в Центральную Азию - регион, который Россия всегда считала зоной своих особых интересов и куда противится проникновению Евросоюза.
Интересным в этой связи представляется российско-китайское военно-техническое сотрудничество. Для Китая ВТС с Россией является базой для проведения модернизации своих вооруженных сил, что меняет региональный баланс сил в АТР. Для РФ - это один из каналов экспорта высокотехнологической продукции, что, как бы, разбивает миф о том, что РФ становится сырьевым придатком Китая, продавая ему по невыгодным для себя ценам свои энергоресурсы.
Россия продает Китаю для ВВС боевые самолеты и вертолеты, палубные истребители для авианосцев СУ-33 и истребители нового поколения СУ-35, тяжелые военно-транспортные самолеты ИЛ-76 и самолеты-заправщики. Для ВМС: подводные лодки типа «кило», а также эскадренные миноносцы типа «современный» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «москит», а также ряд других изделий, представляющих интерес для китайской армии.
С середины 2000-х годов в рамках ШОС проводятся учения «Мирная миссия», учения «Морское взаимодействие», штабные учения сил ПРО, учения силовых структур антитеррористической направленности. В этом ряду особняком стоят рос-
сийские стратегические учения «Восток» 2018 г., поскольку впервые в них принимали участие целые соединения и штабы Китая. Многие военные эксперты рассматривали эти беспрецедентные учения как ответ на учения США и НАТО в Финляндии и Швеции, в странах, которые не являются членами Североатлантического союза.
Китай выстраивает особые отношения с Евросоюзом, о чем свидетельствует ряд встреч с европейскими лидерами на самом высоком уровне. Да и сам проект ОПОП («один пояс - один путь») имеет одной из основных целей выход на европейские рынки. Несмотря на реальную торговую войну между США и Китаем, последний пытается избежать действий, которые в будущем могли бы привести к конфронтации с Западом. В последние десятилетия, несмотря на определенную поддержку позиции России по ряду острых международных вопросов в СБ ООН, Пекин неоднократно демонстрировал нежелание втягиваться в противостояние Москвы с коллективным Западом.
Расстановка фигур на современной шахматной доске такова, что Россия не может позволить себе оказаться в перманентной конфронтации с Западом, поскольку в этой игре у нее нет союзников, а заведомый проигрыш не соответствует ее интересам.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОПОРА ИЛИ «ДАР ДАНАЙЦЕВ»? «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2» В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Андрей Белинский,
старший научный сотрудник Отдела проблем европейской безопасности ИНИОНРАН
Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные риски и возможности газопровода «Северный поток-2» для системы европейской и трансатлантической безопасности. Автор отмечает эволюцию проекта из коммерческого предприятия в объект острых политических дискуссий. Анализируются основные позиции Брюсселя, Варшавы, Вашингтона в отношении «Северного потока-2», их противоречия с Берлином, который выступает основным бенефициаром проекта. Делается вывод о том, что реализация проекта приведет к усилению напряженности в отношениях ФРГ как с восточноевропейскими странами, так и с США.
Ключевые слова: «Северный поток-2»; СПГ; Газпром; ФРГ; Польша; Д. Трамп; санкции.
Keywords: Nord Stream-2; LNG; Gazprom; Federal Republic of Germany; Poland; D. Trump; sanctions.
Больше, чем бизнес
«Федеральный канцлер Ангела Меркель вновь указала на то, что "Северный поток-2" - исключительно коммерческий проект и не направлен против
определенных стран»1. Действительно, проект «Северный поток-2», который должен был пройти по маршруту Усть-Луга (Ленинградская область) -Балтийское море - Грайфсвальд (ФРГ) и обеспечить Старый Свет 55 млн м3 газа в год2, изначально рассматривался всеми участниками консорциума как обоюдовыгодный коммерческий проект. Даже его юридическая форма носила подчеркнуто частный негосударственный характер: 50% финансирования должен был обеспечить ОАО «Газпром», вторую половину средств вносили пять европейских энергетических компаний - BASF/Wintershall (Германия), OMW (Австрия), Shell (Великобритания, Голландия), Uniper (Германия), Engie (Франция)3.
Однако не успели высохнуть чернила под договором, как газопровод стал объектом ожесточенной критики и полемики не только в Европе, но и далеко за ее пределами. В Брюсселе и Вашингтоне, Киеве и Варшаве все громче стала раздаваться критика в адрес проекта, который якобы подрывает европейскую солидарность, ставит Германию в зависимость от России и т.д. В одночасье «Северный поток-2» превратился из чисто коммерческого предприятия в вопрос политической важности, который затрагивает интересы не только Европы, но и России и США.
В связи с достаточно накаленной обстановкой вокруг «Северного потока-2», строительство которого по предварительным оценкам должно завершиться в конце 2019 - начале 2020 г., крайне важно проанализировать преимущества и недостатки проекта, взвесить потенциальные риски и возможности для системы европейской и евро-атлантической безопасности, отделить пропаганду от реальности.
«Северный поток-2» как шанс
Говоря о преимуществах «Северного потока-2», необходимо остановиться в первую очередь на экономических аспектах проекта, реализация которого может принести существенные дивиденды всем его участникам. При этом выгоды от реализации проекта в конечном счете ощутят не только Газпром и европейские энергетические гиганты, но и (что самое главное) обычные потребители.
В последние 10-15 лет в Северо-Западной Европе (Великобритания, Норвегия, Нидерланды) наблюдается устойчивая тенденция к сокращению добычи
'Sputnik Deutschland. Expertenbericht über «Gefahren von Nord Stream 2» in Europa präsentiert 02.06.2019 // https://de. sputniknews.com/politik/20190602325127090-expertenbericht-gefahren-nord-stream-2-in-europa/
2 Таким образом, совокупная пропускная способность СП и СП-2 должна составить примерно 110 млн газа в год.
3 Примечательно, что все пять компаний представляли различные страны (Франция, Австрия, ФРГ, Голландия, Великобритания), что должно было подчеркнуть общеевропейский характер проекта и исключить возможные слухи о сговоре между Россией и Германией. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, именно к этим аргументам и прибегли противники «Северного потока-2».
собственного газа в Северном море. Если в 2000 г. страны Старого Света добывали порядка 258 млрд м3 газа, то в 2015 г. этот показатель упал до 141 млрд м3 газа, что означает сокращение примерно на 43%4. При этом, по оценке экспертов, можно с определенной долей уверенности предположить, что и в последующие годы добыча природного газа в Европе будет сокращаться. «Последние заключения британского правительства указывают на то, что добыча газа в Соединенном Королевстве с 2015 по 2035 г. сократится на 25 млрд м3 газа до 14 млрд м3 (-65%)»5. Сокращение добычи наблюдается в настоящий момент и в Норвегии6, и в Нидерландах. При этом потребность Европы в природном газе в кратко- и среднесрочной перспективе, по всей вероятности, сохранится на нынешнем уровне (см. табл. 1)
Таблица 1
Потребность Евросоюза в природном газе7
В этих условиях строительство «Северного по-тока-2» с его пропускной способностью 55 млрд м3 газа в год становится главным залогом покрытия дефицита «голубого топлива» и обеспечения энергетической безопасности Европы. Важно отметить, что ввод в эксплуатацию дополнительного газопровода может привести к снижению цен на газ для европейских потребителей. Кроме того, у «Северного потока-2» есть еще одно неоспоримое преимущество. «Он напрямую связан с большими резервами (газа. - А. Б.) в Западной Сибири. Маршрут транспортировки короче, быстрее и эффективнее, чем старые пути, которые шли через Центральную и Южную Россию на Украину»8.
Der Gasmark - ein Ausblick. Eine neue Pipeline für Europas
Energiezukunft. // file:///C:/Documents%20and%20Settings/Rosanna/%
D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%
D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8 B/Down-loads/brochure-gas-market-outlook-de-201804.pdf S. 11.
5 Ibid.
6 Норвежского газа Европе не хватит. ИНОСМИ. 26.04.2016 // https://inosmi.ru/economic/20160426/236310723 .html
7 Der Gasmark - ein Ausblick. Eine neue Pipeline für Europas Energiezukunft. // fLle:///C:/Documents%20and%20Settings/Rosanna/% D0%9 C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA% D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8 B/Downl oads/brochure-gas-market-outlook-de-201804.pdf S. 16.
8 Energie. Markt. Politik. Dr. Kirsten Westphal. Power for Gas -Gasmarkt im Umbruch. Der Spaltkeil Nord Stream? Ausgabe 5/20162 S. 3 // https://www.swp-berlin.org/fLleadmin/contents/ products/ fachpublikationen/ Westphal_Der_Spaltkeil_Nord_Stream_2.pdf
Для самой же ФРГ реализация данного проекта приведет к тому, что львиная доля поступающего в Европу газа будет проходить через ее территорию. Это, безусловно, должно усилить как политическую, так и экономическую роль Берлина во внут-риевропейских делах, что, очевидно, придется по вкусу далеко не всем соседям.
Однако наряду с очевидными экономическими преимуществами «Северного потока-2», которые не ставят под сомнение даже его ярые критики», существуют и определенные риски, и вызовы для системы европейской безопасности.
Брюссель против
Решение о строительстве нового газопровода по дну Балтийского моря вызвало острую критику со стороны ряда политических игроков, и в первую очередь ЕС и Еврокомиссии. А ее председатель, Жан-Клод Юнкер, в своем письме лидерам восточноевропейских стран от июня 2016 г. заявил, «...что никто не должен занимать доминирующее положение, которое позволяет действовать в ущерб конкурентам и потребителям»1. Представляется, что такая позиция продиктована не только (и не столько) заботой о свободе конкуренции и кошельках европейцев, сколько политическими мотивами.
Вхождение Крыма в состав России в марте 2014 г., гражданская война на юго-востоке Украины привели к серьезному кризису в отношениях между Западом и Россией, который многие политологи сравнили с холодной войной. В условиях нарастающей конфронтации ряд европейских политиков стали склоняться к мысли о том, чтобы пересмотреть отношения с Россией в области энергетического сотрудничества и диверсифицировать свои поставки газа.
В этой связи в начале 2015 г. комиссия под председательством Ж.-К. Юнкера предложила амбициозный план энергетического союза, который предполагает, в частности, следующие меры: 1) выработка единой европейской политики в энергетической сфере, которая положила бы конец спорам и конфликтам внутри ЕС; 2) усиление роли Еврокомиссии при заключении контрактов на поставку энергоресур-сов2; 3) диверсификация энергетического рынка, что предполагает увеличение поставок третьими стра-
1 Deutsche Welle. Глава Еврокомиссии: «Северный по-ток-2» изменит рынок газа в Европе 17.06.2016 // https://www. dw.com/m/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-% D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0% BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%81% D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0% B9-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA-2-%D0% B8%D0%B7o/oD0%BCo/oD0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82-% D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B3%D0% B0%D0%B7o/oD0%B0-%D0%B2-%D0%B5%D0%B2%D1%80% D0%BE%D0%BF%D0%B5/a-19337178
2 До этого Европейская комиссия могла проверять только уже заключенные договоры и контракты на поставку энергоресурсов.
нами (Канада, Норвегия, США); 4) сокращение в перспективе потребления энергоресурсов, поиск альтернативных источников энергии и т.д. В подготовленном Еврокомиссией докладе под названием «Пакет энергетического союза» отмечается: «В рамках обновленной европейской энергетической и климатической дипломатии ЕС будет использовать все свои внешнеполитические инструменты для установления стратегических партнерских отношений в энергетической сфере со всеми важными странами (регионами) - производителями и транзите-рами, такими, как Алжир и Турция, Азербайджан и Туркменистан, Ближний Восток, Африка и другими потенциальными поставщиками»3.
И хотя доклад касался формально только экономических и экологических аспектов вопроса, реакция на него европейских политиков отчетливо свидетельствовала о том, что идея создания единого энергетического союза имеет в первую очередь политический подтекст, а именно ограничение зависимости от поставок российского газа и нефти. «Путин и другие экспортеры энергоресурсов за пределами Европейского союза, которые обогатились на нашей потребности в ископаемом топливе, желают нашего краха, -заявил председатель либеральной фракции АЛДЕ в Европарламенте Ги Ферхофстадт»4.
Примечательно, что часть немецкого политического истеблишмента разделяет позицию Брюсселя в отношении «Северного потока-2». Так, Манфред Вебер, лидер списка Европейской народной партии на выборах в Европарламент в апреле 2019 г. подверг критике строительство газопровода и заявил, что в случае его избрания на пост главы Евроко-миссии будет блокировать проект5.
Действительно в настоящий момент многие страны ЕС серьезно зависят от поставок энергоресурсов из России (табл. 2), а с введением в эксплуатацию «Северного потока-2» эта зависимость существенно возрастет. Однако означает ли это, что газовый вентиль превратится в мощное средство давления Москвы на Старый Свет, как того опасаются некоторые политики и эксперты?
Представляется, что алармистские прогнозы относительно «похищения Европы» Газпромом носят в целом преувеличенный характер. Во-первых,
European Commission Energy Union package communication
from the commission to the European Parliament, the council, the uropean economic and social committee, the committee of the regions and the European investment bank, 2015 https://eur-
Iex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1 -01aa75ed71a1.0001.03/D0C_1&format=PDF P. 6.
4 Die Welt. EU will mit Energie-Union Geschichte schreiben. 25.02.2015 // https://www.welt.de/wirtschaft/energie/article137835904/ EU-will-mit-Energie-Union-Geschichte-schreiben.html
5 Handelsblatt. Weber will Bau von Nord Stream 2 blockieren - und löst damit Kritik in den eigenen Reihen aus. 23.04.2019 // https://www.handelsblatt.com/politik/international/europawahl/evp-spitzenkandidat-weber-will-bau-von-nord-stream-2-blockieren-und-loest-damit-kritik-in-den-eigenen-reihen-aus-/24245056.html? ticket=ST-2668340-bIVmgCkdU6nZbqKJ75cr-ap6
строительство второго газопровода по дну Балтийского моря ни в коей мере не мешает европейским странам при желании нарастить импорт газа из США, Алжира или других стран. Во-вторых, с момента начала украинского кризиса в 2014 г. ни Газпром, ни РФ не использовали поставки газа как средство давления на ЕС. В-третьих (и это главная причина), российскому энергетическому гиганту нет никакого смысла срывать поставки «голубого топлива», поскольку это не только чувствительно бьет по его доходам (а значит, и доходам российской казны), но и по репутации Газпрома как надежного поставщика энергоресурсов на европейский рынок. Это, в частности, признает обычно критически настроенный в отношении российской политики эксперт берлинского фонда «Наука и политика» С. Стюарт: что касается договоров, связанных с поставкой вооружений и энергоресурсов, можно констатировать, что в последние годы Россия полностью придерживалась их»1.
Таблица 2
Зависимость европейских стран от поставок российского газа2
Страна Доля импорта газа из России (в %)
ФРГ 61,9
Франция 37
Великобритания 23,4
Польша 64,2
Австрия 70,1
Словакия 84,1
Словения 62,5
Италия 38,3
Дания 53,1
Кроме того, следует учитывать, что расширение торгово-экономических связей между ЕС и Россией повышает общую взаимозависимость, что в конечном счете при определенных условиях может способствовать снижению риска потенциального конфликта. В этой связи будет уместным вспомнить построенный в 1960-е годы нефтепровод «Дружба», который наряду с подписанием Хельсинкских соглашений 1975 г. и сокращеним ядерных ракет (ОСВ-1) способствовал реализации политики «разрядки» в отношениях между СССР и Западом.
1 Stewart S. Grundeinstellungen der russischen politischen Elite Recht, Wahrheit, Gemeinwohl und Gewalt. // SWP-STUDIE. -B., 2017. - März // https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/ products/studien/2017S05_stw.pdf S. 11.
2 Таблица составлена по данным РИА «Новости». Подробнее см.: РИА «Новости» Зависимость стран Европы от российского газа. 26.04.2018 // https://ria.ru/20180426/1519454083.html
Восточноевропейский «кошмар коалиций»
Критика Брюсселя в отношении строительства «Северного потока-2» гулким эхом отозвалась в столицах восточноевропейских государств. С самого начала ведения переговоров между Газпромом и европейскими инвесторами Варшава, Вильнюс, Братислава выразили свой решительный протест против строительства газопровода. При этом их действия не ограничились только риторическими выпадами и декларациями. «В 2016 г. польский антимонопольный регулятор UOKiK отказал "Газпрому" в создании консорциума с пятью европейскими компаниями для строительства "Северного потока-2"3 (55 млрд м3 год)»4. Двумя годами ранее в 2014 г. польская сторона заблокировала проект «Ямал - Европа-2»5, который должен был обеспечить европейских потребителей дополнительными 15 млрд м3.
Позиция восточноевропейских стран в отношении «Северного потока-2» обусловлена соображениями как экономического, так и политического и даже исторического характера. Так, для Словакии строительство газопровода неизбежно приведет к утрате статуса страны-транзитера российского газа, а вместе с ним к существенным денежным потерям.
Гораздо сложнее обстоит ситуация с Польшей (и отчасти с прибалтийскими странами), позиция которой в данном вопросе определяется как чисто прагматическими мотивами, так и иррациональными страхами политической элиты страны. Помимо уже вышеупомянутого страха перед потенциальной зависимостью Европы от поставок российских энергоресурсов, польское правительство небезосновательно опасается, что поток дешевого газа сделает нерентабельным строительство терминала СПГ в Свиноуйсьце. Под вопросом находится и судьба газопровода «Baltic Pipe»6, который должен обеспечить Польше доступ к норвежскому газу7.
Однако главную угрозу нынешнее консервативное правительство видит для себя не в потенциальных экономических потерях, а в возможном политическом альянсе Берлин - Москва, призрак которого постоянно преследует польскую элиту. Эти страхи обусловлены, с одной стороны, стратегическим положением Польши, которая находится между силь-
В итоге единственным участником проекта формально
остался Газпром, тогда европейские компании стали частными
инвесторами.
4 Ведомости. Польша призвала Еврокомиссию ограничить «Газпром» в управлении «Северным потоком-2». 31.01.2018 // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/31/749472-polsha-severnim-potokom
5 Там же.
6 Строительство газопровода является частью новой энергетической концепции Польши, в основе которой лежит стремление добиться независимости от поставок российского газа. Кроме того, польское правительство рассчитывает на поставки американского СПГ, для чего и построило терминал в Свино-уйсьце.
7 Проблема заключается в том, что маршруты «Северного потока-2» и «Baltic Pipe» пересекаются.
ными соседями, ФРГ и Россией, а с другой - историческими травмами / негативным опытом, связанным с пятью разделами страны (1772, 1793, 1795, 1815, 1939). И хотя ни Берлин, ни Москва не ставили перед собой целью создание антипольского объединения, любое сближение между двумя странами рассматривалось официальной Варшавой с крайним подозрением. Очевидно, что Польша всерьез опасается, что строительство газопровода может привести к сближению России и Германии в ущерб польским интересам. Об этом прямо свидетельствуют заявления первых лиц Польши. Так, президент А. Дуда осенью 2018 г. заявил: «Появление газопровода "Северный поток-2", без сомнения, представляет собой опасность для Украины, Словакии, а также представляло бы опасность для Польши, если бы мы не предпринимали шаги для защиты»1.
На украинском направлении без перемен
Еще одним камнем преткновения при строительстве «Северного потока» является позиция Украины, которая полностью солидаризуется с Варшавой и Вильнюсом. В случае с Украиной ФРГ попадает в весьма щекотливую ситуацию, поскольку, с одной стороны, она официально поддерживает Киев в проведении реформ и евроинтеграции, с другой - введение в эксплуатацию второй нитки «Северного по-тока-2» лишит Украину статуса страны-транзитера, а ее бюджет может недосчитаться 3 млрд долл.2 Кроме того, в украинской политической элите также существуют опасения, что строительство газопровода усилит влияние России на Европу. «Соломоново решение» немецкого канцлера А. Меркель, которая предлагает сохранить часть транзита газа через территорию Украины, совсем не удовлетворяет украинских политиков, о чем свидетельствует призыв новоиспеченного президента Украины В. Зеленского отказаться от строительства «Северного потока-2», которое было озвучено им на встрече с вице-президентом Европейской комиссии (ЕК) по вопросам Энергетического союза Марошем Шефчовичем .
Таким образом «Северный поток-2» в случае его успешной реализации станет серьезным камнем преткновения в и без того напряженных отношениях между Германией и «новыми европейцами».
'ТАСС. Президент Польши заявил, что газопровод «Северный поток-2» угрожает Украине и Словакии 23.10.2018 // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5706819
2 Интерфакс- Украина. Украина в 2018 и 2019 гг. получит около $3 млрд доходов в год от транзита газа - Витренко. 10.04.2018 // https://interfax.com.ua/news/economic/497863.html
3 Репортер. Зеленский: «Северный поток-2» не должен
быть построен 21.05.2019 // https://topcor.ru/8712-zelenskij-
severnyj-potok-2-ne-dolzhen-byt-postroen.html
«Больший брат» выходит из тени
Однако главную угрозу европейской и евро-атлантической безопасности представляет не «вавилонское пленение» Европы Газпромом и даже не возможный раскол Европы на сторонников и противников «Северного потока-2», а позиция нынешней администрации США в отношении проекта.
Еще в 2014 г. после начала украинского кризиса и конфронтации между Россией и Западом Белый дом взял курс на введение секторальных санкций против российских предприятий ТЭК и ВПК, составляющих становой хребет российской экономики. В июле 2014 г. американское правительство опубликовало список секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications List - англ), в который среди прочих попали такие крупные компании как Объединенная судостроительная корпорация, ВТБ, Россельхозбанк, Роснефть и др.4 Этим компаниям ограничивался доступ на американский финансовый рынок, что в среднесрочной перспективе должно было негативно сказаться на российской экономике.
Вместе с тем администрация Б. Обамы, не желая обострять отношения с европейскими союзниками (в первую очередь с ФРГ), отказалась от введения прямых санкций против «Северного потока-2». Ситуация кардинально стала меняться после победы Д. Трампа на президентских выборах в США осенью 2016 г. Изменение позиции Соединенных Штатов по проекту газопровода от прохладно-сдержанной к резко негативной было обусловлено по меньшей мере тремя обстоятельствами. Во-первых, к 2016-2017 гг. в американском истеблишменте сложился широкий надпартийный консенсус относительно того, что США должны проводить максимально жесткую политику в отношении России. С этой точки зрения «Северный поток-2» представлял собой идеальный объект для санкций. Во-вторых, с точки зрения Д. Трампа, положение вещей, при котором Европа ведет бизнес с Россией, а США должны нести основное бремя военных расходов НАТО, является в высшей степени несправедливым. И, наконец, в-третьих, в результате сланцевой революции Соединенные Штаты располагают огромными запасами СПГ, которые требуют реализации на рынке. «Экспортный потенциал (СПГ. - А. Б.) США к 2020 г. может достигнуть 68 млн тонн в год, что примерно соответствует потребности Германии в 90 млн м3 газа. На фоне растущих цен на нефть СПГ будет востребован на рынках [...]»5 - отмечает аналитик фонда «Наука и политика» Кирстен Вестфаль. Для американского президента, рассматривающего любые политические шаги исключительно с точки зрения экономической рентабельности для США,
Полный список компаний, попавших под секторальные санкции США представлен здесь: https://www.treasury.gov/ ofac/downloads/ssi/ssilist.pdf
5 Ifo Schnelldienst Gashandel in der EU: Zwischen den Fronten № 17/2018 https://www.cesifo.org/DocDL/sd-2018-17-2018-09-13.pdf S. 13.
«выдавливание» Газпрома с европейского рынка дает возможность загрузить отечественные компании новыми заказами и создает новые рабочие места.
В 2017 г. конгресс США принял закон о «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act - англ), позволяющий президенту вводить дополнительные санкции против ряда стран (Иран, Россия, Северная Корея). Ряд экспертов расценили этот закон как потенциальную угрозу «Северному потоку-2». Однако в очень скором времени действия Д. Трампа и его администрации стали выходить за рамки правового поля, все более напоминая откровенный шантаж. Так, американский посол в Берлине Ричард Гренелл угрожал возможными санкциями тем немецким фирмам, которые участвуют в реализации строительства газопровода1. А в мае 2019 г. после громкого заявления министра торговли США Ричарда Перрри эти угрозы стали приобретать все более зримые контуры.
Любой из вариантов развития несет в себе существенные риски для системы европейской и евро-атлантической безопасности. Если строительство
«Северного потока-2» будет доведено до конца (а это очень вероятно), то вполне можно ожидать целого ряда болезненных санкций против немецких компаний2. Однако еще более болезненными будут политические последствия этого шага со стороны администрации Д. Трампа. Вполне может статься, что «Северный поток-2» станет очередным гвоздем в крышку гроба под названием «трансатлантические отношения».
Впрочем, и возможное принятие американских условий не является панацеей, поскольку в случае отказа от «Северного потока-2» европейские инвесторы несут ощутимые материальные потери. Немаловажно и то обстоятельство, что Европа может оказаться в зависимости от более дорогого американского СПГ. Кроме того, уступки США в вопросе о строительстве газопровода будут ударом и по авторитету ФРГ, и лично канцлера А. Меркель. Поэтому независимо от дальнейшего развития событий, можно ожидать, что битва за «Северный поток-2», который превратился из коммерческого проекта в «яблоко раздора» между Берлином, Вашингтоном, Варшавой и Киевом, будет продолжаться.
1 FAZ. Amerikas Botschafter droht deutschen Firmen mit Sanktionen 13.01.2019 // https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/ amerikas-botschafter-droht-deutschen-firmen-mit-sanktionen-
15986058.html
Уже сейчас ряд немецких компаний испытывает трудности из-за введения американских санкций против китайской компании Huawei. Подробнее см.: Die Welt. Im Wirtschaftskrieg wird Deutschland zum Kollateralschaden. 26.05.2019 // https:// www.welt.de/wirtschaft/article194169827/USA-gegen-China-Im-Wirtschaftskrieg-wird-Deutschland-zum-Kollateralschaden.html