Научная статья на тему 'Сетевые технологии как средство формирования информационной компетентности в курсе информатики основной школы'

Сетевые технологии как средство формирования информационной компетентности в курсе информатики основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ-УМЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ / INFORMATION COMPETENCE / NETWORK TECHNOLOGIES / STRUCTURAL COMPONENTS-SKILLS OF INFORMATION COMPETENCE / SCHOOL COURSE OF INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Т.В., Краснов М.Д.

В статье рассмотрена сущность информационной компетентности школьников, выделены ее структурные компоненты-умения, выявлены сетевые технологии, влияющие на их формирование при обучении школьному курсу информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рихтер Т.В., Краснов М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK TECHNOLOGIES AS A MEANS OF BUILDING INFORMATION COMPETENCE IN THE COURSE OF INFORMATICS OF PRIMARY SCHOOL

The article examines the essence of the information competence of schoolchildren, highlights its structural components-skills, identifies network technologies that influence their formation when teaching a school course of informatics.

Текст научной работы на тему «Сетевые технологии как средство формирования информационной компетентности в курсе информатики основной школы»

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Том 10, № 3 • http://rjep.ru

сетевые технологии как средство формирования информационной компетентности в курсе информатики основной школы

Рихтер Т.В., Краснов М.Д.

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, Пермский край, Российская Федерация

В статье рассмотрена сущность информационной компетентности школьников, выделены ее структурные компоненты-умения, выявлены сетевые технологии, влияющие на их формирование при обучении школьному курсу информатики.

Ключевые слова: информационная компетентность; сетевые технологии; структурные компоненты-умения информационной компетентности; школьный курс информатики.

network technologies as a means of building information competence in the course of informatics of primary school

Richter T. V., Krasnov M.D.

Perm State University, Solikamsk, Perm Region, Russian Federation

The article examines the essence of the information competence of schoolchildren, highlights its structural components-skills, identifies network technologies that influence their formation when teaching a school course of informatics.

Keywords: information competence; network technologies; structural components-skills of information competence; school course of informatics.

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Volume 10, Number 3 • http://rjep.ru

введение

В соответствии с ФГОС среднего общего образования один из метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы заключается в готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности школьников, умении ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и интерпретировать ее [1], что указывает на необходимость формирования информационной компетентности.

цель исследования: выявить сетевые технологии, влияющие на структурные компоненты-умения информационной компетентности школьников при обучении информатике.

материалы и методы исследования

Ведущими методами исследования явились обобщение и анализ научных трудов по теме исследования.

результаты исследования и их обсуждение

А.В. Лукьянова под информационной компетентностью понимает свойство личности, которое состоит из знаний, умений, навыков, опыта, полученных при обучении и самообучении информационным технологиям. Автор выделяет в ее структуре следующие компоненты: когнитивный и деятельностный (мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой) [1, с. 97].

Анализ научной литературы (М.М. Жигатова, А.В. Лукьянова, С.В. Олефир, А.В. Рогожина, А.М. Рычкова и др.) позволил выделить в структуре информационной компетентности при обучении информатики в школе следующие компоненты и входящие в их состав умения: ценностно-мотивационный (готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, построение индивидуальной образовательной траектории обучения информатике); когнтитивный (знание устройств компьютера, умение работать с программным обеспечением); коммуникативный (коммуникационные взаимодействия); деятельностный (отбор, усвоение, переработка, трансформация и генерирование информации); технико-технологический (использование

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Том 10, № 3 • http://rjep.ru

современных информационных и коммуникационных технологий для работы с информацией); оценочно-рефлексивный (рефлексия, самоанализ); коррекционный (коррекция результатов деятельности по овладению школьным курсом информатики).

Информационная компетентность может формироваться с помощью различных средств, например, через некорректные задачи [3]. Однако, эффективным инструментарием формирования информационной компетентности в курсе информатики основной школы является использование сетевых технологий: электронной почты, онлайн-тестов, облачных и дистанционных технологий, квестов, бло-гов, глогов, сайтов, «сервисов Web 2.0», Classroom от Google и др.

При организации системы дистанционного обучения информатике возможно применение двух моделей: одноуровневой и двухуровневой [2, с. 207].

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить сетевые технологии, способствующие формированию умений информационной компетентности в курсе информатики основной школы (таблица 1).

Таблица 1.

Сетевые технологии, способствующие формированию структурных

компонент инф юрмационной компетентности

Структурные компоненты Сетевые технологии

ценностно-мотивационный социальные сети

когнтитивный дистанционные технологии, обучающие сайты, квесты

коммуникативный социальные сети, электронная почта

деятельно стный вики, блоги, глоги, поисковые сферы, карты, логосферы облака сервисов

технико-технологический Classroom от Google

оценочно-рефлексивный онлайн-тесты и другие различные контрольно-измерительные материалы

коррекционный дистанционные технологии

Заключение (выводы)

Использование выделенных сетевых технологий в курсе информатики основной школы будут способствовать формированию уме-

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Volume 10, Number 3 • http://rjep.ru

ний информационной компетентности и повышению качественного

уровня образовательного процесса.

Список литературы

1. Лукьянова А.В. Особенности формирования информационной компетентности на этапе школьного образования // Ярославский педагогический вестник. 2014. Том 2. № 2. С. 95-99.

2. Рихтер Т.В. Модель системы дидактического обеспечения дистанционного обучения информатике педагогических вузов // Возможности образовательной области «Математика и информатика» для реализации компетентностного подхода в школе и вузе: материалы Международной научно-практической конференции. Соликамск: СГПИ, 2012. С. 200-207.

3. Bezusova T.A., Richter T.V., Sugrobova N.Yu., Chugainova L.V., Shestakova L.G. Ill-Posed Problems as a Means of Information Competence Development // Espacios. 2018. Vol. 39 (Number 33). С. 26.

References

1. Luk'yanova A.V. Osobennosti formirovaniya informatsionnoy kom-pe-tentnosti na etape shkol'nogo obrazovaniya // Yaroslavskiy pedagogich-eskiy vestnik. 2014. Tom 2. № 2. S. 95-99.

2. Rikhter T.V. Model' sistemy didakticheskogo obespecheniya distantsion-nogo obucheniya informatike pedagogicheskikh vuzov // Vozmozhno-sti obrazovatel'noy oblasti «Matematika i informatika» dlya realizatsii kompetent-nostnogo podkhoda v shkole i vuze: materialy Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Solikamsk: SGPI, 2012. S. 200-207.

3. Bezusova T.A., Richter T.V., Sugrobova N.Yu., Chugainova L.V., Shestakova L.G. Ill-Posed Problems as a Means of Information Competence Development // Espacios. 2018. Vol. 39 (Number 33). S. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.