Научная статья на тему 'Инновационный потенциал молодежи в системе подготовки кадров для предприятий строительной отрасли'

Инновационный потенциал молодежи в системе подготовки кадров для предприятий строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ / ВУЗ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / YOUTH INNOVATIVE POTENTIAL / UNIVERSITY / ENTERPRISE / TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е.

В статье рассмотрена роль инновационного потенциала молодежи в системе подготовки кадров для инновационной экономики. Исследованы вопросы формирования кадрового потенциала для предприятий строительной отрасли. Проанализированы причины кадрового дефицита. Выделены наиболее востребованные компетенции молодых специалистов. Обоснована значимость государственно-частного партнерства в системе подготовки кадров. Рассмотрены варианты повышения уровня квалификации специалистов при их подготовке для предприятий строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF YOUTH IN THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING FOR ENTERPRISES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The article considers the role of the innovative potential of youth in the training system for the innovative economy. The questions of the formation of personnel potential for enterprises in the construction industry are investigated. The causes of staff shortages are analyzed. The most demanded competencies of young specialists are highlighted. The importance of public-private partnerships in the training system is substantiated. Options for improving the qualifications of specialists in their training for enterprises in the construction industry are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал молодежи в системе подготовки кадров для предприятий строительной отрасли»

УДК 338.465.2

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Т.Е. Давыдова, канд. экон. наук, доцент e-mail: tedav@rambler.ru А.И. Попова, студент e-mail: tedav@rambler.ru А.Е. Распопова, студент e-mail: tedav@rambler.ru Воронежский государственный технический университет

В статье рассмотрена роль инновационного потенциала молодежи в системе подготовки кадров для инновационной экономики. Исследованы вопросы формирования кадрового потенциала для предприятий строительной отрасли. Проанализированы причины кадрового дефицита. Выделены наиболее востребованные компетенции молодых специалистов. Обоснована значимость государственно-частного партнерства в системе подготовки кадров. Рассмотрены варианты повышения уровня квалификации специалистов при их подготовке для предприятий строительной отрасли.

Ключевые слова: инновационный потенциал молодежи, вуз, предприятие, подготовка специалистов

INNOVATIVE POTENTIAL OF YOUTH IN THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING FOR ENTERPRISES OF

THE CONSTRUCTION INDUSTRY T.E. Davydova, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor e-mail: tedav@rambler.ru A.I. Popova, Student e-mail: tedav@rambler.ru A.E. Raspopova, Student e-mail: tedav@rambler.ru Voronezh State Technical University

The article considers the role of the innovative potential of youth in the training system for the innovative economy. The questions of the formation ofpersonnel potential for enterprises in the construction industry are investigated. The causes of staff shortages are analyzed. The most demanded competencies of young specialists are highlighted. The importance of public-private partnerships in the training system is substantiated. Options for improving the qualifications of specialists in their training for enterprises in the construction industry are considered.

Key words: youth innovative potential, university, enterprise, training.

Отрасль строительного производства, как тельных работ в 2018 году, не оставляют воз-одна из базовых отраслей экономики страны, можности для дальнейшего развития. По словам является передовым двигателем прогрессивного А. Корсовского, прирост строительного сектора развития государства. Согласно данным Росстата на 5% (рост строительного сектора в 2018 году [25], в первом полугодии 2019 года строительная стал рекордным за десять лет) незначителен, и отрасль пребывает в стагнации. Основные ката- вызван он скорее интенсификацией государ-лизаторы, стимулирующие рост объемов строи- ственных программ в индустрии, нежели рыночными факторами, поэтому фундаментальных

--предпосылок для дальнейшего развития, по сути,

не наблюдается и тренд неустойчив [14].

© Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е., 2019 68 ЭКОНОМИНФО. 2019. Т.16. № 2-3

Минэкономразвития РФ также подчеркивает влияние разовых факторов на столь существенный темп годового роста (в 2018 г.) и сообщает о вероятном падении данных показателей в текущем времени.

Анализ показал, что в настоящий момент одной из основных проблем национального хозяйства, в том числе, строительной отрасли является нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, способных эффективно функционировать в условиях формирования и внедрения инноваций, в первую очередь, в цифровой экономике [10, 15, 24]. Речь идет об инновационном потенциале - он выступает главной предпосылкой реализации инновационной деятельности и определяет ее эффективность [24]. Применительно к решению означенной проблемы действенной видится ориентация на развитие и реализацию инновационного потенциала молодежи.

Согласно мнению специалистов в области строительства, причины сложившейся ситуации могут быть следующие:

- невысокая заработная плата;

- безучастность строительных организаций в подготовке будущих специалистов;

- отсутствие опыта работы соискателей;

- недостаток компетенций рабочих кадров;

- неблагоприятные условия труда;

- непрестижность данного вида деятельности.

На наш взгляд, наиболее актуальными в настоящий момент являются слабая взаимосвязь работодателей и учебных заведений, отсутствие практических навыков, а также недостаток дополнительных профессиональных навыков выпускников строительных вузов.

Предпринимаемые меры реструктуризации образования в соответствии с требованиями современного рынка труда совершенно недостаточны, в главной степени, ввиду отсутствия налаженных связей между административными органами власти, образовательным учреждением и строительными организациями, что отмечается в работах многих исследователей [2, 17, 19, 21]. Необходим радикальный пересмотр кадровой стратегии в строительной сфере, осуществляемый системно.

Так, в статье Свириной Л.Н. [20] эффективность подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики может быть достигнута при организации многоступенчатой системы непрерывного образования (по типу «Тройной спи-

ЭКОНОМИНФО.

рали»). Данная модель не только обеспечивает тесный контакт трёх институтов (образовательного, производственного, государственного), но и способствует образованию инноваций. В качестве примера приводится положительный опыт зарубежных стран, где система тройного взаимодействия активно развивается и приобретает законченный вид.

В научной работе Романовой А.И. [16] также рассматривается вопрос привлечения представителей бизнеса и государственных структур в процесс создания рабочих кадров. Автор акцентирует внимание на том, что взаимодействие работодателей и учебных заведений должно осуществляться не только на уровне вузовской подготовки будущих работников, но и в период их совместной деятельности. Мы поддерживаем точку зрения экспертов, согласно которой модель университет-государство-бизнес считается эффективным средством для достижения высокого уровня квалификации молодых специалистов.

Следующим вопросом, который мы рассматриваем в данной статье, является набор компетенций, необходимых молодым специалистам для их успешной реализации в трудовой деятельности. В Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года [1] отмечается, что одной из ключевых проблем в системе высшего профессионального образования Российской Федерации является разрыв между результатами обучения и реальными потребностями отрасли.

На современном этапе развития строительства, который сопровождается процессом интернационализации, особая роль отводится знанию иностранных языков, среди которых наиболее востребованным является английский. В подтверждение этому на сайте компании НеаЖи^ег, одной из самых крупных организаций по поиску работы, отмечается, что в 92,6 % вакансий, содержащих в себе требование от соискателя знания языков, указано владение английским языком. Основываясь на опыте ведущих технических вузов страны, можно утверждать, что программы языковой подготовки не только повышают уровень академической мобильности абитуриентов, но и способствуют интеграции российских вузов в международную образовательную среду [12].

Наряду с языковыми навыками особенно ценятся работодателями компетенции, связанные с инновационной деятельностью. В отчете крупнейшей в мире консалтинговой компании 2019. Т.16. № 2-3 69

McKinsey [9] отмечается, что одними из таких являются креативность, способность быстро реагировать на изменения окружающей среды, гибкость мышления и эмоциональный интеллект. Подобные компетенции рассматриваются, в том числе, в качестве так называемых мягких компетенций [3]. Так, результаты опроса, проведенного McKinsey среди руководителей предприятий, показали, что 80% из них считают инновации ключевым фактором успеха, однако менее 10% отметили недостаточный уровень инновационного развития своей компании. Заметим, что повышение производительности труда за счёт внедрения передовых технологий особенно важно для строительной отрасли ввиду высокой потребности российских семей в жилье. В частности, по данным опроса ВЦИОМ [4] об удовлетворенности россиян жилищными условиями 39% респондентов отмечают нехватку жилого пространства, 16% - не имеют собственного жилья, а 12% - признают своё место проживания недостаточно удобным и комфортным.

По мнению многих исследователей [18], жилищная проблема не может быть полностью решена в силу влияния таких факторов, как естественный прирост населения и постоянно меняющиеся требования к условиям жизни. Однако Правительство РФ заявляет о возможности улучшения ситуации в ближайшем будущем. На Федеральном собрании от 1 марта 2018 г. Владимир Путин отметил, что объемы жилищного строительства должны возрасти до 120 млн.кв.м. к 2024 году с современных 70-80 млн.кв.м. Это стало одной из главных задач в «Стратегии развития строительной области», при этом также самой противоречивой и вызывающей дискуссию. По данным Министерства строительства России в 2015 году этот показатель достиг 85,35 млн. кв. м, в 2016 - 80,2 млн. кв. м., в 2017 - 78,6 млн. кв.м., в 2018 - 75.66 млн. кв. м. [11]. Осуществление государственной стратегии по увеличению предложений на рынке жилья способствует жилищной обеспеченности населения, что является одним из ключевых факторов социально-экономического развития страны. В настоящий момент уровень обеспеченности жильем в США составляет 70 кв.м., в Германии и Франции - 39 кв.м. [13], в России же этот показатель достаточно низкий - на одного человека приходится 25,8 кв.м., к 2024 году планируется 27,6 кв.м. на человека, к 2030 - превысить 30 кв.м. на человека [1].

По нашему мнению, для достижения таких результатов, бесспорно, необходим комплексный

подход, который в том числе будет способствовать широкому применению инновационных технологий в строительстве. Внедрение инноваций в строительство осуществляется крайне медленно по сравнению с другими промышленными секторами. По данным Официального сайта государственной статистики [7] процентное отношение организаций, использующих инновации в строительстве, составляет 3,7%, при этом в сфере добычи полезных ископаемых аналогичный показатель составляет 9,1%, в области обрабатывающего производства - 15,5%. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что подавляющее большинство строительных компаний не готовы инвестировать в инновационные разработки ввиду больших экономических затрат, но, зачастую, и рабочие кадры данных организаций не имеют достаточной квалификации для рационального применения новых технологий и инноваций. При этом использование инновационных методов в строительстве играет важную роль и становится все более востребованным ввиду уменьшения себестоимости строительного производства, улучшения качества и эффективности строительства, увеличения срока эксплуатации зданий и сооружений, а также снижения сроков возведения сооружений. Таким образом, инновационные процессы в строительной сфере в значительной мере содействуют социально-экономическому развитию России.

По мнению исследователей, инновационный потенциал молодежи, как наиболее активной и мобильной социальной группы, является ключевым ресурсом, способным вызвать значимые преобразования в государстве [3, 6, 22, 23], в частности, в строительной области [5]. В силу этого, именно от способности страны создавать возможности для самореализации, развития умственного, трудового и научного потенциала, зависит ее ближайшее будущее. Для профессионального сообщества очевидно, что ключевыми решениями, позволяющими молодежи стать катализатором современного развития, являются реорганизация системы высшего образования, создание эффективной базы взаимодействия предприятий и учебных заведений, а также повышение инновационного потенциала организаций.

На предыдущих этапах исследования [6] мы рассматривали пути модернизации образовательного института в контексте развития результативной системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Проведенный анализ показал, что правильно организованная и спла-

нированная научная деятельность учащихся способствует развитию исследовательских навыков, нестандартного мышления, усиливает связь вуза с предприятиями, а также влияет на уровень инновационного развития образовательного учреждения. Также, на наш взгляд, необходимо уделить внимание программам подготовки, при которых выпускники по окончании учебного заведения будут иметь достаточный уровень практических навыков и смогут сразу включиться в производственный процесс. Основываясь на опыте ведущих вузов, мы пришли к выводу, что в настоящий момент одним из наиболее действенных образовательных проектов является прикладной бакалавриат.

В частности, полагаем, что примером, подтверждающим эффективность данной разработки, может служить программа Эразмус+ LPEB (ПБЭС) [8], направленная на создание сетевого прикладного бакалавриата по профилю подготовки «энергоэффективность в строительстве».

Мы считаем, что к ключевым особенностям этого проекта относятся практико-ориентированность образовательного процесса и мониторинг требований специалистов реального сектора, что позволяет сформировать облик будущего специалиста с набором навыков и компетенций, отвечающим запросам текущего рынка труда.

Таким образом, для обеспечения стабильного развития строительной отрасли, в значительной степени влияющим на социально-экономическое развитие страны, необходим системный подход. Достичь поставленных целей возможно только при условии эффективного сотрудничества ВУЗов, работодателей, и особенно молодых специалистов, так как именно они являются основным носителем инновационного потенциала.

Литература

1. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/ (Дата обращения 7.11.2019).

2. Бать Д.Т., Гасилов ВВ., Офин В.П., Про-воторов И.А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в строительстве. Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2015. - 189 с.

3. Беркович, М.И., Кофанова, Т.А., Тихонова, С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бака-

ЭКОНОМИНФО.

лавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - №4. - С.63-68.

4. Всероссийский центр изучения общественного мнения - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9265 (дата обращения: 2.11.2019).

5. Гасилов В.В., Офин В.П., Провоторов И.А. Управление рисками инвестиционной стадии в проектах государственно-частного партнерства // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. -

2017. - №1 (367). - С.48-52.

6. Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е. Мотивация деятельности студента в системе формирования его человеческого потенциала // Экономинфо. - 2017. - №1-2. - С.32-35.

7. Иванова Н.А. Сущность инновационной деятельности в строительной сфере // Вектор экономики - 2018. - № 10 - URL: http: //www.vectoreconomy.ru/images/publications/2 018/10/innovationmanagement/Ivanova.pdf (дата обращения: 1.11.2019).

8. Игнатьев В.П. Реализация международного проекта Эразмус+ по разработке программы прикладного бакалавриата по направлению «Энергоэффективность и экологичность в строительстве в РФ, Китае и Азербайджане» / Игнатьев В.П., Архангельская Е.А. // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 5 - С. 127131. -URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37532 (дата обращения: 1.11.2019).

9. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста. Июль 2018 г. / Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. -URL:

https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Loc ations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/O ur%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innova tions-in-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения: 1.11.2019).

10. Каруна С.Н. Практика управления инновационной деятельностью на предприятиях в условиях цифровой экономики // Экономинфо. -

2018. - №4. - С.28-33.

11. Мониторинг объемов жилищного строительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishnaya-politika/8/ (дата обращения 7.11.2019).

2019. Т.16. № 2-3 71

12.Петрашова Т.Г. Оценка результативности программ языковой подготовки, обеспечивающих условия интернационализации вуза: опыт инновационного технического вуза // Язык и культура. - 2017. - №38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultativnosti-programm-yazykovoy-podgotovki-obespechivayuschih-usloviya-internatsionalizatsii-vuza-opyt-innovatsionnogo (дата обращения: 08.11.2019).

13. Развитие рынков ипотеки и жилищного строительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/ (дата обращения 7.11.2019).

14. РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.rbc.ru/business/25/01/2019/5c4b26b89a 7947d23370c4dd (Дата обращения 6.11.2019). -Загл. С экрана.

15. Родионова В.Н., Богданович Е.Н. Влияние цифровой экономики на развитие предприятия // Экономинфо. - 2019. - №1. - С.49-52.

16. Романова А.И. Повышение квалификации персонала как главный источник роста качественной составляющей сферы строительных услуг // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. -№4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-personala-kak-glavnyy-istochnik-rosta-kachestvennoy-sostavlyayuschey-sfery-stroitelnyh-uslug (дата обращения: 08.11.2019).

17. Романов Е.В. Высшее образование: состояние и перспективы развития // Экономическая политика. - 2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 08.11.2019).

18. Сайфидинов Б. Проблемы развития жилищного строительства в Российской Федерации / Сайфидинов Б., Фокин Д.Е. // Наука, техника и образование. - 2018. - №8 (49). - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-zhilischnogo-stroitelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.11.2019).

19. Савицкая Е.В. Формы взаимодействия вузов и предприятий // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2019. - №14-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-vzaimodeystviya-vuzov-i-predpriyatiy (дата обращения: 07.11.2019).

20. Свирина Л.Н. Новые тенденции взаимодействия университетов - предприятий -государства в сфере подготовки профессиональных кадров для высокотехнологичных секторов экономики // Вестник Института экономики РАН. - 2016. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-vzaimodeystviya-universitetov-predpriyatiy-gosudarstva-v-sfere-podgotovki-professionalnyh-kadrov-dlya (дата обращения: 08.11.2019).

21. Сухорукова Н.Ф. Подготовка технических университетов: некоторые проблемы и пути их решения // Научный журнал «Дискурс». Социологические науки. - 2018. - № 5(19). -С.200-212.

22. Тимофеева Г.В. Инновационно-инвестиционный механизм развития социальной сферы региона / Г.В. Тимофеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. 2012. № 1 (20). -С. 205-210.

23. Тимофеева Г.В., Мушкетова Н.С. Рынок образовательных услуг вузов: анализ предложения и спроса // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 27 (378). - С. 44-55.

24. Толстых Т.О., Корчагин А.В. Методические подходы к управлению инновационным потенциалом// Экономинфо. - 2017. - №3. - С.65-67.

25. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. gks. ru/ (Дата обращения 6.11.2019). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.