Научная статья на тему 'Сетевые сообщества в социальных сетях как фактор развития личностной субъектности'

Сетевые сообщества в социальных сетях как фактор развития личностной субъектности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1148
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKING SERVICES / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIO-CULTURAL PRACTICES / ONLINE COMMUNITIES / ЛИЧНОСТНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / PERSONAL SUBJECTNESS / COLLECTIVE SUBJECTNESS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / ГРУППОВАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каменский Е.Г., Гримов О.А.

Рассматриваются особенности сетевых сообществ в социальных сетях как среды осуществления социокультурных практик, а также их онтологический характер. В результате исследования, проведѐнного методами контент-анализа и онлайн-опроса, выявляется формирование в сетевых сообществах личностной субъектности. Актуализация феномена личностной субъектности позволяет говорить о трансформации классического конструкта сообщества применительно к социальным сетям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE COMMUNITIES AT SOCIAL NETWORKING SERVICES AS FACTOR OF PERSONAL SUBJECTNESS DEVELOPMENT

The article deals with features of online communities at social networking services as field of socio-cultural practices realization, and its ontological character. Basing on results of sociological research (content-analysis and online poll), the authors note that personal subjectness is forming at online communities. Actualization of personal subjectness phenomena is evidence of concept «community» transformation in social networking services.

Текст научной работы на тему «Сетевые сообщества в социальных сетях как фактор развития личностной субъектности»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (34), с. 62-67

УДК 316

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

© 2014 г. Е.Г. Каменский, О.А. Гримов

Юго-Западный госуниверситет, Курск grimoleg@yandex. ru

Поступила в редакцию 10.04.2014

Рассматриваются особенности сетевых сообществ в социальных сетях как среды осуществления социокультурных практик, а также их онтологический характер. В результате исследования, проведённого методами контент-анализа и онлайн-опроса, выявляется формирование в сетевых сообществах личностной субъектности. Актуализация феномена личностной субъектности позволяет говорить о трансформации классического конструкта сообщества применительно к социальным сетям.

Ключевые слова: социальные сети, социокультурные практики, сетевые сообщества, личностная субъектность, групповая субъектность, коммуникация, идентичность.

В современных условиях изменения традиционных социальных структур и формирования нелинейных (сетевых, ризоматических) способов конструирования социального пространства происходит изменение онтологического статуса личности в социуме в аспекте её связей с другими субъектами, и в частности изменяются возможности и формы социального взаимодействия. Иными словами, происходит трансформация социальности, под которой применительно к социальным сетям как средству интернет-коммуникации мы понимаем прежде всего форму организации социального пространства и групповой динамики, определяющую тип идентификации личности и координации субъектной и межсубъектной деятельности.

Одним из проявлений новых форм социальности в условиях современной информационно-коммуникативной культуры являются многочисленные объединения пользователей в интернет-пространстве, для обозначения которых исследователями предлагались разнообразные термины: виртуальное сообщество, интернет-сообщество, онлайн-сообщество [1—5].

Общим для данных концептов является то, что они в основном рассматривают сообщества в сети Интернет в широком смысле слова; к таким сообществам можно отнести, например, объединения пользователей крупного сайта, виртуальную общность узкоспециализированных профессионалов, которые потенциально могут осуществлять коммуникацию в рамках сети Интернет. Однако подобное понимание сообществ в Сети оказывается нерелевантным по отношению к изучаемым нами группам и объединениям в социальных сетях, для обозна-

чения которых (то есть объединений) мы будем использовать понятие «сетевые сообщества». В отличие от интернет-сообществ в широком смысле слова, сетевые сообщества рассматриваются нами в узком значении как непосредственно наблюдаемые группы пользователей в социальных сетях. Иными словами, если интернет-сообщества в широком смысле слова являются размытым конструктом и определяются самим исследователем в каждом отдельном случае, то сетевые сообщества в социальных сетях в силу специфики данного веб-ресурса имеют институциональный статус, то есть чётко очерчены и легко фиксируются эмпирически, независимо от своего размера. К таким сообществам относятся, например, разнообразные объединения пользователей вокруг определённой темы в социальных сетях «ВКонтакте», «Face-book». При этом каждое сообщество имеет свой профиль (страницу, аккаунт), который служит средством и полем групповой активности, в частности в нём отражается численность сообщества и перечень пользователей, благодаря чему становится возможной межличностная коммуникация между любыми пользователями сообщества. Именно персональная страница сообщества, будучи его «лицом», определяет его институционально закреплённый в рамках веб-ресурса статус и эмпирическую фиксируе-мость на основе технических средств (системы поиска). Пользователи в рамках сообщества могут быть знакомы между собой в реальной жизни. Однако в большинстве случаев, и тем более когда количество пользователей достаточно велико, социальные связи участников сообщества в реальной жизни не налажены.

Участников объединяют именно общая цель, интересы, ценности, разделяемые или достигаемые в процессе коммуникации. Определяющим в структуре выделения ключевых характеристик сообщества является добровольная связь пользователей вокруг определённой, точно обозначенной темы, что далеко не всегда характерно для интернет-сообществ в широком смысле слова. Важнейшим для рассматриваемых нами сетевых сообществ является именно социокультурная деятельность, реализуемая индивидами в рамках сообществ как вектор самоконструирования. Мы определяем сетевые сообщества как добровольно формируемые в информационно-коммуникативном пространстве социальных сетей объединения пользователей, основанные на общности разделяемых ими интересов и/или ценностей в ходе производства и потребления социокультурных практик.

К наиболее значимым особенностям сетевых сообществ относятся:

- добровольность участия в сообществе и свобода выхода из него (данное свойство обеспечивает свободный и мобильный характер коммуникации);

- наличие общего интереса и/или цели участников, обеспечивающее создание сообщества на определённую тему;

- отсутствие обязательной связи членов сообщества между собой, определяющее выделение сетевых сообществ на эмпирическом уровне на основе реализуемых социокультурных практик даже при отсутствии виртуальной связи между пользователями (на основе включения в френд-лист) или знакомства их в реальной жизни.

Благодаря возможности создания сетевых сообществ, социальные сети являются особой социокультурной средой, а не просто средством коммуникации. Воспроизводимость сетевой структуры в социальных сетях обеспечивается социальным конструированием (посредством социокультурных практик) институционализированных форм сетевого взаимодействия.

Сетевые сообщества социальных сетей выступают формой организованного институционализированного взаимодействия в условиях сетевого общества в рамках регенерируемой структуры, которая воспроизводится посредством осуществления социокультурных практик, структурирующих пространство информационно-коммуникативной культуры. Основой социокультурных практик в сетевых сообществах является коммуникация. Структурирование и воссоздание социокультурной реальности в сетевых сообществах осуществляется посред-

ством различных коммуникативных практик: вступления в сообщество, создания тем, написания постов, заметок, оставления комментариев, загрузки файлов и др.

Актуальным является вопрос классификации сетевых сообществ на основе выделения в них тех или иных структурных артефактов. Мы полагаем, что наиболее актуальной в нашем случае является классификация сетевых сообществ по критерию артикулируемых в них социокультурных образцов и целевых установок участников. На данной основе нами были выделены следующие типы сетевых сообществ:

1) научно-профессиональные (в том числе, учебные) - объединённые особой «профессиональной» этикой, достаточно узкой специализацией осуществляемой деятельности;

2) творческие - представленные сообществами с возможностью размещения продуктов собственного творчества (стихи, музыка, фото-и видеофайлы и др.), ориентированными на творческое самовыражение личности (в том числе, авторские страницы представителей творческой интеллигенции - художников, поэтов, фотографов и др.), а также сообществами, ориентированными на коммуникацию по теме творчества и искусства;

3) развлекательно-досуговые - разнообразные юмористические сообщества, сообщества по типу реализуемых досуговых практик, например, любители рыбалки, группы поклонников определённой медиаперсоны или потребителей того или иного бренда, различные подписки, группы по интересам без жёсткой привязки к роду деятельности;

4) гражданско-политические - имеющие чётко обозначенную гражданскую/политическую позицию, объединяющие сторонников тех или иных общественных или политических сил (в идеале направлены на координацию и практическую реализацию совместной деятельности в реальной жизни).

При всей условности подобной классификации она позволяет структурировать многообразие форм сетевых сообществ по типу социокультурной деятельности.

С целью изучения специфики реализуемой и координируемой социокультурной деятельности в сетевых сообществах в 2012 г. нами был проведён контент-анализ 30 последних сообщений (постов) в случайным образом отобранных сообществах каждого типа в социальной сети «ВКонтакте» (каждого типа - 50 сообществ, итого 200 сообществ, 6000 сообщений). В качестве единицы анализа нами выбрано каждое отдельно взятое сообщение. Единицами счёта в

рамках исследования выступали сообщения (посты) по критерию наличия в них следующих признаков, которые являются соответствующими смысловыми единицами контент-анализа:

1) наличие призыва к действию - отражает стремление к расширению групповых связей и формированию групповой сплочённости;

2) наличие дискуссионности - комментарии к сообщениям, свободная коммуникация между пользователями;

3) наличие отчёта о деятельности - отражение результатов совместной групповой деятельности;

4) планируемая деятельность - различные напоминания, оповещения о готовящейся групповой деятельности;

5) цитирование - отсылка к другим участникам сообщества или иным сетевым ресурсам, формирующая единое информационное пространство социальных сетей.

В нашем исследовании изучаемые смысловые единицы не исключают друг друга; отдельно взятое сообщение может соответствовать всей совокупности данных критериев и содержать в себе все единицы счёта. Описанные признаки, на наш взгляд, можно назвать сущностными свойствами сетевых сообществ, характеризующими их консолидационный потенциал как средство достижения и координации группового взаимодействия.

Отдельно изучались нами цели сообщений в сетевых сообществах, характеризующие их социокультурное содержание и направленность на совместно организуемую деятельность. Всю совокупность возможных целей сообщения, публикуемого от имени сообщества или отдельным участником, мы свели к следующим основным типам:

1) информационная цель - оповещение, осведомление;

2) высказывание личного мнения - постулирование собственной позиции, взглядов, высказывание в рамках дискуссии;

3) поддержка - поиск единомышленников, друзей или определённых данных (информационного контента);

4) самовыражение и самопрезентация - постулирование оригинальных идей, размещение продуктов собственного творчества, самопозиционирование как размещение информации о себе.

Так же, как и в предыдущем случае, возможные цели сообщения не противоречат друг другу; отдельное сообщение может иметь любые из рассмотренных целевых установок и соответствовать нескольким единицам счёта.

В ходе исследования было установлено, что наличие призыва к действию присуще, в первую очередь, сообщениям гражданско-поли-тических (75.8%) и научно-профессиональных (68.8%) сообществ. В сообществах развлека-тельно-досугового типа наличие призыва к действию характеризует 48.6% сообщений, в творческих - 28.3%. Дискуссионность как свойство сообщений представлено в сообществах следующим образом: гражданско-политические -28.2%, научно-профессиональные - 23.8%, раз-влекательно-досуговые - 14.2%, творческие -7.3%. На основе изучения частоты сообщений, посвящённых планированию деятельности, можно сопоставить научно-профессиональные сообщества (12.8%) и творческие, развлека-тельно-досуговые и гражданско-политические сообщества (соответственно 6%, 5.6%, 5.1%), различающиеся структурными характеристиками планирования групповой деятельности. Как мы видим, сущностные свойства сетевых сообществ в отдельных типах (в основном - творческих и развлекательно-досуговых) выражены недостаточно сильно; анализ непосредственного информационного содержания позволяет особо выделить творческие сообщества, которые нередко представлены персональными страницами, не допускающими комментирования, сообществами со свободной публикацией продуктов собственного творчества без координации совместно реализуемых социокультурных практик. Особый статус творческих сообществ подтверждается при анализе целей сообщений. Для них в наибольшей степени характерны (в сравнении с остальными сообществами) самовыражение (15.5%) и высказывание своего мнения (14.2%). Данные цели отражают скорее не групповое взаимодействие, а стремление к личностной самореализации и практически не представлены в остальных типах сообществ.

С целью дополнения и уточнения основанных на применении контент-анализа выводов о качественных характеристиках социокультурных практик в сетевых сообществах нами также было проведено исследование некоторых вопросов, касающихся активности пользователей социальных сетей в сетевых сообществах, методом онлайн-опроса (N=1000). Как показывают результаты исследования, абсолютное большинство респондентов (99%) состоит в тех или иных сетевых сообществах, что отражает прямую зависимость между участием в социально-сетевой коммуникации и потребностью в структурировании своего личного пространства посредством налаживания виртуальных группо-

вых связей. Сообщества по тематической направленности разделились следующим образом: развлекательно-досуговые - 82%; научно-профессиональные - 77%; творческие - 76%; гражданско-политические - 20%.

Как мы видим, три типа сообществ являются широко востребованными и пользуются массовой поддержкой пользователей - от 76% до 82%. Исключение составляют лишь граждан-ско-политические сообщества, которые в наибольшей степени ориентированы на обсуждение общественных, социально значимых проблем, активную коммуникацию между пользователями и координацию их совместной деятельности в реальной жизни. Иными словами, данные сообщества требуют активного социального участия и активной коммуникативной деятельности. Именно с этим мы связываем их относительную непопулярность, компенсируемую градусом активности в них как в пределах самого сообщества (оживлённые дискуссии), так и в реальной жизни (организованные и спланированные в Сети митинги, флешмобы). В отличие от гражданско-политических сетевых сообществ остальные типы сообществ в меньшей степени ориентированы на непосредственно организуемую совместную деятельность. Так, в ходе контент-анализа нами было установлено, что в научно-профессиональных сообществах, в достаточной мере служащих делу групповой сплочённости, совместная деятельность может предполагать лишь определённый обмен опытом без непосредственной консолидации сил для решения определённых задач (учебных, научных, профессиональных). Отдельно стоит отметить наиболее распространённые сообщества - развлекательно-досуговые (82%), имеющие наиболее утилитарный характер и наименьшую степень общности между пользователями. Основной ценностью в подобных сообществах служит свободный доступ к размещаемому контенту; связь между пользователями в условиях их огромного количества (в некоторых сообществах - превышающего 500000 участников) может быть минимальной. Участие в тех или иных сообществах может также служить лишь статусным маркером и не отражать реальных интересов пользователя. В связи с этим рассмотрим распределение ответов на вопрос о характере связи членов сетевых сообществ (табл. 1 ).

Основным фактором связи членов сообщества между собой является общность их интересов и целей (73%). Стоит выделить и варианты «возможность свободного общения и обмена мнениями на интересующую тему» (49%) и

«возможность свободного доступа к определённым информационным ресурсам» (48%). Как мы видим, данные показатели во многом подтверждают наш вывод о преобладании в структуре связи между пользователями в отдельных видах сообществ не совместных, но одновременных (обусловленных сообществом как средством их реализации) социокультурных практик, сводимых к потреблению определённого контента в условиях общих вкусов и пристрастий (например, в сообществах поклонников музыкального коллектива). Индикаторы реальной групповой идентичности и сплочённости, характеризующие активность собственно групповой деятельности и тесноту связи между членами, - «личное знакомство в реальной жизни» (36%), «возможность организации и координации деятельности в реальной жизни» (30%), «определённый прошлый опыт» (18%) - имеют значительно меньший вес. Наиболее значимым подлинно групповым взаимодействием является лишь «возможность свободного общения и обмена мнениями на интересующую тему» (49%), отражающая межличностную и групповую коммуникацию между пользователями.

На вопрос «Что Вам даёт участие в сетевых сообществах?» (предлагалось выбрать не больше 2-х вариантов ответа) три четверти респондентов (73%) отметили досуг и развлечения, 39% - возможность обмена опытом. Одинаковое количество опрошенных (31%) выбрали варианты «поиск единомышленников» и «организация совместной деятельности в реальной жизни», 17% - «возможность самореализации и самоутверждения». Как мы можем видеть, практические результаты участия в сетевых сообществах представлены, в первую очередь, досуговыми практиками, что созвучно рассмотренному нами выше дискурсу потребления. Коммуникативные и консолидационные эффекты группового взаимодействия в гораздо меньшей степени удовлетворяются пользователями в сетевых сообществах, несмотря на широкие социально-технологические возможности.

В связи с этим значительный интерес представляет распределение ответов на вопрос о целях, преследуемых пользователями в социальных сетях (табл. 2).

Анализ таблицы показывает, что в основе большинства целей, преследуемых в социальных сетях, лежит удовлетворение коммуникативных, информационных и развлекательно-досуговых потребностей, носящих непосредственно личностный характер (ранги 1-4). Коллективные практики, решаемые по определению совместными действиями в рамках сооб-

Таблица 2

Насколько важным для вас в социальных сетях является достижение следующих целей? (от 1 до 10, где 1 - совсем не важно, 10 - очень важно)

Таблица 1

Что Вас связывает с другими членами ваших сообществ в социальных сетях? (до 3-х вариантов ответа)

Вариант ответа % пользователей

Общность интересов, целей 73%

Возможность свободного общения и обмена мнениями на интересующую тему 49%

Возможность свободного доступа к определённым информационным ресурсам 48%

Личное знакомство в реальной жизни 36%

Возможность организации и координации деятельности в реальной жизни 30%

Определённый прошлый опыт 18%

Другое 2%

Цели, преследуемые в социальных сетях Средний балл Ранг

быстрая и удобная коммуникация 9.04 1

свободный доступ к различным информационным ресурсам 8.76 2

расширение кругозора 7.74 3

интересное времяпрепровождение 7.26 4

психологическая разгрузка, релаксация 7.00 5

выражение своих идей, мнений, чувств 6.78 6

приобщение к культурным ценностям 6.48 7

обсуждение различных проблем 6.42 8

организация коллективной деятельности 6.32 9

организация личного пространства (организация встреч, событий, напоминания и проч.) 6.24 10

поиск друзей, единомышленников 6.10 11

творческое самовыражение 6.04 12

ощущение поддержки, причастности 5.94 13

приобщение к чужому опыту 5.54 14

создание нового образа, имиджа 4.70 15

щества («обсуждение различных проблем», «организация коллективной деятельности», «поиск друзей, единомышленников» и т.д.), имеют заметно меньший вес (соответственно, ранги 8, 9, 11).

Результаты исследования позволяют отметить чёткое разграничение двух типов субъект-ности, имеющих онтологический смысл выделения субъекта деятельности, в сетевых сообществах социальных сетей. Наряду с надличностной (собственно групповой) формируется личностная субъектность, направленная на достижение личностных целей посредством участия в по существу дезинтегрированном сообществе. Классический конструкт сообщества, ориентированный на формирование групповой идентичности, тесные связи между членами и координацию их совместной деятельности, в социальных сетях подвергается пересмотру (в первую очередь, в творческих и развлекательно-досуговых сообществах). В новых условиях декларируемая самой идеей сообщества общность взглядов, интересов, ценностей пользователей как потенциальное условие их совместной дея-

тельности может сводиться лишь к «соприсутствию» как не взаимно обусловленному, но одновременному процессу производства (и всё чаще - потребления) социокультурных практик при отсутствии реально формируемой групповой идентичности и координируемой групповой активности. Содержательный анализ «личност-но-субъектных» (личностно ориентированных) сообществ позволяет сделать вывод о преобладании в структуре их деятельности информационной составляющей как условия свободного доступа к контенту.

Установленная нами трансформация социальности в сетевых сообществах, выраженная в актуализации личностной и частичном нивелировании собственно групповой субъектности, позволяет сместить методологический акцент с изучения коллективных действий в сетевых сообществах на рассмотрение их (сообществ) как особой среды осуществления личностных социокультурных практик и, как следствие, самоосуществления и самоконструирования личности. Таким образом, независимо от формы субъектности, характеризующей сообщество,

сетевые сообщества представляют личности разнообразные каналы и средства для самоконструирования.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ, грант на поддержку научных исследований в рамках мероприятия 1.5 «Поддержка научных исследований, проводимых коллективами под руководством приглашенных исследователей в области философских наук, социологических наук и культурологии» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 год, Соглашение № 14.В37.21.1997, тема «Проблема системности и согласованности знания в образовательном процессе в эпоху объективации транснаучной парадигмы».

Список литературы

1. Rheingold H. The Virtual Community: Home-steading on the Electronic Frontier [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rheingold.com/vc/book (дата обращения 16.09.2013).

2. Нестеров В.Ю. К вопросу о динамике сетевых сообществ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (дата обращения 19.09.2013).

3. Тальнишних Н.К. Культура «сетевых сообществ»: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т, 2004. 128 с.

4. Скуратов А.Б. Локальные интернет-сообщества крупного российского города: социально-стратификационный анализ: Дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург: Уральская акад. гос. службы, 2009. 182 с.

5. Поправко В.Н. Интернет-сообщества: специфика и роль в формировании социального пространства: Автореферат дис. ... канд. филос. наук. Томск: Томский гос. университет, 2011. 20 с.

ONLINE COMMUNITIES AT SOCIAL NETWORKING SERVICES AS FACTOR OF PERSONAL SUBJECTNESS DEVELOPMENT

O.A. Grimov, E. G. Kamensky

The article deals with features of online communities at social networking services as field of socio-cultural practices realization, and its ontological character. Basing on results of sociological research (content-analysis and online poll), the authors note that personal subjectness is forming at online communities. Actualization of personal subjectness phenomena is evidence of concept «community» transformation in social networking services.

Keywords: social networking services, socio-cultural practices, online communities, personal subjectness, collective subjectness, communication, identity.

References

1. Rheingold H. The Virtual Community: Home-steading on the Electronic Frontier [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: www.rheingold.com/vc/book (data obrascheniya 16.09.2013).

2. Nesterov V.Yu. K voprosu o dinamike setevyih soobschestv [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (data obrascheniya 19.09.2013).

3. Talnishnih N.K. Kultura «setevyih soobschestv»: Dis. ... kand. filos. nauk. Rostov-na-Donu: Rostovskiy gos. un-t, 2004. 128 s.

4. Skuratov A.B. Lokalnyie internet-soobschestva krupnogo rossiyskogo goroda: sotsialno-stratifikatsionnyiy analiz: Dis. ... kand. sots. nauk. Ekaterinburg: Uralskaya akad. gos. sluzhbyi, 2009. 182 s.

5. Popravko V.N. Internet-soobschestva: spetsifika i rol v formirovanii sotsialnogo prostranstva: Avtoreferat dis. ... kand. filos. nauk. Tomsk: Tomskiy gos. universitet, 2011. 20 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.