Научная статья на тему 'Север, нефть и газ доминанты развития стройотрядовского движения в УГТУ'

Север, нефть и газ доминанты развития стройотрядовского движения в УГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ТРУДОВЫЕ ОТРЯДЫ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / СЕВЕРНАЯ СПЕЦИФИКА / НЕФТЕГАЗОВАЯ ДОМИНАНТА / STUDENT WORK BRIGADES / BUILDING BRIGADES / MARKET RELATIONS / REMUNERATION / STUDENT SELF-GOVERNMENT / EDUCATIONAL WORK / SOCIOLOGICAL SURVEY / QUESTIONNAIRE POLL / UNIVERSITY COMPLEX / THE NORTHERN SPECIFICITY / OIL AND GAS DOMINANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкиров С. П., Васильев Яков Юрьевич

В статье изложены взгляды авторов на основные отличия условий работы студенческих трудовых отрядов в советское время и в современной России. Освещен опыт Ухтинского государственного технического университета по поддержке и развитию движения студенческих строительных отрядов как приоритетной формы трудового воспитания студентов, а также механизмы взаимодействия зонального строительного отряда, действующего на базе университета, и университетского центра социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The north, oil and gas as the dominants of student work brigades' development in USTU

The general differences between labor conditions of student work brigades in the Soviet time and in the modern Russia are represented in the article. Ukhta State Technical University's experience in support and development of student work brigades' movement is reported. It is considered to be a priority form of educational work with students. The authors dwell on the mechanisms of interaction between the region student work brigades, which exist on the university's platform and university centre of sociological surveys.

Текст научной работы на тему «Север, нефть и газ доминанты развития стройотрядовского движения в УГТУ»

С.П. БАШКИРОВ, начальник управления по учебно-воспитательной работе Я.Ю. ВАСИЛЬЕВ, начальник центра социологических исследований

Север, нефть и газ -доминанты развития стройотрядовского движения в УГТУ

В статье изложены взгляды авторов на основные отличия условий работы студенческих трудовых отрядов в советское время и в современной России. Освещен опыт Ухтинского государственного технического университета по поддержке и развитию движения студенческих строительных отрядов как приоритетной формы трудового воспитания студентов, а также механизмы взаимодействия зонального строительного отряда, действующего на базе университета, и университетского центра социологических исследований.

Ключевые слова: студенческие трудовые отряды, строительные отряды, рыночные отношения, заработная плата, студенческое самоуправление, воспитательная работа, социологический опрос, анкетирование, университетский комплекс, северная специфика, нефтегазовая доминанта.

Актуальность вопроса о возрождении движения студенческих трудовых отрядов обусловлена, на наш взгляд, его значимостью, приобретенной в советское время. Всего за годы существования этого движения с 1965 по 1991 гг. в их работе приняли участие почти 13 млн. юношей и девушек. На пике его численность превышала 830 тыс. человек, при этом потребность в дополнительной рабочей силе в форме студенческих отрядов превышала 2 млн. человек в год. Студенты трудились во всех сферах народного хозяйства, на территории всех областей, краев и республик Советского Союза. За это время были выработаны четкие правила организации и деятельности студенческих отрядов, нормативы, правила техники безопасности. Производилось плановое формирование студенческих отрядов. Были законодательно закреплены льготы и преимущества для участников движения, разработан механизм работы начиная от самого простого отряда и заканчивая Центральным штабом [1].

Сегодня, несмотря на то что удельный вес обучающихся по программам высшего профессионального образования выше, чем в советское время, возможности студенческих трудовых отрядов ощущаются как не-

кий нераскрытый потенциал,использование которого могло бы оживить гражданскую активность молодежи и повысить качество высшего профессионального образования.

После распада Советского Союза одновременно с разрывом хозяйственных связей произошел и слом наработанных моделей взаимодействия между образовательными учреждениями и производственными предприятиями. Восстановление (частичное) разрушенных механизмов и выработка новых заняли почти десятилетие. Вновь студенческие трудовые отряды стали появляться во второй половине девяностых. Однако как о явлении в масштабе страны о трудовых отрядах можно говорить лишь с

начала двухтысячных, когда благоприятная конъюнктура и макроэкономическая стабильность обеспечили достаточный спрос на такой специфический вид рабочей силы.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть одно из фундаментальных отличий современных студенческих трудовых отрядов от их предшественников. В советское время феномен студотрядовского движения порождался потребностью государства в дополнительных рабочих руках для выполнения гигантских объемов работ (в основном строительных) и соответствующим образом финансировался. Если говорить конкретно о строительных отрядах как наиболее актуальных и профильных для ухтинского университета, то заработок бойца за трудовой семестр (2-3 месяца) мог превосходить по размеру годовую зарплату рядового специалиста с высшим образованием. На сегодняшний день предоставление заказов строительным отрядам объясняется в основном двумя факторами: во-первых, личной волей руководителей разного ранга, прошедших в свое время школу строительных отрядов, и, во-вторых, наличием сезонного спроса на строительные работы, которые невозможно выполнить в зимнее время. Если первый из названных факторов, имея меньший вес, носит нерыночный характер и может обеспечить существование небольшого количества стройотрядов вне жесткой зависимости от экономической эффективности их работы, то второй, безусловно, более значимый, вполне вписывается в систему рыночных отношений, и в борьбе за потенциальные объемы работ строительные отряды вынуждены конкурировать с выходцами из сельских и депрессивных регионов, а также с артелями гастарбайтеров.

Студентами, вступающими сегодня в строительные отряды, как и в советское время, движет в первую очередь желание заработать. Однако на примере действующего на базе УГТУ Зонального студенческого строительного отряда «Северянин» видно, что средний заработок бойца строй-

отряда стабильно не превышает средней заработной платы по региону более чем в два раза. Конечно, здесь надо делать поправку на то, что Республика Коми является относительно благополучным субъектом Федерации, одним из немногих регионов-доноров. Однако несопоставимость размера возможной компенсации студенту за отказ от летнего отдыха в прошлом и нынешнем веке - несомненна.

Таким образом, с одной стороны, экономически обоснованное сокращение спроса на рабочие руки бойцов стройотрядов и, с другой - снижение мотивации студентов к вступлению в стройотряд объективно ограничивают масштабы стройотрядовского движения в современной России. Воздействие этих факторов распространяется в равной мере и на деятельность других видов студенческих трудовых отрядов.

Одной из актуальных проблем развития стройотрядовского движения на современном этапе является утрата культуры работы со строительными отрядами. Заметим, что этот процесс затрагивает и собственно стройотрядовское движение как форму студенческого самоуправления, и учебные заведения, и предприятия и организации, выступающие заказчиками и работодателями отрядов.

Во многих вузах строительных отрядов не существует вообще, а там, где они имеются, отряды выполняют не полный цикл работ по тому или иному объекту, как это было в советское время, а, как правило, общестроительные работы и работы по благоустройству территории. Помимо проблемы «концентрации» работ, выполняемых отрядами, в низкоквалифицированном и соответственно низкооплачиваемом секторе, существует и проблема соблюдения прав бойцов при заключении с ними договоров - трудовых либо на выполнение работ, оказание услуг. При этом обеспечение указанныхправ невозможно без хорошего знания современного российского трудового и гражданского законодательства, что

практически не встречается среди студентов технических специальностей (в связи с тем, что в последние годы соответствующие предметы преподаются в вузах во все меньшем объеме - и как непрофильные).

Также следует отметить, что после перехода вузов на двухуровневую систему подготовки основная масса студентов может участвовать в работе стройотрядов не более трех трудовых семестров, что значительно усложняет осмысление и аккумуляцию ими опыта старших поколений стройотрядовцев, а также подготовку квалифицированного командного состава отрядов всех уровней.

Прямое следствие из этого: более или менее эффективные строительные отряды возможны только при прямой и систематической поддержке образовательных учреждений, на базе которых они действуют. Таким образом, де-факто на сегодняшний день движение студенческих трудовых отрядов является формой не столько студенческого самоуправления, сколько воспитательной работы, развивающей и дополняющей компетенции подготавливаемых образовательными учреждениями специалистов, причем она избирается студентами в индивидуальном порядке. Именно в этом качестве - приоритетной формы трудового воспитания - движение стройотрядов находится в фокусе внимания администрации УГТУ.

При этом по массовости стройотрядовского движения и объемам выполняемых бойцами работ университет в течение мно-гихлет является признанным лидером в Республике Коми. В 2012 г. Зональный студенческий строительный отряд «Северянин» откроет 37-й трудовой семестр. Важно также отметить, что, например, в прошлом году две трети стройотрядовцев университета работали на объектах дочернихорганизаций ОАО «Газпром». Таким образом, бойцы стройотрядов не только приобретают навыки работы по рабочим профессиям, опыт организации и самоорганизации трудовых

коллективов «низового звена», но и знакомятся с принципами организации производства на одной из крупнейших энергетических компаний в мире и одновременно - своего потенциального работодателя.

Одним из выигрышных решений УГТУ является практика обучения студентов, получающих высшее техническое образование, одной-двум рабочим профессиям в соответствии с профилем получаемого образования. Таким образом, выпускники университета существенно расширяют набор профессиональных компетенций, что позволяет им успешно конкурировать на рынке труда. Важно для вуза и то, что практический опыт, получаемый студентами при работе в составе строительных отрядов, является удачным дополнением в спектре получаемых профессиональных компетенций. В немалой степени благодаря именно такому подходу УГТУ сегодня официально является одним из восьми опорных вузов такого гиганта нефтегазовой отрасли, как ОАО «Газпром», а также имеет долгосрочные программы сотрудничества с ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Транснефть», ООО «РН-Северная нефть», ОАО «Усинскгеонефть ».

Относительно утраты культуры работы со стройотрядами необходимо отметить, что

многие предприятия, которые потенциально могли бы выступить или даже выступают заказчиками работ, плохо представляют себе принципы организации работы отрядов, позволяющие максимально раскрыть ихпотен-циал. При оформлении договорныхотноше-ний с бойцами или непосредственно с отрядом административный аппарат предприятия-заказчика по вполне объективным причинам стремится сработать по принципу минимальной дополнительной нагрузки на себя. То есть работа строится по аналогии с договорниками или подрядчиками. При таком «трафаретном» подходе специфика студенческого отряда во внимание не принимается. В результате вместо должным образом материально простимулированной ориентации на максимальную выработку нередко имеет место установка на производительность «середнячков » из числа постоянных работников заказчика.

Отношение к строительным отрядам именно как к приоритетной форме трудового воспитания студенческой молодежи позволило разработать и применить схему взаимодействия отряда и администрации университета, при которой отдельные структурные подразделения вуза на систематической основе оказывают отряду помощь по различным направлениям его деятельности. В числе таких подразделений следует назвать прежде всего управление по учебно-воспитательной работе и досуговой деятельности, выступающее ядром штаба отряда, отдел маркетинга, проводящий работу с потенциальными заказчиками, а также административно-хозяйственные службы, сотрудники которых выезжают на объекты вместе с представителями штаба отряда для ознакомления с условиями проживания и работы бойцов. В популяризации движения строительных отрядов активное участие принимают университетские СМИ.

Отдельно и особо следует отметить взаимодействие штаба ЗССО «Северянин» и центра социологических исследований

УГТУ. По нашему мнению, использование социологического инструментария помогает решить ряд проблем, которые стоят перед современными стройотрядами. Центр социологических исследований непосредственно участвует в разработке новых методов мобилизации студентов в стройотрядовское движение, проводя комплексные исследования как внутри университета, так и вне его [2].

Основным направлением работы центра в области социомониторинга внешней среды являются исследования удовлетворенности основных потребителей образовательных услуг качеством подготовки специалистов и выявление их потребностей в области дальнейшего расширения образовательных услуг. Основными партнерами университета в этих исследованиях являются ведущие нефтегазовые компании региона. Прежде всего это ООО «Газпром трансгаз Ухта», ОАО «Северные магистральные нефтепро-воды»,ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «РН-Север-ная нефть » и другие. В рамках подготовки к ежегодным совещаниям с руководителями, заместителями генеральных директоров и начальниками служб нефтегазовых предприятий, курирующих деятельность УГТУ, проводятся комплексные опросы среди административно-управленческого и инженерно-технического персонала этих компаний. По результатам опросов проводятся совещания и там же вырабатываются направления дальнейших исследований. В частности, опросы позволяют выявлять возможности компаний и их отдельных структурных подразделений для привлечения их ксотрудничеству в организации учебно-производственных практик, в работе с дипломными проектами, в методическом и материально-техническом обеспечении учебного процесса, в научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, налаженная система социологического мониторинга позволяет опрашивать ключевые предприятия по самому широкому спектру тем. И совершен-

но естественно, что система социомониторинга может быть использована для изучения мнения представителей компаний по вопросам их участия в развитии движения студенческих строительных отрядов. До последнего времени прямые вопросы о сотрудничестве в этой сфере руководителям предприятий не задавались. Но анкеты, регулярно рассылаемые в подразделения крупных компаний, имеют раздел, посвященный работе со студентами. По результатам анкетирования, проводимого в последние годы, наибольшую готовность принять студентов на различного рода практики высказывали представители дочерних организаций ОАО «Газпром», и одновременно с их стороны наблюдалась положительная динамика в отношении количества заказов на работу стройотрядов. Летом 2011 г. на объектах ОАО «Газпром» трудилось более двух третей бойцов ЗССО «Северянин». В связи с выявленной корреляцией социологический центр планирует при последующих опросах экспертов включать в анкету вопросы по стройотрядам.

Если социомониторинг предприятий по этому направлению вуз начал проводить сравнительно недавно, то опросы студентов уже являются неотъемлемой частью работы штаба ЗССО «Северянин ». Использование социологических методов позволяет решать целый ряд задач.

Социологические методы - это прежде всего инструмент для привлечения студентов. Речь идет об использовании анкет для выявления желающих работать в стройотряде. Штаб отряда получает списки потенциальных бойцов с указанием их количества, возрастного и профессионального состава задолго до заключения

договоров с работодателями. Обладая такой информацией, штаб имеет возможность оптимально распределять имеющиеся ресурсы, сопоставлять их с открывающимися возможностями и с максимальной полнотой обеспечивать студентов заказами и подрядами.

Именно эти цели обусловливают структуру анкеты. Вопросы носят прямой и однозначный характер. Анкета не анонимна. Студенты вносят в нее свои личные данные (ФИО, курс, специальность, контактный телефон), указывают желаемую область деятельности и сумму заработной платы, которую хотели бы получать. Тем самым подчеркивается открытость и публичность намерений как штаба ЗССО «Северянин», так и студентов, проявляющих интерес к работе. С точки зрения социологических правил такое решение не совсем корректно, так как некоторых студентов отпугивает необходимость открыто заявлять свои личные данные. Но решение включать в анкету такие вопросы было принято сознательно. Строительные отряды - это форма трудовой деятельности, а любые намерения трудоустройства, независимо от формы, носят не анонимный, а открытый характер. По сути, штаб отряда распространяет среди студентов анкеты, которые соискатели работы так или иначе заполняли бы самостоятельно.

Важным плюсом такой формы сбора данных является вовлеченность самих студентов в информационную и организационную работу. Анкетирование проводится среди всех студентов 1-2-х курсов силами самих же студентов-активистов. Еще на стадии формирования отрядов эти студенты образуют первичную сеть и становятся связующим звеном между штабом и будущими бойцами стройотрядов, вовлекая в работу тех, кто не определился при первичном опросе.

Помимо прямой информации о желающих работать, анкета дает большое количество собственно социологических данных о студентах. Пол, возраст, курс, распределение желающих и не желающих участвовать в движении - все это важная для анализа информация, позволяющая яснее осознавать перспективы развития стройотрядовского движения, корректировать планы по организации конкретных направлений работы.

Анализируя количественный и качественный состав заполнившиханкету и изъявивших желание работать и тех, кто по тем или иным причинам анкету заполнять не захотел, можно получить весьма интересную информацию. Так, среди желающих работать часто встречаются завышенные финансовые ожидания, что свидетельствует о том, что многие студенты не сталкивались с реальным рынком труда и не знают ситуацию на нем. Выявлена также закономерность: студенты инженерно-технических специальностей охотнее идут в стройотряды, чем учащиеся гуманитарных и экономических направлений. Специфика работы в нефтегазовой отрасли предполагает определенный уровень знаний, которым гуманитарии и экономисты не обладают. Это отпугивает многих потенциальных участников. Немаловажное значение имеет также финансовый аспект. Многие идут в стройотряд, чтобы заработать. Понятно что для обеспеченной молодежи, не испытывающей финансовых трудностей, этот фактор не имеет значения.

Среди студентов, не заполнивших анкеты, далеко не все категорически не желают работать. Некоторые колеблются, других не устраивает формат открытой анкеты, и они не доверяют прямым и открытым вопросам, касающимся их личных данных. В этом случае анкета выполняет информационно-рекламную функцию для тех, кто может изменить свое мнение.

Таким образом, данные анкетирования помогают выявить направления, требующие от штаба дополнительных усилий. Прежде всего, перед ним стоит задача привлечения к участию в движении не только студентов профильных специальностей, заинтересованных и в заработке, и в производственной практике, но и тех, кто полагает, что не может участвовать в работе стройотрядов. Кроме этого, штабу предстоит проработать комплекс мер, направленных на привлечение в стройотряд неопре-делившихся.

Можно указать и на перспективы, которые социологические методы открывают для анализа молодежного рынка труда. В настоящее время развитие строительных отрядов ориентируется исключительно на возможности и потребности компаний-за-казчиков. Мнение самих студентов, их видение трудовой деятельности пока вторично. Очевидно, что это односторонний подход. Система стройотрядов не ставит ограничений на формат трудовой деятельности. В будущем наверняка появятся отряды, ориентированные на предоставление рабочих услуг и в тех областях, которые интересны самим студентам. В конечном счете, речь может идти о самостоятельном выходе на рынок труда.

Нельзя не отметить, что в соответствии с Концепцией формирования и развития университетского комплекса УГТУ источником ценностных ориентиров воспитательного процесса в ЗССО «Северянин» и в университете в целом является его организационная культура [3]. Вершину ценностного уровня организационной культуры

УГТУ образует аксиологическая триада: служение, свобода, солидарность. Центрированные данной триадой другие важнейшие ценностные ориентиры задают основные направления воспитательной работы. При этом северная специфика и нефтегазовая доминанта выступают основой такого направления работы, как воспитание уважительного отношения к доминирующей профессиональной деятельности выпускников УГТУ (работа в нефтегазовой отрасли), а также к малой родине - городу Ухте, Республике Коми, Северу России. Соответствующая работа концентрируется в инициированном ректором УГТУ Н.Д. Цхадая коммуникационном культурно-просветительском проекте «Ухта - родина первой Российской нефти» [4].

В деятельности студенческого отряда «Северянин» северная специфика и нефтегазовая доминанта в полной мере выражаются в том, что подавляющее большинство

его работодателей и объектов, на которых трудились и будут трудиться его бойцы, расположены в местностях Крайнего Севера и приравненных к ним и непосредственно связаны с нефтегазовой отраслью нашей страны.

Литература

1. История студенческих отрядов с 1959 до

1991 гг. // МООД «Российские студенческие отряды». URL: http://shtabso.ru/ аЬот/Ь^огу/1959-1991/

2. Безгодов Д.Н., Башкиров С.П., Черноусов

Г.Г. К развитию концепции «Ухта - университетский город»: социологический аспект // Концепт. 2010. № 2. С. 118-125.

3. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы орга-

низационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130.

4. Цхадая Н.Д. Университет на родине пер-

вой российской нефти // Концепт. 2011. № 1. С. 5-10.

BASHKIROVS, VASILYEVY. THE NORTH, OIL AND GAS AS THE DOMINANTS OF STUDENT WORK BRIGADES’ DEVELOPMENT IN USTU

The general differences between labor conditions of student work brigades in the Soviet time and in the modern Russia are represented in the article. Ukhta State Technical University’s experience in support and development of student work brigades’ movement is reported. It is considered to be a priority form of educational work with students. The authors dwell on the mechanisms of interaction between the region student work brigades, which exist on the university’s platform and university centre of sociological surveys.

Key words: student work brigades, building brigades, market relations, remuneration, student self-government, educational work, sociological survey, questionnaire poll, university complex, the northern specificity, oil and gas dominants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.