Научная статья на тему 'Студенческие строительные отряды Ростовской области 1960-1980 гг. : страницы истории'

Студенческие строительные отряды Ростовской области 1960-1980 гг. : страницы истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1269
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / СТРОЙОТРЯД / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ ТРУД / БОЕЦ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / STUDENT / STUDENT BRIGADES / CONSTRUCTION BRIGADE / FREE LABOUR / FIGHTER / PRODUCTION PRACTICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еременко Оксана Алексеевна

В статье рассматривается деятельность студенческих строительных отрядов Ростовской области в 1960-1980 гг., их организация и экономический вклад в производственную сферу Ростовской области и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES OF ROSTOV REGION IN 1960-1980: PAGES OF HISTORY

The article describes the activity of student construction brigades of Rostov region in 1960-1980, their organization and the economic input in industrial sphere of Rostov region and the country.

Текст научной работы на тему «Студенческие строительные отряды Ростовской области 1960-1980 гг. : страницы истории»

УДК 908 (470)

Еременко Оксана Алексеевна

Eremenko Oxana Alexeevna

ассистент кафедры исторических наук и политологии

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) oksie_post@mai l. ш

post-graduate student of the chair of historical sciences and politology, Rostov State Economical University [email protected]

СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1960-1980 ГГ.: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES OF ROSTOV REGION IN 1960-1980: PAGES OF HISTORY

Аннотация:

The summary:

В статье рассматривается деятельность студенческих строительных отрядов Ростовской области в 1960-1980 гг., их организация и экономический вклад в производственную сферу Ростовской области и страны.

The article describes the activity of student construction brigades of Rostov region in 1960-1980, their organization and the economic input in industrial sphere of Rostov region and the country.

Ключевые слова:

студент, студенческие отряды, стройотряд, безвозмездный труд, боец, производственная практика.

Keywords:

student, student brigades, construction brigade, free labour, fighter, production practice.

В настоящее время много говорится и пишется о таком феномене советского общества, как студенческие строительные отряды. При этом некоторые современные авторы считают их «отрицательным» элементом советской тоталитарной системы, поскольку студентов и учащуюся молодежь принуждали работать на уборке урожая в колхозах и совхозах, на строительстве колхозных ферм, заводов, автодорог и других объектов [1]. Другие видят в студенческих отрядах «романтику молодости», которая предоставляла юношам и девушкам возможность побывать в новых для них краях огромной страны, повстречаться с новыми людьми и проявить себя в непривычном социальном статусе [2]. Третьи видят в ССО только средство и возможность для молодых людей неплохо заработать.

В литературе и прессе советского периода движение ССО рассматривалось, прежде всего, сквозь призму идеологического воспитания молодежи, как своеобразная «кузнеца кадров» для народного хозяйства советского социалистического общества. Возможно, именно поэтому студенческое движение получило негативную оценку в ряде публикаций постсоветского периода. Однако, на наш взгляд, не следует все сводить только к насаждению определенной идеологии и тому подобным факторам. По прошествии времени, становится не менее очевидным, чем прежде, что деятельность студенческих отрядов - это явление многогранное и многоплановое, не поддающееся однозначной оценке. Не случайно, что в современной России, в ходе реализации ряда масштабных проектов (таких, например, как строительство Олимпийского Сочи), оказался востребованным труд молодых людей, студентов, организованных в обновленные ССО. В связи со сказанным представляется актуальным изучение опыта деятельности студенческих строительных отрядов, в том числе в региональном разрезе. Цель данной статьи -на основе использования архивных материалов проанализировать некоторые аспекты деятельности студенческих строительных отрядов Ростовской области в 1960-1980 гг.

Зарождение движения студенческих отрядов литература, как правило, связывает с массовым участием студентов в уборке целинного урожая в районах освоения целинных и залежных земель. За 1956-1958 гг. более 400 тыс. студентов во время летних каникул приняли участие в уборке урожая на целине [3, с. 19]. Началом же так называемой Донской студенческой стройки считается 1965 г., когда 8б0 студентов семи вузов Ростовской области в 13 совхозах освоили 950 тыс. рублей капиталовложений [4].

К концу 80-х гг. прошлого века студенческие стройотряды представляли собой хорошо организованное мощное молодежное производственное объединение с огромными возможностями и потенциалом. Из социального эксперимента, основанного больше на романтике «искателей приключений», движение поднялось на уровень профессиональной деятельности. Успехи студенческого движения заключаются, прежде всего, в его экономической эффективности. С ростом численности бойцов стройотрядов, становилась все более разнообразной и сфера их

деятельности. Уже в 70-е гг. их деятельность не замыкалась только строительной сферой. Создавались студенческие отряды энергетиков, связистов, механизаторов, продавцов, пионервожатых, проводников и т.д. При этом, как и прежде, значительная часть отрядов трудилась в сфере АПК. Не случайно, на стройотрядовской эмблеме традиционный мастерок привычно соседствовал с хлебным колосом, символизирующим труд студентов в сельскохозяйственном производстве [5, т. 13, с. 336].

С каждым годом численность студенческих отрядов возрастала. Если в 1965 г. их численность составляла 860 человек, то через год она увеличилась на тысячу человек [6]. Через пять лет, в 1970 г., общая численность областного студенческого отряда составила 4 914 человек [7], в 1975 г. - 30 000 [8], в 1980 г. - 24 053 [9] и в 1985 г. - 15 510 [10]. Как видим, число членов студенческих отрядов в 1970-е и 1980-е гг. была весьма внушительным, хотя их рост не был линейным. Снижение численности бойцов ССО, на наш взгляд, в определенной мере связано с совершенствованием системы статистического учета Областным штабом ССО и снижением элементарных приписок, когда в число бойцов ССО включались, например, старшеклассники сельских школ, привлекавшиеся к уборке урожая.

С ростом числа ССО росли и их производственные показатели. Так, в 1985 г. всеми студенческими отрядами области было освоено 27,7 млн. рублей капиталовложений [11].

По мере развития стройотрядовского движения, рос интерес к ним со стороны различных министерств и ведомств, что в условиях дефицита рабочей силы по народному хозяйству представляется вполне объяснимым и закономерным. Так, до 1968 г. студенческий строительный отряд Ростовской области вел сельское строительство только в 4 ведомствах двух министерств - сельского хозяйства и энергетики и электрификации. В 1968 г. впервые студенческие строительные отряды направляются в ведомства министерства мелиорации и водного хозяйства, Росколхозстройобъединения, связи, а с 1969 г. оказывают помощь ведомствам министерства сельского строительства (управление «Ростсельстрой»). В 1970 г. студенческие отряды начинают работать в министерстве пищевой промышленности [12]. Всего же в 1970 г. студенческие строительные отряды работали в 9 министерствах и 13 ведомствах.

Донские студенческие строительные отряды трудились не только в Ростовской области. Студенты Донских вузов и техникумов работали в различных регионах нашей Родины. Так, Донские стройотряды хорошо проявили себя в Казахской ССР, где в 1965 г. 12 студенческих отрядов из Ростовской области работали на строительстве жилых и хозяйственных помещений. Бойцами стройотрядов было построено: 71 дом, 3 школы, 1 клуб, 41 хозяйственное помещение, 500 метров водопровода и других объектов на сумму 1 556,2 тыс. рублей [13].

В конце 60-х гг. Казахстанская целина сменилась на всесоюзные стройки на нефте- и газоместорождениях, а к географии распространения студенческих отрядов прибавились Западная Сибирь и полуостров Мангышлак. Стройотряды Ростовской области принимали участие в строительстве дорог на полуострове Мангышлак, осваивали Западную Сибирь и Карелию. Донские студенты принимали участие в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС: в 1976 г. представители донских вузов в количестве 100 человек освоили 180 тыс. рублей [14].

Студенческие отряды работали преимущественно в сельской местности, и приоритетом для них было сельское строительство. В 60-80-е гг. партийно-государственное руководство, обеспокоенное оттоком из сельской местности населения, принимает меры по повышению уровня жизни на селе, закреплению кадров в сельскохозяйственном производстве. В эти годы повышался уровень индустриализации сельскохозяйственного производства, происходили прогрессивные перемены в профессиональной и образовательной структуре кадров, расширялась сфера несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, совершенствовалась социальная инфраструктура сельских регионов. Возросшие объемы строительных работ на селе требовали новых рабочих рук. И студенческие отряды хорошо вписались в эти планы. Так, только в 1969 г. за 55 дней третьего трудового семестра ССО области построили 598 жилых домов, 97 культурно-бытовых объектов, 287 производственных помещений, провели 1 200 км линий электропередач и связи, установили 3 750 светоточек [15].

Правда, на официальном уровне нередко подчеркивалось, что первоочередной задачей ССО является не погоня за объемами производства, а приобретение молодежью жизненного опыта, организационных навыков, воспитание в духе коллективизма и коммунистического отношения к труду. Например, в докладе первого секретаря Ростовского обкома ВЛКСМ В.М. Рамазанова на первом зональном семинаре руководителей студенческих строительных отрядов, проходившем 10 марта 1968 г. в г. Ростове-на-Дону, отмечалось, что «перед отрядами никто никогда не ставил громадных экономических задач, но мы сами отлично понимаем, что, не решая экономических вопросов, мы не сможем сами существовать. У нас нет разделения на по-

литику и производство» [16]. Тем не менее экономическая функция ССО всегда имелась в виду при их создании и развитии.

К концу 60-х гг. студенческое движение расширяется, что приводит к возникновению специализированных строительных отрядов. Именно в этих отрядах создавалась возможность применить на практике полученные в аудиториях высших учебных заведений знания. Одними из первых специализированных строительных отрядов стали отряды «Энергия», созданные студентами-энергетиками Новочеркасского политехнического института и Азово-Черноморского институтов механизации и электрификации сельского хозяйства (г. Зерноград). В это же время студенты-связисты Таганрогского радиотехнического института создали отряд «Связь». Эти отряды участвовали в работах по электрификации, радиофикации и телефонизации сельских населенных пунктов. Например, только за 1970 г. ими было электрифицировано 1 047 жилых домов.

Студенты факультета электрификации сельского хозяйства Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства принимали активное участие в решении задач, определенных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 января 1979 г. «О мерах по дальнейшему развитию электрификации сельского хозяйства». В год 60-летия плана ГОЭЛРО они выступили инициаторами создания специализированных отрядов «Электрослужба» по обслуживанию и эксплуатации электрооборудования колхозов и совхозов области. Бойцы отряда занимались вопросами монтажа электрооборудования на зернотоках, проводили техобслуживание и ремонты электрооборудования, одновременно с этим собирая необходимый материал для разработки будущих дипломных проектов по заказу различных организаций. Экономический эффект от выполненных работ по обслуживанию и ремонту 5 300 условных единиц ремонта, строительству электрообогреваемых полов, подготовке зернотоков и кормоцехов составил 500 тыс. рублей [17].

Число специализированных отрядов в области росло с каждым годом. Если в 1966 г. их было только два, то в 1970 г. к отрядам «Энергия» и «Связь» присоединились отряды «Трансстрой». Студенты Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта принимали участие в строительстве железных дорог не только в Ростовской области, но и в других областях и краях страны, а именно в Архангельской области и Краснодарском крае.

Создавались специализированные мелиоративные отряды Новочеркасского инженерномелиоративного института, члены которых работали на строительстве гидротехнических сооружений. Так, в 1975 г. ими было введено в эксплуатацию 107 объектов гидротехнических сооружений, объем строительно-монтажных работ на которых составил 313,6 тыс. рублей [18].

Значительную роль студенческие отряды сыграли в развитии транспортной инфраструктуры страны, выступив с инициативой «Дороги Родины», которая была одобрена 14 февраля 1977 г. совместным постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ и Минвуза СССР. Члены Донских студенческих отрядов горячо откликнулись на эту инициативу. Студенческими отрядами Ростовской области был выполнен значительный комплекс работ по ремонту, строительству, благоустройству и озеленению ряда автомобильных дорог. Только за 1980 г. было построено дорог - 30,75 км, отремонтировано дорог - 5 км., построено сопутствующих объектов - 21 ед., отремонтировано сопутствующих объектов - 6 ед., озеленено дорог - 115 км., высажено деревьев и кустарников -23 000 шт. В целом был выполнен объем работ на сумму 1 848,3 тыс. рублей [19].

Студентами Ростовского художественного училища и Ростовского инженерностроительного института создавались отряды художников-оформителей. Такие отряды выполняли прежде всего идеологические и пропагандистские задачи. Они должны были, создавая стенды и панно, рассказать о больших достижениях советского народа в науке, технике, строительстве, искусстве, помочь комсомольским и партийным организациям на местах украсить быт трудящихся. Наглядной агитацией студенты должны были призывать к широкому социалистическому соревнованию. Деятельность отрядов оформителей внесла свой вклад в развитие региона. Так, в 1969 г. студенческий строительный отряд оформителей Ростовского инженерностроительного института численностью 10 человек выполнил объем работ на сумму 21 тыс. рублей [20]. Всего в 1969 г. было создано три отряда художников-оформителей.

Студенты исторического факультета Ростовского государственного университета вели работы по реставрации памятников в местах боев на Миус-фронте, музея-заповедника в станице Старочеркасской и музея-заповедника «Танаис». Отряд архитектурного факультета Ростовского инженерно-строительного института оформлял музей-заповедник древнегреческого поселения Танаис.

Студенческие строительные отряды нередко выступали с инициативами по повышению производительности труда. Так, в 1970 г. возникло движение «Объекты под ключ», когда стройотрядовцы брали на себя обязательства по возведению объекта с «нуля» и до его ввода в эксплуатацию. В результате такой инициативы общий ввод объектов «под ключ» за 1970 г. по об-

ластному отряду составил 63,2 %; по жилищному строительству - 61 %; по культурнобытовому - 46,5 %; по производственному строительству - 66, 1% [21]. В 1971 г. общий ввод объектов в эксплуатацию по областному отряду составил уже 76 %.

Об экономической эффективности студенческих строительных отрядов Ростовской области можно судить по следующим данным, приведенным в годовом отчете Ростовского областного штаба ССО за 1971 г. «В областном отряде выработка на одного студента-строителя за два месяца текущего 1971 г. составила 2 740 рублей в среднем, в лучших отрядах она доходит до 3 200 рублей. Сопоставим эти показатели с показателями управления строительства «Рост-сельстрой». Выработка на одного работающего в разгар сезона составляет 818 рублей в месяц. Управление строительства «Ростовдонводстрой» - средняя норма выработки каждого рабочего за два месяца составила 1 014 рублей. Годовая норма выработки каждым рабочим в этом управлении - 4 640 рублей. Годовой план капиталовложений этого управления составляет 15 млн. 300 тыс. рублей. Для того чтобы произвести объем строительно-монтажных работ на такую сумму, управлению, в среднем, ежемесячно требуется - 2 700 рабочих. А шеститысячный областной отряд за 55 календарных дней освоил 16 660 тыс. рублей капитальных вложений, а управление «Ростовдонводстрой» осваивает 15 млн. 300 тыс. рублей в течение года. Из приведенного выше примера видно, что труд студентов, работающих в строительных отрядах, значительно превышает показатели в указанных строительных организациях» [22].

Студенческие отряды не только вносили весомый вклад в экономику области и страны, но и участвовали в финансировании различных мероприятий. Часть заработанных денег бойцы студенческих строительных отрядов отдавали в сельские школы, детские дома, различные фонды, например, в Фонд мира. Разумеется, подобное направление деятельности отрядов было составной частью идеологической работы партийных и комсомольских организаций области и было направлено на формирование определенных ценностных установок в студенческой среде. Однако сам по себе факт участия молодежи в оказании помощи детским домам, сельским школам и т.п. следует оценить положительно.

В 1969 г. студенты Новочеркасского политехнического института выступили с призывом ко всем студентам страны принять участие во всесоюзной двухлетке «Комсомол - сельской школе». В обращении говорилось, что главной задачей в развитии села становится укрепление материально-технической базы средней школы, что означает, прежде всего, выполнение планов по строительству и ремонту школьных помещений. Поскольку совхозы и колхозы не всегда в состоянии использовать выделенные для этого средства из-за недостатка рабочих рук в межколхозных строительных организациях, первоочередной задачей для студенческих отрядов должно стать строительство сельских школ. Те отряды, которые не будут заняты на строительстве школьных зданий, должны помогать в их ремонте и материальном обеспечении [23].

Эту инициативу поддержали все студенческие отряды учебных заведений области. Так, студенты Ростовского инженерно-строительного института построили школу на 320 мест в совхозе «Орловский» (отряд РИСИ-3), а стройотрядом РИСИ-10 в конезаводе им. Буденного Сальского района была построена школа на 160 человек. Всего же в третьем трудовом семестре 1969 г. Областной студенческий строительный отряд принял к строительству 11 школ на 922 учащихся, три интерната, 25 жилых домов для учителей, 2 спортивных зала, один пионерский лагерь, отремонтировал 85 школьных помещений. Школам было передано более 28 тыс. книг и оборудование для учебных кабинетов на сумму 5 200 рублей. Студенты, работающие в составе областного строительного отряда, отработали более 33 тысяч человеко-часов на благоустройстве школ, строительстве простейших спортивных сооружений и оформлении пионерских комнат [24].

В 1970 г. по согласованию с областным отделом народного образования отрядами было принято к строительству 15 школ на 2 774 учащихся. Из них четыре школы на 325 мест были введены в эксплуатацию. Кроме того, студентами было отремонтировано 134 школы, 19 интернатов и 22 других школьных сооружения. По рекомендации областного штаба строительных отрядов были организованы летучие бригады по ремонту школ, расположенных в хозяйствах, находящихся вблизи дислокации отрядов. Было создано 43 таких бригады [25].

Инициатива студентов Новочеркасского политехнического института не закончилась по истечении двух лет. Студенческие строительные отряды продолжали участвовать в строительстве сельских школ, в ремонте школьных зданий. Так, год спустя, в 1971 г. стройотрядами были приняты к строительству 14 сельских школ на 2 400 учащихся. Из них введено в эксплуатацию 8. Бойцы строительных отрядов, несмотря на трудности, старались выполнить принятые на себя обязательства. Так, несмотря на нехватку строительных материалов, студенческий отряд Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта построил и довел до отделки двухэтажную школу в совхозе «Заветинский» Заветинского района. В течение трех лет трест «Ростсельстрой» отпускал на строительство школьного здания всего 20-30 тысяч в год.

Но благодаря настойчивости штаба отряда в этом году на строительство школы было отпущено 80 тысяч рублей, из которых отрядом освоено 74 тысячи. Стройотрядовцы подхватили эксперимент по созданию летучих бригад по ремонту школ, расположенных в хозяйствах, находящихся вблизи дислокации отрядов. В 1971 г. на территории области работало 52 бригады общей численностью 364 человека [26]. В 1974 г. участники третьего трудового семестра приняли участие в строительстве 5 сельских школ, оказали помощь в ремонте 120 школ, построили 135 спортивных и оздоровительных площадок [27].

В 70-80-х гг. получили распространение в студенческой стройке так называемые «Дни безвозмездного труда». Студенческие отряды области активно включились в это начинание. Все заработанные деньги в эти дни стройотряды перечисляли в общественные фонды и на благотворительные цели. Более того, в области появились студенческие отряды безвозмездного труда. Первым отрядом безвозмездного труда стал студенческий строительный отряд Таганрогского радиотехнического института им. А. Гайдара, выступивший с инициативой «Детям страны Советов - заботу бойцов студенческих строительных отрядов». Все заработанные средства были переданы в детские учреждения на укрепление материально-технической базы. В 1981 г. в Ростовской области было создано 14 таких отрядов. Силами бойцов оказывалась помощь в ремонте и благоустройстве детских домов и школ в Ростове, Таганроге. Батайске, Азове. Более 30 тысяч рублей, заработанных бойцами отрядов, было направлено на укрепление материальной базы детских учреждений. Данное начинание нашло поддержку, и при активном участии партийных, комсомольских организаций и администраций высших учебных заведений к 1985 г. было создано 52 коммунистических отряда, в которых трудилось 1 128 человек [28].

Таким образом, Донские студенческие строительные отряды в период своей наиболее активной деятельности, то есть в 1960-1980 гг., сыграли заметную роль в развитии народного хозяйства Ростовской области и некоторых других регионов СССР. Сфера деятельности отрядов была весьма разнообразной, но наибольший вклад в народное хозяйство внесли отряды строительного направления. Не идеализируя деятельность ССО, следует, тем не менее, отметить, что они представляли собой достаточно эффективную форму привлечения молодежи к производственной деятельности и воспитания студенчества в соответствии с нормами и ценностями того советского общества. Опыт деятельности строительных отрядов может быть востребован и в современной России, разумеется, с учетом изменившихся условий развития экономики, правовой системы и социально-идеологических отношений. Не случайно в настоящее время происходит возрождение студенческих строительных отрядов. Президент России Д.А. Медведев на встрече с представителями студенческих строительных отрядов 18 августа 2009 г. в г. Сочи отметил: «Начиналось все 50 лет назад. В этом году у нас около 230 тысяч студентов участвуют в деятельности студенческих строительных отрядов. С учетом того, что мы сейчас строим все больше и больше, даже несмотря на спад в экономике, впереди у нас очень важные результаты, к которым мы должны прийти: и Олимпиада, и проведение АТЭС во Владивостоке, на острове Русский, и некоторые другие очень крупные стройки и объекты, - думаю, что численность строительных отрядов, конечно, будет расти, и это объективно. Главное, чтобы это всё было выгодно и самим студентам, и высшим учебным заведениям, ну и для хозяйства, для тех, кто заказывает эти работы» [29].

Ссылки:

1. Платонов Ю.П. Студенческие отряды: психологические очерки. Л., 1988.

2. См.: Агильдыев И.У., Колесничеснко О.М. Построй свой город. Заметки с ударных комсомольских строек. М., 1974 ; Абильсиитов Г., Васильев Н., Евсеева Р. Студенческий строительный. М., 1975 ; Время выбрало нас. Были третьего семестра. (Сборник). М., 1985 ; Студенческие строительные: 20 лет на марше / сост. М. Дронов, В. Макаров. Сыктывкар, 1987 и другие.

3. Артемьев Е.Ф. Ступени возмужания. М., 1984.

4. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 173. Оп. 19. Д. 31. Л. 4.

5. Слезин А.А., Бурахина О.А. Экономические итоги деятельности студенческих строительных отрядов Тамбовской области // Вестник ТГТУ. 2007. Т. 13. № 1.

6. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 19. Д. 31. Л. 4.

7. Там же.

8. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 24. Д. 170. Л. 3.

9. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 32. Д. 157. Л. 1

References (transliterated):

1. Platonov Y.P. Studencheskie otryady: psihologiches-kie ocherki. L., 1988.

2. See: Agil'dyev I.U., Kolesnichesnko O.M. Postroy svoy gorod. Zametki s udarnyh komsomol'skih stroek. M., 1974 ; Abil'siitov G., Vasil'ev N., Evseeva R. Studencheskiy stroitel'niy. M., 1975 ; Vremya vybralo nas. Byli tret'ego semestra. (Collection). M., 1985 ; Studencheskie stroitel'nye: 20 let na marshe / comp. by M. Dronov, V. Makarov. Syktyvkar, 1987, et al.

3. Artem'ev E.F. Stupeni vozmuzhaniya. M., 1984.

4. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti (TSDNIRO). F. 173. Op. 19. D. 31. L. 4.

5. Slezin A.A., Burahina O.A. Ekonomicheskie itogi

deyatel'nosti studencheskih stroitel'nyh otryadov

Tambovskoy oblasti // Vestnik TGTU. 2007. Vol. 13. No. 1.

6. TSDNIRO. F. 173. Op. 19. D. 31. L. 4.

7. Ibid.

8. TSDNIRO. F. 173. Op. 24. D. 170. L. 3.

9. TSDNIRO. F. 173. Op. 32. D. 157. L. 1

10. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 41. Д. 180. Л. 9.

11. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 41. Д. 180. Л. 2.

12. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 250. Л. 42.

13. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 13. Д. 44а. Л. 12.

14. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 25. Д. 155. Л. 2.

15. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 4. Л. 14.

16. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 15. Д. 20. Л. 8-9.

17. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 32. Д. 157. Л. 5

18. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 23. Д. 162. Л. 35

19. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 32. Д. 157. Л. 134.

20. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 19. Д. 31. Л. 35-36.

21. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 115. Л. 10.

22. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 250. Л. 39.

23. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 19. Д. 7. Л. 181.

24. ЦДНИРО. Ф. 173. Д. 31. Л. 32; Ф. 173. Оп. 20. Д. 18.

Л. 14.

25. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 115. Л. 12.

26. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 20. Д. 250. Л. 41.

27. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 23. Д. 162. Л. 147..

28. ЦДНИРО. Ф. 173. Оп. 41. Д. 180. Л. 7.

29. Ш_Р: http://www.molodezh67.ru/index.php?option

=сот сопІегЛ&уіе\м=аі1ісІе&і<і=125&ІІеті<і=137

(дата обращения: 10.01.2011).

10. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 41. й. 180. 1_. 9.

11. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 41. й. 180. 1_. 2.

12. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 20. й. 250. 1_. 42.

13. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 13. й. 44а. 1_. 12.

14. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 25. й. 155. 1_. 2.

15. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 20. й. 4. 1_. 14.

16. TSDNIRO. F. 173. Ор. 15. D. 20. I. 8-9.

17. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 32. й. 157. 1_. 5

18. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 23. й. 162. 1_. 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 32. й. 157. 1_. 134.

20. TSDNIRO. F. 173. Ор. 19. D. 31. I. 35-36.

21. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 20. й. 115. 1_. 10.

22. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 20. й. 250. 1_. 39.

23. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 19. й. 7. 1_. 181.

24. ТвРИ^О. Р. 173. й. 31. 1_. 32; Р. 173. Ор. 20. й. 18. 1_. 14.

25. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 20. й. 115. 1_. 12.

26. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 20. й. 250. 1_. 41.

27. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 23. й. 162. 1_. 147.

28. ТвРИ^О. Р. 173. Ор. 41. й. 180. 1_. 7.

29. Ш_Р: ІіМр://\№№^.тоІо<іе2Іі67.ги/іп<іех.рІір?ор1іоп =com_content&view=article&id=125&Itemid=137 (date of ассеББ: 10.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.