Научная статья на тему 'Сетизация инновационного пространства в условиях цифровой трансформации'

Сетизация инновационного пространства в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / СЕТИЗАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION ENVIRONMENT / NETWORKING / NETWORK STRUCTURES / DIGITAL ECONOMY / REGIONAL INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панченко В.Е.

Основой для процветания развитых стран стал научно-технический прогресс, который говорит об инновационной деятельности как неотъемлемой части его развития. Только при эффективной реализации инновационного потенциала страны и ее регионов возможно обеспечить стабильный рост экономики Российской Федерации в современных условиях глобализации, возрастающей международной конкуренции, неустойчивой политической обстановки в мире. На инновационный потенциал страны оказывают влияние ее регионы. Инновационная деятельность возможна благодаря созданию, развитию инновационной среды, а также взаимодействию её субъектов. В качестве субъекта инновационной среды выделяются, в том числе, и сетевые отношения. Международный опыт показывает, что именно сети повышают эффективность экономических отношений и повышают эффективность экономики региона, а затем и страны в целом. Помимо государственного регулирования необходимо обратить внимание на сферу образования и науки. Необходимо делать акцент на непрерывное образование, создание инфраструктуры для подготовки кадров, апробацию достижений науки в реальном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING OF INNOVATION SPACE IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION NETWORKING OF INNOVATION SPACE IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION ENTERPRISE SECURITY

The basis for the prosperity of developed countries has become scientific and technological progress, which speaks of innovation as an integral part of its development. Only with the effective implementation of the innovative potential of the country and its regions is it possible to ensure stable economic growth of the Russian Federation in the modern conditions of globalization, increasing international competition, unstable political situation in the world. The innovation potential of a country is influenced by its regions. Innovative activity is possible due to the creation, development of the innovation environment, as well as the interaction of its subjects. As a subject of the innovation environment, network relations are also distinguished. International experience shows that networks increase the efficiency of economic relations and increase the efficiency of the economy of the region, and then the country as a whole. In addition to state regulation, it is necessary to pay attention to the sphere of education and science. It is necessary to focus on continuing education, the creation of infrastructure for training, testing of scientific achievements in the real sector of the economy. Key words: innovation environment, networking, network structures, digital economy, regional innovation policy.

Текст научной работы на тему «Сетизация инновационного пространства в условиях цифровой трансформации»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 378:371.4

СЕТИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В.Е. Панченко, преподаватель e-mail: vepanchenko@gmail.com Воронежский государственный университет

Основой для процветания развитых стран стал научно-технический прогресс, который говорит об инновационной деятельности как неотъемлемой части его развития. Только при эффективной реализации инновационного потенциала страны и ее регионов возможно обеспечить стабильный рост экономики Российской Федерации в современных условиях глобализации, возрастающей международной конкуренции, неустойчивой политической обстановки в мире. На инновационный потенциал страны оказывают влияние ее регионы. Инновационная деятельность возможна благодаря созданию, развитию инновационной среды, а также взаимодействию её субъектов. В качестве субъекта инновационной среды выделяются, в том числе, и сетевые отношения. Международный опыт показывает, что именно сети повышают эффективность экономических отношений и повышают эффективность экономики региона, а затем и страны в целом. Помимо государственного регулирования необходимо обратить внимание на сферу образования и науки. Необходимо делать акцент на непрерывное образование, создание инфраструктуры для подготовки кадров, апробацию достижений науки в реальном секторе экономики.

Ключевые слова: инновационная среда, сетизация, сетевые структуры, цифровая экономика, региональная инновационная политика.

NETWORKING OF INNOVATION SPACE IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION ENTERPRISE SECURITY

V.E. Panchenko, teacher e-mail: vepanchenko@gmail.com Voronezh State University

The basis for the prosperity of developed countries has become scientific and technological progress, which speaks of innovation as an integral part of its development. Only with the effective implementation of the innovative potential of the country and its regions is it possible to ensure stable economic growth of the Russian Federation in the modern conditions of globalization, increasing international competition, unstable political situation in the world. The innovation potential of a country is influenced by its regions. Innovative activity is possible due to the creation, development of the innovation environment, as well as the interaction of its subjects. As a subject of the innovation environment, network relations are also distinguished. International experience shows that networks increase the efficiency of economic relations and increase the efficiency of the economy of the region, and then the country as a whole. In addition to state regulation, it is necessary to pay attention to the sphere of education and science. It is necessary to focus on continuing education, the creation of infrastructure for training, testing of scientific achievements in the real sector of the economy. Key words: innovation environment, networking, network structures, digital economy, regional innovation policy.

Термин «инновационная среда» представ- через развитие внутренних и внешних представляется достаточно молодым. Одним из наиболее лений, направление развития инновационной удачных определений данного явления было деятельности с помощью коллективного обуче-предложено R. Camagni в 1991 году, в котором ния и синергетического эффекта [1]. автор выделил ряд наиболее важных признаков. В ходе анализа основных современных под-Во-первых, инновационная среда, это совокуп- ходов к толкованию рассматриваемой дефини-ность сложных сетевых социальных отношений. ции установлено, что данная среда представляет Во-вторых, эти отношения предельны, те есть собой сложившуюся определенную социально-ограничены определенным пространством. В- экономическую, организационно-правовую и третьих, во многом это пространство определяет политическую среду, влияющею на интенсив__ность инновационной деятельности с целью реализации и увеличения инновационного потенци-© Панченко В.Е., 2019 ала. Иначе говоря, инновационная среда - это

ЭКОНОМИНФО. 2019. Т. 16. № 2-3 5

совокупность механизмов, процессов, инструментов, инфраструктуры и человеческого капитала, делающие возможным осуществлять инновационную деятельность.

Инновационная деятельность способствует решению не только экономических, но и социальных задач, в том числе повышение темпов роста экономики, снижение уровня заболеваемости населения, создание новых рабочих мест, структурная перестройка экономики, снижение загрязнения окружающей среды [2]. Помимо прочего, в ходе реализации указанной деятельности, как справедливо отмечает С.М. Молчанова, повышается производительность труда и оптимизируется производство [3]. Все это благоприятно сказывается на развитии территории в целом и на общем уровне качества жизни людей.

Обратим внимание на то, что для эффективного процесса инновационного развития необходимым условием выступает формирование благоприятной инновационной среды. Отсутствие таковой значительным образом замедляет или делает практически невозможным распространение инноваций на отдельно взятой территории.

В качестве элементов инновационной среды важно выделить:

Во-первых, субъекты инновационной среды - государство, юридические и физические лица (новаторы, заказчики, предприятия, инвесторы, инновационные посредники, учебные и образовательные организации и т.д.).

Во-вторых, свод правил, отраженных как в нормативных правовых актах, так и в других неправовых социальных нормах (например, корпоративные нормы, традиции и т.д.), оказывающих влияние на взаимодействие между субъектами инновационной среды.

В-третьих, сетевые отношения, которые выступают основой для «сборки» и структуризации будущих участников инновационной среды, представляющих отдельные элементы региональных инновационных систем, таких как бизнес, образование, наука, и т.д., с целью осуществления совместных проектов, способствующих повышению их конкурентоспособности.

Роль сети в развитии инновационной среды. Следует отметить, что предприятие, начав взаимодействие с субъектом инновационной среды и находящийся в ее окружении в регионе, становится элементом инновационной среды, то

есть непосредственным участником инновационной деятельности.

Благодаря тесному взаимодействую хозяйственных организаций образуется информационное пространство, что также стимулирует инновационную деятельность. Международный опыт показывает, что в результате синергетического эффекта от данного взаимодействия, оптимизируются расходы сырья и материалов, повышается эффективность деятельности как отдельных субъектов экономических отношений, так и экономики конкретного региона в целом [4].

Согласно данным глобального инновационного индекса Россия в 2019 году удержала свои позиции (46 место) в сравнении с 2018 годом [5]. При этом результаты субиндексов изменились разнонаправлено. Например, так «по ресурсам инноваций» страна поднялась на 11 строчек, а значительное снижение наблюдается позиции «по степени воздействия результатов научно-технической и инновационной деятельности на экономику и общество». По мнению В.В. Власовой, В.А. Рудь сложившаяся ситуация определяет отставание России от лидеров рейтинга [6]. Несмотря на позитивную динамику (в 2013 году Российская Федерация занимала только 62 место), стоит продолжить работу по наращиванию потенциала инновационной деятельности, путем комплексного развития инновационной среды отдельно в каждом регионе.

Представляется, что на региональном уровне, в связи с растущей скоростью изменений в окружающем мире возможно наиболее оперативное реагирование на них. Для существования и развития инновационной среды в регионах у государства имеются необходимые предпосылки: институциональной инфраструктуры, финансирования, спроса на инновации, формирования технологических и бизнес-компетенций.

Сводный инновационный индекс Воронежской области на 2019 год составляет 0,409 (ранг 14). По критерию «Инновационная деятельность» показатели Воронежской области выше среднего значения по Российской Федерации, в связи с чем региону присвоено 18 место. Более подробный анализ показывает, что остается на достаточно низком уровне показатель «Результативность инновационной деятельности» - 0,306, в результате чего область занимает лишь 44 место в общем рейтинге [7].

Важно обратить внимание на то, что в Концепции инновационной политики Воронежской области на 2016 - 2020 годы, отмечены проблемы, препятствующие инновационному развитию. Среди них выделим следующие:

1. Слабый уровень координации государственных и муниципальных органов в вопросах развития инновационной среды.

2. Невысокая эффективность инновационной деятельности вузов и недостаточное использование имеющегося потенциала в области коммерциализации знаний.

3. Невостребованность крупными предприятиями отечественных разработок при осуществлении модернизаций производства и т.д. [8]

Несмотря, на проделанную работу указанные причины в полной мере остаются нерешенными, например, остается заметный разрыв между высоким образовательным и научно -техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям.

Так, имея лидирующее место в ЦФО по основным характеристикам образовательного и инновационного потенциалов, Воронежская область заметно отстает от регионов-лидеров по уровню его использования (по удельному весу инновационной продукции, по показателю инновационной активности организаций, по числу используемых передовых производственных технологий) [9].

Предполагаем, что для более интенсивного развития инновационной среды, следует продолжить интеграцию научно-образовательной, инновационно-технологической сферы и реального сектора экономики, которая позволит провести модернизацию регионального промышленного комплекса и активизировать инновационные процессы в муниципальных районах. Компании должны быть напрямую заинтересованы в постоянной инновационной деятельности, в разработке и использовании новых технологических решений для того, чтобы обеспечивать конкурентоспособность своего бизнеса.

Во многом справедливо отмечает Т.Е. Мельник, в качестве одной из определяющих проблем России выступает отсутствие в необходимой мере инновационных механизмов [10]. Как уже было продемонстрировано, что она характерна в определенной степени и для Воронежской области. При этом следует отметить

работу регионального Правительства в попытке создания такой комбинации институтов, которая позволит максимально увеличить отдачу от инноваций во всех секторах экономики [11].

Мировая конкуренция способствует концентрации государственной инновационной политике на создании и развитии локальных инновационных систем для интенсификации инновационных идей и повышении экономической конкурентоспособности территорий.

Эффективность реализации региональной инновационной политики напрямую связана с внедрением особого территориального метода, адаптированного под специфические особенности механизмов инноватизации на определенных территориях. Ещё одним значимым фактором в инновационной политики является учёт стадий жизненного цикла системы, однако часто он остается не рассмотренным.

На данный момент актуален вопрос объединения территории, но предыдущий опыт кластеризации не решает эту проблему. Построение сетевых структур, в свою очередь, позволяет решить задачу интеграции регионов в единую экономическую и проблему территориальной разобщенности. Построению сетей способствует развитие информационно-коммуникационных технологий и интернета. Стоит отметить, что количество абонентов фиксированного широкополосного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения увеличилось на 30% с 2012 по 2018 г. Удельный вес населения, использующего интернет практически каждый день, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет увеличился в 2,6 раза и в 2018 году составлял 68,8% населения, что является существенным ростов и положительной тенденцией в области развития информационно-коммуникационных технологий. Также важна область развития цифровой экономики - информационная безопасность. Проведена серьезная работа по улучшению данного направления и отмечено повышение качества предоставления интернет услуг, так как удельный вес населения, сталкивавшегося с проблемой заражения вирусами, приведшей к потере информации или времени на их удаление, в численности населения в возрасте 15-74 лет, использующего интернет, снизился с 44,5% в 2013 году до 8,9% в 2018 году, то есть снизился в 5 раз за 5 лет.

Направление электронные услуги в стране и регионах развивается быстрыми темпами, а Москва является мировым лидером в данном направлении. Удельный вес населения, использующего интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в численности населения в возрасте 15-72 лет, получавшего за последние 12 месяцев государственные и муниципальные услуги с 2013 по 2018 гг увеличился в 2,5 раза и составляет 74,8%. Данной рост стоит распространить на регионы и убрать территориальное неравенство. Также удельный вес населения, использующего интернет для заказа товаров, услуг увеличился в 2,3 раза за 5 лет и составляет 34,7% в 2018 г.

Особенности институциональной среды регионов напрямую влияют на интенсивность и эффективность инновационной деятельности. Поэтому нормативно и законодательно регулировать правила и внедрять механизмы хозяйственной деятельности по генерации инноваций [12].

Помимо государственного регулирования необходимо обратить внимание на сферу образования и науки. Количество публикаций российских авторов в области информационно-коммуникационных технологий в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, за период с 2010 по 2018 гг увеличилось почти в 4 раза. Количество патентных заявок на изобретения в области ИКТ увеличилось на 30%, однако в процентах от общемирового числа патентных заявок в области ИКТ остались на том же уровне [13]. Эффективную работу вузов можно посмотреть путем отслеживания их сотрудничества с организациями, путем анализа трудоустройства выпускников и подсчета инновационных разработок, в том числе совместно с инновационными предприятиями. Для этого необходимо следить за кадровым составом вузов, информационными технологиями, используемыми по всем фронтам, учебным процессом и сотрудничеством с партнерами. Тот факт, что сейчас господствует частная собственность, говорит нам о том, что кадровое распределение происходит не как раньше: планомерно и за счет регулирования государством, а путем рыночных отношений. Однако государство должно создавать условия, регулировать, отслеживать результативность распределения профессионалов по отраслям, а также контролировать приближает ли такое распределение

к целям страны. Необходимо делать акцент, создавать инфраструктуру для подготовки научно-технических кадров, повышать качество их образования. Вузы и государство должны стремиться мотивировать талантливую молодежь на развитие науки, непрерывное образование в течение жизни. Научные разработки необходимо апробировать в реальном секторе экономики, поэтому вузам следует плотно взаимодействовать с предпринимательским сектором. Все предоставленные ресурсы, будь то материальные, технические, информационные или кадровые следует эффективно использовать, проводя предварительные исследования. Стоит отметить, что удельный вес организаций предпринимательского и социального секторов, пользующихся облачными сервисами, увеличился в 2 раза, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг сектора ИКТ увеличился на 22% с 2012 по 2018 гг. Значительный рост инновационных работ не происходит в том числе и потому что внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы» в процентах к общему объему внутренних затрат на исследования и разработки остались на прежнем уровне и колеблются от 7.3 до 8.3% [13].

Таком образом, необходимо определить перспективы развития региональной инновационной политики и высших учебных учреждений, сохранить лучшие традиции российской подготовки исследователей, применяя современные цифровые разработки и способы интеграции. Рассмотрев рейтинг России по инновационному индексу, была отмечена позитивная динамика, однако отставание от стран лидеров ещё существенное. Инновационный индекс Воронежской области обладает данными выше среднего по Российской Федерации, однако не использует весь свой потенциал в инновационной деятельности вузов и коммерциализации знаний, а также многие другие факторы остаются нерешенными. Отсутствие инновационных механизмов мешает развиваться регионам. Важным направлением повышения эффективности инновационного процесса в России является улучшение процессов коммуникации его субъектов и внедрение сетевых структур. В условиях цифровой трансформации особое внимание следует уделить

сфере образования и науки и информационным технологиям.

Литература

1. Сироткина Н.В. Цифровая экономика: монография / Н.В. Сироткина, [и др.] ; под ред. Проф. Н.В. Сироткиной. - М. : Издательство «Научная книга», 2019. - 424 с.

2. Панченко В.Е. Особенности сетизации экономического пространства региона в условиях глобализации. роль и значение университетов / Н.В. Сироткина, В.Е. Панченко / Вестник Воронежского государственного университета. серия: экономика и управление. - 2019. - №1. - С. 56-63

3. Логинова Т.П. Анализ институциональных факторов инновационного развития региона // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №2 (27). - С. 219-222

4. Молчанова С.М. Развитие инновационной деятельности в РФ // Инновационная наука. - 2019. - №5. - С. 98-100.

5. Глобальный инновационный индекс 2019 // [Электронный ресурс]: Режим доступа https://www.globalinnovationindex.org/Home - Дата обращения: 2.11.2019.

6. Наука. Технологии. Инновации. // [Электронный ресурс]: Режим доступа https://issek.hse.ru/data/2019/07/24/1481491446/NT I N 137 24072019.pdf - Дата обращения: 1.11.2019.

7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской федерации // Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет [Электронный ресурс]: Режим доступа

https://issek.hse .ru/mirror/pubs/share/315189872 -Дата обращения: 1.11.2019.

8. Постановление Правительства Воронежской обл. от 09.12.2015 № 960 "Об утверждении Концепции инновационной политики Воронежской области на 2016 - 2020 годы"

9. Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года № 168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» // [Электронный ресурс]: Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/550300779 - Дата обращения: 2.11.2019.

10. Мельник Т.Е. Проблемы перехода к инновационной экономике в России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. -2017. - № 2-1. - С. 3-9.

11. Постановление Правительства Воронежской обл. от 09.12.2015 № 960 "Об утверждении Концепции инновационной политики Воронежской области на 2016 - 2020 годы"; Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года № 168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» // [Электронный ресурс] : Режим доступа http: //docs.cntd.ru/document/5 50300779- Дата обращения: 2.11.2019.

12. Логинова Т.П. Анализ институциональных факторов инновационного развития региона // АНИ: экономика и управление. - 2019 - №2 (27). - С. 219-222.

13. Абдрахманова Г.И. / Индикаторы цифровой экономики: 2019 : статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Го-хберг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.