СЕЛЕЗНЕВ Павел Сергеевич,
доктор политических наук, доцент департамента политологии, заместитель директора по персоналу ректората Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
e-mail: [email protected] СЕРГЕЕВА Анастасия Дмитриевна, факультет государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
12.00.10 - международное право; европейское право
«СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2»: КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В РУКАХ ЗАПАДА
Аннотация. В статье рассматриваются внешнеполитические и экономические проблемы реализации проекта «Северный поток-2», позиция Европейского союза и США в отношении строительства газопровода, особенности восприятия Европой России как «нефтегазового агрессора», механизмы противостояния проекту «Северный поток-2» со стороны Запада, методы реализации коммерческого проекта Россией, сотрудничество РФ с крупнейшими европейскими энергетическими компаниями, интересы России в строительстве газопровода.
Ключевые слова: «Северный поток-1», «Северный поток-2», «Газпром», международные инвестиционные проекты, Европейский союз, энергетика, газовая перспектива рынка, третий энергопакет, Энергетический союз ЕС.
УДК - 341 ББК - 67
SELEZNEV Pavel Sergeevich,
Doctor of Sciences (Politics), Associate Professor of the Department of Political Sciences, Deputy HR Head, Financial University under the Government of the Russian Federation SERGEEVA Anastasia Dmitrievna, faculty of public administration Financial University under the Government of the Russian Federation
«NORD STREAM 2»: THE COMMERCIAL PROJECT AND THE POLITICAL WEAPON OF THE WEST
Summary. The paper is dedicated to foreign policy and economic problems of implementation of Nord Stream 2, view of the European Union and the USA of construction of the gas pipeline, features of an image of Russia as «oil and gas aggressor», features of opposition of the West to the Russian project Nord Stream, methods of implementation of the commercial project by Russia, relationship of Russia with the largest European power companies, interests of Russia in the construction of the project.
Key words: Nord Stream 1, Nord Stream 2, GAZPROM, international investment projects, the European Union, the power industry, Gas Market Outlook, the Third Energy Package, European Energy Union.
«Северный поток-1» стал успешным коммерческим проектом России, который положил начало прокладке второй ветки газопровода в Европу. «Северный поток-2» включает в себя строительство двух ниток общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год из России по дну Балтийского моря до Германии [6].
Однако «Северный поток-2» не несет в себе образ коммерческого проекта, а перерастает во внешне-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
политическое оружие против России. И ведущими игроками в политической и экономической войне с «Северным потоком-2» по-прежнему выступают Европейский союз, который многие десятилетия считается главным потребителем российского газа, и США, активно продвигающие на европейский энергетический рынок свой сжиженный газ.
Механизмы борьбы Европы с «группой риска» - «Северным потоком-2»
Одной из главных причин, на которых основываются обвинения Европы в бессмысленности и ненужности проекта, является несоответствие целям Энергетического союза ЕС. Формирование данной организации, которая призвана стать единым европейским наднациональным институтом, регулирующим отношения ЕС в области энергетики как с третьими странами, так и с не европейскими энергетическими компаниями, началось в 2015 г. и должно окончательно завершиться к 2019 г. Цели и принципы Энергетического союза изложены в стратегиях развития климата и энергетики до 2020 и 2030 гг.: энергетическая безопасность, внутренний энергетический рынок, энергоэффективность, сокращение вредных для окружающей среды выбросов в атмосферу [7]. Председатель Европейской комиссии Ж-К. Юнкер охарактеризовал ключевую роль союза следующим образом: «Энергетический союз не может держаться политическим заложником трубопровода, и любой новый проект должен выполнять европейские правила и выравниваться с европейскими ценностями» [8].
Энергетический союз пытается получить возможность согласовывать любые соглашения о покупке природного газа с действующим законодательством ЕС. Но сложность состоит в том, что у «общего пакета интересов» отсутствует понимание «коммерческой тайны». «Северный поток-2» имеет коммерческую направленность и обязан согласовывать свои действия, «выполнять европейские правила» только с теми странами, через чьи территориальные воды он должен пройти (Германия, Дания, Швеция, Финляндия). Поэтому цели Энергетического союза пока не вполне ясны. Возможно, это только начало, и к 2019 г., когда союз облачится в реальность, выдвигаемые им интересы будут более четкими и убедительными, по крайней мере, по строительству российского газопровода.
Главный вопрос, который стоит на повестке дня: получит ли Европейский союз мандат, право на непосредственное юридическое регулирование «Северного потока-2»? Стоит отметить, что именно Европа предложила России предоставить ей такие полномочия. Однако возможно ли это? Ответ на вопрос кроется во внутренней структуре Европейского союза. Данное политико-экономическое объединение провозглашает ценности, которые должны преследоваться странами - членами ЕС: включение, терпимость, справедливость, солидарность и недискриминация [10]. Но, к сожалению, в вопросе реализации «Северного потока-2» мы не видим проявления ни солидарности, ни равенства, ни справедливости. Ведь Европейский союз в этом плане поделен на два лагеря: страны, которые заинтересованы в реализации этого проекта (Германия, Франция, Австрия), и страны, которые не принимают участия в проекте (Польша, страны Балтии, Словакия). Внутренний раскол - большая проблема ЕС, и, конечно же, данные страны не могут и не смогут достичь «сердцевины мне-
ний» и прийти к согласованному результату. А если они не могут договориться, то попытка получения мандата может оказаться ничем иным, как иллюзией самой Европы.
Противостоя «Северному потоку», Европа прежде всего показывает свою слабость, признает свое утерянное положение «главного мирового экономического и политического лидера». Создание Энергетического союза, попытка применить третий энергопакет (действие которого, по сути, можно распространить на любые отношения в мире), получить мандат на переговоры о проекте газопровода «Северный поток-2» - вот те механизмы, с помощью которых Европа пытается всеми силами бороться с «группой риска» - «Северным потоком-2». Порой эти попытки раскрывают главную и важную проблему Европейского союза - отсутствие единства, согласованности действий членов «сообщества ценностей». Отсутствие альтернативы у Европейского союза подчеркивает и вице-президент Еврокомис-сии по энергосоюзу Марош Шефчович: «Думаю, Европа уже устала каждое лето обсуждать, как пройти зиму. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких проблем в 21 веке» [1].
Взгляд со стороны: еврооптимисты и европессимисты проекта «Северный поток-2»
Страсти по потоку длятся уже много лет, с 2010 г. по сегодняшний день, когда началась прокладка трубопровода «Северного потока-1». Не удивительно, что уже тогда российский проект вызвал неоднозначные и тоже несогласованные мнения среди стран Европы. И до сих пор вопрос реализации «Северного потока-2» разделил Европу на два лагеря - еврооптимистов и европессими-стов.
Перспективу будущего в реализации российского проекта видят такие страны, как Нидерланды, Франция, Австрия, Германия. Одним словом, те страны, которые являются партнерами «Газпрома» по строительству «Северного потока-2» (но в то же время «Газпром» является единственным акционером Nord Stream 2 AG) [6]:
1) ENGIE - крупная французская энергетическая компания;
2) OMV - австрийская нефтегазовая компания, крупнейшая в Центральной Европе;
3) «Royal Dutch Shel»l - нидерландо-британская нефтегазовая компания;
4) «Uniper» - немецкая энергетическая компания;
5) «Wintershall» - крупнейшая немецкая газовая и нефтяная компания.
Кроме того, крупнейший итальянский банк «Intesa Sanpaolo» также выразил желание стать шестым европейским участником в финансовом снабжении «Северного потока-2» в условиях ужесточения антироссийских санкций со стороны Соединенных Штатов Америки [4].
Таким образом, еврооптимисты расценивают «Северный поток-2» исключительно как коммерческий проект и уверены в гарантии стабильности и конкурентоспособности поставок газа. Германия, например, эмо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
ционально реагирует на введение новых антироссийских санкций США и грозит Вашингтону ответными мерами, если американские власти применят санкции к немецким фирмам, активно вовлеченным в процесс строительства газопровода «Северный поток-2».
Стоит отметить и такие страны, как Чехия и Финляндия, которые хоть и не участвуют в непосредственной реализации российского проекта, но имеют свое мнение о «Северном потоке-2». Так, например, по словам президента Чешской Республики Милоша Земана, строительство нового газопровода необходимо, и такое решение по российскому проекту было принято на основе рекомендаций Министерства промышленности и торговли Чехии [3]. Более того, еще в 2015 г. Милош Земан заявлял, что Россия и ЕС экономически дополняют друг друга: РФ нужны современные технологии, а ЕС необходимы импортные сырьевые ресурсы. И, что самое главное, от объединения (!) экономических возможностей выиграют обе стороны. Солидарна с Чехией и Финляндия, которая открыто заявляет, что «Северный поток-2» не должен становиться политизированным.
Безусловно, с начала строительства «Северного потока-1» нельзя было утверждать, что такой проект получит однозначную оценку среди европейских государств, особенно в таких странах, как Украина, Польша, Словакия, страны Прибалтики, чьи территории не попадали под маршрут первой нитки газопровода. На фоне всего этого в Европе сформировался лагерь европесси-мистов, активно пытающихся «экономически наказать Россию». Европессимисты сформировали свое отношение к строительству российского газопровода и представили его в следующих образах:
Первый образ - «Северный поток-2» (и «Северный поток-1») как «российский Троянский конь». Одним словом, страны Европы попали в «российскую энергетическую ловушку», которая несет в себе разрушение энергетического внутреннего европейского рынка, рыночных ценностей ЕС. По мнению Европы, «Северный поток-2» - это коварный замысел России с целью достижения «европейской демагогии».
Второй образ - строительство газопровода как «проект европейского интереса». Безусловно, утверждать, что строительство «Северного потока-2» (как и «Северного потока-1») невыгодно для России, нельзя. Его реализация имеет и экономические, и социальные перспективы для РФ. В экономическом плане «Северный поток-2» призван обеспечить стране выход на европейский энергетический рынок. Залежи «голубого топлива» в нашей стране настолько велики, что не воспользоваться ими в экономическом плане, не экспортировать их в другие страны, имеющие энергетические проблемы, было бы нерационально. Помимо этого, реализация «Северного потока-2» должна существенно повысить уровень благосостояния граждан, что особенно важно в стране, постепенно выходящей из стадии рецессии. Однако Европа всегда была и остается одним из главных экономических и политических партнеров России, которая представляет собой эпицентр современ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
ных технологий. Поэтому расценивать газопровод лишь как «проект европейского интереса» не совсем правильно, ведь, как уже было сказано, он затрагивает и внутренние, и внешние интересы.
Помимо интерпретации РФ как «Троянского коня» и страны, преследующей в своем коммерческом проекте «европейский интерес», «Северный поток-2» до сих пор остается «новым договором Молотова - Риббентропа». Иными словами, Россия через реализацию двух ниток газопровода таким образом заключает соглашение с Европой (в частности, с такими перспективными для нее странами, как Германия, Австрия и др.) с целью избежания возникновения конфликтов между ЕС и решения всех спорных вопросов мирным путем. Однако любой экономический, инвестиционный договор можно интерпретировать как пакт о ненападении, где сотрудничество между сторонами является взаимовыгодным.
Украина и Польша как «западноориентированные страны» в вопросе реализации «Северного потока-2»
Украина является еще одной преградой для реализации российского проекта. Сегодня РФ имеет сложные политические и экономические связи с этой страной. Естественно, Европе и США на руку воспользоваться застойными отношениями между двумя государствами. Маршруты «Северного потока-1», как и «Северного потока-2», идут в обход таких стран, как Украина, Польша, страны Балтии. Однако такое решение «Газпрома» не устраивает ни Еврокомиссию, ни США, которые высказали опасение, что новый газопровод подорвет положение «евроориентированной страны».
Но в то же время стоит отметить, что Украина пока не предпринимает серьезных попыток, направленных на противодействие прокладки «Северного потока-2» (российский газ доставляется в эту страну через европейские страны), чего нельзя сказать о Польше. В конце ноября 2017 г. польская нефтегазовая компания PGNiG подписала пятилетний контракт на поставку сжиженного природного газа из США [5]. Цель Варшавы ясна - заменить российский газ и тем самым, по мнению Польши, сохранить энергетическую безопасность региона, «в котором исторически доминировал российский газ». Однако соглашение между Польшей и США в России приняли за «политическую акцию». По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности А. Гривача, это сделано для того, чтобы сказать: «Мы ориентируемся на американский газ». В то же время Польша, по мнению А. Гривача, не видит энергетической перспективы в Штатах, и поляки не готовы много платить, иначе «контракт был бы более существенным» [2]. Однако контракт подписан, и результат такого перспективного для Польши соглашения покажет только будущее.
В то же время полностью исключить мнения
стран, негативно настроенных на строительство российского газопровода, невозможно, потому что, согласно Конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду, в трансграничном контексте страны, осуществляющие проект, обязаны информировать своих соседей о воздействии строительства газопровода на окружающую среду. Такими соседними странами как раз и являются Польша, Эстония, Латвия, Литва. Другое дело, когда противоборствующие «российской газовой агрессии» страны начинают устанавливать свои правила игры и сами же нарушают их. Именно в такой ситуации оказалась Европа в целом, особенно Дания.
Противостояние ЕС «Северному потоку-2»
как процесс разрушения европейских ценностей
Европа активно пытается противостоять строительству газопровода, но в то же время понимает, что полностью отказаться от поставки газа она не сможет, и невольно ей приходится признавать, что она находится в газовой зависимости от России. Однако эта зависимость пугает европейские страны и воспринимается ЕС как стремление российской державы завоевать лидирующие позиции на западных рубежах. Именно поэтому Европа пытается развивать поставки газа с Южного Газового коридора (источник газа - Каспийское море), поддерживает механизм оффшорного терминала сжиженного природного газа на Хорватском полуострове Крк, пытается реализовать местные энергетические источники (в частности, в Германии, Австрии). Безусловно, Европа демонстрирует свою заинтересованность в поиске альтернативных энергетических вариантов, но в ближайшие десятилетия они не будут иметь перспективы и останутся лишь одними проектами. На современном этапе реализация всех этих европейских проектов ЕС не способна конкурировать с «нефтегазовой российской державой», которая способна обеспечить энергоресурсами всю Европу. Стоит также отметить, что российско-европейское сотрудничество в этом направлении длится около 50 лет и в один момент оборвать энергетическую связь с Россией не представляется возможным.
Борясь с Россией, Европа сама запуталась в своих действиях и желаемых результатах. Большую активность в этом случае выказывает Дания, Парламент которой принял закон, способный помешать прокладке газопровода «Северный поток-2» через территориальные воды этой страны. Местная пресса европейской страны назвала эти меры «внешнеполитическим сигналом». В этом плане Дания создала серьезный барьер реализации российского проекта. Ведь для строительства «Северного потока-2» необходимо получить разрешение у таких стран, как Финляндия, Швеция, Дания, Германия, по причине того, что через территориальные воды и (или) исключительные экономические зоны этих стран будет проходит данный газопровод.
Однако противостояние Дании упирается в
вопрос о размывании европейских ценностей. В экономической зоне, где должен пройти газопровод, действует Конвенция ООН по морскому праву, и Дания, по сути, не имеет права запрещать там строительство. Все это показывает, что данная европейская страна уже не живет по нормам европейского права, которое выдвигается Европой на первый план в решении всех спорных вопросов. ЕС неоднократно обвинял Россию в том, что строительство «Северного потока-2» нарушает энергетическую безопасность Европы и подрывает ее международное законодательство, но в то же время ЕС применяет против РФ свое «ценностное оружие», показывая, что личные интересы способны разрушить и юридическую базу самого союза.
В результате вновь встает вопрос о возможности реализации «Северного потока-2». Однако в этом случае «Газпром» разработал альтернативный маршрут, который будет обходить экономическую зону, территориальные воды Дании. «Nord Stream 2» предполагает отклониться от изначально намеченного пути на 15 км [12]. Однако Россия ставит своей целью прежде всего договориться с Данией, чтобы в будущем избежать обострения отношений с европейской страной, а не сразу применять административные меры. Тем более что данная страна является одним из ключевых партнеров в реализации строительства «Северного потока-2».
США - главная конкурирующая сила наравне с Россией на европейском энергетическом рынке
Активную политику в области блокирования российского газопровода проводят и Штаты. Их главным оружием выступают санкционные механизмы. В частности, в 2017 г. США подготовили для России новый пакет санкций, которые должны будут усложнить строительство «Северного потока-2», но не остановить его, так как американские энергетические компании не при-частны к финансированию данного проекта [11]:
1) Новые ограничения по нефтегазовым технологиям. США усиливают антироссийские санкции, которые ограничивают передачу технологий для разведки и добычи нефти на глубоководье, на арктическом шельфе.
2) Ужесточение секторальных санкций в отношении российских банков и нефтегазовых компаний. В частности, Газпромбанку и его «дочкам» закроют доступ к американским кредитам на срок более 14 дней (сейчас запрещены кредиты сроком более 30 дней).
3) Ограничить потенциал России в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры для экспорта энергоносителей. Запрет на поставки товаров, технологий, передачу информации, оказание услуг и иной поддержки.
Тем самым данный коммерческий проект превращается в двустороннюю политическую войну: Европа (в частности, Восточная Европа в лице таких стран, как Польша, Украина, Словакия, Балтика) пыта-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
ется сохранить энергетическую безопасность и борется с нефтегазовой зависимостью от России, США же пытаются сломить экономический и политический потенциал России, разрушить ее многолетнее сотрудничество с Европейским союзом.
Главный европейский образ России - «энергетический агрессор», государство, «которое стремится на каждый километр увеличить свое экономическое влияние на Западе». Однако не только Россия несет в себе монопольную энергетическую власть в Европе.
Безусловно, Россия обладает колоссальными газовыми запасами, более чем в 14 раз превосходящими запасы в европейских странах (47,768 млрд кубометров в России и 3,395 млрд кубометров в Европе) [9]. Согласно прогнозам, в ближайшие 20 лет спрос на газ в Европе останется на том же уровне, в то время как объем внутренней добычи будет сокращаться. И только рынок сжиженного природного газа (СПГ), доставляемый в европейские страны из США и России, способен покрыть такой дефицит. Но в то же время США не представляют, по мнению ЕС, какой-либо опасности и рассматриваются как экономический партнер. Однако в этом плане Европа опять же оказывается слепа.
Обратимся к заявлению министра энергетики США Рика Перри о поставках СПГ в Нидерланды и Польшу от 9 июня 2017 г.: «Мы станем доминирующей энергетической силой, используя наши исследования, разработки и возможности доставки». Он отметил, что «энергетическая политика является жизненно важным элементом не только экономической, но и внешней политики США», которая «к 2020 году будет играть уникальную роль на мировом энергетическом рынке» [13]. В то же время Вашингтон говорит о «Северном потоке-2» как об «инструменте геополитической власти "Газпрома"», призванном укрепить его господство в сфере энергоснабжения Европы. США являются одной из тех немногих стран, которые напрямую говорят о своих преследуемых не только в Европе, но и в мире долгосрочных целях. В то время как Россия в лице «главной европейской энергетической угрозы» не сделала (начиная со строительства «Северного потока-1») ни одного публичного заявления о стремлении достичь через реализацию «Северного потока-2» (и «Северного потока-1») «доминирующего положения» в Европе.
Все эти события свидетельствуют о том, что Европа превращается в эпицентр «энергетического давления». И явно ЕС не замечает и не пытается заметить, что не только Россия пытается «оказывать значительное влияние на европейский энергетический рынок» и стремится стать «инструментом геополитической власти», но и Штаты, которых поддерживает Европа в проведении санкционной политики по отношению к России. Закрывая глаза на такие события, Европа становится заложником собственных энергетических потребностей. Безусловно, ни к чему хорошему это не приведет: Европа может потерять свой суверенитет в принятии альтернативных решений и оказаться слепа к главным проблемам, стоящим перед европейскими странами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
Взгляд Россия на попытки политически и экономически повлиять на реализацию проекта «Северный поток-2»
Россия находится в довольно затруднительном положении: она одновременно является страной, реализующей строительство газопровода, и ключевым государством в мире, втянутым в двойную игру против Европы и США, и, конечно же, на все происходящее она имеет свою позицию. РФ рассматривает «Северный поток-2» лишь как коммерческий проект прежде всего с Германией, которая издавна считается самым крупным в мире покупателем российского газа (Германия потребляет примерно 30% всего поставляемого в Европу газа). По словам премьер-министра России Д. Медведева, попытка распространения третьего энергопакета на российский газопровод является не чем иным, как политическим оружием: «...это способ давления на нашу страну и на некоторые государства-участники Европейского союза с целью побудить нас отказаться от строительства второй нитки «Северного потока» или каким-то образом усложнить эту работу». Помимо этого, «Nord Stream 2» просчитывает и все возможные пути реализации «Северного потока-2», если задействованные в этом проекте страны будут выступать за «нарушение безопасности экономической зоны своих территорий» (как это сделала Дания).
Стремление сместить Россию с европейского энергетического рынка расценивается в Москве как политика дискриминации, причиной которой являются лишь политические убеждения. В то же время, несмотря на сложившуюся обстановку, санкционное давление со стороны США, финансирование проекта Германией, Австрией, Нидерландами, как заявил заместитель председателя правления «Газпрома» А. Медведев, будет продолжаться, а значит, хоронить «Северный поток-2» еще рано.
Говорить об «агрессивной России» можно долго. И все-таки стоит признать, что энергетическая перспектива Европы без РФ размывчата. Страны - члены Европейского союза стремятся разрабатывать свои внутренние энергетические источники, но они во много раз меньше тех, которыми обладает РФ. Единственная европейская страна, обладающая большим газовым потенциалом, - Норвегия. Однако она не способна обеспечить всю Европу энергией по причине того, что газовые источники в этой стране уменьшаются, а потребление газа в Европе с каждым годом растет. Другой обходной путь Европы - покупка сжиженного газа у США, которые пытаются занять лидирующие позиции в европейском энергетическом рынке. Однако Штаты пока не могут конкурировать с Россией в цене, и страны, которые отворачиваются от российского газа, все равно вынуждены покупать его транзитом у других европейских стран, но по другой цене.
Россия не способна сказать «нет» газовым потокам в Европу. Ее экономика зависит от экспорта газа, и, несмотря на нынешнюю политическую борьбу с Запа-
дом, Россия не ставит своей целью потерять важный для нее европейский рынок. Скорее всего, она примет позицию лояльности и нейтралитета: будет учитывать важные с экономической точки зрения мнения Европы по реализации «Северного потока-2», но в то же время не даст подорвать суверенитет «Газпрома», глобальной энергетической компании. В состоянии дилеммы находится и Европа, но стоит признать, что у ЕС в настоящее время нет сильного инструмента, чтобы официально отклонить «Северный поток-2». В отношении применяемых к России механизмов давления Европа осторожничает, ведь, постоянно принимая несогласованные действия, Европейский союз теряет свои мировые позиции. И единственным решением в сложившейся дилемме является обеспечение надежности российских поставок энергоресурсов в Европу и как следствие - содействие развитию стабильных отношений России и Европейского союза.
Список литературы:
[1] ЕС расширит энергопартнерство с Баку и Ашхабадом для снижения роли России. 25.02.2015 // http://www.interfax.ru/business/426221.
[2] Заокеанское топливо: зачем Польша подписала контракт на поставку сжиженного газа из США.
[3] Земан заявил, что Чехия поддерживает строительство «Северного потока-2» // https://ria.ru/ economy/20171123/1509480668.html.
[4] Итальянский банк «Интеза» хочет финансировать «Северный поток-2» 5.10.2017 // https://iz. ru/654483/2017-10-05/italianskii-bank-inteza-khochet-finansirovat-severnyi-potok-2.
[5] Польская нефтегазовая компания PGNiG подписала пятилетний контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ) с терминала Sabine Pass LNG Terminal в США // http://proekt-gaz.ru/news/polsha_ podpisala_kontrakt_na_postavku_spg_iz_ssha/2017-11-22-6507.
[6] «Северный поток-2» // http://www.gazprom.ru/ about/production/projects/pipelines/built/nord-stream2/.
[7] European Comission. European Union Package. Com (2015) 80. 25.02.2015 // https://ec.europa.eu/energy/ en/publications/energy-union-package.
[8] European Political Strategy Centre. Nord Stream 2-Divide et Impera Again? Avoiding a Zero-Sum Game 27.10.2015 // https://ec.europa.eu/epsc/publications/other-publications/nord-stream-2-%E2%80%93-divide-et-impera-again_en.
[9] Gas Market Outlook. A New Pipeline for Europe's Energy Future May 2017 // https://www.nord-stream2.com/ media/documents/pdf/en/2017/06/170602-nsp2-pj-brochure-en-digital-sha.pdf.
[10] Goals and values of the EU // https://europa.eu/ european-union/about-eu/eu-in-brief_en.
[11] H.R. 3203-Countering Iran's Destabilizing Activities Act of 2017 // https://www.congress.gov/ bill/115th-congress/house-bill/3203/text?r=153.
[12] Nord Stream 2 AG разработала вариант маршрута Nord Stream 2 в обод Дании // https://www. kommersant.ru/doc/3432997.
[13] Statement by Rick Perry, U.S. Secretary of Energy, on LNG Shipments to the Netherlands & Poland 9.06.2017 // https://www.energy.gov/articles/statement-rick-perry-us-secretary-energy-lng-shipments-netherlands-poland.
Spisok literatury:
[1] ES rasshirit e'nergopartnerstvo s Baku i Ashxabadom dlya snizheniya roli Rossii. 25.02.2015 // http://www.interfax.ru/business/426221.
[2] Zaokeanskoe toplivo: zachem Pol'sha podpisala kontrakt na postavku szhizhennogo gaza iz SShA.
[3] Zeman zayavil, chto Chexiya podderzhivaet stroitel'stvo «Severnogo potoka-2» // https://ria.ru/ economy/20171123/1509480668.html.
[4] Ital'yanskij bank «Inteza» xochet finansirovat' «Severny'j potok-2» 5.10.2017 // https://iz.ru/654483/2017-10-05/italianskii-bank-inteza-khochet-finansirovat-severnyi-potok-2.
[5] Pol'skaya neftegazovaya kompaniya PGNiG podpisala pyatiletnij kontrakt na postavku szhizhennogo prirodnogo gaza (SPG) s terminala Sabine Pass LNG Terminal v SShA // http://proekt-gaz.ru/news/polsha_ podpisala_kontrakt_na_postavku_spg_iz_ssha/2017-11-22-6507.
[6] «Severny'j potok-2» // http://www.gazprom.ru/ about/production/projects/pipelines/built/nord-stream2/.
[7] European Comission. European Union Package. Com (2015) 80. 25.02.2015 // https://ec.europa.eu/energy/ en/publications/energy-union-package.
[8] European Political Strategy Centre. Nord Stream 2-Divide et Impera Again? Avoiding a Zero-Sum Game 27.10.2015 // https://ec.europa.eu/epsc/publications/other-publications/nord-stream-2-%E2%80%93-divide-et-impera-again_en.
[9] Gas Market Outlook. A New Pipeline for Europe's Energy Future May 2017 // https://www.nord-stream2.com/ media/documents/pdf/en/2017/06/170602-nsp2-pj-brochure-en-digital-sha.pdf.
[10] Goals and values of the EU // https://europa.eu/ european-union/about-eu/eu-in-brief_en.
[11] H.R. 3203-Countering Iran's Destabilizing Activities Act of 2017 // https://www.congress.gov/ bill/115th-congress/house-bill/3203/text?r= 153.
[12] Nord Stream 2 AG razrabotala variant marshruta Nord Stream 2 v obod Danii // https://www.kommersant.ru/ doc/3432997.
[13] Statement by Rick Perry, U.S. Secretary of Energy, on LNG Shipments to the Netherlands & Poland 9.06.2017 // https://www.energy.gov/articles/statement-rick-perry-us-secretary-energy-lng-shipments-netherlands-poland
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018