Научная статья на тему 'К вопросу о миграционной политике России на Северном Кавказе'

К вопросу о миграционной политике России на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАНТЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / БЕЖЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамаев Махач Ильясович

Граждане в условиях вынужденного переселения испытывают огромные трудности при смене устоявшихся стереотипов в их жизни, поэтому приходится проводить различные мероприятия по обустройству и адаптации на местах. Облегчению ситуации в этом плане могли бы содействовать государственные органы власти как на федеральном, так и на местом уровне. Необходимо в этой связи четко выверенное, отработанное обеспечение нормативно-правовой базы, что играет немалую роль в переводе проблемы на правовую основу, цивилизованные формы ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о миграционной политике России на Северном Кавказе»

К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

®2010 Мамаев М.И.

Дагестанский государственный университет

Граждане в условиях вынужденного переселения испытывают огромные трудности при смене устоявшихся стереотипов в их жизни, поэтому приходится проводить различные мероприятия по обустройству и адаптации на местах. Облегчению ситуации в этом плане могли бы содействовать государственные органы власти как на федеральном, так и на местом уровне. Необходимо в этой связи четко выверенное, отработанное обеспечение нормативно-правовой базы, что играет немалую роль в переводе проблемы на правовую основу, цивилизованные формы ее решения.

Under conditions of the compelled resettlement citizens face huge difficulties during the change of the settled stereotypes in their life. That’s why it is necessary to take various measures during their arrangement and adaptation for new places. The simplification of a situation in this plan could be promoted by the state power structures both on federal and on local levels. For this purpose accurately verified, well-tested following the standard legal base is needed. It plays a considerable role in transferring the problem into a legal basis, civilized forms of its solving.

Ключевые слова: миграционная политика, миграционные процессы,

мигранты, межнациональные отношения, этническая общность, беженцы.

Keywords: migration policy, migration process, migrants, interethnic relations, ethnic community, refugees.

Северо-Кавказский регион во все времена оставался притягательным регионом России для проживания разных этнических общностей. По разным причинам иммигранты прибывали на Северный Кавказ. Как таковой специальной программы их адаптации на государственном уровне не принималось, как не принимались подобные программы и в субъектах Северного Кавказа. Хотя составлялись планы разного рода переселенческими организациями (управлениями) по приему и расселению прибывавших

мигрантов, осуществлялось ли это в индивидуальном, групповом порядке или по государственному заданию.

Большой приток населения на территории Северо-Кавказского региона в 1990-е годы объясняется рядом причин. В частности, основой для этого были проводимые в 1920-30-е годы такие политические акции государственного масштаба, как расказачивание, раскулачивание, в 1930-40-е годы - депортация не только отдельных граждан, но и целых этнических общностей, отсутствие возможностей для определенной категории граждан возвратиться во второй половине 1950-х годов, а также в последующее время из мест проживания после депортации, хотя многие

представители этих категорий изъявили желание возвратиться.

Однако вряд ли можно было решить все проблемы по обустройству и адаптации на местах без наличия на то воли самих мигрантов. Человеческий фактор играл по-прежнему заметную роль в налаживании взаимоотношений с местным населением, разнящимся часто как своими традициями, уровнем национального

самосознания, вероисповеданием, так и сложившимися правилами общения в быту.

Конечно, иммигранты,

принадлежавшие к той или иной этнической общности, в условиях вынужденного переселения

испытывали огромные трудности в плане смены устоявшихся стереотипов. Им во многом приходилось проводить различные мероприятия по обустройству и адаптации на местах. Облегчению ситуации в этом плане могли бы содействовать государственные органы власти как на федеральном, так и на местном уровне.

Поэтому проблема адаптации, включавшая прежде всего процесс приспособления человека к новой среде, его конкретную деятельность, естественно, оставалась сложным делом и для субъектов СевероКавказского региона. Надо было на практике изменять свое положение и приспособиться к окружающей обстановке. Решение этой сложной социальной задачи во многом зависело от способности самой личности, вовлеченной в этот процесс.

Фактически переселенцам

приходилось сталкиваться с необходимостью познания новых жизненных норм и ценностей. Это особенно отчетливо проявлялось на примере расселения турок-месхетинцев на территории Краснодарского края, когда им приходилось считаться с теми основоположениями, которые

присущи для жизненных норм и правил казачьего населения,

конечно, во многом отличавшимися традиций и обычаев турко-месхетинской этнической общности.

Эту сторону проблемы можно было бы проследить и на примере российских корейцев и курдов, хемшилов и других этнических общностей.

На разных сторонах

одновременно выступали личность и та новая социальная система, в которой она должна была существовать [1]. И в данном случае через процесс взаимодействия осуществлялась адаптация к местным условиям. С целью достижения гармонии в отношениях этих двух начал выявлялась необходимость решения сложной задачи, которая зависела от способности самой личности воспринять особенности этой социальной системы и передать все то лучшее, чем обладала сама с учетом уровня ее духовного развития. Все это содействовало оптимальному функционированию и развитию самой системы.

Несомненно, мигрирующая группа людей той или иной этнической общности (например, корейцы), прибывая на жительство в тот или иной субъект Северо-Кавказского региона, вносит определенный дисбаланс в установившиеся отношения, хотя этот фактор можно рассматривать как временный. Но однозначно то, что вносятся определенные коррективы в жизненную среду общества, куда прибывают мигранты.

Исследователи миграционных процессов в России в целом определяют следующие виды адаптации: языковую, экономическую и культурную.

Нельзя не согласиться с существующей точкой зрения, что расселение этнических общностей на территории субъектов Российской Федерации, включая и субъекты Северного Кавказа, как и адаптация, проходят без должного контроля со

стороны государственных органов власти, вследствие чего расселение осуществляется спонтанно. Поэтому не учитывается на практике экономический фактор, связанный с потребностью в рабочей силе. Верно замечено, что мигранты расселяются там, где проживают такие же их соплеменники, создавая сложности в решении проблем трудовой занятости, поиска ниши для мигрантов в хозяйственном секторе, в производственном процессе.

Важен учет и социального аспекта, который характеризуется целым набором факторов. Они связаны и с правовыми вопросами, и с вопросами социальной политики, приобретения жилья, социальным

обеспечением, с возможностями обучения детей в

общеобразовательных учреждениях края, области, района, обучения родным языкам, с климатическими условиями и т.д. Безусловно, эти компоненты по своей

направленности могут быть различными по сравнению с регионами прежнего проживания мигрантов. Поэтому последним

приходится вносить определенные коррективы в сложившиеся стереотипы, а это протекает в сложной форме.

С этнокультурной обстановкой тесно смыкается этносоциальная ситуация. Адаптация в сфере

культуры также очевидна, как и в первых двух направлениях. Она протекает в более упрощенной форме и связана с пропагандистско-просветительской деятельностью, в том числе посредством проведения разного рода массовых мероприятий (заметно эффективнее - массовых) в сфере культуры. Это более доступный путь и не содержит столь большое количество конфликтных моментов, как, например, сфера производства, где необходимо улаживать проблему

трудоустройства, конкуренции в занятии рабочих мест. Эта сфера

иногда является самой острой в плане усугубления положения местного (коренного) населения. Как справедливо замечают специалисты, анализирующие проблему адаптации в теоретическом плане, она «формирует условия для новых межнациональных конфликтов, принимая характер цепной реакции» [1].

Ситуация в данном случае усугубляется и нынешней экономической обстановкой в стране, когда коренное население в условиях спада производства, отсутствия стабильной заработной платы, возможного снижения прожиточного минимума вынуждено заниматься поиском работы, приложения своих сил и профессиональных способностей.

Одним словом, можно сделать вывод, что названные формы миграции органичны. Конечно, каждая из них имеет свои особенности, протекает по-разному; часто может вызывать и стрессовое состояние, что зависит от причин переселения, осуществляется ли оно индивидуально, по собственному желанию, с целью улучшения своего материального благосостояния, обретения лучших условий труда или под влиянием имеющих место острых противоречий,

межнациональных конфликтов, военных действий и т.д.

Обеспечение жизнедеятельности мигранта, а к ним причисляются и представители рассматриваемых этнических меньшинств, формируют целый комплекс составляющих адаптации в новых регионах проживания.

На наш взгляд, в этой связи необходимо четко выверенное, отработанное обеспечение

нормативно-правовой базы, что играет немаловажную роль в переводе проблемы на правовую основу, в цивилизованные формы ее реализации. Это может облегчать положение иммигрантов в плане их

обустройства на новом месте проживания, трудоустройства и т.д. Конечно, решение данных проблем может протекать проще при наличии политической воли субъектов Северного Кавказа, куда

переселяются мигранты, т.е. когда создаются условия для компактного поселения иммигрантов с учетом названных компонентов адаптации.

Важной составляющей

непосредственно процесса

адаптации является стабильность положения в том субъекте Российской Федерации, куда переселяется иммигрант. Очевидно, неслучайным был и массовый приток представителей национальных

меньшинств, трансформировавшихся по различным причинам в категорию иммигрантов, в частности, в Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область, в Адыгейскую и Кабардино-Балкарскую республики. Это, конечно же, объяснялось стабильностью

этнополитической обстановки в этих регионах.

Важно отметить, что контингент мигрантов в субъекты Южного федерального округа -

представителей национальных

меньшинств - в большей степени расселялся в сельской местности, что соответствовало их запросам и профессиональным навыкам. Это была, несомненно, для субъектов Северного Кавказа одна из возможностей получения

значительного подспорья в плане активизации хозяйственной и

производственной деятельности в аграрной сфере.

В этом ряду особое значение приобретала проблема сохранения этнической самоидентификации, что важно для адаптации к новой среде проживания. Значит, на первый план могло бы выходить компактное расселение мигрантов, но это не исключает и возможность

дисперсного расселения, т.е.

расселения совместно с коренным

населением. подобное имело место на практике расселения, например, российских корейцев на территории Краснодарского края, частично Ставропольского края, Республики Калмыкия, а также в Ростовской и Волгоградской областях.

Лидеры общественных

объединений корейцев

придерживались точки зрения, что расселение должно производиться совместно с коренным населением. И даже при организации компактного поселения в нем должны быть отведены площади для совместного расселения таких же мигрантов -представителей других этнических общностей в рамках от 30 до 40%, что позволяет избежать изоляции этнической общности, уйти от консервативного сознания, усилить обогащение достижениями

национальных культур.

Несомненно, в этих условиях возможно решение таких задач, как формирование совершенно нового национального сознания, связанного с необходимостью реализации в первую очередь задачи по воспитанию культуры

межнационального общения. По нашему мнению, такой подход вносит прогрессивные начала в решение столь сложной государственной задачи, связанной с обустройством мигрантов, в том числе их интеграцией и адаптацией.

Однозначно, необходимо

одновременно решение и таких вопросов, как определение уровня дефицита в рабочей силе, возможности ее использования, наличие необходимых профессий, которыми владеют национальные меньшинства. Применительно к югу России, конечно, никто подобной работы не проводил, полагаясь на то, что прибывшие на расселение в основном являлись представителями аграрной сферы. Сказывалась и принадлежность переселенцев к одной этнической общности, что

позволяет, на первый взгляд, решать многие вопросы одновременно.

Однако в составе национальных меньшинств, прибывших на поселение, имеются, как правило, представители различных профессий (учителя, агрономы, банковские служащие и др.), которые также стремятся получить рабочие места с учетом своей специализации.

Занятость этих рабочих мест создает сразу же противоречия в отношениях с местным населением. Такая ситуация вполне возможна в тех населенных пунктах, где

наблюдается высокая концентрация представителей национальных

меньшинств.

Все это создает условия для появления не занятого трудом

населения, усложняет процесс адаптации национальных

меньшинств в местах расселения,

иногда сводит адаптацию к нулю.

Имеют место факты, когда

представители национальных

меньшинств не могут осуществить свою профессиональную

деятельность, особенно если это приоритетные рабочие должности.

Более того, такие национальные меньшинства, как турки-месхетинцы, хемшилы, курды, в силу своей специфики (низкий уровень

образования, корпоративная

замкнутость и т.д.),

конфессиональной особенности не могут раствориться в общей массе населения, например,

Краснодарского края. Им приходится в более сложных условиях

формировать (выстраивать) свои взаимоотношения с местным

населением, что является основополагающей и одновременно составной частью адаптации их в том или ином регионе страны, включая и Юг России.

Возможно, что эта задача может быть несколько упрощена для представителей молодого поколения национальных меньшинств. Над ним не так сильно довлеют социальные

качества, приобретенные в местах своего прежнего проживания. Они более подвижны и легко могут изменить прежние жизненные условия. На них не так сильно влияет смена ситуации в условиях нового иноэтничного проживания.

Облегчить ситуацию в этом плане могут институты гражданского общества - национально-культурные автономии, национальные

общественные организации,

ассоциации, землячества, центры национальных культур, которые через комплекс мер этнокультурной адаптации могут ускорить процесс адаптации в целом, т.е.

оптимизировать его, сделать более наполненным.

Авторы исследования

«Этническая иммиграция в Москве» (М., 2004), касаясь вопроса

адаптации мигрантов вообще, определяют такие приоритетные факторы в процессе адаптации групп иммигрантов, что в полной мере применимо и к национальным меньшинствам Северного Кавказа, рассматриваемым в настоящем исследовании:

- культурная дистанция;

- целостность группы мигрантов,

включая и национальные

меньшинства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- степень восприятия

переселенцами объективной

реальности;

- конкретность мер, направленных на защиту своих интересов с учетом сбалансированности отношений с местным населением.

По нашему мнению, в числе приоритетных факторов должно быть знание языка, конкретно в Российской Федерации - знание русского языка как языка межнационального общения, на котором говорит более 82% населения российского сообщества, в первую очередь русского населения, а также многих национальных меньшинств -русскоговорящих. В то же время,

если учесть, что среди населения имеются и этнические общности, которые также общаются только на русском языке (русскоговорящие), то этот процент заметно возрастет.

Что же касается защиты интересов национальных

меньшинств вообще и меньшинств, подвергшихся ранее репрессивным воздействиям, в частности, то, на наш взгляд, решение этой задачи необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с органами государственной власти,

муниципальных образований, с институтами гражданского общества

- общественными объединениями (в случае их формирования).

Определяющее значение в данном случае приобретает человеческий фактор - стремление самого представителя национальных меньшинств к поиску необходимых контактов, к формированию личных представлений о том сообществе, куда состоялось переселение. Ведущая роль может быть определена в этом случае специально разработанным для этих целей программам, как, например, это было сделано в Российской Федерации в 2006 году. В декабре 2006 года была принята государственная программа по реализации мер, связанных с мигрантами, привлечением

соотечественников для проживания на территории России,

определившей приоритетность

промышленных зон для расселения, а также другие составляющие этих социальных процессов.

От каких факторов может зависеть адаптация национальных

меньшинств, как и других групп населения? Судя по всему, в первую очередь от отношений их к своей собственной культуре, а также к культуре этнической общности, на территории проживания которой происходит расселение мигрантов.

Важен в условиях адаптации и применяемый исследователями

фактор «удаленности друг от друга культуры». Как показывает практика адаптации, по мере истечения определенного времени совместного проживания различных этнических общностей степень удаленности культур заметно сокращается. Более того, многие культуры этнических общностей получили свое развитие и обогащение благодаря русской культуре. Поэтому этот процесс применительно к национальным меньшинствам несколько облегчен. Гораздо труднее он протекает, например, при переселении тех же турок-месхетинцев, курдов,

хемшилов с территории Узбекистана, республик Закавказья.

Нельзя не согласиться с посылкой исследователей об учете такого чувства в сознании иммигрантов, в том числе и представителей национальных меньшинств, как понятие «мы» [1]. Это ощутимо

проявилось, например, в случае турок-месхетинцев. Несмотря на все предложения администрации

Краснодарского края о поселении их в районы края, испытывавшие нехватку производительных сил, получения там рабочих мест с целью открытия новых видов производства, турки-месхетинцы оставались в местах своего спонтанного расселения, в частности, в Крымском и Абинском районах.

Таким образом, вынужденная репатриация этнических общностей в 1990-е годы привела к тому, что среди всех мигрантов большую часть составляли переселенцы, чьей исторической родиной являлась в прошлом Россия или Российская Федерация. Это в полной мере относится и к таким национальным меньшинствам, как российские немцы, греки, корейцы, поляки, цыгане.

Можно полагать, что отношение со стороны коренных жителей не остается одинаковым по отношению к каждому из национальных меньшинств. Оно колеблется в

диапазоне от дружественного до недружественного и даже

враждебного. На территории Южного федерального округа лучше

относятся к российским немцам, грекам, корейцам.

Постоянная напряженность в сфере межнациональных отношений, в частности, между турками-месхетинцами (Краснодарский край), курдами (Краснодарский край, Республика Адыгея) и другими этническими общностями

определяет необходимость

постоянного учета состояния формирования национального

самосознания, уровня толерантности местного населения из-за развития этнической напряженности.

Таким образом, вопросы адаптации остаются актуальными и для их решения требуется прежде всего стремление самого

государства через органы

законодательной и исполнительной власти перевести эту проблему на

Примечания

1. Этническая иммиграция в Москве. М., 2004.

правовую основу, что потребует формирование юридической базы, создание нормативно-правовых актов, которые учитывали бы интересы государства и

иммигрантов, принадлежащих к разным этническим общностям, в том числе и тем, кто был подвергнут репрессивным действиям со стороны государства.

Адаптационный процесс зависит в первую очередь от состояния этнополитической обстановки в регионе страны. Он будет протекать в облегченной форме в тех регионах страны, включая и субъекты Северного Кавказа, где к этому будет проявлен неподдельный интерес со стороны органов государственной власти; где будет разработан комплекс мер по использованию рабочей силы, решены проблемы с жильем, определены направления развития культурной сферы, просветительской работы.

Статья поступила в редакцию 25.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.