Научная статья на тему 'Северная Осетия-Алания - сотрудничество со странами СНГ'

Северная Осетия-Алания - сотрудничество со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиев Т. Б.

Статья посвящена анализу структуры экспорта и импорта, номенклатуре основных товаров во внешней торговле Республики Северная Осетия-Алания со странами СНГ, влиянию внешних связей на положение Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTHERN OSETIA-ALANIA - COOPERATION WITH COUNTRIES-MEMBERS OF CIS

The article is dedicated to the analyses of export-import structure, nomenclature of the main goods in external trade of the Northern Osetia-Alania Republic with the countries-members of the Commonwealth of Independent States (CIS), to the influence of external factors on Republic situation.

Текст научной работы на тему «Северная Осетия-Алания - сотрудничество со странами СНГ»

ПРОБА ПЕРА

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ - СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ СНГ

Т.Б. КУЛИЕВ

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Мштухо-Маклая, 10а, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена анализу структуры экспорта и импорта, номенклатуре основных товаров во внешней торговле Республики Северная Осетия-Алания со странами СНГ, влиянию внешних связей на положение Республики.

В начале 90-х гг, произошло изменение геополитического положения России, что было вызвано распадом Советского Союза и образованием суверенных государств. Появление новых границ России повысило роль ее приграничных субъектов в осуществлении международных связей. В качестве одного из таких субъектов можно выделить Республику Северная Осетия-Алания (РСО-Алания). Известно, что наиболее ответственным направлением международного сотрудничества является внешнеэкономическое, поскольку именно активная внешнеэкономическая деятельность способствует общему экономическому росту территории и является предпосылкой повышения жизненного уровня населения субъекта, региона, страны. РСО-Алания, имея выгодное географическое положение, в последнее время приобрела стратегическое значение как южная приграничная часть Российской Федерации. В этих условиях возрастает значимость региона в качестве узла, связывающего разнообразные стратегические интересы России, в том числе в области внешнеэкономической политики [3, с. 67]. Среди республик Северного Кавказа РСО-Алания традиционно является «промышленным гигантом». В отличие от соседей основу ее экономики еще с советских времен составляет промышленность. Десять лет назад на долю тяжелой промышленности приходилось до двух третей всего объема промышленного производства. Основные отрасли -цветная металлургия, горнодобывающая, машиностроительная, электротехническая и крахмало-паточная промышленность. Республика экспортировала цветные и редкие металлы, твердые сплавы, точные приборы, мотогенераторы, контакторы, газовые плиты, стройматериалы, вакуумное стекло, электроизоляторы, декстрин, серную кислоту, крахмал и патоку. Распад СССР, переход России к рыночной экономике, кризисные явления в экономике 90-х гг. значительно изменили специализацию республики. Главными отраслями стали пищевая промышленность (19% в общем объеме выпускаемой продукции), цветная металлургия (17%), машиностроение и металлообработка (15%), электроэнергетика (14%) [5, с.1-2].

Сегодня в промышленном секторе Северной Осетии насчитывается 60 крупных и средних предприятий. В них работает более 15 тысяч человек. По данным Министерства промышленности и предпринимательства Республики, в 2006 г. ими произведено различной продукции на 6 миллиардов 672 млн. рублей. По словам главы министерства В.Базрова, за указанный период произошел рост производимой продукции на 40% [9].

Анализируя состояние и перспективы расширения внешнеэкономических связей РСО-Алания с первых лет либерализации российской экономики [4], можно отметить, что общий экономический спад и нарастание негативных тенденций в производственной сфере, сопровождавшие первые годы переходного периода, привели к тому, что Республика стала терять статус региона с высокоразвитой промышленностью и устойчивой экономикой. Постепенно стала складываться сырьевая специализация. В товарной структуре экспорта на первые позиции вышли продукты 04 группы (чёрные и цветные металлы) и 01 группы (продовольственные товары). К концу 90-х гг. на долю товаров 04 группы в отраслевой структуре республиканских ВВГ приходилось около 40%, а в структуре экспорта - до 95%. Доля товаров 01 группы (за счёт экспорта этилового спирта) в отдельные периоды достигала уровня в 50% и более [2]. До начала 2000-х гг. экспортной специализацией были цветные металлы (главным образом цинк), которых, начиная с 1995 г., было отправлено за рубеж на общую сумму в 34 млн. долл. (здесь и далее в долларах США), а к 2000 г. - уже на 76,1 млн. долл., что составляло тогда соответственно 71 и 94% от экспорта по товарной группе 04 (кроме цинка, республика экспортировала и другие цветные металлы, такие, как вольфрам, молибден, свинец, индий и т.д., но их доля была незначительной). Основным покупателем цинка была Швейцария, на долю которой в разные годы приходилось от 83 до 99,5% продаваемого за рубеж цинка [1, с. 68-69]. Импортёрами цветных металлов были также Словакия, Кипр, Румыния и пр. После вхождения в 2002 г. предприятия «Электроцинк» в состав холдинга «Уральская горно-металлургическая компания» экспорт цветных металлов за рубеж резко сократился. С помощью этого крупнейшего холдинга предприятие «Электроцинк» стабильно обеспечивается отечественными цинковыми концентратами, осуществляет планомерный капитальный ремонт и обновление технологического оборудования, повышает культуру производства в цехах и наводит должный санитарный порядок на всей территории [8]. Сегодня ведущими импортёрами металлов являются торговые партнёры из Турции, на долю которых приходится до 40% экспорта товаров этой группы в страны дальнего зарубежья (кроме Турции, металлы экспортируются также в Германию и Нидерланды). В абсолютном выражении доля экспорта металлов в Турцию составила в 2004 г. 19,5 млн. долл., что на 8,7% больше объёмов экспорта в 2003 г., а в 2005 г. - 12,9 млн. долл., что на 33,8% меньше объёмов 2004 г.

В 2004 г. из РСО-Алания было экспортировано продтоваров на сумму 12,6 млн. долл. (30,9% от уровня 2003 г.). Основными экспортируемыми товарами этой отрасли являлись табак (4,1 млн. долл. в 2004 г.; 9,09 млн. долл. в 2005 г.), продукция мукомольно-крупяной промышленности (3,48 млн. долл. в 2004 г. и лишь

1,2 млн. долл. в 2005 г.), алкогольные и безалкогольные напитки (1,93 млн. в 2004 г., 2,37 млн. в 2005 г.). В менее значительных объёмах экспортировалась молочная продукция, хлебные злаки, жиры и масла. Минеральных продуктов было экспортировано на сумму 2,7 млн. долл. в 2004 г. (6,9%), что в 2 раза больше чем в 2003 г. В 2005 г. товаров этой группы было экспортировано на сумму в 3,3 млн. долл. При этом если в 2003 г. основу экспорта продукции данной отрасли составляли руды и шлаки, то в 2004 г. 83% экспорта пришлось уже на нефть и нефтепродукты, экспортировавшиеся в Грузию, а в 2005 г. экспорт этой отрасли состоял как из нефти и нефтепродуктов, так и из руд, шлаков и золы. Экспортировалась также продукция машиностроительной отрасли (включавшая электрические машины, производственное оборудование и наземный транспорт) и химической промышленности, доли которых в общей экспортной номенклатуре колеблются от

1,7% до 4,1%. Доли остальных отраслей в товарной номенклатуре занимают менее 1% [2].

Что касается импортной составляющей внешней торговли, то в 2004 г. было зарегистрировано снижение её объёмов в 2,1 раза по сравнению с 2003 г. (в абсолютном выражении уровень импорта в республику достиг значения в 41,6 млн. долл.). При этом импорт из стран дальнего зарубежья оценивался в 2004 г. в 26,6 млн. долл., что было меньше уровня 2003 г. в 2,6 раза. Импорт из стран ближнего зарубежья также снизился в 2004 г. на 0,9 млн. долл. (по сравнению с уровнем 2003 г.) и составил 15,03 млн. долларов. В 2005 г. по обеим группам стран обозначился некоторый рост объёмов импортных операций на 5,83% по сравнению с 2004 г. (44,08 против 41,65 млн. долл.). Максимальное снижение импорта в 2005 г. наблюдалось по товарной группе 86 (оборудование и комплектующие для железнодорожного подвижного состава), которое в 2005 г. практически не импортировалось в РСО-Алания (всего на сумму в 9,5 тыс. долл. в 2005 г, против

2,03 млн. долл. в 2004 г.) [2]. Стоимостные объёмы импорта продовольственной продукции составили 21,4 млн. долл. в 2004 г. и 26,1 млн. долл.- в 2005 г., что оказалось больше уровня 2003 г. соответственно на 13,5% и 42,6% [5]. В структуре продовольственных товаров импорт алкогольной продукции достиг 2/3 в 2004 г. и 4/5 - в 2005 г. (от стоимостных объёмов импорта товаров 01 группы в названные годы). Высокие объёмы их импорта в абсолютном выражении (14,3 млн. в 2004 г. и

17,1 млн. долл.- в 2005 г.) обеспечили данной отрасли лидирующую позицию в товарной структуре импорта последних двух лет в республику. Ассортимент закупаемого продовольствия, помимо вина и виноматериалов, представлен фруктами, овощами и продуктами их переработки, а также мукой, табаком.

Продукции машиностроительной отрасли участниками ВЭД Республики в 2004 г. было закуплено на 12,7 млн. долл.(30,5% от уровня 2003 г.), а в 2005 г. - на 8,1 млн. долл. (25,1%)- При этом стоимостные объёмы импорта машиностроительной продукции сократились по сравнению с 2003 г.: в 2,6 раза - в 2004 г. и в 3,9 раза - в 2005 г. Номенклатура импортируемого оборудования была представлена насосами, посудомоечными машинами, сортировочным оборудованием, тракторами, моторными транспортными средствами (из Германии), а также оборудованием для обработки резины и пластмасс, печатными машинами, станками для обработки дерева (из Республики Корея). Доля минеральных продуктов в структуре импорта составила 4,1% или 1,7 млн. долл. (в 2004 г.) и 2,9% или 0,6 млн. долл. (в 2005 г. - по отношению к уровню 2003 г.). Около 70% ассортимента были представлены рудами и концентратами, являющимися сырьём при производстве цинка. В целом снижение импорта продукции этой товарной группы в 2004 и 2005 гг. (по сравнению с 2003 г.) было весьма существенным (соответственно в 13 и 31 раз). Импорт товаров химической отрасли был представлен продукцией органической и неорганической химии, пластмассами и изделиями из них. Всего продукции химической отрасли было импортировано: в 2004 г. - на сумму в 1,9 млн. долл., что составило 4,6% товарной структуры импорта, а в 2005 г. - уже на 3,3 млн. долл. (7,05%). Импорт металлов в 2004 г. составил 4,1% от общего объёма импорта (их было закуплено на сумму в 1,7 млн. долл.). Аналогичные показатели по 04 товарной группе для 2005 г.

- 5,2% и 1,8 млн. долл. Снижение объёмов импорта металлов относительно уровня

2003 года составило: в 2004 г. - в 5,3 раза, в 2005 г. - в 5 раз [2]. Доля остальных отраслей промышленности в импорте составляла в 2004 и 2005 гг. менее 1% от общего его объёма. Ведущими странами-импортёрами в 2005 г. были Германия (8,6 млн. долл.), Франция (7,7 млн. долл.), Грузия (6,0 млн. долл.). Из Франции, Испании

и Молдовы в Республику поступали вина и виноматериалы, а также винный спирт. Казахстан был поставщиком в республику цинковых руд, Грузия - марганцевых руд и продовольственных товаров. Украина поставляла кукурузу, различное оборудование, пластмассовые изделия [7].

Рассмотрим движение товарных потоков и номенклатуру основных товаров, задействованных во внешнеторговом обороте, а также оценим степень их влияния на состояние внешнеэкономической деятельности Республики. Либерализация внешней торговли сделала российский рынок доступным для широкого потока иностранных товаров. Разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами дало возможность последним самостоятельно осуществлять такой вид деятельности, как внешняя торговля, однако известные трудности переходной экономики, способствовавшие углублению системного кризиса, не могли привести субъекты РФ к оптимальному использованию своих потенциальных возможностей, что серьёзно препятствовало росту региональных экономик. Всю вторую половину 90-х гг. внешняя торговля РСО-Алания имела тенденцию к ежегодному уменьшению объема товарных потоков, что подтверждается данными, составленными на основе материалов бюллетеней таможенной статистики. К началу 2000-х гг. число грузовых таможенных деклараций, обработанных таможней РСО-Алания, сократилось по сравнению с 1995 г. почти в 3 раза. Также втрое сократилось и число участников внешнеэкономической деятельности. Анализ общих её результатов в гот период свидетельствовал, что внешняя торговля в республике развивалась весьма неравномерно как по своим ключевым составляющим (экспорт, импорт), так и по результирующим показателям (общий объём товарооборота, сальдо внешней торговли) [7].

При общем приросте экспорта, например, за 1992-1999 гг., на 700 %, импорта-на 277 % всего товарооборота - на 480 %., наибольший прирост был отмечен, соответственно по экспорту - в 1994 г. (на 250 %), по импорту - в 1995 г. (на 377 %), по товарообороту в целом - в 1994 г. (на 230 %). В абсолютном выражении наибольший объём экспорта был зарегистрирован в 1995 г. (256,6 млн. долл.), что было следствием резкой активизации деятельности большого числа предприятий, производивших алкогольную продукцию. Таких высоких цифр прироста, какие имели место в 90-е гг., за последние 6-7 лет в Республике уже не регистрировались, так как ситуация с производством алкогольной продукции была упорядочена, количество соответствующих предприятий было существенно сокращено и, как следствие, объёмы экспортных поступлений от продажи этой категории товаров после 1997 г. стали снижаться. С самого начала переходного периода внешняя торговля в РСО-Алания постоянно осуществлялась под знаком большого отрицательного сальдо. При этом максимальный показатель пришёлся на 1995 г., когда сальдо внешней торговли достигло уровня 138,2 млн. долл., что в 2,5 раза превысило объём экспорта и составило 70 % от суммы импорта. Такая ситуация стала результатом ввоза в Республику этилового спирта на общую сумму в 124,5 млн. долл. В 1997 г. сальдо внешней торговли оказалось положительным, что соответствовало в тот период общероссийской тенденции и было связано с введением в России нетарифных методов ограничения на импорт этилового спирта и алкоголя, приведших к резкому сокращению ввоза спирта из Украины. В 1998 г. во внешней торговле РСО-Алания произошел резкий спад, явившийся следствием августовского финансового кризиса и последовавшей за этим девальвацией обменного курса рубля.

Первые годы нового тысячелетия характеризовались признаками некоторого оживления во внешнеэкономической деятельности республики. В 2000 и 2001 г. обозначился некоторый рост объёмов товарооборота. По этому показателю РСО-Алания в тот период уступала лишь таким субъектам северокавказского экономического района ЮФО РФ, как Краснодарский край, Ставропольский край и Ростовская область [6]. Однако с 2002 г. в Республике вновь стали проявляться признаки снижения объёмов внешней торговли (в 2002 г. - на 14%, в 2003 г. - на 21,3%, в 2004 г. - на 29,6% по сравнению с предыдущим годом). К концу 90-х годов наметились тенденции географического перераспределения внешнеторговых потоков. Экспорт из РСО-Алании в страны дальнего зарубежья (ДЗ) увеличился в 1,7 раза, а в страны ближнего зарубежья, напротив, сократился в 2,7 раза, что привело к увеличению доли стран дальнего зарубежья в экспорте Республики с 85% до 94,7%. Это было следствием разрыва прежних хозяйственных связей и переориентации стран ближнего зарубежья (БЗ) на новые рынки сбыта. Импорт в Республику из стран ДЗ за тот же период сократился в 1,3 раза, а из стран БЗ он уменьшился почти в 30 раз (доля стран ДЗ в общем объёме импорта увеличилась с 25% до 89%).

Ещё одной особенностью внешней торговли Республики была достаточно высокая доля в её объёме бартерных операций. Это объяснялось как общей экономической ситуацией тех лет, так и нехваткой валютных активов. Количество стран-контрагентов, с которыми Республика осуществляла бартерные операции, в течение 1995-2000 гг. постоянно снижалось, и к 2001 г. составило 12 стран, что почти в 2 раза ниже показателя 1995 г. В то время основной объём бартерных операций приходился на партнёров из Украины, Молдовы, Узбекистана (страны ближнего зарубежья), а также Германии, Польши, Чехии, Турции, Румынии (страны дальнего зарубежья). Однако уже в 2002 г. бартерный внешнеторговый оборот оценивался всего в 784,7 тыс. долл., что составляло лишь 0,45% от всего товарооборота Республики и соответствовало общероссийской тенденции. В экспортной части эта доля была ещё меньше (26,4 тыс. долл. и 0,03% соответственно). В рамках товарообменных операций можно отметить экспорт лесоматериалов и фильтров в Германию, подсолнечного масла в Узбекистан, сульфатов и изделий из металлов и недрагоценных камней - в Грузию и т.д. В дальнейшем объём товарообменных операций продолжал сокращаться, и в 2005 г. составил сумму в 8,5 тыс. долл., что не превысило 0,05% от общего товарооборота в отчётном году, а единственным торговым партнёром, с которым осуществлялись бартерные операции некоторыми участниками ВЭД республики, была Турция (экспортировались некоторые виды электрооборудования, импортировалась мебель).

В 2004-2005 гг. цифры суммарного товарооборота оказались самыми низкими за последние десять лет (80,74 и 95,98 млн. долл. соответственно в 2004 и 2005 гг., причем ещё в 2003 г. этот показатель регистрировал уровень в 127,3 млн. долл.). Основными странами-контрагентами были Германия, Турция, Италия, Франция, Испания, Австрия, Республика Корея, Нидерланды, Англия (страны ДЗ), а также Грузия, Украина, Молдова, Армения, Казахстан (страны БЗ). При учёте отдельных разовых внешнеторговых операций можно говорить о 62 странах-контрагентах, с которыми участников ВЭД Республики связывали те или иные внешнеторговые отношения в 2004 г. (в 2005 г. их число снизилось до 43). При этом доминировали страны ДЗ со стоимостными объёмами в 50,61 млн. долл. и долей в 55,7 %. Особо важную роль во внешней торговле участников ВЭД Республики играли партнёрские отношения с такими странами, как Турция, товарооборот с которой достиг к 2005

году 18,77 млн. долл. (в том числе по экспорту - 17,28 млн. долл., по импорту - 1,49 млн. долл.), Франция - 8,35 млн. долл. (в т.ч. по экспорту - 0 , по импорту - 8,35 млн. долл.), Германия - 5,23 млн, (1,76 и 3,45 млн. долл. соответственно), Грузия -

27,02 млн.долл. (19,94 млн. долл. и 7,08 млн.долл. соотв.), Украина - 8,49 млн.долл. (6,61 млн. долл. и 1,88 млн. долл. соответственно). Отметим, что эти показатели серьёзно уступают аналогичным за 2004 г., особенно в отношении стран ДЗ. К примеру, с Турцией в 2004 г. было 20,1 млн. долл., с Германией - 9.8 млн. долл. [7].

Сегодня в товарной структуре экспорта РСО-Алания приоритет продолжает сохраняться за металлами и изделиями из них, на долю которых, по и тогам 2005 г., приходилось около половины стоимостных объёмов (25,72 млн. долл. из общего объёма экспорта в 51,9 млн. долл., причём 19,5 млн. долл. приходилось на долю стран ДЗ). В импорте преобладали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё для их производства (26,09 млн. долл. из 44,09 млн. общего объёма импорта причём 14,68 млн. долл. приходилось опять-таки на долю стран ДЗ) [2]. Исследование географической структуры экспорта и импорта последних десяти лет свидетельствуют, что, несмотря на достаточное число стран-контрагентов, которое в разные годы колебалось от 31 до 64, количество стран, экспорт в которые из Республики составлял бы не меиее 1% от его общего объёма, никогда не превышало девяти. Именно столько стран перешагнуло этот 1%-й барьер в 1995 г., когда географическая структура экспорта оказалась наиболее

диверсифицированной (по периодам этот рубеж преодолели: в 1996, 1997 и 1999 гг.

- 6 стран, в 1998 - 5 стран, в 2000, 2001 и 2002 гг. - 6 стран, в 2003 г. - 8 стран, в

2004 и 2005 гг. - 5 стран) При этом на страпу-лидера приходилось в разные годы в среднем 66,5%, хотя, например, в 1995 г. на долю Швейцарии, бывшей тогда «экспортным» лидером среди всех стран-контрагентов, приходилось 95,4% от общего объёма экспортных операций РСО-Алания (в 2005 г. на долю страны-лидера, каковой являлась тогда Турция, пришлось 33,8% от суммарного объёма экспорта из республики). Ранее уже отмечалось, что в последние пять лет внешнеторговый оборот в Республике имел устойчивую тенденцию к снижению (за исключением

2005 г.). Это было следствием падения промышленного производства, сокращения числа стран-контрагентов, перераспределения внешнеторговых потоков между группами стран и т.д.

На фоне снижения в период 2001-2004 гг. практически всех показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность в РСО-Алания, соотношение объёмов внешней торговли между двумя группами стран (ближнего и дальнего зарубежья) в течение этих четырёх лет всё время поддерживалось на устойчивом уровне и в среднем соответствовало отношению 3:1 в пользу стран дальнего зарубежья. Только в 2005 г. объёмы внешнеторговых операций с представителями той и другой группы примерно сравнялись. Обнадёживающим признаком можно считать устойчивое положительное сальдо внешней торговли, которое складывалось в последние 5-6 лет, хотя показатели свидетельствуют, что по абсолютной величине оно имеет тенденцию к снижению. В целом внешняя торговля со странами дальнего зарубежья в 2000-х гг. имела тенденцию к снижению как в экспортной, так и в импортной части, а со странами ближнего зарубежья она имела тенденцию к росту в своей импортной части и снижению в экспортной.

Приходится констатировать также и постоянное, начиная с 2000 г., снижение доли участников внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания в суммарном товарообороте субъектов северокавказского экономического района ЮФО, причём как в экспортной, так и в импортной части. Так, доля

экспортных операций участников ВЭД Республики в период 2001-2005 гг. снижалась соответственно с 2,82% в 2001 г. до 1,3% в 2005 г. По объёму импорта снижение происходило следующим образом: от значения 6,53% в 200! г., далее по годам 4,06%, 3,96%,1,42%, наконец 1,18% в 2005 г. [6]. В 2005 г. на долю стран дальнего зарубежья пришлось 52,72% внешнеторгового оборота Республики, на страны ближнего зарубежья - 47,28%.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнём, что эффективность внешнеэкономической деятельности страны определяется как совокупность результатов подобной деятельности каждого субъекта. Суммарный эффект от внешнеторговой деятельности будет тем выше, чем выше эффективность внешнеэкономических связей каждого субъекта. Очевидно, что для дальнейшего укрепления внешнеэкономических связей Российской Федерации необходимо проанализировать результаты ВЭД каждого субъекта и на основании этого внести коррективы в стратегию внешнеэкономической деятельности страны. Что касается результатов анализа внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Республики, то оценка удельного веса производственных отраслей в её общей хозяйственной структуре очень важна для формирования стратегии ВЭД этого субъекта северокавказского экономического района, так как рост экспортной составляющей лежит в плоскости увеличения объёмов выпуска продукции именно производственного сектора. Это объясняется тем, что ресурсный потенциал Республики в абсолютном выражении серьёзно уступает аналогичному показателю некоторых других субъектов северокавказского экономического района РФ. Кроме того, опыт свидетельствует, что ни один регион не способен осущест вить прорыв во внешней торговле сразу по многим позициям и нескольким направлениям, поэтому республике РСО-Алания было бы целесообразно сосредоточиться на двух-трёх направлениях, имеющих наибольший внутренний потенциал роста, которые она способна профинансировать для производства конкурентоспособной продукции. В качестве таких направлений видится производство микроканальных пластин, производство и розлив минеральной воды на основе уникальных местных источников, расширение экспорта чёрных и цветных металлов, добыча и экспорт местных доломитовых руд.

Подобное развитие экономики Республики не вполне соответствует общемировой тенденции, основанной на приоритете производства высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, однако такой подход обусловлен сегодняшним состоянием её экономики. Сегодня мировой рынок сырьевых ресурсов уступает, как по объёму, так и по темпам роста, рынку высоких технологий - и этот разрыв продолжает увеличиваться. В то же время, и это следует специально подчеркнуть, значение ресурсного экспорта является очень важным, ибо позволяет компенсировать республиканские расходы на восстановление производственного потенциала и развитие наукоёмких производств поступлениями от продажи сырья. Реализация ключевых направлений потребует и бюджетной поддержки, которая могла бы быть выражена в форме выделения отдельной строкой в республиканском бюджете средств на развитие внешнеторговой деятельности предприятий перспективных отраслей. Ещё одним важным направлением внешнеэкономической деятельности является активизация внешнеторговых связей со странами ближнего зарубежья, в особенности с бывшими республиками СССР. Разрыв прежних хозяйственных связей привёл к резкому сокращению в 90-е гг. товарооборота, причём не только в масштабах регионов, но и в масштабах всей страны. Сокращение товарооборота между бывшими союзными республиками явилось одним из главных экономических

последствий распада Союза и образования на его территории независимых государств. Для возрождения и развития экономических связей регионов России со странами ближнего зарубежья необходима разработка программ торгово-экономического сотрудничества регионов и отдельных субъектов Федерации, реализуемых на двусторонней основе. К слову, в последние годы в РСО-Алания наблюдалась серьезная активизация работы в этом направлении.

В заключение подчеркнем, что внешнеэкономические связи являются наиболее ответственным направлением внешних связей любого субъекта РФ, поскольку именно их содержание и качество определяют эффективность процесса общего развития территорий. Территория РСО-Алания в силу своего приграничного статуса и общего геополитического положения является одной из наиболее приоритетных для Российской Федерации как с точки зрения ее экономической безопасности, так и с позиций дальнейшего социально-экономического развития страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабурина О. Н. Проблемы развития и рационализации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского экономического района (на примере РСО-Алания): Дисс. ... канд. эконом, наук. - Владикавказ, 2000. - С. 68-69.

2. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли РСО-Алания. IV кпартал 2003-2005. Государственный таможенный комитет РФ. Северо-Кавказское таможенное управление.

3. Гадзаов Ф.Р. Промышленно-торговая политика как фактор развития экспортного потенциала отрасли (на примере РСО-Алания): Дисс. ... канд. эконом, наук. - Владикавказ, 2004.

4. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристь, 1999.

5. Республика Северная Осетия-Алания: Экономический профиль / Эксперт. - № 40 (300). -2001,29 окт.-С. 1-2.

6. Регионы России: Статистический сборник. Т1. - М.: Госкомстат России, 2001-2005.

7. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания, январь-декабрь за 1992-2005 г.: Стат.сб./Росстат; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания.

8. Указ Президента РСО-Алания о 100-летнем юбилее ОАО «Электроцинк». - 2004, 24 июня.

9. Экономическая ситуация Республики Северная Осетия-Алания за май 2006 г./ Межрегиональный Центр Делового Сотрудничества. - Москва, 2006 г.

NORTHERN OSETIA-ALANIA - COOPERATION WITH COUNTRIES-MEMBERS OF CIS

T.B. KOULIEV

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article is dedicated to the analyses of export-import structure, nomenclature of the main goods in external trade of the Northern Osetia-Alania Republic with the countries-members of the Commonwealth of Independent States (CIS), to the influence of external factors on Republic situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.