россиян [13, с. 107-108; 17, с. 184]. § В-третьих, важность социокультурной консолидации общества, общенациональ- ^ ной и общесоциальной солидарности, духовной целостности российского социума х [11, с. 140], что сопряжено с выстраиванием равновесной структуры общероссий- 2 ской гражданской идентичности, включающей три взаимосвязанных блока: патри- н-отизм и служение Отечеству, уважение к истории и символам страны; общерос- ^ сийские духовно-нравственные ценности (семья, социальная справедливость, кол- ° лективизм и др.); уважение и сохранение традиций всех народов России [22, с. 227]. Еще раз акцентируем актуализацию данной проблематики в рамках конституционной реформы.
Заключение
Главный ориентир процесса нациестроительства в современной России — завершение формирования российской нации на основе общероссийской гражданской идентичности. Его достижение зависит от комплекса факторов, среди которых немаловажную роль играют институциональные, в отечественных условиях зачастую связывающиеся с действиями государства/власти и их структур. Не придавая им единственно универсального и уникального характера, следует, тем не менее, признать их одними из определяющих. Речь идет о самых разных направлениях государственной политики. Разумеется, не только в трех сферах, на которых был сделан акцент, возникают позитивные в ракурсе нациестроительства импульсы, обеспечивая ему должную поддержку. Решение задач в данных сферах невозможно без сбалансированного пространственного и регионального развития, что особенно актуально для России с ее огромной территорией, межрегиональными и внутрирегиональными диспропорциями; без эффективной социальной политики, также призванной содействовать устранению или смягчению неравенства; патриотическое воспитание молодежи, ее вовлечение в гражданские практики немыслимы без усилий в научно-образовательной сфере. Подобные увязки присутствуют еще во многих и многих сферах и областях. Признавая наличие существенных результатов на данный момент в нормативной и отчасти практической плоскости реализации как отдельных приоритетов по сферам государственной политики, так и в их корреляции, считаем достигнутое все же недостаточным. Думается, на среднесрочную перспективу (в диапазоне 5 лет) в анализируемых сферах могут и должны произойти новые подвижки, обеспечивающие эффект приращения успехов. Необходимо заметить, что указанный временной отрезок включает ряд событий, принципиально важных с тактической и стратегической точек зрения для дальнейшего развития страны, соотносимых с электоральными процессами. Сформулируем некоторые прогнозные оценки и определенные рекомендации в рассматриваемом ракурсе.
Отдельные подвижки видятся вероятными во всех трех рассматриваемых сферах государственной политики РФ. Они задаются предполагаемыми изменениями в рамках конституционной реформы. Это касается статуса русского языка, признания
о русского народа государствообразующим, усиления историко-патриотической со-^ ставляющей, введения положения об общероссийской культурной идентичности, ^ конкретизации совместных полномочий Федерации и субъектов. В случае их одо-ЕЗ брения гражданами в ходе соответствующей процедуры можно ожидать активизации ^ законодательной работы в данных направлениях. Некоторые новации здесь уже просматриваются, например, возвращение к обсуждению инициативы Федерально-о го закона о казачестве. Однако учитывая грядущие выборы, вряд ли стоит рассчи-о тывать на какие-либо кардинальные решения, прежде всего в сфере межнациональ-< ных отношений (например, в плане реанимации проектов федеральных законов с «О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями»/«Об х основах государственной национальной политики»). Полагаем, тем не менее, что их 2 широкое публичное обсуждение необходимо.
н- Представляются давно назревшими и принципиальные корректировки парадиг-^ мы культурного развития России, сочетающиеся с преобразованием подходов ° в государственной образовательной политике. Следует отказаться от установок на восприятие этих областей как оказывающих некие услуги населению. Кроме того, важно осознать, что решение озвучиваемых задач требует именно комплексного, консолидированного подхода к проблемам развития. Например, декларируется воссоздание сети клубов в сельской местности. Но это не должно превратиться просто в достижение неких целевых установок, а осуществляться во имя возрождения села как такового, в рамках территориального брендирования, этнокультурного и социального развития, повышения качества жизни. Подобное осознание проявляется в ряде документов и инициатив власти, но здесь многое зависит также от финансовых ресурсов и общей ситуации в стране. На обозримую перспективу усиление внимания к сельской местности ожидаемо в связи с продолжающимися последствиями санкционной политики (в контексте обеспечения продовольственной безопасности), а также последствиями пандемии коронавиру-са, меняющими в том числе образ жизни граждан и их отношение к ценностям. В плоскости государственной политики здесь скорее просматриваются промежуточные результаты.
В продолжение предыдущего тезиса. Воплощение задуманного и предлагаемого может стимулироваться эффективными механизмами. Применительно к сфере государственной культурной политики настоятельно необходимы совершенствование мер поддержки кинематографа и прочих ключевых институтов культуры и искусства в направлении укрепления отечественных традиций, пересмотр наполнения телевизионных программ, тем более, в текущей ситуации они стали гораздо более востребованными, возрождение интереса к литературе. Сказанное гармонично перекликается с другими сферами, включая национальную и молодежную политику. Как минимум, федеральные каналы должны уделять гораздо больше времени и внимания этнокультурным проектам, регионам России, воспитанию уважения к русскому языку и языкам народов России. Это касается и их представительства в интернет-пространстве. Содержание сайтов ответственных ведомств и структур желательно скорректировать в сторону большей информативности, актуальности, вовлечения граждан в обсуждение, приглашения к диалогу. В оптимистическом спектре можно допустить повышение роли органов местного самоуправления и органов регионального уровня, усиление их взаимодействий с гражданами, институтами гражданского общества, между собой. Одновременно стоит сосредоточиться на обеспечении подлинной, а не мнимой доступности для населения преимуществ пропагандируемой цифровизации, что возвращает власть к проблемным аспектам пространственного и регионального развития, где состояние далеко не благостное. В целом прогнозные оценки более располагаются в усредненном спектре.
Литература о
1. Авцинова Г. И., Бурда М. А. Молодежная политика современной России: абсентеизм и по- о литический протест // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 4 (44). С. 649-655. <
2. Алехина И. С., Путря Н. Г. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной ^ политики: проблемные аспекты понятийного аппарата // Управленческое консультирова- " ние. 2020. № 3 (135). С. 39-46.
3. Бахлов И. В., Бахлова О. В. Этнополитические вызовы: отражение в теоретическом дис- q курсе и инструментарии государственной национальной политики // Право и управление. m XXI век. 2020. Т. 16. № 1 (54). С. 42-50. 2
4. Бозиев А. Р. Этнополитические конфликты как историческая предпосылка формирования 5 культуры межнационального общения и роль культуры в государственной молодежной с политике (на примере КБР) // Вестник Адыгейского государственного университета. х Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, ^ культурология. 2019. № 2 (239). С. 26-36. fE
5. Волков Ю. Г., Мальсагова Х. И. Патриотическое самоопределение молодежи и перспек- ^ тивы развития солидарной активности в условиях новой российской реальности. Ростов- о н/Д.: Фонд науки и образования, 2018.
6. Воробьев С. М., Авдеев Е. А. Представления молодежи о межнациональных отношениях в поликультурной среде регионов России // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 106-119.
7. Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / отв. ред. С. Ю. Попова. М. : Аквилон, 2019.
8. Дробижева Л. М. Межэтнические отношения на российском пространстве в 2000-е годы: основные тренды в методологии изучения и социальной практике // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый Хронограф, 2018. С. 120-145.
9. Елисеев А. Л. Особенности становления государственной молодежной политики в Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2019. Т. 8. № 1. С. 71-79.
10. Иванов А. Б., Козлов М. В. Наследие Союза Советских Социалистических Республик и особенности межнациональных отношений в современной России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 2 (59). С. 283-296.
11. Карпухин О. И., Комиссаров С. Н. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 5. С. 118-142.
12. Комарова А. А., Крыштановская О. В., Новиков В. Г., Егоров В. В. Этнокультурная идентичность русских студентов. М.: Государственный университет управления, 2019.
13. Кретов А. Ю. Механизмы государственной молодежной политики в Российской Федерации: проблемы практической реализации // Вестник Поволжского института управления. 2019. Т. 19. № 6. С. 101-112.
14. Кугай А. И., Баранова А. С. Основания государственной политики в сфере развития молодежного добровольческого движения // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10. № 2 (39). С. 124-137.
15. Культура как движущая сила развития современного общества / отв. ред. Е. Д. Евменов. СПб., 2019.
16. Куприн А. А., Буга А. В. Стратегические ориентиры формирования и реализации государственной молодежной политики // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2020. № 10 (12). С. 20-27.
17. Лубский А. В., Вагина В. О., Мамина Д. А. Молодежная политика и гражданские практики в молодежной среде в современной России // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 6. С. 171-187.
18. Малик Е. Н., Соколов В. В. Приоритеты реализации государственной молодежной политики в Орловской области // Управленческое консультирование. 2018. № 1 (109). С. 51-55.
19. Мерзлякова И. Л. Молодежь в отечественном общественно-политическом и научно-исследовательском дискурсе // Kant. 2020. № 1 (34). С. 155-160.
20. Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н., Анисимков А. А. Культурные факторы в формировании национальной идентичности уральской и российской молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Т. 4. № 2. С. 38-54.
о 21. Новосельская А. В. Культура как ресурс инновационного развития территорий. Симфе-н рополь : Ариал, 2019.
^ 22. Петрухина Д. В. Место этнокультурной компетентности в формировании общероссийской ^ гражданской идентичности // Вестник антропологии. 2020. № 1 (49). С. 225-230.
> 23. Пиляк С. А. Региональный опыт актуализации культурных ценностей в контексте реализации государственной национальной политики // Социально-гуманитарные знания. 2020. ш № 2. С. 265-270.
о 24. Похожаев В. И. Некоторые приоритеты современной государственной национальной по-о литики Российской Федерации // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 2 (54). С. 434-441.
™ 25. Ростовская Т. К., Бугаев А. В., Петрова Т. Э. и др. Молодежная политика в системе фор-^ мирования гражданской идентичности современной молодежи. М.: РГСУ, 2018.
х 26. Старченко Р. А. Цели и механизмы реализации Стратегии государственной национальной < политики РФ: мнение экспертов // Вестник Российской нации. 2020. № 1 (71). С. 127-133.
^ 27. Темкин В. Л., Синицын И. М. К вопросу институционального обеспечения государственной tz молодежной политики и ее нормативно-правового обоснования в России и мире // Власть.
^ 2019. Т. 27. № 5. С. 139-146.
° 28. Тутова Л. Н. Российская молодежь и государство в условиях социокультурной трансформации // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2. С. 213-224.
29. Федякин А. В. Приоритеты государственной национальной политики в повестке дня Президента России // Вестник Российской нации. 2020. № 1 (71). С. 40-56.
30. Черняховский С. Ф. Политическая культура: государственная политика и философия будущего. М. : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2019.
31. Hierro M. J., Gallego A. Identities in between: Political Conflict and Ethnonational Identities in Multicultural States // Journal of Conflict Resolution. 2018. Vol. 62. № 6. P. 1314-1339.
32. Johnston R. Changing society's ethnic structure: Politically feasible? // Ethnicities. 2020. Vol. 20. N 1. P. 223-227.
33. Plets G. Exceptions to authoritarianism? Variegated sovereignty and ethnonationalism in a Siberian resource frontier // Post-Soviet Affairs. 2019. Vol. 35. N 4. P. 308-322.
34. Preminger J. Identities in between: Political Conflict and Ethnonational Identities in Multicultural States. Meritocracy in the service of ethnocracy // Citizenship Studies. 2020. Vol. 24. N 2. P. 1-17.
35. SzocsikE. Ethnic struggle, coexistence, and democratization in Eastern Europe // East European Politics. 2014. Vol. 30. N 2. P. 291-293.
Об авторах:
Бахлова Ольга Владимировна, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и ре-гионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Саранск, Российская Федерация), доктор политических наук, доцент; [email protected] Бахлов Игорь Владимирович, заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и ре-гионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Саранск, Российская Федерация), доктор политических наук, доцент; [email protected]
References
1. Avtsinova G. I., Burda M. A. Youth policy in modern Russia: absenteeism and political protest // Issues of Politology [Voprosy politologii]. 2019. Vol. 9. N 4 (44). P. 649-655. (In rus)
2. Alekhina I. S., Putrya N. G. Youth as a Subject and Object of State Youth Policy: Problematic Aspects of the Concept // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2020. N 3. P. 39-46. (In rus)
3. Bakhlov I. V., Bakhlova O. V. Ethno-political challenges: reflection in the theoretical discourse and tools of state national policy // Law and administration. XXI century [Pravo i upravlenie. XXI vek]. 2020. Vol. 16. N 1 (54). P. 42-50. (In rus)
4. Boziev A. R. Ethnopolitical conflicts as a historical precondition of formation of culture of international communication and its role in the state youth policy (the case of the Kabardino-Balkarian Republic) // The Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: philosophy,
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16
17.
18
19
20
21
22
23
history, sociology, law, political science, cultural studies [Vestnik Adygejskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya]. 2019. N 2 (239). P. 26-36. (In rus)
Volkov Yu. G., Malsagova H. I. Patriotic self-determination of youth and prospects for development of solidarity activity in the new Russian reality [Patrioticheskoe samoopredelenie molodezhi i perspektivy razvitiya solidarnoj aktivnosti v usloviyah novoj rossijskoj real'nosti]. Rostov-n/D.: Foundation for science and education, 2018. (In rus)
Vorobyov S. M., Avdeev E. A. Youth Perceptions of Interethnic Relations in the Multicultural
Environment of Russian Regions // Sociological science and social practice [Sociologicheskaja
nauka i social'naja praktika]. 2020. Vol. 8. N 1 (29). P. 106-119. (In rus)
State youth policy in Russia: socio-psychological foundations and implementation technologies
[Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossii: social'no-psihologicheskie osnovaniya i tekh-
nologii realizacii] / otv. red. S.Yu. Popova. Moscow: Aquilon, 2019. (In rus)
Drobizheva L. M. Interethnic relations in the Russian context in the first decades of the 21st
century: the main trends in methodology and social praxis // Russia is being reformed: Yearbook
[Rossiya reformiruyushchayasya: ezhegodnik]. Vol. 16 / ed. M. K. Gorshkov. M. : New Chronograph,
2018. P. 120-145. (In rus)
Eliseev A. L. Features of the formation of state youth policy in the Russian Federation // Journal of public and municipal administration [Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo uprav-leniya]. 2019. Vol. 8. N 1. P. 71-79. (In rus)
Ivanov A. B., Kozlov M. V. Heritage of the Union of Soviet Socialist Republics and features of interethnic relations in modern Russia // Issues of National and Federal Relations [Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij]. 2020. Vol. 10. N 2 (59). P. 283-296. (In rus) Karpukhin O. I., Komissarov S. N. State policy in the cultural sector: the sociological view // Humanities of the South of Russia [Gumanitarij Yuga Rossii]. 2018. Vol. 7. N 5. P. 118-142. (In rus) Komarova A. A., Kryshtanovskaya O. V., Novikov V. G., Egorov V. V. Ethnic and cultural identity of Russian students [Etnokul'turnaya identichnost' russkih studentov]. M. : State University of Administration, 2019. (In rus)
Kretov A.Yu. Mechanisms of State Youth Policy in the Russian Federation: Problems of Implementation // Bulletin of the Volga Region Institute of Administration [Vestnik Povolzhskogo in-stituta upravleniya]. 2019. Vol. 19. N 6. P. 101-112. (In rus)
Kugay A. I., Baranova A. S. The Bases of State Policy in the Sphere of the Youth Voluntary Movement Development // Scientific papers of the North-Western Institute of management of the Ranepa [Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS]. 2019. Vol. 10. N 2 (39). P. 124-137. (In rus)
Culture as a driving force for the development of modern society [Kul'tura kak dvizhushchaya sila razvitiya sovremennogo obshchestva] / ed. E. D. Evmenov. SPb., 2019. (In rus) Kuprin A. A., Buga A. V. Strategic guidelines for the formation and implementation of state youth policy // The national Economy and management (Saint Petersburg) [Ekonomika i upravlenie narodnym hozyajstvom (Sankt-Peterburg)]. 2020. N 10 (12). P. 20-27. (In rus) Lubsky A. V., Vagina V. O., Mamina D. A. Youth policy and civic practices in youth environment in modern Russia // Humanities of the South of Russia [Gumanitarij Yuga Rossii]. 2019. Vol. 8. N 6. P. 171-187. (In rus)
Malik E. N., Sokolov V. V. Priorities of Realization of the State Youth Policy in the Orel Region // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2018. N 1 (109). P. 51-55. Merzlyakova I. L. Young people in the domestic social-political and scientific research discourse // Kant. 2020. N 1 (34). P. 155-160. (In rus)
Narkhov D.Yu., Narkhova E. N., Anisimkov A. A. Cultural Factors in Formation of National Identity of the Ural and Russian Youth // Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research [Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya]. 2018. Vol. 4. N 2. P. 38-54. (In rus)
Novosel'skaya A. V. Culture as a resource for innovative development of territories [Kul'tura kak resurs innovacionnogo razvitiya territorij]. Simferopol : Arial, 2019. 152 p. (In rus) Petrukhina D. V. The Role of Ethnocultural Competence in the Formation of the all-Russian National Identity // Herald of Anthropology [Vestnik antropologii]. 2020. N 1 (49). P. 225-230. (In rus)
Pilyak S. A. Regional experience of actualization of cultural values in the context of implementation of the state national policy // Social and humanitarian knowledge [Social'no-gumanitarnye znaniya]. 2020. N 2. P. 265-270. (In rus)
o 24. Pokhozhaev V. I. Some priorities of modern state national policy of the Russian Federation //
Issues of Politology [Voprosy politologii]. 2020. Vol. 10. N 2 (54). P. 434-441. (In rus) ^ 25. Rostovskaya T. K., Bugaev A. V., Petrova T. E. [et al]. Youth policy in the system of formation of ^ civil identity of modern youth [Molodezhnaya politika v sisteme formirovaniya grazhdanskoj
> identichnosti sovremennoj molodezhi]. M. : RSSU, 2018. (In rus)
o 26. Starchenko R. A. Goals and mechanisms for implementing the Strategy of the state national ^ policy of the Russian Federation: expert opinion // Bulletin of the Russian nation [Vestnik
o Rossijskoj nacii]. 2020. N 1 (71). P. 127-133. (In rus)
o 27. Temkin V. L., Sinitsyn I. M. On the issue of institutional support of the state youth policy and its ™ regulatory and legal basic in Russia and in the world // Authority [Vlast']. 2019. Vol. 27. N 5.
P. 139-146. (In rus)
x 28. Tutova L. N. Russian youth and state in the conditions of social and cultural transformation // < Social and humanitarian knowledge [Social'no-gumanitarnye znaniya]. 2020. N 2. P. 213-224.
^ (In rus)
tz 29. Fedyakin A. V. Priorities of state ethno-national policy in the agenda of the Russian President // ^ Bulletin of the Russian nation [Vestnik Rossijskoj nacii]. 2020. N 1 (71). P. 40-56. (In rus)
° 30. Chernyahovskij S. F. Political culture: public policy and philosophy of the future [Politicheskaya kul'tura: gosudarstvennaya politika i filosofiya budushchego]. M. : D. S. Likhachev Russian research Institute of cultural and natural heritage, 2019. (In rus)
31. Hierro M. J., Gallego A. Identities in between: Political Conflict and Ethnonational Identities in Multicultural States // Journal of Conflict Resolution. 2018. Vol. 62. N 6. P. 1314-1339.
32. Johnston R. Changing society's ethnic structure: Politically feasible? // Ethnicities. 2020. Vol. 20. N 1. P. 223-227.
33. Plets G. Exceptions to authoritarianism? Variegated sovereignty and ethnonationalism in a Siberian resource frontier // Post-Soviet Affairs. 2019. Vol. 35. N 4. P. 308-322.
34. Preminger J. Identities in between: Political Conflict and Ethnonational Identities in Multicultural States. Meritocracy in the service of ethnocracy // Citizenship Studies. 2020. Vol. 24. N 2. P. 1-17.
35. Szocsik E. Ethnic struggle, coexistence, and democratization in Eastern Europe // East European Politics. 2014. Vol. 30. N 2. P. 291-293.
About the authors:
olga V. Bakhlova, Professor of the Chair of General history, political science and area studies of National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation), Doctor of Science (Political Science), Associate Professor; [email protected]
Igor V. Bakhlov, Head of the Chair of General history, political science and area studies of National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation), Doctor of Science (Political Science), Associate Professor; [email protected]