Джангиров Александр Павлович,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»,
e-mail: [email protected]
СФЕРА УСЛУГ В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Аннотация: в статье сфера услуг рассматривается сквозь призму системы макроэкономических параметров.
Ключевые слова: сфера услуг, макроэкономические параметры, современная экономика.
Abstract: This article services sector is viewed through the prism of macroeconomic parameters.
Keywords: services, macroeconomic framework, the modern economy.
Рост производительности труда в сфере услуг имеет системное значение, поскольку уже давно эффективность услуг не является изолированной областью, а тесно связана практически со всеми сферами и отраслями национальной экономики. Более того, зачастую рост производительности труда в сфере услуг опережает рост производительности труда в традиционных отраслях производства, и тем вынуждает их поднимать свой отстающий уровень. Это означает теоретическую (и практическую) возможность прироста валового внутреннего продукта за счет только роста продукции в сфере услуг, как, собственно, это и должно происходить в развитой постиндустриальной экономике. В то же время возможно и обратное воздействие ускоренного развития сектора услуг как стимула дополнительного повышения роста валового внутреннего продукта за счет динамики основного производства.
Национальная статистика многих стран мира свидетельствует о том, что сфере обслуживания присуща относительно меньшая амплитуда колебания в периоды циклических кризисов производства. Это позволяет сделать крайне важный вывод - что опережающее развития сферы обслуживания входит в число ан-
тициклических инструментов государственного регулирования производства, и использование такого антициклического эффекта становится устойчивой тенденцией при оценке перспектив развития сектора услуг.
Поскольку экономические системы становятся более сложными, то и различия между сферой производства и сферой услуг по степени технической оснащённости или сложности используемого оборудования становятся всё менее значащими.
Передача технологии от производственного сектора к сектору услуг свидетельствует о недостаточности материальной базы самой сферы обслуживания, о нереализуемом потенциале инвестиционного капитала в инновационном бизнесе данной сферы. Поэтому в настоящее время услуги и бизнес, специализирующиеся на обслуживания в производственном секторе, становятся все более важными для экономики.
В методическом аспекте важно разработать и реализовать индикаторы, характеризующие степень инновационного обновления бизнеса в сфере услуг. Для сравнения их необходимо сопоставлять с аналогичными индикаторами (там, где это возможно) производственного сектора. Благодаря этому становится возможной политика ускорения инноваций в фирмах сектора обслуживания. Экономическая политика может усилить инновационный потенциал, поскольку фирмы данного сектора получают меньше государственной помощи и поддержки, чем фирмы производства.
Особое место занимает сектор деловых услуг, который включает оптовую и розничную продажу; гостиницы и рестораны; транспорт, хранение и коммуникация; отраслевые финансы и банковское дело; реальное состояние, аренда и виды деловой деятельности (включая такие, как консультирование и исследовательские фирмы). Другими словами, речь идёт об инфраструктуре, обеспечивающей оказание массовых социальных услуг, в том числе и туристический бизнес.
Интенсивные деловые услуги привлекают интерес экономистов потому, что они обеспечивают быстрый экономический рост за счет вторичных (малоинвестиционных) факторов производства, одновременно формируя инновационный
подсектор в пределах услуг. Экономисты полагают, что экономическая значимость услуг состоит в том, что в ближайшее время именно сектор деловых услуг станет доминирующим сектором национальной экономики развитых стран мира, обеспечивая невиданный рост жизненного уровня населения, который будет зависеть от этого в большей степени, то есть от усовершенствования производительности деловых услуг, чем от совершенствования непосредственного процесса производства1.
Именно перспективная значимость этой новейшей тенденции была продемонстрирована экономикой США, в которой бизнес интенсивных деловых услуг внес не менее три четверти вклада в увеличение производительности (после 1995 года) . При этом большая часть роста производительности происходит благодаря внедрению различных типов инноваций и развития внутрифирменного сервиса, тогда как производственный сектор по-прежнему остаётся источником многих технических процессов и продуктов, инновационные достижения которых приняты деловыми фирмами в сфере обслуживания.
Однако сектор обслуживания больше не является пассивным «адаптером» новых методов производства, что требует новой концептуальной трактовки политики новшеств в сфере социальных услуг.
Инновационные фирмы деловых услуг могут вводить новшества как технического (новые продукты и процессы) и нетехнологического (новые организационные и маркетинговые методы) характера. Статистика показывает, что 80% валового внутреннего продукта США получено из сферы услуг, в которой занято 70% американского населения в трудоспособном возрасте .
С возникновением сферы обслуживания и переходом приоритета от сектора производства к сектору услуг связано революционное изменение в экономической истории человечества. Первая десятка передовых стран мира показывает, что не
1 См.: Innovation Indicators for the European Service Sector (источник -
http://www.proinnoeurope.eu/admin/uploaded_documents.pdf).
2 Bosworth BP, Triplett, J. The early 21stCentury US productivity expansion is still in services. International Productivity Monitor, No. 14, pp 3 - 19, Spring 2007.
3 The Global Services Economy is here... NOW what? - Doug Morse on Service Operations & Excellence - Service, Research & Innovation Community.
менее 50% всей имеющейся в них рабочей силы занято в сфере обслуживания. И подобная тенденция, что подтверждают статистические данные характерна для стран Европы, Азии и Америки (таблица 1.12).
Таблица 1. 12 - Распределение численности занятых в экономике по отраслям в 2009 году (в %)4
Страна Отрасль экономики
сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота промышлен- 2) ность строи- тельство транспорт и связь торговля, гостиницы и ресто-раныу финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг образование, здравоохранение, социальные услуги прочие услуги
Россия 8,4 20,44) 7,1 9,4 17,3 8,2 17,3 11,9
Европа
Австрия 5,6 17,9 8,1 6,0 22,4 13,2 14,5 12,3
Беларусь 10,1 25,8 9,1 7,6 14,6 2,7 16,9 13,2
Бельгия 1,8 17,4 7,2 7,5 16,0 13,4 21,1 15,6
Болгария 7,5 26,5 9,0 6,8 21,0 6,4 11,7 11,2
Венгрия 4,5 24,2 8,0 7,4 19,1 10,3 14,4 12,1
Г ермания 2,3 23,2 6,5 5,5 17,4 14,1 17,6 13,4
Греция 11,6 13,7 8,7 5,9 24,7 9,0 12,6 13,8
Дания 2,9 16,4 6,9 6,2 17,7 12,8 25,7 11,4
Ирландия 5,8 13,6 12,1 5,7 20,8 14,1 17,4 10,7у
Испания 4,3 15,9 11,9 5,8 23,2 12,7 11,9 14,2
Италия 3,8 21,3 8,4 5,5 20,2 14,0 13,9 12,9
Латвия 7,9 17,4 11,2 9,4 19,3 8,7 12,9 13,2
Литва 7,9 19,6 10,9 6,9 20,6 8,0 16,1 10,0
Люксембург 1,3 11,3 9,9 7,5 18,5 28,0 12,1 11,6
Нидерланды 2,7 12,1 6,0 6,1 18,0 15,9 22,5 16,7у
Норвегия 2,8 13,7 7,3 6,2 17,0 13,7 28,6 10,8у
Польша 14,7 23,8 6,9 6,4 16,8 8,6 13,1 9,6
Португалия 11,5 18,6 10,7 4,3 21,1 8,3 12,5 13,0
Республика Македония 19,7 24,8 6,5 6,2 17,4 3,9 10,9 10,6
Республика Молдова 28,2 13,1 6,2 5,7 18,3 4,7 16,1 7,7
Румыния 28,7 23,5 8,0 5,4 14,2 4,4 8,5 7,3
Словакия 4,0 28,9 10,5 7,3 16,7 8,8 13,1 10,7у
Словения 10,2 28,1 6,1 6,0 15,7 9,0 13,6 11,5у
Соединенное Королевство (Великобри- тания) 1,5 13,1 8,1 6,7 19,0 16,6 21,5 13,6у
Украина 15,6 17,6 4,8 6,9 23,4 7,4 15,1 9,2
Финляндия 4,5 18,0 7,2 6,8 15,8 14,4 21,4 11,9у
Франция 3,0 15,8 7,2 6,3 16,6 13,8 19,3 17,9у
Чешская 3,3 31,3 9,2 7,5 16,2 9,7 12,2 10,6
4 Россия и страны мира . 2010: Стат.сб./Росстат. Раздел: Экономическая активность населения- М., 2010. - С. 62.
Республика
Швейцария 4,0 16,1 6,3 5,2 17,0 18,0 20,9 12,5у
Швеция 2,2 15,0 6,7 6,0 15,5 17,2 26,3 11,2у
Эстония 3,9 23,4 12,2 8,5 17,9 9,5 13,9 10,8
Азия
Азербайджан 38,5 6,9 5,5 5,2 16,8 3,9 13,0 10,2
Армения 45,5 10,6 4,5 4,9 10,7 3,4 13,4 7,0
Бангладеш 48,1 11,3 3,2 8,4 16,5 1,6 3,5 7,4
Израиль 1,7 16,1 5,4 6,3 18,3 17,6 22,5 12,1у
Индонезия 40,3 13,5 5,3 6,0 20,7 1,4 3,9 8,8у
Казахстан 29,4 11,9 7,0 7,4 16,1 6,2 14,1 7,9
Киргизия 32,4 10,2 11,0 6,5 18,0 3,2 11,0 7,7
Пакистан 44,7 13,8 6,3 5,5 14,6у 1,4 13,8У;У
Республика Корея 7,4 18,0 7,9 6,4 24,4 13,5 10,4 12,0
Таджикистан 66,1 4,7 2,9 2,6 5,6 0,7 11,8 5,6
Таиланд 42,5 14,2 5,3 2,9 21,1 2,9 4,8 6,2у
Туркмения 48,3 12,5 5,9 4,9 6,3 15,58)
Турция 23,7 21,0 5,9 5,1 21,6 5,5 7,1 10,1
Узбекистан 29,1 13,2 8,3 4,8 8,9 0,59) 20,8^ 14,4
Филиппины 35,3 9,4 5,4 7,6 21,7 3,9 4,3 12,4
Япония 4,2 18,9 8,4 6,1 23,5 14,6 13,9 10,2у
Африка
Египет 31,7 12,6 9,6 6,7 12,3 3,0 12,2 12,0у
Марокко 43,3 12,3 8,0 4,0 16,1 1,5 14,7у
Америка
Бразилия 18,3 15,3 6,7 4,8 21,7 7,4 9,2 16,7у
Канада 2,7 15,7 6,3 7,1 23,8 16,7 17,6 10,1
Мексика 13,1 17,4 8,3 4,6 29,2 5,9 8,2 13,3у
США 1,5 12,3 7,5 4,5 20,9 17,7 21,6 13,9у
Чили 11,7 14,9 8,7 8,3 19,7у 9,3 27,4у
Австралия и Океания
Австралия 3,3 12,4 9,2 6,5 23,8 16,1 18,0 10,7
Новая Зеландия 6,9 13,4 8,2 5,6 22,3 14,7 17,5 11,3у
) Данные по странам СНГ (кроме Беларуси, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) приведены по КДЕС
(NACE). По остальным странам данные приведены по МСОК (ISIC).
2) Г орнодобывающая промышленность и разработка карьеров, обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
3) Включая ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.
4) Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
5) Включая занятых, не распределенных по отраслям экономики.
6) Исключая ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.
7) Включая образование, здравоохранение, социальные услуги.
8) Включая культуру и искусство, науку и научное обслуживание.
9) Без операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.
Мир, перемещаемый к экономике услуг, соответствует требованиям потребителей. Наибольший рост в занятости прогнозируется в секторе услуг с высокой оплатой труда и рабочими местами высокой квалификацией. Практически все будущие рабочие места находятся в сфере социальных услуг. Но тогда соответствующим образом должна быть перестроена и сфера высшего образования,
которая должна сосредоточиться на этой новой «сервисной» экономике. А это означает, что будущая экономика знания - это экономика инновационных услуг.
Для развивающихся стран сфера услуг особенно интересна тем, что сегодня глобализация порождает мировую торговлю услугами. Лучшая форма интеграции развивающихся стран в глобальной экономике - это сотрудничество в сфере услуг, что должно стать приоритетом для международного сообщества и в целом. Прибыль, возникающая в результате либерализации услуг, потенциально может по размеру быть больше, чем во всех других областях международной торговли. Это, широко признанное сегодня, направление является итогом либерализации международных экономических отношений и способно содействовать улучшению экономического положения развивающихся стран через их интеграцию в мировую экономику. Такая интеграция предполагает рост конкурентоспособности в сфере экспорта развивающихся стран и сопровождающей его передаче навыков, информации и технологий. Однако для самих развивающихся стран, чтобы извлечь выгоду из обмена услугами, необходимо усилить внутреннюю способность к поставкам, урегулировать торговлю и социальную ориентацию.
Прибыль от торговли услугами не является «автоматической», - так же, как наименее развитые страны не извлекли пока пользы от либерализации мировой экономики, но ведь значимость либерализации экономики и торговли от этого не уменьшилась.
Сектор услуг вносит важный вклад в стабилизацию занятости трудоспособного населения, рост общей производительности труда и инновационную динамику национальной экономики. Поэтому и в теоретическом, и в практическом аспектах ощущается потребность в углублении понимания глобализационного фактора инновационного ускорения в ключевых секторах сферы услуг, к которым относятся - стандартизация, регулирование и торговля.
Важное место занимает в сфере обслуживания так называемый «сектор деловых услуг» («busmessservices») - особым образом организованная деловая окружающая среда, способствующая повышению эффективности предприниматель-
ской активности5. Сектор деловых услуг стремительно растёт по объёму, структуре и качеству предоставляемых услуг, выдвигаясь на приоритетное место в системе обслуживания. В связи с этим актуализируется разработка программного обеспечения, поисково-исследовательского и другого интенсивного обслуживания деловых услуг (правовое, рекламное, услуги вербовки). В прошлом эти действия в значительной степени проводились внутри самих фирм или корпораций, имея для них внутреннее стратегическое значение и отражая специфику производства в данной фирме. Между тем специализация привела к тому, что фирмы стали приобретать интенсивное знание деловых услуг методом внешнего заказа (включая иностранных поставщиков), добиваясь этим экономии за счет роста производства. Это привело к своеобразному скачку в международной торговле деловыми услугами, особенно с середины 1990-ых годов, а также частично в результате усилий по либерализации внешних связей, согласованных в ходе Уруг-
~ 6 вайского раунда .
Деловые услуги позволяют расширить диапазон и повысить эффективность предпринимательской деятельности за счет относительного понижения трудовых
5 См., напр., - The Role of Emerging Economies in Providing IT and Business Process Services. Case Studies of China, the Czech Republic, India and the Philippines”, OECD Trade Directorate. OECD (2007); «Articulating a Collective Vision for the Future of the Internet”, DSTI/ICCP (2007); . «International Production Relocation andExports of Services», OECD Economic Studies, No. 38, Vol. 2004/1. Pilat, D. (2007); Directorate for Science, Technology and Industry, available atwww.oecd.org/sti/offshoring.van Welsum, D, and T. Xu (2007).
6 Для взаимной торговли промышленно развитых стран главный интерес представляет осуществляемая в ходе многосторонних торговых переговоров разработка кодексов, регулирующих нетарифные протекционистские меры. После «Токийского раунда» (1974 - 1979) прошла новая серия переговоров, которая составила «Уругвайский раунд» (1986-1994). Предметом обсуждения стали, в частности, сельскохозяйственная продукция, текстиль, включение в номенклатуру Г АТТ услуг, в том числе культурных ценностей, интеллектуальной собственности. В 1994 году под Уругвайским соглашением стояли подписи 112 государств, представлявших свыше 90% мировой торговли. Важно отметить, что торговля услугами, возраставшая по удельному весу, до этого не была охвачена правилами ГАТТ, и поэтому оказалась в центре повышенного внимания. А поскольку торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами, то она рассматривалась как фактор укрепления конкурентоспособности национальной экономики. Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом ВТО, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.
затрат и привлечения высококвалифицированных работников. Этот процесс способствует росту производительности всей экономики, поскольку многие отрасли промышленности используют деловые услуги как «вход» (доступ) к различным интенсивным отраслевым технологиям. Особенно это важно для достижения эффекта равномерного внутрипространственного и внутриотраслевого распространения бизнеса. Вместе с тем, фирмы деловых услуг могут быть катализаторами инноваций и в других сферах национальной экономики.
Задача целенаправленного формирования деловой окружающей среды входит в функции регулирования макроэкономики со стороны правительства.
Так, общие (всеотраслевые) стандарты могут быть эффективны, сохраняя допустимую специфику в секторе деловом услуг. Это важно тем, что при всех потенциальных затратах на стандартизацию она может существенно увеличить прозрачность рынка и конкуренцию, облегчая поставщикам и инвесторам проблему выбора клиентов. А согласованные между странами стандарты могут также уменьшить трансакционные издержки, которые имеют тенденцию к постоянному росту именно в секторе услуг.
Эффективность сектора поставщиков деловых услуг, как и интенсивность использования соответствующих услуг, во многом напрямую зависят от масштаба инвестиций в нематериальные активы, к которым относятся преимущественно обучение управленцев, авторитет товарной марки, внутренняя организация фирмы, развитость сектора деловых услуг. К сожалению, несмотря на важные рыночные преобразования в стране, именно к инфраструктуре бизнес-сервиса (а в нём ведущее место и занимает сектор деловых услуг) пока ещё не сформировано должного приоритетного отношения, поскольку ещё не осознана её стратегическая значимость.
Рост сектора деловых услуг - один из самых динамичных показателей в Европейском Сообществе, увеличивший вдвое свою долю в структуре валового внутреннего продукта практически во всех европейских стран за последние 25-30 лет; доля сектора деловых услуг в валовом внутреннем продукте составляет около 12-13% в такой стране, как Франция; в Дании и Финляндии эта доля удвоилась, в
Германии и Австрии - даже утроилась (за 1980-2003) . Сектор деловых услуг иногда определяют операционально - как «сетевые акции и связанные с ними услуги», как «научные исследования в сфере организации бизнеса», как «диверсифицированные деловые услуги». Деловые услуги могут быть подразделены на две подгруппы - интенсивные знания деловых услуг («firstsubgroup»), включающие -консультации, правовые услуги, эконометрические и рекламные акции, развитие человеческих ресурсов, и вторая подгруппа, которая состоит из эксплуатационных услуг («industrialcleaning»), включая службу безопасности, секретарские услуги и прочие.
В целом же развитие сектора деловых услуг превращается в важное направление организационно-управленческого обеспечения инновационной динамики современной экономической системы, в том числе и российской экономики.
7 Globalization and Structural Adjustment (Summary Report of the Study on Globalisation and In-novation in the Business Services Sector). © OECD, 2007, S.6.