Научная статья на тему 'Сфера услуг Свердловской области. Тенденции и перспективы (на примере бытового обслуживания)'

Сфера услуг Свердловской области. Тенденции и перспективы (на примере бытового обслуживания) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2764
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг Свердловской области. Тенденции и перспективы (на примере бытового обслуживания)»

-----------------НАУЧНАЯ ХРОНИКА - ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ----

УДК 338.46

Сфера услуг Свердловской области.

Тенденции и перспективы (на примере бытового обслуживания)

Сфера услуг все больше заявляет о себе как серьезная социальная составляющая хозяйственного комплекса Свердловской области. Стабильная динамика развития последних лет позволяет говорить о рынке услуг как о реально развивающемся сегменте экономики. Достаточно важной и перспективной сферой оказания услуг является бытовое обслуживание населения.

В.П. Соловьева Министр торговли, питания и услуг Свердловской области

На протяжении ряда последних лет позитивные тенденции, наблюдаемые на рынке бытовых услуг Свердловской области, продолжают не только сохраняться, но и усиливаться.

Динамика объемов бытовых услуг в Свердловской области с 1990 г. отражена на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Начиная с 1990 г, наблюдались положительные тенденции в развитии рынка услуг, которые сохранялись вплоть до августа 1998 г. Затем началось падение объема бытовых услуг, вызванное дефолтом, которое продолжилось до конца года. С 1999 г. вновь начался рост физического объема бытовых услуг, который сохраняется до настоящего времени.

По объему бытовых услуг Свердловская область занимает лидирующее положение в Уральском федеральном округе, и его доля в настоящее время составляет 46%, в Уральском регионе - 25,1% против 43% и 22,1%, соответственно, в 2005 г. Это наглядно отражено на диаграммах 2 и 3.

За 2006 год объём бытовых услуг вырос в действующих ценах на 38% и составил 8,7 млрд. рублей. Прирост физических объёмов превысил 17%.

Важным показателем, характеризующим состояние сферы бытовых услуг, является доля бытовых услуг в объеме платных услуг населению.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли бытовых услуг в структуре платных. На долю

Объем реализации бытовых услуг населению, млн. рублей

10000

8000

6000

4000

2000

0

999,/] 1188,41139,5 1328.7

0,3 0,5 2,2 37,2 151,8

п п п П П

Доля объемов бытовых услуг населению в Уральском федеральном округе в 2006 г.

Диаграмма 2

Доля объемов бытовых услуг в Уральском регионе в 2006 г.

□ Респуб. Башкортостан ■ Удмуртская Респуб.

□ Пермский край

□ Курганская область

□ Оренбургская область

□ Свердловская область

□ Челябинская область

□ Тюменская область

□ Ханты-Мансийский АО

□ Ямало-Ненецкий АО

Удельны й вес бытовых услуг в платных услугах, %

30 -25 -20 -15 -10 -5 -

0 -.......................................................

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

|—1

ВВ1 № У Плл^ 13,9 15.1 14,0 15.2 131 “1 1 и шиши: ' 9,2 ' 8 5 8,5 9,3 -

Диаграмма 3

бытовых услуг в 2006 г. приходилось 9,9% от общего объёма платных услуг, оказанных населению. В 2005 г эта доля составляла 9,3%, в 2004 г. - 8,5%.

Одним из основных показателей уровня развития бытового обслуживания населения является показатель реализации бытовых услуг на одного

Диаграмма 4

жителя. За 2004 г. этот показатель соответствовал 1011 руб.; 2005 г. - 1448 руб.; 2006 г. - 1984 руб.

По объему бытовых услуг на одного жителя Свердловская область опережает РФ и в целом Уральский регион:

Объем бытовых услуг на душу населения за 2006 г., руб.

Российская Федерация 1938

Уральский регион 1534

Свердловская область 1984

Объем бытовых услуг на душу населения вУральском регионе за 2005-2006 гг., руб.

Доля малого предпринимательства в объеме бытовых услуг, %

А ра

/

1Пб’8 0,6 1,6 — 3,8 ~Е 5,4 — 7,3

іи и. и и и и и

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Диаграмма 5

Для сферы бытовых услуг в целом характерно свертывание государственной и муниципальной форм собственности и развитие частного предпринимательства, более интенсивное, чем в других отраслях экономики.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, за 2006 г. объем бытовых услуг на 87,3% формировался субъектами малого предпринимательства. Доля роста малого предпринимательства в объеме бытовых услуг представлена на диаграмме 6.

Диаграмма 6

По таким видам услуг, как ремонт и строительство жилья, ремонт и индпошив одежды, вязка трикотажных изделий, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, доля частного индивидуального предпринимательства достигла 90%.

В структуре бытовых услуг традиционное лидерство с 1995 г. сохраняется за услугами по ремонту и строительству жилья. Это обусловлено тем, что быстрыми темпами развивается рынок индивидуального строительства, применяются новые виды строитель-

ных и отделочных материалов, увеличивается спрос на улучшенную отделку жилья. За 2006 г. доля этого вида услуг составила 33,2%. Далее следуют ремонтные работы и индивидуальный пошив одежды, вязка трикотажных изделий - 16,5%; в последние три года набирают темпы по востребованности населением услуги по ремонту бытовой и радиоэлектронной аппаратуры и бытовых машин - 11,5%; ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств - 10,1%.

Повышение покупательной способности населения обеспечило преимущественные темпы роста услуг по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, темп роста по которым в сопоставимой оценке соответствовал 160,3%, услуг парикмахерских - 145,2%, фотографий

- 138,6%, услуг по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств - 123,2%, ремонту и строительству жилья - 111,4%.

Бытовое обслуживание населения - деятельность организаций различных организационноправовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг и выполнению работ для населения по возмездному договору для удовлетворения бытовых (личных, семейных, домашних и иных) нужд.

В настоящее время это 6,5 тысяч объектов бытового обслуживания населения, различных по размерам, структуре, профилю деятельности. В отрасли работают около 30 тыс. чел., которые предоставляют населению разнообразный спектр услуг. Наибольшее количество предприятий сосредоточено в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Серовском, Новоуральском, Качканарском городских округах, ГО Верхняя Пышма, МО г. Каменск-Уральский и других.

Лидирующее положение в общем количестве объектов занимают парикмахерские - 20,2%; предприятия, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, - 14,1%; ремонту и пошиву обуви - 9,1%; услуги фотографий - 7,9%; услуги по ремонту и пошиву одежды - 7,3%.

За 2006 г. прирост сети составил 11%. На территории Свердловской области ежегодно открываются небольшие частные парикмахерские, ремонтные мастерские, ателье, что, в свою очередь, решает не только экономическую проблему, но и социальную - создание новых рабочих мест. Следует отметить, что в последнее время прослеживается тенденция по открытию предприятий сферы услуг непосредственно в торговых центрах и магазинах.

Важным аспектом развития предприятий, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, стало создание сетевых систем.

Значительное развитие получили сервисные центры при специализированных магазинах по продаже бытовой техники: «М-Видео», «Кардинал», «Норд», «Эльдорадо», «Уральский вал» и другие автосервисные центры в крупных городах Свердловской области.

В городах происходит увеличение числа объектов

бытового обслуживания населения, отличающихся современным подходом к оснащению оборудованием, применению новых технологий, подбору и обучению кадров.

Появились новые салоны красоты и парикмахерские: в Екатеринбурге - 93 объекта, Нижнем Тагиле

- 30, Каменске-Уральском - 12 и т.д.

Открыты новые мастерские по ремонту и изготовлению мебели в ГО Заречный, Арамильском, Каменс-ке-Уральском, Качканарском ГО; изготовлению металлоизделий в г.г. Первоуральске и Серове; мастерские по ремонту обуви, использующие импортное оборудование и новые технологии, в Верхней Пышме, в Екатеринбурге; швейные мастерские в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском.

По ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры открылись новые предприятия в г. Алапаевске, городских округах Верхний Тагил, Качканарский и других.

На территории Свердловской области рынок услуг для населения дополнился такими видами, как риэлторские услуги, оценочные, информационно-компьютерные, нотариальные услуги, услуги игорных заведений, услуги по изготовлению и установке окон, дизайну интерьеров, клининговые и другие. Из общего количества объектов этих видов услуг (3082) наибольшее количество приходится на игорный бизнес - 799 объектов, агентства недвижимости - 484, на услуги по установке окон - 393, услуги саун - 309 объектов.

В области накоплен положительный опыт организации бытовых услуг на селе, обеспечения территориальной доступности бытовых услуг для сельских жителей.

Для решения данной задачи использовались различные формы и методы обслуживания: оказание бытовой услуги стационарно предприятиями, прием заявок приемными пунктами в магазинах и отделениях связи с выполнением услуги в близлежащих городах, оказание услуги на дому, выполнение работ и услуг «выездными бригадами».

С целью повышения доступности бытового обслуживания населения для жителей малонаселенных поселений в области проводится с 2003 г. конкурс на лучшее предприятие бытового обслуживания сельского населения.

В настоящее время 91,4% стационарной сети сосредоточено в городской местности и 8,6% - в сельских поселениях. В сельских населенных пунктах области, по оперативным данным, бытовые услуги оказываются на 2697 объектах бытового обслуживания населения, что в 17 раз выше показателей 2000 г

Территориальная доступность бытовых услуг на селе повышается за счет роста сети приемных пунктов бытового обслуживания населения в магазинах потребкооперации.

В сельской местности действуют 2035 приемных пунктов, из которых 1954 пункта открыты в магазинах потребительской кооперации с выполнением мелких видов ремонтных работ, раскрою ткани, предоставле-

видов ремонтных работ, раскрою ткани, предоставлением ритуальных и парикмахерских услуг и осуществлением приема заказов на технически сложные виды бытовых услуг с исполнением услуги в близлежащих городах. Обязанности приемщика заказов выполняет продавец. Удельный вес сети объектов бытового обслуживания населения, организованных потребительской кооперацией, составляет 85,4% от их общего числа. Следует отметить работу по обслуживанию сельского населения Артинского, Слободо-Туринского, Бисерт-ского, Камышловского потребительских обществ, администраций поселковых советов городских округов: Тавдинского, Сысертского, Богданович, Полевской, Сухой Лог.

В 108 населенных пунктах бытовое обслуживание населения осуществляется «выездными бригадами»; оказываются услуги по ремонту сложной бытовой техники, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, услуги парикмахерских и фотографий.

С учетом всех форм обслуживания (оказание бытовой услуги на предприятиях, приемных пунктах, на дому, «выездными бригадами», сбор заявок и выполнение услуги в городах) бытовым обслуживанием охвачено население 721 сельского населенного пункта, или 42,0% против 700 сельских поселений, или 39,1% от их общего числа в предыдущем году.

Сохранение в 2006 г. предприятиями сферы услуг области социальной направленности позволило обеспечить адресную поддержку малообеспеченных граждан на получение социально значимых (ремонтных) видов бытовых услуг.

В современных условиях инструментом контроля и качества услуг становится добровольная сертификация - одна из важнейших составляющих саморегулирования рынка. С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» и переходом от обязательной сертификации к добровольной в области наблюдается снижение количества сертифицированных предприятий (за исключением автосервисных организаций - 48% имеют сертификаты соответствия). На сегодняшний день глобализация экономики является объективным фактором, и неизбежность вступления России во Всемирную торговую организацию не вызывает сомнений. Наступила ситуация, когда недостаточно используемая практика внедрения на сервисных предприятиях систем сертификации услуг, менеджмента качества, низкое качество корпоративного управления станут ведущим риском для предприятий потребительского рынка. Руководители должны быть заинтересованы в приобретении и приумножении конкурентных преимуществ, которые даёт сертификация услуг по обеспечению дополнительных гарантий защиты интересов потребителя, безопасности и качества услуги, культуры обслуживания населения.

Практически для всех видов бытовых услуг характерна высокая консолидация предприятий по отраслевому признаку. На территории Свердловской области действуют 18 отраслевых общественных орга-

низаций - некоммерческих партнерств, которые играют все более значительную роль в обеспечении качества услуг, повышении престижа профессий службы быта, нормотворческой деятельности.

Сегодня Свердловская область становится центром Уральского региона по применению новых подходов в организации бытового обслуживания населения, внедрению современных технологий и техники, повышению профессиональной подготовки. Свердловская область

- это место проведения конференций, совещаний, конкурсных мероприятий международного и российского уровня, среди них: Уральский конгресс работников бытового обслуживания; Международный Форум мастерства предприятий химической чистки; Российско-Британский Форум моды; ежегодно проводимый региональный этап Чемпионата России по парикмахерскому искусству; Свердловский областной фестиваль «Мир моды»; Неделя прет-а-порте в Уральском регионе; российские совещания ломбардов, предприятий похоронного сервиса, автоцентров и другие. В подготовке и повышении квалификации работников принимают участие всемирно известные центры: Британский Институт Моды, студия «Велла», Академия «Видал Сос-сун» и ряд других.

Все эти проекты на территории области были реализованы при участии отраслевых ассоциаций, союзов, гильдий и иных некоммерческих партнерств: Уральской ассоциации профессионалов индустрии красоты, Уральской гильдии химчисток и прачечных, Уральской ассоциации моделинга, Ассоциации руководителей похоронных предприятий, Уральского альянса предприятий автомобильного бизнеса, Ассоциации уральских ломбардов и других.

Результативной формой развития рынка бытовых услуг, повышения квалификации работников отрасли становятся: профессиональные конкурсы, отраслевые обучающие семинары-совещания, школы передового опыта, креативные курсы, мастер-классы ведущих российских и зарубежных специалистов, отраслевые выставки.

Только в 2006 г. в отрасли проведено: 5 фестивалей и форумов, наиболее крупными из которых были Фестиваль по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру; VII-й Свердловский областной фестиваль «Мир моды: подиум и улица. Русский стиль»; 2-й Уральский отраслевой Форум «Похоронное дело: проблемы и перспективы развития»; 9 специализированных выставок: «Технологии красоты», «Технологии азарта», «Технологии чистоты», «Авто + Мастер - 2006», «Ритуальные услуги 2006», «KOSMETIK International EXPO - Урал» и другие; 16 профессиональных конкурсов.

В целях содействия внедрению прогрессивных технологических процессов по предоставлению услуг населению проведено 18 обучающих семинаров, 12 «круглых столов»: «Состояние и развитие индустрии красоты в Свердловской области» (г. Каменск-Ураль-ский); «Актуальные вопросы дезинфекции в косметоло-гических салонах, парикмахерских и пути их решения»;

«Основные проблемы развития похоронной отрасли» (г. Нижний Тагил); «О государственном регулировании игорного бизнеса: тенденции и перспективы»; «Банковские возможности для предприятий индустрии красоты»; по вопросам охраны труда и здоровья работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; около 200 мастер-классов по новым технологиям услуг индустрии красоты, пошива и ремонта меховых изделий, головных уборов, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, клининговых услуг и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках организации обучения руководителей предприятий бытового обслуживания населения по системам добровольной сертификации услуг, менеджмента качества, защиты прав потребителей, развития механизмов регулирования рынка услуг прошло 8 совещаний, публичные слушания «Качество услуги

- залог успеха», «Ломбард 2006», 5 конференций - по косметологии и эстетической медицине, по проблемам разрешения споров в системе «автомагазин - автосервис - потребитель», вопросам, касающимся ритуальных служб, и др.

В целом по отрасли проведено около 300 мероприятий, способствующих выполнению и перевыполнению контрольных параметров, установленных постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2005 года № 1164 - ПП «О контрольных параметрах экономических и социальных показателей развития Свердловской области на 2006 год исполнительным органам государственной власти Свердловской области и структурным подразделениям Правительства Свердловской области», повышению объёма оказываемых населению Свердловской области бытовых услуг, улучшению их качества.

Современный уровень конкуренции и заметно усложнившаяся структура спроса на бытовые услуги требуют высокого личного профессионализма от специалистов сферы услуг. Сегодня актуальным становится вопрос качества подготовки рабочих профессий. Большинство работодателей, отмечая в целом хороший уровень теоретической подготовки выпускников начального профессионального образования, не устраивает уровень их практических навыков.

Необходимо отметить, что решению многих проблем способствует организационная работа, проводимая министерством совместно с администрациями муниципальных образований, по заключению коллективных договоров.

Работодатели отрасли стали понимать, что, защищая работника экономически и социально, они защищают свой бизнес, укрепляют конкурентоспособность своего предприятия.

По данным Департамента труда и социальных вопросов, охват работников коллективными договорами в бытовом обслуживании населения за 2006 г. составил 68,5 (в 2005 г. - 67,5%).

Планом работы министерства на 2007 г. определены конкретные мероприятия в организации работы по дальнейшему содействию в заключении коллективных

договоров, выполнении контрольного параметра по охвату работников отрасли коллективными договорами.

При выборе приоритетов развития сферы бытовых услуг на территории Свердловской области на среднесрочный период предполагается сохранить сочетание социальной направленности и проведение политики поддержки всеми уровнями власти предприятий, ориентированных на широкий круг потребителей, предоставляющих минимально необходимый набор социальных бытовых услуг, с одной стороны; формирование и развитие долгосрочных рыночных механизмов для услуг, обеспечивающих повышение качества и уровня жизни, - с другой.

На основе анализа итогов развития отрасли за предшествующие годы, свидетельствующих о наличии потенциала для дальнейшего качественного и количественного развития, с учётом основных приоритетов, определённых Концепцией развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 г., Концепцией государственной политики и поддержки развития малого предпринимательства Свердловской области на период 2002-2015 гг., прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период, предусматриваются следующие основные взаимоувязанные направления развития бытового обслуживания населения:

• формирование рационального пространственного размещение сети предприятий бытового обслуживания, обеспечивающего территориальную доступность бытовых услуг населению области путём строительства, реконструкции и модернизации объектов бытового обслуживания на основе инвестиционных областных программ и программ социально-экономического развития территорий. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних предприятий бытового обслуживания населения;

• увеличение объемов реализации бытовых услуг через расширение видов услуг, создание благоприятного предпринимательского климата, привлечение инвестиций;

• повышение качества, безопасности и комфортности предоставления бытовых услуг, защита прав и интересов потребителей;

• формирование высокопрофессиональной кадровой среды;

• нормативно-методическое и информационное обеспечение развития бытовых услуг.

В целях развития сети объектов бытовых услуг предусматривается организация и развитие:

• торгово-бытовых центров;

• торгово-сервисных центров;

• сетевых форм организации деятельности предприятий бытового обслуживания на основе франчайзинга, развития филиальной сети;

• современных приемных пунктов стационарного и передвижного типа (выездное обслуживание) в сельских поселениях.

Формирование областной развитой сети объектов

бытового обслуживания предполагается достичь путем:

• интеграции в комплексные объекты торговли, торговые центры, торговые комплексы, торговые узлы с учетом размещения в них самостоятельных бытовых предприятий, приемных пунктов, предприятий по типу «мультисервис». «Мультисервис» - многоотраслевое комплексное предприятие, оказывающее в основном ремонтные услуги: ремонт и утюжка одежды, ремонт обуви, в том числе срочный в присутствии заказчика, ремонт часов, электробытовых приборов, металлоизделий, кожгалантереи, прием одежды в химчистку, прием белья в стирку, прокат предметов бытового назначения, бюро по оказанию обслуживания быта населения и оказанию посреднических услуг;

• развития торгово-сервисных центров. В таких центрах бытовые услуги являются сопутствующим бизнесом, усиливающим конкурентные преимущества основного - модель «рядом с брендом», что обеспечит развитие сервиса автомобилей, бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, в том числе сотовых телефонов, ремонт одежды, обуви.

Продолжится развитие приемных пунктов в сельских территориях с организацией оказания стационарно услуг по мелкому ремонту и пошиву швейных изделий, раскрою ткани, ремонту обуви и т.д., а также одновременного приема заказов на технически сложные виды услуг с выполнением в близлежащих городах.

Организация выездных бригад сохранит свою актуальность для небольших сельских поселений. Услуги, оказываемые бригадами, включают перечень социальных услуг.

Развитие сети приемных пунктов, организация выездных бригад будут способствовать рациональному использованию производственных мощностей действующих предприятий бытового обслуживания, обеспечивая максимальную загрузку имеющихся производственных мощностей.

Основным направлением развития рынка бытовых услуг будут увеличение объемов оказания услуг, создание благоприятного предпринимательского климата с целью привлечения инвестиций, расширения видового разнообразия услуг.

Реализация данного направления на территориях муниципальных образований будет предусматривать:

• совершенствование действующей системы налогообложения предприятий бытового обслуживания населения в муниципальных образованиях, включая корректирующие коэффициенты по социальным бытовым услугам;

• совершенствование механизмов кредитования предприятий бытовых услуг;

• внедрение безналичных расчетов населения с использованием банковских карт при расчетах за услуги;

• создание и развитие саморегулируемых организаций как основы улучшения предпринимательского климата в отрасли, обеспечения взаимодействия со всеми уровнями власти.

Развитие сети предприятий бытового обслуживания населения на территории муниципального образования должно предусматривать весь «набор» услуг, включенный в минимальный потребительский бюджет.

Повышение качества, безопасности и комфортности предоставления бытовых услуг, защиту прав и интересов потребителей предполагается реализовать через разработку систем добровольной сертификации услуг, развитие механизмов технического регулирования, саморегулирования рынка, разработку отраслевых стандартов по видам услуг, формирование перечня (реестра) сертифицированных бытовых предприятий, проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности, аттестацию рабочих мест

Нормативно-методическое, информационное обеспечение в сфере бытовых услуг будет достигаться реализацией единой политики комплексного развития сферы услуг на территории области, в управленческих округах и в муниципальных образованиях.

Реализация мероприятий по направлениям предполагает решение актуальных проблем и поддержку позитивных тенденций на рынке бытовых услуг области в целях повышения жизненного уровня населения Свердловской области на основе наиболее полного удовлетворения спроса на бытовые услуги и с учётом территориальной доступности, гарантий качества и безопасности в условиях устойчивого функционирования и стабильного развития рынка услуг.

Одним из условий позитивного развития рынка услуг является активное участие органов исполнительной власти, местного самоуправления, отраслевых объединений и предпринимателей в совместном формировании задач будущего периода.

Меняется время, и сегодня власть должна быть там, где рынок услуг не освоен, влиять на его развитие, регулировать процесс социальной направленности отрасли. Положение дел в сфере услуг является в некотором роде индикатором благосостояния региона. Чем активнее развивается сфера услуг, тем быстрее будет развиваться Свердловская область.

В целях защиты законных прав и интересов потребителей и производителей услуг в настоящее время назрела необходимость доработки на уровне Российской Федерации нормативно-правовых документов, регулирующих сферу услуг: Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Земельного кодекса Российской Федерации, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, а также разработки новых бланков строгой отчётности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.