Научная статья на тему 'Сети фаст-фуда в Российской Федерации: тенденции развития и территориальная структура'

Сети фаст-фуда в Российской Федерации: тенденции развития и территориальная структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСТ-ФУД / FAST FOOD / НУТРИЦИОГЕОГРАФИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISING / ФУД-КОРТЫ / FOOD COURTS / СТОИМОСТЬ СРЕДНЕГО ЧЕКА / THE COST OF THE AVERAGE CHECK / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ / GEOGRAPHICAL DISPROPORTIONS / NUTRITIOGEOGRAPHY / PUBLIC NUTRITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуров С. А., Гавриленко В. В.

Анализируется структура рынка фаст-фуда РФ. Дана характеристика современного состояния и территориальные тенденции рассматриваемой отрасли. Определены основные проблемы развития сегмента быстрого питания в РФ. С помощью картографического метода продемонстрирована проблема диспропорции распространения заведений фаст-фуда сетевого формата на примере крупнейшей в стране сети Subway.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAST-FOOD CHAINS IN RUSSIA: TRENDS OF DEVELOPMENT AND THE TERRITORIAL STRUCTURE

Among the basic human needs is the need for food. Problems of the territorial organization of fast-food was analyzed insufficiently, therefore, human-geographical research of this segment is relevant. The analysis of territorial development trends of the fast-food market is located at the junction of these branches of human geography as nutritiogeography, marketing geography, recreation geography and geography of the service sector. The structure of fast-food market of the Russian Federation is analyzed in the article. Currently, the global restaurant business presents a wide variety of types of institutions. One of the most important trends is the development of the concept of fast-food. Currently, three main formats are allocated in the market of public nutrition of Russia: «quick service»; «casual dining»; «fine dining». Fast-food covers about 30% of all restaurant chains in Russia. International chains «Subway», «McDonald's», «Burger King» and «Baskin Robbins» demonstrate the highest growth rates in the Russian market. The market leader in stationary fast-food is the Subway chain. There is a clear disproportion in the territorial structure. Currently, 44,7% of chain restaurants are located in Moscow and St. Petersburg, while they account for only 11.8% of the Russian population. Most other Russian regions repeat trends of the Moscow market with a delay (1-2 years). The main problems (negative factors) of the fast-food market in Russia are: -the geographical disproportions, a high cost of real estate in a city centers, a reduced incomes of potential consumers, a lack of personnel, the medical factor (the dangers of the fast food), the geopolitical factor (sanctions etc.), the legal factor (there is no franchise law in Russia). The problem of the geographical disproportions is illustrated with a map method on the example of the Subway chain. The distribution of the fast-food establishments is gravitated to the largest cities and the resort regions. The fast-food market will keep a tendency to growth. The regional expansion of chains through franchising system continues. The oligopoly will saved. New large chains is not expected.

Текст научной работы на тему «Сети фаст-фуда в Российской Федерации: тенденции развития и территориальная структура»

УДК 911.372:640.432

СЕТИ ФАСТ-ФУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Гуров С. А., Гавриленко В. В.

Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация

E-mail: gurrov@mail.ru, viktoriyagavrilenko.95@mail

Анализируется структура рынка фаст-фуда РФ. Дана характеристика современного состояния и территориальные тенденции рассматриваемой отрасли. Определены основные проблемы развития сегмента быстрого питания в РФ. С помощью картографического метода продемонстрирована проблема диспропорции распространения заведений фаст-фуда сетевого формата на примере крупнейшей в стране сети Subway.

Ключевые слова: фаст-фуд, нутрициогеография, общественное питание, франчайзинг, фуд-корты, стоимость среднего чека, географические диспропорции.

ВВЕДЕНИЕ

Среди базисных потребностей человека особое место занимает потребность в пище. Значительная часть данной потребности удовлетворяется во внедомашних условиях при пользовании услугами общественного питания по месту работы, учебы, во время культурно-бытовых и туристских поездок. Уровень организации услуг питания в регионе или отдельном населенном пункте является одной из важнейших детерминант состояния здоровья и работоспособности населения, проживающего в нем, что определяет большую социальную значимость данной отрасли и необходимость ее изучения общественной географией. Проблемы ресторанного хозяйства, в частности фаст-фуда, исследовали Бородина В. В. [1], Ахмедов Н. А., Карпушенко П. Б. [2], Панарина Н. Е., Ермоленко Г. Г. [3], Новиков С. В. [4], Золотарева Ю. В. [5], Семелева Е. В. [6] и многие другие экономисты, валеологи, социологи, однако проблемы территориальной организации быстрого питания изучались недостаточно, что делает актуальным общественно-географическое исследование данного сегмента. Анализ территориальных тенденций развития рынка фаст-фуда находится на стыке таких отраслей общественной географии, как нутрициогеография (география питания), маркетинговая география, рекреационная география и география сферы обслуживания.

В настоящее время мировой ресторанный бизнес, в частности российский, представлен большим разнообразием типов заведений. Одной из важнейших тенденций является развитие концепции быстрого обслуживания. Заведения данного типа наиболее активно развиваются в сетевом формате и открываются в большинстве крупных городов. На современном этапе развития рынка общественного питания сегмент фаст-фуда становится важной структурной единицей и нуждается в детальном экономико-географическом изучении.

Цель - изучение развития сетей фаст-фуда, территориальной структуры крупнейшей на российском рынке сети фаст-фуда Subway для выявления

14

закономерностей их распространения в РФ, определение проблем и перспектив данного сегмента.

Для достижения цели были использованы методы: ретроспективный, географический, сравнительный, анализа и синтеза, картографический.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФАСТ-ФУДА В РФ

В настоящее время сфера общественного питания является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Развитие рынка фаст-фуда в России идет интенсивными темпами начиная с 1989 года, когда в Москве открылся первый McDonald's. В последующие 25 лет на российский рынок вышло абсолютное большинство мировых лидеров данной отрасли. Первыми на отечественный рынок вышли Pizza Hut (1990), Subway (1994) и Sbarro (1997). Конкуренцию им составил ряд местных игроков. Национальная кампания за здоровое питание в США в начале 2000 годов способствовала всё большему смещению сетей фаст-фуда на иностранные рынки [7].

В последующие годы сектор быстрого питания продолжал свой рост вплоть до экономического кризиса 2008-2009 годов, когда объем продаж в ресторанах быстрого обслуживания снизился на 20-25 %, а стоимость среднего чека -примерно на 15 % [8]. Но данный сегмент оказался более устойчивым, нежели дорогие рестораны, где этот показатель снизился на 30-40 %. Кризисные явления повлекли за собой изменения в аудитории потребителей фаст-фуда. Наименее обеспеченные потребители (около 20 %) отказались от посещения заведений данного типа, однако это компенсировалось перемещением посетителей из более дорогих заведений.

В настоящее время на рынке общественного питания России выделяются заведения трех основных форматов, различающихся формой обслуживания, принадлежностью кухни и ценовым позиционированием [9]:

1. сегмент "quick service" (включает кофейни, сегмент "fast-casual", а также рестораны быстрого обслуживания), представленный, как правило, сетевыми ресторанами со стоимостью среднего чека до 500 рублей;

2. сегмент "casual dining", представленный ресторанами со стоимостью среднего чека от 500 до 2000 рублей, как правило, с традиционной кухней; сегмент является наиболее динамичным в плане качественного роста (появление новых операторов, концепций, блюд);

3. сегмент "fine dining" - образован ресторанами высокой кухни со стоимостью среднего чека более 2000 рублей.

Самым развитым сегментом рынка общественного питания сетевого формата является фаст-фуд, который охватывает около 30 % всех ресторанных сетей России. В 2015 году в РФ осуществляли деятельность 99 операторов быстрого питания, в ведении которых находились 3788 ресторанов. Около половины сетевых заведений, открытых в 2014 году, являлись ресторанами быстрого питания [10].

15

Рост фаст-фуд сегмента и замедление развития сетевых проектов более дорогих форматов является реакцией на негативные макро- и микроэкономические процессы. Такая ситуация, в свою очередь, влияет на поведение потребителей, укрепляя их стремление к экономии.

В настоящее время рынок быстрого питания представлен в разных форматах. Сети реализуют услуги по двум основным каналам, открывая заведения стационарного типа и точки в ресторанных двориках (фуд-кортах). Кроме того, в последнее время акцент переместился с «быстрой еды» на «быстрое обслуживание».

Наиболее высокие темпы роста на российском рынке демонстрируют международные сети. Так, 4 из 5 наиболее динамично развивающихся игроков имеют статус международных. Среди них Subway, McDonald's, Burger King и Baskin Robbins. Лидером рынка стационарного фаст-фуда является сеть Subway. На втором месте в рейтинге - экс-лидер рынка (по количеству сетевых заведений) - сеть McDonald's, имеющая в России более 440 ресторанов быстрого питания. Третью позицию занимает томская сеть кафе-мороженых «33 пингвина». Четвёртое место за - сетью Baskin Robbins, владеющей 325 заведениями и также специализирующийся на производстве мороженного [10]. Замыкает пятёрку сеть KFS, под управлением которой находится 265 ресторанов (Рис. 1).

Рис. 1. Крупнейшие сетевые фаст-фуд рестораны по количеству заведений, шт. (составлено по [10]). *Статистика по сети «Baskin Robbins» и «33 пингвина», в отличие от других сетей, включает данные о нестационарных заведениях, работающих под брендами данных сетей.

Российский сетевой рынок быстрого питания, несмотря на динамичность развития, демонстрируемого в последние 3 года, не исчерпал своего потенциала. Всё более активное использование франчайзинга и опыт работы на зарубежных

16

рынках, прежде всего в США и странах Западной Европы, позволяют международным сетям отодвигать на второй план отечественные ресторанные проекты. Эта тенденция чётко прослеживается на примере сетей «Теремок» и «Крошка Картошка». Даже позиционирование россиян как целевого сегмента потребителей, учет национальных гастрономических предпочтений (русские продукты - блины и запеченная картошка) не даёт возможности этим сетям занимать лидирующие позиции.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ФАСТ-ФУДА В РФ

При рассмотрении территориальной структуры распространения рынка услуг общественного питания следует учитывать, что это типичный местный рынок, привязанный к конкретной дестинации. Таким образом, уровень развития данного сегмента экономики напрямую зависит от уровня социально-экономического развития региона, который в свою очередь определяется мощностью финансовых потоков, численностью населения с высоким среднедушевым доходом и степенью процветания отраслей производственной и непроизводственной сферы [4].

По количеству ресторанов и кафе лидирует Москва. Санкт-Петербург занимает второе место. В целом, наблюдается явная диспропорция в территориальной структуре: в настоящее время 44,7% сетевых ресторанов расположены в столицах -Москве и Санкт-Петербурге, в то время как там проживают лишь 11,8 % жителей России (Рис. 2).

Большинство других городов и регионов России идут по пути столицы, повторяя с некоторым опозданием (1-2 года) все тенденции московского рынка. Особенно это касается районов центральной части России и Урала. Однако здесь ресторанный рынок развивается менее высокими темпами. Это обусловлено невысоким уровнем жизни населения, отсутствием сформировавшегося среднего класса и, следовательно, низким спросом на ресторанные услуги [10].

Таким образом, степень обеспеченности заведениями общественного питания крупнейших российских городов очень неравномерна (Рис.2).

Рис.2. География присутствия сетевых ресторанов, % от всех сетевых ресторанов России (составлено по [11]).

17

Рис.3. Обеспеченность заведениями общественного питания жителей разных городов (составлено по [12]).

Главные проблемы рынка услуг фаст-фуда в РФ обусловлены следующими негативными факторами:

1. Географические диспропорции. В настоящее время на Москву и Санкт-Петербург приходится более половины всех сетевых заведений России. Такая ситуация оказывает негативное влияние на качество услуг питания, в слаборазвитых в данном отношении регионах, поскольку присутствие конкуренции на таких рынках минимально. Проблема географической диспропорция была продемонстрирована путём составления карты распространения филиалов крупнейшей в России сети фаст-фуда Subway (Рис.4.).

2. Дефицит площадей в центре города и их дороговизна. В связи с этим основным источником площадей под фаст-фуды стали фуд-корты.

3. Сокращение доходов потенциальных потребителей. Реальные доходы населения РФ в 2015 году сократились на 4% по сравнению с 2014 годом. Кроме того, наблюдается рост закредитованности, которая фактически в 8 раз превышает оборот общественного питания. Это препятствует формированию значительной прослойки среднего класса, которая является наиболее перспективной нишей для развития ресторанного бизнеса [14].

4. Недостаток кадров. Эта проблема касается, в первую очередь, управленческих должностей. Высококвалифицированных менеджеров недостаточно. Перспектив увеличения числа таких кадров также нет, поскольку в России отсутствуют специализированные учебные заведения по подготовке специалистов необходимого уровня.

5. Медицинский фактор. Здоровый образ жизни, который входит в моду в настоящее время, трудносовместим с вредной пищей фаст-фуда. Исследования показывают, что чрезмерное употребление содержащихся в фаст-фудовской пище жиров, сахара, глутамата натрия и прочих пищевых добавок, ведёт к реальной химической зависимости [15; 16]. Кроме того, в продуктах фаст-фуда имеется ряд опасных канцерогенных веществ: диоксины, акриламид и другие ядохимикаты [17].

18

Массовое увлечение значительной части населения вредной для здоровья едой является не только медицинской, но и социально-психологической проблемой [6]. Во многих странах развернулась кампания по борьбе с лишним весом.

Рис. 4. Филиалы сети фаст-фуда Subway в РФ (составлено по [13]).

6. Геополитический фактор. На оборот общественного питания в определенной мере влияют санкции. Помимо снижения потребительской активности, снизилась инвестиционная привлекательность.

7. Правовой фактор. В России отсутствует закон о франчайзинге. Эта деятельность регулируется только Гражданским кодексом, в главе 54 которого даются общие рекомендации по деятельности франчайзера и франчайзи.

Таким образом, рынок фаст-фуда России нуждается в преобразованиях территориального, экономического, политического, профессионального, социального, правового и иного характера, а также в формировании нового имиджа путём изменения концепции заведений и позиций меню. Несмотря на свои слабые стороны, рынок фаст-фуда является наиболее устойчивым сегментом общественного питания. Данный рынок следует рассматривать как перспективный фактор формирования налоговых доходов бюджетов различных территориальных уровней и налогового потенциала [18], который в определенной мере позволит повысить уровень и качество жизни населения в отдельных регионах и населенных пунктах. Ожидается, что в ближайшие несколько лет рынок фаст-фуда сохранит тенденции к росту на фоне сокращения популярности среднего и премиального сегментов ресторанного бизнеса. А введение в действие нового закона «О

19

франчайзинге» поспособствует развитию предприятий и устранению географических диспропорций.

ВЫВОДЫ

В настоящее время в связи с негативными общественно-географическими и экономическими процессами, укрепляющими стремление потребителей к экономии, наблюдается замедление темпов экспансии сетевых ресторанов дорогих форматов. Это способствует смещению посетителей к более доступным заведениям питания формата фаст-фуд, их динамичному развитию и территориальному распространению. Поэтому данная тема становится всё более актуальной для изучения.

Фаст-фуд является наиболее развитым форматом сетевого рынка общественного питания в России. Отечественный рынок образован в основном иностранными сетями. Так, 4 из 5 наиболее динамично развивающихся игроков имеют статус международных. Среди них Subway, McDonald's, Burger King и Baskin Robbins. В целом, рынок общественного питания России, в частности фаст-фуда, далёк от насыщения, что свидетельствует о высоком потенциале.

Распространение заведений тяготеет к крупнейшим городам и курортным регионам. Наблюдается явная диспропорция в территориальной структуре: в настоящее время 44,7 % сетевых ресторанов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в них проживает лишь 11,8 % населения России.

Основные проблемы данной индустрии в РФ связаны с несформированностью главного сегмента потребителей — среднего класса - в связи с недостаточно развитой экономикой. Кроме того, развитию фаст-фуда препятствуют несовершенство правового регулирования, неблагоприятная геополитическая ситуация, дефицит специализированного, высококвалифицированного труда и имидж фаст-фуда, как вредной низкопробной пищи. Проблема географической диспропорция была продемонстрирована путём составления карты распространения филиалов крупнейшей в России сети фаст-фуда Subway (см. Рис.4).

Таким образом, на российском рынке фаст-фуда доминируют сетевые операторы со знакомым брендом и устоявшейся репутацией, более широким выбором блюд и стабильными ценами за счет экономии на масштабе закупок. Рынок фаст-фуда в РФ в региональном разрезе является олигопольным, поэтому проблемы сети McDonald's, результатом которых может стать сокращение числа ее заведений на территории РФ, скорее всего, приведут к перераспределению освободившейся доли рынка среди других крупнейших сетей фаст-фуда, функционирующих в конкретных регионах.

Следовательно, рынок фаст-фуда сохранит тенденцию к росту. Продолжится региональная экспансия сетей посредством франчайзинговой системы. Ожидается ужесточение контроля за внутренними санитарными нормами и правилами, аудита на предмет их соответствия действующим стандартам, а также общее повышение контроля качества реализуемой продукции. Сохранится олигополия и конкуренция.

20

Выхода новых крупных сетей, учитывая макроэкономическую обстановку, не ожидается.

Список литературы

1. Бородина В. В. Ресторанно-гостиничный бизнес. Учет, налоги, маркетинг, менеджмент. М.: Книжный мир, 2001. 176 с.

2. Ахмедов Н. А., Карпушенко П. Б. Маркетинг ресторанных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ahmedov.htm

3. Панарина Н. Е., Ермоленко Г. Г. Ресторанное хозяйство Автономной Республики Крым: современное состояние и перспективы развития // Культура народов Причерноморья. 2010. № 179. С. 102-106.

4. Новиков С. В. Организационно-экономические основы развития быстрого питания в крупных городах: дис. канд. эконом. наук. Рос. университет кооперации. М., 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com.

5. Золотарева Ю. В. Сегментация рынка ресторанных услуг // Вестник РУДН (серия «Экономика»). 2008. № 3. С. 74-81.

6. Семелева Е. В. Фаст-фуд, или модные тенденции питания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. С. 216-219.

7. Общественное питание. Быстрое питание (фаст-фуд) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nline.ru/restoran/tehnology/market/476/.

8. Фастфуд в России прибавляет ежегодно 20 процентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.upakovano.ru/articles/316485

9. Анализ московского рынка кофейного оборудования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://teamoty.com/analiz-moskovskogo-ryinka-kofeynogo-oborudovaniya/

10. Микаелян И. Дефлопе сыт не будешь. Обзор российского рынка фаст-фуда // Russian food and drinks market magazine. 2014. № 5. C. 12-16.

11. Российский сетевой рынок общественного питания 2014. М.: РБК.research, 2014. 378 с.

12. Быстров С. А. Экономика и организация ресторанного бизнеса. М: ФОРУМ, 2011. 464 c.

13. Subway Россия Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://subway.ru/

14. Хорошко А. М. Использование зарубежного опыта для развития предприятий быстрого питания в городе Хабаровске // Вестник ТОГУ, сер. 19, «Экономика и управление народным хозяйством», 2012, № 4, C. 156

15. Жидков В. Е., Джилавян А. А. Злоупотребление фаст-фудом, прямой путь к химической зависимости // Молодежь и XXI век - 2015 материалы V Международной молодежной научной конференции: в 3-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А. 2015. С. 184-187.

16. Жалпанова Л. Ж. Продукты, которые вас убивают. М.: Вече, 2006. 176 с.

17. Кузнецова А. В. И какой же русский не любит «быстрой еды»? // Православный Санкт-Петербург. 2010. №7(137). С. 15.

18. Гурова В. А., Гуров С. А., Швец Ю. Ю. Формирование экономического уровня региона с помощью изменения налогового потенциала // Банковские услуги. 2014. 10. С. 31-37.

THE FAST-FOOD CHAINS IN RUSSIA: TRENDS OF DEVELOPMENT AND THE TERRITORIAL STRUCTURE Gurov S. A., Gavrilenko V. V.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Fédération. E-mail: gurrov@mail.ru, viktoriya.gavrilenko.95@mail.ru

21

Among the basic human needs is the need for food. Problems of the territorial organization of fast-food was analyzed insufficiently, therefore, human-geographical research of this segment is relevant. The analysis of territorial development trends of the fast-food market is located at the junction of these branches of human geography as nutritiogeography, marketing geography, recreation geography and geography of the service sector.

The structure of fast-food market of the Russian Federation is analyzed in the article. Currently, the global restaurant business presents a wide variety of types of institutions. One of the most important trends is the development of the concept of fast-food. Currently, three main formats are allocated in the market of public nutrition of Russia: «quick service»; «casual dining»; «fine dining». Fast-food covers about 30% of all restaurant chains in Russia. International chains «Subway», «McDonald's», «Burger King» and «Baskin Robbins» demonstrate the highest growth rates in the Russian market. The market leader in stationary fast-food is the Subway chain.

There is a clear disproportion in the territorial structure. Currently, 44,7% of chain restaurants are located in Moscow and St. Petersburg, while they account for only 11.8% of the Russian population. Most other Russian regions repeat trends of the Moscow market with a delay (1-2 years).

The main problems (negative factors) of the fast-food market in Russia are: -the geographical disproportions,

- a high cost of real estate in a city centers,

- a reduced incomes of potential consumers,

- a lack of personnel,

- the medical factor (the dangers of the fast food),

- the geopolitical factor (sanctions etc.),

- the legal factor (there is no franchise law in Russia).

The problem of the geographical disproportions is illustrated with a map method on the example of the Subway chain. The distribution of the fast-food establishments is gravitated to the largest cities and the resort regions.

The fast-food market will keep a tendency to growth. The regional expansion of chains through franchising system continues. The oligopoly will saved. New large chains is not expected.

Keywords: fast food, nutritiogeography, public nutrition, franchising, food courts, the cost of the average check, geographical disproportions.

References

1. Borodina V. V. Restoranno-gostinichnyj biznes. Uchet, nalogi, marketing, menedzhment. (Restaurant and hotel business. Account, taxes, marketing, management.) M.: Knizhnyj mir, 2001. 176 p. (in Russian).

2. Akhmedov N. A., Karpushenko P. B. Marketing restorannyh uslug (Marketing of restaurant services) // Marketing v Rossii i za rubezhom (Marketing in Russia and abroad). 2004. №3. [Electronic resource]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/ahmedov.htm (in Russian)

3. Panarina N. E., Ermolenko G. G. Restorannoe hozjajstvo Avtonomnoj Respubliki Krym: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija (Restaurant economy of the Autonomous Republic of Crimea: current

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

state and prospects of development) // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. (Culture of the people of Black Sea Coast). 2010. №179. P.102-106. (in Russian)

4. Novikov S. V. Organizacionno-jekonomicheskie osnovy razvitija bystrogo pitanija v krupnyh gorodah (Organizational and economic bases of development of a fast food in the large cities): dis. kand. jekonom. nauk. Ros. universitet kooperacii (yew. edging. house-keeper. sciences. Rus. university of cooperation), M., 2008. [Electronic resource]. URL: http://www.dissercat.com. (in Russian)

5. Zolotareva Ju. V. Segmentacija rynka restorannyh uslug (Segmentation of the market of restaurant services) // Vestnik RUDN (serija Jekonomika) (RUDN Bulletin (Economy series)). 2008. №3. P.74-81.

6. Semeleva E. V. Fast-fud, ili modnye tendencii pitanija (Fast food, or fashionable tendencies of food) // Sborniki konferencij NIC Sociosfera (Collections of conferences of Research Center Sotsiosfera). 2014. № 11. P.216-219. (in Russian)

7. Obshhestvennoe pitanie. Bystroe pitanie (fast-fud) (Public catering. Fast food (fast-food)) [Electronic resource]. — URL: http://www.nline.ru/restoran/tehnology/market/ 476/. (in Russian)

8. Fastfud v Rossii pribavljaet ezhegodno 20 procentov (The fast food in Russia adds annually 20 percent) [Electronic resource]. URL: http://www.upakovano.ru/articles/316485 (in Russian)

9. Analiz moskovskogo rynka kofejnogo oborudovanija (The analysis of the Moscow market of the coffee equipment) [Electronic resource]. URL: http://teamoty.com/analiz-moskovskogo-ryinka-kofeynogo-oborudovaniya/ (in Russian)

10. Mikaeljan I. Deflope syt ne budesh'. Obzor rossijskogo rynka fast-fuda (Review of the Russian market of fast food) // Russian food and drinks market magazine. 2014. №5. P. 12-16 (in Russian).

11. Rossijskij setevoj rynok obshhestvennogo pitanija (Russian network market of public catering.) М.: RBK.research, 2014. 378 p. (in Russian)

12. Bystrov S. A. Jekonomika i organizacija restorannogo biznesa (Economy and organization of restaurant business). M: FORUM, 2011. 464 p. (in Russian)

13. Subway Russia [Electronic resource]. URL: http://subway.ru/ (in Russian)

14. Horoshko A. M. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta dlja razvitija predprijatij bystrogo pitanija v gorode Habarovske (Use of foreign experience for development of fast-food establishments in the city of Khabarovsk) //Vestnik TOGU, ser. 19, «Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom» (Economy and management of a national economy), 2012, № 4, P.156 (in Russian)

15. Zhidkov V. E., Dzhilavjan A. A. Zloupotreblenie fast-fudom, prjamoj put' k himicheskoj zavisimosti (Abuse of fast food, a direct way to chemical dependence) // Molodezh' i XXI vek - 2015 materialy V Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii (Youth and the 21st century - 2015 materials V of the International youth scientific conference). 2015. P. 184-187. (in Russian)

16. Zhalpanova L. Zh. Produkty, kotorye vas ubivajut (Products which kill you). M.: Veche, 2006. 176 p. (in Russian)

17. Kuznecova A. V. I kakoj zhe russkij ne ljubit «bystroj edy»? (And what Russian doesn't love «fast food»?) // Pravolavnyj Sankt-Peterburg (Orthodox St. Petersburg). 2010. №7(137). P. 15. (in Russian)

18. Gurova V. A., Gurov S. A., Shvec Ju.Ju. Formirovanie jekonomicheskogo urovnja regiona s pomoshh'ju izmenenija nalogovogo potenciala (Formation of an economic level of the region by means of change of tax potential) // Bankovskie uslugi (Banking services). 2014. 10. P. 31-37. (in Russian)

Поступила в редакцию 5. 02. 2016 г.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.