Научная статья на тему 'Этнические общности в системе межнациональных отношений на Северном Кавказе: предыстория вопроса'

Этнические общности в системе межнациональных отношений на Северном Кавказе: предыстория вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ETHNIC COMMUNITY / INTERETHNIC RELATIONS / ETHNIC MINORITIES / ETHNO-POLITICAL PROCESSES / INTERETHNIC CONFLICTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамаев М. И.

Предпринята попытка дать историю национальных меньшинств в 1930-1990 гг., их расселение и насильственное переселение, их взаимоотношения с коренным населением Северного Кавказа. Акцентируется внимание на проблемах, возникших в жизни национальных меньшинств, проживающих на данной территории. Рассмотрены исторические процессы, связанные с жизнеобустройством национальных меньшинств, подвергшихся репрессивным воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC COMMUNITIES IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE NORTH CAUCASUS: ON THE HISTORY OF THE PROBLEM

The article is devoted to the historical past of the North Caucasus ethnic minorities (1930s 1990s), their settlement and forced migration, their relationships with aboriginal population. Special emphasis is paid to the hardships experienced by the ethnic minorities. The author also analyzes processes related to life conditions of the ethnic minorities subjected to the forced migration.

Текст научной работы на тему «Этнические общности в системе межнациональных отношений на Северном Кавказе: предыстория вопроса»

УДК94 (479)

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

© 2009 М.И. Мамаев

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Поступила в редакцию 21.11.2008

Предпринята попытка дать историю национальных меньшинств в 1930-1990 гг., их расселение и насильственное переселение, их взаимоотношения с коренным населением Северного Кавказа. Акцентируется внимание на проблемах, возникших в жизни национальных меньшинств, проживающих на данной территории. Рассмотрены исторические процессы, связанные с жизнеобустройством национальных меньшинств, подвергшихся репрессивным воздействиям.

Ключевые слова: этническая общность, межнациональные отношения, национальные меньшинства, этнополитические процессы, межнациональные конфликты

Рассмотрение исторических процессов, связанных с жизнеобустройством национальных меньшинств Северного Кавказа, в том числе подвергшихся в 1930-1940-е годы репрессивным воздействиям, позволяет сделать вывод об их поэтапном расселении на территории региона, занявшем длительный период вплоть до начала XXI века.

В целом, представители национальных меньшинств появились на Северном Кавказе не в одно и то же время. Это обусловливалось теми общегосударственными событиями исторической важности, которые переживали все народы страны. В этом перечне и необходимость пополнения регионов производительной силой, и межнациональные конфликты, повлекшие вынужденный исход того или иного населения, иногда носивший временный характер, или стремление к поиску мест, где можно было бы улучшить свое материальное благосостояние, защитить семью.

Основываясь на тесной связи рассматриваемой проблемы с событиями прошлых лет, в частности 1930 - 1940 годами, важно обратиться, хотя бы частично, к некоторым моментам из истории прошлого изучаемых национальных меньшинств, их расселения, количественным характеристикам, взаимодействию с другими этническими общностями и т.д.

Национальные меньшинства - турки-месхе-тинцы, курды, хемшилы, частично греки, цыгане, немцы - тесным образом связаны с районами Закавказья и Северного Кавказа, т.е. теми районами, откуда осуществлялось их насильственное переселение.

Представление о расселении исследуемых в работе национальных меньшинств накануне Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. дают сведения из кратких итогов Всесоюзной перепи-

Мамаев Махач Ильясович, кандидат исторических наук, докторант кафедры истории России. E-mail: ministr@iwt.ru

си населения 1937 г., согласно которой распределение национальных меньшинств по территории Северо-Кавказского региона было следующим (см. табл. 1).

Как известно, перепись 1937 г. проходила в сложных условиях в Советском Союзе, однако она дает определенные представления о распределении национальных меньшинств, подвергшихся в последующем репрессиям. Так, что касается корейцев, поляков, частично греков, курдов, то они уже в 1937 г. выселялись в принудительном порядке. Данные переписи 1937 г. позволяют сделать вывод и о причине, согласно которой названные национальные меньшинства во второй половине 1950-х - в 1960-е годы возвращались в республики, края и области Северо-Кавказского региона. Этот процесс продолжался в более широких масштабах и в 1990-е годы, уже в новых условиях существования России.

Исторически греки на юге России, в частности на Северном Кавказе, появились задолго до революции 1917 года. Начиная с конца 1930-х годов, т.е. после "большого террора", который коснулся греков особенно1, многие из греков совместно с семьями (по приблизительным данным около 62 тыс. чел.) в 1940-е годы были в принудительном порядке выселены в восточные районы Советского Союза2.

В связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР "О снятии ограничений в правовом положении с греков, болгар, армян и членов их семей, находящихся на спецпоселении" (март 1956 г.) только немногие из греков смогли возвратиться в места проживания до депортации. Поэтому не случайно особенно заметным было возвращение греков с конца 1980-х и в 1990-е годы, в том числе и на территорию Северного Кавказа. Уже к концу 1970-х годов на территории Северного Кавказа проживало около 50 тыс. греков.

Таблица 1. Расселение национальных меньшинств на территории Северо-Кавказского региона в 1937 году (в тыс. человек)

Наименование региона немцы греки поляки цыгане корейцы татары турки

Всего в РСФСР: 651 429 73 411 92 078 1797 167 220, Приморский край 206 045. Крымская АССР

Калмыцкая АССР 45 976 2108

Краснодарский край 34 880 ок. 3000 10 475 644

Орджоникидзевск. край 47 212

Северо-Осетинская АССР 3257

Сталинградская обл. 25 457

Кабардино-Балкарская АССР 5276

Ростовская обл. 33 311 195 3109

Источник: Всесоюзная перепись населения. 1937 г. Краткие итоги. М., 1991. С. 85 - 96

Принятые в конце 1980-х и в 1990-е годы многочисленные законодательные акты позволили восстановить историческую справедливость в отношении греков. Именно греки получали возможность для сохранения своей самобытности, обучения родному языку, создания центров греческой культуры, решения проблем социально-экономического и национально-культурного характера. Однако среди греческой этнической общности наблюдался и отъезд на историческую родину. Только в 1990 г. уехало в Грецию 20 тыс. греков3. Кстати отъезд греков продолжался и в дальнейшем.

К рассматриваемому периоду относится увеличение численности немцев на Северном Кавказе4. Общая численность их к 1940-м годам составила в регионе уже 198 097 чел., в том числе в Дагестанской АССР - 4000 чел., в Чечено-Ингушской АССР - 574 человека5. В значительном количестве это были сельские жители. По данным Т. Плохотнюк, в этот период немцы проживали в городах: в Ростове-на-Дону - 1982 чел., Краснодаре - 900 чел., Таганроге - 810 чел., Ставрополе - 362 человека, в остальных окружных городах по 100 в каждом6.

После выселения немцы возвращаются в 1960-е годы в места своего проживания в Ростовской области. На 1960-е годы приходится и возрождение немецкой общины на Дону. По данным Всесоюзной переписи 1979 г., в области насчитывалось 6454 немца, в г. Ростове-на-Дону -1064 немца, по данным Всесоюзной переписи 1989 г., в области - 7457, в городе Ростове-на-Дону - 1037 немцев.

В Краснодарском крае к 1989 г. немцев насчитывалось 31 571 человек, на 2001 год - 15 513 человек. Уменьшение численности немецкого

населения отмечалось повсеместно и на Северном Кавказе, что было обусловлено миграцией на историческую родину7.

Трудным было прошлое и для цыганского национального меньшинства на Северном Кавказе. "Страшным и сложным оставалось то время, -замечает Г. Беликов, - когда через людские судьбы первоначально прошлась сталинская инквизиция, а затем наступила очередь гитлеровской инквизиции"8. На оккупированной территории происходили массовые расстрелы цыган.

Борьба советской власти с кочевым образом жизни цыган была длительной. Последний Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством" был принят Президиумом Верховного Совета СССР 5 октября 1956 года. Кочевой образ жизни уже в который раз был запрещен, Указом цыганское кочевье было приравнено к бродяжничеству. Многие из цыган после проведения следственных действий были направлены в ссылку или в тюрьмы и приюты. Цыгане, получив прописку, были прикреплены к районам, на территории которых они ранее кочевали. Под страхом уголовного наказания цыгане без особого на то разрешения от органов власти уже не могли покидать район своего расселения. Все это в полной мере распространялось и на цыган, проживавших на территории Северного Кавказа. А здесь они проживали фактически повсеместно. Число цыган на территории края возрастало. Если в 1970-х годах их проживало в Адыгейской автономной области 920 чел., то к концу 1980-х годов - 1134 чел., соответственно в Краснодарском крае: 7503 и 9320 чел., в Ставропольском крае: 5266 и 13 113 чел., в Ростовской области: 7695 чел. и 11 215 чел, в Кабардино-Балкарской АССР: 1076 чел.

и 2442 человек.

Еще до 1917 г. по разным причинам попадали на Северный Кавказ поляки. Фактически они были расселены небольшими по численности группами почти во всех субъектах Северо-Кавказского региона.

В 1944 г. Правительством Советского Союза было принято решение "облегчить" положение граждан польской национальности и переместить их из северных в южные районы страны, а это в целом, ни мало, ни много - 27 363 человека. Эшелоны с поляками двинулись из Коми АССР, Казахской ССР, Новосибирской, Моло-товской, Иркутской, Архангельской, Кемеровской областей, Каракалпакии (Узбекистан).

Они переезжали на жительство в Орджони-кидзевский (Ставропольский) и Краснодарский края, Саратовскую, Воронежскую, Курскую области, в Украинскую ССР

Несомненно, что эта мера рассматривалась со стороны Правительства Советского Союза в качестве и своеобразного этапа реабилитации и объяснялась стремлением улучшить климатические условия для проживания поляков как неприспособленных к жизни в крайне "неблагоприятных по климатическим условиям северных и южных районах страны".

К сожалению, и в новых районах никто особенно не ждал польских переселенцев. Не были, естественно, созданы и необходимые условия для расселения.

Принятое постановление СНК СССР № 854224 "секретно" от 11 августа 1944 г. явилось юридической основой для начала второй, как бы самостоятельной, волны переселений поляков на территорию региона. Согласно постановлению, как раз и "переселялись в СССР польские граждане (ранее депортированные) из северных и крайне южных регионов страны". Тогда Краснодарское краевое руководство и выразило согласие о расселении поляков в отдельных районах края, в том числе и в Темрюкском районе, в совхозах Тамани9. Здесь многие из прибывших поляков и оставались навсегда, интегрируясь в экономику края, развивая свою культуру.

В конце 1940-х годов в Краснодарском крае насчитывалось около 4 тыс. поляков. Количество поляков возрастало. Принятие 3 ноября 1972 г. Президиумом Верховного Совета СССР Указа "О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан" содействовало тому, что численность поляков в крае возросла с конца 1950-х годов до начала 1970-х годов на 24.5 %10. Подобная тенденция наблюдалась и в других регионах Северного Кавказа, где поляки проживали небольшими по численности группами.

Имели свою предысторию появления в субъектах Южного федерального округа и корей-

цы. Что касается таких субъектов Федерации на Северном Кавказе, как Адыгейская Республика и Краснодарский край, то здесь корейцы появились еще в 1930 - 1960 годы. Причиной их появления было привлечение к созданию рисоводческой базы в регионе, удовлетворительные климатические условия для занятия земледелием, высокий уровень жизни. Особенно это относится к Краснодарскому краю. Корейцы имели высокую репутацию опытных земледельцев. Они с успехом решали проблему выращивания риса и бахчевых, а также других сельскохозяйственных культур. По данным Ю.Н. Поповой, за период 1960 - 1989 гг. корейское население Краснодарского края (в состав входила Адыгейская автономная область) численно увеличилось в шесть раз и составило 1,8 тыс. человек11. Наибольшие по численности группы корейцев, впрочем, не превышавшие 250 чел., проживали в Краснодаре, Сочи, Новороссийске12.

Во второй половине 1940-х годов корейские колхозы функционировали в Северо-Осетинс-кой АССР. Они занимались возделыванием риса, бахчевых и других сельскохозяйственных культур. В их составе были и отдельные корейцы, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной войны. Расселялись корейцы в Севе-ро-Осетинской АССР в сел. Дарг-Кох и других.

В это же время приобретали известность другие корейские колхозы, в частности колхозы на территории Невинномысского района Ставропольского края был известен колхоз им. Ленина, а также другие колхозы в районах СевероКавказского региона.

Происходил процесс формирования корейской общины в Кабардино-Балкарской АССР Как только были сняты в 1950-е годы ограничения на проживание для граждан корейской национальности, их небольшие по численности группы появились на территории Кабардино-Балкарской АССР

В основе появления корейцев на территории Ростовской, Волгоградской областей в 1950 -1970-е годы находятся те же причины. Поначалу корейцы составляли в этих субъектах Северного Кавказа немногочисленные группы, насчитывавшие несколько десятков человек.

Что касается крымских татар, то на территории Северного Кавказа присутствие их было отмечено до 1960-х годов единицами, однако отдельные группы крымско-татарского населения стали прибывать в Краснодарский край в 1960 - 1970-е годы. В 1980-х годах миграция в Краснодарский край крымских татар активизировалась. На 2001 г. численность их в крае составляла 16 997 чело-век13. Это был промежуточный итог самостоятельного переселения крымских татар в Крым.

В связи с рассматриваемым вопросом представляют интерес и данные о национальном со-

ставе Аджарской АССР в 1939 году. Если в районах Самцхе-Джавахети по переписи вместо турок упоминаются азербайджанцы, то в Аджарии указаны турки и татары. Например, в Хулойском районе из 38 471 чел. грузин было 37 612, турок

- 97, татар - 118, курдов - 19 и т.д. В Кедском районе из 13 392 чел. было 12 685 грузин, 9 турок, 7 курдов и т.д. В Кобулетском районе - из 41 472 чел. грузин было 2537, турок - 171, курдов - 1288, греков - 2764, русских - 8096 и т.д.14

В Батумском районе из 106 771 чел. грузин -51 930, турок - 1924, курдов - 2898,русских -21786, армян - 13 567, греков - 5068 и т.д.15

Турки-месхетинцы проживали компактно в административных районах Грузинской ССР, участвуя активно в социалистических преобразованиях, осуществлявшихся в Грузии в 1920-е

- 1930-е годы, переносили те же лишения, что и все народы Советского Союза. По причине спецпереселения в последующем они в составе других национальных меньшинств (курды, хемши-лы16, частично лазы, таракама (терекеминцы), цыгане) были депортированы в Среднюю Азию.

Более 20 тыс. турок-месхетинцев - истинные защитники Советского Союза в борьбе с фашизмом. Они находились в действующей Красной Армии до конца Великой Отечественной войны. С фронта они, как и некоторые другие представители репрессированных национальных меньшинств, не демобилизовались.

В 1930-е годы переносили те же лишения, что и все народы Советского Союза, представители другой этнической общности - хемшилы. И в новых местах хемшилы активно участвовали в социалистических преобразованиях, составляя в основном контингент сельского населения. Однако их трудовые заслуги не получали высокой оценки.

В середине июля 1953 г. министр внутренних дел Союза ССР С. Круглов обратился к председателю Совета Министров СССР Г.М. Маленкову с предложением об отмене "спецпоселений навечно" и о мерах по упорядочению надзорной работы органов МВД СССР в местах поселе-ний17. Всего предполагалось снять с учёта 2 819 776 спецпоселенцев. При этом С. Круглов предлагал на первом этапе снять с учёта 1 643 741 человек18. Среди временно оставляемых на спецпоселении контингентов назывались в числе первых турки, курды, хемшилы, греки, дашнаки.

Таким образом, поначалу меры по реабилитации турок-месхетинцев, как других этнических меньшинств Грузинской ССР, не коснулись. В специальном пункте документа читаем: "Временно оставить на спецпоселении следующие кон-тингенты, освобождение которых из-под надзора органов МВД в настоящее время считается преждевременным: турок, курдов, хемшилов, греков и дашнаков, выселенных в 1944 - 1945 гг.,

из Грузии, Армении, Азербайджана и Черноморского побережья - 92 736 человек"19.

Это мера нашла подтверждение и в материалах созданной ЦК ВКП(б) специальной комиссии, в состав которой вошли К. Ворошилов, К. Горшенин, С. Круглов, К. Лунев, А. Дедов, Р. Ру-денко. Свои доводы комиссия изложила в феврале 1954 г. в письме на имя Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Комиссия полагала важным признать "нежелательным, чтобы выселенные в своё время из Крыма, Кавказа, Поволжья, пограничных районов Украины, Белоруссии, из прибалтийских республик снова вернулись в эти районы"20.

По-разному подходили к оценке этих мер и центральные комитеты республиканских партий, краевые и областные, т.е. тех мест, где были расселены спецпереселенцы. Секретарь ЦКП(б). Пономаренко выразил отношение к этому вопросу ЦК КП (б) Казахстана непосредственно в письме (8 апреля 1954 г.). Он сообщал, что в Казахстане проживает греков - 50 тыс., поляков - 36 тыс., курдов, турок, хемшинов - 38 тыс. "Исходя из настроений и поведения спецпереселенцев, - писал он, - предполагаем, из освобождённых из спецпоселений 903 тыс. чел. могут уехать из Казахстана 598 тыс. чел., в том числе турок, курдов и хемшинов - 38 тыс. чел. (т.е. фактически все. -М.М.), немцев, высланных в 1941 году - 352 тыс., греков - около 50 тыс. человек"21. Турки-месхе-тинцы, курды были отнесены к тем, кого считалось целесообразным как, например, и крымских татар, "оставить на спецпоселении"22.

Последующие события в Советском Союзе развивались таким образом, что многие из этнических общностей, в том числе и национальные меньшинства Северного Кавказа, были реабилитированы. Им разрешалось возвращение в места своего исконного проживания. В то же время этнические общности (турки-месхетинцы, курды, хемшины, крымские татары, немцы) по-прежнему оставались в местах поселений.

30 мая 1968 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР были сняты ограничения и признано право депортировавшихся этнических общностей на выбор места жительства в пределах страны. Однако на практике это постановление не действовало, и многие национальные меньшинства оставались в местах депортации.

Что касается возвращения турок-месхетинцев, то 8 декабря 1968 г. делегация в составе Юсуфа Фархадова, Салима Мурсадова, О.Х. Аскар-оглы, Алихана Раймонова, Исмихана Асланова была принята Н.В. Подгорным23. Члены делегации выразили возмущение поведением Грузии, "препятствующей посещению проживающих в республике родственников, а также мест захоронения их близких". Проблема не решалась принципиально. Виза Н.В. Подгорного на записке была следующей:

"Мжеванадзе В.И., Дзоценидзе, Г.С., Джавахишви-ли Г.Д. прошу рассмотреть записку. В интересах дела следует какое-то количество прописать и трудоустроить в Грузинской ССР"24.

В конце 1960-х годов было разрешено переселение в отдельные районы Северного Кавказа. Турки-месхетинцы, например, селились в Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Чечено-Ингушской республиках, а также в Карачаево-Черкесской автономной области.

Судя по всему, постоянное обращение в Правительство СССР сыграло свою роль. 26 октября 1972 г. Политбюро ЦК КПСС (Протокол № 65) рассмотрело на своём очередном заседании вопрос "Об отдельных категориях граждан, переселенных в прошлом из мест их проживания в другие районы" и приняло постановление по этому вопросу25.

С середины 1980-х годов, согласно утвержденному плану (1984 г.), правительственными органами в центральных районах Грузии: Махарадзев-ский, Цулукидзевский, Чхороцкуйский и Зугдид-ский стал осуществляться приём на постоянное жительство турок-месхетинцев. В этом же году на жительство переехало 140 человек, в 1985 г. - 267 чел., в 1986 г. - около 400 чел., всего около 850 чел. (150 семей). Однако в дальнейшем по причине трудного обустройства многие из них стали возвращаться обратно в Узбекистан, некоторые осели в Краснодарском и Ставропольском краях.

В феврале 1986 г. в с. Нартан Урванского района Кабардино-Балкарской АССР под руководством Юсуфа Сарварова состоялось очередное собрание турок-месхетинцев, на котором было принято решение о роспуске так называемого Временного организационного комитета освобождения. Одабашев был освобождён от обязанностей председателя. Был сформирован Временный Комитет народного представительства (ВКНП) во главе с Абузаром Сарваровым.

12 апреля 1987 г. в том же районе Кабардино-Балкарской АССР уже под руководством Юсуфа Сарварова состоялось очередное собрание турок-месхетинцев. Ю. Сарваров распустил избранный ВКНП и возглавил действовавший так называемый Временный организационный комитет (ВОК).

8 декабря 1987 г. вышло постановление Совета Министров Грузии "Об утверждении задания по организованному переселению 1987 - 1988 годах семей месхетинцев, желающих переселиться на постоянное жительство в Грузинскую ССР из других союзных республик" (№ 600)26.

На конец 1980-х годов непосредственно в Грузии остаётся лишь 35 семей. Кроме того, для предотвращения какой-либо национальной концентрации возможных недоразумений на национальной почве эти семьи были расселены по различным населенным пунктам названных рай-

онов Западной Грузии, т.е. за пределами исторической территории проживания этнического меньшинства.

Конец 1980-х годов закончился новой трагедией для репрессированных национальных меньшинств, в том числе и этнических общностей из Грузинской ССР. Многие из них превратились в беженцев и вынуждены были покинуть места ранее "предложенного" им обитания.

Граждане турецкой национальности, расселенные по многим субъектам Российской Федерации, безусловно, должны обрести свою утраченную историческую родину - Грузию. Эти выводы находят подтверждение в трудах учёных Э.Х. Панеш, Л.Б. Ермолова, А.Г. Осипова, Н.Ф. Бугая и многих других27.

К этому времени относится размежевание турецкой и месхетинской фракций в месхетин-ском движении. Идейный разгром "грузинской" ориентации завершился в августе 1988 г. на общенародном собрании в с. Псыкод Кабардино-Балкарской Республики. Идея, связанная с признанием турок-месхетинцев себя грузинами, завершилась28.

На середину июля 1989 г. в Грузии было принято 380 семей турок-месхетинцев (1972 чел.), однако обратно выехало по разным причинам 218 семей (1132 чел.). Главная же причина отъезда была в том, что возвращённые турки-месхе-тинцы не были расселены в местах, откуда они выселялись из Грузии в 1944 году.

Путь к этому был действительно долгим, требовал многих усилий прежде всего со стороны самих турок-месхетинцев. Массовый исход ту-рок-месхетинцев в сторону своей исторической родины стал возможным только как следствие известных ожесточенных ферганских событий конца 1980-х годов.

Тогда Совет Министров СССР в срочном порядке принял 26 июня 1989 г. постановление (№ 503), Совет Министров РСФСР - постановление от 13 июля 1989 г. № 220, которым конкретизировалось расселение турок-месхетинцев по субъектам РСФСР29. Кстати, следует заметить, что в списках Краснодарский край не значился. На турок-месхетинцев, вынужденно переселившихся в названные области РСФСР, были распространены льготы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 364 "О льготах по переселению".

По данным МВД Российской Федерации, турки-месхетинцы были размещены в 27 субъектах Федерации, в том числе: Краснодарском крае - 13 581 чел. (по неофициальным данным, более 19 тыс. чел.)30, Белгородской обл. - 3372 чел., Ростовской обл. - 1447 чел., Курской обл. -1839 чел., Волгоградской обл. - 1560 чел., Воронежской обл. - 2387 чел., Северной Осетии - 1039 чел., Калмыкии - 764 чел., Ставропольском крае

- 652 чел., Орловской обл. - 635 чел., Оренбургской обл. - 581 чел., Смоленской обл. - 503 чел., Рязанской обл. - 285 чел., Ульяновской обл. -191 чел., Саратовской обл. - 167 чел., Липецкой обл. - 112 чел., Тульской обл. - 109 человек31.

Таким образом, покинув Узбекистан по причине "ферганских событий", этнические меньшинства Грузии расселились как в тех республиках, где уже проживали их соплеменники, так и в совершенно новых регионах. По состоянию на начало 1998 г., турки-месхетинцы распределялись следующим образом: в Узбекистане -около 15 тыс. человек, Киргизии - около 30 тыс. чел., в Казахстане - около 90 тыс. чел., в Азербайджане - 70-90 тыс. чел., (расселенных в 46 районах республики), Российской Федерации -70 тыс. чел. (расселенные в 27 субъектах), Украине - более 10 тыс. человек32.

По данным Госкомтруда РСФСР, на начало 1990 г. в 100 районах Белгородской, Воронежской, Калининской, Курской, Орловской, и Смоленской областей проживало 3247 семей или 14 070 турок-месхетинцев, из них около 6.7 тыс. чел. трудоспособного возраста и 5.37 тыс. детей в возрасте до 14 лет. Свыше 170 чел. турок-месхетинцев были рабочими высокой квалификации, творческие и научные работники, которые не имели работы в новых местах расселения. Насчитывалось 554 женщины, имевших малолетних детей33.

В конечном итоге в 27 субъектах Российской Федерации было расселено 13.5 тыс. граждан турецкой национальности. Всем было выплачено единовременное денежное пособие в размере по 2000 руб. на главу семьи и по 500 руб. - на каждого члена семьи (по тем временам значительная сумма денежных средств), а также создавались необходимые жилищно-бытовые и социально-культурные условия, обеспечивалось трудовое участие в общественном производстве.

Оперативное решение вопросов создания условий для проживания турок-месхетинцев также было затруднено продолжавшейся их миграцией.

Кроме названных ранее субъектов Российской Федерации турки-месхетинцы расселились на территории Северного Кавказа: в Ростовской обл. -1147 чел., в Волгоградской обл. - 1560 чел., в Северной Осетии - 1039 чел., Калмыкии - 7647 чел., Ставропольском крае - 654 чел., Рязанской обл. - 167 чел., в Башкирской АССР - более 1000 человек.

Некоторое время спустя большинство месхе-тинских турок не пожелало проживать в указанных местах центральных регионов Российской Федерации, и самостоятельным образом переселились в южные районы страны, в основном в Краснодарский край.

Таким образом, главной причиной исхода турок-месхетинцев, частично курдов и хемшилов с территории Узбекистана, явились трудности социально-экономического положения в Узбекистане. Они-то

и вызвали заметное обострение этнополитической ситуации, приведшее к социальному взрыву в форме межэтнического конфликта. Итоги развития событий, как отмечалось, закончились трагически. Сразу же возникала задача по ослаблению напряженности и урегулированию конфликта.

В Верховый Совет СССР и другие центральные органы власти продолжали поступать письма из Узбекистана от турок-месхетинцев, в которых выражалось желание выехать из республики в связи с тем, что после "ферганских событий" "не было принято исчерпывающих мер по нормализации межнациональных отношений".

Таким образом, и эвакуированные, и выбывшие самостоятельно турки-месхетинцы были предоставлены сами себе. Большинство из них подыскивали самостоятельно место жительства. Выбор был обусловлен различными факторами, в числе которых прежде всего стремление поближе перебраться к исторической родине - Кавказу, лучшие климатические условия и др.

Появление первых немногочисленных групп турок-месхетинцев на Северном Кавказе следует отнести также к 1950 - 1960 годам. В 1964 г. в Кабардино-Балкарской АССР турецкие семьи были расселены в пос. Хасанья. Новый приток турецкого населения заметно расширил географию их расселения в пространственных рамках Кабардино-Балкарской АССР Они расселились в селах Морзох, Шитхала, Нартан, Курское, Опытное, а также в городах Нальчик и Нарткала.

Что касается позиции органов власти Кабардино-Балкарской АССР, то она не была адекватной и отвечающей чаяниям и коренным интересам турок-месхетинцев. Предпринимались различные ограничительные меры, чтобы уменьшить приток турок на территорию республики.

За более чем тридцать лет численность ту-рок-месхетинцев возросла с 350 чел. до 11 053 человек. Термин "турки-месхетинцы" стал широко использоваться со времени переселения турок в РСФСР в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Начиная с 1960-х годов, турки-месхетин-цы занимают прочное место в системе межнациональных отношений в Кабардино-Балкарской Республике. Они в той или иной мере интегрированы в социум республики, хотя на этом пути и приходится преодолевать огромные трудности.

Турки-месхетинцы воспринимали своё расселение на территории Краснодарского края поначалу как временную меру на пути к возвращению в Грузию. Население края благожелательно отнеслось к судьбе турок-месхетинцев, памятуя ещё и о 1960-х годах, когда часть турок (около 2000 чел.) уже прибыла на поселение, и была расселена в Апшеронском районе, а также частично в других районах края. Им как спецперес-ленцам разрешено было тогда переселяться малыми группами на Северный Кавказ.

Всесоюзная перепись 1989 г. зафиксировала в крае 2135 турок (из них 185 относились к городскому населению). Эти обстоятельства в немалой степени и предопределили значительный миграционный прирост 1989 - 1990-х годов.

Привлекательным для турко-месхетинского населения был и Ставропольский край, на территорию которого интенсивная миграция турок-месхетинцев приходится еще на начало 1980-х годов, когда в 1980 г. несколько семей турок-мес-хетинцев поселились в станице Советской Кировского района, в частности с целью развития овощеводства.

По известным уже причинам конца 1980-х годов, по данным правительства Ставропольского края, только за два дня прибыли в край на поселение 237 семей турок-месхетинцев. Они были расселены в основном в Крупском и Кировском районах, а также дисперсно: в Благодарненском, Советском, Буденовском районах.

Что касается курдов, то их в составе населения Армянской ССР было 41 тыс. По данным переписи населения, в 1939 г. в Азербайджанской ССР насчитывалось 6 тыс. (по переписи 1926 г. курдов было более 15 тыс. чел.; в Грузинской ССР - около 10 тыс. чел.). Выселяли же курдов из Грузинской ССР, а также частично из Армении. По отдельным сведениям, не подтвержденным архивными документами, число переселявшихся курдов в 1944 г. составило порядка 40 тыс. человек. В Азербайджанской ССР до 1930 г. существовал Курдистанс-кий уезд, который был преобразован в национальный округ, а затем упразднялся как следствие сталинской национальной политики, игнорировавшей национальные права курдов. Проводилась также ассимиляторская политика в отношении курдского населения34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сведениям самих же курдов, их появление на территории Краснодарского края относится к 1968 - 1969 годам. Они переселились частично в то время с территории республик Средней Азии (Киргизия, Узбекистан) и Казахстана, поселившись в ст. Пшехской Белореченского района.

На конец 1970-х годов только на территории Краснодарского края проживало 538 курдов, из них 48 - в городах, 491 - в сельской местности, в том числе в Адыгейской автономной области -2 курда35.

На ноябрь 1985 г. в станице Пшехской Белореченского района проживало уже 546 граждан курдской национальности, из них, по данным исследователя проблемы М.В. Саввы, мусульман - 446 человек и езидов - 100 человек36. Курды-езиды прибыли в станицу из Армянской ССР, это в основном молодежная группа курдов.

На конец 1990 г. в Краснодарском крае было размещено свыше 30 тыс. беженцев, в основном

из Закавказья, из них курдов - 2486 чел. (прописано - 2097 чел.)37. Одновременно в Республике Адыгея были расселены прибывшие из Азербайджанской ССР 1041 курд.

На территории Краснодарского края этническая общность хемшилов появилась впервые в 1970-е годы, и расселились они частично в Ап-шеронском и Белореченском районах. По приблизительным данным, их численность составляла около 1000 человек38.

Существенное же ее пополнение в Краснодарском крае произошло в конце 1980-х годов, когда часть хемшилов, проживавшая в республиках Средней Азии, заодно с турками-месхе-тинцами, частично курдами, переселилась стихийно в Российскую Федерацию.

Таким образом, что касается национальных меньшинств, подвергшихся ранее репрессивным воздействиям, в том числе и на территории Северного Кавказа, то 1950-е годы в связи с теми коренными преобразованиями в общественной жизни страны, которые наступили в период "хрущевской оттепели", явились своего рода новым этапом обустройства их в условиях иной обстановки. Они, естественно, оставаясь приверженными к своим историческим местам проживания, и на основе плановой и добровольной устремлялись к местам своей исторической родины.

Наравне с титульными этническими общностями национальные меньшинства не явились каким-то исключением в этом плане. Возникшие острые проблемы в социально-экономической сфере в тех республиках, в которых они были расселены еще в 1940-е годы, послужили своеобразным детонатором к переселению национальных меньшинств.

Конечно, жизнь выдвигала перед этими этническими общностями все новые проблемы. Они были связаны прежде всего с трудностями как экономического возрождения, так и развития национальных культур.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 См. об этом подробнее: Джуха И.Г. Греческая операция НКВД // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. Роль в СССР во Второй мировой войне - неизвестные и малоизученные страницы. Материалы IV Всероссийской научной конференции Краснодар: "Экоинвест", 2006. С. 88 - 98.

2 См. Российские греки: история и современность. Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в Минаце России 23 - 24 ноября 1995 года. М.: "Инсан". С. 15.

3 Там же. С. 33. Что касается немцев Юга России в 1920 - 1930-е годы, то по этому вопросу существует большая

научно-исследовательская литература. Однако интерес к проблеме особенно возрос в 1990-е годы - начале XXI века, эта особенность характерна не только для Российской Федерации, но и для других стран ближнего и дальнего зарубежья - Казахстана, Германии (См., на-

пример, Россия и Казахстан: проблемы истории (ХХ

- начало ХХ1 века). М., 2006; Немецкий российский этнос: вехи истории. М., 1994; Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. М., 1995; Kang-Bohr Youngok. Stalinismus in l"andlichen Provinz. Das Gebiet Voronez 1934 - 1941. Berlin, 2006 .

5 Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. М.: "Капь", 1994. С. 32.

6 Плохотнюк Т. Немецкое население Северного Кавказа в условиях тоталитарной системы в середине 1920

- 1930-х гг. // Наказанный народ. М., 1996. С. 150.

7 Этносы и этнические группы Краснодарского края, их национально-культурные объединения. Департамент культуры Краснодарского края. Краснодар, 2003.

8 См. Беликов Г. Оккупация Ставрополя. Август 1942 -январь 1943. Ставрополь, 1998. С. 50; он же: По берлинскому времени // Ставропольские губернские ведомости. 1994. № 34. С. 4 - 5.

9 См.: Бугай Н.Ф., Гросул В.Я. Очерки истории Тамани. М.: "Инсан", 1996. С. 120.

10 См. Большова А.Ю., Селицкий А.И. Поляки на Кубани: историко-лингвистический аспект // Материалы научно-практической конференции "Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития. Краснодар, 2005. С. 19.

11 См. подробнее: Бугай Н.Ф. Российские корейцы и политика "солнечного тепла". М.: "Готика". 2002; он же: "Третья Корея": новая миссия и проблемы глобализации... М., 2005 и др.

12 Попова Ю.Н. Корейская диаспора Краснодарского края: историко-культурные аспекты (ХХ в. - начало ХХ1 в.). Автореф. дисс... канд. ист. наук. Краснодар, 2004. С. 20.

13 Там же.

14 Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М., 1991. С. 84, 95.

15 Там же.

16 Этническая группа армян-мусульман, исторически проживающая в северо-восточной Турции, в высокогорье, западнее реки Чорох. Хемшилы подверглись значительному языковому и культурному влиянию турок и лазов, они практически утратили свой первоначальный язык - один из диалектов армянского языка. Исповедуют ислам суннитского толка. Община хем-шилов - выходцев из Месхети тесно ассоциирована с турками-месхетинцами. (См. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Серия А. Осипов А.Г.

Межнациональные отношения в Краснодарском крае (в связи с проблемой беженцев). М., 1991. С. 6).

17 Бугай Н.Ф., Броев Т.М., Броев Р.М. Советские курды: время перемен. М.,: "Капь"., 1993. С. 98.

18 Там же.

19 Там же.

20 См. ГАРФ. Ф. - Р. 7523. Оп. 85. Д. 35. Л. 167 - 170.

21 Там же. Л. 209 - 213.

22 Там же. Л 195 - 196.

23 См. Там же. Ф. - Р. 8131. Оп. 32. Д. 51. Л. 106 - 107.

24 Турки из Месхетии: долгий путь к реабилитации. 1944

- 1994. 15. XI. Москва. М., 1994. С. 26.

25 Там же. С. 9-98.

26 Турки-месхетинцы: долгий путь к реабилитации. 1944

- 1994 годы. М., 1994. С. 27

27 См. Осипов А.Г., Черепова О.И. Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. М., 1988; Бугай Н.Ф. Указ. Соч.; Панеш Э.Х., Ермолов Л.Б. Указ. Соч. и др.

28 См. об этом: Пепинов Ф., Осипов А.Г. Указ. Соч.

29 Турки из Месхетии: долгий путь к реабилитации... С. 102 - 105.

30 Председатель Крымского райисполкома Краснодарского края П.И. Хабаров сообщал в отдел по вопросам межнациональных отношений, что в районе к концу 1980-х годов расселились 7.5 тыс. беженцев из районов Средней Азии и Закавказья. (См. Информация Крымского райисполкома).

31 См. Ибрагимбейли Хаджи Мурат. Большие тяготы маленького народа // Независимая газета. 1998. 12 сент.

32 Справка УВД Краснодарского края. 1997, 28 октября.

33 Письмо за подписью заместителя председателя Госплана СССР А.А. Каменева от 23 ноября 1989 года.

34 См. подробнее: Мгои Ш.Х. Не допустить нигилизма в отношении малых народов // Вопросы истории № 5.

1989. С. 21 - 23; он же: Определить законом // Союз.

1990. 23 августа.

35 См. Национальный состав населения Краснодарского края по данным Всесоюзной переписи населения на 12 января 1989 года. Краснодар, 1990. С. 11 - 15.

36 См.: Савва М.В. Курды на Кубани: из истории традиционной культуры // http://budetinteresno.narod.ru/ rraeved/kurdi.htm

37 Бугай Н.Ф., Броев Т.М,. Броев Р.М. Советские курды: время перемен. М.: "Капь", 1993. С. 115.

38 Там же.

ETHNIC COMMUNITIES IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE NORTH CAUCASUS: ON THE HISTORY OF THE PROBLEM

© 2009 M.I. Mamaev

Dagestan State University, Makhachkala

The article is devoted to the historical past of the North Caucasus ethnic minorities (1930s - 1990s), their settlement and forced migration, their relationships with aboriginal population. Special emphasis is paid to the hardships experienced by the ethnic minorities. The author also analyzes processes related to life conditions of the ethnic minorities subjected to the forced migration.

Key words: ethnic community, interethnic relations, ethnic minorities, ethno-political processes, interethnic conflicts.

Makhach Mamayev, Candidate of History, Doctoral Candidate, Russian History Department. E-mail: ministr@iwt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.