Сфера русского языка: деятельность РГПУ им. А.И. Герцена в системе международного образовательного пространства
о
Е
СП
о
(Ч
Теремова Римма Михайловна,
д-р филол. наук, профессор кафедры интенсивного обучения рКи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ, teremova_2003@mail.ru
Гаврилова Валентина Леонидовна
канд. филол. наук, завкафедрой интенсивного обучения РКИ Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, gavrilova_spb@mail.ru
В статье на базе опыта кафедры интенсивного обучения РКИ Российского педагогического университета имени А.И. Герцена раскрываются тенденции интегрирования современной модели обучения русскому языку как иностранному в международное образовательное пространство.
С учетом основных принципов современного иноязычного образования рассматриваются разрабатываемые кафедрой инновационные научные проекты («Теория и практика создания учебника по русскому языку как иностранному нового поколения», «Коммуникативно-культуроведческая концепция в методике преподавания РКИ», «Функциональная грамматика современного русского языка в прикладном аспекте») и их практическое применение в научной и учебной деятельности: в обучении иностранных студентов, зарубежных преподавателей-русистов, зарубежных стажеров-исследователей; в совместной научной и научно-методической работе с зарубежными коллегами (конференции, семинары, работа над совместными научными проектами, создание учебников нового поколения). Подробно освещаются различные формы содействия зарубежным странам в изучении русского языка и культуры России в зарубежных вузах, в Российских центрах науки и культуры, работа преподавателей кафедры интенсивного обучения рКи в вузах и школах различных стран.
Ключевые слова: современная модель обучения, инновационные проекты, принцип интерактивности, сфера русского языка, популяризация методического опыта
Методологическую базу современной модели обучения иностранных учащихся составили основополагающие принципы иноязычного образования, которые в целом можно свести к следующим: коммуникативно-прагматический подход в теории и практике обучения РКИ, антропоцентрическая парадигма в обучении русскому языку иностранных учащихся, концепция вторичной языковой личности иностранных стажеров в условиях стажировки, интерактивные технологии в процессе обучения русскому языку иностранным стажерам, лингвокульту-рологический аспект в системе обучения иностранных стажеров русскому языку, языковая среда и ее роль во вторичной социализации иностранных учащихся.
В настоящее время на кафедре интенсивного обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена широко разрабатывается современная парадигма обучения русскому языку как иностранному, получившая теоретическое осмысление в целом ряде инновационных научных проектов («Теория и практика создания учебника по русскому языку как иностранному нового поколения», «Коммуникативно-культуроведческая концепция в методике преподавания РКИ», «Функциональная грамматика современного русского языка в прикладном аспекте») и их практическое преломление в научной и учебно-педагогической деятельности [5, с.6]. Данные проекты определили многие приоритетные направления в теории и методике обучения РКИ и способствовали обновлению содержания образования в области русского языка как иностранного в современных условиях.
Одним из самых значимых проектов является проект «Теория и практика создания учебника по РКИ нового поколения», главной составляющей которого является принцип интерактивности, в основе которого лежит взаимодействие автора учебника (адресанта) и иностранных учащихся (адресата) [4, с.96]. Данная концепция реализуется в созданных на кафедре интерактивно-коммуникативных учебниках, являющихся сценарием учебного
процесса. Представленный в учебниках методический инструментарий воплощен в учебном процессе.
Таким образом, принцип интерактивности позволяет обеспечить интерактивный режим учебного процесса, когда преподаватель и учащийся, а также учащиеся, становясь партнерами, вырабатывают единую стратегию взаимодействия и получают возможность вести позитивный, конструктивный диалог.
Именно такой подход позволил кафедре интенсивного обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена реализовать в учебном процессе педагогические интерактивные технологии: разного рода игровые задания, дискуссии, «круглые столы», социологические опросы, интервью, программы на телестудии, заседания клубов, обучающие мастер-классы, квесты, методические проекты [6, с.2].
Опираясь на разработанную концепцию учебника нового поколения, преподаватели только за последние годы создали семнадцать интерактивно-коммуникативных учебников нового поколения, обеспечивающих оптимальную организацию обучения иностранных учащихся речевому общению и лингвокультурологии, деятельностный, развивающий характер образовательного процесса. Данные учебные пособия по РКИ в настоящее время широко используются как в Российской Федерации, так и в зарубежных вузах (США, Китай, Южная Корея, Германия, Австрия и др.).
В последние десятилетия в методике преподавания русского языка как иностранного сложилась коммуникативно-культуроведческая концепция, основная цель которой - познание инофонами русской культуры, приобретение ими необходимого уровня лингвокультурологической компетенции [3, с.90], дающего возможность расширить представления инофонов о России, ее географических и этнографических особенностях, традициях и обычаях, раскрыть специфику национальной психологии русского народа, обеспечить корректность межкультурного общения и по-новому понять культуру своей страны.
На кафедре интенсивного обучения РКИ создана научная школа, разрабатывающая значительный фрагмент функциональной грамматики современного русского языка в целях преподавания ее иностранным учащимся. Составляя одно из самых значительных направлений в языкознании, функциональная грамматика в то же время служит надежной базой в практике преподавания русского языка как иностранного: она обеспечивает осознание иностранными студентами системности языковых средств, репрезентирующих самые различные функционально-семантические категории, создает возможность выбора вариативных языковых средств и адекватного поведения иностранных учащихся в самых различных ситуациях общения. Таким образом, функциональная грамматика является научно-методической базой для преподавания русской грамматики иностранным учащимся.
Результаты научно-исследовательской работы аспирантов, также связанной с проблемами функциональной грамматики, отражаются в практике обучения: в содержании новых учебных аспектов, спецкурсов и спецсеминаров, в разработке инновационных методик преподавания РКИ.
Материалы разработанных научных проектов широко используются в самых различных формах:
• в образовательной практике с иностранными студентами российских (и зарубежных) вузов;
• в системе стажировки преподавателей зарубежных вузов в условиях российской языковой среды;
• в работе с зарубежными стажерами-исследователями;
• в совместной научной и научно-методической работе с зарубежными специалистами в области преподавания русского языка как иностранного (конференции, поездки в вузы разных стран).
Деятельность кафедры интенсивного обучения РКИ в аспекте популяризации русского языка в зарубежных странах многогранна. В первую очередь, речь идет об образовательном пространстве в самом университете, где в настоящее время реализуется целый спектр программ [1, с.79]: краткосрочные формы интенсивного обучения русскому языку и литературе иностранных учащихся, начальный курс обучения (подготовительное отделение), предполагающий подготовку иностранных учащихся к дальнейшему обучению на русском языке в вузах России по любой специальности, повышение квалификации для преподавателей-русистов зарубежных стран.
Концептуальные основы программ для преподавателей зарубежных стран разработаны с учетом накопленного методического опыта, инновационных педагогических технологий, в русле современных тенденций методики преподавания русского языка как иностранного. Особенностью учебных занятий с данным контингентом является популяризация методического опыта, а также обмен опытом с зарубежными коллегами [2, с. 318]. Так, например, сотрудничество с университетами КНР ведется, прежде всего, в русле международной кооперации в области научных и научно-педагогических исследований. С целью ознакомления с методикой преподавания русского языка как иностранного и обсуждения программы обучения студентов из разных стран в РГПУ им. А.И. Герцена приезжают представители вузов зарубежных стран (США, Венгрии, Германии, Норвегии и др.).
Эти отношения дружбы и сотрудничества обычно сохраняются на долгие годы и реализуются в постоянной переписке, повторных стажировках, совместной научной работе. Примеров - множество. Так, Чжен Цю Сю (Институт иностранных языков при Столичном педагогическом университете), проходившая стажировку на кафедре РКИ (для стажеров), работала здесь над проблемами синтаксической фразеологии. Эти проблемы определили и тему ее диссертации, которую она успешно защитила в Китае. В настоящее время она ведет активную переписку со своим научным руководителем и
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о
Е
СП
о
(Ч
под ее руководством разрабатывает научно-методическое направление, результаты которого находят отражение в материалах международной научно-практической конференции, проводимой ежегодно на факультете РКИ Герценовского университета. Также популярно обучение в аспирантуре и докторантуре.
Достаточно плодотворна работа над совместными научными проектами, например, над проектом «Межкультурная коммуникация в образовательной среде» (Университетский колледж прикладных наук гг. Осло и Акерсхус (ЫО-НЮА) и кафедра интенсивного обучения РКИ РГПУ им. А.И. Герцена). Одним из важных концептуальных направлений международной деятельности нашего университета является международная кооперация в области создания учебно-методических комплексов («РА1УАА! Вы говорите по-русски?»; «В России - по-русски!», «Читаем русскую литературу XX века»).
Несомненно, распространению научно-методического опыта кафедры интенсивного обучения РКИ способствует проведение совместных научно-практических конференций и семинаров по проблемам языкознания, теории и методики преподавания РКИ, в частности ежегодных Герценовских чтений («Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории»), системы семинаров в рамках многоэтапной международной программы обмена опытом между вузами.
Широкий отклик вызвал организованный кафедрой научно-практический семинар по адаптации иностранных студентов в российском социуме, где были апробированы новые формы учебно-воспитательной работы: деловые игры, мастер-классы, посредством которых реализуется программа выработки умений и навыков психологической, коммуникативной, межкультурной адаптации. Развитие и укрепление межгосударственных, образовательных и культурных связей весьма значимо для перспектив развития иноязычного образования в целом, в том числе и для обучения иностранных учащихся русскому языку. Инновационное обновление методов, форм и технологий обучения в российском вузе предполагает максимальное сотрудничество с образовательным пространством зарубежных стран. Кафедра интенсивного обучения РКИ многое делает для активизации совместной деятельности, сохранения и распространения сферы русского языка за рубежом.
Несомненно, важной задачей является оказание содействия зарубежным странам в изучении русского языка и культуры России на территории этих стран, в зарубежных вузах и образовательных центрах, обмен опытом работы, подготовка квалифицированных кадров. Реализуется эта задача в целом ряде направлений: работа преподавателей русского языка и литературы РГПУ им. А.И. Герцена в зарубежных вузах и школах (Америка, Китай, Корея, Турция, Финляндия и др.), участие в целом ряде мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера в Российских центрах науки и культуры разных стран.
Так, в сентябре 2019 года в Болгарии успешно прошел VIII Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!», участниками которого были студенты из 25 стран мира, изучающие русский язык. Программа фестиваля была разнообразна: презентация детского спортивного центра «Росица-Балканика») спортивные мероприятия команд, презентация видеороликов, тематическая дискотека, вечер песни у костра, экскурсия в г. Созополь, концерт артистов России и Болгарии, викторина «Русский мир: история и традиции», вечер национальных культур. Большую обучающую программу представили творческие мастерские: театральная, «Снимаем кино», авторской песни, русского романса, молодого журналиста и телерепортера, знатоков русского языка, знатоков географии и истории России, семинары с руководителями творческих мастерских.
В течение ряда лет преподаватели кафедры принимали участие в международном культурном фестивале «Цветы России», проекте, созданном для развития и укрепления сотрудничества с другими странами в сфере искусства и образования, проводящемся в разных странах при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Немаловажную роль в работе кафедры играет участие в учебно-методических мероприятиях по русскому языку, проводимых в Российских центрах науки и культуры. Цель подобных мероприятий -повышение квалификации зарубежных преподавателей русского языка и литературы высших и средних учебных заведений. Так, Неделя русского языка в РЦНК в Ханое, проходившая в дни празднования дня рождения А.С.Пушкина, объединила не только преподавателей-русистов из России и Вьетнама, но и всех, кто любит русский язык и русскую поэзию.
Все мероприятия Недели: лекции, открытые занятия, мастер-классы по русскому языку в Российском центре науки и культуры, в учебных заведениях Ханоя и в провинциях вызвали глубокий интерес со стороны вьетнамских коллег, студентов и школьников. Консультативная площадка по методике русского языка как иностранного, в работе которой принимали участие российские и вьетнамские преподаватели, позволила каждому участнику открыто обсуждать насущные профессиональные проблемы, а также обмениваться мнениями. Ярким событием Недели стал вечер, посвященный дню рождения А.С.Пушкина, на котором талантливые школьники и студенты смогли продемонстрировать свои творческие способности.
В 2018 году по заказу Россотрудничества компания «Оценка качества образования» совместно с Российским государственным педагогическим уни-верситететом им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургским политехническим университетом им. Петра Великого провела для вьетнамских преподавателей цикл мероприятий, посвященных памятным датам русской литературы: 190-летию Л.Н. Толстого, 200-летию И.С. Тургенева и 215-летию Ф.И. Тютчева. Программа включала книжную экспозицию, лекции, презентации, демонстрации фильмов о
русских писателях. Самостоятельный блок образовательной программы был нацелен на внедрение инновационных технологий в обучение русскому языку во Вьетнаме.
С большой уверенностью можно сказать, что подобные мероприятия, приносят ощутимую пользу всем, кто изучает и преподает русский язык как иностранный, и способствуют дальнейшему укреплению позиций русского языка и российского образования за рубежом.
Ежегодно кафедра интенсивного обучения РКИ принимает на курсы повышения квалификации преподавателей русского языка из разных стран. Так, летом 2019 года по линии Россотрудничества в РГПУ им. А.И. Герцена приехали 80 учителей из 32 стран.
Особенностью проведения учебных занятий с названным контингентом по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные тенденции методики преподавания русского языка как иностранного» явилась популяризация накопленного методического опыта преподавателей кафедры, а также обмен опытом с зарубежными коллегами. Занятия проходили в форме мастер-классов с демонстрацией педагогических инновационных технологий обучения. Большой интерес слушателей вызвал мастер-класс по русскому народному творчеству, на котором иностранные преподаватели своими руками делали простые народные куклы, узнавали их историю, связь с народными праздниками.
Итоговая аттестация представляла собой зачет, который проводился в форме научно-практической конференции, в ходе которой слушатели выступали с сообщением из опыта своей работы «Я делаю так...». По существу, получился праздник Методики, поскольку преподаватели показывали свои творческие проекты-презентации, делились опытом работы с преподавателями из других стран (Польши, Грузии, Белоруссии, Армении, Македонии, Франции и др.), рассказывали на русском языке о том, чему научились в Санкт-Петербурге, делились незабываемыми и приятными впечатлениями.
Сегодня кафедра интенсивного обучения РКИ со своей спецификой, уже сложившимися традициями и научной концепцией развития позволяет в полной мере обеспечить жизнедеятельность такого сложного, нестандартного организма, каковым является контингент иностранных учащихся, зарубежных преподавателей-русистов, приезжающих на стажировку в РГПУ им. А.И. Герцена. Она превратилась в признанный научно-методический и научно- исследовательский центр, экспериментальную площадку для апробации новых концепций, идей, теорий, учебников, в том числе с внедрением привычных для иностранцев форм обучения: курсы по выбору, тестирование, рейтинговые характеристики, кредиты и др.
Литература
1. Васильева М.И., Гаврилова В.Л., Шарри Т.Г. Дополнительные образовательные программы по
русскому языку для иностранцев на современном этапе: проблемы создания и пути совершенствования // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы научных статей XV международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2016 г. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 79-83.
2. Гаврилова В.Л. Программа повышения квалификации зарубежных преподавателей в условиях языковой среды: традиции и новации // Русская словесность в научном, культурном и образовательном пространстве (к 90-летию со дня рождения профессора В.И. Максимова: Материалы докладов и сообщений ХХ1 международной научно-методической конференции 05 февраля 2016 г. - СПб.: СПГУТД, 2016. - С. 317-321.
3. Теремова Р.М. Учебное пособие по лингво-культурологии: опыт концептуально-методического анализа // Мир русского слова. -2018. - № 1. - С.90-93.
4. Теремова, Р.М. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе // Мир русского слова. - 2013. - №2. - С.96-100.
5. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Основные направления работы кафедры интенсивного обучения РКИ: опыт и перспективы развития // Обучение РКИ на современном этапе: традиции и инновации: материалы Круглого стола для преподавателей русского языка как иностранного в рамках проведения Урока-фестиваля русского языка иностранных студентов вузов России «Нас подружил Петербург» 17 -18 апреля 2019 г. — Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С.6-12.
6. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Концептуальные основы и инновационные педагогические технологии преподавания русского языка как иностранного // «Critic». A Journal of the Centre of Russian Studies. Jawaharlal Nehru University. - № 14. - 2017. - С. 1-5.
The field of the Russian language: the activity of the Herzen State Pedagogical University in the system of international educational space Teremova R.M., Gavrilova V.L.
Herzen State Pedagogical University of Russia The article describes tendencies of integration of the learning model of teaching Russian as a foreign language into international educational space based on the experience of the Intensive teaching of Russian as a foreign language department. The article describes innovative scientific projects developed by the department ("Theory and practice of Russian as a foreign language textbooks of new generation development", "Communicative and cultural conception in the methodology of teaching RFL", "Functional grammar of modern Russian language in applied aspect") and its practical usage in scientific and educational activity: in teaching foreign students, foreign Russian language teachers, foreign researchers, and in joint scientific and methodological work with foreign colleagues (conferences, seminars, joint work on scientific projects, textbooks of new generation development). The article also describes different forms of assistance to foreign countries in learning Russian language and Russian culture in foreign universities, in Centers of Russian science and culture, and work of the teachers of the department in schools and universities of different countries.
о о ш n m
О m n m й А
X £ m
О
x О m
0
01 n А
ы о
Ш А X X m
Keywords: modern model of teaching, innovative projects, principle of interactivity, field of the Russian language, popularization of methodical experience
References
1. Vasilieva M.I., Gavrilova V.L., Sharri T.G. Additional educational
programs in Russian for foreigners at the present stage: problems of creation and ways of improvement // Language, culture, mentality: problems of studying in a foreign audience: Materials of scientific articles of the XV international scientific and practical conference April 20-22, 2016 - St. Petersburg: Publishing House of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2016 .-- S. 79-83.
2. Gavrilova V.L. The program of advanced training of foreign teachers in the language environment: traditions and innovations // Russian literature in the scientific, cultural and educational space (on the 90th birthday of Professor V.I. Maksimov: Materials of reports and messages of the XXI international scientific and methodological conference 05 February 2016 - St. Petersburg: SPGUTD, 2016 .-- S. 317-321.
3. Teremova R.M. Textbook on linguoculturology: the experience of
conceptual and methodical analysis // World of Russian words. 2018. - No. 1. - P.90-93.
4. Teremova, R.M. Interactive-communicative component of the textbook on Russian as a foreign language and its implementation in the educational process // World of Russian words. - 2013. - No. 2. - S.96-100.
5. Teremova R.M., Gavrilova V.L. The main directions of the department of intensive training in Russian as a foreign language: experience and development prospects // Education in Russian as a modern language: traditions and innovations: materials of the Round Table for teachers of Russian as a foreign language in the framework of the Lesson-Festival of the Russian language of foreign students of Russian universities "We made friends Petersburg" April 17-18, 2019 - Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2019 .-- S.6-12.
6. Teremova R.M., Gavrilova V.L. Conceptual foundations and innovative pedagogical technologies for teaching Russian as a foreign language // "Critic". A Journal of the Center of Russian Studies. Jawaharlal Nehru University. - No. 14. - 2017. - S. 1-5.
o
E £
en ^
o w