16. См. ссылку 2, где Г. Красников обвиняет БГ в ценностном индифферентизме.
© А.В. Лексина, 2008
Н.А.Шабалина (Челябинск)
СФЕРА-ИСТОЧНИК «МУЗЫКА»
В ГЕНДЕРНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЖУРНАЛАХ
На страницах гендерно ориентированных изданий используется большая палитра прецедентных феноменов разных культурных сфер. Одной из наиболее востребованных сфер является сфера-источник «Музыка».
Традиционно эта область складывается из имен музыкантов, названий групп, имен героев песен, названий и цитат музыкальных композиций. Как показывает проведенный анализ, 90% рассматриваемых прецедентных феноменов в материалах журналов для женщин и 79% журналов для мужчин состоит из названий и цитат популярных песен: «Спи, моя радость, усни...», «Всё могут короли», «Ксюша - юбочка из плюша», «Эти глаза напротив...», «Как прекрасен этот мир», «Трава у дома», «Нас не догонят» и др. Например, заголовок рекламной заметки: «Спи, моя радость, усни...». «Рождение ребенка, помимо радости, приносит родителям определенные заботы. Например, многие мамы страдают элементарным недосыпанием, поскольку младенцы нередко любят бодрствовать по ночам» (Самая, октябрь, 2005); или заголовок материала о том, что можно узнать по цвету глаз собеседника: «Эти глаза напротив» (Крестьянка, май,
2001); или заголовок: «Все могут короли. В салоне Podium Home interiors продаются удивительной красоты предметы из Garrard Home Collection» (Н.А. - Garrard - ювелирный брэнд королевской семьи в Британии) (Playboy, ноябрь, 2006).
Частота апелляций к песенным выражениям объясняется их стихотворной формой. Поэтический текст обладает ритмическим рисунком и эмоциональностью. Этот эффект усиливается музыкой, поэтому текст легко запоминается и свободно воспроизводится в речи. Кроме того, Е.А. Земская объяснят активность использования журналистами стихотворных цитат тем, что между газетным и стихотворным текстом наблюдается наибольший контраст. «Оттеняя друг друга, стихотворная строка и газетный текст рождают взаимодействие наивысшей силы»1. Популярная музыка является естественным фоном жизни современного человека, поэтому читатель легко выделяет цитаты в общем журналистском тексте и включается в «игру» - насколько содержание материала соответствует смыслу, заложенному в цитируемом тексте. В состоянии «игры» происходит более быстрое усвоение материала.
Также на страницах и мужских, и женских журналов встречаются цитаты из детских песен. Отмечены одинаковые прецедентные выражения: «Спи, моя радость, усни», «Я прививок не боюсь.», «Вместе весело шагать». Для женской аудитории использование прецедентных текстов из детских песен отражает традиционную роль в обществе - воспитание де-
тей. Песни для маленьких составляют активную сферу когнитивной базы женщин. Для мужской аудитории детские песни актуализируют приятные воспоминания детства. По мнению А.Е. Супруна, в детском возрасте и память лучше функционирует, и душа воспринимает непосредственнее и глубже2.
Отдельную часть сферы «Музыка» в гендерно ориентированных журналах составляют цитаты песен из советских киношедевров и мультфильмов: «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны», «Весна», «Земля Санникова», «Высота», «Приключения Буратино», «Карнавал» и др. Ср.: заголовок рекламы «Анаферон»: «Не думай о простуде свысока...» (Лиза, 3 октября, 2005); лидер-абзац материала: «Свистят они как пули у виска.» (MAXIM, ноябрь, 2005). Эти фильмы составляют «золотой фонд» отечественного кинематографа, они многократно просматриваются представителями российской культуры, глубоко проникают в массовое сознание и многократно воспроизводятся в речи, не зависимо от пола.
В текстах мужских журналов зафиксированы цитаты из романсов и русских народных песен: «Вдоль по Питерской», «Окрасился месяц багрянцем», «Очи черные, очи страстные», «Утро туманное», «Мой костер в тумане светит» и др. Например, материал об этапе открытого кубка России по кайтсерфингу озаглавлен «Поедем, красотка, кайтаться» (Men’s Health, май, 2006), а материал о Непале «Мы простимся: намастеэ». Русские народные песни олицетворяют широту русской души, народную мудрость и являются неотъемлемой частью большого праздника. Мужскому характеру присущи размах и удаль, которая генетически заложена в этих песнях. Именно поэтому народные песни составляют активную часть когнитивной базы читателей-мужчин.
Востребованной в материалах журналов для мужчин оказывается и рок-музыка.
Творчество Земфиры, В. Цоя и группы «Кино», групп «Queen», «На-тилус Помпилиус», «Би-2», «Status Quo». Например, заголовок обзора автомобилей: «Все твои трещинки (GQ, сентябрь, 2006) (Земфира «Ну почему?»); или заголовок фотообзора одежды для мужчин: «Связанные с одной целью» (MAXIM, ноябрь, 2005) (группа «Натилус Помпилиус» «Связанные одной цепью»). Как отмечает М.Б. Шинкаренкова, рок и фольклор представляют два наиболее непосредственных средства выражения чувств, эмоций, собственного «я», причем для довольно большого количества людей, так что каждый из них переживает это как нечто глубоко личное3. Отметим, что «эмоции» рок-музыкантов мало совпадают с мироощущением женской аудитории глянцевых журналов. Традиционные черты рок-героя: резкость, бунтарство, оппозиционность - противоречат основным чертам женского характера - мягкости, спокойности, толерантности.
При цитировании в женских журналах первоисточник, как правило, не изменяется. Чаще всего музыкальная цитата дается не полностью, так как вторая часть должна всплывать в сознании читательниц. В мужских журналах, в отличие от женских, очень часто «играют» с цитатами: «Мы простимся: НАМАСТЭ» (Men's Health, апрель 2006), «Вдоль по питерским» (GQ, март 2006), «Коммандо молодости нашей...» (GQ, апрель
2002). Связано это, на наш взгляд, с желанием авторов публикаций не столько использовать дополнительные смыслы, заложенные в прецедентном высказывании, сколько с возможностью «поиграть» с аудиторией в интерпретации и привлечь внимание к материалу.
Кроме песенных цитат на страницах гендерно ориентированных изданий выявлены апелляции к именам отечественных и европейских музыкантов: С. Пьеха, Глюкоза, А. Губин, Алсу, Мадонна, Моцарт, Принс, Лагутенко, Шнур, Киркоров, М. Джексон и др. Например, в рекламе косметики Avon: «Она самая модная и самая классная, ездит на серебряной машине и гуляет с доберманом. А еще она, Глюк’Oza Nostra, в песнях. А какая она в жизни? Стань с Color Trend такой же модной и стильной, как Глюк’Oza (Лиза, 2 февраля, 2004); или материале о метросексуалах: «В половом смысле метросексуальность не имеет отношения к ориентации. Это сексуальность по отношению к городу - и к себе на фоне его. Метро-сексуал, как Лагутенко, равноудален как от Шуры, так и от Шнура. Бэкхем, в котором есть все от Майкла Джексона, Джорджа Майкла и Боя Джорджа, тем не менее настоящий мужчина, играющий в настоящую мужскую игру» (GQ, сентябрь, 2003).
Зафиксированные прецедентные имена также отражают гендерные приоритеты в музыке. Женская аудитория отдает предпочтение исполнителям популярной музыки, а мужская - одинаково интересуется песнями разнообразных жанров.
Как показывает проведенный анализ, сфера-источник «Музыка» в женских и в мужских журналах имеет разное наполнение. Популярность апелляций к тем или иным именам и произведениям обусловлена, традиционными ролями, закрепленными в обществе за каждым полом и различием в восприятии окружающего мира. Женщина более эмоциональна, открыта, общительна, нацелена на гармонизацию действительности, поэтому её когнитивную базу составляет популярная (во всех смыслах) музыка. Мужчина, наоборот, нацелен на мир вне дома; он логичен, деятелен, не склонен к внешним проявлениям эмоций, поэтому парадигму его социального поведения лучше иллюстрируют народные произведения и песни рок-музыкантов.
1. Земская Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет// Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. - М.: Наука, 1996. - С. 160.
2. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление/ А.Е. Супрун// Вопросы языкознания. - 1995.- №6. - С. 25.
3. Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: дисс. ... канд. филол. наук/ М.Б. Шинкаренкова - Екатеринбург, 2005.
© Н.А.Шабалина, 2008
А.С. Шемахова (Горловка)
СОВРЕМЕННАЯ РОК-ПОЭЗИЯ ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ
«Захід України з його минулим (і частковим теперішнім) інтелігентного року, чи стьобної музики, разом із етно-колективами, наразі охопила хвиля ню-металу, важкої альтернативи і такого іншого... В цей час на сході країни народжувався інший рок. Його часто звуть “російським”. Тільки це наш, східноукраїнський рок»1. Время рождения этого «другого рока» последнее десятилетие ХХ-начало ХХІ века, место - Восток Украины. Группы2, сформировавшиеся в этот период, в настоящее время пользуются определенной известностью, выступают на различных фестивалях, гастролируют в рамках клубных концертов, организуют квартирники, как в Украине, так и за ее пределами.
Чем интересен рок восточной Украины? Прежде всего, хочется обратить внимание на развитие темы Родины. Оно имеет два направления. Понятие Родины как всего постсоветского пространства наиболее полно выражается через тему войны. Так, война в Чечне не воспринимается поэтами как чужая и служит поводом к философскому осмыслению жестокости и ненужности явления. Напр., песня «Границы»3 «Война»4 начинается как бы трансляцией последних новостей из горячей точки, и заканчивается словами:
Война - брат на брата, обида, расплата А кто-то должен носить награды,
Но вряд ли матери рады.
С Родиной-Донбассом связаны лейтмотивы степи (степные травы: полынь, ковыль), ветра, шахтерского труда. Напр., песня «ЛихоЛесья»5 «Имена»6, посвящена другу, погибшему в шахте. Причину такой двойственности отношения следует искать, прежде всего, в возрасте авторов текстов, чье раннее детство пришлось на период существование единого братского государства - СССР, с его интернациональностью и отсутствием границ, как геополитических, так и духовных.
Возникшая как протест против окружающей действительности с ее косностью, несправедливостью, угнетающим влиянием официальной идеологии, рок-поэзия не потеряла способность освещать социальные проблемы, существующие, в данном случае, на украинской почве:
- коррумпированность социальных и политических институтов:
По большому блату Диплом кандидату.
Даже клятва Гиппократа По большому блату.