Наиболее активным в настоящее время является направление unreal. Это цифровые модели одежды для метавселенных, позиционирующиеся в качестве невзаимозаменяемых токенов (NFT) как объекты цифрового искусства. Модели, создаваемые знаменитыми брендами, также переходят в формат NFT. Подтверждением этого является недавняя Digital Fashion Week в Decentraland и популяризация ряда онлайн платформ (Fabricant, Replicant, DressX, DIGITALAX и др.), монетизирующих digital look. В основном это модели, отличные от реалистичной одежды, с акцентом на креатив, футуризм и неносибельность [2-5]. Кроме того, 1/3 населения планеты вовлечена в игровую индустрию на базе AR, VR. В связи с этим вырос спрос на цифровую одежду для 3d персонажей.
Включение digital в производственный процесс (real) имеет ряд существенных преимуществ на
этапах:
1) планирования - партисипативный дизайн (В2В, В2С), создание неограниченного количества художественных образов 3d моделей за счет различных цветовых решений, принтов еще до материального изготовления, сокращение времени на согласование между специалистами и заказчиком художественного образа модели, определение каналов продаж, возможность кастомизированного подхода к дизайну и конструированию;
2) производства - оперативная коммуникация между всеми участниками процесса (открытый блокчейн), сокращение количества образцов за счет использования виртуальной примерки лекал (pipeline 2d и 3d САПР), возможность быстрой адаптации разработанной модели под другие цветовые решения, материалы, размерные варианты;
3) продажи - онлайн ритейл, виртуальные примерочные, демонстрация цифровых коллекций в AR, VR.
Третье направление, которое обеспечивает жизнеспособность первых двух - виртуальные инфлюенсеры (аватары). Ими являются персонажи компьютерных игр с целенаправленно измененной морфологией тела, кастомные фигуры потребителей, представленные сканатарами, либо 3d модели условно-типовых фигур, максимально соответствующих действующей размерной типологии. Еще одно направление - аватар как объект раскрутки бренда, например, в качестве трендсеттера, продвигающего продукцию компании в онлайн через лайфстрим [7].
Сфера индустрии моды активно трансформируется в общей концепции индустрии 4.0.
Список литературы
1. Сахарова, Н.А. Цифровая мода - новая траектория развития fashion индустрии / Н.А.Сахарова // Light Conf 2021. «Наука - Технологии - Производство»: матер. международн. науч.-технич. конф. 29-31 марта 2021 г. / СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. - С.33-34.
2. Неделя цифровой моды в метавселенной Decentraland. Электронный ресурс -https://vc.ru/future/388926-nedelya-cifrovoy-mody-v-metavselennoy-decentraland.
3. Replicant - магазин цифровой одежды Электронный ресурс - www.replicant.fashion.
4. DressX Электронный ресурс - https://dressx.com/.
5. DIGITALAX Электронный ресурс - https://www.digitalax.xyz/homepage.
6. Лайвстримы, виртуальные инфлюенсеры и цифровые примерочные -главные диджитал-тренды Китая Электронный ресурс - https://www.sostav.ru/publication/didzhital-trendy-kitaya-53975.html.
DOI
THE SPHERE OF FASHION AND DESIGN IN MODERN SOCIETY
E.I. Sadovskaya
Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. Clothing Engineering School (College), 196158, Russia, Saint Petersburg
The essay is devoted to the analysis of the sphere offashion and design, its position and influence in our country, the world and modern society as a whole. The interrelation of creative and technical progress in this field is considered. I showed the main prospects for the development and trends of the fashion industry, as well as highlighted its problems on the example of the Russian state. The result of the analysis was the conclusion that the sphere offashion and design, which has long surrounded society, has undergone a transformation from the superficial to the multifaceted and forming new ways of vision and thinking.
Key words: fashion, design, development, technology, economy and business, creativity, the future.
УДК 7.05
СФЕРА МОДЫ И ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Садовская Е.И.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Инженерная школа одежды (колледж), 196158, Россия, Санкт-Петербург
Статья посвящена анализу сферы моды и дизайна, её положения и влияния в нашей стране, мире и современном обществе в целом. Рассмотрена взаимосвязь творческого и технического прогресса в данной сфере. Показаны основные перспективы развития и направления модной индустрии, а также освещены её проблемы на примере Российского государства. Итогом анализа стал вывод о том, что сфера моды и дизайна, издавна окружающая общество, претерпела трансформацию от поверхностного к многогранному и формирующему новые способы видения и мышления.
Ключевые слова: мода, дизайн, развитие, технологии, экономика и предпринимательство, экология, творчество, будущее.
Сфера моды и дизайна испокон веков активно окружает нас и для многих является неотъемлемой частью их жизни. Мода и дизайн представляют собой не только одежду, как это стереотипно можно предположить, но это также и архитектура, интерьер, информационный контент, эстетичная визуальная картинка (что особо распространено в последние два года) и просто образ жизни. Кто-то может сказать, что с каждым годом, ростом толерантности и зарождением новых принципов в обществе эта сфера близится к обесцениванию и своему логическому завершению, а кто-то же, наоборот, делает прогнозы на кульминационную стадию ее развития. Но любые рассуждения о «конце» моды неизбежно заставляют задуматься о ее истоках и, разумеется, вопросе, что такое мода и дизайн.
Мода по своей природе - гуманитарное понятие и подразумевает собой совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в различных слоях общества в определённый временной период. Есть разные мнения об историческом возникновении моды как чего-то целостного и понятного каждому. Эксперты по части истории костюма считают, что мода зародилась в Европе XIV века, также есть те, кто считает, что мода берет свое начало в XIX столетии, открывшем нашу современную эпоху, и те, кто связывают ее истоки с промышленной революцией и зарождением экономики потребления в XVIII веке. Но лично мне близка позиция директора и главного куратора Музея Института технологии моды в Нью-Йорке Валери Стил. В одной из своих работ она писала: «Как историк я склонна полагать, что мода не «зародилась» вдруг в определенное время в определенном месте, а скорее постепенно развивалась в разных местах, следуя различным траекториям».
Несмотря на то, что мода шаг за шагом прогрессировала сквозь времена, одно из ее направлений, тренды, были показателем ее скорости и изменчивости, что доказывало одно: долго удержаться на вершине этой сферы - задача не из лёгких. Модные элементы зачастую имеют свои аналоги в прошлом, а вот исключительная инновативность присуща смежному с модой понятию «дизайн».
Дизайн, или, как его можно назвать, художественное конструирование, отображает техническую сторону рассматриваемой мною сферы. Он может представляться как деятельность, направленная на разработку эстетических свойств промышленных изделий, а также и как результат этой деятельности (например - «дизайн комнаты», «дизайн костюма» и др.). Если говорить более ёмко и лаконично, то дизайн - это синтез искусства и техники.
Люди всегда стремились выделяться, выражать свою сущность через то, чем они занимаются. Мода, дизайн, искусство - понятия, у многих ассоциирующиеся с бесконечно сменяющимся потоком идей. В силу своей изменчивости и отчасти мобильности (тут я говорю в первую очередь об искусстве нового времени) эти сферы с легкостью реагировали на любые общественные волнения и изменения, а иногда сами являлись их зачинателями. Вспомнить один только феномен «павлиньей революции», когда в 70-х годах прошлого столетия молодые люди массово искали собственный индивидуальный стиль, сочетая все самое яркое и неординарное. Но мода представляет собой сферу еще и с техническим прогрессом. В нашу эпоху выигрывают те страны и города, у которых есть доступ к новым технологиям и научным исследованиям, поскольку все указывает на то, что будущее моды связано именно с их развитием. 3D-сканирование тела, лазерный раскрой ткани, инновации в области текстиля - и это только малая часть.
В качестве примера хочется рассказать о голландском модельере Ирис ван Херпен, известной своими невесомыми формами костюмов, использованием нестандартных материалов и структурных приемов, а также цифровых технологий. Её творчество отражает одержимость моды новыми разработками и силуэтами, которые по-разному меняют очертания тела. По словам Ирис ван Херпен, «технологии расширяют возможности дизайна», и в этом плане особенно интересна 3D-печать, потому что теоретически она может в конечном счете полностью преобразовать производство одежды.
Когда разрозненность стилей и направлений моды и дизайна перестала быть чем-то необычным и революционным, на первый план в мировой политике вышла задача объединения этих сфер со сферами промышленности и предпринимательства. Так модная индустрия и дизайн перешли от позиции «это несерьезно» к статусу второй потребительской индустрии после продовольственных товаров. Стабильный рост рынка на 10-15% в год, один из крупнейших денежных оборотов и доля 2% в мировом ВВП - после глобализации этой индустрии мода преобразилась. Но в современном понимании мода - это не только непосредственное изготовление одежды, она включает в себя производство материалов и фурнитуры из различного сырья, производство швейного, прядильного, ткацкого и других производств и ряда прочих отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, химическая и текстильная промышленность и т.д.
На данный момент то, как ты выглядишь и какой контент преподносишь в наш мир, может определить и твой уровень власти над обществом - вот каким оружием может являться мода.
Вопреки тому, что мода - оружие, в России индустрия претерпевает некоторые сложности, требующие государственного вмешательства для их решения. Основными проблемами принято считать следующие:
1. Преобладание импортной продукции;
2. Отсутствие российского сырья;
3. Слабое представление отечественной продукции на мировых рынках из-за трудозатратной реализации, отсутствующей системы идентификации товаров и проблем сертификации тканей;
4. Недостаточная информированность об условиях осуществления предпринимательской деятельности, существовании льгот и преференций малому бизнесу;
5. Плохая информированность о российских брендах в стране;
6. Нехватка профессиональных кадров (возникает вопрос о надобности корректировки учебных программ с учетом потребностей рынка).
Проведя планомерные преобразования, наша страна сможет не только улучшить нынешние показатели, но и выйти на лидерские позиции, так как с качеством пошива и творческим потенциалом отечественные производители проблем не имеют.
На пике популярности последние пару лет держится направление создания небольших транснациональных брендов и пошива одежды или аксессуаров на заказ с узкой направленностью ассортимента. Своему развитию эти сферы обязаны информационным технологиям и распространению дистанционной торговли. Идеи онлайн-ритейлинга возникли у людей почти сразу после изобретения сети Internet, и их первым детищем стал британский интернет-магазин Майкла Алдрика в 1979 году. Но одним из крупнейших толчков к развитию и повышению качества предоставляемого контента стала пандемия 2020 года, когда мир почти полностью перешел на жизнь в онлайн-формате.
Covid-19, разразившийся в 2020 году, повлиял на строй жизни миллионов людей и предприятий. Его последствиями стали резкое нарушение международной торговли, туризма, экономики и перестройка ценностей самого потребителя. Экономия времени, средств, морального ресурса, а также получение позитивных впечатлений от самого процесса покупки - вот что стало важно для современного покупателя и, соответственно, для диджитал-рынка. Бренд любого масштаба может начать свое продвижение через передовые соцсети, что, в свою очередь, облегчает поиск и просмотр желаемого для потребителя, а наличие прямых трансляций сближает предпринимателей со своей аудиторией.
В заключение хочется оставить напоминание, что истинная мода многогранна и включает в себя не только экономическую и материальную, но особенно символическую и культурную сферы. Пора отринуть старое представление о модной индустрии как о чём-то поверхностном и преимущественно развлекательном, ведь сейчас она помогает определить себя как личность и ощущать собственную индивидуальность. Важно использовать моду по назначению и с ее помощью улучшать наше будущее, для этого необходимо поддерживать творческие способности каждого, создавать благоприятную атмосферу для их развития. Ведь реальность не перестает нам доказывать, что мода - это не только одежда, но также новые способы видения и мышления.
Список литературы
1. Ялунер Е.В. Российская индустрия моды: проблемы и перспективы // «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» по итогам Петербургского международного экономического форума. — 2019. - URL: https://roscongress.org/materials/rossiyskaya-industriya-mody-problemy-i-perspektivy/ (дата обращения: 30.09.2021).
2. Конец моды: Одежда и костюм в эпоху глобализации. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. - 288 с.
3. Мельниченко С. Мода и тренд - в чем разница? //Академия дизайна и моды - 2020. - URL: https://vk.com/@akademydesigners-moda-i-trend-v-chem-raznica (дата обращения: 28.10.2021).
4. Бизнес-тренды 2021: к чему придет модная индустрия в следующем году // THE STATE OF FASHION BY BOF AND MCKINSEY & COMPANY в журнале Beinopen. - 2020. - URL: https://beinopen.ru/article/fashion-business-trends-2021 (дата обращения: 06.11.2021)
5. Седых И.А. Индустрия моды // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Центр развития. - 2019. - URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/06/03/1495959454/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82% D 1%80%D0%B8%D 1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2019.pdf (дата обращения: 06.11.2021).