ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Экономика природопользования
СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ: ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Юрий Алексеевич ДМИТРИЕВ", Алла Федоровна БАРАНОВАЬ'*
а доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга,
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация [email protected]
ь соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет
имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация
* Ответственный автор
Аннотация
Предмет. Статья посвящена вопросам формирования эффективных механизмов и инструментов управления в сфере обращения с отходами на примере Владимирской области. Рассмотрен организационно-экономический механизм создания единого системного регионального оператора по обращению с отходами в форме государственно-частного партнерства. Цели. Оценка состояния комплексной региональной системы управления сферой обращения с отходами и выявление проблем и перспектив.
Методология. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, а также ежегодные доклады департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области за 2007-2013 гг. Использованы анализ и синтез, методы классификации, группировки, сравнения динамики и структуры изучаемых процессов. Результаты. Раскрыты элементы механизма государственно-частного партнерства и обоснована эффективность взаимодействия органов государственной власти с частными структурами с целью создания единого регионального оператора по обращению с отходами. Дана оценка состояния и структуры организации в сфере обращения с отходами во Владимирском регионе. Показана необходимость создания новых форм управления в данной области. Доказано, что, несмотря на отдельные положительные тенденции в регионе в целом, ситуация с образованием и утилизацией твердых коммунальных отходов требует срочных мер по экономическому регулированию, коммерческому стимулированию и принятию управленческих решений.
Выводы. Сделан вывод о том, сфера обращения с отходами во Владимирском регионе нуждается в создании новых форм управления. Рекомендовано применение единого системного подхода к решению проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 21.05.2015 Принята в доработанном виде 25.06.2015 Одобрена 21.07.2015
УДК 332.1
JEL: Q50, Q53, Q56, Q57, Q58, Q59
Ключевые слова: отходы, управление, ресурсосбережение, единый региональный оператор, Владимирская область
Одной из проблем развития промышленности является образование отходов. Количество отходов - это точный индикатор совершенства или несовершенства технологии. Если первоначально решение проблемы виделось преимущественно в их уничтожении (закапывании), то с загрязнением окружающей среды на первый план вышли иные, экологически более приемлемые меры устранения отходов (предотвращение их образования, сортировка и повторное использование) [1-3].
В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост образования отходов производства и потребления. К ним относятся вещества или предметы, которые образованы в
процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N° 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах)1.
Значительный вклад в рост образования отходов производства и потребления вносит коммунальный сектор. Согласно Закону об отходах твердые
1 Федеральный закон Российской Федерации от29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования в целях удовлетворения личных и бытовых нужд и др. По данным Росприроднадзора, ежегодно в России образуется порядка 60 млн т таких отходов, с каждым последующим годом их количество увеличивается на 3-4%.
Наибольшее количество твердых коммунальных отходов образуется в крупных городах, где сосредоточены промышленные центры, что приводит к концентрации техногенной нагрузки на окружающую среду и, соответственно, на здоровье населения. Пригородные территории и примыкающие к городским округам природные ландшафты чрезвычайно загрязнены твердыми коммунальными отходами. Крупные объекты несанкционированного размещения отходов жизнедеятельности населенных пунктов располагаются в водоохранных зонах, особо охраняемых территориях, нанося ущерб окружающей среде и ухудшая эстетический облик региона [4].
Вместе с тем концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой ценные вторичные ресурсы, является положительным фактором. Следовательно, отходы нужно рассматривать не только как источник загрязнения окружающей среды, но и как специфический товар, который необходимо вовлекать в хозяйственный оборот.
Следовательно, любые отходы можно рассматривать в качестве вторичных материальных ресурсов. В первую очередь это относится к твердым коммунальным отходам, в которых содержатся хорошо рециркулируемые материалы (макулатура, упаковка, тара, резина, пластмассы и пр.). Анализ зарубежной практики обращения с отходами позволяет сделать вывод о том, что обращение с вторичным сырьем является выгодным мероприятием не только для сборщиков, но и для переработчиков и производителей [5-9].
Следует отметить, что управление системой обращения отходами в регионах сопряжено с такими специфическими особенностями, как природно-климатические условия, уровень экономической активности в регионе, изменения демографической ситуации, применение новых технологий, образ жизни и др. Поэтому каждый субъект РФ требует детального изучения текущей ситуации для принятия эффективных управленческих решений.
Загрязнение территорий отходами производства и потребления оказывает значительное негативное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения Владимирской области. В настоящее время в регионе накоплено большое количество твердых промышленных и коммунальных отходов, которые занимают внушительные территории, включая земли сельскохозяйственного значения, дорогостоящие пригородные территории.
Анализ данных по изучению состояния и организации обращения с отходами и их утилизации на территории Владимирской области позволяет сделать вывод о том, что в результате деятельности предприятий и потребления населения ежегодно образуется более 4,4 млн т отходов производства и потребления, из них 3,7 млн т обезвреживается либо используется на предприятиях, 0,5 млн т размещается на 119 зарегистрированных объектах размещения отходов, а остальная часть отходов располагается на несанкционированных свалках2.
Установлено, что за период с 2007 по 2013 г. объем образования отходов вырос в четыре раза (рис. 1). Наибольший рост образования отходов наблюдался в период с 2010 по 2013 г., что может быть связано с изменением порядка учета отходов за счет увеличения количества видов отходов, которые должны подвергаться учету, а также из-за роста экономики в этот период.
Проблемой для региона является обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами. Объем образования твердых коммунальных отходов за период с 2007 по 2013 г. представлен на рис. 2. За этот период объем твердых коммунальных отходов вырос на 38%.
В настоящее время в регионе используется унитарная технологическая система сбора отходов, т.е. технология, при которой все образующиеся отходы собираются в одну тару и удаляются совместно. Такая технология сбора является крайне неэффективной из-за безвозвратной потери ценных материалов, т.е. потенциально перерабатываемых компонентов. Огромное количество вторичного сырья перемешивается с различными отходами и становится не приспособленным для дальнейшей переработки.
Существующая схема организации сбора твердых коммунальных отходов на территории Владимирской
2 Ежегодный государственный доклад «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2013 г.». Выпуск 21. URL: http://dpp.avo.ru.
Рисунок 1
Образование отходов производства и потребления на территории Владимирской области в 2007-2013 гг., млн т
5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Источник: ежегодные государственные доклады департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области» за 2007-2013 гг.
Рисунок 2
Образование твердых коммунальных отходов на территории Владимирской области в 2007-2013 гг., тыс. т
400 350 300 250 200 150 100 50
371,4
372,3
374,3
303,29
305,2
270,
285,1
-1----1----г
2007 2008 2009 2010
т-----г
2011 2012 2013
Источник: ежегодные государственные доклады департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области» за 2007-2013 гг.
0
области охватывает менее 70% образующихся отходов, при этом лишь 10% отходов вовлекается в повторный хозяйственный оборот. Фактически в сфере обращения с отходами сложилась ситуация, когда образование отходов в разы опережает их переработку. Преобладающими компонентами отходов являются пищевые отходы, макулатура, полимерные материалы. Общий объем компонентов, представляющих собой ценные утильные фракции (макулатура, стекло, текстиль, цветные металлы),
превышает 50%. Данные отходы можно отнести к группе коммерчески значимых отходов, которые могут использоваться в качестве вторичного сырья и представляют интерес для предпринимателей. Во Владимирской области в этой сфере работает около 60 предприятий различных форм собственности.
Для решения перечисленных проблем в регионе предприняты попытки сделать сферу обращения с отходами рентабельной путем создания современной инфраструктуры экологически безопасного
обезвреживания, удаления, сортировки, извлечения и продажи ценных фракций.
Для этого принят ряд целевых программ и комплекс мер, включающих три этапа:
- первый этап: создание и ведение регионального кадастра отходов;
- второй этап: разработка схем размещения объектов утилизации отходов на региональном и муниципальном уровнях;
- третий этап: внедрение современных технологий переработки отходов для обеспечения экологичной и экономичной утилизации отходов.
Первый этап предполагает сбор, накопление полной информации об объемах образованных отходов, их составе, требуемых мощностях по их переработке и утилизации, местах размещения. Далее данные систематизируются, и на их основании проводится анализ информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений по вопросам разработки муниципальных нормативно-правовых актов, природоохранных программ и развития инфраструктуры, обеспечивающей переработку и экологически безопасное размещение отходов3.
Второй этап - это разработка санитарной схемы очистки территорий4. Данная схема направлена на централизацию потоков отходов. При разработке схемы очистки территорий был применен метод зонирования по принципу отнесения территории нескольких муниципальных образований или групп к одному отходоперерабатывающему производству. Принцип зонирования был принят с учетом территориальных, гидрогеологических условий, плотности проживания населения, демографической ситуации, а также наличия транспортных связей. Предусмотрено строительство 6 межмуниципальных комплексов по переработке и захоронению твердых коммунальных отходов в 7 группах муниципальных образований. В качестве сопутствующей инфраструктуры первичной обработки отходов предусматривается создание сети семи мусоросортировочных комплексов и десяти мусороперегрузочных станций.
3 О порядке ведения регионального кадастра отходов: постановление губернатора Владимирской области от 18.12.2006 № 876.
4 Комплексная схема обращения с отходами на региональном
и муниципальном уровне создаваемой инфраструктуры в сфере обращения с отходами: мероприятие подпрограммы 4 государственной программы Владимирской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области на 2014-2020 гг.», утв. постановлением губернатора Владимирской области от 22.10.2013 № 1194.
Как известно, в целях увеличения количества отходов, вовлеченных в хозяйственный оборот, необходимо создание инфраструктуры сбора, сортировки, первичной обработки и переработки отходов. В 2004 г. функции по организации обращения с отходами потребления были переданы от субъектов РФ органам местного самоуправления. При выполнении своих полномочий по организации обращения с отходами муниципальные образования испытывают недостаток финансовых средств для реализации возложенных на них полномочий. Для реализации таких проектов администрации заинтересованы в использовании других инструментов и источников финансирования. Для успешного функционирования системы обращения с отходами потребления необходимо привлечение инвестиций в сферу обращения с отходами, и в первую очередь внебюджетных. Для этого отрасль должна стать привлекательной. Причины низкой инвестиционной привлекательности отрасли при огромном потенциале ее коммерциализации заключаются в том, что инвестор не может планировать долгосрочные тарифы, что мешает привлекать долгосрочные инвестиционные ресурсы. Кроме того, инвестор не может гарантировать загруженность мощности сырьем. Конъюнктура рынка вторичных материалов довольно изменчива. При этом государственная поддержка повторного вовлечения таких материалов и ресурсов в оборот отсутствует5, что не позволяет инвестору планировать свою деятельность на долгосрочной основе [10].
Известно, что во всех промышленно развитых странах малое и среднее предпринимательство составляет основу экономики. Предприятия малого и среднего бизнеса в сфере экологии имеют конкурентные преимущества, поскольку при небольших объемах работ и услуг могут оперативно реагировать на быстро изменяющийся спрос, обладать большим разнообразием видов и сфер деятельности. Следовательно, в эту сферу переработки надо привлекать предпринимателей. По данным специалистов, если отсортировывать хотя бы 12% от массы или 45% от объема мусора, то в России появится многомиллиардная отрасль по переработке отходов. Экологическое предпринимательство в перспективе может стать основным звеном в цепи решения проблем в сфере обращения с отходами потребления.
5 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.12.2014). Пункт об обязательной переработке отходов и раздельном сборе мусора вступит в силу с 01.01.2016.
Сфера обращения с отходами требует первоначальных инвестиций, поэтому необходимо содействие органов государственной власти повышению роли предпринимательства. Привлечение инвестиций в сферу предпринимательства, и в том числе экологического предпринимательства, должно стать стратегическим вектором социально-экономического развития региона. Государственные органы должны проводить политику, направленную на стимулирование деловой активности в сфере экологического предпринимательства [11-13].
Интерес представляет применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами. В широком понимании государственно-частное партнерство заключается во взаимодействии органов государственной власти с частным предпринимательским сектором. Государственно-частное партнерство характеризуется тем, что:
- сторонами отношений выступают государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на юридической основе в виде соглашения, контракта и носит равноправный характер;
- отношения государства и частного партнера имеют долгосрочный характер;
- партнерство имеет общественную направленность (цель - выполнение государственных задач), по сути, происходит передача части функций, относящихся к компетенции органов власти;
- объединяются финансовые ресурсы сторон, а также привлекаются частные инвестиции. Происходит разделение рисков и ответственности сторон. При этом риски возлагаются на ту сторону, которая может более эффективно их покрыть, от чего выигрывает общество в целом [14-17].
Необходимо сть внедрения механизмов государственно-частного партнерства возникает прежде всего в тех отраслях, за которые государство несет ответственность (объекты общего пользования, в том числе социальная, транспортная, коммунальная инфраструктуры и др.).
Существуют сферы, где частный бизнес может функционировать и без непосредственного государственного участия. Вместе с тем государственные структуры, как правило, не могут полностью отказаться от присутствия в отдельных сферах экономики и вынуждены сохранять контроль в них, оставаясь собственником
имущества либо осуществляя отдельные виды деятельности самостоятельно за счет средств бюджетов соответствующих уровней [18, 19].
Государственно-частное партнерство - это система заинтересованных отношений государства с частным предпринимательским сектором. Причины таких отношений заключаются в следующем:
- государственно-частное партнерство может обеспечить обществу большую экономическую эффективность за счет снижения издержек и более высокого качества предоставляемых услуг благодаря привлечению имеющихся у частного сектора опыта, технологий и компетенций;
- государство рассматривает частный сектор как инвестора, позволяющего снизить нагрузку на бюджет (в том числе распределить расходы более равномерно во времени, снизив расходы текущего периода) при реализации крупных проектов, тем самым высвобождая ресурсы для решения текущих задач.
Частные структуры считают выгодным для себя сотрудничество с государством с учетом следующих факторов:
- частная организация получает в долговременное владение или пользование государственные активы, обеспечивая стабильное получение дохода в долгосрочной перспективе, что позволяет снизить риски;
- осуществляя инвестиции наусловиях, предлагаемых государством, предприниматель обычно получает гарантии определенного уровня доходности, что зачастую недоступно при инвестировании в негосударственном секторе [20].
Основным механизмом государственно-частного партнерства, апробированным в российской практике и перспективным для использования при реализации стратегии социально-экономического развития Владимирской области, является соглашение по модели «проектирую, строю, эксплуатирую, передаю в собственность государству/ муниципалитету». Данный механизм позволяет, по опыту Москвы и Санкт-Петербурга, реализовать во Владимирской области инфраструктурные проекты с финансированием из внебюджетных источников (очистные сооружения, предприятия по переработке твердых бытовых отходов - мусоросортировочные и мусороперерабатывающие комплексы и др.).
Анализ состояния организации и совершенствования сферы обращения с отходами на территории
Владимирской области, а также отечественного и зарубежного опыта, научной литературы в сфере рационального природопользования, нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней предполагает комплексный подход к решению проблем в этой сфере.
Учитывая имеющийся опыт и проведенный анализ, для совершенствования системы управления в сфере обращения с отходами в регионе предлагается создание единого регионального оператора, который бы отвечал за всю технологическую цепочку (от мест образования отходов потребления до конечной стадии их утилизации в форме государственно-частного партнерства). Структура единого регионального оператора по обращению с отходами представлена на рис. 3.
На оператора возлагаются функции по координации и контролю, разработке планов и инвестиционных проектов, также он выступает генеральным заказчиком на строительство объектов инфраструктуры. Полномочия регионального оператора определяются в соответствии с территориальной схемой санитарной очистки региона. Согласно этой схеме оператор заключает договора с частными структурами в каждой группе муниципальных образований на сбор, транспортировку, обезвреживание, обработку и утилизацию мусора. Таким образом, предприниматели вовлекаются в сферу обращения с отходами, что позволяет создавать дополнительные рабочие места, которые будут расположены в малых городах.
В настоящее время темпы вовлечения предпринимателей в сферу переработки низки из-за высокого финансового риска и отсутствия уверенности в доходности данного бизнеса. Следует отметить, что значительные преимущества модели регионального оператора состоят в том, что он может гарантировать предпринимателям и инвесторам объемы отходов и цену на долгосрочную перспективу на договорной основе [21, 22].
Для повышения активности малого и среднего предпринимательства в регионе необходимо создание целостной системы стимулирования, способствующей привлечению малого и среднего бизнеса в сферу переработки, например за счет расширения системы микрокредитования, участия в муниципальных заказах, развития лизинговых программ [23].
Помимо предпринимательской деятельности по сбору, сортировке, переработке и обезвреживанию отходов предлагается создание экологического предпринимательства, включающего:
- предприятия в сфере экологии и экологической безопасности;
- разработку и внедрение экологически чистых технологий;
- научно-производственные центры;
- производство экологической продукции;
- экологическую экспертизу;
- консультирование в сфере экологии и др.
В регионе созданы все условия для привлечения бизнеса в сферу обращения с отходами с помощью механизма государственно-частного партнерства. Приняты закон Владимирской области от 09.02.2012 № 1-ОЗ «О государственно-частном партнерстве во Владимирской области»6 и закон Владимирской области от 02.09.2002 № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области» (ред. 13.05.2013)7. Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 г. предполагает повышение роли малого и среднего бизнеса, также содействие развитию региональных инновационных программ и проектам посредством формирования и развития эффективных механизмов на основе государственно-частного партнерства.
Оценка состояния и структуры организации в сфере обращения с отходами во Владимирском регионе свидетельствует о необходимости создания новых форм управления в данной области.
Авторами раскрыты элементы механизма государственно-частного партнерства и сделан подход к обоснованию эффективности взаимодействия органов государственной власти с частными предпринимательскими структурами в создании единого регионального оператора в сфере обращения с отходами. Эквивалентом эффективности применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами могут служить результаты, полученные в ходе выполнения совместных проектов.
Н а п р а в л е н и я ф у н к ц и о н и р о в а н и я предпринимательских структур могут быть использованы в системе развития единого регионального оператора в сфере обращения с отходами.
6 Принят постановлением Законодательного собрания Владимирской области от 01.02.2012 № 17.
7 Принят постановлением законодательного собрания Владимирской области от 20.08.2002 № 329.
Рисунок 3
Структура единого регионального оператора по обращению с отходами
Источник: авторская разработка.
Список литературы
1. КузнецовН.И., Колотырин К.П., Малахова Т.Н. Использование современных инструментов экономики природопользования в сфере экологизации производственного сектора России // Научное обозрение. 2014. № 7-1. С. 56-61.
2. Gustavo B.C. Cabral, Beatriz A.E. Botelho (Eds.). Landfills: Waste management, regional practices and environmental impact. Nova Science Publishers Inc., 2012. 344 р.
3. Ademir S.F. Araujo (Ed.). Waste management: New research. Nova Science Publishers Inc., 2012. 228 р.
4. Ширкин Л.А., Трифонова Т.А., Рязанцева О.Н., Смирнова М.Е. Анализ влияния социально-экономических факторов на здоровье населения Владимирской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 5-2. С. 579-583.
5. Designing for zero waste: consumption, technologies and the built environment. Lehmann S., Crocker R. (Eds.). Taylor and Francis, 2012. 418 p.
6. Cheremisinoff N.P., Rosenfeld P., Davletshin A.R. Responsible care: a new strategy for pollution prevention and waste reduction through environmental management. Gulf Publishing Company, 2013. 537 p.
7. RogoffM. О. Solid Waste recycling and processing: planning of solid waste recycling facilities and programs: second edition. Elsevier Inc., 2014. 245 p.
8. Solid Waste Technology & Management. Edited by T.H. Christensen. John Wiley and Sons, 2010. 1052 p.
9. Dijkgraaf E., Gradus R.H.J.M. (Eds.). The waste market: Institutional developments in Europe. Springer, 197. 168 p.
10. Балдина Ю. В., Масюк Н.Н. Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. 2013. № 2. С. 9-14.
11. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.
12. Толстоброва Н.А., Кожемякин Л. В. Исследование форм и условий развития государственно-частного партнерства в отечественной практике // Бизнес в законе. 2013. № 1. С. 134-140.
13. Аблаев И.М. Организационно-экономические формы государственно-частного партнерства // Экономические науки. 2012. № 97. С. 28-31.
14. International handbook on public-private partnerships. Edward Elgar Publishing Ltd., 2010. 27 р.
15. ChristopherB. Public-private partnerships in the European Union. Routledge Taylor & Francis Group, 2009. 272 р.
16. Hodge G.A., Creve C. (Eds.). The Challenge of public-private partnerships learning from international experience. Edward Elgar Publishing Ltd., 2005. 357 р.
17. Akintoye A., BeckM. (Eds.). Policy, finance and management for public-private partnerships. Wiley-Blackwell, 2008. 504 p.
18. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как вид инвестиционной деятельности: правовые аспекты // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 25-30.
19. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство в стратегии социально-экономического развития России // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1. С. 55-76.
20. Татаркин А.И., ТатаркинД.А., Сидорова Е.Н. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий // Экономика региона. 2008. № 4. С. 18-30.
21. PattbersP., Biermann F., Chan S., Mert A. (Eds.). Public-Private Partnerships for Sustainable Development: Emergence, Influence and Legitimacy. Edward Elgar Publishing Ltd., 2012, 288 p.
22. Горобняк А.А., Сызранцев Г.А. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4. С. 128-131.
23. Колотырин К.П. Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 1. № 1. С. 186-196.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Environmental Economics WASTE MANAGEMENT: FORMATION OF MANAGEMENT MECHANISMS AND TOOLS Yurii A. DMITRIEV, Alla F. BARANOVAb'*
a Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation [email protected]
b Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Abstract
Importance The article deals with the development of effective control mechanisms and instruments in the field of waste management in the Vladimir oblast, namely, the organizational-economic mechanism of creation of a unified system regional waste-management operator in the form of public-private partnership.
Objectives The article aims to assess the status of the integrated regional system for waste management and identify problems and prospects.
Methods The theoretical basis of the study includes the works of domestic and foreign scientists, regulatory and legal documents issued at the Federal and regional levels, as well as the annual reports of the Department of Natural Resources and Environment of the Vladimir oblast for 2007-2013. As well we used analysis and synthesis, methods of classification, grouping, and comparison of the dynamics and structure of the studied processes.
Results We disclosed elements of the public-private partnership mechanism and justified the efficiency of interaction between State authorities with private entities with the aim of creating a single regional waste management operator. We assessed the organizational status and structure in the field of waste management in the Vladimir oblast. We show that, despite some positive trends in the oblast as a whole, the situation with the formation and management of solid municipal waste requires urgent measures for economic regulation, commercial promotion and adoption of management decisions.
Conclusions and Relevance We conclude the sphere of waste handling in the Vladimir oblast needs to establish new forms of governance. We recommend the use of a common system approach to the treatment of solid domestic waste disposal.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015 References
1. Kuznetsov N.I., Kolotyrin K.P., Malakhova T.N. Ispol'zovanie sovremennykh instrumentov ekonomiki prirodopol'zovaniya v sfere ekologizatsii proizvodstvennogo sektora Rossii [Using modern tools of environmental economics in the sphere of ecologization of the Russian production sector]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2014, no. 7-1, pp. 56-61.
2. Gustavo B.C. Cabral, Beatriz A.E. Botelho (Eds.). Landfills: Waste Management, Regional Practices and Environmental Impact. Nova Science Publishers Inc., 2012, 344 p.
3. Ademir S.F. Araujo (Ed.). Waste Management: New Research. Nova Science Publishers Inc., 2012, 228 p.
4. Shirkin L.A., Trifonova T.A., Ryazantseva O.N., Smirnova M.E. Analiz vliyaniya sotsial'no-ekonomicheskikh faktorov na zdorov'e naseleniya Vladimirskoi oblasti [Analysis ofthe influence of social and economic factors on health of the population in the Vladimir oblast]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk = News of Samara Scientific Center ofRussian Academy of Sciences, 2012, vol. 14, no. 5-2, pp.579-583.
5. Designing for Zero Waste: Consumption, Technologies and the Built Environment. Lehmann S., Crocker R. (Eds.). Taylor and Francis, 2012, 418 p.
6. CheremisinoffN.P., Rosenfeld P., Davletshin A.R. Responsible Care: A New Strategy for Pollution Prevention and Waste Reduction through Environmental Management. Gulf Publishing Company, 2013, 537 p.
Article history:
Received 21 May 2015 Received in revised form 25 June 2015 Accepted 21 July 2015
JEL classification: Q50, Q53, Q56, Q57, Q58, Q59
Keywords: municipal solid waste, management, resource-saving, unified regional operator, Vladimir oblast
7. Rogoff M.O. Solid Waste Recycling and Processing: Planning of Solid Waste Recycling Facilities and Programs: Second Edition. Elsevier Inc., 2014, 245 p.
8. Solid Waste Technology & Management. Christensen T.H. (Ed.). John Wiley and Sons, 2010, 1052 p.
9. Dijkgraaf E., Gradus R.H.J.M. (Eds.). The Waste Market: Institutional Developments in Europe. Springer, 2008, 168 p.
10. Baldina Yu.V., Masyuk N.N. Gosudarstvenno-chastnoe predprinimatel'stvo kak innovatsionnaya forma vzaimodeistviya biznesa i vlasti [Public-private enterprise as an innovative form of cooperation of business and government]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2013, no. 2, pp. 9-14.
11. Varnavskii V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Public-private partnership: some issues of theory and practice]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2011, no. 9, pp. 41-50.
12. Tolstobrova N.A., Kozhemyakin L.V. Issledovanie form i uslovii razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v otechestvennoi praktike [The research of forms and development conditions of public-private partnership in domestic practice]. Biznes v zakone = Business in Law, 2013, no. 1, pp. 134-140.
13. Ablaev I.M. Organizatsionno-ekonomicheskie formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Organizational and economic forms of public-private partnership]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2012, no. 97, pp. 28-31.
14. Hodge G.A., Greve C., Boardman A.E. (Eds.). International Handbook on Public-Private Partnerships. Cheltenham, UK, Northampton, MA, USA, Edward Elgar Publishing Ltd., 2010, 27 p.
15. Christopher B. Public-Private Partnerships in the European Union. Routledge Taylor & Francis Group, 2009, 272 p.
16. Hodge G.A., Greve C. (Eds.). The Challenge of Public-Private Partnerships: Learning from International Experience. Edward Elgar Publishing Ltd., 2005, 357 p.
17. Akintoye A., Beck M. (Eds.). Policy, Finance and Management for Public-Private Partnerships. Wiley-Blackwell, 2008, 504 p.
18. Belitskaya A.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak vid investitsionnoi deyatel'nosti: pravovye aspekty [Public-private partnership as a type of investment activity: legal aspects]. Predprinimatel'skoe pravo = Entrepreneurial Law, 2011, no. 1, pp. 25-30.
19. Mochal'nikov V.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Public-private partnership in strategy of the social and economic development of Russia]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN = Bulletin of Institute of Economy of Russian Academy of Sciences, 2010, no. 1, pp. 55-76.
20. Tatarkin A.I., Tatarkin D.A., Sidorova E.N. Partnerstvo vlasti i biznesa v realizatsii strategii razvitiya territorii [Partnership of the power and business in realization of the strategy of development of territories]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2008, no. 4, pp. 18-30.
21. Pattbers P., Biermann F., Chan S., Mert A. (Eds.). Public-Private Partnerships for Sustainable Development: Emergence, Influence and Legitimacy. Edward Elgar Publishing Ltd., 2012, 288 p.
22. Gorobnyak A.A., Syzrantsev G.A. Perspektivy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [Russian public-private partnership development prospects]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 4, pp. 128-131.
23. Kolotyrin K.P. Ekonomicheskie instrumenty stimulirovaniya prirodookhrannoi deyatel'nosti [Economic instruments of nature protection stimulation]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Technical University, 2009, vol. 1, no. 1, pp. 186-196.