ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ ГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ АРКТИКИ
Р. Г. КАСАТКИН,
кандидат технических наук, ведущий специалист отдела зарубежных перевозок оао «лУкойл»
В настоящее время в Российской Федерации назрела острая необходимость диверсификации экспортных поставок природного газа (ПГ). В связи с этим в РФ получило развитие новое направление топливно-энергетического комплекса (ТЭК) — производство сжиженного природного газа (СПГ).
Мировой рынок сжиженного природного газа развивается в направлении поставок природного газа как энергоносителя из стран-экспортеров в страны, испытывающие недостаток в этом виде энергоносителя.
Масштабы международной торговли природным газом позволяют сделать вывод о формировании мирового рынка газа, который наряду с нефтяным рынком стал важнейшим фактором мировой энергетики и функционирования мирового энергетического рынка. Анализ данных об объемах мировой добычи ПГ и его экспорте свидетельствует о том, что время, когда трубопроводный транспорт был практически единственным средством транспортировки газа, давно прошло, и что доля СПГ в мировом экспорте природного газа постепенно, но неуклонно растет.
Мировой рынок СПГ — это заводы по сжижению газа, экспортные терминалы, специальные танкера-метановозы, заводы по регазификации СПГ, международные транспортные системы.
Основными экспортерами СПГ являются страны Северной Африки (Алжир, Ливия, Нигерия), Ближнего Востока (Абу-Даби, Катар, Оман), Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Бруней), а также Австралия, США (Аляска), Тринидад и Тобаго.
Основными импортерами СПГ являются Япония, Франция, Испания, Бельгия, Южная Корея, Тайвань, Пуэрто-Рико, США, Италия, Турция, Греция.
Участие России в международной торговле СПГ представляется целесообразным и необходимым.
В настоящее время основным рынком сбыта российского ПГ являются европейские страны, что объясняется наличием системы экспортных газопроводов. Но в последнее время быстро развиваются и набирают
силу такие рынки СПГ, как Североамериканский и рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Для России важной задачей является выход и постепенное укрепление своих позиций на Североамериканском рынке и рынке АТР, которые не связаны и ближайшие десятилетия не будут связаны с Россией системой магистральных газопроводов. Это позволит обеспечить значительные и стабильные валютные поступления в бюджет РФ и создаст дополнительные рабочие места.
Россия сосредоточивает треть мировых разведанных запасов природного газа (около 47 600 млрд м3). Это более чем в 2 раза превышает запасы занимающего второе место в мире Ирана (21 200 млрд м3).
Первые шаги по внедрению в экономический оборот и экспортную структуру РФ сжиженного природного газа намечены на Сахалине, где в настоящее время идет строительство первого в России завода по производству СПГ Мировая практика свидетельствует, что такие заводы строятся на морских побережьях. В некоторых случаях, как например в Алжире, эти заводы расположены на значительном удалении от газовых месторождений, и газ поступает к ним по газопроводам, имеющим значительную протяженность. В России условия более благоприятные, поскольку имеются возможности строительства заводов в непосредственной близости от месторождений. Это относится и к Сахалину, и к потенциальным разработкам Штокмановского месторождения в Баренцевом море, Харасавейского месторождения в Карском море и другим.
Основные запасы природного газа России (до 80 % всех разведанных запасов) приходятся на Тюменскую область в Западной Сибири. Здесь на севере области располагаются крупнейшие в России и в мире месторождения природного газа: Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Заполярное, Надым, Бованенковское, Арктическое, Крузенштерновское, Новопортовское и др.
Также значительные запасы природного газа находятся: в Поволжье (Астраханское газоконден-
24
региональная экономикА: теория и практика
сатное месторождение); на Урале (Оренбургское месторождение); в Северо-Кавказском регионе (Ленинградское и Староминское месторождения в Краснодарском крае, Майкопское месторождение в Республике Адыгея, Северо-Ставропольское и др.); в Восточно-Сибирском регионе (Марковское, Пилятинское, Криволукское и др. месторождения) и Дальневосточном регионе (Усть-Вилюйское месторождение и др.).
Наиболее перспективными для разведки и поиска новых месторождений и последующего их освоения на территории России являются: Восточная Сибирь; Ямал; Арктический шельф.
В последнее время активизировалось продвижение перспективных проектов Арктического шельфа. Активно обсуждается Штокмановский проект. Наблюдается заметный прогресс и по проекту разработки Приразломного месторождения. Однако этими проектами не исчерпывается богатейший газовый потенциал российского Арктического шельфа, где уже открыто более полутора десятков газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе 11 в Баренцевом море. Некоторые из них относятся к уникальным или крупным месторождениям. Запасы Шток-мановского газоконденсатного месторождения превышают 3,2 млрд м3 газа, но открыты и еще более значимые месторождения газа в Карском море — Русановское и Ленинградское.
На настоящее время выявлены 259 перспективных структур (Печорское море — 89, Баренцево — 103, Карское — 77). И это при том, что за минувшее десятилетие было пробурено всего 57 разведочных скважин (1 скважина на 27 тыс. км2), что в 20 раз меньше, чем в норвежской части Баренцева моря. Плотность изучения Арктического шельфа сейсморазведкой также можно считать мизерной. Однако следует признать, в Арктике открыта сырьевая база, соизмеримая по своим запасам с месторождениями Западной и Восточной Сибири.
Наиболее перспективными, с точки зрения ведения дальнейшей разведки, являются шельфы Баренцева и Печорского морей.
Особый интерес к российским газовым арктическим проектам проявляет Норвегия, которая готова предложить свою помощь в промышленном освоении этих проектов.
Перспективы стать крупным газодобывающим районом открываются и перед полуостровом Ямал, где на 25 месторождениях подготовлены для разработки запасы газа в объеме 13 трлн м3. Разработка
Ямальских газовых месторождений намечается не позднее 2007 г. Оптимальный объем добычи газа на Ямале в условиях 20-30 лет определяется в 180-200 млрд м3. Общая инвестиционная емкость Ямальских проектов оценивается в 40 млрд долл.
В связи с освоением газовых ресурсов Ямала активно обсуждается проблема транспортировки газа. Если при разработке газовых месторождений в других регионах вопрос транспорта газа решался в пользу трубопроводного транспорта, то транспортировка газа с Ямала имеет альтернативу. Это строительство в районе мыса Харасавей морского терминала и завода по сжижению газа мощностью до 30 млрд м3 в год с последующим вывозом его по трассе Северного морского пути в специализированных судах-газовозах на экспорт. Реализация такого проекта позволит обеспечить круглогодичную транспортировку природного газа без прокладки новых газопроводов, что позволит сохранить экологическое равновесие.
Применение танкеров-метановозов для регулярных перевозок СПГ ограничивается сложностью трассы Северного морского пути. Будет необходимо не только мощное ледовое подкрепление корпуса танкеров-газовозов, но и сопровождение их движения мощными линейными ледоколами, способными обеспечить функционирование судоходной трассы в круглогодичном режиме, что, как показывает практика, является непременным условием экспортных поставок сжиженного природного газа зарубежным покупателям.
Возможность экспорта СПГ придаст газовой стратегии России определенную гибкость и маневренность, откроет для нее рынки, которые недоступны для газопроводов. В нашей стране имеются все возможности по созданию крупных производств сжиженного природного газа, в основном для экспорта, а также относительно небольших установок по получению СПГ для удовлетворения внутренних потребностей — нужд транспорта, промышленности, сельского хозяйства.
В настоящее время на фрахтовом рынке отсутствуют свободные суда-газовозы, тем более не существует метановозов ледового класса, необходимых при транспортировке газа из Арктики. Это делает целесообразным применение комплексного подхода к реализации проектов транспортировки сжиженного природного газа, включая строительство не только завода и терминала, но и метановозов усиленного ледового класса и необходимого вспомогательного флота.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА:
теория и практика
25