Научная статья на тему 'Северный Кавказ вновь становится тревожным фоном политических процессов в России'

Северный Кавказ вновь становится тревожным фоном политических процессов в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Игорь, Степанов Александр

«Московские новости», М., 2007, № 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северный Кавказ вновь становится тревожным фоном политических процессов в России»

возможность малым народам реализовать свое право на самоопределение в рамках более сильного и благополучного государства.

«Новая газета», М., 2007, № 72.

Игорь Ефимов, Александр Степанов СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ ТРЕВОЖНЫМ ФОНОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Как теперь уже очевидно, обострение ситуации на Северном Кавказе в преддверии важных политических событий в России было неизбежно. Череда преступлений на юге России - бессмысленных, но жестоких и громких - к сожалению, имеет все шансы быть продолженной. Однако стало не менее ясно, что к «предвыборным» активным действиям готовились не только экстремисты, но и власти. Так уж повелось в России в последние годы - политика, террор и антитеррор практически неотделимы друг от друга.

Первый в этом политическом сезоне и достаточно мощный удар приняла на себя Ингушетия. После серии убийств русских жителей и цыган жертвами преступников стали сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. С другой стороны, ситуация накаляется продолжающимся исчезновением людей. В среду в Назрани местные жители вышли на стихийный митинг, протестуя против похищения людей. Около 200 человек не разошлись и ночью, отмечались столкновения участников акции с милиционерами и даже министром внутренних дел республики М. Медовым. Митингующие требовали найти преступников, которые 18 сентября 2007 г. похитили двух жителей Ингушетии - братьев Аушевых. Вскоре стало известно, что похищенные освобождены. После этого митинг завершился. В это же время в станице Орджоникидзевская Сунженского района бандиты расстреляли и. о. начальника уголовного розыска майора милиции А. Нейриева. Нападавшие скрылись, поиск боевиков по горячим следам результатов не дал. Накануне в Назрановском районе неизвестные расстреляли сотрудника ФСБ и его попутчика. Офицер - А. Калиматов, младший брат бывшего прокурора Ингушетии - погиб, его спутник ранен. А в населенном пункте Кантышево Назрановского района республики был убит бывший сотрудник ГИБДД МВД Ингушетии 33-летний А. Дугиев.

Жертвами преступников стали и прикомандированные милиционеры. В Назрани обстреляна машина с четырьмя сотрудниками ростовского ОМОНа. Двое омоновцев погибли. Причем нападение произошло сразу же после того, как ростовчане прибыли в Ингушетию.

В МВД Ингушетии не комментируют предположения о том, что серия терактов и убийств мирных жителей связана с поступлением в республику денежного «транша», предназначенного для дестабилизации ситуации. Однако среди местного населения распространяются слухи о миллионах долларов, якобы поступивших сюда из-за рубежа. Спецслужбы считают, что республику терроризируют не более 100 боевиков, однако своими дерзкими преступлениями они добились того, что жители находятся в страхе.

Аналитики считают, что Ингушетия могла быть выбрана экстремистами как одно из самых «слабых мест» на Кавказе, не подготовленных для отпора атак террористов. Однако недавний приезд в республику полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака и ввод в Ингушетию нескольких тысяч военнослужащих внутренних войск явно говорит о начале спланированных мероприятий по уничтожению бандподполья. Очевидно, что спецслужбы догадывались о грядущей активизации боевиков и заранее разрабатывали контрмеры. Пока же Козаку лично приходится успокаивать жителей. По другим данным, все последние преступления в Ингушетии могут быть связаны со стремлением некоторых ингушских кланов добиться отставки президента республики М. Зязикова. В Москве отмечают, что Зязиков стал более активно бороться с криминалом, чем задел интересы крупных криминальных авторитетов. Не осталась незамеченной и некая пассивность ингушского МВД. Так, один из высокопоставленных офицеров МВД соседней Чечни в беседе с корреспондентом «МН» выразил мнение, что ингушские милиционеры еще не определились, хотят ли они реально воевать с бандитами или больше опасаются за собственную безопасность и безопасность своих семей. По его словам, похожая ситуация наблюдалась в Чечне в 1999-2001 гг., когда сотрудники только что образованного УВД МВД РФ по Чеченской Республике не решались на самостоятельные спецоперации против боевиков. Ситуация изменилась под жестким давлением тогдашнего президента Ахмата Кадырова, который призвал милиционеров либо навести порядок в своей республике, либо поискать себе другую работу.

Между тем член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сенатор от Ингушетии И. Костоев подтвердил, что в республике «наряду с местными отщепенцами действуют наемники, и этот сценарий привнесен извне». Но он считает, что нынешние события не имеют отношения к выборам, так как не могут повлиять на их результат. «Вероятно, это попытка превратить Ингушетию во вторую Чечню, - заявил Костоев. - Дело в том, что в республике уже много лет существуют болезненные проблемы, которые будоражат общественное мнение. Во-первых, неполное исполнение Закона «О реабилитации репрессированных народов». Во-вторых, проблема вынужденных переселенцев из Северной Осетии. В-третьих, отсутствие скоординированной и целенаправленной работы правоохранительных органов, коррупция и фамильно-клановая зависимость и даже предательство в их рядах. И наконец, высокая безработица и низкий уровень жизни населения. Особенно следует отметить проблему похищения и исчезновения людей, в которых население обвиняет силовые структуры. На мой взгляд, перед преступниками стоит задача - убедить федеральный центр и общественность России в неспособности ингушского народа к самостоятельному, цивилизованному развитию и дискредитировать руководство республики», - заключил сенатор.

О том, что экстремисты не застали спецслужбы врасплох, свидетельствует крупная спецоперация в Дагестане. На этой неделе там был ликвидирован дагестанский террорист номер один Р. Халилов. Впервые он попал в поле зрения спецслужб в 1999 г., когда террористы совершили нападение на Дагестан. Халилов тогда был одним из лидеров местных религиозных экстремистов и ближайшим подручным Шамиля Басаева. После начала второй чеченской кампании Халилов командовал отрядом боевиков, прошедших диверсионную подготовку в одном из лагерей Хаттаба. В Дагестан, по оперативным данным, он вновь попал в марте 2001 г., где развернул активную террористическую деятельность: на его счету подрывы железной дороги, теракты против сотрудников милиции. 9 мая 2002 г. Халилов организовал свой самый крупный теракт -взрыв на параде в Каспийске. Тогда погибли 45 человек, в том

числе 17 детей, 130 получили ранения. Всего, по данным спецслужб, на счету Халилова около 60 терактов в Дагестане и Чечне. Долгое время террорист оставался неуловимым для российских спецслужб - постоянно менял места дислокации, перемещался ме-

жду Дагестаном, Грузией и Чечней. Ликвидацию Халилова некоторые эксперты назвали случайностью. По их утверждению, спецслужбы не догадывались, кого заблокировали в частном жилом доме в поселке Новый Сулак на окраине Кизилюрта. Однако силовики утверждают, что заранее знали, кто скрывается в этом доме. Поэтому и спецоперация проводилась, что называется, с размахом: в город были стянуты около 100 бойцов подразделений ФСБ, МВД, три БМП, четыре бронетранспортера и танк. В УФСБ по Дагестану говорят, что стопроцентно сказать, что дагестанского террориста номер один уже не существует, можно будет только после проведения генетической экспертизы. Уничтожение Халилова - самый крупный успех российских спецслужб после устранения Шамиля Басаева. Террорист, от которого даже отрекся отец, долгое время терроризировал Дагестан. Халилов являлся эмиссаром «Аль-Каиды» на Северном Кавказе, под его имя международные террористические группировки выдавали огромные суммы для проведения терактов. В УФСБ с уверенностью говорят, что личностей, подобных Халилову, в бандподполье уже не осталось.

«Московские новости», М., 2007, № 37.

Энвер Кисриев,

историк

ИСЛАМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ:

ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ

К ОДНОРОДНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Ислам на Северном Кавказе является одной из таких общественно-политических тем, которая вызывает в настоящее время большой интерес. Количество публикаций, посвященных этой теме, в особенности публицистической, огромно. На протяжении последних 15 лет почти ежедневно можно было встретить в различных российских СМИ сообщения и рассуждения, касающиеся тех или иных исторических аспектов или современных проявлений исламской активности на юге России1. Появилось немало и серьезных

1 Значительная часть наиболее интересных публикаций по этой теме, выходящих в России в различных газетах, журналах и книгах, публикуется в выпусках Бюллетеня реферативно-аналитической информации «Россия и мусульманский мир», выходящим с 1992 г. ежемесячно под эгидой Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.