Научная статья на тему 'Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата'

Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1922
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ / ДЕТИ / ПОДРОСТОК / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖИ / YOUTH / YOUTH POLICY / STATE YOUTH POLICY / AGE LIMITS / CHILDREN / TEENAGER / STUDYING YOUTH / WORKING YOUTH / SOCIETY / YOUTH PARLIAMENTARISM / CONSTITUTIONAL STATUS OF YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алёхина И. С., Путря Н. Г.

В статье рассматриваются понятия «молодежь», «молодежная политика» через призму исторических, социально-политических и законодательных аспектов государственной молодежной политики в Российской Федерации. Авторами проанализированы конституции РСФСР и СССР на предмет определения в них понятий конституционно-правового статуса молодежи, а также конституции и законодательство государств-участников СНГ, модельные законодательные акты МПА СНГ. В результате проведенного исследования нормативно-правовых актов и специальной литературы в сфере государственной молодежной политики выявлены общие закономерности и правовые неопределенности: в части категориально-понятийного аппарата (например отсутствие закрепления дефиниции «подросток»), возрастных границ молодежи, проблемных аспектов молодежной политики, предпринята попытка сформулировать векторы развития и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth as a Subject and Object of State Youth Policy: Problematic Aspects of the Concept

The article discusses the concept of «youth», «youth policy» through the prism of historical, socio-political and legislative aspects of state youth policy in the Russian Federation. The authors analyzed the constitutions of the RSFSR and the USSR for the purpose of determining in them the concepts of the constitutional legal status of youth, as well as the constitution and legislation of the CIS member states, model legislative acts of the IPA CIS. As a result of the research of regulatory legal acts and specialized literature in the area of state youth policy, general patterns and legal uncertainties were identified: in terms of categorical-conceptual apparatus (for example, the lack of a definition of the term “teenager”), the age limits of youth, and problematic aspects of youth policy, an attempt was made to formulate development vectors and ways of addressing them.

Текст научной работы на тему «Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата»

Э01 10.22394/1726-1139-2020-3-39-46

Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата

Алёхина И. С.*, Путря Н. Г.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; 1.s.alehina@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются понятия «молодежь», «молодежная политика» через призму исторических, социально-политических и законодательных аспектов государственной молодежной политики в Российской Федерации. Авторами проанализированы конституции РСФСР и СССР на предмет определения в них понятий конституционно-правового статуса молодежи, а также конституции и законодательство государств-участников СНГ, модельные законодательные акты МПА СНГ. В результате проведенного исследования нормативно-правовых актов и специальной литературы в сфере государственной молодежной политики выявлены общие закономерности и правовые неопределенности: в части категориально-понятийного аппарата (например отсутствие закрепления дефиниции «подросток»), возрастных границ молодежи, проблемных аспектов молодежной политики, предпринята попытка сформулировать векторы развития и пути их решения.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, государственная молодежная политика, возрастные границы, дети, подросток, учащаяся молодежь, рабочая молодежь, общество, молодежный парламентаризм, конституционно-правовой статус молодежи

Для цитирования: Алёхина И. С., Путря Н. Г. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 39-46.

< >

о о

Youth as a Subject and Object of State Youth Policy: Problematic Aspects of the Concept

Irina S. Alekhina*, Natalya G. Putrya

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; *i.s.alehina@yandex.ru

ABSTRACT

The article discusses the concept of «youth», «youth policy» through the prism of historical, socio-political and legislative aspects of state youth policy in the Russian Federation. The authors analyzed the constitutions of the RSFSR and the USSR for the purpose of determining in them the concepts of the constitutional legal status of youth, as well as the constitution and legislation of the CIS member states, model legislative acts of the IPA CIS. As a result of the research of regulatory legal acts and specialized literature in the area of state youth policy, general patterns and legal uncertainties were identified: in terms of categorical-conceptual apparatus (for example, the lack of a definition of the term "teenager"), the age limits of youth, and problematic aspects of youth policy, an attempt was made to formulate development vectors and ways of addressing them.

Keywords: youth, youth policy, state youth policy, age limits, children, teenager, studying youth, working youth, society, youth parliamentarism, constitutional status of youth

For citing: Alekhina I. S., Putrya N. G. Youth as a Subject and Object of State Youth Policy: Problematic Aspects of the Concept // Administrative consulting. 2020. N 3. P. 39-46.

о Молодежь является главным стратегическим социально-демографическим ресурсом ^ любого государства. Именно поэтому большое внимание мирового сообщества ^ направлено на эффективное развитие инновационного потенциала молодежи, ее ЕЗ социализацию и интеграцию в общество.

То, каким образом российское государство реализует свои полномочия в отношении молодежи, как оно обеспечивает социально-экономические и обществен-

ш

о но-политические условия для становления и развития молодежи, и будет иметь о значительное влияние на будущее страны и российское общество в целом. < В России понятие «молодежная политика» получило свое распространение в об-^ щественно-политической литературе с 1950-х годов, что «связано с актуализацией х молодежи как самостоятельной социальной силы и ее самоопределением в обще-2 ственно-политическом пространстве» [11, с. 242].

н- Вопрос о необходимости в разработке современного, качественно иного подхода ^ к молодежной политике и создания ее теоретическо-правовых основ был впервые 1= поднят в 1986 г. И. М. Ильинским1, научным руководителем и одним из соавторов первого закона в сфере государственной молодежной политики «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»2, принятого в 1991 г. Данный закон впервые в историографии государственной молодежной политики закрепил: понятие «государственная молодежная политика», принципы государственной молодежной политики, компетенцию СССР и союзных республик в области государственной молодежной политики, декларировал правовую и социальную защищенность молодежи.

Главным документом, определявшим ключевые направления государственной молодежной политики, который имел практическое значение для ее реализации, был указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»3 1992 г.

В тексте действующей Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., отсутствуют главные понятия в сфере государственной молодежной политики — «молодежь» и «молодежная политика». Однако исторически так было не всегда — если проанализировать тексты Конституций СССР4 и РСФСР5 в частности на предмет содержания в них термина «молодежь» или правовых норм, касающихся молодежи, то можно отметить, что в Конституции СССР 1936 г. есть упоминание молодежи в ст.1266. А в Конституции СССР 1977 г. уже в нормах че-

1 Игорь Михайлович Ильинский — советский и российский историк, философ, социолог, доктор философских наук, инициатор и разработчик теоретико-правовых основ государственной молодежной политики.

2 Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»// «Ведомости СНД СССР и ВС СССР». 1991. № 19. Ст. 533.

3 Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ». 1992. № 12. Ст. 924.

4 Конституция (Основной закон) СССР (утверждена резолюцией II Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.), Конституция (Основной закон) СССР (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.), Конституция (Основой закон) СССР (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.).

5 Конституция (Основной закон) РСФСР (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.), Конституция (Основной закон) РСФРС (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.), Конституция (Основной закон) РСФСР (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.), Конституция (Основной закон) РСФСР (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.).

6 Постановление Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 «О Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик» // «Известия ЦИК СССР и ВЦИК». 1936. № 283.

<

тырех статей1 (7, 25, 45, 100) есть упоминание молодежи и Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи. Среди всех Конституций РСФСР только в Конституции РСФСР 1978 г. упоминался термин «молодежь» (ст. ст. 7, 25, 43, 96)2. Например, ст. 25 закреплено: «В РСФСР существует и совершенствуется ез единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразователь- ^ ную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому восприятию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и обще- о

со

ственнои деятельности». о

Отдельно стоит отметить, что на сегодняшний день, на постсоветском про- < странстве, среди государств-участников Содружества Независимых Государств ^ (далее — СНГ) термин «молодежь» упоминается в Конституции Республики Ар- х мения в ст. 863, Конституции Республики Беларусь в ст. 324, Конституции Узбе- 2 кистана в ст. 565, Конституции Республики Молдова в ст. 43, 49, 506. В данном н-аспекте правовое регулирование в сфере государственной молодежной поли- ^ тики в СНГ заслуживает отдельного внимания: в 2012 г. в МПА СНГ принят щ Модельный закон «О государственной молодежной политике»7, определяющий единообразный подход к определению понятий «молодежь» и «государственная молодежная политика» для государств-участников СНГ; Положение «О базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по работе с молодежью»8, Рекомендации по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах — участниках СНГ9 и другие. В результате анализа законодательства государствучастников СНГ в сфере государственной молодежной политики было выявлено, что всего в двух государствах (Республике Армения и Российской Федерации) отсутствуют базовые законы, определяющие реализацию государственной молодежной политики.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. первой попыткой создания и принятия федерального закона в сфере реализации государственной молодежной политики был разработанный и получивший одобрение в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации в 1998 г. проект Федерального за-

1 Декларация Верховного Совета СССР от 07.10.1977 № 6365-IX «Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» // «Ведомости ВС СССР». 1977. № 41. Ст. 617.

2 Декларация Верховного Совета РСФСР от 12.04.1978 «Конституция (Основной закон) Российской Федерации — Россия» // «Ведомости ВС РСФСР». 1978. № 15. Ст. 407.

3 Конституция Республики Армения [Электронный ресурс]. URL: https://www.president.am/ ru/constitution-2015 (дата обращения: 20.02.2020).

4 Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus (дата обращения: 20.02.2020).

5 Конституция Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://www.lex.uz/ acts/35869 (дата обращения: 20.02.2020).

6 Конституция Республики Молдова [Электронный ресурс]. URL: http://www.presedinte.md/ rus/constitution (дата обращения: 20.02.2020).

7 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 23.11.2012 № 38-10 // «Информационный бюллетень МПА СНГ». 2013. № 57 (ч. 1). С. 130-155.

8 Решение Совета глав правительств СНГ от 07.06.2016 «О базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по работе с молодежью» [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html reestr/view/text?doc=5412 (дата обращения: 20.02.2020).

9 Постановление МПА СНГ от 19.04.2019 № 49-9 «Рекомендации по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах — участниках СНГ» [Электронный ресурс]. URL: https://iacis.ru/upload/iblock/4e9/prilozhenie-k-postanovleniyu-49_9.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

о кона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»1, ^ однако он не был принят по причине наложения вето.

^ В последующие годы в Государственную Думу еще пять раз вносились законопро-^ екты в сфере реализации государственной молодежной политики, но по ряду объ-g ективных причин ни один из них не был принят Государственной Думой. Среди причин, по которым законодатели отклоняли проекты федеральных законов, можно выделить о следующие: недоработка понятийного аппарата, вводимого в законопроект; положения о преамбулы законопроекта нуждаются в доработке2; для реализации законопроекта < потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета3; в тексте с законопроекта не предусматривается корреспондирующих изменений в ряд законо-х дательных актов Российской Федерации4; положения данного проекта федерального v закона не содержат конкретных правовых норм и являются декларативными5. н- Актуальные аспекты молодежной политики обсуждались на расширенном засеем дании Палаты молодых законодателей при Совете Федерации 17.11.2017, посвя-d щенном теме «Законодательство и управление в сфере государственной молодежной политики: федеральный и региональный уровни», где особое внимание уделялось необходимости разработки и формирования государственной молодежной политики в современной России.

Таким образом, одной из важнейших проблем в правовом регулировании государственной молодежной политики являлось отсутствие должной нормативно-правовой и научной проработки исследуемой проблематики, отсутствие актуального и логичного категориально-понятийного аппарата, является главной составляющей при определении теоретической и практической направленности закона.

В отсутствие законодательного регулирования с сентября 1994 г. важным вектором, давшим развитие в сфере реализации государственной молодежной политики, стал институт целевого программирования6 (как федерального, так и ре-

1 Проект Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=9378 003372379913994794 (дата обращения: 20.02.2020).

2 Проект Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации (Н. В. Апарина, Е. А. Костерин, В. К. Кошевая и др.), Проект Федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (А. М. Буратаева, В. В. Рязанский, А. А. Турчак и др.), Проект Федерального закона № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации (Орловский областной Совет народных депутатов), Проект Федерального закона № 663594-6 «О молодежной политике в Российской Федерации» (Самарская Губернская Дума), Проект Федерального закона № 1103505-6 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (М. М. Бариев, Д. А. Свищев, С. А. Поддубный, Н. С. Валуев и др.).

3 Заключение Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи «На проект Федерального закона № 1103505-6 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).

4 Заключение Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 4962-п-П44 «На проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).

5 Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 1552п-П44 «На проект федерального закона № 663594-6 «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1994 № 1279 «О федеральной программе «Молодежь России» // СЗ РФ. 1994. № 31. Ст. 3290; Постановление Правительства РФ от 18.06.1997 № 764 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998-2000 годы)» // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3050, Постановление Правительства РФ

гионального), позволивший эффективно решать наиболее приоритетные задачи о развития молодежи. ^

Важной и острой проблемой в сфере государственной молодежной политики ^

является отсутствие единообразного подхода к определению понятия «молодежная ез политика», понятия «молодежь», что обусловлено использованием своего определен- ^ ного подхода к определению данных понятий в различных общественно-гуманитарных науках (политология, социология, публичное управление, юриспруденция, демография, о педагогика, психология и др.), позволяя по-разному взглянуть на одно и то же понятие. о

Например, в социологии «молодежь — это поколение людей, проходящих стадию < социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образова- ^ тельные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных х исторических условий» [7, с. 48]. А в демографии — используется возрастная кон- 2 цепция при определении понятия «молодежь», «в основе данной концепции лежит н-понимание возраста, как основной, наиболее существенной характеристики, а груп- ^ пообразующим признаком в этом подходе является процесс социального взросле- ° ния» [9]. В психологии, «понятие «молодежь» учитывает психофизиологические, экономические и социальные критерии... молодежь находится в стадии формирования организма и психики, т. е. это физически и духовно не окрепшая возрастная группа» [2, с. 42].

Определение и закрепление в российском законодательстве понятия «молодежь» важно для осознания роли молодежи в развитии общества и государства, а также правильной и эффективной разработки федерального закона в сфере государственной молодежной политики.

Наиболее полно дефиниция «молодежь» сформулирована в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», где раскрывается не только понятие, но и определяются возрастные категории — «молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 и более лет1, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)»2. Важно отметить, что большинство федеральных законов3 подробно регламентируют правовой статус несовершеннолетних, которые по формальным возрастным признакам относятся к молодежи (14-18 лет).

Одним из факторов, затрудняющих формулирование «общего» понятия молодежь, является установление возрастных границ, поскольку различные науки по-разному подходят к их определению.

от 27.12.2000 № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172.

1 Например, в Законе Курганской области от 05.07.2011 № 40 «О государственной молодежной политике в Курганской области» существует оговорка о молодой семье — «семья, в которой оба супруга не достигли 36-летнего возраста».

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

о Законодательные акты субъектов Российской Федерации в сфере государствен-^ ной молодежной политики также не имеют единого подхода к данной проблеме: ^ например, законодательство Республики Башкортостан1 вовсе не устанавливает ЕЗ возрастные границы молодежи, в то время как в законодательстве Республики ^ Мордовия2 нижняя возрастная граница установлена с 18 лет.

Проанализировав нормативно-правовые акты и специальную литературу, можно о отметить, что возрастные границы молодежи достаточно обширны и включают о граждан с 14 до 30 лет, что затрудняет определение молодежи в таком обширном < возрастном диапазоне в один субъект как основной «потенциал» развития обще-с ства и государства в будущем, в связи с тем, что старшие группы молодежи уже х достигли того возраста и тех навыков и возможностей для того, чтобы быть реаль-2 ными и полноправными субъектами нашего общества, в то время как младшие н- группы молодежи — еще находятся в активной фазе становления, формирования ^ и аккумулирования будущего потенциала развития государства и общества. В свя-1= зи с этим важное значение имеет разграничение целевого программирования для разных возрастных групп молодежи (например: для детей, для подростков, для учащихся, для студентов и др.), а также индивидуализированный подход к каждой возрастной группе молодежи в нормативных правовых актах.

Еще одной острой проблемой в сфере государственной молодежной политики является отсутствие закрепления дефиниции «подросток» и в законодательстве, и в юридической науке, в то время как политология, педагогика, психология, медицина, социология дают четкое его определение. Следует отметить, что устойчивые словосочетания, образованные на основе слова «подросток», часто употребляются в нормативных правовых актах3, в частности: «подростково-молодежные клубы», «подростковая преступность», «подростковые организации». Аналогичная ситуации обстоит с такими понятиями, как «учащаяся молодежь» и «рабочая молодежь».

Отметим, что к проблематике анализа, формулирования таких понятий, как «молодежь», «молодежная политика», «государственная молодежная политика», а также возрастными границами молодежи, субъект-объектной двойственности конституционно-правового статуса молодежи, правовым положением молодежи обращались в своих трудах российские исследователи из разных областей науки, в частности: А. Ю. Гайдин [1], А. И. Зырянова, Л. И. Никифорова [4], А. А. Зеленин [3], П. А. Меркулов [8], И. М. Ильинский [5], Т. В. Шелудякова [10], А. В. Кочетков [6], Т. В. Шушара [11] и др.

На сегодняшний день понятие «государственная молодежная политика» нормативно определено в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, ...направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализа-

1 Закон Республики Башкортостан от 12.11.1991 №ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан» // «Законы Республики Башкортостан». 1992. Вып. III. С. 26-45.

2 Закон Республики Мордовия от 12.11.1996 № 36-3 «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия» // «Ведомости ГС РМ». 1996. № 14. Ст. 478.

3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ст. 84), Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 4, 25, 27.1, 39), а также ведомственные акты федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ.

ции молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчиво- о

го социально-экономического развития»1. ^

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ту вариативность определения ^

дефиниций «молодежь», «молодежная политика» и «государственная молодежная EJ

политика», которая существует на современном этапе развития государственной g

молодежной политики, в условиях должного правового регулирования мог бы устра- L-

нить отсутствующий сегодня базовый интегрирующий федеральный закон в сфере о

„ m

государственной молодежной политики», который позволил бы привести к едино- о образному толкованию системообразующие понятия в данной сфере. Еще раз под- < черкнем, что специалисты из разных отраслей науки не только по-разному опреде- ^ ляют данные термины, но и предлагают разные подходы к определению их сущности, х например, можно выделить возрастные особенности, в частности используемый 2 социологами «возрастной критерий» или «возрастной подход», используемый уче- н-ными-демографами, как существенный критерий при определении понятия молодежь, ^ а также иные подходы, используемые учеными из других отраслей науки. щ

На наш взгляд, важность закрепления единого понятия «молодежь» и определения ее статуса в российском обществе обусловлена потребностью в разработке качественной и эффективной государственной молодежной политики, что представляется затруднительным до тех пор, пока не будет определено понятие «молодежь», как объекта, на которого направлено действие правового регулирования реализации государственной молодежной политики. В этой связи стоит отметить, что современная молодежь должна стать активным субъектом государственной молодежной политики, который бы мог участвовать в определении приоритетных направлениях развития, в разработке планов мероприятий, например через молодежные объединения, иные «молодежные структуры, предоставляющие молодому поколению возможность участвовать в социально-политических процессах как на национальном, так и на региональном и местном уровнях. Одним из способов реализации права молодежи на активное участие в политической жизни общества и деятельности государства является молодежный парламентаризм»2.

Говоря о важности и значимости молодежи в развитии любого государства, представляется обоснованным дополнить ст. 72 Конституции Российской Федерации пунктом следующего содержания: «установление основ государственной молодежной политики и федеральных целевых программ в области развития и защиты молодежи», а также конституционно закрепить понятие «молодежь», тем самым устранив коллизию понятий «детство» и «молодежь» и подчеркнуть особый социальный статус молодежи.

Литература

1. Гайдин А. Ю. Региональная молодежная политика: социокультурные аспекты : дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2002.

2. Добрынина В. И. Воспитание личности — управляемый процесс // Социальное управление и молодежь. 1969. № 3.

3. Зеленин А. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей : дис. ... канд. полит. наук. Нижний Новгород, 2009.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.

2 Постановление МПА СНГ от 19.04.2019 г. № 49-9 «Рекомендации по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах — участниках СНГ» [Электронный ресурс]. URL: https://iacis.ru/upload/iblock/4e9/prilozhenie-k-postanovleniyu-49_9.pdf/ (дата обращения: 20.02.2020).

о 4. Зырянова А. И., Никифорова Л. Е. Сущность понятий «молодежь» и «молодежная политика»

в контексте теории публичного управления // Идеи и идеалы. 2017. № 4 (34). С. 43-55. ^ 5. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М. : Голос, 2001. ^ 6. Кочетков А. В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики > в России : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

7. Лисовский В. Т. Советское сотрудничество. Социологические очерки. М. : Мысль, 1990. ш 8. Меркулов П. А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России: вторая половина XIX в. — начало XXI в. : дис. ... д-ра ист. наук. о М., 2014.

™ 9. Тимкина В. К. Множественность подходов к определению понятия «молодежь» // Вестник о- науки и творчества. 2016. № 8 (8). С. 259-262.

х 10. Шелудякова Т. В. Государственная молодежная политика в России и зарубежных странах: < конституционно-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2017.

^ 11. Шушара Т. В. Молодежная политика как неотъемлемый атрибут современного общества // ^ Культурное пространство молодежи: смысли и практики : материалы Всероссийской на-

^ учно-практической конференции / под общ. ред. Т. К. Ростовской. М., 2019. С. 242-244.

Об авторах:

Алёхина Ирина Сергеевна, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат юридических наук, доцент; i.s.alehina@yandex.ru

Путря Наталья Геннадьевна, магистрант Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); natalyaputrya@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gaidin A.Yu. Regional youth policy: sociocultural aspects: dissertation. Saratov, 2002. (In rus)

2. Dobrinina V. I. Personal Education — Managed Process // Social Administration and Youth [Sotsial'noe upravlenie i molodezh']. 1969. № 3. (In rus)

3. Zelenin A. A. State Youth Policy of the Russian Federation: conceptual bases, strategic priorities, efficiency of regional models: dissertation. Nizhny Novgorod, 2009. (In rus)

4. Zyryanova A. I., Nikiforova L. E. Essence of concepts «youth» and «youth policy» in the context of the theory of public administration // Ideas and ideals [Idei i ideally]. 2017. № 4 (34). P. 43-55. (In rus)

5. Ilinsky I. M. Youth and youth policy. M. : Voice, 2001. (In rus)

6. Kochetkov A. V. Theory of legal regulation of state youth policy in Russia: dissertation. St. Petersburg, 2010. (In rus)

7. Lisovsky V. T. Soviet Cooperation. Sociological sketches. M. : Thought, 1990. (In rus)

8. Merkulov P. A. Historical experience in the development and implementation of state youth policy in Russia: the second half of the 19th century — the beginning of the XXI century: doctoral dissertation. Moscow, 2014. (In rus)

9. Timkina V. K. Multiplicity of approaches to definition of the concept of "youth" // Journal of science and creativity [Vestnik nauki i tvorchestva]. 2016. № 8 (8). P. 259-262. (In rus)

10. Sheludyakova T. V. State Youth Policy in Russia and Foreign Countries: Constitutional and Legal Study : dissertation. Voronezh, 2017. (In rus)

11. Shushara T. V. Youth Policy as an Integral Attribute of Modern Society // Cultural Space of Youth: Sences and Practices : Materials of the Russian Scientific and Practical Conference / under General T. K. Rostovskaya. Moscow, 2019. P. 242-244. (In rus)

About the authors:

Irina S. Alekhina, Associate Professor of the Chair of Law of North-West institute of management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Jurisprudence, Associate Professor, State Counsellor 3rd Class of the Saint-Petersburg; i.s.alehina@yandex.ru Natalya G. Putrya, Master's Degree Student of North-West institute of management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation); natalyaputrya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.