УДК 323(470.62/.67)
Северный Кавказ: новая территория расселения российских
корейцев
Б. Б. Булатов, М.И. Мамаев
Дагестанский государственный университет
Всероссийская перепись населения 2002 года позволяет представить ареал расселения российских корейцев на Северном Кавказе в начале ХХ1 века. Уже к началу 2000-х годов сформировались основные регионы проживания российских корейцев, прибывающих на Северный Кавказ. И если ранее расселение их в регионах носило в основном сезонный характер, то по мере стабилизации ситуации, и особенно в аграрном секторе экономики, определились и конкретные районы проживания корейцев на постоянной основе. Во многом это объяснялось возможностью аренды земли, наличием сфер приложения труда, наличием политической воли администраций тех или иных субъектов Северного Кавказа, как и другими обстоятельствами.
В этом плане в Южном федеральном округе стабильным субъектом расселения российских корейцев и их постоянного пополнения в численном отношении выступает Волгоградская область, где общность российских корейцев в начале ХХ1 века составляет более 6000 человек (данные условны), и расселены корейцы в г. Волгограде, Волжском, в районах области: Быковском, Городищенском, Калачев-ском, Николаевском, Ленинском, Светлоярском, Среднеахтубинском.
Однако сразу же следует отметить, что в данном случае преобладающим в составе этнической корейской общности выступают представители граждан корейской национальности, прибывших из стран СНГ, в частности Казахстана, в значительной мере Узбекистана, Таджикистана (иммигранты), а также из отдельных республик Российской Федерации (например, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республики и др.). Эта категория корейцев по разным причинам оставляет прежние места проживания (объединение с родственниками, улучшенные условия работы и др.).
Если обобщить причины переселения представителей корейской этнической общности в целом, то в первую очередь необходимо было бы назвать «наличие достаточно структурированной, многочисленной общины на территории области, а также благоприятных климатических условий для ведения сельского хозяйства (например, по сравнению с той же Республикой Калмыкия).
В информации Администрации Волгоградской области (Комитет по делам национальностей и казачества) давалась четкая характери-
стика общины в социальном плане. Она характеризуется отсутствием конфликтности с местным населением; готовностью к конструктивному диалогу; сотрудничеству со всеми структурами исполнительной власти, органами местного самоуправления; низким уровнем национального эгоизма, спокойным отношением к межнациональным бракам; проблеме ассимиляции в среде местного населения; сохранением традиций уважения к старшим по возрасту; наличием иерархии во внутриобщинных отношениях [5]. Все это позволяет выстраивать более эффективную систему взаимодействия в решении многих вопросов жизнеобустройства корейской этнической общности на территории области.
Многонациональной по своему составу остается Кабардино-Балкарская Республика. Представление о расселении изучаемых национальных меньшинств дают данные Всероссийской переписи 2002 года. На территории республики расселялись в это время корейцы -4722 чел., курды - 301 чел., российские немцы - 2525 чел., поляки -2478 чел., татары крымские - 112 чел., цыгане - 2357 чел., хемшилы -2 чел. чеченцы-аккинцы - 1 чел.
По уточненным данным, на территории Кабардино-Балкарской Республики расселены 4700 граждан корейской национальности, в частности, в г. Нальчике, Прохладном, а также в районах: Прохладнен-ском, Майском, Урванском, Баксанском.
Корейцы, проживающие в республике, отличаются повышенной этничной мобильностью в сравнении с представителями других этнических общностей, расселенных на территории республики. Благодаря созданной сети центров корейской культуры, в частности, в Нальчике, Чегеме, Прохладном налажены контакты в сфере культуры, что заметно содействует решению таких важных задач как формирование национального самосознания, культуры межнационального общения.
Отличаются активностью и корейская этническое меньшинство в Республике Калмыкия, где проживает на 2007 год 1049 граждан корейской национальности. Значительная часть корейцев (3289 чел.) сосредоточена и на территории Краснодарского края. Основная концентрация корейцев отмечается в Динском, Кореновском, Крымском, Кущевском, Темрюкском районах края, т.е. в тех районах, которые специализируются на развитии овощеводства.
Ю.Н. Попова отмечает, что в начале 2000-х годов миграционный прирост корейского населения Краснодарского края составил 138 человек в год, около 60 % от этого числа являются мигрантами из регионов Российской Федерации), 40 % - прибыли из среднеазиатских республик, преимущественно из Узбекистана [2, с. 20].
Таким образом, корейское население с начала 1990-х годов и к 2000-м годам по причине политических миграций, вызванных социально-политической напряженностью и межнациональными конфликтами в республиках Средней Азии, численно увеличились на территории Краснодарского края в 2 раза и составили около более 3 тыс. чел.
Из субъектов Южного федерального округа наибольшее количество корейцев сосредоточено в Ростовской области. В 15 населенных пунктах, включая и такие города как Ростов-на-Дону, Батайск, Таганрог, Сальск, Аксай, Волгодонск проживают, по данным Всероссийской переписи 2002 года, 11 669 граждан корейской национальности. Из районов области наибольшее количество корейцев сосредоточено в Аксайском (930 чел.), Азовском (878 чел.), Веселовском (760 чел.), Волгодонском (498 чел.) районах.
6601 гражданин корейской национальности составляют национальное меньшинство в Ставропольском крае. При этом, как отмечалось в информации администрации края, в начале ХХ1 века наблюдается тенденция притока корейского населения на территорию края. Корейцы расселены фактически по всей территории края. 30 % из всех граждан корейской национальности были сосредоточены в городах края, остальные - в его аграрных районах. На них лежит полностью ответственность за гармонизацию межнациональных отношений и усиление роли в системе национальных отношений в крае корейского национального меньшинства.
Из республик Северного Кавказа после Кабардино-Балкарской Республики выделяется корейское национальное меньшинство в Республике Северная Осетия-Алания. Так на территории Моздокского, Кировского и Правобережного районов республики проживают более 1500 граждан корейской национальности. Остальные расселены в г. Владикавказе (321 чел.).
Незначительными группами населения по своей численности корейское национальное меньшинство проживает в таких республиках Северного Кавказа как Ингушская (22 чел.), Карачаево-Черкесская Республика (51 чел.), Чеченская Республика (33 чел.). Заняты корейцы в основном в сфере бизнеса, сельском хозяйстве. «Вопросы трудоустройства, участия в культурно-просветительской работе, деятельности общественных объединений, - читаем в сообщении Министерства по связям с общественностью и межнациональным отношениям Ингушской Республики, - рассматриваются соответствующими структурами наравне с аналогичными потребностями всего населения республики» [5].
Как отмечалось в информации из Чеченской Республики, корейцы, как и представители других этнических меньшинств (курды, цы-
гане), «являются законопослушными, случаев участия их в межнациональных конфликтах не выявлено» [5].
Т. о., миграционные процессы 1990-х годов - начла ХХ1 века способствовали тому, что на территории Северо-Кавказского региона в структуре населения края заявила о себе заметная по численности корейская общность. Как показывает исследование, расселены корейцы фактически на территории всех субъектов края и численность их колеблется в рамках от 20 человек до нескольких тысяч.
Для корейцев в числе первостепенных также остаются проблемы бытового обустройства, интеграции в социум Северо-Кавказского региона и она, следует заметить, протекает нелегко. Судя по всему, в ходе дальнейшего обустройства корейцев на проживание в Южном федеральном округе эта проблема может обостриться, а в основе этого обострения, конечно же, будет вопрос о праве собственности на землю, о праве ее аренды, о трудовой занятости и другие факторы.
В данном конкретном случае Правительство Российской Федерации, администрации регионов Северного Кавказа должны были иметь четкие программы трудового использования корейцев, выстраивания взаимоотношений между корейским сообществом и местным коренным населением. Одним словом, эта проблема должна была находиться под постоянным контролем государственных органов власти, и не должна становиться основой для возникновения напряженности в сфере межнациональных отношений.
По данным представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, в 2000-2001 годах численность корейцев на территории округа возрастала, хотя и незначительно. Однако этот показатель роста относится исключительно к официальной статистике. В этот период прибыли на поселение в Ростовскую области -10 корейцев, Волгоградскую область - 23 чел., в Ставропольский край - 7 чел., в Краснодарский край - 2 чел., Республику Адыгея - 1 чел., в Астраханскую область - 3 человека. Всего - 40 представителей корейской этнической общности [1, с. 234]. Они самостоятельным образом занимались трудоустройством. Конечно же, прибывавшие корейцы поселялись в тех местах, где уже проживали их соотечественники.
Если же обратиться к статистическим данным о вынужденных переселенцах корейцах с июля 1992 года, очевидно дата связана с военными событиями в Таджикистане, и до начала 2001 года, то динамика зарегистрированных переселенцев - корейцев за весь период будет следующей. Всего прибыло в Волгоградскую область - 180 корейцев, Ростовскую обл. - 60 чел., Краснодарский край - 58 чел., Ставропольский край - 58 чел., Астраханскую область - 41 чел., Рес-
публику Калмыкия - 11 чел., Кабардино-Балкарскую Республику - 5 чел., в Республику Адыгея - 1 человек. Всего 414 граждан корейской национальности [1, с. 256].
Несомненно, приток вынужденных переселенцев требовал решения неотложных вопросов их обустройства, трудовой занятости. Во многих случаях эти проблемы решались самостоятельно. Однако и областные органы государственной власти, как и представители федеральных органов власти, занимались решением этих проблем, анализируя ситуацию на проходивших в Южном федеральном округе совещаниях, в частности на совещаниях, проводимых полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе [1, с. 256]. Вопросом обустройства корейцев, согласованием с администрациями республик, краев и областей сложных моментов занимался и Департамент по делам национальностей Министерства по делам федерации и миграционной политике Российской Федерации [1, с. 265].
На местах уделялось этому внимание и особенно в тех сельских районах, где корейцы проживали компактно, насчитывая по нескольку тысяч. Заместитель главы администрации Волгоградской области Г.И. Хорошев, по этому поводу писал в Минфедерации России: «Корейцы проживают (в области. - М.М) компактно, в основном в сельских районах. По неофициальным данным, их насчитывается от 10 до 15 тыс. человек» [1, с. 266]. В это же время была зарегистрирована в области Волгоградская общественная организация «Корея», которая, несомненно, прикладывала многие усилия к взаимодействию с областными органами власти в решении социальных вопросов, связанных с обустройством прибывавших корейцев - вынужденных беженцев из Таджикистана.
Итоговые данные о расселении корейцев по субъектам Южного федерального округа нашли частичное отражение в представленной на рассмотрение Концепции Российского корейского Центра образования и культуры, идею о котором высказал Президент Российской Федерации В.В. Путин во время визита в КНДР в июле 2000 года.
В Концепции указывалось, что в Ростовской области в этот период проживало, по приблизительным данным, 10-12 тыс. корейцев, Ставропольском крае - 6 тыс. чел., Краснодарском крае - 6 тыс. чел., в Кабардино-Балкарской Республике - 5 тыс. человек. И отмечалось, что Северный Кавказ в 1990-е годы - начале ХХ1 века стал регионом компактного проживания представителей корейской этнической общности [1, с. 268-271]. Именно здесь и планировалось создавать культурно-образовательные центры, которые занялись бы решением воз-
рождения культуры корейской этнической общности, воспитанием культуры межнационального общения.
В письме министра Республики Северная Осетия-Алания от 19 марта 2001 года отмечалось, что численность граждан корейской национальности на этот период составляла в республике около 2 тыс. человек. Основная часть из них по-прежнему проживала в Моздокском районе. При этом отмечалось, что «в основном контакты поддерживаются с неправительственными организациями, зарегистрированными в Российской Федерации» [1, с. 275-276].
Информация о численности корейского населения была представлена и руководителем территориального органа Минфедерации России в Республике Калмыкия П. Ивиковым. 19 июня 2001 г. он сообщал о том, что «За последние десять лет после переписи (1989 г. -М.М) численность российских корейцев в республике увеличилась за счет граждан (корейцев - М.М) прибывших из республик Средней Азии. По предварительным данным в это время в республике, по сведениям П. Ивикова, проживало около 800 корейцев [с. 278].
По данным сведений субъектов Южного федерального округа, на территории которых проживают российские корейцы, а также корейцы, прибывшие из республик Средней Азии и Казахстана, других субъектов Российской Федерации, на середину 2007 года корейцы расселены были в Кабардино-Балкарской Республике -1777 человек, в Республике Калмыкия - 1999 чел., Республике Северная Осетия-Алания - 2400 чел., в Краснодарском крае - 3280 чел., Астраханской обл. - 2072 чел., Волгоградской обл. - 6066 чел., в Ростовской обл. -11 669 человек [3]. Однако эти численные характеристики фиксируют только корейцев, прошедших регистрацию в государственных органах власти.
В целом же в 1990-е годы и до 2007 года динамика расселения российских корейцев и корейцев-иммигрантов из республик Средней Азии, других субъектов Российской Федерации на территории Южного федерального округа ориентировочно выглядит следующим образом (см. табл.).
Сведения о расселении корейцев на территории Южного федерального округа (в тыс. человек) (1990-е годы - 2007 год) [4]
Наименование субъектов ЮФО на начало 1990-х гг. 1995-1996 гг. на 2000 год на 20052007 гг.
Республика около 600 630 635 650
Адыгея
Астраханская около 500 433 478 2072
обл.
Волгоградская около 1600 более 1800 6066
обл.
Республика Ин- 22
гушетия
Краснодарский около 2000 1500 более 2000 3280
край
Кабардино- 4900 5000 5040 1777
Балкарская Республика (неофиц. 5000)
Республика 1989 г. - более 1500 800 1999
Калмыкия 643 800
Карачаево- 51
Черкесская Республика
Ростовская обл. 7000 более 6000 7132 11 669
Республика Се- 2900 2000 2000 2400 (не-
верная Осетия-Алания офиц. 3000)
Ставропольский 5000 5065 более 6 000
край
Чеченская Рес- 33
публика
Следует отметить, что в составленной обобщенной таблице приведены данные о гражданах корейской этнической общности, имеющих государственную регистрацию. В связи с тем что в середине 1990-х годов значительная часть корейцев прибывала на территорию округа без регистрации, в основном стихийным образом, учет численности корейцев очень затруднителен. Поэтому количественные характеристики, приведенные в обобщающей таблице, могут не совпадать с истинным положением дел.
Приведенные данные позволяют органам государственной власти ориентироваться в той политике, которую необходимо проводить в отношении национальных меньшинств, в т. ч. и применительно к корейской этнической общности. Развитие федерализма как раз и предполагает строгий учет особенностей этнических общностей, в т. ч. и корейской, при проведении экономических реформ, организацию их
взаимодействия с другими этническими общностями для обеспечения сохранения целостности государства, стабильность и согласие в многонациональном сообществе, сохранение самобытности этнических общностей, их культуры.
Важно и то, что российские корейцы и корейцы-иммигранты составляют значительный потенциал производительной силы на территории округа, обладают большими навыками ведения сельского хозяйства. При организации труда с применением высоких технологий, тесном взаимодействии с органами государственной власти создаются необходимые условия для решения проблемы по поддержанию пищевой промышленности и корейцы, благодаря своему трудолюбию, вполне смогут сыграть большую роль в развитии аграрной сферы и приумножении ее потенциала на Юге Российской Федерации.
На наш взгляд, можно сделать вывод, принятие Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, а затем и последующих нормативно-правовых актов, в т. ч. и применительно российских корейцев (постановление Верховного Совета РСФСР «О реабилитации российских корейцев»), сыграли свою положительную роль. В первую очередь российским корейцам было предоставлено истинное право самостоятельного выбора места проживания там, где может быть в полной мере использованным их труд, навыки и умение, где они смогут удовлетворять свои культурные потребности.
Однозначно, это не задача одного дня, и она сопряжена с большими социальными трудностями, но, те не менее, имеются все условия для организации своих жизненных условий на высоком цивилизованном уровне. Корейцы смогли адаптироваться в новых условиях проживания, найти в значительной части применение своего труда, занять достойное место в системе межнациональных отношений Российской Федерации.
Примечательно и то, что заметно возросла общественно-политическая активность корейской этнической общности в структуре национальных отношений Российской Федерации и, в частности, в Южном федеральном округе. Идет процесс как этничной мобилизации корейцев, так и их натурализации, поиска форм и методов совместного проживания и взаимодействия с представителями других этнических общностей многонационального Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Возможно, что сложнее протекают процессы адаптации и интеграции в аграрной сфере. Что же касается других сфер народного хозяйства, в частности, промышленного производства, сферы культуры,
науки, здравоохранения, спорта, то потенциал и представительство корейской этнической общности в масштабе Российской Федерации весьма заметный.
Литература
1. Корейцы в Союзе ССР - России: ХХ век. История в документах. - М., 2004.
2. Попова Ю.Н. Корейская диаспора Краснодарского края: историко-культурные аспекты (ХХ в. - начало ХХ1 в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2004.
3. Составлено по сведениям правительств и администраций субъектов Южного федерального округа. Текущий архив.
4. Таблица составлена по данным: Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. - М.: Скрипто-рий, Русский мир, 1999; Бугай Н.Ф. Российские корейцы: новый поворот истории. 90-е годы. - М.: Русское слово, 2000; Он же: Российские корейцы и политика «солнечного тепла». - М.: Готика, 2002; Симо-ненко В.А. Месхетинские турки: историческая судьба и проблемы культурной адаптации: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2002; Попова Ю.Н. Корейская диаспора Краснодарского края: историко-культурные аспекты (ХХ в. - начало ХХ1 в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2004; Бугай Н.Ф., Сим Хон Ёнг. Общественные объединения корейцев России: конститутивность, эволюция, признание. - М. - Сеул, 2004; Корейцы в Союзе ССР-России: ХХ век. - М.: Инсан, 2004; Фаттахова Е.Н. Корейские диаспоры в России и США: история, адаптация и интеграция (конец Х1Х - ХХ в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2004; Бугай Н.Ф. «Третья Корея»: новая миссия и проблемы глобализации. - М., 2005 и др.
5. Текущий архив Минрегион России. Сайт шт^юп. Яи