Научная статья на тему 'Северная Европа: “экономика без нефтяной зависимости” к 2020 году'

Северная Европа: “экономика без нефтяной зависимости” к 2020 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА БЕЗ УГЛЕВОДОРОДОВ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТАНОЛ / БИОТОПЛИВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ШВЕДСКАЯ КОМИССИЯ ПО НЕФТЯНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ / "ЗЕЛЁНЫЕ" СЕРТИФИКАТЫ / "ЗЕЛЁНЫЕ" НАЛОГИ / "ЗЕЛЁНЫЙ" ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антюшина Наталия Михайловна

Статья посвящена реализации инновационной концепции «экономика без нефтяной зависимости» (oil-free economy), принятой в Швеции, ряде других европейских стран, а также ЕС. В статье Швеция поставлена в центр внимания, так как она лидер в решении этой проблемы. В этой связи рассматривается соответствующая программа шведского правительства, которая предусматривает постепенный перевод энергетики, транспорта и систем отопления на «зелёные» виды топлива. Это расценивается как важнейшая предпосылка перехода всей экономики на устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северная Европа: “экономика без нефтяной зависимости” к 2020 году»

УДК 332.145

Наталия АНТЮШИНА

СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА: "ЭКОНОМИКА БЕЗ НЕФТЯНОЙ ЗАВИСИМОСТИ" К 2020 ГОДУ

Аннотация. Статья посвящена реализации инновационной концепции «экономика без нефтяной зависимости» (oil-free economy), принятой в Швеции, ряде других европейских стран, а также ЕС. В статье Швеция поставлена в центр внимания, так как она - лидер в решении этой проблемы. В этой связи рассматривается соответствующая программа шведского правительства, которая предусматривает постепенный перевод энергетики, транспорта и систем отопления на «зелёные» виды топлива. Это расценивается как важнейшая предпосылка перехода всей экономики на устойчивое развитие.

Ключевые слова: экономика без углеводородов, возобновляемые источники энергии, устойчивое развитие, этанол, биотопливо, энергетическая безопасность, Шведская Комиссия по нефтяной независимости, "зелёные" сертификаты, "зелёные" налоги, "зелёный" транспорт.

Приняв программу освобождения своей экономики от нефтяной зависимости, Швеция продемонстрировала миру свою высокую инновационную готовность. Если смотреть из-за рубежа, то в тот момент эта программа казалась трудно выполнимой, но весьма привлекательной, однако в северном королевстве она была тщательно взвешена и глубоко продумана. Программа вызвала пристальное внимание в мире, и самые серьёзные деловые журналы и газеты разных стран посвятили этой новой шведской инициативе множество статей и комментариев. В то время не у всех была твёрдая уверенность, что этот амбициозный план будет выполнен в установленные сроки, а также в том, что его конечные результаты будут соответствовать намеченным показателям. Если подвести промежуточные итоги, то можно уверенно констатировать, что программа не только успешно выполняется, но и перевыполняется. В первую очередь этот вывод относится к Швеции, но вслед за нею аналогичные программы были приняты и в других североевропейских странах, в том числе и в нефтедобывающей Дании. Что касается Норвегии и Исландии, то в их энергетическом балансе и до этого была довольно высокая доля возобновляемых источников энергии: в Норвегии широко применяется гидроэнергия, а в Исландии в основном используются геотермальные источники. (См. таблицу ниже).

© Антюшина Наталия Михайловна - к.э.н., руководитель Центра Северной Европы отдела страновых исследований Института Европы РАН. Адрес: 125993, Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201599104

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 15-07-00040а.

Побудительные мотивы

Причиной выработки программы послужили несколько факторов. Во-первых, стремление сэкономить на расходах, связанных с импортом нефти и нефтепродуктов. Во-вторых, желание снизить экологическую нагрузку из-за эмиссии тепличных газов, вызываемой сжиганием углеводородов. В-третьих, намерение повысить энергетическую безопасность страны, которая, в отличие от соседних стран (Норвегии и Дании), на тот момент не обладала энергетической независимостью.

Комиссия по нефтяной независимости, разработавшая программу, поставила в качестве цели достижение к 2020 г. следующих показателей:

- повышение эффективности использования в стране энергии на 20%;

- полное прекращение теплоснабжения зданий и жилищ за счёт сжигания углеводородного топлива и перевод теплоснабжения на альтернативные источники;

- снижение потребления бензина и дизельного топлива на транспорте, в лесном хозяйстве, рыболовстве и строительстве на 40-50% к 2020 г.;

- уменьшение использования углеводородов в промышленности на 25-40% [Making Sweden an Oil-Free Society, 2006: 12].

По мере снижения потребления нефти предусматривалось увеличение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ): гидроэнергии, биотоплива (этанол, биогаз), приливных и солнечных электростанций, энергии ветра и т.п. Предусматривалось также увеличение финансирования соответствующих НИОКР. Производство и использование биотоплива рассматривалось как главное направление, так как Швеция довольно богата биомассой, получаемой за счёт отходов деревообрабатывающей и лесной промышленности, к тому же её сельское хозяйство в состоянии заметно увеличить производство культур, которые можно использовать для получения энергии (зерновые и масличные, например, рапс). Кроме того, намечалось также утилизировать сточные воды, содержащие органические соединения. Сейчас в качестве источников для выработки биотоплива в Швеции используется в основном древесина, растения, а также разные виды органических отходов: от пищевкусовой промышленности, сельского хозяйства, предприятий общественного питания, бытовые отходы и т. д., что содействует улучшению экологической обстановки.

Значение программы превзошло национальные рамки, так как Швеция фактически задала вектор энергетической политики не только для Севера Европы, но и для всего ЕС. Следуя её примеру, пять лет спустя Евросоюз на саммите в 2010 г. принял так называемый план "20-20-20", который предусматривал снижение эмиссии парниковых газов за счёт уменьшения использования нефти в качестве топлива на 20% к 2020 г. по сравнению с 1990 г. и доведение ВИЭ до 20% потребления энергии.

Программа устранения нефтяной зависимости с самого начала рассматривалась в Швеции как реальная, ведь доля ВИЭ в потреблении энергии в этом государстве уже в 2005 г. достигла 39%, а показатель, намеченный на 2020 г,. был превзойден уже в 2012 г. (См. таблицу №1). В настоящее время Швеция уверенно вышла на первое место среди стран-членов ЕЭС по доле возобновляемых источников, способных заместить нефть и природный газ в производстве и потреблении энергии. Особенно успешно переводится на новые рельсы система теплоснабжения строений, зданий и жилищ.

Инновационная направленность экономического развития, в том числе в энергетике, приобрела вполне конкретные проявления в производстве и жизни в Швеции, в которой осуществляется постепенный перевод энергетики, транспорта и обрабатывающей промышленности на устойчивое развитие. Начало было положено

Таблица 1. Доля ВИЭ в потреблении энергии в ЕС и странах Северной Европы (в %, весь объём потребления=100%)1

Страна/Год 2004 2010 2012 2020

Фактически По плану

Дания 14,5 20,6 26,0 30,0

Финляндия 29,2 32,4 34,3 38,0

Швеция 38,7 47,2 51,0 49,0

Норвегия 58,1 61,2 64,5 67,5

ЕС (28) 8,3 12,5 14,1 20,0

программой по постепенной замене углеводородного топлива, загрязняющего воздушную среду вредной эмиссией, на альтернативные виды топлива. Прежде всего в Швеции в соответствии с пятнадцатилетней программой используется биотопливо, а на втором месте находится энергия ветра. В настоящее время страна заметно опережает по степени развития "зелёной энергетики" и "зелёного транспорта" средние показатели по ЕС.

Экономические инструменты реализации программы

Для стимулирования производства электричества за счёт экологически чистых носителей энергии в Швеции используются "зелёные сертификаты", которые государство выдаёт производителям электрической энергии (если они вырабатывают её за счёт чистых источников энергии) за каждый произведённый ими киловатт-час. Остальных производителей государство обязало приобретать "зелёные сертификаты" на свободном рынке. Таким образом, стимулируется и спрос, и предложение экологически чистого электричества. Это пример творческого применения кейнси-анской теории. Применяются также "зелёные налоги" на потребление энергии, получаемой за счёт традиционных источников, чтобы стимулировать экономию энергии; в то же время за экологически дружественное потребление предоставляются налоговые льготы. Например, были введены такие льготы для владельцев "зелёных автомобилей" - им предоставляется право бесплатной парковки. В Швеции благодаря налоговым льготам поддерживаются низкие цены на этанол, который продаётся на 1/3 дешевле, чем бензин, хотя в производстве он обходится дороже. Основные шведские автомобильные компании Volvo и Saab уже производят легковые автомобили и грузовики с гибридными двигателями, которые могут потреблять (наряду с бензином) этанол или биодизельное топливо. В стране планируется постепенно перевести весь наземный транспорт на применение экологически чистого топлива. Поэтому в Швеции постоянно растёт доля новых автомобилей, которые регистрируются как экологически дружественные.

Ещё одно направление инновационного обновления - это шведская программа SymbioCity, направленная на создание экологически чистого коммунального хозяйства в больших городах. Программа реализуется на паритетной основе государством и частными предприятиями. Её выполнение координирует шведская организация Business Sweden. Один из приоритетов - переработка отходов на топливо. В

1http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do/tab=table&init=1&language=en&pcode=t2020 31&

plugin=1 : (Обращение 27.12.2014).

2 Eurostat. Newsrelease.37/2014 - 10 March 2014. (http://ec.europa.eu/eurostat/)

соответствии с этой программой регулярно собираемые коммунальные отходы перерабатываются в биогаз.

Кроме положительного влияния на состояние окружающей среды, программа перехода к новым видам топлива (не углеводородным) содействует увеличению экспортного потенциала, шведский экспорт экологически чистых технологий и соответствующего оборудования быстро растёт. Аналогичные меры применяются и в других странах североевропейского региона, который играет роль лидера в переводе экономики и всего жизнеобеспечения современного общества на устойчивое развитие благодаря увеличению потребления новых, экологически безвредных видов топлива.

Страны Северной Европы первыми в мире ввели в практику применение т.н. "зелёных налогов", которые широко используются для повышения экологической защиты окружающей среды. Преобладающая часть "зелёных налогов" взимается с транспорта и энергетики. Они платятся за использование энергии и за эмиссию парниковых газов. "Зелёные налоги" создают три вида полезных эффектов. Прежде всего, они рассчитаны на снижение нагрузки на природу, а также на создание новых источников финансовых поступлений в государственную казну; кроме этого, они служат мощным стимулом, подталкивающим все предприятия страны к повышению эффективности энергопотребления благодаря внедрению научно-технических новинок. Разумеется, такие налоги внедряются в практику с учётом общей налоговой нагрузки на производственный сектор и домашние хозяйства с тем, чтобы не повышать её степень, а перераспределять налоговую нагрузку между разными объектами налогообложения. Как следствие у таких стран появляются новые статьи машиностроительного экспорта с инновационными характеристиками, что помогает получать всё более высокие доходы от участия в международной торговле. Например, маленькая Дания превратилась в ведущего в мире экспортёра ветряных энергетических установок, а Швеция экспортирует новые энергетические технологии производства биотоплива.

В Швеции закон о введении зелёных сертификатов был принят в 2003 г. и вступил в силу в 2007 г. Такие сертификаты можно бесплатно получить за производство чистой энергии или купить их на свободном рынке. Чтобы создать спрос на сертификаты, правительство устанавливает квоты, заставляя производителей электроэнергии покупать их в количестве, прямо пропорциональном объёму их производства. Этими сертификатами торгуют на североевропейской энергетической бирже, обеспечивая производителям экологически чистой электрической энергии получение дополнительного дохода. Т.о. шведское правительство симулирует переход к чистой энергетике, освобождая свою экономику от нефтяной зависимости и одновременно уменьшая вредные выбросы в атмосферу.

Швеция — лидер создания экономики без углеводородов

Программа освобождения от нефтяной зависимости, наиболее успешно реализуемая в Швеции, опирается на несколько факторов. Во-первых, Швеция выбрала среди ВИЭ приоритетным видом биотопливо, технологии которого позволяют получать энергию дешевле по сравнению с ветряными, солнечными или приливными электростанциями. Сырьё для этого используется отечественного происхождения либо применяются различные отходы. Во-вторых, был приведён в действие широкий арсенал экономических стимулов: "зелёные налоги", "зелёные сертификаты", налоговые льготы и стимулы, правительственные кредиты и гранты, льготы на инвестиции в производство ВИЭ, налоги на эмиссию углекислого газа, снижение НДС на этанол и т.д. Шведское правительство предписало энергетическим компаниям внедрять ВИЭ. В-третьих, в Швеции программа снижения нефтяной зависи-

мости была разработана дифференцированно для трёх секторов народного хозяйства: промышленности, транспорта, системы теплоснабжения с учётом степени их нефтяной зависимости и готовности к внедрению новых технологий и использованию новых источников энергии. Кроме того, устанавливалось требование повысить эффективность использования энергии. Для этого предлагалось использовать информационные технологии, позволяющие контролировать расход энергии, совершенствовать логистику для уменьшения холостого пробега автомобильного транспорта и т.д. В качестве стимула были введены энергетические ("зелёные") налоги за использование энергии и эмиссию углекислого газа. В-четвёртых, на выполнение программы повышения энергетической безопасности страны была нацелена вся инновационная система Швеции, которая является одной из лучших на Севере Европы и в ЕС в целом.

Поскольку производство и экспорт Швеции носят специализированный характер, то НИОКР в значительной мере концентрируются именно на тех направлениях, которые нужны для сохранения позиций на мировом рынке. К одному из таких направлений, на которые делают ставку в Швеции, относятся новые энергетические технологии по использованию ВИЭ. В принципе в Швеции применяют такие же формы организации и финансирования НИОКР и инноваций, как и в других европейских странах (научные парки, технологические деревни, кластеры, бизнес-инкубаторы, венчурное финансирование и т. д.). Однако социально ориентированная модель позволяет реализовывать заложенный в них потенциал более эффективно. Проведению инновационной политики в Швеции содействует ряд правительственных министерств и ведомств, важнейшими из них являются: агентство VINNOVA, агентство финансирования инноваций на ранней стадии "Инновационный мост", агентство ALMI. Главное шведское инновационное агентство VINNOVA ежегодно инвестирует в инновации 2 млрд шведских крон1. Приоритетом является "зелёная энергетика" и "зелёный транспорт". Агентство распространяет сведения об экологических инновациях шведского производства и в стране, и за рубежом с тем, чтобы расширять рынки сбыта для шведских нововведений. Кроме того, Агентство финансирует инновации на транспорте, который сейчас в Швеции переводится на новые виды топлива.

Сфера НИОКР в странах Европейского Союза и в Северной Европе довольно быстро интернационализируется, прежде всего в рамках североевропейского региона, а также ЕС. В начале 2000-х годов был создан Северный совет по научным исследованиям и инновациям, Северный научно-исследовательский институт и Северный инновационный центр. Было также принято решение создать на Севере Европы единое пространство НИОКР и инноваций, образовать единую сеть центров высших достижений. Был также учрежден Северный форум венчурного капитала, а при Северном инвестиционном банке создан Северный инновационный фонд. Дело в том, что скандинавским странам, в том числе Швеции, часто не хватает финансовых и людских ресурсов для получения крупных научно-технических результатов и совершения значительных технологических прорывов, поэтому они приняли решение объединять свои усилия в такой важной области, как НИОКР и инновации. Проведение энергетических исследований, работ, направленных на перевод североевропейского региона на устойчивое развитие на основе создания "зелёной энергетики" и "зелёного транспорта", - важнейшие приоритеты североевропейской научной и инновационной интеграции.

1 http://www.vinnova.se/en/ (Обращение 06.11.2013).

* * *

Итог всех усилий североевропейских стран закономерен: в результате государственной поддержки производства "зелёной" энергии, реализации государственных программ шведский экспорт экологически чистых технологий и соответствующего оборудования быстро увеличивается. Дания находится среди лидеров экспорта ветряных энергетических установок. Швеция занимает первое место в мире по численности экологически сертифицированных компаний, которые приходятся на один миллион жителей. Большое внимание экологической сертификации зданий, сооружений, бытовой техники уделяется также в Дании. Результаты впечатляют: внедрение новых энергетических технологий и использование новых экологически чистых источников энергии не только содействуют повышению энергетической независимости и улучшению качества окружающей среды благодаря снижению выбросов тепличных газов, но и развитию экспортного потенциала, следовательно, развитию экономики в целом.

Список литературы

Антюшина Н.М. (2015) Значение опыта североевропейских стран для экономической теории и политики/ Экономист. № 8.

Антюшина Н.М. (2012) Инновационная Скандинавия/Инновационное развитие экономики. Международный опыт и проблемы России: коллективная монография/науч. ред. В.П.Фёдоров. - М. : СПб.: Нестор история. С. 191-205.

Елистратов В.В. (2011) Возобновляемая энергетика. - СПб.: Изд-во Политехнического университета. 239 с.

Кокошин А.А. (2006) Международная энергетическая безопасность. - М.: изд-во "Европа".

Кононов Ю.Д. (2009) Энергетика и экономика. Проблемы перехода к новым источникам энергии. - М.: Наука.

Фролов А.В. (2011) Новые источники энергии. - Тула: Тульский гос. ун-т. - 369 с.

References

Antjushina N.M. (2015) Znachenie opyta severoevropejskih stran dlja jekonomicheskoj teorii i politiki/ Jekonomist. № 8.

Antjushina N.M. (2012) Innovacionnaja Skandinavija/Innovacionnoe razvitie jekonomiki. Mezh-dunarodnyj opyt i problemy Rossii: kollektivnaja monografija/nauch. red. V.P.Fjodorov. - M. : SPb.: Nestor istorija. S. 191-205.

BP Statistical Review of World Energy. June (2014).

Elistratov V.V. (2011) Vozobnovljaemaja jenergetika. - SPb.: Izd-vo Politehnicheskogo universi-teta. 239 s.

EREC. Renewable Energy Technology Roadmap by 2020. (2008) Brussel.

International Energy Agency. (2012) World Energy Outlook.

Frolov A.V. (2011) Novye istochniki jenergii. - Tula: Tul'skij gos. un-t. - 369 s.BP Statistical Review of World Energy. (2014) June.

Key Figures on Europe. Eurostat. (2013) EC. Luxembourg, p. 190.

Kokoshin A.A. (2006) Mezhdunarodnaja jenergeticheskaja bezopasnost'. - M.: izd-vo "Evropa".

Kononov Ju.D. (2009) Jenergetika i jekonomika. Problemy perehoda k novym istochnikam jenergii. -M.: Nauka.

Making Sweden an Oil-Free Society. (2006)Commission on Oil Independence. Sweden. 28 p.

REN21 - Renewables 2013. (2013) Global Status Report. Paris.

Sorensen B. (2010) Renewable Energy: Physics, Engineering, Environmental Impacts, Economics and Planing. 976 p.

Northern Europe: "Oil-independent economy" by 2020.

Author: Antyushina N.M., Candidate of Economics, Head of the Centre of Northern Europe, Institute of Europe, RAS, Address: Moscow, Mokhovaya st., 11-3. E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the realization of the oil-free economy concept in Sweden, other North European countries, as well as the EC. Sweden is in the focus of this article as it is the leader of this process. The programme of Swedish government, aimed at making Sweden an oil-free society, is considered. This plan includes the green transport, sound energy, and removing heating oil as prerequisites for sustainable growth.

Keywords: oil-free economy, renewables, sustainable growth, ethanol, biofuels, energy security, Swedish Commission on Oil Independence, green certificates, green taxes, green transportation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.