Научная статья на тему 'Север России: пути его социально-экономического развития'

Север России: пути его социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
546
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пономарев И.А.

Россия была и остается самой крупной северной державой. Проживающие на Севере 8% населения страны производят около 35% ВВП России. Важность Севера для настоящего и будущего развития страны обусловливается тем, что эти территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. На базе открытых на Севере запасов природных ресурсов были созданы крупнейшие территориально-производственные комплексы по добыче и переработке: нефти и газа в Западной Сибири; цветных металлов на Севере Красноярского края; угля в Республике Коми; алмазов и золота в Республике Саха (Якутия) и в Магаданской области; апатитов на Кольском полуострове; леса в Архангельской области; водных биоресурсов в северо-западных и дальневосточных районах и др. Это часть того, что уже открыто и используется, а сколько еще природных ресурсов скрыто на севере страны! На территории только Арктического континентального шельфа, по оценкам специалистов, сосредоточено от 83 до 110 млрд т углеводородов, в целом на дне Северного Ледовитого океана находится около 25% мировых запасов нефти и газа. Российские арктические запасы нефти и газа в 2,4 раза больше, чем все нынешние углеводородные ресурсы страны. Например, только запасы Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море составляют почти 5 млрд т условного топлива, на дне Арктики скрываются также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Север России: пути его социально-экономического развития»

север России: пути его

социально-экономического

развития

И. а. ПОНОМАРЕВ Мурманский государственный педагогический университет

Россия была и остается самой крупной северной державой. Важность Севера для настоящего и будущего развития страны обусловливается тем, что эти территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России.

На базе открытых на Севере запасов природных ресурсов были созданы крупнейшие территориально-производственные комплексы по добыче и переработке: нефти и газа — в Западной Сибири; цветных металлов — на Севере Красноярского края; угля — в Республике Коми; алмазов и золота — в Республике Саха (Якутия) и в Магаданской области; апатитов — на Кольском полуострове; леса — в Архангельской области; водных биоресурсов — в северо-западных и дальневосточных районах и др. Это часть того, что уже открыто и используется, а сколько еще природных ресурсов скрыто на севере страны! На территории только Арктического континентального шельфа, по оценкам специалистов, сосредоточено от 83 до 110 млрд т углеводородов, в целом на дне Северного Ледовитого океана находится около 25 % мировых запасов нефти и газа. Российские арктические запасы нефти и газа в 2,4 раза больше, чем все нынешние углеводородные ресурсы страны. Например, только запасы Што-кмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море составляют почти 5 млрд т условного топлива, на дне Арктики скрываются также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца.

Проживающие на Севере 8 % населения страны производят около 35 % ВВП России. В ходе рыночных реформ демографическая ситуация заметно ухудшилась: по целому ряду показателей территории Крайнего Севера и приравненные к ним оказались в худшем положении, чем в целом Россия. За 1990—2006 гг. численность населения уменьшилась

на 14,5 %, в то время как в России — менее чем на 3 %. Главная причина сокращения — большой миграционный отток населения. В советский период на Севере были высокие зарплаты, хорошее снабжение продовольствием и промышленными товарами, что привлекало жителей других регионов страны и позволяло мириться с суровыми природно-климатическими условиями. Сегодня все это можно получить в других местах, более благоприятных для жизни.

Интенсивное развитие Севера во времена СССР стало возможным во многом потому, что в отношении северных территорий проводилась особая социально-экономическая политика, учитывающая специфику этих регионов. Данная специфика определяется суровыми природно-климатическими условиями и связанными с ними повышенными затратами на производство и жизнеобеспечение населения. Государством была разработана и нормативно закреплена система гарантий и компенсаций, благодаря которым уровень жизни населения на Севере был не ниже, а по некоторым показателям выше, чем в других регионах страны.

После распада Советского Союза северные территории не обошли стороной проводимые рыночные реформы. На первом этапе еще осуществлялся принцип преемственности государственной политики в отношении северных территорий. Поспешное проведение реформ привело к резкому ухудшению социально-экономического положения: спаду производства, закрытию предприятий, росту безработицы, падению жизненного уровня основной части населения. В этих условиях государство посчитало поддержку северных территорий нецелесообразной и финансово обременительной, а проводимую на Севере протекционистскую политику не соответствующей рыночным отношениям.

Подобные подходы явились причиной того, что государство стало мало обращать внимания на вопросы социально-экономического развития Севера, в результате чего:

• снизилась государственная поддержка северных регионов;

• начали закрываться северные программы;

• стало недостаточным выделение средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики, таких как угольная промышленность, рыболовство;

• сократились собственные доходные источники региональных бюджетов;

• стали урезаться северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан. Во все годы рыночных реформ число убыточных предприятий в северных регионах значительно превышало средние российские показатели.

При более эффективном, чем в целом по России, функционировании северной экономики она находится в более сложном финансовом положении, что в значительной степени уменьшает возможности для роста и развития и снижает конкурентоспособность производимой продукции. Вызвано это, прежде всего, тем, что в экономической политике государства специфические северные условия производства фактически не учитываются.

В качестве экономической базы северных регионов Российской Федерации в обозримой перспективе остается ресурсное развитие. Его характер будет приобретать более высокие технико-экономический и организационный уровни, но преобладать будут отрасли с относительно узкой специализацией: добыча и обогащение минерального сырья, добыча топливно-энергетических ресурсов — нефти, природного газа и газового конденсата, каменного угля, энергетическое и технологическое использование местного топлива. Необходимым условием успешного функционирования отраслей промышленной специализации будет ускоренное развитие производственной базы, обеспечивающей комплексное развитие территории и потребности населения.

Заслуживает новой оценки геополитическое положение регионов севера — в частности европейский север и регионы Дальнего Востока стали практически единственными непосредственными выходами в западную (атлантическую) сферу мирового рынка и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимо особо подчеркнуть, что формирование полноценного морского выхода России в Европу — это чрезвычайно важная задача практически всего европейского Севера и Северо-Запада,

а не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учитывая высокую интенсивность транспортных перевозок в Балтийском море и постоянное ужесточение правил и норм морских перевозок Евросоюзом.

Для постоянного развития северных регионов государство должно активно воздействовать на макроэкономические процессы и взять на себя лидерство в таких процессах, как технологическая модернизация производства и развитие инновационного потенциала, перестройка отраслевой структуры экономики, формирование действенных институтов рыночной экономики и создание конкурентной среды, антимонопольное регулирование и т. д.

В зарубежных странах на протяжении многих лет северные территории развиваются при поддержке государства. Данные территории в значительной мере базируются на крупных запасах нефти и природного газа, горнодобывающей и лесной промышленности, рыболовстве и электроэнергетике, что в свою очередь схоже с северными территориями России.

Наиболее характерными особенностями освоения зарубежного севера являются, во-первых, значительная роль в освоении территории крупных монополистических объединений и, во-вторых, протекционизм государств, проявляющийся в правовой опеке частных фирм, осваивающих данные районы, наделении их особыми привилегиями, в сильно выраженной экономической помощи этим фирмам, а также в непосредственном участии государства в процессе освоения.

В зарубежной практике при освоении северных территорий частными предпринимателями государство часто берет на себя расходы по развитию инфраструктуры — дорог, пристаней и даже поселков при горнопромышленных предприятиях. Широкие размеры приобрела косвенная помощь в виде лицензионных, налоговых, транспортно-тарифных и других льгот.

Государство осуществляет крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, главным образом в области горной промышленности. В случаях, когда предпринимательская деятельность сопряжена с особым риском или она определяется долговременными государственными стратегическими интересами, создаются государственные фирмы, однако в целом в настоящее время наблюдается поворот от государственного вмешательства к ослаблению этого вмешательства и усилению роли рыночного механизма.

Политика деприватизации, укрепления позиций частных фирм, ослабления государственного

регулирования стала очень заметной в последние годы в США и она, в частности, снизилась на Аляске. Государственная помощь оказывается менее существенной в силу изменения отношения к инвестиционной политике самих монополий. Мощные национальные, а тем более международные корпорации в условиях сужения внутренней сферы приложения капитала, сферы их будущих прибылей, подчас вынуждены идти на не очень выгодные крупные инвестиции и на высокие сроки их окупаемости.

Северные территории в США, Канаде, скандинавских странах признаются неблагоприятными для инвестирования ввиду высоких транспортных и производственных издержек, малых размеров рынка. Только исключительно привлекательные ресурсные объекты способны «перекрыть» этот изначальный недостаток. Неслучайно для самых удаленных районов Федеральная резервная система США даже устанавливает специальные нормативы для коммерческих банков по кредитованию проектов малого бизнеса, хорошо понимая, что иначе привлечь сюда внебюджетные инвестиции не удастся.

Зарубежный опыт подтверждает более значимые масштабы государственного регулирования экономики в экстремальных районах по сравнению с более комфортными районами. Наибольший интерес в этом отношении имеет канадский опыт. Это связано с тем, что ни одна из развитых капиталистических стран не располагает столь обширным и богатым ресурсами территориальным резервом, каким является канадский север. В Канаде выделяют пять экономических районов, принципиально различающихся по условиям хозяйственного развития. Мало освоенные земли Канады занимают примерно 70 % площади страны, тогда как проживает здесь менее 1,5 % населения. Территории располагают огромными и далеко еще не полностью разведанными природными ресурсами: газа, нефти, каменного угля, асбеста, руд черных и цветных металлов и значительным гидроэнергетическим потенциалом. Все это роднит канадскую экономику с экономикой России, где также большая часть территории страны относится к зоне севера. Формы и направления государственного регулирования воспроизводственных процессов в экономике Канады различны и достаточно многочисленны. Государство не ставит получение прибылей в качестве конечной цели своих инвестиций, а делает эти инвестиции средством повышения активности частных фирм.

В наибольшей степени сказанное относится к государственному финансированию развития ин-

80 -

фраструктуры прежде всего транспортной сети. В некоторых случаях государство идет на создание собственных предприятий или смешанных государственно-частных компаний. Однако гораздо чаще государство предпочитает действовать в рамках помощи частным компаниям.

Другой способ оказания государственного содействия частным компаниям — налоговые льготы. Горнопромышленные фирмы на севере Канады полностью освобождались от уплаты налогов на три-пять лет после ввода в действие предприятия, в случае эксплуатации месторождений, близких к истощению, подлежащая налогообложению прибыль уменьшались на треть. Кроме того, государство облегчало условия аренды нефтеносных земель. Быстро растут и размеры федеральных субсидий, предоставляемых местным властям. К важнейшим формам государственного регулирования следует отнести также разработку разного рода комплексно-целевых программ развития.

В Канаде, как и в России, большая часть территории относится к экспериментальным северным районам, что во многом объясняет необходимость осуществления более широкого, по сравнению с рядом других развитых капиталистических стран с более благоприятными климатическими условиями, государственного вмешательства в экономические процессы не только в регионы севера, но и в стране в целом.

Мировое сообщество, государства, включающие регионы с экстремальными условиями хозяйствования, признают принципиальную необходимость проведения в отношении их адаптированной политики. Особенно это касается территорий с особым геополитическим статусом, к которому практически полностью относятся регионы севера. Однако в нынешних условиях России речь не идет о том, чтобы выделять для некоторых территорий дополнительные средства в ущерб другим регионам — речь идет о том, чтобы были учтены особые условия экономики севера, его повышенная налогооблагаемая база и экстремальные условия хозяйствования, о создании хозяйствующим субъектам равных условий с другими регионами России. Одновременно это будет шагом по повышению конкурентоспособности их продукции на мировых рынках. Учет повышенной налогооблагаемой базы создаст предпосылки для наполняемости бюджетов северных территорий.

При этом надо иметь в виду, что мировая практика освоения северных территорий основана на многосторонней и активной поддержке государства. Опыт хозяйственного развития некоторых ка-

питалистических стран подтверждает целесообразность более значимых масштабов государственного регулирования, причем это соотношение может существенно различаться в разных регионах.

Если при разработке новой политики развития северных территорий Российской Федерации будет использован зарубежный опыт, то следует выделить ключевые принципы и механизмы, которые позволят извлечь наибольший положительный результат:

• повышение роли государства в сочетании с рыночными механизмами в регулировании экономики и социальной сферы регионов;

• формирование общего экономического пространства страны с обязательным учетом специфики территорий с особыми условиями хозяйствования;

• комплексное социально-экономическое развитие северных территорий, в том числе новых районов освоения природных ресурсов;

• поддержание ресурсно-природного потенциала с учетом необходимости удовлетворения потребностей будущих поколений;

• создание новых территориально-производственных комплексов и поддержка действующих;

• ускоренное внедрение достижений науки и новых технологий, обеспечивающих быстрый рост производства;

• поддержание транспортных систем, обслуживающих основные грузопотоки на Севере, в том числе с учетом перспектив освоения континентального шельфа Российской Федерации и использования Северного морского пути;

• обеспечение дифференцированного подхода к каждой северной территории исходя из природно-климатических условий, транспортной обеспеченности и уровня социально-экономического развития.

Применение данных принципов позволит в короткие сроки превратить Север в динамично развивающийся регион с устойчивой экономикой и развитой социальной сферой, надежно обеспечивающий потребности России в природных ресурсах, а северные территории смогут также выступать гарантом постоянного социально-экономического развития всей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Е, Соколов В. Морское побережье постсоветской России: потенциал эффективного социально-экономического использования и пути его реализации. Российский экономический журнал. 2005. №7—8. С. 23—41.

2. Дидык В. В. Существующие барьеры для экономического сотрудничества и инвестиций в Ба-ренцрегионе. — Апатиты, ИЭП КНЦ РАН, 1998.

3. Драницын С. Морской Флот Российской Федерации: ретроспектива, состояние, перспектива, проблемы. /Морской флот. 2000. № 1-2. С. 5-10.

4. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М. : Экономика, 2000. - С. 382.

5. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996. - М. : Наука, 1997.

Подписка «UBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.